Что такое плющиха в выражении тополь на плющихе
Где искать три тополя на Плющихе?
До сих пор фанатов и просто смотревших культовую кинокартину Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе», особенно тех, кто впервые попадает в Москву, интересует вопрос: «А где искать эти самые тополя?».
Немного о названии улицы.
До восемнадцатого столетия именовалась она Саввинской, по расположенной в этом месте Саввиной обители. В какое-то время открыли на ней кабак под названием «Плющиха», пользовавшийся такой популярностью у москвичей, что это привело к переименованию улицы «в честь него».
Что касается топонима «Плющиха», то одни склоняются к тому, что это производная от фамилии Плющев, который якобы был владельцем питейного заведения, другие – из-за того, что в меню значилось блюдо, приготовленное из плющёного гороха.
Но вернемся к нашим тополям и месту, где их можно найти!
Сразу разочарую желающих. На Плющихе мы их точно не найдём. Дело в том, что в основе кинофильма «Три тополя на Плющихе» лежит рассказ … «Три тополя на Шаболовке»!
Написал его Александр Михайлович Борщаговский и впервые опубликовал в августовском номере популярного в СССР журнала «Огонек» за 1966 год.
Действительно, в то время на улице Шаболовке стояли три старых тополя, рядом с которыми находилось одноименное кафе. Старожилы говорили, что там готовили изумительный заварной кофе.
Первоначально картину хотели назвать также – «Три тополя на Шаболовке», но, в конечном итоге, Татьяна Лиознова решила изменить название. Почему?
Дело в том, что в 1960-х годах «Шаболовку» больше связывали с телевидением и даже башню Шухова на ней «переименовали» в Шаболовскую башню, что, конечно же, могло плохо сказаться на восприятии сюжета картины кинозрителями – ведь фильм не о кино, а о любви. Лиознова поменяла название, чему не препятствовал даже автор рассказа и сразу согласился.
Стоит отметить, что места для киносъемки в Москве Татьяна Лиознова подбирала с особой тщательностью, стараясь «географически привязаться» к сценарию, что никогда не являлось обязательным условием в кинематографе.
И пусть «нинына квартира» располагалась не на самой Плющихе, но достаточно близко – в доме на Ростовской набережной, №5. Киноплощадкой служила одна из местной квартир, владельцы которой на время освободили ее, уехав загород.
Что касается «шаболовского» кафе, то его декорацию возвели прямо у дома, на дворовой территории.
Кадры с растущими тополями отсняли не на Плющихе и не на Ростовской набережной. Где именно, «история умалчивает».
Смысл фильма Три тополя на Плющихе
В 1966 году был напечатан рассказ советского писателя А. Борщаговского «Три тополя на Шаболовке» и уже через год режиссер Татьяна Лиознова выпускает свой, ставший легендарным, фильм.
В главных ролях – «тяжеловесы», титаны советского кино, Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Этот светлый, лиричный, настоящий «шестидесятнический» фильм бесспорно входит в список лучших советских лент. Время не властно над ним, он повествует о вечном — о жизни человеческого сердца.
Сюжет фильма Три тополя на Плющихе
Сюжет фильма обманчиво прост: деревенская женщина Нюра приезжает в Москву, чтобы продать мясо и заодно повидаться с непутевой сестрой своего благоверного – та вздумала загулять. Но случайная встреча с таксистом Александром смешала ее планы. Вернее, внешне ничего для Нюры не изменилось – мясо она продаст, с сестрой встретится. Вот только кто кого вразумит – это большой вопрос.
Александр оказывается человеком, всерьез затронувшим сердце женщины. В фильме, конечно же, нет эротических сцен – это немыслимо для советского кино того времени. Более того, герои не будут говорить о любви, они не осознают ее сами и не признаются друг другу. Никаких внешних потрясений, но все содержание мира внутреннего изменилось раз и навсегда.
Основным лейтмотивом проходит мелодия песни «Нежность» Александры Пахмутовой. Героиня силится вспомнить ее название, напевает отрывки. На наших глазах из озабоченной деревенской клуши Нюра превращается в женщину – удивительно поэтичную, почти неземную.
Конечно, ей и в голову не приходит, что между ней и Александром случилось то самое, о чем и помыслить страшно порядочной мужней жене – нежность, пробуждение сердца, любовь. Ведь у нее уже есть любовь – практичный и заботливый муж, двое детей. Вот только это не совсем то…
Режиссер Лиознова говорила потом в своих интервью, что Нюра потому и расцвела после новой встречи, что в прежних отношениях, законном, благополучном браке, повседневные мещанские заботы, хлопоты о сытости, давно вытеснили искреннее чувство. Героиня жила в полусне, как женщина она была мертва – сердце ее мертво. В одной из последних сцен перед Нюрой встает выбор: пойти дальше в новых, только завязавшихся отношениях — Александр ждет ее на улице, в такси – или оставить все как есть.
Конечно, логика характера да и нравственный запал советского кинематографа не дают ей повторить «подвиг Анны Карениной» — это невозможно. Нюра возвращается в деревню к мужу, детям. Она с блеском справилась со всеми делами – мясо продано, дети и муж получают подарки.
Смысл финальной сцены фильма Три тополя на Плющихе
И вот мы видим финальную сцену… Героиня вернулась, она готова окунутся в прежнюю, упорядоченную жизнь. Послушно отдает супругу, как главе семьи, все вырученные рубли. В умилении смотрит на детей, примеряющих обновки. Но тут… Тут по радио вдруг объявляют песню Пахмутовой «Нежность» и героиня, удивленная, прозревшая, вслушивается в слова, истинного смысла которых она до сих пор не понимала. Она не может ответить на вопрос мужа: «А себе чего ты привезла?».
Лицо ее искажается гримасой боли и страдания, глаза наполнены слезами. Муж и дети смотрят в изумлении. Зритель понимает в эту минуту, что все, что смогла привезти Нюра из этой поездки – другой мир, мир нежности, искреннего человеческого чувства, настоящей любви. Он не когда не станет ее настоящим, реальным миром. Но и тот, в который она вернулась, уже не принесет ей подлинного счастья. Перевернуто все ее женское существо, которое слишком долго обходилось без нежности.
Именно нерастраченная нежность, ненужная в мещанском мирке, будет делать ее несчастной — отныне и навсегда. Прежней безмятежности уже не обрести, простое счастье сытой семейной жизни не повторится. Это настоящая трагедия личности, скрытая за фасадом советского кино. Несмотря на внешнюю простоту сюжета и скромность героев, она не уступит в накале и сложности вечным, хорошо известным нам сюжетам.
Кстати, песню Пахмутова написала специально для этого фильма, и она навсегда вошла в анналы золотого фонда советской песни.
Невероятна была популярность этого кино в СССР. Женщин забрасывали режиссера письмами, в которых просили переснять концовку, сделать так, чтобы Нюра вышла к Саше и они стали жить счастливо. Но тогда фильм превратился бы в обычную мелодраму.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.6 / 5. Количество оценок: 10
Не своя судьба. «Три тополя на Плющихе» (1968)
И что, спросите вы, сильно помогает Нюре ее плащик? Нне очень. Но
Нюра живет сразу в двух системах координат. И поэтому оценивать ее «счастливость» надо с разных точек зрения. Для большинства ее односельчан Нюрка женщина «сытая», благополучная: удачный брак, муж Гриша не пьет и даже не бьет ее (не любит что ли?), дети, дом — полная чаша. В счастье она просто купается, по словам невестки, которой жизнь не улыбалась вовсе («только-только синяки сошли» от тяжелых кулаков мужа, угодившего в тюрьму, боюсь, за что-то похуже, чем жестокое обращение с кошками и женщинами). Соседи тоже откровенно завидуют Нюрке, были бы подруги, и они бы добавили ядовитых комплиментов. Гриша хваткий: он работает (бакенщиком), держит хозяйство, продает излишки сельскохозяйственного производства на рынке, и, если верить осторожному предупреждению дяди Егора (дальний родственник?), еще и браконьерствует. Ну кому же не браконьерствовать, как не егерю, которого поставили наблюдать, чтобы «не шалили на реке». Это внешняя сторона.
А каково будет одеть Нюркины туфли и постоять в них? Муж, любимый, обожаемый (и есть за что!) груб, холоден и жаден. Даже пастух, случайно зацепившийся с Нюркой языками, роняет замечание о том, что жадность для мужа — это грех, простить который трудно, даже тому, кто «рассвет увидел». Кроме того, Гриша в полной мере выполняет для нее роль судьи в последней инстанции, не только инструктируя ее по мелочи, но и водружая вокруг нее стены своих «принципов» и предрассудков, диктуя ей мнения, которых она обязана придерживаться. Идеальность жены, в соответствии с его же правилами, он принимает как должное, чуть ли не с презрением. Безвыходная ситуация: либо жена строптивая, либо дура.
Дети, явно принимают сторону отца, во всяком случае, дочь говорит его словами и реагирует на мать в его манере, наступая на горло ее песне в буквальном смысле слова. Жена дяди Егора, Федосья, беспричинно ревнует ее к своему мужу, который единственный, кажется, понимает Нюрку, да и просто выслушивает ее. Дядя Егор «старый и однорукий», Нюрка не воспринимает всерьез предположения, что она просто ему нравится. Но дело именно так и обстоит. А Федосья исходит желчью. Все, что говорит на это Нюра с мягкой досадой: Вот не любит она нас!
Но не вздумайте утешать Нюру. Она счастлива, по-дурацки счастлива тем, что нужна своему мужу, детям, тем, что когда-то же муж любил ее без памяти и выделил ее одну среди множества красивых подружек. И не теряет надежды, что его любовь вернется. Верит вопреки его небрежению и отстраненности. Нюра просто честно исполняет долг: проживает ту жизнь, что ей дана.
Есть у Нюры и тайная жизнь. Ее сны и грезы наяву. В них она безоблачно счастлива, да у нее, кажется, даже прическа другая. А муж жарко целует ее, крепко обнимает и говорит с гордостью. об обладании самой красивой женщиной. В ее снах появляются и свекры, которых она, скорее всего, и не видела никогда. Поэтому они всегда предстают в той же позе, что и на фотографии, что висит на стене комнаты. Что же они олицетворяют? Семейные устои ее мужа?
Помимо продажи ветчины на рынке в Москве в качестве побочного командировочного задания Нюра получает приказ приструнить невестку, сестру Гриши, которая надумала развестись с мужем (тот, что в тюрьме), и к тому же завела отношения с другим мужчиной и даже «не таится». Слушая отвратительные нотации Гриши мы воображаем себе чуть ли не падшую женщину, гуляющую направо и налево. Вердикт брата строже того, что получил Нинкин муж: развод не разрешаю, всех хахалей отбрить, потому что «она уж свое отжила».
И вот эта воплощенная деревенская простота появляется в Москве, не в первый раз, но после значительного перерыва. И привлекает внимание таксиста, который только что потратил много душевных сил и две копейки, чтобы по телефону убедить узбекского собеседника, что ему надлежит встретить дедушку, который не решился предупредить о приезде свою осевшую в Москве родню. За показной суровостью таксиста прячется неудержимое желание помогать людям. Не верите? А вон, смотрите, на заднем сиденье такси едет дедушка Садык, который в противном случае так и скитался бы неприкаянно по Москве.
Нюру разбирает желание поговорить, есть в ней и мягкий юмор и озорство, но, наученная горьким опытом, она сдерживает себя, пока мягкое обращение Саши не растапливает лед ее недоверия. Вот она уже смеется шутке, шутит сама, рассказывает о себе. А Саша целиком подпал под ее обаяние, их поездка до Плющихи затягивается до бесконечности. Они оба ведут себя так, как два друга, встретившиеся после долгой разлуки. И вдруг происходит нечто, мощным электрическим разрядом пробивающее последнюю преграду, отделяющую их души от совершенного родства. Песня, которую тщетно ищет на радио Саша, и которую Нюра не узнает по названию, вдруг звучит в кабине такси. Нюра поет ее в своей собственной манере, с отступлениями и объяснениями, с придыханием и оханьем. Таксист застывает, шокированный совпадением.
Невинное предложение Саши посмотреть вечером кино встречает невинное же согласие Нюры. А почему нет? Она же в «плаще»? Ее неиспорченность и верность мужу служит ей самой надежной защитой.
И вот она в доме невестки. Неожиданная отповедь Нинки, которая попрекает Нюру счастливой жизнью с Гришей, в то время как она не видела ничего хорошего от мужа (каким же извергом он должен быть, если Нина противопоставляет ему Гришу!), который и отцом был никудышным, вызывает у Нюры слезы. И мы опять ошибаемся, предполагая, что она плачет о себе. Нет, она жалеет Нинку. Миссия провалена, Гриша Нине не указ, и свое счастье в лице влюбленного в нее молодого человека она не упустит. Молодец, Нинка! Так держать!
Загадочная цепь событий препятствует свиданию Нюры и Саши. Упущенная возможность или отведенная беда? Нюра воспринимает неудачу философски. И все же нам обидно за нее. Не судьба этим двоим быть вместе, но почему же они обречены на такой скомканный конец их знакомства?
Жизнь прожить — не поле перейти. И если ты принял свой дар, свою судьбу, то и несешь его, как бы он ни был тяжел. Только как быть, когда она досталась тебе по ошибке? Понять это можно, только если вам на секунду приоткрылась окошко в другую реальность. Это невозможно, вы знаете это, но все же нечаянно проникаетесь уверенностью: вот то, что сделало бы меня счастливым! Почему же я. здесь?
Так и наша героиня с грустью смотрит, как уезжает на белой «Волге» не ее судьба, встретиться с которой больше не доведется. Она вернется к мужу и детям, впряжется в привычную рутину и потянет свой возок без жалоб и сомнений. И все же в душе ее заронилось зерно неуверенности в непоколебимости ее картины мира. И вместо того, чтобы ловить каждое слово мужа и с готовностью отвечать на любой вопрос, стараясь угадать «правильный» ответ, она замирает при звуках песни, как будто окно в альтернативный мир осталось приоткрытым, и в эту узкую щель просачивается тонкой струйкой нежность упущенной судьбы.
Фильм «Три тополя на плющихе»: почему Нюра не вышла к Саше?
Фильм вырос из песни. Татьяна Лиознова услышала ее однажды, и все, «песня меня захватила». Женщина поет, а как будто рассказывает про своего любимого, космонавта. Вот он мчится в этом своем корабле в холодной бездне, смотрит сверху на нашу голубую планету. Женщина волнуется, ждет. Миллионы людей вокруг, а ей кажется — пусто, нет никого. Такси спешат, листья падают, но это все не по-настоящему как будто; в ее настоящем только мужчина, который летит где-то там, так далеко, что представить невозможно, и все звезды мира дарят ему свою нежность. Майя Кристалинская исполнила «Нежность» так, что ее ставили в один ряд с «Журавлями» Бернеса и «Тремя вальсами» Клавдии Шульженко. Ее голос тоже был каким-то космосом.
Тополя на Шаболвке
Лиознова долго жила под влиянием этой песни, старалась придумать историю, в контексте которой эта песня прозвучала бы. Что-то набрасывала, записывала – все было не то. А потом прочитала рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке»:
«— Спит она, — сказала девочка раздраженно. — Она и стоя уснет. Как клуха.
— Уходили вы свою мать, Анну Григорьевну. — Старик вздохнул. — А какая она была! Привез ее Гриша к нам на Оку, и вроде света в деревне прибавилось. А он ее, видишь, себе привез.
— А как же? — удивилась девочка.
— На работы. В каторгу».
Татьяна прочла этот рассказ и поняла: все, поиск истории завершен. Она будет снимать про то, как простоватая сельская женщина встретила интеллигентного московского таксиста. Они провели вместе всего два часа, и Нюра вернулась к своему подловатому грубому мужу, в хорошую сытую семейную жизнь. Но как раньше уже не будет.
Актеры и роли
Сейчас начинаешь читать этот рассказ, и книжные диалоги звучат в голове голосами актеров с первой же страницы.
Никого больше и представить себе в этих ролях нельзя. Доронина, Шалевич и Олег Ефремов: конечно, никто другой не мог сыграть таксиста Сашу! Татьяна Лиознова не устраивала кастинга, только фотопробы, но актеры, которых она пригласила в фильм, сомневались и артачились. Шалевичу страшно не нравился Гриша, и его можно понять. Актер говорил, что он и так достаточно сыграл отрицательных ролей, с него хватит. Татьяна говорила, что видела все его роли: «Поверь, что такой у тебя не было». И Шалевич согласился.
Доронина играть Нюру не хотела вообще. Ну, как не хотела. Ей не нравились кинематографические колхозницы: с накрашенными губами, ресницами, подведенными глазами. И без этого нельзя: как говорила актриса в одном интервью, такая она, особая страна с названием «Русская женщина». И тут ей показали фотографии, результаты фотопроб. На них она была настоящей, обаятельной, прекрасной. С фотографий смотрело лицо без макияжа – живая, веселая и нежная Нюра.
Авоська, полная коробков
«Три тополя на Плющихе» снимали целый год. Татьяна придавала значение каждой детали, мелочей не было. Шалевич потом вспоминал, что если в сценарии было написано «на стене висит авоська, полная спичечных коробков», то съемки не начинались, пока на стене не появлялась эта треклятая авоська со спичками.
Между дублями Лиознова все время слушала «Нежность», она знала, что песня должна быть в фильме, но придумать, где, долго не могла. Песня была еще одной главной героиней фильма, уже даже трудно было не напевать постоянно: «Опустела без тебя-я-я земля», и все напевали. Лиознова попросила Пахмутову написать всю музыку к фильму.
Сейчас это странно, но и песня «Нежность» в первые годы своей жизни не была никаким шлягером. Пожалуй, Лиознова первая смогла почувствовать ее, понять. А когда Майя Кристалинская впервые исполнила «Нежность» в Колонном зале Дома союзов, повисла ледяная тишина. Певица уходила со сцены под стук своих каблуков. На авторов обрушились критики: зачем вы написали про какого-то французского летчика? Что еще за Экзюпери? Написали бы про Чкалова тогда уж. Безумно популярной «Нежность» стала только после «Трех тополей на Плющихе», а потом, когда погиб Гагарин, люди стали считать ее реквиемом по первому космонавту и полюбили еще сильнее. Но до этого оставалось еще несколько лет, а пока что Лиознова уговорила Пахмутову посмотреть отснятый материал. Пахмутова пришла из вежливости, увидела крупные планы Олега Ефремова и сказала, что да, напишет.
Три тополя и двое
Неслыханным обаянием. Мужика хотелось пожалеть от души, прислониться к нему. Вот кто был звездой задолго до того, как самые ничтожные дарования принялись наперебой заявлять о своей звезданутости.
Ефремову это было бы противно. Артист от Бога, знающий себе цену, он знал цену тщете и до суеты не опускался.
Татьяна Доронина, исполнительница главной женской роли, была достойной ему партнершей.
Рассказывали, как снималась сцена приезда Дорониной в Москву, где она должна была съесть на вокзале мороженое. Она просто-напросто отказалась вставать под камеру. Когда Лиознова строго спросила, в чем дело, Доронина высокомерно бросила: а разве вы не знаете, что я не люблю мороженое!
Случайное пересечение судеб деревенской жительницы Нюры и столичного таксиста Александра приведет обоих к глубокому переживанию, которое не всякому выпадает на долю.
Песня Александры Пахмутовой «Нежность», которую так смешно затягивает Доронина, станет ключом к истории Нюры и Александра и суперхитом: она будет звучать из всех радиоприемников страны.
Про любвеобильного Ефремова говорили, что он не может играть любовь, если у него нет романа с артисткой. Останется неизвестным, как оно сложилось в данном случае. Но когда девятнадцать лет спустя во МХАТе между Ефремовым и Дорониной произойдет трагический раскол, экранная история навсегда перевесит, оставшись документальным свидетельством Любви.