Что такое пласт культуры
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Как можно себе представить такую жизнедеятельность человека, в результате которой образуется «культурный слой» в 35 метров за пару веков?!
На это «историки» нам бодро ответят, этот слой может образоваться в результате того, что население, по каким-то причинам оставило поселение и оно было занесено ветрами, дождями, наводнениями.
Рассмотрим несколько примеров, которые покажут, что «культурный слой» это не жизнедеятельность человека, а всегда результат катастрофы.
Ссылаться на то, что центр Москвы, Кремль люди покинули и его замело не решится даже самый упоротый «историк».
Археологические раскопки в Кремле
Те самые срубы, не покрыты «Культурным слоем»
Из Альбома Мейерберга (1622—1688). Т.е., что мы видим? На предыдущем снимке откопали домик Петра I? — это его времена, никаких «культурных слоев» не наблюдается.
Ну и стены, вокруг этих срубов окружала другая стена, на которой сейчас стоит новый Кремль [www.clumba.su/dopotopnye-texnologii], построенный в конце следующего, 18-го века:
Когда люди покинули Кремль, что его занесло с верхом и новые стены пришлось строить, опираясь на старые, как на фундамент?
Попутно обратим внимание на байку о том, что Царь-Колокол вынули из ямы при Николае I. Интересно: эта яма была выкопана во времена срубов? Какой глубины была, если ее копали от уровня, на котором стояли срубы и почему ничего не известно о раскопках Колокола?
В самом центре Москвы, у стен Кремля открыт музей археологии города. Допотопные камни старой Москвы не оставляют камня на камне от той мифологической версии истории, которую нам рассказывали в школе.
Вот такие мосты, подобно тем срубам, оказались укрыты «культурным слоем».
На Дворцовой площади С-Петербурга, к юбилею города вели земляные работы, перед царским дворцом тоже оказался солидный «культурный слой»:
Красной стрелкой обозначен, якобы, екатерининский уровень мостовой. Да про это уже только ленивый не говоирил: первый этаж Зимнего наполовину засыпан «культурным слоем».
Подземный музей, подобный московскому открыт в польском Кракове. Вот разрезы напластований:
Как могли умудриться горожане замусорить город таким образом: несколько поколений мусорили глиной, другие поколения — песком. Как это объяснить?
В природе такое встречается:
Меня не интересует, как этого добивается природа, очевидно что она может это сделать, но вот как люди могут сотворить подобное посреди живого города — это могут объяснить только «историки»:
Даже расписана хронология образования слоев. Высосанная из пальца, как и вся их хронология «древнего мира» и прочих потемкинских деревень.
А вот это из города, который, якобы. даже не был достроен — бросили строительство, т.к. умер царь. То есть в заброшенном городе накопилось «культурного слоя» выше крыши в буквальном смысле:
Ассирия, Хорсабад, дворец Саргона Дур-Шаррукин, 721-705 до н.э., Культурный слой таков, что уже в ворота и не пройти.
Ну ладно Сфинкс — отмазка, что там песка надуло, хотя бы выглядит правдоподобно, но как могло надуть столько глины — молчит наука, такая штука.
Но то что Большой Сфинкс был занесен за тысячелетия, если копнуть, тоже трещит такая версия по всем швам. Вот Сфинкс, песком засыпан по уши:
А вот всего через несколько лет:
Оказывается «культурный слой» убрать не проблема, даже в пустыне, и вот объясните мне — как этот слой копился в Кракове, в Кремле и перед царским дворцом в Петербурге!
Нет, вы понимаете, что вся эта история с Петром Первым, и Екатериной Великой, которая дворников не могла нанять для уборки у себя под носом — это сплошная туфта, наглое вранье!
Так вот вернемся к Сфинксу. Стало быть, ветром песку надуло?
Вот карта петровских времен (Картограф Guillaume Delisle. Carte d’Afrique. Paris: 1722 год):
Вот север Африки с этой карты:
Реки, озера, города. Откуда песку-то надуло менее чем за сто лет? Откуда взялся этот «культурный слой»?
Лет через пятьдесят — шестьдесят сюда отправят Наполеона. Зачем? Воевать? С кем — с этой страной? Прибыли, пушки на макушке, а тут такое? Да ведь в самой Европе было не лучше — посмотрите на музеи Москвы и Кракова.
Так что мотались суворовы, князи италийские, принцы сардинские, по Евразии вовсе не по тем причинам, что нам впаривают.
Вы этим картам не верите? А чему тогда верить-то? Лубочным «летописям» — «земля наша обильна, идите и володейте»?
Все что мы здесь видим — это артефакты, которые можно «пощупать руками», с «летописями» пусть разбираются наивные чукотские юноши — Фоменко с Носовским и их последователи.
Обрабатывать методами математической статистики совершенно сомнительные материалы — бессмысленно. Учитывая такое понятие как «войны» или «сражения» мы не можем определить а относятся ли к ним наполеоновские или суворовские походы — это, скорей всего, были экспедиции по инвентаризации того, что сохранилось после катастроф.
В 1814 году губернатор-лейтенант Стэмфорд Раффлз на острове Ява обнаружил монумент во время английской оккупации острова в ходе англо-голландской войны.
Начали расчистку (опять война, и годы те же, что Наполеон ходил сначала в Египет, потом на Москву) — во время войны, оно, понятное дело, заняться больше нечем, чем счищать «культурный слой» — во время мира этот слой растет даже перед царскими дворцами, а вот как война — заняться-то больше и нечем.
Гораздо раньше, чем в Москве или Кракове археологический музей «Брестье» был открыт в Белоруссии, недалеко от Брестской крепости, где раскопки велись с 1968 года.
Под многометровым «культурным слоем» нашли вот это:
Неплохая сохранность для столетий, не правда ли?
А вот подобными предметами пользовались мои дед с бабкой, найдено там же, в Брестье:
Ножницы, подобные тем что по краям — сам видел — при мне ими стригли овец.
Так что, раскопки доминирующую версию истории закапывают в могилу.
Оригинал взят у ladstas в Кто нас засыпал?
Что такое культурный слой (доступно об археологии)
Для того чтобы понять что такое культурный слой, надо ответить на два основных вопроса. 1.Из чего состоит культурный слой? 2.Как он откладывается?
Например, в Старой Руссе зафиксирован слой, мощностью превышающий 6 метров
Из чего состоит культурный слой?
Собственно говоря, культурный слой состоит из четырёх компонентов:
1. Артефакты
2. Сооружения
3. Биологические остатки
4. Неорганические остатки
Вот, скажем, фрагмент средневекового стеклянного браслета в культурном слое Пятницкого раскопа.
03. Деревянный гребень в культурном слое
04. Обрывок кожаного пояса с металлическими накладками
05. Остатки бревен, которые неудачно пытались расколоть на плахи при ремонте деревянной средневековой мостовой
К числу артефактов относятся также предметы, случайно или преднамеренно образовавшиеся в процессе изготовления определенных изделий, – такие как обрезки ниток, оставшиеся после ткацких работ, кусочки шлака (стекловидного материала, остающегося при выплавке металлов) и различные побочные продукты производственных химических процессов
06. Производственный комплекс, состоящий из сруба, остатков печи и напластований шлака. Кроме того, на переднем плане можно увидеть заготовку деревянной лопаты
07. Сооружения. Это археологические объекты, представляющие собой созданные человеком крупные объекты и нарушения грунтового слоя. Простейшим и наиболее распространенным сооружением является выкопанная в земле яма. Её можно обнаружить по отличию ее заполнения от окружающей почвы, часто более темному и мягкому, с более высоким содержанием органических материалов.
Пятно ямы, выделявшееся на зачищенной поверхности пласта суглинка
Также к сооружениям относят жилища, очаги, стены, насыпи, фундаменты, тоннели, гробницы, могилы и множество других сооружений.
09. Остатки частокола. Старая Русса, Курортный раскоп
10. Остатки деревянного сруба
11. Деревянная конструкция
12. Биологические остатки – любые материалы, некогда принадлежавшие к живой природе: необработанные кости, раковины улиток, пыльца растений, листва, навоз, зерна, уголь и древесина (и т. д. и т. п.). Из них исключаются предметы, ставшие в процессе обработки артефактами, например, льняная или шерстяная ткань, деревянная ложка или костяная игла.
13. Сами биологические остатки, в свою очередь можно разделить на четыре вида.
1. Пищевые остатки. Представляют собой либо кусочки, выброшенные в ходе приготовления и употребления пищи, либо остатки еды. В эту категорию входят, например, кости, скорлупа орехов, предполагающие, что сам моллюск, мясо или орех были съедены.
Палеолитическая стоянка Борщево-5. Охотники на мамонтов, обитавшие на стоянке 22 тыс. лет назад, оставили целые груды костей этого животного
14. 2. Технические отходы. Материалы животного или растительного происхождения, образовавшиеся при изготовления артефактов. Так, техническими отходами являются осколки кости, из которой сделали упоминавшуюся выше иглу, деревянные щепки. Сюда же будут относиться побочные продукты и отходы, возникшие в результате технических процессов, при строительстве (щепки), обработке сельхозпродукции (солома), животноводстве и т. д. Кроме того, к таким отходам следует причислить и навоз.
Обрубки дерева и строительные отходы
15. Лошадиные черепа и части скелетов в средневековом слое Старой Руссы. Конина довольно редко шла в пищу и эти части скелетов представляют собой остатки разрубленных на части туш
16. 3. Экофакты. Остатки (биологического происхождения), которые попали в культурный слой без прямого участия человека. Примерами ископаемых биологических экофактов могут служить: древняя пыльца или листья, принесённые ветром, раковины улиток, панцири насекомых, остатки растений, кости неодомашненных животных, обитавших на поселении или по соседству (например, домовые и полевые мыши, различные насекомые т. д.). Экофакты важны тем, что дают возможность реконструировать природную среду эпохи существования археологического памятника.
Останки младенца, умершего от истощения и захороненного территории жилой усадьбы. Пятницкий раскопе.
Прослойки песка, видимые в стенке курортного раскопа, представляют собой подсыпку, выполненную в 1970-ее годы при строительстве поликлиники
Главная черта закрытых комплексов — это одновременность и неизменяемость. Вещи, составляющие закрытые комплексы, могли быть сделаны в разное время, но попали в землю в один и тот же момент. Такой комплекс существует объективно. Из него нельзя ничего изъять и нельзя ничего добавить. К закрытым комплексам относятся: клад (монетный или вещевой); инвентарь погребения и вещи, найденные на полу сгоревшего жилища. Закрытый комплекс отражает лишь один момент времени и тем важен для датировок.
Если в могилу (являющуюся закрытым комплексом), впущено второе погребение, оно может нарушить комплекс, который перестает быть закрытым. Если удается доказать, что такого нарушения не произошло, то в одной могиле будут находиться уже два закрытых комплекса; причем второй будет отражать другой, более поздний момент времени.
Случайная яма, достигшая пола сгоревшего жилища, нарушает закрытый комплекс. Изъятый из земли клад, если в него добавлен новый предмет или изъят из него, также теряет качество закрытого комплекса.
Открытый комплекс может быть расширен, так как часто его границы зависят от археолога. Такой комплекс создается искусственно, в то время как закрытый комплекс независим от нас. Открытый комплекс отражает не момент, а отрезок времени. Таков снимаемый на раскопе пласт культурного слоя. Напластования и вещи накапливались в пласте на протяжении определенного времени, а не мгновенно. Археолог вправе расширить этот комплекс, если это ему нужно, рассматривая несколько пластов вместе (например, при построении стратиграфического яруса).
Культурный слой складывается из множества закрытых и открытых комплексов.
21. Процесс формирования памятника
Для того чтобы объяснить, как происходит накопление слоя, покажу всё по этапам.
1. Поверхность земли до появления поселения. На месте будущего археологического памятника находится слой почвы, под которым залегают материковые напластования глины или песка (именно их археологи называют «материком»).
22. 2. После начала строительства поселения начинает откладываться слой. В него попадают щепки от брёвен, остатки трапез строителей, случайно разбитый горшок, камни и глина, оставшиеся после строительства печи, сломанный топор, отвалы из ям и т. д. Так формируется слой строительства.
23. 3. Поселение живёт своей жизнью и в культурный слой откладываются пищевые отходы, потерянные и выброшенные вещи, битая керамика, навоз домашних животных, щепки, опилки, солома, отходы, образовавшиеся в ходе ремонта жилища и построек и т. д. В общем, все те компоненты культурного слоя, о которых я говорил выше. Постепенно уровень поверхности поднимается, и нижняя часть построек скрывается под напластованиями слоя жизнедеятельности, а некоторые объекты (например, настилы) оказываются полностью погребены. Этот эффект хорошо виден на примере старых зданий, которые кажутся вросшими в земля (иногда по самые окна).
25.5. Но жизнь не стоит на месте. Возводятся новые постройки и образуются новые слой строительства и жизнедеятельности.
26. 6. Но и они со временем разрушаются, и начинается новая фаза строительства.
Этот процесс идёт непрерывно в течении всего времени существования поселения. В итоге мощность слоя может составить несколько метров, а в особых случаях больше 30 м. Это кажется многим невероятным.
Но это удивительно только на первый взгляд. Просто мы привыкли к тому, что сейчас мусор и различные отходы вывозят за пределы поселений, а в древности всё это в большинстве случаев оставалось на месте. Легко можно вообразить современный способ накопления культурного слоя, просто представьте, что мусор перестали вывозить вообще, канализацию отключили, при сносе старых построек все отходы оставляют на месте. Слой будет расти довольно быстро.
На это можно возразить, что в древности не было такого количества мусора, как сейчас (не было пакетов, бутылок и т.п.). Но следует помнить, что в средневековом городе было много таких отходов, каких нет у нас. Щепки, солома, остатки корма и подстилки домашних животных, огромное количество навоза, немало отходов ремесленного производства (шлаки, обрезки кожи и т.д.). Поэтому и накапливаются метры слоя.
27. Но условия для отложения слоя не всегда благоприятны. Если слой состоит преимущественно из органических материалов, то он подвержен разрушению. Органика практически сразу начинает разлагаться.
И после её разложения остаются преимущественно неорганические материалы, и вместо нескольких метров остаются 40-50 см. А если вступают в действие другие факторы разрушения (например, активная распашка), то и меньше.
28. Вообще, культурный слой формируется в результате ОДНОВРЕМЕННЫХ процессов накопления и разложения органических остатков. Если процессы накопления более интенсивны, то слой откладывается; если же процессы накопления замедляются или прекращаются, то происходит преобразование органического культурного слоя в органо-минеральный и слаборазвитые почвы. При этом для разных географическо-почвенных условий схема будет различной
В тех случаях, когда гидрогеологические и прочие условия благоприятны для сохранения органических материалов, накопление слоя идёт быстро и он в итоге может достигать нескольких метров.
29. Вот для наглядности подборка фотографий Пятницкого раскопа сделанная на протяжении 10 лет.На них можно увидеть как меняется застройка и заполнение культурного слоя.
30. Стратиграфические принципы
Порядок чередования напластований культурного слоя по отношению друг к другу, а также к подстилающим и перекрывающим его горным породам и отложениям называется в археологии стратиграфией. Анализ стратиграфии играет крайне важную роль в археологии, потому что только он может рассказать историю формирования слоя (и, соответственно, историю поселения). Все прослойки в раскопе тщательно фиксируются, фотографируются и зарисовываются.
31. Недавние раскопки в Киеве.
В Киеве во время раскопок на Почтовой площади археологи нашли целую улицу времен Киевской Руси.
На этом месте будет строиться торговый центр. По законодательству, перед началом строительства должны быть проведены раскопки. Археологи приступили к раскопкам, и под верхним слоем (пристанью 18-19 века) обнаружили старые частоколы и срубы, которые, по мнению ученых, являются улицей Древнего Киева 11-13 века.
Археологи предполагают, что рядом могут находиться сохранившиеся дома. Вместе с тем, они опасаются, что застройщик не откажется от намерения построить на этом месте торговый центр, и уже 1 марта (когда по плану заканчиваются раскопки и начинается строительство) находку могут залить бетоном. Об этом свидетельствует и то, что информацию не разглашают, давать комментарии от своего имени археологи оказываются.
32. Отмечается, что на глубине около 7 с половиной метров были обнаружены фрагменты зданий: несколько венцов сруба и частокол, между которыми проходила когда улица. Археологи подтвердили, что найденные в культурном слое артефакты относятся примерно к 11-13 веку, то есть к временам Киевской Руси.
33. Небольшое отступление (отличное фото, чтобы пожабить) мэр Киева Кличко собственной персоной!
Хороший пост, было интересно!
познавательно.
скину ссылочку на журнал коллегам копателям.
Хотя, ужасть как они не любят они starcheolog»а.
Но безумная власть не вечна, снимут антинародные поправки,
и кладоискательство как таковое снова будет набирать силу.
То, что куда-то не дошли ещё профессиональные археологи, ещё не повод копать и извлекать артефакты как бог на душу положит.
А потом рождаются Фоменки с Носовскими, а мы удивляемся. Вот так и рождаются.
Профессиональных археологов не интересуют и никогда не интересовали поля которые пашутся, удобряются и т.п. Находки там все убитые, а когда архи туда доберутся, то от них вряд ли чего останется.
Вы когда нибудь видели монеты поднятые с поля которое пашется и удобряется? Даже советские монеты убиты на столько, что иной раз не поймешь что это было.
Вся эта мышиная возня и писк что мол и поля нужно от «черных копателей» охранять т.к. это очень важно не более, чем просто ор чтобы любительский коп превратить в этакого монстра и запретить.
P.S. А вот как «профессиональные археологи» атрибутировали «ценнейший артефакт» нашу медную полушку 1737 г.
и эти люди запрещают мне ковыряться в носу земле?
Относительно поправок, о которых речь, то они сейчас, безусловно, несправедливы, поскольку, наряду с людьми, которые уничтожают археологические памятники, затрагивают простых любителей металлопоиска и коллекционирования вещей, которые до принятия этих поправок не представляли собой «археологических предметов», в новой трактовке этого нового понятия.
Археология ещё недавно занималась изучением действительно древности и древностей, сейчас же археологическими предметами стали, например, монеты и пуговицы вплоть до 1916-го года, которые на протяжение последнего столетия с хвостиком коллекционировали все желающие. И вдруг часть из них стала «табу», потому что она найдена в земле.
Продолжать можно бесконечно, но, в условиях противостояния, а не диалога, на каждый такой аргумент будет найден контраргумент, «железобетонный» и подкреплённый «научно», а теперь ещё и законно, ведь теперь археологическими предметами стало почти всё, лежащее в земле, возрастом старше 100 лет, ведь культурную ценность определять будут заинтересованные люди. Само намерение найти что-то представляющее исторический интерес к своей стране, даже к её поздней истории, стало незаконным и, повторю, речь не о мечах викингов и не о золоте скифских курганов. Думаю, такая модель подхода к истории, к её любителям, просто к коллекционерам, требует пересмотра. Мне думается, что время бесконечной конфронтации времён расцвета общества «Аматор» рано или поздно придёт к концу, и усилия любителей металлопоиска, предпринимаемые в рамках закона и гражданского общества, приведут к копромиссному решению, которое позволит сформулировать закон в форме, больше отражающей реальность. И любителей истории, увлечённых металлопоиском, не будут стричь под одну гребёнку с разорителями курганов и шурфильщиками на археологических памятниках.