Что такое пластическое интонирование

Пластическое интонирование как один из методов активного слушания музыки

Что такое пластическое интонирование. Смотреть фото Что такое пластическое интонирование. Смотреть картинку Что такое пластическое интонирование. Картинка про Что такое пластическое интонирование. Фото Что такое пластическое интонирование Анна Золотухина
Пластическое интонирование как один из методов активного слушания музыки

Основа формирования музыкальной культуры детей — это сама музыка как вид искусства. С высказываниями великих людей, нельзя не согласиться.

Как показывают многочисленные исследования в области педагогики, психологии – музыкально-эстетическое сознание это часть общей культуры человека и начало формирования музыкально-эстетического сознания относят к раннему младенчеству.Первое влияние на сознание малыша оказывает окружающая среда и общение с взрослым: голос матери, е манера общаться с ребенком, игрушки.

Считаю, проблему воспитания музыкально-эстетического сознания, а значит и культуры ребенка в целом, в настоящее время очень актуальной, ведь эта одна из основных задач, стоящих перед дошкольным образованием.И из этого следует моя тема самообразования: «Пластическое интонирование как один из методов активного слушания, воспитывающий музыкально-эстетическое сознание дошкольника.

Цель: Воспитание музыкально-эстетического сознания дошкольника, как части общей, духовной культуры.

Образовательная: расширение умений и навыков пластического интонирования музыки; активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных);

Развивающая: развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке;

Воспитывающая: совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желание слушать её.

Так что же такое пластическое интонирование и каково его влияние на музыкально –эстетическое сознание?

«Пластическое интонирование» это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную. Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ.

В своей практике, я уделяю большое внимании методу – «пластического интонирования», и считаю его более приемлемым в условиях детского сада.

Хочу поделиться с Вами своим педагогическим опытом в области дошкольного музыкального образования и предложить Вашему вниманию сборник музыкальных произведений для активного восприятия музыки дошкольниками, с использованием метода пластического интонирования.

Не всегда программный материал для слушания возможно полноценно переложить на язык жестов, но есть очень удачные варианты, которые я с удовольствием Вам предлагаю.

При использовании музыки из моего сборника осуществляется органическое слияние и одномоментное воздействие на слуховые, зрительные, тактильные органы восприятия, что обеспечивает более глубокое погружение ребенка в мир звука, музыки, движения и осознания им мира культуры.

Работу с пластическим интонированием лучше всего начинать с очень яркой, образной музыки, которая детям понятна, не требует большого объяснения. Таким произведением, по моего мнению, является зоологическая фантазия Камиля Сен-Санса «Карнавал животных». Дети без труда угадывают животных, с легкостью им подражают, фантазируют о том какое оно и что может делать под эту музыку.

Еще одной моей «музыкальной находкой» стала музыка Равеля «Игра воды», для этого произведения я придумала пластическую игру «Рыбки». Из синих целлофановых пакетов, нарезала полоски разной длинны и связала их на резинку, получился рыбий хвост, он надевается на запястье руки. Ладошки ребенка соединяются вместе и под музыку дети изображают плавающих рыбок. Эта игра позволяет ребенку всем телом выразить эмоциональное состояние музыки, двигаться по всему залу самостоятельно или соединяться в целый косяк плавающих рыбок.

Детям нравится тема моря, они внимательно слушают музыку о море, стихи о море, рассматривают картины, но чтобы эмоционально прочувствовать море им нужно тактильно его ощутить, для этого подходит моя пластическая игра «Море».

Натягиваете большое полотно голубой ткани (размер ткани определяется количеством детей, чем оно больше, тем эффект волн ярче) и под музыку Римского-Корсакова «Океан – море синее», ребята имитируют плеск волн. Под впечатлением игры дети могут хаотично делать волнообразные движения, но нужно добиться от них полного соответствия волн с музыкой.

Одним из результатов моего опыта по пластическому интонированию считаю постановку с детьми подготовительной группы балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Начать следует с прочтения сказки «Щелкунчик и мышиный король» А. Гофмана, разобрать характер героев и предложить прослушать отрывки из балета П. И Чайковского «Щелкунчик». Дети с легкостью узнают в музыке сказочных персонажей, фантазируют о происходящих в балете действиях. Распределять роли должны сами дети (под Вашим чутким руководством) опираясь на соответствие характера героя и ребенка.

Используя мой сборник в музыкально-образовательной деятельности с дошкольникаим результат от пластического интонирования даст о себе знать очень скоро. Уже через несколько занятий вы начнёте замечать, как непроизвольно во время слушания музыки ребята будут пытаться «читать» музыку жестом, реагируя на малейшие изменения музыкальной речи. Музыка станет ближе и осязаемее. Это важно, ведь она – одна из форм познания мира.

Данный музыкальный материал может быть использован музыкальными руководителями для организации и проведения образовательной деятельности, для более глубокого и осознанного восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

Я выражаю надежду, что каждый из педагогов, кто попробует использовать мой сборник в своей педагогической практике, получит удовольствие, испытает радость и вдохновение в работе с детьми! Помогите ребенку прикоснуться к музыкальному искусству!

Доминантное занятие по слушанию музыки в старшей группе «В гостях у Феи-Музыки» Конспект доминантного занятия по слушанию музыки в старшей группе «В гостях у Феи-Музыки» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида№ 6» Музыкальный.

Консультация «Формирование интереса к чтению у детей старшей группы в процессе слушания музыкальных произведений» Проблемы детского чтения в настоящее время являются составной частью комплексной, обширной проблематики детства. За последние двадцать лет.

Использование физкультминуток на занятиях как один из методов совершенствования коррекции речевого развития детей На занятиях используем физкультминутки, которые позволяют совершенствовать речь детей. Физкульминутки включаются в занятия в зависимости.

Консультация для родителей «Персонализированная логопедическая сказка — один из наиболее эффективных методов обучения детей» «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир.

Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений Консультация для воспитателей «Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений».

Круговая тренировка как один из методов организации образовательной деятельности по физической культуре Круговая тренировка как один из методов организации образовательной деятельности по физической культуре. Повышение эффективности физкультурных.

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование — один из методов экологического воспитания дошкольников» Ход мастер – класса: 1. 1. Вводная часть. Один из эффективных методов экологического воспитания старших дошкольников – это экспериментирование.

Что такое пластическое интонирование. Смотреть фото Что такое пластическое интонирование. Смотреть картинку Что такое пластическое интонирование. Картинка про Что такое пластическое интонирование. Фото Что такое пластическое интонированиеПрименение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыки Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы рабо­ты с персональным компьютером, мультимедийным.

Что такое пластическое интонирование. Смотреть фото Что такое пластическое интонирование. Смотреть картинку Что такое пластическое интонирование. Картинка про Что такое пластическое интонирование. Фото Что такое пластическое интонированиеСценарий праздника к Дню музыки и к Дню пожилого человека в дошкольном учреждении «В мире музыки» В мире музыки. Под музыку дети заходят в зал, становятся полукругом. Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости здравствуйте, ребята. Сегодня.

Использование методов активного обучения в процессе экологического воспитания Личностно – ориентированный подход в обучении предопределяет отбор методик, предусматривающих самостоятельное экспериментирование и поисковую.

Источник

Пластическое интонирование в формировании начальных вокальных навыков на музыкальном занятии

«Пластическое интонирование в формировании начальных вокальных навыков на музыкальном занятии»

Б. В Асафьева утверждал, что музыкальное искусство постоянно испытывает на себе воздействие «немой интонации» пластики и движений человека (включая язык руки). Музыкальная интонация, по его мнению, никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимикой) человеческого тела.

Швейцарский педагог Э. Жак-Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн – пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой.

Термин «пластическое интонирование» введен Т. Вендровой в 1981 г. Автор считает, что привлечение движений помогает активизировать у школьников и дошкольников слышание музыки, выявляя ее интонационно-образное содержание через жест, характерные обобщенные движения.

Что же такое «пластическое интонирование»? Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.

Пластическое интонирование в процессе слушания музыки

Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором, но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. В младшем школьном и дошкольном возрасте дети очень эмоциональны, что порой мешает им выразить словами свои мысли и чувства по отношению к музыке, гораздо проще для них показать это в пластике движений.

При обращении к методике В. Коэн, которая называется методика «зеркала», на первый взгляд кажется, что пластическое интонирование в процессе слушания музыки, это почти импровизация, вытекающая спонтанно из музыки в движения. На самом же деле это не так, потому что трудно найти точное, органически спаянное с музыкой движение, чтобы они естественно переходили одно в другое, создавая целостный образ.

Пластическое интонирование в процессе пения

Движения, как правило, активизируют эмоциональные проявления детей. Песни с движениями дети поют охотнее, нежели без них. Объединение пения в движений требуют от ребят сосредоточенности, распределения внимания и больших физических нагрузок.

Что такое пластическое интонирование. Смотреть фото Что такое пластическое интонирование. Смотреть картинку Что такое пластическое интонирование. Картинка про Что такое пластическое интонирование. Фото Что такое пластическое интонирование«Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов Пение – основной вид музыкальной деятельности детей. Пение в хоре объединяет детей, создаёт условие для их музыкально – эмоционального.

Анкета для родителей «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания у детей младшего возраста» Использовала для проведения анкетирования по плану взаимодействия с родителями. Анкета для родителей. «Роль семьи в формировании навыков.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей со сложным дефектом Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Что такое пластическое интонирование. Смотреть фото Что такое пластическое интонирование. Смотреть картинку Что такое пластическое интонирование. Картинка про Что такое пластическое интонирование. Фото Что такое пластическое интонированиеКонсультация «Формирование потребности в двигательной активности на музыкальном занятии в ДОУ» Дошкольный возраст является основным в формировании физического и психического здоровья ребенка. В программе «От рождения до школы» особую.

Организация культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания в течении дня с использованием малых форм фольклора. Организация культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания в течении дня с использованием малых форм фольклора. Раздевание с.

Роль театрализованной игры в формировании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения О. В. Сидорова воспитатель МАДОУ «МАЯЧОК» дс «Капитошка Нижний Тагил Аннотация: В статье раскрывается проблема формирования навыков безопасного.

Сообщение из опыта работы «Роль игры в формировании коммуникативных навыков дошкольников» Сообщение из опыта работы «Роль игры в формировании коммуникативных навыков дошкольников» Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории.

Родительское собрание «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Цель: ознакомление родителей с задачами воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Задачи: создать положительно.

Источник

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПЛАСТИЧЕСКОГО ИНТОНИРОВАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Минникова Елена Михайловна

Студентка III курса СГПИ

Острикова Ирина Николаевна

Научный руководитель, СГПИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПЛАСТИЧЕСКОГО ИНТОНИРОВАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Аннотация: В данной статье речь идет об особенностях метода пластического интонирования в точки зрения его применения на уроках музыки в начальных классах. Автор дает определение и характеристику метода пластического интонирования, а также анализирует необходимость и особенности его использования в процессе обучения музыке учащихся начальной школы. Подводя итог проведенному исследованию, автор делает вывод о том, что применение методов пластического интонирования значительно повышает эффективность уроков музыки в начальной школе.

Ключевые слова: пластическое интонирование, начальные классы, уроки музыки, музыкальная деятельность, младшие школьники, эмоциональное восприятие, музыкальный слух.

Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что современный социум нуждается в креативных людях, которые обладали бы творческим воображением, были способны самостоятельно мыслить и решать различные жизненные проблемы, а также были бы способны к успешному взаимодействию с окружающими и к проявлению творческой инициативы. Формирование и дальнейшее развитие личного творческого потенциала ребенка не может рассматриваться в качестве изолированного процесса. Соответственно, можно говорить о том, что формирование эмоционального восприятия музыки у детей представляет собой не цель работы, а одно из средств общего развития личности ребенка, причем работа педагогов общеобразовательной школы в данном направлении должна начинаться уже с детьми младшего школьного возраста.

Пластическое интонирование представляет собой один из видов музыкальной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках музыки, причем данный вид деятельности должен быть представлен на уроках музыки наряду с такими видами деятельности, как пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, обучение музыкальной грамотности и элементарным навыкам музицирования.

Термин «пластическое интонирование» был введен Т.Е. Вендровой еще в 1981 году [1]. Идея пластического интонирования состояла в том, чтобы активизировать у детей восприятие смысла музыки посредством осознанного его проживания в процессе простых и естественных движений рук, головы и корпуса. Введение в процесс слушания музыки двигательной активности дает возможности активизации у детей младшего школьного возраста слышания музыки, а также выявления ее интонационно-образного содержания через жесты и характерные обобщенные движения. Высвобождение эмоционально-моторного компонента восприятия и перевода его в сферу пластического интонирования является основой синтеза слушания и исполнения, который, в свою очередь, направлен на развитие музыкального восприятия обучающихся. При этом пластическое интонирование дает возможность передачи ткани музыкального произведения во всей его целостности.

Музыкальная интонация имеет прямую взаимосвязь с пластикой, мимикой и жестами. Посредством пластики может быть передано настроение и характер музыки, ее отдельные выразительные средства. Кроме того, пластика дает возможность проследить развитие того или иного музыкального образа в целом.

Педагогика искусства в настоящий период времени отводит пластическому интонированию значительное место в силу того, что музыка и движение представляют собой один из наиболее доступных детям младшего школьного возраста ресурсов человеческих ощущений, так как они дают возможность оказывать прямое воздействие на эмоциональную сферу [5, с. 31]. Таким образом, именно музыка и движение представляют собой один из первых шагов к пониманию искусства в силу того, что понимание возникает, в основном, на базе моторного отклика и тех ассоциаций, знакомых каждому человеку, которые он вызывает.

Необходимо отметить, что особое значение пластическое интонирование приобретает для тех детей, у которых недостаточно развит звуковысотный слух, а также для тех, у которых имеет место слабая координация слуха и голоса.

На уроках музыки педагогами могут использоваться такие приемы пластического интонирования, как жестовая передача пульсации музыки, сильных долей, фразировки и ритмического рисунка, а также дирижирование. Перечисленные приемы, будучи направленными на формирование у детей младшего школьного возраста определенных музыкальных способностей, способствуют тому, что дети удовлетворяют свои естественные потребности в двигательной реакции на музыку, что, в свою очередь, способствует телесному раскрепощению младших школьников.

Иногда имеет место спонтанное возникновение пластического интонирования. Понимая, что имеет место неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель музыки должен побуждать учеников к восприятию музыки не только посредством слуха, но также и посредством музыкально-ритмических движений [2, с. 107].

Свобода, естественность и отсутствие какого-либо напряжения – это основное, на что учителю музыки необходимо обращать внимание в процессе выполнения детьми младшего школьного возраста музыкально-ритмических движений. Для того, чтобы максимально выполнить данную задачу, необходимо принимать во внимание следующие принципы: комплексное решение основных задач музыкального воспитания, систематичность, постепенность, последовательность, повторность, доступность и индивидуализация; сознательность и активность, наглядность [4, с. 129].

В процессе слушания музыкальных произведений ученики младшего школьного возраста узнают, какие чувства могут быть переданы музыкой, как и о чем она может рассказать. Предварительный настрой перед тем, как начинать прослушивание, а также последующий разбор содержания того или иного музыкального произведения дают возможность правильного восприятия музыки. Однако, более осмысленное восприятие музыки детьми младшего школьного возраста возможно в том случае, когда у них есть возможность выразить свое отношение к ней через исполнительство, а также посредством различных движений, выполняемых под музыку. Подбор специальных упражнений дает возможность более глубокого понимания отдельных средств музыкальной выразительности. Дети младшего школьного возраста могут менять направление движений в соответствии со сменой частей и музыкальных фаз конкретного произведения, его динамики, регистра и темпа музыки [3].

В музыкальных играх, создавая тот или иной игровой образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства. Тем самым они учатся более тонко чувствовать эмоциональную настроенность произведения. Умение отметить в движении начало и конец музыкального произведения, выделить ритмический рисунок мелодии, осознать средства музыкальной выразительности помогает детям в пении, делает его более выразительным, музыкальным. Сначала это происходит с помощью учителя музыки, а потом и самостоятельно. Даже элементарные движения, верно скоординированные с музыкой, являются важнейшей базой для развития ребенка младшего школьного возраста, так как выполняя такие движения, ребенок откликается на определенный ритм, темп, мелодию, включая в работу оба полушария головного мозга.

Для того, чтобы учащиеся младшего школьного возраста как можно более активно и деятельно воспринимали музыку, необходимо, чтобы учитель музыки постоянно поощрял естественную двигательную активность учеников. Привлечение различные движений в качестве одного из приемов работы на уроках музыки даст возможность активизировать слушание музыки посредством выявления ее интонационно-образного содержания через жесты и характерные обобщенные движения. На основе высвобождения эмоционально-моторного компонента восприятия и перевода его в сферу пластического интонирования происходит своего рода синтез слушания и исполнения, направленный, в конечном счете, на развитие музыкального восприятия.

В рамках педагогической практики пластическое интонирование в качестве одного из элементов урока может быть использовано любым преподавателем музыки при условии, что сам педагог является эмоциональным, искренним и активным в движениях человеком. В процессе использования данного метода на уроках музыки необходимо, чтобы педагог находился в постоянном визуальном контакте с учениками. В качестве дидактического материала для применения данного метода могут быть предложены яркие короткие ленты, газовые платки яркой расцветки, фигурки зверей, цветов и птиц, вырезанные из картона, геометрические фигуры ярких цветов, а также детские музыкальные инструменты [4, с. 146].

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать общий вывод о том, что применение метода пластического интонирования на уроках музыки в начальной школе дает возможность:

— активизации познавательного процесса посредством высвобождения эмоционально-моторного комплекса;

— направления естественной двигательной активности детей младшего школьного возраста в необходимое эмоциональное русло;

— развития музыкального восприятия младших школьников через движение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение методов пластического интонирования на уроках музыки в начальной школе дает возможность детям «проживать» определенный музыкальный образ с помощью движений, что, в свою очередь, ведет к более глубокому пониманию содержания музыкального произведения.

2. Гергель Е.А., Тихонова С.С. Пластическое интонирование как способ осознания ребенком интонационного содержания музыки // Актуальные вопросы художественного образования: теория, методика, практика: материалы очно-заочной научно-практической конференции (Екатеринбург, 30-31 января 2017 г.). – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. – С. 105-108.

3. Никешина Н.И. Методы развития креативности на уроках музыки в начальной школе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://sibac.info/conf/pedagog/x/26024. Дата обращения: 04.01.2019.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *