Что такое плащаница пресвятой богородицы
Что такое Плащаница?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Если зайти в любой православных храм с двух часов дня Великой пятницы до полуночи Пасхи, то обязательно можно увидеть стоящий посреди церкви стол, на котором лежит больших размеров, расшитое золотыми нитками, украшенное бисером и ценными камнями полотнище дорогой ткани. Приглядевшись, можно увидеть изображенного на нем человека, полуобнаженного, как бы лежащего в гробе. Это — плащаница, а человек этот — не кто иной, как Иисус Христос.
Традиция выносить на середину храма «гроб Господень» — относительно недавняя. Примерно в XIV веке на утрени Великой субботы (то есть во второй половине дня пятницы) во время выноса Евангелия использовали небольшой платок с изображением умершего Спасителя. Этим платком покрывали книгу во время шествия, как бы наглядно показывая, что Господь уже лежит в гробе телом, а душою сходит в ад. Примерно в XVI веке платок превратилось в большое полотнище, известное нам сейчас как Плащаница.
Сначала Плащаница лежала на престоле в алтаре всю Светлую седмицу, чуть позже ее стали оставлять вплоть до Вознесения. Это была уже не просто материя с изображенным на ней Христом, а целый шедевр ткацкого искусства, украшенный по строгим правилам. Традиция выносить «гроб Господень» для поклонения верующих окончательно утвердилась не ранее XVII века, а современный порядок приобрела уже веку к XIX.
В наши дни изображение умершего Спасителя выносится в конце вечерни Великой пятницы, которая служится в третьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте. Под пение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи („Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе“)» священнослужители поднимают Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы, и переносят на заранее приготовленный стол — «гробницу», и все присутствующие в храме поклоняются почившему Господу. Вечером, на службе утрени Великой субботы (вечером в пятницу) перед Плащаницей совершается чин «оплакивания Христа». В конце этого удивительного обряда совершается крестный ход вокруг храма, с пением погребальной молитвы «Святый Боже. ». Впереди шествия священники несут Плащаницу. Этим верующие как бы провожают Спасителя и хоронят Его. До пасхальной заутрени (полночь на воскресенье) изображение покоящегося Христа пребывает в храме, потом его заносят в алтарь и кладут на престол. Здесь оно покоится до праздника отдания Пасхи (канун Вознесения).
Иконография Плащаницы очень проста. По сути, это живописная копия Туринской плащаницы — пелены, в которую было завернуто тело Спасителя и на которой чудесным образом осталось изображение Господа.
На храмовых плащаницах Спаситель изображен лежащим в гробе, нагим, в набедренной повязке. Иногда его окружают фигуры ангелов, Богородицы, апостолов, но сейчас такие композиции встречаются редко. По краю Плащаницы идет вышитый золотыми нитками текст стихиры: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи». По углам полотнища (иногда на отдельно пристегиваемых ромбовидных скрижалях) изображаются четыре евангелиста.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы
|
Как ни странно, до IV в. ни один христианский автор не пишет о том, как складывалась жизнь Богоматери после Вознесения на небо Иисуса Христа. В те давние времена, когда происходила настоящая борьба между христианством и язычеством, гораздо больший интерес вызывала судьба мучеников, погибших за веру Христову. Вероятно, потому что, читая или слушая об их подвигах, люди могли найти для себя пример достойного поведения христианина и опору, ведь на месте погибших за Христа тогда мог оказаться любой из них.
Другая причина, возможно, связана с тем, что для понимания места и роли Богоматери в судьбе человечества необходимо было развитие богословия. Как ни парадоксально, но развитие теологии во многом стимулировалось появлением разнообразных ересей. Столкнувшись с необходимостью доказывать образованным язычникам и еретикам свою правоту, христианские авторы стали углубленно изучать догматы своей религии, более зрело осмыслять их и искать исторические свидетельства. Так около IV в. были найдены необходимые сведения о жизни Девы Марии.
Когда Мария молилась, деревья, которые росли на склонах Елеонской горы, склоняли свои вершины к земле и выпрямлялись, когда Богородица совершала поклоны.
Беспрестанно помогая людям, утешая и поддерживая учеников Христа, Мария всем сердцем желала поскорее предать Свою душу Господу, чтобы вновь увидеть любимого Ею Сына.
В один из дней Она, как обычно, молилась на Елеонской горе. Вдруг перед Ней предстал архангел Гавриил, который служил Марии с самого детства и возвестил, что Она станет Матерью Иисуса Христа. Архангел передал Ей слова Господа о том, что через три дня настанет Ее смертный час.
«Сын Твой и Бог наш ждет Тебя со всеми архангелами и ангелами, с херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных в Свое горнее царство, чтоб Ты, Матерь Его, жила и царствовала с Ним веки бесконечные».
В знак победы на телесной смертью Гавриил дал Марии финиковую ветвь из райского сада, которая светилась светом небесной благодати. Эту ветвь должны были нести перед гробом Пречистой Девы.
Пресвятая Дева от всего сердца благодарила Господа за добрые вести, за то, что Он внял ее молитвам, и Она сможет вновь увидеть Своего Сына.
Надо думать, что Она вернулась домой исполненная великой радости. Зная, что Ей предстоит оставить земной мир, Мария стала молиться Богу, чтобы Он устроил так, чтобы Она смогла вновь увидеть всех апостолов, которые благовествовали и потому были рассеяны по многим странам. И еще Богородица молила Творца о том, чтобы Он не попустил Ей видеть в день кончины князя тьмы и его приспешников, но сам бы спустился к Ней с небес и взял Ее душу.
После этого Мария стала готовиться к смерти. Она рассказала все Иоанну Богослову, у которого жила, и завещала нести перед Ее гробом райскую ветвь. Велела Своим домашним украсить Ее покой и ложе, воскурить фимиам, зажечь свечи и приготовить все, что полагалось иметь к погребению. Похоронить Себя Она просила в Гефсимании, где покоились тела Ее родителей и обручника и где до кровавого пота молился Отцу Ее Сын. Кстати сказать, Гефсимания в определенное время была местом, где погребали убогих, бедных людей. А еще сохранилось предание, согласно которому Гефсимания принадлежала священникам, поэтому здесь паслись стада жертвенных животных.
Мария беседовала со многими людьми, когда услышала шум, который напоминал гром, и увидела, как облака окружили Ее дом. На этих облаках в Иерусалим по велению Божию были принесены апостолы, причем не только ближайшие 12 учеников Христа, но и те, кто принадлежал к числу 70 апостолов.
Тогда же к Марии подошел апостол Павел.
В день кончины Божией Матери внезапно в комнате, где Она находилась, воссиял такой не по-земному яркий свет, что рядом с ним померкли многочисленные свечи, зажженные в доме, где была Мария. Потолок дома открылся, и все, кто был рядом с Богородицей, увидели, как с неба сходит Иисус Христос со множеством небесных Ангелов, Архангелов, Небесных Сил, в сопровождении душ праотцев и пророков.
Мария поклонилась Господу, приветствовала Его и со словами «буди Мне по глаголу Твоему» легла на ложе и без малейшего телесного страдания и болезни передала Свою душу в руки Сына. Ее окружающим показалось, что Пречистая Дева уснула сладким сном.
Тотчас раздалось радостное пение ангелов, которые сопровождали душу Марии.
Со слезами на глазах окружив ложе, на котором покоилось тело Богоматери, апостолы поцеловали его со страхом и благоговением и почувствовали, что он него исходит чудное благоухание, а сами они, находясь рядом с ним, наполнялись духовной благодатью.
После этого пришло время погребения тела Марии. Множество людей собралось возле дома, где преставилась Богородица. Всем им хотелось прикоснуться к Ее телу, и все болящие получили исцеление.
Когда тело несли к Гефсиманскому саду, за ним шли сотни верующих, воспевая псалмы. Впереди апостол Иоанн Богослов нес райскую ветвь, принесенную архангелом Гавриилом, а над процессией появился как бы венец из света, и в воздухе было слышно удивительное по красоте ангельское пение.
Но процессия привлекла внимание не только христиан. Кто-то из иудеев из любопытства решил присоединиться к шествию, но многие иерусалимские иудеи были возмущены тем, что такие почести воздавались Матери Того, из-за Кого в глазах многих людей они потеряли авторитет.
Иудейские архиереи послали воинов и слуг, чтобы те разогнали христиан, но светозарный венец закрыл собой тех, кто шел за телом Богородицы, а иудеев ослепил. Один из иудейский священников, Афоний, был очень сильным человеком. Он бросился ко гробу Марии и схватился за его край, чтобы перевернуть, но ангел невидимо отсек обе его руки, так что они повисли на гробе.
Петр объяснил ему, что это не в их силах, но возможно только в том случае, если Афоний чистосердечно раскается и Господь дарует ему исцеление.
— Верую, что Он есть предвозвещенный пророками Спаситель Мира, Христос. Мы и прежде видели, что Он есть Сын Божий, но, омраченные завистью и злобою, не захотели признать в Нем величие Бога и довели Его неправедно до позорной смерти.
После этого Петр велел Афонию приложить оставшиеся при теле суставы рук к отсеченным рукам. Афоний с верой призвал Имя Пречистой Девы Богородицы и был исцелен. Только в том месте, где срослись руки, у него осталась отметина наподобие красной нити около локтей.
Исцеление получили и ослепленные светом иудеи, которые тоже искренне уверовали во Христа.
Поле погребения тела Богородицы в Гефсиманском саду апостолы три дня пробыли около гробницы, беспрестанно совершая моления и псалмопение.
Случилось так, что апостол Фома, тот самый, который получил прозвание неверующего, прибыл позже всех остальных и не видел тела Богородицы. Он очень сокрушался по этому поводу, но и в этом был промысел Божий.
Посовещавшись, апостолы решили открыть гробницу Марии, чтобы Фома мог лицезреть Ее тело, однако его внутри не было. Осталась только благоухающая погребальная пелена.
В тот же вечер апостолы за общей трапезой только и говорили что об исчезновении тела Богородицы и Воскресении Пречистой. После еды они обыкновенно славили великое имя Пресвятой Троицы и заключали молитвой: «Господи Иисусе Христе, помогай нам!»
Но как только они стали славить Троицу, как услышали ангельское пение и увидели в воздухе живую Богородицу.
Тогда апостолы вместо обычного воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»
Так в день Успения Богородицы мы обрели заступницу, по молитвам Которой каждый день многие люди получают помощь от Господа.
Вот что говорит по этому поводу Георгий Никомидийский:
Сказание об Успении Пресвятой Богородицы, которое мы можем найти в Четьих Минеях, было не единственной версией событий.
М. Н. Скабалланович, изучавший историю возникновения праздника, отмечает, что он «появляется. у церковных писателей не с первых веков и не сразу во всех подробностях».
Например, в армянском сказании, написанном Моисеем Хоренским (V в.), не упоминается об облачном путешествии апостолов, об осенении облаком гроба и о пении ангелов при погребении. В «Сказании апостола Иоанна», которое стало известно в VII в., гробницу открывают не для Фомы, а для апостола Варфоломея. Кроме того, в нем можно прочитать, что ко времени успения Богоматери апостолы Андрей, Филипп, Лука, Симон и Фаддей были возбуждены Святым Духом из Гробов.
В IV-V вв. некоторые писатели высказывали мысль о том, что Богоматерь погибла мученической смертью. Возможно, эта идея была внушена предсказанием Симона Богоприимца, который сказал Марии: «Тебе Самой душу пройдет оружие».
Григорий Турский (VI в.) писал, что сперва Господь взял душу Марии и передал ее архангелу Михаилу. После же погребения тела Богоматери Он появился снова, взял его и перенес в рай, где душа опять с ним соединилась. Св. Андрей Критский уподобляет Tе успение сну Адама во время сотворения Евы. Он говорит, что Богоматерь исполнила закон природы, хотя не так, как мы, и сравнивает Ее отшествие с «преложением» Еноха и Илии, которые были взяты на небо во плоти.
До этого времени Успение отмечали в самые разные дни в период с января по август. Одно время был даже один Богородичный праздник, который совмещал все нынешние праздники в честь Пресвятой Девы.
Гефсиманская Плащаница на Украине
Крестный ход со святыней в Луганске |
Символические пояски, освещённые в ноябре 2011 года у Пояса Пресвятой Богородицы в Москве и других городах большой России, и доныне пересылаются, передаются на Украину. Так будет и сейчас – иконки, освящённые у Гефсиманской Плащаницы, привезённой из Иерусалима на Украину, разойдутся по всей Руси – Великой, Белой, Малой… Православие – столп единства Русского мира.
Гефсиманская Плащаница Пресвятой Богородицы |
Гефсиманская Плащаница Пресвятой Богородицы представляет собой вырезанное из дерева контурное изображение лежащей Божьей Матери, с художественно выписанным ликом и сложенными на груди ладонями. Размер Плащаницы – один метр. Образ со всех сторон обрамлён в чеканный серебряный оклад, украшенный драгоценными камнями. Плащаница привезена из Иерусалима по просьбе Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и по благословению Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима Феофила III. На Украине святыня находится с 19 сентября и пребудет до 13 ноября. Постоянное её место – подворье Гефсиманского Успенского монастыря в Иерусалиме, в небольшой церкви, называемой Малая Гефсимания или Гефсиманский метох. Расположена церквица напротив входа в Храм Гроба Господня.
Ежегодно за три дня до праздника Успения Пресвятой Богородицы Плащаница переносится крестным ходом в Гефсиманию, на Гроб Божией Матери, и возлагается на Гробницу, где остаётся до отдания праздника. Над гробницей устроена пещерная церковь Успения Богородицы, которая находится в собственности Иерусалимского Патриархата.
Мемуаристы позапрошлого века указывают, что Плащаница – дар графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (1785–1848). Существует несколько описаний Плащаницы с указанием имени благоукрасительницы Малой Гефсимании. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1863-65 годах архимандрит Леонид (Кавелин) (1822–1891; брат историка К. Кавелина и племянник адмирала П. Нахимова) сообщает: «Рядом с игуменской кельей небольшой параклис (церквица), в коем имеет постоянное помещение икона Успения Божией Матери, ежегодно с торжественностью переносимая отсюда накануне праздника Успения Богоматери в Гефсиманию в честь сего великого праздника. Икона эта представляет вырезанную по контуру фигуру Божией Матери, возлежащей во гробе, и с обеих сторон обложена сребропозлащенным окладом; венец украшен драгоценными камнями; есть довольно привесок. Риза на ней — дар русской Мелании, графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской».
Через несколько десятков лет после Кавелина профессор Киевской духовной академии Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856–1929), участвовавший в празднике Успения в Иерусалиме в 1898 году, сообщает о Плащанице, что она есть «плод усердия графини А.А. Орловой-Чесменской».
Архимандрит Леонид (Кавелин), назвав графиню Анну Алексеевну «русской Меланией», тем самым указал читателю, что она была сравнима с преподобной Меланией, первой знатной римлянкой, которая «с юности стремилась ко Христу, жаждала телесной непорочности, уязвленная Божественной любовью».
Анна Орлова с фрейлинским шифром Елизаветы Алексеевны. Неизвестный художник, начало XIX в |
Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, дочь известного флотоводца графа Алексея Григорьевича Орлова, сподвижника Екатерины Великой, входит в особый круг самых замечательных и удивительных женщин русской истории.
Осиротев в 22 года, она, красавица, камер-фрейлина, обладательница несметного состояния, отвергнув сватовство самых именитых и блистательных претендентов на своё сердце (к ней сватались Александр Куракин, Платон Зубов и двое Голицыных), посвятила жизнь духовному подвигу и благотворительности.
Смерть любимого отца послужила к тому толчком. В своих записках графиня пишет: «По кончине родителя моего, наложила я на себя обет пред Господом Богом, сделать в память и во спасение душ преставившихся родителей моих и рода моего значительное какое-либо богоугодное заведение. По долговременном и зрелом обозрении обета моего, Господь открыл мне случай исполнить оный над святою обителью – Новгородским первоклассным Юрьевым общежительным монастырем»…
Потрясающее впечатление на молодую графиню произвело посещение Киево-Печерской и Почаевской лавр.
Мы знаем, что в Киеве она имела близкое духовное общение с преподобными Парфением и Феофилом Киевскими. Для Великой церкви – Успенского собора Киево-Печерской лавры по её заказу, взамен старого деревянного, был изготовлен чудный бронзовый иконостас (стоимость оценена в миллион рублей). При этом она выделяла значительные суммы на текущие нужды самой лавры. В Киеве для убранства мощей великомученицы Варвары в Михайловском Златоверхом монастыре графиня Анна Алексеевна заказала серебряную раку и серебряную сень, общим весом около 400 килограммов. В Почаеве на её же средства была устроена серебряная гробница преподобному Иову Почаевскому и драгоценно украшено горнее место вокруг чудотворной иконы…
Но вначале был иной дар – меч отца, осыпанный драгоценностями – святыня, которая для неё значила много. Было это в 1812 году, во время Отечественной войны.
Адъютант славного генерала Михаила Милорадовича поручик Фёдор Глинка, который вёл во время боевых действий дневник («Письма русского офицера»), записывает в Гродно 26 декабря 1812 года: «На этих днях графиня Орлова-Чесменская прислала генералу Милорадовичу меч и саблю, подаренные Великой Екатериной покойному родителю её графу Алексею Григорьевичу за истребление флота при Чесме. В то время, когда неприятель опустошал окрестности Москвы, генерал Милорадович, узнав, что вблизи находится имение графини Орловой, заслонил его своими войсками и, отразив врага, не допустил расхитить сёл её и попрать гроб знаменитого Орлова. Он сделал это, следуя первому порыву чувства уважения к заслугам Чесменского, убеждён будучи, что могила храброго отечеству священна! Но дочь, благоговеющая к праху родителя, приняла в полной цене этот подвиг и, при лестном письме прислала драгоценный меч герою…»
В тот же незабываемый год графиня Анна Алексеевна передала на организацию ополчения и снаряжение ратников сто тысяч.
Архимандрит Фотий (Спасский) |
Она была духовным чадом архимандрита Фотия (Спасского) (1792–1838), аскета, носившего вериги, выдающегося борца с ересями и масонством. Он не только в проповедях выступал «против масонов, иллюминатов, методистов, Лабзина, Сионского вестника и прочих», но вёл самую настоящую политическую борьбу с антирусскими, революционными силами всех мастей, собирая сведения о ложах и составляя списки масонов и их «мистических книг». Деньгами и связями в высшем свете его поддерживала графиня Орлова-Чесменская. С её помощью была устроена аудиенция с государём императором. Во время трёхчасовой беседы архимандрит Фотий сумел показать Александру Благословенному истинный, преступный характер масонских лож. В результате все ложи были запрещены 1 августа 1822 года, а влиятельные масоны отправлены в отставку.
По мнению некоторых историков, действия архимандрита Фотия позволили ослабить декабрьский политический кризис 1825 года, не допустить событий, подобных Французской революции 1786 года…
Не удивительно, что «заинтересованные лица» распускали об о. архимандрите и графине Анне самые гнусные слухи и сплетни. Но торжествовала и истина. Хозяйка знаменитого петербургского салона графиня Долли Фикельмон (Дарья Тизенгаузен, внучка Кутузова), оставила в своём дневнике 1834 года такой портрет графини Орловой-Чесменской: «Безмятежность, спокойствие её кроткого и очаровательного лица разливают вокруг неё атмосферу благожелательности. Эта душа, целиком посвященная Богу, вносит в придворные салоны, где она вынуждена обитать, такую нежную терпимость, такую чарующую весёлость, столь благородную и элегантную манеру держаться, озаряет всех такой чудесной улыбкой, что рядом с ней всегда чувствуешь себя покойно!»
Как в высшем свете, так и в церковных кругах о ней говорили с истинным уважением; известен отзыв монахини Варсонофии в письме 1832 года иеромонаху Флавиану, наместнику Спасо-Яковлевского монастыря: «…истинно она для Бога жизнь свою препровождает…»
Есть основание полагать, что в 1845 году графиня втайне приняла монашеский постриг с именем Агния.
Всего за свою жизнь на нужды и благоукрашения храмов и монастырей, в том числе за пределами отечества – на Святой Горе, в патриарших Царьграде, Александрии, Дамаске, Иерусалиме – графиня Орлова-Чесменская пожертвовала 25 миллионов рублей.
Среди несчётного количество даров был и дар Малой Гефсимании. Этот образ в XIX веке получил широкое распространение в России. Сотрудник Центрального музея им. Андрея Рублева, кандидат искусствоведения С.В. Гнутова считает, что «все известные изображения Божией Матери на деревянных плащаницах чрезвычайно схожи и явно восходят к одному прототипу. Этот иконографический образец сохранился до наших дней и находится в Иерусалиме в подворье Гефсиманской обители, так называемой Малой Гефсимании, расположенной напротив входа в Храм Гроба Господня».
Встреча на Украине
В каждом украинском городе или лавре Плащаницу встречают с крестным ходом правящие архиереи, духовенство, сотни и сотни, а то и тысячи мирян. Часто присутствуют и первые лица области и города. Информационные сообщения СМИ выглядят примерно так, как сообщение из Львова от 18 октября:
Крестный ход со святыней во Львове |
«В центральной части города святыню встретил епископ Львовский и Галицкий Филарет, Львовский городской голова Андрей Садовый, духовенство Львовской епархии и тысячи жителей города. Также во встрече приняли участие скауты федерации “Галицкая Русь”».
Или из Днепропетровска: «Губернатор Днепропетровщины Александр Вилкул, Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, Днепропетровский городской голова Иван Куличенко, заместитель председателя облгосадминистрации Иван Ступак, духовенство Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви и верующие приняли участие в торжественной встрече Плащаницы Пресвятой Богородицы».
И на Востоке, конечно, из Луганска:
«В Луганск прибыла великая Святыня Православной Церкви – Плащаница Пресвятой Богородицы. Ее встречали у храма Святой мученицы Татианы архиепископ Луганский и Алчевский Высокопреосвященнейший Митрофан, Преосвященнейший Никодим, епископ Ровеньковский, духовенство Луганской епархии, руководители города и области, и верующие со всех районов Луганской области…»
За те дни, что Плащаница находится в храме того или иного города, десятки тысяч людей успевают придти поклониться ей.
Кто-то взялся подсчитать, и вышло, что за одну минуту интенсивный людской поток приводит к святыне 20-25 человек, за час – до полутора тысяч. Если положить, что такая интенсивность длится только 10-12 часов в сутки, то получим, что за 56 дней, с 19 сентября по 13 ноября, Плащанице смогут поклониться около миллиона человек.
Какая сила влечёт людей?
Автор этих записок находился в Черкассах, когда в кафедральный Свято-Михайловский собор привезли святыню.
Святыня в Черкасском Свято-Михайловском соборе |
За двое суток в Черкасском соборе перед Плащаницей несколько раз служился акафист Успению Пресвятой Богородицы, а по утрам и ночам совершались Божественные Литургии.
Знакомый священник, протоиерей о. Александр на проповеди в своей приходской церкви сказал о людской реке, текущей в собор: «Привезли Плащаницу с Гроба Пресвятой Богородицы. И не нужно других объяснений. Каждый услышал. И содрогнулся город! В храм пришли люди, которые до этого, может, никогда и в церковь не ходили. Матерь Божия, Богородица позвала…»
Служивший ночную литургию в Свято-Михайловском соборе протоиерей о. Вячеслав в личной беседе сказал, что во время службы ощущалась удивительно особая атмосфера, как будто присутствовала Сама Богородица. «Это величественное чувство! – прибавил о. Вячеслав. Подумал и ещё сказал: – Люди шли до часу ночи. Так действует благодать Божия… Это может положить начало воцерковлению прежде не знавших Бога людей…»
А провожают Плащаницу так: после литургии почти без паузы начинается акафист Успению Пресвятой Богородицы. Многократным рефреном звучит песнь: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая».
А народу в очереди меньше не становится; как поток в узких горных лощинах, в огромном соборе вьётся людская лента, огибая колонны, соприкасаясь, порой, со встречным своим движением.
Какая-то женщина, только встав в очередь, произносит: «Ох, как тяжело стоять!» И видно, действительно ей тяжело, лицо покраснело, словно б давит на неё какая-то сила, гонит из храма. И она уходит. А кто-то за время Литургии и Акафиста и два и три раза успевает пройти очередь, легко ему и радостно…
Благочинный о. Сергий распоряжается поднять ковчег с Плащаницей на руки, теперь люди проходят под иконой, поток ускоряется. Уже 11 часов, в 12 Плащаница должна покинуть Черкассы. И вот, наконец, очередь начинает иссякать: большинство людей поклонилось Иерусалимской святыне. В широком проходе выстраивается крестный ход. Завершается акафист. И вот спешит последний человек – полная женщина в розовом берете и в больших очках, спешит к Плащанице с букетом больших белых и бардовых астр… В собор входит митрополит Софроний, ход устремляется наружу. Во дворе перед собором уже стоит чёрный микроавтобус с номерами «ВР» – Верховой Рады, ковчег с Плащаницей передаётся внутрь салона улыбчивому светоносному монаху. Владыка осеняет его крестом, и дверца с тонированными стеклами затворяется, машина трогается; впереди неё медленно выруливает по аллее епархиального парка милицейский автомобиль с выключенной мигалкой, клирос поёт, люди машут руками…
«Вот и в Иерусалиме побывали», – говорит мой друг.