Что такое племя история россии
Племена
Пле́мя — группа людей, ощущающая между собой родовую близость. Племя не обязательно обладает территорией компактного проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами.
Содержание
Определения понятия
Также, как и у понятия народ, существуют два основных определения, что такое племя. По одному из них племя определяется общими чертами, свойственными всем членам племени и объективно отличаемыми: язык, религия, происхождение, обычаи и традиции.
По другому определению считается, что сама по себе «вера» в общую связь уже является достаточным критерием. Как показывают этнографические исследования, генеалогия у племён, не знающих письменности, весьма гибка и довольно быстро приспосабливается к политическим обстоятельствам. По этому определению племена являются прежде всего политическими союзами. Как пример приводятся объединения во время Великого переселения народов групп различного происхождения в племена. Центром кристаллизации нередко являлся один — единственный предводитель или его потомки, считавшийся позже родоначальником всего племени. Охотно использовалась и вера в происхождение от какого-либо божества, так, например, считали германские племена алеманнов и лангобардов. Зачастую племена располагали легендой собственного этногенеза, повествующей, как и почему возник их племенной союз и как сложились признаки, отличающие их от иных племён. Нередко существовали и легенды, как собственное племя, ведомое божеством, попало на свою землю.
Разграничение с понятиями «народ» и «государство»
Точное разграничение между понятиями «племя» и «народ» проблематично, так как границы часто размыты. Племя может быть составной частью народа, а может быть и его предварительной стадией. Потомки племени американских ирокезов рассматривают себя сегодня как народ и как нация.
Отличительными признаками между племенами и государствами часто являются наличие регулярного войска. Племенные общины, существующие даже в наши дни в отдалённых и малоосвоенных регионах Земли, рассматриваются многими как начальная форма политического образования. Эту точку зрения разделяли и эволюционисты — Льюис Генри Морган и Фридрих Энгельс. По их мнению, существует естественная цепочка развития политических единиц от семьи к роду, от рода к племени, от племени к государству. [1]
Племя как форма политической организации
В политической антропологии племя рассматривается как форма политической организации (полития), одноуровневая вождеству, но отличающаяся от последнего консенсуальным типом политического лидерства, в то время как вождество характеризуется авторитарным типом политического лидерства. Процесс перехода этнической общности на уровень племени называется трибализацией.
ИСТОРИЯ РОССИИ. ЧАСТЬ 2. ПЛЕМЕНА БУДУЩЕЙ РУСИ. ЯЗЫЧЕСТВО
Первые упоминания о славянах встречаются письменных источниках V—VI вв. Но современная археология утверждает, что первые племена Древней Руси жили на территории нынешней России ещё до нашей эры.
Изначально народы, жившие до IV—VI вв. в междуречье Одера и Вислы, около реки Днепр, назывались венедами. Позже их стали называть славянами. Венеды занимались земледелием, скотоводством, знали ремёсла, строили укреплённые дома. Все члены племени трудились наравне, социальное неравенство отсутствовало. Такой образ жизни сделал славян цивилизованным и развитым народом. Наши предки одними из первых стали строить города и крупные поселения, налаживать дороги и торговые отношения.
Племена Будущей Руси
Историки насчитывают несколько племён, которые жили в Древней Руси с VI по XI века.
Кривичи занимали обширную территорию современных Витебской, Могилёвской, Смоленской, Псковской областей. Главными городами рода были Смоленск и Полоцк. Это племя — одно из самых многочисленных в Древней Руси. Подразделяются на две группы: псковскую и полоцко-смоленскую. В состав племенного союза кривичей входили полочане.
Вятичи были самым восточным племенем Древней Руси, они обитали по берегам реки Москвы и в верхнем течении Оки. Их земли располагались на территории современных Московской, Орловской, Рязанской и других соседних областей. Центральный город — Дедославль, его точное расположение ещё не установлено. Народ долгое время сохранял язычество и сопротивлялся навязываемому Киевом христианству. Вятичи были воинственным и своенравным племенем.
Ильменские словены соседствовали с Кривичами, населяли земли около озера Ильмень, которое и дало племени название. Согласно письменным источникам, они вместе с другими народами призвали родственных словенам варягов править землями Древней Руси. Воины племенного союза входили в дружину князя Олега, участвовали в походах Владимира Святославича.
Вместе с вятичами и кривичами сформировали народ великороссов.
Дулебы являются одними из самых древних родов славян. Жили они в районе притоков реки Припять. Сведений о них сохранилось немного. В письменных источниках того времени указывается, что дулебы участвовали в военных походах князя Олега. Из народа позднее произошли две группы: Волыняне и Древляне. Их земли принадлежали Киевской Руси.
Волыняне обитали возле Буга и около истока Припяти. Некоторые исследователи утверждают, что Волыняне и Бужане — одно и то же племя. На территории, которую занимал этот славянский род, насчитывалось до 230 городов.
Древляне жили в районе Полесья, на правом берегу реки Днепр. Название племени произошло от места обитания рода — лесов. Занимались они в основном земледелием, скотоводством. В исторических источниках указывается, что племя было мирным и почти не воевало. С древлянами связана известная история об убийстве князя Игоря в 945 году. Княгиня Ольга, вдова Игоря, сожгла их главный город — Искоростень, позднее известный как Вручий.
Поляне жили на территории нынешнего Киева и около реки Днепр. Их поселения располагались в самом центре восточнославянских земель. Культура полян была очень развита, именно поэтому Киев подчинил себе народы других племён уже к IX веку. Самыми крупными городами племени считаются Киев, Белгород, Звенигород. Считается, что название рода произошло от места их обитания — полей.
Радимичи населяли Верхнее Приднестровье, бассейн реки Сож и её притоков. Родоначальником этого племенного союза был Радим, его брат Вятко основал народ вятичей. Археологи отмечают схожесть обычаев этих племён. В последний раз радимичи фигурируют в записях источников 1169 года. Их территории позже стали принадлежать Смоленскому и Черниговскому княжествам.
Русы многочисленны и видят средства жизни и пропитание в мече. Они люди сильные, крепкие, которые отпраляются пешими в отдаленные страны для набега. Их храбрость и мужество известны, и один человек из них равен нескольким из всякого другого народа. И если бы у них были лошади и они были бы всадниками, то они были бы бедой для людей. Тахир аль-Марвази, арабский писатель.
Дреговичи — одно из самых загадочных и малоизученных племён Древней Руси. Предположительно обосновались они в средней части бассейна Припяти. Точные границы их земель всё ещё не установлены. Дреговичи перемещались с юга к реке Неман.
Северяне жили около Десны примерно до IX—X вв. Название племени не происходит от их географического расположения. Исследователи предполагают, что слово переводится как «чёрный». Подтверждает эту теорию то, что главным городом племени был Чернигов. Занимались они главным образом земледелием.
Тиверцы населяли междуречье Днестра и Прута. В настоящее время эти земли располагаются на территории Украины и Молдавии. В XII веке племя покинуло эти земли из-за военной агрессии соседних княжеств. Впоследствии тиверцы смешались с другими народами.
Уличи занимали территорию нижнего Днепра. Их главный город назывался Пересечен. Долгое время племя противостояло попыткам столицы Древней Руси подчинить их себе.
Все племена Древней Руси обладали своими обычаями, укладом жизни, но их объединяла общая вера и религия, язык, культура.
Клявшиеся на мечах и веровавшие только в свой меч, язычники обречены были Божиим судом от меча погибнуть. Иоакимовская летопись
Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав.
Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее – что дают.
Древляне жили звериным обычаем, по скотски. Убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девицу у воды.
Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон. Повесть временных лет.
На первом этапе религиозные представления древних славян были связаны с обожествлением сил природы, которая представлялась населённой множеством духов, что отразилось и в символике древнеславянского искусства. Славяне поклонялись матери-земле. Довольно развиты были водяные культы, так как вода считалась стихией, из которой образовался мир. Вода населялась многочисленными божествами — русалками, водяными, в честь которых устраивались специальные праздники — русалии. Символом воды в искусстве обычно служили утки и гуси. Почитались леса и рощи как жилища богов. Хозяином языческого леса был Медведь — самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия. Некоторые племена своим предком считали Волка и почитали его как божество. Из травоядных животных наиболее почиталась Олениха (Лосиха) — древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. Среди домашних животных славяне более других почитали Коня. В облике золотого Коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. В начале I тыс. н.э. древнеславянские божества принимают антропоморфную форму, то есть звериные черты в образах божеств постепенно уступают место человеческим. Главными среди них становятся боги — Сварог, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Велес (Волос), Ярило, Макошь (Мокошь).
Русское язычество было так бедно, так бесцветно, что не могло с успехом вести спора ни с одною из религий, имевших место в юго-восточных областях тогдашней Европы, тем более с христианством. Сергей Михайлович Соловьев, историк.
И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот.
Повесть временных лет
Перун не являлся исконно славянским божеством. Славяне верили в Хорса- Солнце, почитали женское божество Мокошь, небесного Дажьбога, скотего бога Волоса. Славянские боги требовали почитания, но не человеческих жертв.Совсем другим был культ Перуна, бога войны и громовержца, с приходом которого земля обагрилась кровью жертв. Лев Николаевич Гумилев.
Кто и как жил на территории России в глубокой древности? (Конспект 3)
История России имеет тысячелетнюю историю, в то время как человек появился на Земле 2,5 млн. лет назад! Кто жил на территории современной России и СНГ до возникновения славян? Какой образ жизни они вели? Каков был социально-экономический уклад и духовная культура?
Об этом мало пишут, хотя тема чрезвычайно интересная. Изучение глубокой древности позволяет понять, из каких элементов и каким образом зарождалось то, что впоследствии станет Россией.
Попытался систематизировать для вас данный материал.
1. Палеолит или древний каменный век. (2,5 млн. лет до н.э)
— Средний палеолит (300-30 тыс. лет до н.э). Данный период считается эпохой неандертальца. Происходит расселение людей в северной части Евразии, в частности на территории Северного Кавказ, южной части Восточно-Европейской равнины, южной Сибири. Хозяйственная деятельность: преимущественно охота, начинает появляться собирательство и приготовление растительной пищи, о чем свидетельствуют найденные ступки. Совершенствуется обработка камня: возникает индустрия леваллуа, которая предполагает скалывание качественных отщепов кремня со специально подготовленной предварительными сколами заготовки.
Человек заселяет северную Европу, доходит до Северно-Ледовитого и Тихого океана, переходит Берингов пролив и попадает в Северную Америку.
Пару слов об искусстве. Если в палеолите древний художник изображал объект охоты, то в мезолите его внимание перенеслось на соплеменников. Именно на соплеменников — не на изображение одного человека, а на групповые сцены охоты, преследования, войны.
Однако процесс этот протекал неравномерно. Так если в южных частях Восточной Европы происходит переход к новым орудиям трудам и новым формам хозяйствования, то в лесной зоне и в Сибири продолжали сохраняться традиционные виды деятельности.
К эпохе неолита относят также распад языковых общностей и формирование современных языковых семей (индоевропейская, уральская, алтайская). Письменности ещё не возникло, однако пробудившаяся мысль требовала закрепления. Наскальные рисунки, демонстрируют зарождение абстрактного мышления: нарисованные люди и животные делаются всё более схематичными, появляются условные изображения орудий, средств передвижения, геометрических фигур.
4. Бронзовый век. (3-1 тыс. лет. до н.э.)
Начинается переход от каменных изделий к изделиям из бронзы, что свидетельствует о зарождении древнейшего металлургического производства. Зародившись на Ближнем Востоке, это производство начинает распространяться и в Восточной Европе.
— Трипольской культура. На территории современной Молдовы и Украины возникает мотыжное земледелие, которое сочетается со скотоводством и охотой. Характер земледелия приводил к истощению плодородия обрабатываемых земель и заставлял менять ареал расселения. Лингвистическая реконструкция показывает, что в III тысячелетии до н.э. восточноевропейские степи были заселены индоиранскими племенами, которые именно с этих территорий попали на территорию современной Индии и Ирана. Отмечаются контакты индоиранцев с финно-угорскими племенами.
— Окуневская культура (II тыс. до н.э.). Данные племена проживали на территории Ю. Сибири, в Хакасии. Хозяйственная деятельность: скотоводство, охота, рыболовство. Окуневцы обладали развитой металлургией. Они знали не только медь, но и бронзу. Наряду с ковкой применялось и литьё, что указывает на довольно высокий уровень металлообработки. Антропологический тип населения этой эпохи был смешанного евпропеидно-монголоидного происхождения, с преобладанием монголоидного. Сменилась андроновской культурой (XVII—IX веках до н. э.).
Первоначально древнейшей формой человеческого объединения был коллектив людей, связанных кровным родством (род). Производительных сил такого коллектива хватало исключительно на воспроизводство условий существования. В таких условиях распределение благ было уравнительным, а верхушки общества не возникало. Однако с появлением новых и более совершенных орудий труда и новых видов хозяйственной деятельности происходит рост производительных сил. По мере развития этого процесса начинает появляться общественное расслоение, формируется привилегированная прослойка общества. Вот как описывает этот процесс член-корреспондент РАН Б.Н. Флоря:
История Россия с древнейших времён до конца XVII века. М. 2006 стр. 20
Наиболее динамично данный процесс развивался в южных районах, где были более благоприятные условия накопления прибавочного продукта, и где ощущалось воздействие мощных очагов цивилизации Ближнего Востока. Таким образом неравномерность развития территорий Европы наметился уже в глубокой древности.
— Степная зона Сибири в I тыс. лет до н.э. была заселена преимущественно европеоидным населением по развития и культуре схожими со скифами.
— Лужицкая культура (II-I тыс. лет до н.э.). Располагалась в бассейне Вислы и Одера, на территории современной восточной Германии, Польши, Чехии, Белоруссии (Полесье) и западной Украины (Волынь). По оценке академика Б. А. Рыбакова:
«Лужицкая культура была, очевидно, разноэтническим комплексом, охватившим половину праславян, часть прагерманцев и какую-то часть итало-иллирийских племён на юге, где бронзолитейное дело стояло высоко». «Лужицкое единство учёные нередко называют венетским (венедским), по имени древней группы племён, некогда широко расселявшихся по Центральной Европе. Вхождение западной части праславян в это временное единство и их значение внутри лужицкого единства явствуют из того, что в раннем средневековье венетов считали предками славян и отождествляли их с теми славянами, которые остались на своём месте, не принимая участия в миграционных потоках на юг».
1. Ввиду более суровых климатических условий в Восточной Европе, накопление прибавочного продукта происходило медленнее. Это обуславливало и более позднее возникновение цивилизаций. Этими же факторами объясняется неравномерность в развитии южных и северных территорий.
2. «Сырьевой характер экономики» был свойственен некоторым народам, населявшим территорию современной России ещё в древности. Так например, скифы вывозили в Грецию хлеб, мёд, пушнину, а ввозили ремесленные изделия.
1/ Алексеев В. П. Сибирь как очаг расообразования // Проблемы исторической этнографии и антропологии Азии. — М.: Наука, 1968. С. 133.
2/ Громов А. А. Происхождение и связи населения окуневской культуры // Окуневский сборник. СПб.: Петро-РИФ, 1997.
3/ История Россия с древнейших времён до конца XVII века. М. 2006 стр. 20
Следующая статья по плану:
Этногенез славян. Как и где появились славяне?
Племя
Содержание
Определения понятия
Также, как и у понятия народ, существуют два основных определения, что такое племя. По одному из них племя определяется общими чертами, свойственными всем членам племени и объективно отличаемыми: язык, религия, происхождение, обычаи и традиции.
По другому определению считается, что сама по себе «вера» в общую связь уже является достаточным критерием. Как показывают этнографические исследования, генеалогия у племён, не знающих письменности, весьма гибка и довольно быстро приспосабливается к политическим обстоятельствам. По этому определению племена являются прежде всего политическими союзами. Как пример приводятся объединения во время Великого переселения народов групп различного происхождения в племена. Центром кристаллизации нередко являлся один-единственный предводитель или его потомки, считавшийся позже родоначальником всего племени. Охотно использовалась и вера в происхождение от какого-либо божества, так, например, считали германские племена алеманнов и лангобардов. Зачастую племена располагали легендой собственного этногенеза, повествующей, как и почему возник их племенной союз и как сложились признаки, отличающие их от иных племён. Нередко существовали и легенды, как собственное племя, ведомое божеством, попало на свою землю.
Разграничение с понятиями «народ» и «государство»
Точное разграничение между понятиями «племя» и «народ» проблематично, так как границы часто размыты. Племя может быть составной частью народа, а может быть и его предварительной стадией. Потомки племени американских ирокезов рассматривают себя сегодня как народ и как нация.
Отличительными признаками между племенами и государствами часто являются наличие регулярного войска. Племенные общины, существующие даже в наши дни в отдалённых и малоосвоенных регионах Земли, рассматриваются многими как начальная форма политического образования. Эту точку зрения разделяли и эволюционисты — Льюис Генри Морган и Фридрих Энгельс. По их мнению, существует естественная цепочка развития политических единиц от семьи к роду, от рода к племени, от племени к государству. [2]
Племя как форма политической организации
Критика понятия «племя» в африканистике
Одним из дискуссионных вопросов в современной африканистике является применимость понятия «племя» к этническим объединениям Тропической и Южной Африки. Во многом это связано с развитием социальной антропологии и исторической науки в независимых странах Африки во второй половине XX в. Для нового поколения африканских исследователей слово «племя» ассоциируется прежде всего с колониальной эпохой и навязыванием африканцам представлений о неразвитости и изначальном варварстве африканских обществ. Восточноафриканский исследователь Окот п’Битек писал по этому поводу:
— Окот п’Битек. Африканские традиционные религии. М., 1979. С. 31.
Однако консенсус среди отечественных и зарубежных африканистов по данной проблеме до сих пор не достигнут. В научных работах наряду с термином вождество продолжает также достаточно широко использоваться термин племя. О том, что дискуссия по данному вопросу ещё не закрыта свидетельствует выход в свет в 1991 году книги ленинградского/санкт-петербургского африканиста Н. М. Гиренко «Социология племени. Становление социологической теории и основные компоненты социальной динамики» и её переиздание в 2004 году.
Очерк об истории народов России.
Вступление
В силу различных причин, подробный анализ процесса зарождения и становления русского народа до сих пор не был проведен в достаточном объеме. Однако, проблемы современности остро ставят вопрос о проведении такого анализа. Основной причиной, осложняющей исследование древней истории России, является отсутствие письменных источников об этой эпохе. К сожалению, письменные памятники народов, населявших территорию России в древности, либо никогда не существовали, либо не сохранились. Поэтому для воссоздания жизни народов в ту далекую эпоху мы используем метаисторический метод, разработанный Д.Л. Андреевым. Данный метод позволяет сводить воедино данные, полученные в рамках смежных наук, изучающих исторические процессы.
Наиболее полные и подробные исследования древнейшей истории России провел Лев Николаевич Гумилев. Его теория пассионарного толчка, как момента рождения народа, является наиболее прогрессивной в настоящее время. Однако, метаисторический метод Даниила Леонидовича Андреева позволяет проводить еще более глубокий исторический анализ, опираясь не только на рациональную науку, но и подключая к процессу познания мистическое видение. Совокупное использование этих двух методов позволяет понять даже те процессы, которые оказались за пределами внимания современной науки.
Древняя история России.
Подавляющее число исторических работ о России не освещают периода, предшествующего возникновению русского государства на территории современной Украины со столицей в Киеве. И в наши дни в Киеве, на горе, где находилась резиденция князя Владимира, можно увидеть камень с надписью «Отсюда есть пошла русская земля». Именно поэтому Киев называют матерью городов русских. И действительно, Киев был той отправной точкой, откуда стало формироваться древнерусское государство, созданное князем Олегом.
Однако, у любого здравомыслящего человека сразу возникает масса вопросов, связанных с древнерусской историей. А было ли это государство первым? Откуда пришли русские в Киев? Кто жил на этой территории до них? Русские и славяне это название одного народа или разных? На эти и многие другие вопросы современная историческая наука не дает вразумительных ответов. А ведь именно там, в глубине веков, за гранью внимания современных историков, и находятся корни современной истории, которые иногда проявляются в виде непредсказуемых и не вписывающихся в общепринятые взгляды событий.
При обращении к теме древней истории России сразу возникает вопрос: какой момент можно считать действительно отправной точкой русской истории? Отправной в том смысле, что эта точка обязательно должна предшествовать возникновению всех основных проблем (кармических узлов), существующих в настоящее время в ноосфере России, и влияющих на ее жизнь. С метаисторической точки зрения, в качестве такой отправной точки может быть взят момент расселения древних ариев на территории современной России.
Арьяна-Ваэджа. Земля ариев.
Расселение ариев.
Рождение современных народов.
Кельты (Финны)
Скифы, Сарматы, Аланы (Осетины)
Славяне.
Гунны (Болгары)
Вот как описал эту трагедию Лев Гумилев: