Что такое плотность воды для детей

Экспериментальная деятельность в ДОУ. Опыт «Плотность воды» (подготовительная группа)

Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детей Надежда Слугина
Экспериментальная деятельность в ДОУ. Опыт «Плотность воды» (подготовительная группа)

Цель: развивать познавательный интерес у детей через экспериментальную деятельность с водой.

1. Сформировать понятие о плотности веществ;

2. Стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность;

Материал: магнитофон, сырые яйца, соль, стаканы стеклянные, ложки столовые, салфетки тряпочные и бумажные.

Ход занятия:

Звучит музыка с шумом моря. Воспитатель и дети собираются на ковре. На столах стоят предметы для экспериментов.

Ребята,послушайте вот какую загадку:

И стеклянной быть могу! (вода)

Совершенно верно. Сегодня мы с вами продолжим разговор о воде. Но для этого –

Нужно сначала повернуться

И друг другу улыбнуться.

Глазки всем поднять,

После этого, конечно,

Можно разговор начать.

И запомните: «Невозможно без внимания получить образование!»

Давайте с вами вспомним свойства воды,которые нам уже знакомы:

воды нет цвета. Она бесцветная.

-Вода не имеет формы. Она принимает форму сосуда, в который её наливают.

воды нет вкуса. Для того чтобы это понять, нужно опустить в воду язык или сделать глоток воды.

воды нет запаха. Чтобы убедиться в этом, достаточно понюхать воду.

-Вода прозрачная, так как через неё видны предметы. Она так же отражает предметы.

-Вода течёт, потому что жидкая.

Молодцы, ребята. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с таким свойством воды, который называется плотность. Прошу вас пройти в лабораторию и занять места.

Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детей

Итак, уважаемые коллеги, как вы думаете, что такое плотность? (ответы детей).

Все вещества (предметы) состоят из мельчайших частиц. Эти частицы находятся рядом друг с другом, образуя тонкий слой. Это и есть плотность. Когда эти частицы плотно (близко) прижимаются друг к другу – это называется большая плотность. А когда частицы находятся далеко друг от друга, то это называется маленькая плотность. От того, как частицы располагаются друг от друга, зависит вес и прочность вещества или предмета. Соответственно, если у вещества большая плотность, то оно тяжелее и прочнее, чем вещество, у которого маленькая плотность. Например, картон и салфетка. Давайте сначала разорвем салфетку, а потом картон. Что труднее было рвать? Почему? (ответы детей). Следовательно, у салфетки частицы находятся (далеко друг от друга и она имеет маленькую плотность, а у картона частицы находятся (близко друг к другу, поэтому картон имеет большую плотность). Картон прочнее салфетки.

Давайте с вами проведём такой эксперимент.

Опыт №1 Перед вами стоят 2 стакана с водой, два сырых яйца и соль.

Один стакан с чистой водой, а во второй мы добавим соль.

Дети сосредотачивают внимание на педагоге, наблюдают за ее действиями.

Для того, чтобы выяснить плотность воды, необходимо в каждую ёмкость опустить по 1 сырому яйцу.

— Ребята, расскажите, каков результат эксперимента?

Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде тел сложнее в ней утонуть.

А теперь скажите, как вы думаете, в какой воде легче научится плавать, в пресной или соленой?

Дети принимают активное участие в обсуждении

— В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек бес всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть. Интересно, а что произойдет если вместо соль мы вводу насыпаем сахар? Какова плотность сладкой воды? Хотите проверить?

Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детей Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детей Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детей Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детей

Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детейЭкспериментальная деятельность «Опыт с китайской капустой» Опыт с китайской капустой Этот опыт простой, но в то же время очень наглядный. В ходе опыта дети увидят как растения пьют воду. Не требует.

Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детейОпытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии» Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии» Дорогие друзья и гости моей странички, доброе время суток.

Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детейПознавательно-экспериментальная деятельность «Свойства воды» Предлагаю вас познакомиться, как мы с ребятами в ходе экспериментальной деятельности знакомились со свойствами воды. Цель: Развивать познавательный.

Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детейЭкспериментальная деятельность «Веселая радуга из воды» Нам понадобится: • 10 столовых ложек сахара, • 5 стеклянных стаканов, • пищевая краска разных цветов – 4 цвета, • вода, • шприц, • столовая.

Источник

Конспект занятия «Свойство воды — плотность» для детей седьмого года жизни

Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детей Шакирова Юлия Расимовна
Конспект занятия «Свойство воды — плотность» для детей седьмого года жизни

«Свойство воды – плотность»

для детей седьмого года жизни

Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование

Тема: Свойство воды – плотность.

Индивидуальная разработка с использованием методического пособия Н. В. Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольников. Опыты, эксперименты, игры»

Цель: формирование представления в процессе познавательно-исследовательской деятельности отличительного свойства воды- плотность.

Задачи

• способствовать умению выделять и ставить проблему, проверять возможные решения экспериментальным путём;

• познакомить с понятием «плотность воды»;

• формировать навыки проведения лабораторных опытов. умение действовать по алгоритму;

• воспитывать бережное отношение к воде;

• воспитывать умение слушать других, взаимодействовать в команде, договариваться между собой.

Средства:

Наглядные плакат «Правела безопасности при работе в лаборатории», картинки «Кому нужна вода» и «Состояние воды», изображение с условными знаками основных свойств воды.

Оборудование 2 стеклянной емкости, соль, сахар, яйцо, краски, шприцы, стаканчики, 2 лоскутка разной плотности, ложки, прозрачная стеклянная или пластиковая бутылка, масло растительное, вода холодная и теплая, карточки для зарисовки результатов исследования

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель собирает детей вокруг. Представляет гостя детям.

— Здравствуйте ребята! К нам сегодня в гости пришла Симка. Она учится в специальной школе Фиксиков. В школе ей поручили подготовить доклад по изучению свойств воды. Но в лаборатории произошла авария из-за неосторожного обращения с оборудованием и теперь ей негде продолжить свое исследование по изучению свойств воды. Она узнала, что в нашей группе есть небольшой уголок экспериментирования и просит у нас разрешения воспользоваться нашей лабораторией, помочь ей в дальнейшем изучение.

— Ребята, вы не против помочь нашей гостьи? Ответы детей.

Дети сосредотачивают внимание на педагоге, на гостье.

Воспитатель задает вопрос.

— Ребята, Симка интересуется, знаете ли вы что-либо о воде? Расскажем ей, что мы уже знаем? (ответы детей)

— Какая она вода? (ответы детей)

— Кому нужна вода, и для чего? (ответы детей)

— В каком состояние бывает вода? Где живет вода? (ответы детей)

Дети отвечают на вопрос, опираясь на ранее приобретенные знания.

— Ребята, Симка очень рада, что вы так много знаете о свойствах воды. Кроме этих свойств у воды есть ещё одно – плотность. А как вы понимаете слово «плотность»? (ответы детей)

Воспитатель знакомит с новым словом «Плотность», дает определение через показ пример с тканью (эксперимент). Приглашает всех пройти в лабораторию.

— Ребята, не хотели бы вы пройти с нами в лабораторию, чтобы изучить это свойство.

— Перед нами стоит цель узнать есть ли у воды плотность, все ли вещества растворяются в ней.

Проходят в лабораторию.

— Ребята, Симка интересуется знаете ли вы правела безопасного поведения при работе в лаборатории. (ответы детей). Предлагаю вспомнить эти правела, чтоб не повторять ошибки

Воспитатель напоминает детям о правилах безопасного поведения при работе в лаборатории. Дети повторяют правела безопасности.

— Для успешного проведения опыта предлагаю вам разделиться на пары – кто с кем хочет работать

Воспитатель предоставляет возможность рассмотреть оборудования и материалы для проведения опытов.

Опыт №1 Перед вами стоят 2 ёмкости с водой и соль. Одна ёмкость должна остаться с чистой водой, а вторая должна стать солёной. Для того, чтобы выяснить плотность воды, необходимо в каждую ёмкость опустить по 1 сырому яйцу.

— Ребята, а вы не подскажите мне как сделать воду солёной (ответы)

Дети сосредотачивают внимание на педагоге, наблюдают за ее действиями. Проходит опыт.

— Ребята, расскажите, каков результат эксперимента?

Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде тел сложнее в ней утонуть.

— Я предлагаю вам зафиксировать наш результат с помощью условных знаков, схем. А теперь скажите, как вы думаете, в какой воде легче научится плавать, в пресной или соленой?

Дети принимают активное участие в обсуждении

— В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек бес всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть. Интересно, а что произойдет если вместо соль мы вводу насыпаем сахар? Какова плотность сладкой воды? Хотите проверить?

Воспитатель заинтересовывает детей для проведения следующего эксперимента.

Опыт №2 «Радуга в стакане»

— Для проведения этого опыта нам понадобится: 3 стакана с водой и 1 пустой стакан, сахар, краски и шприцы. В первый стакан мы насыпаем 4 столовую ложку сахара. Получается сильно сладкий сироп. Во второй стакан – 2 столовые ложки сахара. Менее сладкая вода. В третий стакан мы сахар не добавляем. Воду в стаканах мы окрашиваем красками, каждую в разные цвета. При помощи шприца аккуратно в пустой стакан вливаем воду из первого стакана с 4 ложками сахара. Затем также аккуратно шприцом вливаем воду из второго стакана. И последний слой – вода без сахара. Проходит опыт.

Воспитатель подводит детей к выводу.

Вывод: количество сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане.

Результат дети фиксируют на карточках.

— Мы с вами заметили, что соль и сахар растворяется в воде. А что ещё растворяется в воде? (ответы детей).

Воспитатель организовывает физкультминутку.

Физкультминутка.

Очень медленно сперва, (хлопки руками на каждое слово)

Все бегом, бегом, бегом. (бег по кругу)

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять. (хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап. (свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем. (соединить руки над головой)

— Ребята, Симку очень интересует еще вот какой вопрос, может ли вода разной температуры смешиваться между собой (ответы детей). А чтобы узнать наверняка, нам нужно будет провести еще один эксперимент

Опыт №3 «Холодная и горячая вода»

— Для эксперимента берем два стакана воды, в одной будет холодная в другой горячая. Далее добавляем красители, в стакан с горячей водой добавим красный цвет краски, а в холодную воду – синий цвет. Стаканы должны быть наполнены до краев. Накрываем один стакан плотной картонкой и аккуратно переворачиваем и кладем на другой стакан. Потом убираем картонку и смотрим, что произойдет. В зависимости от температуры плотность воды будет меняться. Чем выше будет температура, тем выше становиться плотность воды. (Тепло стремится вверх)

Дети зафиксируют результат.

— Ребята, Симка приглашает вас на научный совет.

Воспитатель стимулирует детей к самоанализу занятия.

— Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Узнали ли вы, что-нибудь, что вас удивило, что вы не знали раньше? Как вы считаете, что у вас сегодня получилось? С какими трудностями вы столкнулись?

Дети активно обсуждают, анализируют и оценивают.

— Симка благодарна всем вам за вашу помощь и предлагает вам дома, попробовать провести эти опыты и может быть найти новые. (Симка уходит)

— Наша гостья ушла, оставив на столе масло. Интересно, а растворится ли масло в воде? И какая у нею плотность в сравнение с водой? (ответы детей).

— Я предлагаю вам проверить это самостоятельно и затем сделать вывод.

Опыт №4 «Волшебные капли»

Для этого нам потребуется: пластиковая бутылка, растительное масло, вода, пищевой краситель. Заполняем нашу бутылку (банку или вазу) растительным маслом и водой в равном количестве. После осторожно добавляем краску. (Наблюдаем за происходящим).

— Мы видим, что сколько бы мы не перемешивали, масло в воде не растворяется и она остается на поверхности.

Дети отмечают результаты наблюдений, что вода не является растворителем для масла. Плотность воды больше чем плотность масла, поэтому он выталкивает масло на поверхность.

Формирование коммуникативной компетентности детей седьмого года жизни при подготовке к школьному обучению Вашему вниманию предлагаю доклад моей работы на тему: «Формирование коммуникативной компетентности детей седьмого года жизни при подготовке.

Формирование целенаправленности детей седьмого года жизни через подвижную игру «Волк во рву» Развивающие задачи: 1. Формировать умение ставить для себя сопутствующие цели: использование выполнения освоенного движения при решении.

Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детейФотоотчет «Исследовательская деятельность «Свойство воды» » Вы слыхали о воде, говорят она везде?»[/i] На этом занятии, мы с ребятами изучали воду в жидком и твердом (лёд) состоянии. Изучали.

Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни «Бабочка» Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни, тема: «Бабочка» Цели: Расширить знания детей о бабочках. Обогатить словарь детей.

Конспект занятия с использованием мнемотехники для детей 6-го года жизни «Весна» Тема: «Весна». Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем. Задачи: 1. Образовательные: формировать.

Конструкт занятия для детей седьмого года жизни с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в страну Математики» Технология: «Тико» моделирование Цель: систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной к школе группе.

Образовательная деятельность «Путешествие в царство растений» с детьми седьмого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи». Цель: закрепить представления детей о растениях нашего края. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Виды детской деятельности:.

Источник

Забавные эксперименты. Что такое плотность?

Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детей

Физика – это не только формулы, сложные рисунки и опыты с расчетами. Мы предлагаем вам интересный способ изучения данной науки у себя дома. Нам понадобится немного усидчивости и трудолюбия! Ведь сегодня мы будем экспериментировать с плотностью!

Что же такое «плотность»? Если мы прогуляемся по просторам Интернета и заглянем в словарь, то нам будут предложены вот такие определения:

Но что это значит? Что делать, если из определений все равно, непонятно? Найти ответ на эти вопросы нам поможет всем известная загадка: «Что весит больше – килограмм ваты или килограмм железа».

Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детей

Верно, они весят совершенно одинаково! Но почему килограмм ваты настолько больше по своим размерам, чем килограмм железа? Ответ здесь кроется во внутреннем строении железа и ваты. Оказывается, что атомы железа находятся очень близко друг с другом, образуют кристаллическую решетку. Можно сказать, что они плотно упакованы.

Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детей

В то время как атомы ваты находятся немного дальше друг от друга. Да и, сами атомы, входящие в ее состав, весят немного легче, чем атомы железа.

Следовательно, обобщив все выше перечисленное, можно сделать вывод, что плотность вещества зависит от:

Перейдем к забавным экспериментам, которые можно провести с плотностью у себя дома.

ОПЫТ №1. Башня плотности

Наглядно познакомиться с разностью плотностей различных веществ нам поможет эксперимент, который называется «Башня плотности».

Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детей

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА:

Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детей

Пояснение: Масло остается наверху, так как его плотность меньше, чем плотность воды, а добавленный в воду мед тонет, так как его плотность значительно выше.

Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детей

ОПЫТ №2. Лавовая лампа

Интересным и ярким опытом, иллюстрирующим разность плотностей, также является лавовая лампа, которую можно изготовить в домашних условиях.

Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детей

Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детей

Пояснение: Масло и вода имеют разную плотность, шипучая таблетка вступает в реакцию с водой, в результате которой выделяется углекислый газ. Этот газ заставляет «пузырьки» двигаться внутри лампы снова и снова.

Источник

Плотность воды — краткое определение, значение плотности воды в зависимости от температуры и её аномалия

Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детей

Плотность воды (далее возможно ПВ) — весьма важное для всех нас свойство воды, впрочем как и все остальные 🙂

Плотность — это …

Вначале сформулируем, что такое плотность вещества как таковая, в общем.

Плотность показывает количество, какого либо вещества, выраженное в массе, на единицу объема.

ПЛОТНОСТЬ (ρ)= МАССА (M)/ОБЪЕМ (V)

Значение плотности воды

Плотность воды в зависимости от температуры

Ниже приведем изменение плотности чистой воды в зависимости от температуры:

Плотность воды — аномалия

Как мы видим, ПВ в жидком состоянии, вначале, при повышении температуры до 4-х градусов по Цельсию, увеличивается, а далее от 4 °C и выше понижается. Т. е. при 4 °C ПВ достигает своего максимального значения.

С аномалией плотности воды связаны такие факты и явления:

Прекрасной иллюстрацией аномалии ПВ является, например, лед. Он не тонет, поскольку его плотность меньше ПВ.

Свойство воды, благодаря которому ее максимальная плотность достигается при +4 °C, имеет огромное значение для всей нашей планеты. Например, благодаря именно этому свойству пруды и другие водоемы замерзают сверху вниз, что позволяет всем формам жизни находящимся в них выжить в период сильных морозов.

Заключение

Уникальные свойства ПВ еще раз подтверждают то, что в природе все находится в гармоничной взаимосвязи, нарушать которую никак нельзя.

Источник

Физика для дошкольников

Что такое плотность воды для детей. Смотреть фото Что такое плотность воды для детей. Смотреть картинку Что такое плотность воды для детей. Картинка про Что такое плотность воды для детей. Фото Что такое плотность воды для детей Анаит
Физика для дошкольников

Занимательные и простые опыты для маленьких физиков

Откуда берутся настоящие ученые? Ведь кто-то совершает необыкновенные открытия, изобретает хитроумные приборы, которыми мы пользуемся. Некоторые даже получают мировое признание в виде престижных наград. Как утверждают педагоги, детство – начало пути к будущим открытиям и свершениям. Несмотря на простоту опытов, но поняв основные физические принципы и законы, дети ощущают себя всемогущими волшебниками. Это прекрасно, ведь живой интерес к науке – залог успешной учебы.

Детские способности не всегда раскрываются самостоятельно. Часто требуется предложить детворе определенную научную деятельность, лишь потом проявляются склонности к тем или иным знаниям. Простые опыты – легкий способ выяснить, интересуется ли ребенок естественными науками. Маленькие открыватели мира редко остаются равнодушными к «чудесным» действиям. Даже если желание изучать физику ярко не проявится, заложить азы физических знаний все же стоит.

Простейшие опыты, хороши тем, что даже стеснительные, сомневающиеся в себе дети с удовольствием занимаются экспериментами. Достижение ожидаемого результата рождает уверенность в собственных силах. Ровесники восторженно принимают демонстрацию подобных «фокусов», что улучшает отношения между ребятами.

О чем нужно подумать, прежде чем начать.

• Для начала нужно подготовить место для опытов, отвечающее всем требованиям техники безопасности. Ведь во время знакомства со свойствами льда и огня неосторожные движения ребенка и взрослого могут привести к пожару или повреждению электроприборов, которое часто случается при попадании воды внутрь устройства.

• Имейте в виду, что после того, как взрослый закончит демонстрацию того или иного опыта, у ребенка естественным образом появится желание сделать то же самое самостоятельно. Поэтому во время самой демонстрации обращайте внимание малыша на запах, цвет, форму и другие аспекты.

• Позволяйте детям помогать Вам в процессе подготовки реактивов, дайте им почувствовать то, что законы физики и химии понятны и просты, и даже «маленький Эйнштейн» может влиять на мир, используя знания во благо.

• Чтобы у ребенка возникла заинтересованность при проведении опыта, старайтесь не выкладывать все сразу, а создайте атмосферу таинственности. Такой подход поможет привлечь внимание детей и вызовет главный вопрос,который задают все ученые: «Почему это происходит?».

• Продумайте не только процесс демонстрации физического опыта, но и то, как Вы будете объяснить причину явления природы, при этом учитывайте возрастные особенности когнитивного развития данного возраста. Для дошкольника достаточно краткого и ясного ответа, который упростит понимание продемонстрированного явления.

• Самое важное, что хочет узнать ребенок во время опыта, это причина, вызывающая то или иное изменение, происходящее с предметами при определенных условиях. Поэтому продумайте все «Потому» для того, чтобы удовлетворить потребность маленького почемучки. В этом Вам помогут наши небольшие подсказки.

Требования к постановке опытов

1. Абсолютно все эксперименты проводятся с участием взрослых. Конечно, многие исследования безопасны. Беда в том, что ребята не всегда проводят четкую границу между безобидными и опасными манипуляциями.

2. Необходимо быть особенно внимательными, если используются острые, колюще-режущие предметы, открытый огонь. Здесь присутствие старших обязательно.

3. Использование ядовитых веществ запрещено.

4. Ребенку нужно подробно описать порядок действий, которые следует произвести. Необходимо ясно сформулировать цель работы.

5. Взрослые должны объяснять суть опытов, принципы действия законов физики.

Важно! Желательно предусмотреть возможные детские вопросы, чтобы ответить на них максимально подробно. Неприятно, когда мама или папа предлагают провести опыт, смутно понимая, что он подтверждает. Поэтому лучше подготовиться, проштудировав нужную литературу

А теперь сами физические опыты для детей:

Очень зрелищной бывает для детей работа со светом и звуком. Педагоги утверждают, что занимательные опыты интересны ребятам разных возрастов. Например, предложенные здесь физические опыты подойдут и для дошкольников.

Берем небольшой кусочек тонкой бумаги и аккуратно выкладываем его на поверхность воды в нашей чашке. Возьмем иглу, посмотри, она должна быть совершенно сухой, чтобы с ней произошло это «волшебство». Аккуратно пинцетом кладем иголку на листочек бумаги и обнаруживаем, что она не тонет!

Объяснение «секрета»опыта: Игла сделана из стали, и поэтому должна тонуть в воде, как и другие предметы из металла. В нашем опыте иголка не тонет, потому что ее поддерживает сила поверхностного натяжения воды, которая помогает даже некоторым насекомым скользить по воде, таким как клопы-водомерки.

«Приключение ледяного кубика»

«Посмотри на этот кубик льда. Он образовался в морозильной камере из обычной воды, которую мы налили в специальный контейнер. А ты знаешь, что ледяной кубик может плавать по поверхности воды и даже умеет нырять. Давай посмотрим, как это у него получается.

Берем стеклянный стакан, наполняем его до половины чистой водой и опускаем льдинку. Видишь, она не тонет! А теперь мы сделаем так, что ледяной кусочек погрузится поглубже. Наливаем две столовые ложки растительного масла в стакан с водой, и что получается? Ледяной «пловец» не хочет всплывать! В чем же секрет волшебства? Ну-ка догадайся!»

«Как растения поднимают воду вверх, к самым лепесткам?»

Нам нужна плотная салфетка. Отрежь от нее не узкую полоску, примерно 3 см шириной. Теперь нарисуем на полоске деления, чтобы она стала похожа на линейку. Готово!

А теперь берем чашку с водой, капнем немного акварели и опустим в нее нижний конец полосы из салфетки. А второй кончик придерживаем рукой или закрепляем с помощью прищепки.

Будь внимателен, видишь, цветная вода стала подниматься вверх, и наша полоска из белой медленно превращается в цветную. Вот такие чудеса!»

Объяснение опыта с водой: салфетка, как и трубочки в корнях растений, содержат небольшие пустоты. В них и затекает вода, заполняя полости одну за другой. Благодаря такой пористой структуре обычная салфетка или капилляры корней помогают воде быстро подниматься вверх»

Этот опыт не создает настоящий светильник, но красиво имитирует работу лампы с движущимися частицами.

• соль или любая шипучая таблетка;

Банку нужно примерно на 2/3 наполнить окрашенной водой, затем почти до краев долить масла. Сверху следует посыпать немного соли. Затем отправиться в затемненную комнату, подсветить банку снизу фонариком. Крупинки соли станут опускаться на дно, увлекая за собой капельки жира. Позже, когда соль растворится, масло снова поднимется к поверхности.

Солнечный свет можно разложить на составляющие спектр разноцветные лучи.

• яркий естественный свет;

• высокая коробка или стул;

• большой лист белой бумаги.

В солнечный день перед окном, впускающим яркий свет, на пол нужно положить бумагу. Рядом установить коробку (стул, сверху поставить наполненный водой стакан. На полу появится радуга. Чтобы увидеть цвета полностью, достаточно подвигать бумагу и поймать ее. Прозрачная емкость с водой является призмой, раскладывающей луч на части спектра.

Звук распространяется с помощью волн. Звуковые волны в пространстве можно перенаправлять, усиливать.

• отрезок резиновой трубки (шланга);

В оба конца резиновой трубки нужно вставить воронку, закрепив ее пластилином. Теперь одну достаточно приставить к своему сердцу, а к другую – к уху. Ясно слышно биение сердца. Воронка «собирает» волны, внутренняя поверхность трубки не позволяет им рассеиваться в пространстве.

По этому принципу работает стетоскоп доктора. В старину примерно такое же устройство имели слуховые аппараты для слабослышащих людей.

Важно! Нельзя использовать источники громкого звука, так как это может повредить слуху.

В чем разница между экспериментом и опытом? Это методы исследования. Обычно опыт проводится с заранее известным результатом, демонстрируя уже понятную аксиому. Эксперимент же призван подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Для детей разница между этими понятиями практически неощутима, любое действие производится впервые, без научной базы.

Однако часто проснувшийся интерес толкает ребят на новые эксперименты, вытекающие из уже известных свойств материалов. Такую самостоятельность нужно поощрять.

Материя меняет свойства с переменой температуры. Детей интересует изменение свойств всяческих жидкостей при обращении в лед. Различные вещества имеют отличную друг от друга температуру замерзания. Также при низкой температуре меняется их плотность.

Обратите внимание! Замораживая жидкости, следует применять только пластиковые контейнеры. Использовать стеклянные емкости нежелательно, так как они могут лопнуть. Причина в том, что жидкости, замерзая, меняют свою структуру. Молекулы образуют кристаллы, расстояние между ними увеличивается, увеличивается объем вещества.

• Если наполнить разные формочки водой и апельсиновым соком, оставить в морозильной камере, что получится? Вода уже замерзнет, а сок частично останется жидким. Причина – температура замерзания жидкости. Подобные эксперименты можно проводить с разными веществами.

• Налив в прозрачный контейнер воду и масло, можно увидеть уже привычное расслоение. Масло всплывает на поверхность воды, так как обладает меньшей плотностью. Что можно наблюдать при замораживании контейнера с содержимым? Вода и масло меняются местами. Сверху будет находиться лед, масло теперь окажется внизу. Замерзая, вода стала легче.

Большой интерес у младших школьников вызывает проявление магнитных свойств различных веществ. Занимательная физика предлагает проверить эти свойства.

Варианты экспериментов (понадобятся магниты):

Проверка способности притягиваться различных предметов

Можно вести записи, указывая свойства материалов (пластик, дерево, железо, медь). Интересный материал – железная стружка, движение которой выглядит завораживающе.

Изучение способности магнита действовать сквозь другие материалы.

Например, металлический предмет подвергается воздействию магнита через стекло, картон, деревянную поверхность.

Рассмотрение способности магнитов притягиваться и отталкиваться.

Изучение магнитных полюсов (одноименные отталкиваются, разноименные притягиваются). Зрелищный вариант – прикрепление магнитов к плавающим игрушечным корабликам.

Намагниченная иголка – аналог компаса

В воде она указывает направление «север – юг». Намагниченная иголка притягивает другие мелкие предметы.

Каждое вещество обладает плотностью, влияющей на его вес. Разные показатели этого параметра имеют интересные проявления в виде многослойной жидкости. Даже дошкольники могут проводить такие простейшие опыты с жидкостями и наблюдать за их свойствами.

Для эксперимента понадобятся:

• несколько мелких предметов (например, монета, пластиковая бусина, кусочек пенопласта, булавка).

Банку нужно заполнить примерно на 1/3 сиропом, добавить такое же количество воды и масла. Жидкости не будут смешиваться, а образуют слои. Причина – плотность, вещество с меньшей плотностью легче. Затем поочередно в банку нужно опустить предметы. Они «зависнут» на разных уровнях. Все зависит от того, как соотносятся между собой плотности жидкостей и предметов. Если плотность материала меньше, чем жидкости, вещица не утонет.

Оба стакана нужно наполнить водой. В одном из них растворить 2 полные столовые ложки соли. Затем в стаканы следует опустить яйца. В обычной воде оно утонет, в соленой станет держаться на поверхности. Соль повышает плотность воды. Именно этим объясняется тот факт, что в морской воде плавать легче, чем в пресной.

Детям следует объяснить, что молекулы на поверхности жидкости притягиваются, образуя тончайшую упругую пленку. Такое свойство воды называется поверхностным натяжением. Этим объясняется, например, способность водомерки скользить по водной глади пруда.

Стакан до краев наполняется водой. Кажется, одной скрепки достаточно, чтобы жидкость пролилась. Необходимо осторожно погружать скрепки в стакан одну за другой. Опустив около десятка скрепок, можно увидеть, что вода не выливается, а образует на поверхности небольшой купол.

В миску следует налить воду, опустить спички. Они будут практически неподвижны на поверхности. Если капнуть в центр моющее средство, спички мгновенно расплывутся к краям миски. Мыло уменьшает поверхностное натяжение воды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *