Что такое платформа в бизнесе
Что такое платформенный капитализм и кто на нем зарабатывает
Технический прогресс привел к появлению новой бизнес модели, которая помогает компаниям процветать даже в условиях конкуренции и стирания барьеров вхождения. Модель называется платформенный капитализм, она стала возможной благодаря интернету, облачным технологиям и базам данных. И, что важнее, контролем за этими данными, позволяющим извлекать из них прибыльную информацию.
Куда инвестируют обыватели
Идея платформенного капитализма заключается в удержании клиента и использовании его данных для продажи дополнительных продуктов и услуг (клиенту) и его данных (3-м лицам). Пользователь платформы “привязан” к ней и не может без значительных затрат с этой платформы “соскочить».
Хороший пример платформенного капитализма — компания Apple. iPhone — это не просто телефон, а платформа, которая предоставляет пользователям услуги хранения фотографий, доступ к магазину приложений, и т д. Другими примерами платформ являются Netflix, Facebook, Amazon и Google через систему Android.
Почему популярный подход не самый грамотный
Все названные выше имена являются неплохими кандидатами для инвестиций, но у них есть проблемы:
Оценка компаний. В пандемию ритейл-инвесторы дружно навалились на акции AAPL, NFLX, GOOGL и FB и загнали их в такую высь, что оценка компаний вызывает сомнения даже у оптимистов.
Потенциал роста. После взрывного роста аудитории на начальном этапе B2C платформы уперлись в естественный предел количества платежеспособных пользователей. Ситуация становится похожа на рынок мобильной связи: телефоны есть у всех,поэтому количество подписчиков можно увеличить, только переманив клиентов у других игроков.
Защита персональных данных. Утечки данных пользователей и их использование в политических целях создают проблемы для всех игроков. Законы о защите персональных данных ограничивают прибыль, ведь продажа данных 3-м лицам — это ключевой компонент бизнес-модели.
Антимонопольное законодательство. Это главный риск для платформенного капитализма конечного пользователя. Последний и самый серьезный случай произошел в октябре 2020. Минюст США подал Anti-trust иск против Google. Эта история будет тянуться много лет и способна затормозить развитие любой компании. Похожее случилось с Microsoft, которая на протяжении нескольких лет отбивалась от антимонопольных исков, упустив множество стратегических возможностей.
Платформенный капитализм конечного пользователя за короткое время превратился из мягкого и пушистого спасителя мира в ненавидимого всеми монстра. Аналог табачных компаний с неплохой, но стагнирующей прибылью, в нагрузку к которой идет необходимость постоянно отбиваться от скандалов и искать способы выжить. Возросшие риски не оправдывают высокую стоимость и слабеющий потенциал роста Big Tech компаний.
Куда инвестирует сын маминой подруги
Вместо того, чтобы ходить по минному полю Facebook и Google, обратим свой взгляд на фирмы, которые построили успешные платформы в области B2B.
B2B платформы показывают сумасшедший рост, не присутствуют в заголовках масс-медиа и поэтому частично защищены от anti-trust исков. Никто из политиков не выиграет от борьбы с компанией, о которой большинство избирателей ничего не слышали. Гораздо проще бороться с Цукербергом и Безосом, электорат это оценит.
Вот пара имен, которые не прибавят вам популярности на вечеринках, но, на наш взгляд, будут расти значительно быстрее рынка.
Atlassian (NASDAQ: TEAM)
Эта компания предлагает интегрированный набор инструментов для разработки и поддержки софта (что на проф жаргоне называется ITSM и DevOps).
Разработка и поддержка софта давно стала командным видом спорта. Как скоординировать поступающие сообщения о багах, распределить работу между разработчиками, организовать изменения в коде и апгрейды системы? Atlassian отвечает на эти вопросы с помощью своей платформы, которая включает в себя интегрированные инструменты, такие как Jira, Confluence, BitBucket.
Atlassian работает по модели “Land and expand”. Компания продает подписку на один из своих инструментов, потом растут как вглубь (то есть за счет других продуктов), так и вширь (за счет увеличения количества пользователей).
График показывает, как со временем растут продажи группам клиентов в зависимости от года подписки на платформу Atlassian.
PTC Inc. (NASDAQ: PTC)
То, что Atlassian делает для софтверных компаний, PTC делает для производственных. PTC за последние 5-10 лет собрали облачную платформу, которая покрывает все потребности современной производственной компании, от разработки до поддержки продукта (включая 3D-моделирование, дополненную реальность и тд). Любой, изучавший инженерную науку в ВУЗе, наверняка слышал о программе Mathcad. Это только один из инструментов в портфеле продуктов PTC.
Цена добавления нового пользователя равна затратам на маркетинг, так как для новых пользователей не надо разворачивать новые виртуальные сервера.
Мы считаем, что PTC находится в самом начале периода интенсивного роста (15-20% в год на протяжении ближайших 10 лет). В последнем своем заявлением, CEO компании Джимом Хеппельманом, заявил что рост будет быстрее чем раньше – “SaaS will make up
10% of ARR, growing faster than overall”.
Модели аналитиков крупнейших инвест банков, подтверждают наш тезис по долгосрочному росту.
Платформа как бизнес-модель
Большинство продуктов, которыми мы пользуемся сегодня — это платформы. Facebook, Uber, Airbnb. Все площадки, которые объединяют производителей и потребителей, — это платформы. Есть историческая закономерность: когда платформа появляется на рынке компаний с традиционной моделью, она почти всегда вытесняет традиционные компании. Поэтому если у компании есть ресурс, чтобы стать платформой, скорее всего, она будет стремиться это сделать.
Этот текст во многом пересекается с докладом ребят из Useful Agency. Спасибо им! я оставила ссылку на их презентацию в конце.
Традиционная бизнес-модель vs. платформа
Существуют компании с традиционной бизнес-моделью. Они занимаются производством ценности, то есть любого товара или услуги. Покупают сырье у поставщиков, производят продукт и продают его клиенту. Или налаживают бизнес-процесс и оказывают услугу клиенту. Отель — это традиционная бизнес-модель.
Платформа — это экосистема. Платформа позволяет производителям и потребителям подключаться к ней, взаимодействовать друг с другом и обмениваться ценностью. Платформа объединяет производителей и потребителей, а сама налаживает инфраструктуру и управляет их взаимодействием. Booking.com — это платформа.
Есть историческая закономерность: использовать платформу для клиента дешевле и привлекательнее, чем отдельный товар.
Пример. «Британника» — старейшая англоязычная универсальная энциклопедия. Издается с 1768 года. Насчитывает 120 000 статей. ВСе статьи на на английском. Над энциклопедией работали 4,5 тысячи авторов и редакторов. Обновляется раз в 10–15 лет. Набор томов стоит 2 000 долларов.
Википедия — свободная энциклопедия. Любой участник может написать статью или скорректировать опубликованную. Википедия существует с 2001 года. Написано более 45 млн. статей на 295 языках. 70 млн. авторов и редакторов постоянно создают контент. Дополняется и обновляется постоянно. Википедия бесплатна.
О чем нам говорит этот пример?
Когда платформа появляется на рынке компаний с традиционной моделью, она почти всегда побеждает.
Переход к платформе
В масштабах рынка переход от классического бизнес-процесса к платформе заключается в следующем.
От контроля ресурсов к управлению ими
В классическом бизнес-процессе компания контролирует используемые ресурсы. Это помогает экономить. Платформа же, когда управляет экосистемой, контролирует не используемые ресурсы для производства одного продукта или услуги, а все сообщество.
От внутренней оптимизации к внешнему взаимодействию
В классическом бизнес-процессе компания улучшает внутренние процессы и тем самым оптимизирует производство. Платформа же создает повышенную ценность через оптимизацию взаимодействия между внешними производителями и потребителями.
От фокуса на ценности потребителя к ценности экосистемы
Компания максимизируют LTV потребителя, и потребитель проходит по воронке. Платформа же максимизирует общую ценность экосистемы.
Сетевой эффект
Сетевой эффект — главный двигатель роста платформы. Классический бизнес-процесс масштабирует предложение. Почему? Потому что чем больше объем производства, тем ниже издержки на единицу продукции. Маржа растет за счет эффекта масштаба.
Платформа масштабирует спрос. Предлагает клиенту большую ценность за транзакцию. Чем больше участников, тем эффективнее транзакции.
Данные — ключевой инструмент улучшения взаимодействия.
Основные элементы платформы
В любой платформе есть 3 ключевые элемента: сообщество, инфраструктура и данные.
Сообщество
Это участники, кто обмениваются ценностью, и их взаимоотношения.
Инфраструктура
Это инструменты, сервисы и правила. Так как бизнес платформы — это организация взаимодействия, то именно они обеспечивают модель бизнеса.
Данные
Они соединяют предложения со спросом.
У разных платформ разные элементы развиты в разной степени. Поэтому платформы разделяют на площадки разных типов:
— социальные/ маркетплейсы (Facebook, Airbnb),
— инфраструктурные (WordPress),
— ориентированные на данные (Nike+).
Ключевое взаимодействие
Пользователи платформы совершают разные действия. Ключевое взаимодействие — это то, без чего платформа не сможет выполнять свою функцию.
Для Youtube ключевое взаимодействие — это добавить видео,
для Airbnb — сделать объявление о сдаче жилья,
для Facebook — написать пост,
для википедии — статью.
Управление платформой
Управление платформой состояит из трех аспектов: тяга (pull), упрощение (facilitate) и соединение (match).
Тяга (pull)
Платформа должна притягивать к себе производителей и потребителей. Контрагенты должны быть вовлечены.
Это работает и в другую сторону — я не пойду в новый фейсбук, в котором нет моих друзей. Я не буду вызывать такси через площадку, в которой так мало водителей, что ни один не может ко мне приехать.
Упрощение (Facilitate)
Платформа организовывает взаимодействие. Она дает пользователям инструменты взаимодействия друг с другом. Платформа устанавливает правила игры. Поощряет за желательные взаимодействия, наказывает за нежелательные.
Комьюнити-менеджмент как новый HR
Upwork (бывший elance.com) — крупнейшая площадка для поиска фрилансеров. Устанавливая правила взаимоотношений между заказчиками и фрилансерами (комьюнити менеджмент), Upwork по сути выполняет функцию HR:
— создает систему стимулов исполнителям (чем больше тестов проходит фрилансер, тем выше его анкета в поисковой выдаче),
— дает возможность помогать друг другу и давать обратную связь (есть отраслевые сообщества, фрилансеры делают ревью профайлов друг друга),
— устанавливает правила взаимодействия (заказчикам — как опубликовать вакансию, как выбрать исполнителя, на что обратить внимание; исполнителям — как откликнуться на запрос, как выполнять работу, и т.д.).
Контроль качества взаимодействия
Обе стороны — и заказчики, и клиенты, — ждут от платформы высокого качества услуг с одной стороны и адекватности заказчиков, с другой. Поэтому платформа контролирует качество взаимодействия.
Качество взаимодействия реализуется с помощью модерации, алгоритмов и социальных сигналов. Площадка предварительно отбирает производителей. Например, запрашивает диплом о педагогическом образовании у репетиторов. После взаимодействия площадка определяет качество оказанных услуг и репутации: просит заказчика и исполнителя поставить оценку друг другу. Так площадка определяет качество оказанных услуг и репутации.
Соединение (Match)
Платформа использует данные, чтобы предлагать потребителям релевантную ценность. Платформе важен баланс, иначе будут работать процессы, обратные сетевому эффекту. Поэтому платформа выравнивает предложение и спрос с помощью различных механик.
Яндекс такси повышает цены во время дождя и когда есть повышенный спрос. За счет этого водители охотнее выезжают на заказы. Предложение выравнивается со спросом.
Как реализовано технически
API — это главный инструмент развития платформ. API (Application programming Interface) — это программный интерфейс создания приложения. Готовый код. Набор функций и процедур для создания приложений, у которых есть доступ к функциям или данным ОС, приложения или другого сервис.
Снаружи API позволяет получить контролируемый доступ к данным или услугам организации. Внутри API соединяет услуги или приложения, контролирует доступ к активам, делает архитектуру системы понятной
Кратко
👉 Есть классический подход, а есть платформа. Бизнес платформы — это обеспечение взаимодействия между участниками.
👉 Чаще платформа побеждает классический подход.
👉 3 слоя каждой платформы: сообщество, инфраструктура, данные.
👉 Комьюнити менеджмент — это новый HR.
👉 Контроль качества взаимодействия место контроля качества производства.
👉 API — главный инструмент развития платформ.
Платформы🚀: Что это такое? (multi sided platforms, MSP)
Aug 14, 2018 · 3 min read
Что общего между Uber, AirBnb, Etsy, Alibaba, Apple Appstore и моим проектом The Time Donors? Это все — платформы. Что такое платформа и в чем ее главное отличие от других бизнес-моделей, именно это я рассмотрю ниже.
В литературе вы увидите много вариантов названия: иногда говорят платформа, иногда многосторонняя платформа, иногда бизнес модель типа платформа и т.п., в итоге это все об одном и том же. Я буду писать одним словом — платформа.
Почему нам важно разобраться что такое платформа? Поскольку сейчас платформы — это доминирующая бизнес-модель в современной экономике. Важно запомнить, что платформа это именно бизнес-модель, а не вебсайт, приложение или кусок рабочего кода. Это целостная модель которая создает ценность соединяя разные ее стороны. И чтобы быть успешным в современном мире надо понимать как работают эти самые платформы.
Что такое платформы?
Согласно самому известному теоретику платформ-движения, профессору MIT — Andrei Hagiu это:
“Многосторонние платформы (multi-sided platforms) это технологии, продукты или сервисы которые создают ценность в основном предоставляя возможность прямого взаимодействия между двумя или более пользователями или группами пользователей”
Самая типичная ошибка — когда платформой называют компании предоставляющие пакет программных продуктов (integrated suite of software products). Особенно это типично для SaaS компаний, в этом случае слово платформа это скорее маркетинговый термин чем реальность. Приведу пример, компания Zendesk — это не платформа, это линейный бизнес с набором программых продуктов. Линейный — это когда бизнес создает продукт/сервис и продает его пользователям, не важно по каким каналам цифровым или просто в магазине за углом.
Удивительно, но в 21 столетии то, что на балансе компании, то есть то чем она владеет, значит меньше, чем то что/кого она соединяет.
Если ранее в финансовых документах компаний отельного бизнеса здания отелей были занесены в Активы то теперь это уже — Пассивы (то есть Обязательства). Ведь владеть инвентарем — невыгодно. И платформа AirBnb, как самый большой провайдер отельных услуг не владеет ни одним знанием, а Uber — ни одним автомобилем.
Сетевой эффект
Основная отличительная характеристика платформ — это прямой и непрямой сетевой эффект, которые они создают.
Прямой сетевой эффект— чем больше число пользователей в системе — тем больше ценность системы для каждого пользователя. Например — Facebook, чем больше там людей — тем он нам интереснее, и в идеале чтобы там были вообще важные нам люди.
А непрямой сетевой эффект— это когда увеличение использования одного продукта увеличивает использование дополнительных продуктов, что в свою очередь увеличивает ценность самого первого продукта для пользователя. Простой пример — Apple AppStore, (1) Продажи iPhone растут → (2) Больше людей в AppStore и продажи приложений растут→ (3) Разработчики видят в AppStore большой и прибыльный рынок и делают много новых и классных приложений → (4) AppStore предлагает много хороших приложений → (5) Люди начинают покупать iPhone еще и из-за того что для него много хороших приложений.
Что запомнить
Многие из самых успешных стартапов последнего десятилетия — это именно платформы.
Создать платформу, это не сделать/разработать технологическую часть (веб-сайт, приложение и прочее). Это проработать всю бизнес-модель, и то, как она будет генерировать достаточно преимуществ и ценностей чтобы построить сеть вокруг нее.
Ранее — рост бизнеса в основном был за счет инвестиций и роста внутренних ресурсов бизнеса.
Сейчас, в цифровом мире, — рост и масштаб идет от развития внешних ресурсов, по отношению к компании, то есть рост сети пользователей вашего бизнеса. Это суть работы платформ.
Бизнес модель платформы создает ценность стимулируя обмен между двумя или более независимыми группами, обычно пользователями и производителями.
Если вам интересно читать что я пишу и чем увлекаюсь, или же вам нужен мой совет, меня можно найти тут — Facebook, LinkedIn.
А еще я делаю мега-крутой проект 💙 — www.thetimedonors.com. Это моя точка невозврата, любовь всей жизни и я хочу чтобы меня помнили именно по этому проекту. Потому что он — изменит мир. И кстати, со мной можно поговорить насчет вашего стартапа, забронировав мое время, деньги за наш разговор пойдут в Википедия.
И если вам понравилась моя статья: лайк — это вам бесплатно, а мне — приятно!🙏
Что такое платформенный бизнес, создание платформы маркетплейса для отрасли. Бизнес-модель Платформа
Революция платформ
Платформы знают все: Google, Uber, Facebook, AirBnb. Эти компании не создают контент, не имеют своего громадного автопарка, не владеют сетями отелей по всему миру. Но почему-то они лидеры в своих рынках.
Google и Facebook- лучшие рекламные площадки, хотя у них нет своих площадей на билбордах и нет своего ТВ канала.
Uber может держать цены на такси максимально низкими и обслуживать людей по всей планете.
AirBnb имеет самый большой выбор для аренды жилья, при этом не имея ни одного отеля в своей собственности.
Что же такое происходит? Почему какие-то выскочки заняли рынок, не имея крупных ресурсов в виде недвижимости, оборудования или людских ресурсов?
Произошла революция платформ, которая изменила мир. В этой статье мы разберем этот феномен и подумаем, как его можно использовать для себя.
Есть прекрасная книга Революция платформ, которая позволит вам глубже вникнуть в понятие Платформа и ее преимущества и отличие от классического бизнеса.
Платформенный бизнес
Суть платформы заключается в обеспечении взаимодействия на неком рынке. Платформа не продает напрямую услуги или товар. Она обеспечивает взаимодействие между участниками рынка.
AirBnb организует взаимодействие с владельцев недвижимости с теми, кто хочет арендовать дом, квартиру или комнату.
Facebook дает возможность пользователям бесплатно создавать свои страницы и легко публиковать контент, а также получать контент от других. А деньги они получают от рекламодателей, которые платят за точный таргетинг на пользователя.
Классический бизнес работает по-другому. Он сам создает ценность в своем конвейере и продает ее клиентам. Компания Toyota сама создает машины и сбывает их через сеть дилеров. Объем выручки для Toyota напрямую зависит от количества произведенных машин.
В случае с Uber и другими бизнес-платформами, количество написанного кода не имеет прямой корреляции с выручкой от сайта-платформы.
Что такое платформа
Каждая группа пользователей приходит на площадку с определенной целью.
Посетители AirBnb хотят найти подходящее жилье под свои условия.
Владельцы недвижимости хотят заработать на своей недвижимости, но не знают, как привлечь потребителя. Поэтому они идут на AirBnb, добавляют описание своего дома и просто ждут обращений через сайт. За это они готовы поделиться с платформой частью своей прибыли.
Каждый участвует в площадке по собственной инициативе. Не надо никого заставлять. Должна быть ценность, за которой он придет на площадку.
Ценность платформы напрямую зависит от количества участников. В общем случае чем больше участников, тем больше вариаций для других посетителей для удовлетворения своих потребностей.
Откуда взялись бизнес-платформы?
Платформенный бизнес существует давно.
Продавец платит хозяину рынка некую плату за возможность иметь свое место на рынке.
При этом государство собирает со своих граждан налоги. Эти налоги идут на жизнедеятельность государства.
Как видите платформы существуют давно, но в прежние века были некоторые ограничения для роста платформ как вида бизнеса.
Почему именно сейчас начали активно расти бизнес-платформы?
Все дело в технологическом сдвиге и развитии сети Интернет. Крупные технологические инновации порождают целый веер инноваций в других областях.
Возьмем Google как поисковую систему. Google дает бесплатный доступ к большому количеству информации.
С появлением смартфонов и безлимитного интернета можно быть в сети круглосуточно.
Через интернет все больше людей могут получить доступ к Google поиску, где они могут найти что угодно.
Причем это не только США, но и весь мир. Мог ли Google 16 века добиться такого? Нет, только сейчас технологии позволили обращаться к сервису компании одновременно из множества точек планеты.
Все это создало громадную ценность. Очень много людей ищут информацию. И им можно что-то продать. Особенно то, что они прямо сейчас ищут. Если я ищу новую машину, то любой автосалон хотел бы, чтобы я увидел его предложение. Это и рождает место для гигантских прибылей Google. Каждому человеку можно «подсунуть» свое персонализированное предложение от рекламодателя. Причем не одно, а сразу пачку предложений, которые будут бороться за этого покупателя.
Новые технологические возможности дают толчок к возможности обработки большого массива данных и параллельного обслуживания тысяч пользователей на 1 сайте.
Может ли обычный вещевой рынок вместить сотни тысяч продавцов? Нет. А Амазон, Ali baba может. Нет предела по количеству. Это крайне важный фактор для развития компаний платформенного типа.
Что дает платформа
Каждый участник платформы получает ту ценность, за которой он пришел на площадку
Потребитель обычно получает много всего, что он не может получить от обычной конвейерной компании:
Что получает бизнес от платформы
Бизнес получает доступ к узким сегментам потребителей, у которых есть сформированная потребность. Клиенты приходят со своими запросами. Платформа должна правильно перенаправить этот интерес на поставщиков, которые могут удовлетворить этот спрос.
Бизнес может получать дополнительные цифровые сервисы для своей работы. Например, это может быть CRM для учета бронирования времени при записи на услуги. Или это может быть калькулятор сложных услуг.
Бизнес может снижать риски при работе с клиентом. Площадка гарантирует бизнесу, что он получит деньги при выполнении своих обязанностей.
Сама платформа получает множество преимуществ перед конкурентами классического типа:
Что нужно Uber для подключения еще 1 города? Создать пару записей в базе данных, запустить рекламу и решить орг моменты.
А если это служба такси? Нужно нанять людей, закупить машины в новом городе. Довольно глобальный проект с большими вложениями.
Возможность быстрого роста
При этом любое действие на площадке оставляет след, который можно анализировать. Это позволяет делать и проверять много гипотез роста.
Диверсификация рисков
Есть множество продавцов на площадке с разных сегментов. Если кто-то из них прогорит, на площадке это никак не скажется. Стабильность площадки зависит от стабильности всего рынка.
Возможность изучать информацию по взаимодействию участников рынка и принимать решения по оптимизации этих взаимодействий
Данная информация позволяет еще более эффективно продавать по сравнению с продавцом-одиночкой. Площадка знает в точности, что популярно, а что нет, какие есть тренды в поведении покупателей.
Возможность давать более полный сервис потребителю
Площадке проще построить целую линейку сервисов для покупателя, которая будет закрывать спектр потребностей.
Если вы продавец автомобильных шин, то маркетплейс в сфере авто может продавать колеса, услуги шиномонтажа, ремонт в СТО, автомойки, тюнинг авто и многое другое. При прочих равных (цена, качество сервиса, удобство) будет выбирать более полное предложение.
Бизнес-модель платформы
Монетизация платформенного бизнеса зависит от участников рынка.
Но, если мы берем деньги за платную подписку на fl.ru с исполнителей, это напрямую не скажется на ценности, которую хотят получить заказчики. Более того, на площадке будет больше серьезных исполнителей, которые готовы сделать заказ (а не случайных людей).
Ищите такую монетизацию, которая не будет убивать основную ценность для участников площадки.
На чем может зарабатывать платформа? Давайте рассмотрим варианты монетизации площадки:
Реклама
На площадке есть некая ценность, которая привлекает большое количество людей. Этот поток людей привлекает рекламодателей. Чем более точно можно разделить поток посетителей, тем точнее будет действовать реклама (таргетинг).
Google создает ценность за счет быстрого подбора интересующих страниц сайтов в сети. Это привлекает кучу людей, которые могут бесплатно быстро найти ответ на любой вопрос. Рекламодатели настраивают свои рекламные сообщения и условия показа (например, хочу показывать это тем людям, кто набрал в поиске Купить самокат).
Платный доступ
Данная модель также может включать в себя вариант платного и бесплатного аккаунта. Бесплатный аккаунт имеет ограничения. Платный аккаунт имеет некоторые привилегии.
Комиссия со сделок
Если деньги проходят через площадку, то можно брать некий процент с каждой сделки. Комиссию платит либо Исполнитель, либо Заказчик, либо делят ее между собой.
Никто не может сказать заранее какой именно вариант бизнес-модели платформы подойдет конкретной площадке. Нет единого точного правила. Необходимо следовать за рынком и отталкивать от обратной связи, которую дают пользователи сервиса.
Как создать свою бизнес-платформу
С самого начала надо понимать, что это не просто создание сайта. Сайт выступает просто инструментом автоматизации. Сайт реализует те правила для рынка, которые вы заложили.
Первые вопросы, которые вы должны себе задать при создании бизнес-платформы:
Для какого рынка вы работаете? Достаточно ли он велик, чтобы на нем можно было заработать? Если это рынок парикмахерских в провинциальном городе, то возможно проект не взлетит по причине малого масштаба.
Достаточно ли рынок узкий? Если рынок будет слишком широк (бытовая техника), то вы будете конкурировать с крупными брендами, которые имеют свои магазины, а также с крупными маркетплейсами (Яндекс Маркет, Windberries).
Чем точнее вы будете представлять этих людей, их потребности, возможности и мотивацию, тем проще вам будет их привлечь к работе на вашей площадке.
Это самый главный пункт. Без ценности участнику нет смысла работать на платформе.
Необходимо проверить свои гипотезы относительно ценности: сформулировать предложение, найти представителей целевой аудитории и получить обратную связь по предложению. Цепляет ли их это предложение? Готовы ли они подписаться на ранней стадии?
Для проработки ценности вам не нужен готовый сервис. Вам нужно хорошо проработанное предложение, которое имеет выгоды для участников.
Хорошо понимая, кто и зачем пришел на площадку, мы можем сформулировать минимальный состав требуемых функций площадки.
Чем меньше функций, тем быстрее, дешевле и качественнее будет создана площадка.
Широкий функционал площадки никак не поможет остаться ей на плаву, если они никак не закрывает потребности участников платформы.
В процессе проекта могут возникнуть различные неожиданные ситуации. В идеале нужно продумать различные развороты и альтернативные идеи. Чем больше идей вы сможете проверить в проекте, тем больше шансов найти то самое.
Вы можете проверять различные варианты монетизации, пробовать создание различных ценностей для участников, привлекать крупных или мелких участников, давать различные начальные условия, внедрять партнерские программы, создавать уникальные сервисы на площадке.
Именно перебор идей в итоге может дать нужное сочетание, которое будет привлекать людей на площадку.
Вы не можете знать наверняка, что нужно людям. Но вы можете придумать гипотезы и проверить их на практике.
Возможные стратегии начала работы платформы
Для площадки остро стоит вопрос курицы и яйца. Покупателям нужен большой выбор поставщиков на площадке. А как привлечь поставщиков, если нет покупателей на площадке?
Есть следующие варианты:
Исполнители никак не представлены на площадке. Вы берете некий процент от сделки. Ваша работа заключается в привлечении трафика и координации работы по заказам.
По мере успешного выполнения заказов, вы постепенно автоматизируете работу исполнителей:
Затем создаете площадку, загружаете на нее данные исполнителей и начинаете привлекать клиентов сразу как площадка с N исполнителями.
Вы сами выполняете все заказы на своей бирже. Затем постепенно подключаете других партнеров: своих конкурентов и смежных исполнителей по мере увеличения количества заказов.
Вы можете сначала создать свою систему CRM для работы с клиентами. Затем добавить к ней личный кабинет Заказчика. Когда в бизнес-процессах появятся внешние исполнители для них также можно создать личный кабинет.
Сначала вы можете сами быть диспетчером заказов в виде закрытой биржи, и на более поздней стадии дать возможность клиентам/исполнителями выбирать друг друга. И ваша CRM превратится в платформу.
Компания может создать площадку вокруг этих услуг. Она может довольно легко привлечь своих клиентов на такую платформу, а исполнители придут на возникающие заказы.
Не начинайте сразу с большого географического региона или широкой отрасли. Пробуйте на малом объеме.
Чем меньше объем, тем легче будет конкурировать, тем меньше вложения в маркетинг, тем меньше будут финансовые потери при ошибках.
Подход все и сразу приведет к высоким рискам, долгим срокам запуска и отрыву от реалий рынка.
У нас есть несколько готовых решений для создания платформы:
Каждое решение можно развивать и видоизменять. Это обязательная опция для любой развивающейся платформы.
Узкие моменты на старте создания платформенного бизнеса
В чем добавленная ценность (и УТП для партнеров)?
Первичный состав лояльных поставщиков и покупателей
Ранние пользователи могут подсказать ценные советы по удобству работы площадки, могут привлечь других пользователей, а также дать обратную связь по вашей бизнес-модели. Чем раньше у вас появится ядро начальных пользователей, тем лучше.
Не нужно бояться, что пользователи украдут вашу идею. Если вы боитесь, что вашу идею может кто-то украсть, вероятно, вы плохо пользуетесь поиском. Большинство идей не уникальны, и отличия площадок для неискушенного пользователя практически невидимы.
Откуда брать трафик
Изучайте основы продвижения и требуйте прозрачный план действий от подрядчиков по продвижению.
За что брать деньги с участников системы?
Здесь важно найти такое решение, которое и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО устроит. Не нужно нажимать или уговаривать. Это только повредит дальнейшей конверсии.
Сколько нужно специалистов для проекта?
Любой стартап имеет отрезок времени, в течение которого он либо докажет, что он имеет право на жизнь, либо закроется из-за нехватки финансирования.
Чем больше вы тратите в проекте, тем меньше этот отрезок. Если вы тратите мало, то у вас меньше рисков закрыться по причине нехватки средств.
Чем меньше людей в проекте, тем ниже финансовая нагрузка.
Первые шаги по созданию бизнес-платформы
Заключение
Хотелось бы предостеречь людей, которые захотят попытать счастья в этой золотой лихорадке под названием «маркетплейс».
Есть множество обращений к нам с идеей сделать маркетплейс, при этом люди с трудом понимают, что такое сайт, как он работает и откуда брать трафик (а что такое трафик?).
Своей целью общения с такими людьми считаю отговорить их от идеи создания маркетплейса. Они просто потеряют деньги. Сначала на создании движка. Затем на продвижении (SEO, реклама). Как кончится бюджет, они просто по-тихому свернут проект.
Ключевые ошибки этих людей:
Воспринимайте эту статью не как руководство к действию, а как набор полезных идей, которые улучшат и дополнят ваше видение по созданию платформы.