Что такое побудительный диалог

Урок по русскому языку на тему «Диалоги с начальной побудительной репликой» (7 класс)

Диалог. Диалоги с начальной побудительной репликой

Цель: обратить внимание учащихся на особенности диалогов с начальной побудительной репликой; научить находить, анализировать и составлять такие диалоги.

Объявление темы и целей урока.

* Работа над языковым материалом.

Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

Даже если говоришь ты в шутку, перед тем подумай хоть минутку.

— Какова цель высказывания в побудительных предложениях?

— Докажите, что вторая часть данного высказывания содержит побуждение к действию.

Запишите пословицу по памяти.

Реплики имеют различное назначение:

 запрос информации (реплики-вопросы);

 передача информации (реплики-ответы);

 желание поделиться с собеседником мыслями, чувствами, информацией (реплики-сообщения);

 передача положительного или отрицательного отношения к обсуждаемой теме (реплики – реакции собеседника на сообщение);

 стимулирование собеседника, например, к продолжению разговора (реплики-побуждения);

 словесное или молчаливое выполнение действия, к которому человека побуждали, либо отказ от выполнения действия (реплики – реакции на побуждение).

Закрепление изученного материала.

Прочитайте. Объясните, почему шутка Лёни была неуместной. Какая формула речевого этикета помогла мальчику выйти из затруднительного положения?

– Как дела? – спросил я.

Я хотел повернуться и уйти, но Лёня, виновато улыбнувшись, сказал:

– Н е обижайся, это просто так выскочило. Дела мои нормальные.

– Да ладно! На обиженных воду возят. – пошутил я в ответ.

— Укажите, из каких реплик состоит данный диалог.

— В какой реплике содержится просьба?

— Какова реакция мальчика на эту просьбу?

* Работа в парах. Разыграйте данный диалог.

Найдите в тексте фразеологизмы и попробуйте объяснить их значение.

Значение побудительных реплик

Что обозначает реплика Примеры реплик

1 Просьба – Ну-ка быстро идите домой!

2 Приказ – Расскажи мне, пожалуйста, об экскурсии.

3 Совет – Желаю вам хорошо отдохнуть!

4 Предложение – Обрати внимание на свой внешний вид.

5 Пожелание – Давай сходим в кино.

1. Прочитайте диалог. Найдите реплику-побуждение. Какова реакция на неё (согласие или отказ)?

– Мама, разреши мне выкупаться в реке!

– О-о, нет, сынок! Вода холодная.

2. Сын-дошкольник решает примеры до десяти в уме и гордо сообщает ответы родителям. Его старшая сестра-школьница, которая также выполняет задание по математике, предлагает:

– Так, брат, садись ко мне за стол. Будешь моим калькулятором!

– Легко! – восклицает довольный мальчик .

3. Дополните соответствующими репликами диалог из правой колонки, сопровождая словами автора.

просьба – Просим Вас, организуйте, пожалуйста, для нашего класса экскурсию.

уточняющий вопрос – К уда бы вы хотели поехать?

согласие (несогласие) – Я могу (к сожалению, не могу) выполнить вашу просьбу.

совет – Н е сиди долго за компьютером. Ладно?

уклончивый ответ – Я подумаю. Наверное, не буду.

аргументация – Что значит «наверное»? А ты знаешь, что.

вопрос – А как на это посмотрят твои родители?

5. Подведение итогов.

*1 вариант. Составьте список ключевых слов и словосочетаний по языковой и речевой темам урока.

* 2 вариант. Ознакомьтесь со схемами диалогов. Укажите, с какими из них вы работали на уроке.

1) – просьба – уточняющий вопрос – объяснение – согласие (несогласие); 2) – совет – уклончивый ответ – аргументация – согласие (несогласие); 3) – предложение – вопрос – разъяснение – несогласие – реакция на несогласие.

6. Домашнее задание.

Источник

Методические рекомендации «Обучение диалогической речи на уроках английского языка»

Департамент образования и науки Приморского края

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Спасский индустриально – экономический колледж»

ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Разработчик: О.А.Скибицкая – преподаватель английского языка первой квалификационной категории

Методический материал предназначен для преподавателей английского языка, а также всех желающих, интересующихся методикой овладения основами обучения диалогической речи на занятиях иностранного языка.

Индивидуально-возрастные особенности учащихся……………..………. 4

Задачи, формы, средства обучения диалогической речи на уроках иностранного языка (на разных этапах)…………………………………….. 6

В настоящее время в большинстве школ, ССУЗов, ВУЗов наблюдается возрастание интереса к изучению английского языка. Не секрет, что современная молодежь, в основном, большую часть времени проводит с поиском информации, обучением, перепиской, играми в электронных устройствах. Часто подобное общение происходит на английском языке. Поэтому современным детям просто необходим минимум знаний английской лексики, грамматики и разговорных выражений.

Помимо вышеперечисленных причин повышения интереса к изучению языка, английский стал языком международного общения, и поэтому уделяется большое значение методам, формам и средствам обучения.

Еще 10-12 лет назад диалог был, скорее, похож на монолог, где участники по очереди делали небольшие выступления. Сегодня речь идет о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки монологического и диалогического общения очень важны, но перевес в сторону диалога значительно сильнее. Это и понятно, ведь в реальном общении редко приходится выступать с продолжительным монологом, общение в большинстве своем либо диалогично, либо полелогично. Что касается школьного обучения, диалог – это самая естественная форма общения в классе. На любом этапе урока речь учителя обращена к ученикам.

Цель работы: рассмотрение процесса обучения диалогической речи на уроках иностранного языка на разных этапах обучения. Из этого вытекают следующие задачи:

Рассмотреть индивидуально-возрастные особенности развития детей разных возрастов.

Разобраться в понятиях «диалогическая речь», «диалогическое единство», сформулировать этапы обучения диалогической речи.

Определить особенности методики обучения диалогу школьников разных возрастов на уроках английского языка.

Представить формы и средства обучения диалогической речи на иностранном языке на всех этапах.

Индивидуально-возрастные особенности учащихся

Возрастная психология выделяет, как известно, три группы школьников и дает им примерно следующую характеристику. Младший школьный возраст (1-4 классы), средний возраст (5-7 классы), старшеклассники (8-11 классы). [2, 197]

У младших школьников более развиты непроизвольное внимание и наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. [5]

Поэтому уже на начальном этапе обучения английскому языку учащиеся могут, а учитель должен им помочь приобрести умение пользоваться изучаемым языком для общения. На начальном этапе устное начало с первых шагов создает условия «…для раскрытия коммуникативной функции языка, учитывая способности учащегося 8-10 лет к более легкому восприятию звучащей речи и воспроизведению услышанного и приближает процесс обучения к условиям реального общения, что вызывает интерес учащихся к предмету и создает высокую мотивацию к изучению английского языка». [1]

«Обучение устному общению на данном этапе предполагает широкое использование наглядности, игр, которые дают ребенку возможность подражать увиденным сценам и отношениям людей, уподоблять себя взрослым. Здесь важны концентрация внимания и частая смена приемов обучения». [2]

Диалогическая речь, диалогическое единство.

Этапы обучения диалогической речи

По определению нового словаря методических терминов и понятий, диалогическая речь – это «форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами». Единицей обучения диалогической речи является диалогическое единство (или микродиалог ), состоящее из двух и более реплик, связанных по содержанию и по форме. [7]

Обучение диалогической речи строится на основе образца, данного в виде диалогического текста, связанного с ситуацией, в которой происходит общение.

Основными этапами обучения диалогической речи на уроке являются:

презентация диалога в звуковой или графической форме;

презентация ситуации с помощью словесного объяснения или технических средств обучения;

усвоение языкового материала;

усвоение способов связи реплик в диалоге;

расширение возможностей диалога-образца за счет изменения компонентов ситуации.

При обучении используются такие виды диалогов как диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и с преподавателем

(парная и групповая). На занятиях рекомендуется варьировать различные виды диалогов и формы работы с ними. В процессе выполнения упражнений формируются следующие умения:

Задачи, формы, средства обучения диалогической речи на уроках иностранного языка (на разных этапах)

Говоря о задачах обучения диалогу, надо отметить, что методика обучения диалогической речи не так давно выделилась в самостоятельный аспект обучения устной речи. В этой области есть еще много вопросов, требующих теоретического осмысления и экспериментального исследования.

К их числу можно отнести:

соотношение диалогической и монологической речи в курсе средней школы ;

принципы и приемы создания коммуникативной обстановки на уроке;

отбор материала для обучения диалогу;

отбор ситуаций, лежащих в основе обучения диалогу на разных этапах обучения;

способы создания диалогической речевой ситуации на уроке;

использование ТСО для обучения диалогу;

особенности восприятия речи в процессе диалога.

При обучении школьников диалогической речи решаются следующие основные задачи:

Во-первых, дать понятие диалога во всем его многообразии, в его естественной форме, чтобы ребята убедились, что вопросно-ответная форма — лишь частный, хотя и самый распространенный случай диалогического общения. На различных примерах следует показать ученикам, что речь лишь тогда будет живой, естественной и по-настоящему диалогической, если в содержание реплик будут включаться приветствия, сообщения, приглашения, выражение различного рода чувств (удивления, благодарности, уверенности, сомнения), оценка фактов и т. д.

Во-вторых, обучить ребят нужным репликам, натренировать их до уровня автоматизма при употреблении в конкретной ситуации.

В-третьих, научить школьников обмениваться этими репликами в соответствующих ситуациях, т. е. научить их вести собственно диалог. Осуществлению этих задач, помимо чисто методических приемов, помогает непосредственно языковой материал учебников с системой лексических подборок, специальных упражнений и текстов. На начальной ступени языкового образования обучение носит не только обучающий, но и развивающий характер. Такую возможность дает подход в обучении на основе разумно сбалансированного взаимодействия интуитивных и сознательных приемов обучения.

На всех этапах обучения большое внимание уделяется таким видам диалогической речи как:

диалог этикетного характера;

диалог-побуждение к действию;

диалог-обмен информацией, мнениями. [10]

Рассмотрим каждый из видов и приведем примеры.

Диалог этикетного характера представляет из себя диалогическое единство, которое обычно состоит из реплики-стимула («пароля») и реплики-реакции («отзыва»). Например:

Good morning, children! (пароль)

По значению этикетные диалоги можно разделить на несколько групп.

диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, поздравление); побудительные речевые акты (просьба, совет, предложения, команды, приказ, требования); ответные (реактивные) речевые акты (согласие, несогласие, отказ, решение). [8]

Диалог-расспрос отличается невысокой структурой сложностью и относительно небольшим коммуникативным разнообразием. Репликами диалога-расспроса являются преимущественно вопросы, которые подаются в логической последовательности и объединены рассмотрением одной конкретной проблемы. [11]

Например, предлагается ситуация знакомства двух школьников по теме ‘ About myself ’:

My name is Nick. And what is your name?

I am nine years old. And you?

Диалог-побуждение к действию состоит из побудительных предложений, в основе которых находится глагол в повелительном наклонении и выражает побуждение к действию – приказание, просьбу, совет и т.д. Например:

Let’s go to the cinema in the afternoon.

Ok. Shall we take some ice-cream?

Take some money for ice-cream…etc.

How do you think, what is the most interesting place for sightseeing in London, Tom?

As for me, it’s … London glass. And what about you, Jane?

To my mind, it’s … Speaker’s Corner…etc.

Хочется отметить, что на разных этапах обучения виды диалогов остаются прежними, они лишь наполняются дополнительно изучаемым материалом различной степени сложности в зависимости от этапа. Если для младших школьников характерны мини-структурные реплики в диалогах, то в средних классах отмечается наполнение реплик более распространенными предложениями, больше употребляется сокращенных грамматических форм, вводных фраз и выражений. Что касается старших школьников, в диалогической речи (в идеале) необходимо употребление как разговорных выражений, так и довольно сложного монологического высказывания для раскрытия темы диалога с использованием различных слов-связок, предложений-связок, вводных выражений и т.п. Например, при изучении темы ‘ Travelling ’, наиболее простая форма диалога примерно будет выглядеть следующим образом:

Источник

Что такое побудительный диалог

Английский язык

1.1.3. Диалог – побуждение к действию (выражать конкретные предложения в соответствии с ситуацией и темой общения, а также побуждать собеседника к высказыванию своих предложений по обсуждаемой теме/проблеме)

Диалог – побуждение к действию (выражать конкретные предложения в соответствии с ситуацией и темой общения, а также побуждать собеседника к высказыванию своих предложений по обсуждаемой теме/проблеме)

Что такое побудительный диалог. Смотреть фото Что такое побудительный диалог. Смотреть картинку Что такое побудительный диалог. Картинка про Что такое побудительный диалог. Фото Что такое побудительный диалог

В ЕГЭ проверяют умение вести ДИАЛОГ-ПОБУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЮ

(Задание №2, Устная часть ЕГЭ)

Useful Tips

Вам предлагается ознакомиться с рекламным объявлением и задать пять прямых вопросов на основе ключевых слов и предложенного рекламного объявления.

Формат задания — условный диалог-расспрос.

Время на подготовку — 1.5 минуты

Максимальный балл — 5 баллов

Советы по выполнению задания:

— Чтобы успешно выполнить данное задание, необходимо повторить тему построения вопросов в английском языке:

— Вопрос должен соответствовать поставленной задаче.

— Вопрос должен произноситься с интонацией, соответствующей типу задаваемого вопроса, например — повышаться в общих вопросах и понижаться в специальных вопросах.

— Вы можете задать все пять вопросов одного типа (например, специальные вопросы Special questions); это не повлияет на вашу оценку.

построение вопросов в английском языке

What Is a Direct Question?

A direct question can be answered (i.e., it is not a statement) and always ends in a question mark:

Did Lee catch a large dogfish?

Examples of Direct Questions

There are 3 basic types of question:

Example: Do you like celery?

(The answer to a yes/no question will be yes or no.)

Example: What is celery salt?

(The answer to a «question word» question will be some information.)

(Answer: Celery salt is a seasoned salt made from ground celery seeds and table salt.)

Example: Do you want garlic salt or celery salt?

(The answer to a choice question will be in the question.)
(Answer: Garlic salt)

Forming Yes/No Questions (with Examples)

Here are some examples of yes/no questions:

Что такое побудительный диалог. Смотреть фото Что такое побудительный диалог. Смотреть картинку Что такое побудительный диалог. Картинка про Что такое побудительный диалог. Фото Что такое побудительный диалог

With the verb to be in the present tense or the past tense, the format is:

Что такое побудительный диалог. Смотреть фото Что такое побудительный диалог. Смотреть картинку Что такое побудительный диалог. Картинка про Что такое побудительный диалог. Фото Что такое побудительный диалог
Note: As an auxiliary verb is required to form the future tense, the format for the verb to be in the future tense is the same as normal. (Look at the last row of the first table above.)

Forming «Question Word» Questions

«Question word» questions are formed:

Here are some examples of «question word» questions:

Что такое побудительный диалог. Смотреть фото Что такое побудительный диалог. Смотреть картинку Что такое побудительный диалог. Картинка про Что такое побудительный диалог. Фото Что такое побудительный диалог

Что такое побудительный диалог. Смотреть фото Что такое побудительный диалог. Смотреть картинку Что такое побудительный диалог. Картинка про Что такое побудительный диалог. Фото Что такое побудительный диалог

When using the verb to be in the present or past tense, the format is:

Что такое побудительный диалог. Смотреть фото Что такое побудительный диалог. Смотреть картинку Что такое побудительный диалог. Картинка про Что такое побудительный диалог. Фото Что такое побудительный диалог
Forming Choice Questions

Auxiliary Verb + Subject + Main Verb + Choice 1 + «or» + Choice 2

Here are some examples of choice questions:

Что такое побудительный диалог. Смотреть фото Что такое побудительный диалог. Смотреть картинку Что такое побудительный диалог. Картинка про Что такое побудительный диалог. Фото Что такое побудительный диалог
When using the verb to be in the present or past tense, the format is:

Источник

Развитие диалогической речи в разных видах деятельности

Что такое побудительный диалог. Смотреть фото Что такое побудительный диалог. Смотреть картинку Что такое побудительный диалог. Картинка про Что такое побудительный диалог. Фото Что такое побудительный диалог Наталья Долбилина
Развитие диалогической речи в разных видах деятельности

«Развитие диалогической речи в разных видах деятельности»

1. Разговор с детьми – основной путь формирования диалогической речи.

2. Беседа как метод обучения диалогической речи.

3. Развитие диалогического общения детей со сверстниками.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками.

1. Разговор с детьми – основной путь формирования диалогической речи.

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.

Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.

Разговор воспитателя с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. В этом случае главным в общении являются понимание, признание и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность. Важно помнить, что воспитатель занимает особое место в жизни ребенка. А. Н. Леонтьев причислял воспитателя к малому, интимному кругу общения ребенка, обращал внимание на то, как своеобразно отношение детей к воспитателю, как необходимо им его внимание и как часто они прибегают к его посредничеству в своих отношениях друг с другом. При доверительных отношениях с воспитателем дети даже чаще, чем родителям, рассказывают ему о своих переживаниях.

Воспитатель разговаривает с детьми по любому удобному поводу, в разное время. Разговор проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателем, спрашивает его, рассказывает о чем-то. Речь воспитателя может быть оформлена по-разному: и в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений. Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи ребенка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи.

В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Воспитатель может изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение. Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными. Например, девочка принесла в группу своего зайчика. Она застенчива и молчалива.Воспитательница подошла к ней и спросила: «Ты дома своего зайчика накормила?»«Да». – «А что ты ему давала?»«Чайку». – «Чай он пил. А что ел?»«Булку». – «А сейчас что твой зайчик делает?»«Спит». – «Вот ты и белого зайчика покорми и уложи их вместе спать».В коллективном разговоре участвуют несколько детей или вся группа. Например, однажды дети нарвали одуванчиков и поставили в вазу. Вечером, уходя домой, Юра подошел к букету, посмотрел на него,очень удивился и позвал других детей: «Смотрите, смотрите, цветы закрылись!» «Это они спать хотят», – сказала Люся. «Нет, они завяли», – сказала другая девочка. Так возник непреднамеренный разговор. Далее воспитатель поддержал его и объяснил, почему одуванчики закрылись. Утром, когда дети увидели вновь распустившиеся цветки, разговор продолжился.

Самое лучшее время для коллективных разговоров – прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подходят вечерние и утренние часы. Но когда бы воспитатель ни говорил с детьми, разговор должен быть полезным, интересным и доступным.

Разговоры с детьми могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные разговоры воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов. Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Встречая детей в утренние часы, воспитатель может поговорить с каждым ребенком, спросить о чем-то (кто сшил платье? куда ездила в выходной день с папой и мамой? что видел интересного).

В младшей группе круг разговоров связан с тем, что окружает детей,что они непосредственно наблюдают: с игрушками, транспортом, улицей, семьей.

Не следует злоупотреблять ласкательными, уменьшительными суффиксами, особенно если речь по содержанию не соответствует форме («Юрочка, ты себя плохо ведешь, я тобой недовольна»). Ребенок должен понять содержание речи и по ее тону. Воспитатель не должен допускать неточностей и небрежностей в своей речи. Она должна быть эмоциональной, образной, культурной.Следует к месту использовать произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, потешки, загадки.

2. Беседа как метод обучения диалогической речи.

1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;

2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.

При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные и разнообразные представления о предмете беседы. «Нельзя ребенка допускать описывать то, судить о том, о чем, у него нет достаточных, им вполне и ясно усвоенных данных»,— писала Е. И. Тихеева. Личный опыт ребенка, приобретенный путем наблюдений, в деятельности или через художественную литературу, служит тем материалом, на котором можно строить беседу и сообщать новые знания детям.

В младшей группе практикуются занятия в форме игры, где речевая активность детей (ответы на вопросы) занимает основное место. Это дидактические игры с куклой, которые заключаются в том, что воспитательница разыгрывает небольшую инсценировку с участием куклы, например встреча новой куклы, угощение куклы, сборы куклы на прогулку и т. п. В продолжение этой игры педагог ведет разговор с детьми от имени куклы, вставляя вопросы, замечания от себя; дети отвечают хором и по одному. Такая форма разговора соответствует детским интересам и служит прекрасным средством активизации речи детей.

В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы. В отношении младшего дошкольного возраста используется беседа-разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок.

3. Развитие диалогического общения детей со сверстниками.

Диалог — это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками. Поэтому закономерно возникает еще один вид беседы, т. е. светская беседа, т. е. свободный диалог на личностно значимые темы, свободный обмен мыслями и чувствами, при этом взрослый занимает позицию не «над» ребенком, а позицию интересного, приятного собеседника, партнера.

Чтобы беседа проходила живо и доставляла радость, детям читают ве-селые стихи, сказки, рассматривают с ними картинки. Итак, целью беседы в данном случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами,представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения, рассуждения. С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ со взрослым и совместный рассказ детей).

В совместном со взрослым рассказывании используется следующий прием: взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог. Этот прием широко используется и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и пр.

Мотивы педагога и детей часто не совпадают. Например, нам надо, чтобы дети учились рассказывать. А детям это неинтересно. Они этого не хотят. Нет побудительного мотива. Но вот вы перестроили педагогический процесс и предложили детям поиграть в сказку. Демонстрируете детям элементы сказочных костюмов, «волшебную палочку». И моментально смысл коммуникативной ситуации изменяется. Это уже не урок пересказывания,а интересное для детей дело: ряжение, драматизация, игра. Детям неинтересно описывать игрушку, которую все видят. Чтобы описание стало интересным,можно использовать такой прием: звери хвалятся, кто из них красивее, кто наряднее одет.

Высокой побудительной силой обладает прием драматизации, который можно использовать и при рисовании, и при рассказывании сказки, и при сочинении по картине. Дети охотно изображают, как они дуют на одуванчик, на снежинку, которые нарисовали; «съедают» ягодку на аппликации; «пекут пирожки», ожидая маму-козу; «катаются на велосипеде», как Таня на картине «Чья лодочка?». Соотнесение слова и выразительного движения организует структуру детских высказываний, делает речь динамичной.

Диалогическомуобщению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек, по потешке. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества. Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.

Особенно важными для развития диалогической речи имеет деятельность кооперативного типа, прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.

Мы рассматриваем развитие сюжетно-ролевой игры как показатель коммуникативной компетенции детей. Однако сюжетно-ролевая игра как сфера коммуникативной самодеятельности детей предполагает их свободу в выборе партнеров, темы и игровых действий и допускает участие взрослого лишь в роли равноправного партнера. Поэтому совместная сюжетно-ролевая игра не может выступать как средство обучения речевому общению.

Диалогическое общение развивается в творческой игре не в результате обучения взрослого, а в результате саморазвития. Механизмом такого саморазвития является возникновение и разрешение противоречий между имеющимися у детей средствами общения и объективными требованиями к их эффективности в игре. Дети, увлеченные игрой, сами осваивают новые средства и способы общения, которых им недостает, в которых они испытывают нужду.

Поэтому развивать диалогическое общение в сюжетно-ролевой игре можно, но не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, обогащение знаний детей об окружающем, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.

Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит и совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры, народные подвижные игры и игры с правилами.

Театрализованные игры условно можно разделить на две подгруппы: игры в театр и различные элементы театра в самодеятельных сюжетно-ролевых играх. Для игр первой подгруппы характерна ориентировка на зрителя и установка на эстетическую ценность действия. Игры второй под-группы разыгрываются для себя, «понарошку», не предполагают зрителя и не стремятся к эстетической выразительности.

Для развития общения со сверстниками важное значение имеют обе подгруппы игр.

При подготовке спектакля большое внимание уделяется выразительности речи и движений детей. Отрабатываются дикция, интонация, громкость речи, способы игрового взаимодействия с партнером. Принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции.

Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок, используя куклы, костюмы, элементы декораций. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействие, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных театрализованных игр не непосредственная, а опосредованная.

По наблюдениям, в играх с куклами дети проявляют больше самостоятельности и больше говорят, обращаясь к партнеру по игре. В играх с ряжением дети больше любуются собой и говорят для себя. Однако при вмешательстве педагога активно включаются в импровизированные ролевые диалоги, проявляют фантазию в поиске средств вырази-тельности образа.

Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем», «Садовник» и др.

Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.

Например, ориентировка на партнера, необходимость слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза. Это игры типа «Угадай по голосу» (угадать по голосу, кто позвал); «Что изменилось?» (внимательно рассмотреть и запомнить внешность партнера и угадать, какие изменения в своем внешнем облике он произвел).

Цели создания ориентировки на партнера служат игр, в которых заложены ритуалы (формулы) приветствия, прощания, обхождения,типа:

Совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд предоставляют широкие возможности для налаживания диалогического общения детей. И даже тогда, когда ребенок выполняет индивидуальную работу, он комментирует свои действия, обращается к соседям с восклицаниями, возгласами, выражая широкую палитру чувств и находя отклик в виде аналогичных проявлений партнера. Занятия по изобразительной деятельности в изостудии создают у детей чувство сопричастности к

прекрасному, интересному, волнующему, пробуждают эстетические чувства и создают условия для обмена этими переживаниями.

Однако изобразительная деятельность — это деятельность, прежде всего индивидуальная, в которой дети выражают свое отношение, свое индивидуальное видение, свое собственное миропонимание. Этим занятия изобразительной деятельностью и ценны прежде всего. Поэтому не следует в угоду развитию диалога со сверстниками делать эти занятия по преимуществу коллективными, совместными. Присутствие сверстников и возможность переговариваться с ними — уже условие развития диалогического общения, но не как взаимодействия при создании общего продукта, а как совместного переживания, сопереживания в общей творческой атмосфере.

Изобразительная деятельность может быть совместной,когда дети создают общий продукт и взаимодействуют в процессе его создания: общее панно из отдельных индивидуальных работ-фрагментов (праздничная улица, созданная из отдельных домов; зимний лес, со-ставленный из отдельных деревьев и т. п.); общая работа (например, «Сказочный замок»: каждый ребенок расписывал какую-то часть и рисовал персонажи, работая на одном листе, за одним мольбертом). Тогда изображение как действие выполняется индивидуально, а создание единого сюжета на одном пространстве дает основу для обсуждения этой новой целостности, для рассуждения, для общения.

Подчеркнем еще раз: изобразительная деятельность как форма художественного творчества предполагает индивидуальное проявление образного мышления, образного видения, эмоций, личностную позицию каждого ребенка и не должна подчиняться целям обучения налаживанию взаимодействия.

Изобразительные навыки детей могут использоваться ими в коллективных занятиях типа «Запомни и нарисуй» (картинки на стенде, персонажи в инсценировке, набор предметов в кузовке и пр.). Но в этом случае рисование выступает скорее как прием схематического изображения, как средство обозначения, пространственного моделирования.

Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.

В дидактике известно несколько основных типов настольных дидактических игр: лото, домино, маршрутные (лабиринтные, разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно.Появляются укаания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай;возникают вопросы: вишня — это фрукт? Кукуруза — это овощ? Телевизор — это мебель?

Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2—3 человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка (многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков и др., а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника.

Игры парами могут быть организованы как самостоятельная форма обучения в групповой комнате следующим образом: двое детей играют, а остальные наблюдают за ними. При этом очень важно, чтобы дети начали играть друг с другом самостоятельно. Только в этом случае возникает взаимодействие со сверстником. (Иначе это фронтальная форма все того же общения со взрослым.) При неоднократном обращении к одной и той же игре дети усваивают правила и содержание игры и начинают получать от нее удовольствие.

Большую радость доставляют детям такие традиционные словесные дидактические игры, как «Угадай на ощупь» (дифференцирование звуков, «Чего не стало?» (родительный падеж множественного числа, «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?» (обобщающие наименования «Овощи», «Фрукты», «Бывает — не бывает» (рассуждение).

Парное взаимодействие может быть эффективно организовано и в процессе коллективного речевого занятия. Для этого хороши задания с разрезными картинками, на составление рассказа по серии картин или по условным схемам,

Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения.

Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» Г. Гегель. Речь – одна из важных линий развития.

Обеспечение двигательной активности детей в разных видах деятельности в режиме дня Презентация для родителей на тему: «Обеспечение двигательной активности детей в разных видах деятельности в режиме дня» 1 слайд Движение.

Использование здоровьесберегающих технологий в разных видах детской деятельности Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кукуйский центр образования» структурное подразделение Кукуйский детский сад Обобщенный.

Проект Развитие диалогической речи детей с ОНР посредством элементов театрализованной деятельности Актуальность работы Заключается в том, что театрализованная деятельность помогает решать одну из важнейших задач развития речи, развитие.

Пути развития речевого общения детей 4-го года жизни в разных видах деятельности Развитие речи и речевого общения в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности.

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности Презентация на тему : «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности». Подготовила : воспитатель.

Что такое побудительный диалог. Смотреть фото Что такое побудительный диалог. Смотреть картинку Что такое побудительный диалог. Картинка про Что такое побудительный диалог. Фото Что такое побудительный диалогЗаготовка природного материала с последующим использованием его в разных видах деятельности Заготовка природного материала с последующим использованием его в разных видах деятельности. Нынешняя осень подарила нам много сухих солнечных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *