Что такое плановая социалистическая экономика
Плановая экономика
Плановое хозяйство, также плановая экономика — форма экономического устройства, в которой средства производства в основном принадлежит государству и специальный государственный орган регулирует ассортимент и объёмы производства всех товаров и услуг, цены на все продукты, величину всех заработных плат. Инвестиционные решения также принимаются централизованно.
Такая экономическая система отрицает частную собственность либо полностью, либо частично и противопоставляет себя рыночной экономике.
Содержание
Преимущества
Недостатки
Пример планового хозяйства
Типичным примером плановой экономики является экономика СССР в период с начала 1930-х годов по 1991 год. Государственным органом, регулирующим экономику, являлся Госплан СССР, который был создан в феврале 1921 года на базе комиссии ГОЭЛРО. Госплан СССР разрабатывал проекты сначала на год, а с 1925 года на 5 (1928—1932) лет (пятилетка).
Также следует указать, что элементы плановой экономики иногда существовали и в рамках капитализма, например в нацистской Германии во время второй мировой войны.
Критика
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Плановая экономика» в других словарях:
Плановая экономика — экономика, в которой распределение ресурсов определяется решениями правительства. По английски: Planned economy См. также: Экономика Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
плановая экономика — Социально экономическая система, в которой государство планирует всю деловую активность … Словарь по географии
ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА — экономика, в которой распределение ресурсов контролируется правительством в централизованном порядке … Энциклопедический словарь экономики и права
Плановая экономика — – экономика, в которой распределение ресурсов контролируется правительством в централизованном порядке … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник
Плановая экономика — экономика, в которой распределение ресурсов в централизованном порядке контролируется правительством; в международной статистике термин применялся для обозначения социалистических стран … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Плановая экономика — (командная экономика) (planned economy), экономика, при к рой все (или почти все) ресурсы распределяются централизованно првом, а не рынком через механизм ценообразования. Вся земля и весь капитал при П.э. принадлежат госву, а доходы… … Народы и культуры
ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА — (planned economy) см. Командная экономика … Большой толковый социологический словарь
Плановая экономика — эту систему характеризуют общественная собственность практически на материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования. Все крупные решения, касающиеся объема используемых… … Словарь по экономической теории
Плановое хозяйство
Плановое хозяйство — тип хозяйства,экономический порядок, при котором материальные ресурсы находятся в общественной собственности и распределяются централизованно, что обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. Такой тип экономики существовал в СССР.
. превращение всего государственного экономического механизма в единую крупную машину, в хозяйственный организм, работающий так, чтобы сотни миллионов людей руководились одним планом.
Содержание
Особенности
При плановом (командном) хозяйствовании государственные органы практически полностью планируют ассортимент и объёмы производства всех товаров и услуг, регулируют (командными методами) цены на все продукты и величины всех заработных плат. Инвестиционные решения также принимаются централизованно.
Такая экономическая система отрицает частную собственность на средства производства либо полностью, либо частично, и противопоставляет себя рыночной экономике.
Преимущества
Недостатки
Экономика
Управление
Качество жизни
Отсутствие конкуренции приводит к резкому снижению ассортимента и качества потребительских товаров и услуг, что резко снижает реальное качество жизни населения.
Механизмы функционирования
Рыночные фонды
Рыночные фонды — совокупность товаров, предлагаемых на внутреннем рынке населению для личного потребления. Они составляют основную часть товарных ресурсов по многим предметам потребления, например, по мебели — более 80 %, кожаной обуви — 90, швейным изделиям — 90 %. Рыночные фонды по объему и структуре увязываются с объемом производства, товарного обеспечения, с одной стороны, и размером покупательных фондов населения — с другой. По каждой группе товаров и отдельным товарам рыночные фонды определяются с помощью баланса товарных ресурсов. Он состоит из приходной и расходной частей, где указываются источники поступления товаров и направления их распределения. Рыночные фонды — важнейшая статья распределения товаров по видам потребления. Основная часть рыночных фондов определяется централизованно. В целом по товарам разрабатывается более 500 балансов, по важнейшим товарам балансы утверждал Совет Министров СССР.
Сбалансированность рыночных фондов должна быть обеспечена по общему объему и структуре, по времени (год, квартал, месяц), по территории страны, по торговым системам, организациям и предприятиям. В целях увеличения рыночных фондов предусматривается интенсивное развитие децентрализованных источников товарных ресурсов, и прежде всего местного производства, создание и развитие кооперативов (артелей), специализирующихся на выпуске различных товаров народного потребления. В увеличении рыночных фондов все более важную роль играют отрасли тяжелой промышленности, на долю которых приходится более 30% общего объема производства товаров народного потребления. Материальные балансы по товарам народного потребления составляются на пятилетку с разбивкой по годам, а годовые — по кварталам по стране в целом, республикам, краям и областям. По продовольственным товарам они разрабатывались в натуральных показателях, по многим непродовольственным товарам сложного ассортимента (мебель, галантерея, трикотажные, швейные и другие изделия) — в стоимостном выражении, а по таким товарам, как ткани, кожаная обувь, и в стоимостном и натуральном, измерениях. Объем рыночных фондов рассчитывались на основе планов выпуска промышленных товаров и государственных закупок сельскохозяйственных продуктов. Существенным источником увеличения рыночных фондов является сокращение потерь при хранении, переработке и транспортировке. [2]
Фондирование — харатерная для плановой экономики централизованная форма распределения фондов на особоважную и остродефицитную продукцию. Продукция, материальные балансы и планы распределения которой по фондодержателям разрабатывались Госпланом СССР и утверждались Советом министров СССР, называлась фондируемой (номенклатурой государственного плана материально-технического снабжения).
Примеры планового хозяйства
Экономика СССР
Типичным примером плановой экономики являлась советская экономика, которая оценивалась ЦРУ как вторая по мощности в мире. [3] Государственным органом, регулирующим экономику, являлся Госплан СССР, который был создан в феврале 1921 года на базе комиссии ГОЭЛРО. Госплан СССР разрабатывал проекты сначала на год, а с 1925 года на 5 лет (1928—1932).
Государства с плановой экономикой
В настоящее время государствами с плановой экономикой являются Куба и Северная Корея. Частная собственность в этих странах значительно ограничена, конституционно запрещена эксплуатация человека человеком.
Государства со смешанным типом экономики
Планирование в странах Западной Европы
Элементы плановой экономики имеются также во многих странах Западной Европы. Так, во Франции существует должность генерального комиссара по планированию. Значительна роль государства в экономике и в соседней Бельгии, государственные расходы в структуре ВВП составляют 55%. Планированием и значительным госсектором также отличаются страны Скандинавии. Так, в Норвегии нефтегазовые и биологические ресурсы находятся в руках государства и им управляются. В этих же странах полностью соблюдается принцип неприкосновенности частной собственности.
Исторические примеры планирования
Критика
Одним из первых серьёзных критиков социалистической экономики был Людвиг фон Мизес. В 1922 году вышла в свет книга «Социализм», в которой автор подверг критике идеи социализма и впервые попытался доказать невозможность социализма и социалистической экономики.
К недостаткам планового хозяйства относят:
Альтернативный взгляд
Основоположник советской экономической школы стратегического планирования экономист и кибернетик Николай Иванович Ведута обобщил опыт СССР при конструировании им централизованно-смешанной экономики по образцу механизма свободной конкуренции с включением воздействия рынка на установление пропорций в плане. [7] Принципы сочетания плана и рынка были изложены им ещё в 1971 году в книге «Экономическая кибернетика». [8]
ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА
Идея плановой экономики возникла в утопическом социализме и была впервые чётко определена учениками К.А. Сен-Симона при систематизации его доктрины (1828-1829 годы). Марксизм представлял плановую экономику основой производственных отношений коммунистической формации в противоположность капиталистическому способу производства, основанному на рыночной экономике. Ф. Энгельс («Анти-Дюринг», 1877-1878 годы) сформулировал положение о назревшей необходимости устранения противоречия между планомерной организацией работы каждой отдельной капиталистической фабрики и конкурентной анархией производства в масштабе общества. Теоретики германской социал-демократии (особенно Р. Гильфердинг) считали организационной предпосылкой плановой экономики обобществление крупной промышленности финансовым капиталом. Первая программа РСДРП (1903 год) провозгласила задачей пролетарской революции «введение планомерной организации общественно-производительного процесса» на основе замены частной собственности общественной. Гипотетические представления о плановой экономике на основе научно-технического прогресса (подчёркивая значимость электрификации) и всеохватывающего статистического учёта, повлиявшие на большевиков, были изложены К. Балодисом (Баллодом) в трактате «Государство будущего» (1898 год), А.А. Богдановым в утопии «Красная звезда» (1908 год). В.И. Ленин в работах 1917 года пришёл к выводу, что процессы обобществления производства во время Первой мировой войны (государственно-монополистический капитализм) создали прямые предпосылки для революционного перехода к плановой экономике.
В период «военного коммунизма» большевики начали создавать плановые органы в составе ВСНХ, вплоть до комиссии ГОЭЛРО (1920-1921 годы), на основе которой была сформирована Государственная плановая комиссия РСФСР (смотрите в статье Госплан СССР). Конституция РСФСР (1918 год) и вторая программа РКП(б) (1919 год) включили требование: создания плановой экономики, понимаемой как централизация в общегосударственном масштабе счетоводства, управления промышленностью и распределения продуктов; учреждения государственных научно-производственных институтов; проведения мер, расширяющих область безденежных отношений, поголовную мобилизацию всего трудоспособного населения.
С переходом к новой экономической политике развернулись поиски инструментария, использующего различные методы и сроки народно-хозяйственного планирования (от контрольных цифр Госплана СССР на ближайший первый год до пятнадцатилетнего Генерального плана народного хозяйства).
Плановая экономика СССР изначально сложилась как система, нацеленная на всемерную мобилизацию ресурсов для форсированной индустриализации и вытеснение частнохозяйственных элементов (кулаков, нэпманов, владельцев концессий, кустарей).
Плановая экономика (хотя объективная оценка её показателей затруднена, а ни один из планов фактически не был выполнен) обеспечила СССР в 1930-1950-е годы высокие темпы экономического роста, мобилизацию ресурсов для победы в Великой Отечественной войне, ликвидации монополии США на ядерное оружие, а также первенство в космонавтике. Эти и другие достижения заставили многих западных экономистов и политиков признать плановую экономику жизнеспособной альтернативной экономической системой; хотя сложилась и традиция резко критических оценок идеологии и практики плановой экономики, особенно в концепциях неоавстрийской школы и у ряда экономистов российской эмиграции. Под влиянием советского опыта и развития моделей эконометрики в ряде стран Западной Европы, в Японии и во многих государствах «третьего мира» с конца 1940-х годов разрабатывались и проводились индикативные планы национального экономическогоразвития, близкие к отвергнутому в СССР «генетическому» подходу. Коммунистические партии в странах возникшего «восточного блока» (Монголия, страны Восточной Европы на рубеже 1940-1950-х годов, Китай в 1953 году) начали внедрение директивных пятилетних планов по советскому образцу. Поначалу это обеспечило более высокие среднегодовые темпы прироста ВВП по сравнению с западными странами (но не с Японией).
Однако уже в 1960-е годы показатели экономического роста стран с плановой экономикой стали существенно ниже по сравнению с Западной Европой, особенно с членами ЕЭС, а в 1970-е годы ещё более замедлились. Китайская модель плановой экономики, с учётом демографического взрыва и политики Мао Цзэдуна («большой скачок» в 1958-1960 годах; казарменное обобществление сельского хозяйства в «народные коммуны»; «культурная революция» 1966-1976 годы), позволила КНР стать ядерной и космической державой, но оставила её страной с невысоким уровнем доходов на душу населения.
Плановая экономика не поспевала за новыми технологиями, связанными с интенсификацией сельского хозяйства, с производством модной синтетики и бытовой техники длительного пользования, с ресурсосбережением, микроэлектроникой и информатикой.
В середине 1960-х годов была сделана попытка усовершенствовать «хозяйственный механизм» плановую экономику в СССР за счёт расширения самостоятельности предприятий (Косыгина реформа 1965 года).
«Совершенствование хозяйственного механизма» в направлении от директивного к индикативному планированию наиболее далеко зашло в Венгрии (ВНР) при руководстве Я. Кадара; в 1966 году предприятиям было дано право выбора поставщика и заказчика продукции, смягчена монополия внешней торговли (в 1973 году Венгрия присоединилась к ГАТТ); реформа 1968 года отменила централизованное материально-техническое снабжение и позволила предприятиям обрабатывающей промышленности самим назначать оптовые (договорные) цены, хотя сохранение низких государственных розничных цен требовало значительных дотаций из бюджета убыточным предприятиям; широко допускалось малое предпринимательство, деятельность, находившаяся за рамками плановой экономики. Однако, первоначальные успехи (довольно высокие темпы экономического роста в 1968-1975 годах), приблизившие страну к западно-европейским стандартам массового потребления, сменились резким снижением роста ВВП при росте внешней задолженности во второй половине 1970-х годов и в 1980-е годы.
Тогда же большую популярность на Западе снискала книга Я. Корнаи «Экономика дефицита» (т. 1-2, 1979 год), подводившая к выводу о принципиальной неэффективности плановой экономики ввиду «мягких бюджетных ограничений» деятельности производств. единиц, отсутствия банкротств и искусств. сохранения государством убыточных предприятий, завышенного спроса на производств. ресурсы ввиду ослабленной чувствительности к ценам.
В конце 1980-х годов после неудачной попытки возобновить динамизм плановой экономики («стратегия ускорения», провозглашённая М.С. Горбачёвым) начался процесс постепенной деградации хозяйства, закончившийся распадом плановой экономики.
Дополнительная литература:
Струмилин С.Г. На плановом фронте. М., 1958;
Планирование народного хозяйства СССР / Под ред. Л.Я. Берри. 2-е изд. М., 1973;
Методические указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР. М., 1974;
Хозяйственные механизмы в странах СЭВ и СФРЮ / Под ред. Р.Н. Евстигнеева. М., 1984;
Об едином хозяйственном плане: Работы 1920-1921 гг. / Отв. ред. А.И. Анчишкин. М., 1989;
Проблемы планового управления в Китае: В 2 т. М., 1989;
Фальцман В.К. Макроэкономика плановой и предпринимательской систем. М., 1991;
Шаванс Б. Экономические реформы в Восточной Европе. 1950-90-е гг. М., 1994;
Гайдар Е.Т. Аномалии экономического роста. М., 1997.
Плановая (социалистическая) экономика
Плановая (социалистическая) экономика — экономическая система, построенная на административно-командном методе управления, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам, а власть находится в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата. Для такой системы характерно централизованное директивное планирование, при котором предприятия действуют в соответствии со спущенными им с верхних эшелонов управления плановыми заданиями, Административно-командная система опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления, препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.
Таким образом, особенностью плановой экономики является сильная централизация государственной власти, которая оказывает прямое воздействие на все сферы жизни общества конкретной страны. Такая модель была характерна для стран бывшего социалистического лагеря. Особенности плановой экономики позволяли руководителям этих государств внедрять идеи равенства и справедливости, Идея социального равенства в плановой экономике реализовывалась через приоритет общественного над индивидуальным, и коллективного над частным.
Признаки плановой экономики:
Для плановой экономики характерны следующие явления:
В плановой экономике отсутствует свободный механизм спроса и предложения, ее динамика и структура определяются и просчитываются государством. Основным источником их расчета служит статистика, помимо этого большая роль отводится идеологическому фактору, призванному решать насущные политические задачи.
Родоначальниками теории плановой экономики ошибочно считают классиков марксизма-ленинизма Карла Маркса и Фридриха Энгельса, которые в общих чертах обрисовали принципы ее функционирования и считали плановую экономику главным преимуществом социализма. Однако они не провели научный анализ этого нового социальноэкономического строя, где излагалась бы законченная и системная теория социализма. Социализм, по их мнению, представляет в основном социалистическую критику капитализма, т. е. характеристика социализма выводилась ими из анализа противоречий капитализма. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что если основу рыночной экономики составляет частная собственность на средства и продукты производства, то основа плановой экономики — общественная собственность. Если в рыночной экономике каждый имеет в виду лишь свой собственный, индивидуальный интерес и выгоду, то плановая экономика непосредственно подчинена цели роста благосостояния всего общества.
Эти принципы взял за основу В. И. Ленин и воплотил их в теоретическую базу социализма, затем реализовал на практике.
В реальности научное обоснование теории плановой экономики заложили экономисты В. Парето, Э. Бароне, Фридрих фон Виз ер. Данная теория была создана ими в качестве ‘»побочного продукта’’ теории общего экономического равновесия. Они обосновали, что плановая экономика как модель централизованного управления ценами и производством, которая учитывает многообразные потребности и ведет к равновесию спроса и предложения, теоретически возможна.
В. И. Ленин в работах 1917 г. пришел к выводу, что процессы обобществления производства во время Первой мировой войны (государственно-монополистический капитализм) создали прямые предпосылки для революционного перехода к плановой экономике.
В период военного коммунизма большевиками была сформирована государственная плановая программа, заключавшая в себе создание плановой экономики, понимаемой как централизация в общегосударственном масштабе счетоводства, управление промышленностью и распределение продуктов; учреждение государственных научно-производственных институтов; поголовная мобилизация всего трудоспособного населения.
Таким образом, плановая экономика СССР изначально сложилась как система, нацеленная на всемерную мобилизацию ресурсов для форсированной индустриализации и вытеснение частнохозяйственных элементов (кулаков, нэпманов, владельцев концессий, кустарей).
Однако в 1900-х годах ситуация изменилась, показатели экономического роста стран с плановой экономикой стали существенно снижаться по сравнению с Западной Европой, особенно с членами ЕЭС. Китайская модель плановой экономики, с учетом демографического взрыва и политики Мао Цзэдуна (“большой скачок” в 1958-1950 тт.; казарменное обобществление сельского хозяйства в “народные коммуны”; “культурная революция» 1956-1976 тт.), дала возможность КНР приобрести статус ядерной и космической державы, но уровень доходов на душу населения был невысок.
Низкий уровень доходов населения СССР и КНР был связан с тем, что блага для личного потребления граждан были ограничены по причине приоритетного развития тяжелой и военной промышленности и отсутствия рыночных стимулов к диверсификации и инновациям. Плановая экономика не могла угнаться за новыми технологиями, связанными с технологическими у лучше ними в сельском хозяйстве и промышленности.
В середине 60-х годов была сделана попытка усовершенствовать хозяйственный механизм плановой экономики в СССР за счет расширения самостоятельности предприятий (Косыгинские реформы 1965 г.), но она не принесла успеха.
“Совершенствование хозяйственного механизма» в направлении от директивного к индикативному планированию наиболее далеко зашло в Венгрии в 1966 г. Предприятиям было дано право выбора 30 поставщика и заказчика продукции, смягчена монополия внешней торговли, позволялось самим назначать оптовые (договорные) цены, допускалось малое предпринимательство. Однако первоначальные успели, приблизившие страну к западноевропейским стандартам массового потребления, сменились резким снижением роста ВВП при росте внешней задолженности.
В конце 80-х годов после неудачной попытки возобновить динамизм плановой экономики путем перестройки, провозглашенной М. С. Горбачевым, начался процесс постепенной деградации хозяйства, закончившийся распадом плановой экономики в СССР.
В КНР реформирование плановой экономики началось с роспуска “’народных коммун» и перевода сельскохозяйственных предприятий на долгосрочную аренду, сопровождалось сокращением доли государственных предприятий и снижением удельного веса директивно планируемой продукции; а в 1992 г. КПК провозгласила хозяйственную систему КНР с “социалистической рыночной экономикой”; сохраняющиеся государственные пятилетние планы приобрели индикативный характер.
Таким образом, механизм административно-командной системы при чрезмерной централизации исполнительной власти развивает бюрократизацию в хозяйственных и экономических связях. В итоге бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Это заключается в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает масштабную монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии.
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей в соответствии с заранее выбранными в качестве “общественных” целями и критериями на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов, согласно господствовавшим идеологическим установкам, направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств, направляемых в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода в оплате труда.
Нежизнеспособность этой системы, ее негибкость и инертность в отношении внедрения достижений НТР, неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития послужили причиной социально-экономических пре образований во всех бывших социалистических странах. Сегодня стратегия экономических реформ в этих странах хотя и определяется ориентирами развития мировой цивилизации, однако полностью зависит от внутренних возможностей каждого государства.
- Что такое обширный инфаркт сердца
- Что такое реапро на складе