Что такое почва 3 класс конспект
Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Урок 8. Что такое почва
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Почва – верхний слой земной коры.
Почвоведение – наука о почве.
Плодородный – способный производить богатую растительность, давать обильный урожай.
Перегной – составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.
Удобрение – вещество, которым удобряют почву для питания растений.
Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.64-68.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 36-38.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На Земле есть чудо-кладовая. Стоит положить в неё мешок зерна весной, а осенью: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Одно ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать. Несколько семян чудом превращаются в большую груду огурцов, редисок, помидоров, морковок. И эта кладовая называется землёй! Слово «земля» можно истолковать по-разному. Одно из них «почва» – это верхний плодородный слой земли.
Именно на нём растёт большое количество разных растений, чаще всего, их корни могут переплетаться в почве и образовывать густую сеть.
Существует наука о почве, созданная Василием Васильевичем Докучаевым. Называется она почвоведением.
Состоит почва из минеральной соли, песка, воздуха, глины и перегноя. В почве, также, имеются живые организмы. К ним относятся: корешки различных растений, бактерии, черви, муравьи, медведки, жуки и другие мелкие животные. Они постоянно переносят частички почвы, измельчают или собирают её.
Какие полезные вещества получают растения от почвы? Первое, что они получают – это воздух. Корни всех растений поглощают воздух, который, имеется в почве. Следующее – вода. Из почвы растения поглощают воду и растворённые в ней полезные вещества.
А знаете ли вы, откуда в воде появляются полезные вещества? Живущие в почве насекомые и бактерии перерабатывают частички корней и остатки мелких животных. Таким образом, остатки, проходя через их организмы, распадаются на минеральные соли и обогащают почву. Почва является сбором всех полезных веществ, необходимых растениям. Более того, живущие в почве черви, бактерии и жучки разрыхляют её, и в почву лучше проникают воздух и вода.
В свою очередь, растениями питаются многие животные. Зерноядные птицы лакомятся плодами. Гусеницы, саранча и другие насекомые, питаются листочками деревьев. Лоси, овцы, лошади и коровы – поедают растительный корм, а затем сами превращаются в добычу для хищников. Это означает, что даже хищные животные зависят от плодородности почвы.
Домашних животных мы кормим сеном, овсом и другими растениями. Домашние животные нам дают мясо, яйца, молоко, шерсть, мёд и многое другое!
Одним из главных богатств нашей страны является почва! Поэтому, земледельцы трудятся, оберегая и заботясь о её плодородности. Водные потоки размывают почву, если поля распаханы вдоль склона. Поэтому поля распахивают поперёк склона, чтобы вода лучше впитывалась в почву.
Лучше всего, семена прорастают в разрыхлённой почве, росткам легче пробиться наружу и корни хорошо развиваются. Если выращивать на одном месте одни и те же растения, то урожай становится плохим, потому что почва истощается.
Систематически требуется пополнять количество растворённых солей в почве, так как их в ней очень мало. Поэтому есть специальные заводы, которые производят удобрения, содержащие соли, полезные для роста растений. Лучше всего использовать природные удобрения, такие как торф и навоз. В почву их следует вносить весной.
Почва становится плодороднее в том случае, если она богата перегноем. Он образуется очень медленно. На то, чтобы произвести один сантиметр почвы, потребуется двести пятьдесят – триста лет, двадцать сантиметров – за пять – шесть тысяч лет. Поэтому нельзя допускать, уничтожения и разрушения почвы.
Существует много факторов, причиняющих вред почве. Например, вода размывает её во время сильных дождей и половодья. Ветер переносит верхнюю часть почвы. Ещё больший вред приносят овраги. С этой проблемой люди уже справляются. Для этого, нужно высаживать деревья и кустарники на склонах и вершинах оврагов.
Примеры и разбор решения заданий
1. Вставьте нужную картинку в ячейки таблицы. В строках и столбцах одна и та же картинка не должна встречаться дважды.
2. Соедините изображения и названия животных.
Урок+презентация на тему «Почва. Её состав и свойства» (3-класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Конспект Почва.Её состав и свойства..docx
Средняя общеобразовательная школа
имени Махмуд Кашгари
Урок окружающего мира
«Почва. Её состав и свойства»
учитель начальных классов
школы имени М.Кашгари
Тема: Почва. Её состав и свойства.
Цель урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы.
Образовательные : познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав почвы.
Развивающие : продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве.
Развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение работать
в группе, находить общее решение.
Воспитательные : учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям земледелия.
Тип урока: комбинированный; исследование.
Работа в группах и в парах;
Оборудование: проверочные карточки; образцы почв; спиртовка; стекло; стаканы с водой; штатив; кроссворд; презентация.
Учитель проверяет готовность учеников к уроку.
В классе жду я вас всегда.
Вы готовы в путь, друзья?
Все преграды мы пройдем,
Знанья новые найдем.
2.Психологический настрой на урок.
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе мы семья.
То, что не с могу один,
Сможем ты и я!
3.Проверка домашнего задания.
Краткий опрос по теме «Полезные ископаемые». ( Слайд 4, 5, 6 )
-Что такое полезное ископаемое?
-Какие виды полезных ископаемых бывают?
Индивидуальная работа: Карточки для учеников с индивидуальными заданиями.
Соедините стрелками правильные ответы. ( Слайд 7 )
Правила работы в группах: Давайте вспомним правила работы в группах. ( Слайд 8 )
В группе должен быть ответственный.
Работать должен каждый на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Если не понял, переспроси.
Работа в группах: Найти дополнительные материалы о полезных ископаемых и подготовить презентацию (домашнее задание). Представители из каждой группы выходят к доске и защищают свои работы.
Физминутка (музыкальная пауза)
4.Сообщение темы и цели урока.
Послушайте загадку и отгадайте. И вы узнаете тему сегодняшнего урока.
5. Изучение нового материала.
Значение слова «земля» несколько. ( Слайд 10 )
Это – Земной шар, поверхность, почва.
Сегодня мы будем говорить о почве. Вы узнаете состав почвы и её свойства, как она образуется.
Основные понятия: ( Слайд 11 )
Почва – верхний плодородный слой земли.
Чернозём – богатая перегноем почва.
Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами.
Найдите определение почвы в учебнике. ( Слайд 12 )
Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
Далее идёт переходный слой – менее плодородный и нижний слой – это горная порода.
Первое научное определение понятия «почва» дал В.В.Докучаев. ( Слайд 14 )
Было время, когда у нашей планеты отсутствовал почвенный покров. Миллионы лет земная поверхность являло собой голую каменную пустыню. Но постепенно ветры и вода разрушали их. Образование мельчайших частиц послужило основой для возникновения почвы. Потом появились растения. Отмирающие растения обогащали поверхностные слои почвы перегноем. ( Слайд 15, 16, 17 )
Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной. Так и происходит круговорот веществ в почве.
Составьте схему «круговорот веществ в почве». ( Слайд 18 )
Разновидности почв: чернозёмные, подзолистые, песчаные. ( Слайд 19 )
Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения. Самое большое количество перегноя содержится в чернозёмных почвах.
В подзолистых почвах перегноя немного и много глины. Растения в них чахлые.
В песчаных почвах много песков.
В ледяных просторах Антарктиды и Арктики, в высоких горах нет почвы. ( Слайд 20 )
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. ( Слайд 21, 22 )
-Давайте посмотрим фильм о путешествии дождевого червячка.
В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики. ( Слайд 23, 24 )
Работа в парах: Вспомним правила работы в паре. ( Слайд 26 )
Работать должны оба.
Один говорит, другой слушает.
Если не понял, переспроси.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Карточки для работы в паре: Раскрасить. ( Слайд 27 )
Практическая работа: Состав почвы.
Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва. У каждого на парте коробочки с почвой. Рассмотрите их.
-В почве есть остатки листьев, мелкие корешки, части насекомых, червей и другие мелкие животные.
Опыт 1: В стакан с водой бросим кусочек сухой почвы. Что заметили?
(Из почвы выходят пузырьки воздуха)
Вывод: В почве содержится воздух.
Опыт 2: Опустим почву в стакан с водой и тщательно размешиваем. Пипеткой возьмём несколько капель этой воды и поместим в предметное стекло. Нагреем стекло над огнём свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налёт.
Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые могут растворяться в воде.
Опыт 3: Положим почву в крышечку. Нагрею крышечку с почвой над пламенем свечи. А над почвой буду держать стекло. Чем объяснить, что стекло сначала становится влажной, а потом на ней появляются капельки воды.
Вывод: В почве содержится вода. При нагревании вода испаряется.
Опыт 4: Продолжим нагревать почву в огне. Через некоторое время увидим дым и почувствуем неприятный запах.
Опыт 5: Опустим немного почвы в стакан с водой и размешиваем. Дадим отстоять. На дно стакана оседает слой песка, поверх его – слой глины, сверху – слой тёмного цвета – это перегной.
Вывод: В почве содержатся песок и глина.
Составить схему-кластер – из чего состоит почва. ( Слайд 29 )
Работа с тестом: ( Слайд 30, 31, 32 )
1.Плодородие почвы зависит от количества:
2.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
3.Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
Это интересно! Образование почвы. ( Слайд 33 )
1см почвы за 250-300 лет
20см за 5-6 тысяч лет
Земля-мать тому, кто умеет с ней обращаться.
Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.
Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас своими богатствами.
Давайте прикрепим свои смайлики на доске. ( Слайд 35, 36 )
Я доволен собой, у меня всё получилось. Хочу знать больше.
У меня не всё получилось, но я постараюсь.
Ничего не понятно на уроке.
Ответить на вопросы:
Что узнал? Что смог? Что понравилось?
-На картине с цветами и сердечками спряталось волшебное слово. Найдите их.
-Да, это слово «молодцы» и вы молодцы, отлично поработали.
9. Выставление оценок.
Оценка учеников по подсчёту смайликов.
10. Домашнее задание. Подобрать материал о животных почв. Прочитать тему из учебника и ответить на вопросы.
1. Познание мира. Учебник для 3-класса.2011г.
2. Справочник для начальной школы. Корчагина О.Ю.
3. Детская энциклопедия. Эллиот Дж. 2000г.
Урок окружающего мира в 3 классе «Что такое почва»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
Тема урока: «Что такое почва»
Цель фрагмента урока: формирование знания о понятии «почва», умения определять свойства почвы посредством выполнения практических заданий
Задачи фрагмента урока:
Дидактические: формировать знания о понятии «почва», научить определять свойства почвы
Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, синтез и обобщение, умение самостоятельно определять тему и цель урока, умение проводить взаимооценку, умение сохранять учебную задачу на протяжении всего урока, умение взаимодействовать с одноклассниками и учителем, умение формулировать собственную позицию, слушать и понимать других;
Воспитательные: воспитывать уважительное отношении к друг другу, через взаимодействие во время выполнения заданий
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока
Образовательная задача этапа урока
Методы и приемы работы
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Словесный (Слово учителя)
Доброе утро, ребята.
Меня зовут Анастасия Евгеньевна. И сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я.
Давайте с вами сядем правильно: спину прямо, ноги стоят на полу, руки на парте.
Проверим готовность к уроку: на столах должны лежать учебники, рабочие тетради и пенал.
Проверяют готовность к уроку
К: взаимодействуют с одноклассниками
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Словесный (Слово учителя, художественное слово, беседа)
Метод похвалы и поощрения
Чудесная наша родная земля,
Дубравы, чащобы, леса и поля.
Мне милы дороги, луга, берега,
И каждому сердцу земля дорога.
Родная земля всех накормит, вспоит,
Обует, оденет, тепло подарит.
Она не разделит: кто мал, кто велик,
Ведь каждый к родимой сторонке привык.
Бескрайняя ты, сложно всю обойти,
Но как хорошо — есть дороги, пути.
Для русского пахаря – в сердце одна.
А всем ты на добрую участь дана.-ребята, какова основная идея данного стихотворение?
– Какую землю мы можем назвать родной?
П: применяют мыслительные операции: анализ, синтез и обобщение.
К: взаимодействуют с одноклассниками и учителем, формулируют собственную позицию, слушают и понимают других
3. Выявление места и причины затруднений
организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?
— Правильно, это «земля». Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. А одинаково ли они пишутся?
А знаете ли вы как по другому называется наша земля?
П: применяют мыслительные операции: анализ, синтез и обобщение.
К: взаимодействуют с одноклассниками и учителем
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).
формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
Наглядный (демонстрация презентации)
Метод похвалы и поощрения
Как вы думаете какова тема нашего урока?
— Какую цель мы сегодня с вами поставим?
— Молодцы, чтобы реализовать цель нашего урока нам необходимо составить план урока- Всё правильно.
Узнать, что такое почва
П: применяют мыслительные операции: анализ, синтез и обобщение.
Р: самостоятельно определять тему и цель урока, сохраняют учебную задачу на протяжении всего урока
К: взаимодействуют с одноклассниками и учителем, слушают и понимают других
уважительно относятся к друг другу, через взаимодействие во время выполнения заданий
5. Реализация построенного проекта
ученики сами создают проект выхода из проблемной ситуации и пробуют применить его на практике.
Словесный (Слово учителя, беседа)
Наглядный (демонстрация презентации, видеоролик, карточки (Приложение 1), учебник)
Практический (выполнение задания)
Метод похвалы и поощрения
Для того, чтобы реализовать первый пункт плана я предлагаю вам в парах поработать с видеоуроком, вам нужно будет письменно ответить на вопросы, которые вы видите на карточках, но перед этим вспомним правила работы в парах.
Слушайте внимательно. (Просмотр видеоролика до 1:50)
— Итак, ребята, заканчиваем заполнять карточки. Давайте проверим правильно ли вы ответили, с помощью документ-камеры.
— Молодцы. Мы выполнили первый пункт нашего плана
— Давайте вспомним, какой следующий пункт плана?
— Правильно. Для того, чтобы выполнить данный пункт нам необходимо провести 2 опыта.
Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?
Какой вывод можно сделать?
За правильные ответы ставить плюсики на листочках.
Примечание: Если дети не могут сами сделать вывод, прочитать текст учебника на с.66
Обязательно после опыта и вывода проверяем себя по учебнику, прежде чем сделать запись в тетради.
-Возьмите почву и лупу. Давайте рассмотрим под лупой из чего состоит почва.(рассмативают землю).
-Что же вы увидели рассматривая почву.
(есть остатки корешков, листьев растений, части насекомых и других животных).
-Совершенно верно в почве есть листья, корешки, части растений. А как вы думаете, как они туда попали?
(животные умерли, листья осыпались и остались лежать на земле).
-А кто из вас может объяснить что означает слово плодородие?
-Плодородие, если разобрать слово по составу, означает умение растить плоды, т.е. почва должна уметь вырастить растения как дикорастущие, так и сельскохозяйственные. А плодородие почвы зависит от количества в ней перегноя.
-Так вот один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров образуется за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.
-Итак, первое что мы с вами узнали, это то, что в почве есть?
Слушать мнение товарища, учитывать мнение каждого, работать сообща
Открытый урок по окружающему миру на тему «Почва» (3 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Г. ПОЧЕП БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Открытый урок по окружающему миру
в 3 «В» классе по теме:
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Волкова Любовь Викторовна
2015 – 2016 учебный год
Тип урока : Урок изучения и первичного применения новых знаний
Формировать у учащихся понятие “почва”;
Ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;
Продолжать учить детей выделять существенные признаки предмета (почвы ), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.
прозрачный стакан с водой,
Учащиеся научатся с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.
I . Организационный момент:
Прозвенел уже звонок
(Учитель и ребята проверяют готовность к уроку)
Вступительное слово учителя: Представьте, что вы работаете в некой учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудниками. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.
I I . Актуализация знаний. Проверка домашнего задания:
1) Почему морская вода имеет вкус?
2) Почему вода в океанах и морях не пригодна для питья ? (В морской воде растворена соль, т к вода растворитель. Вода в морях и океанах соленая, а для питья необходима пресная вода)
3) В стакане находится мутная, загрязненная вода. Как бы вы её очистили?
4) Как называется этот способ? ( Загрязненную воду можно очистить с помощью бумажного или тканевого фильтра. Такой способ очистки называется фильтрованием.)
5) Почему реки, озера, другие водоемы не промерзают до дна? Имеет ли это значение для растений, животных, зимующих в этих водоемах ? (Водоемы не промерзают до дна, потому что лед легче воды, он не тонет, плавает на поверхности водоема и защищает воду от замерзания. Подо льдом живут различные животные и растения )
6) Как люди охраняют воду от загрязнения? ( Строят очистные сооружения)
7) Назовите правила бережного расходования воды. ( Зарывать кран, чтобы вода не текла понапрасну, когда умываешься, сделай тонкую струйку)
II I .Самоопределение к деятельности.
В нашу лабораторию пришло письмо.
— Интересно, что это? Читаем записку:
Режут грудь ножами
Каждый хочет растоптать
А я с подарками опять.
— Как Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово «Почва»)
(показ среза земли, взятого с обрыва)
А о каких подарках идет речь?
-Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?
I V .Коллективное составление плана урока
— Я предлагаю и вам составить план работы на уроке.
— С чего начнем? ( Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос)
— Знаете ли Вы, что такое почва?
— Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На экране появляется надпись «Что такое почва?»)
— Что еще хотели бы узнать о почве?
— Какими свойствами она обладает? ( На экране появляется следующая надпись «Свойство почвы»)
— А кто из вас знает, из чего состоит почва?(Появляется следующая надпись «Состав почвы»)
— Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)
— Значит, с чем познакомимся?
— С видами почв. (Ниже надпись «Виды почв»)
— А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется следующая надпись «Почва человеку»)
— Приступим к работе, следуя составленному плану.
— Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?
(учитель предлагает детям рассмотреть срез земли)
— Внимательно рассмотрите верхний слой.
— Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.
-Ответили на первый пункт плана? (Да)
— Переходим к выполнению следующего пункта плана.
— Я полью водой цветок горшке. Что вы видите? Правильно, вода впиталась в землю. А это значит, что земля способна пропускать воду
— Рассмотрите еще раз верхний слой почвы.
— Что увидели? (траву, растения, деревья)
— Что вызревает осенью на деревьях? (Плоды)
— Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?
— Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)
-Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»?
-Правильно. Словарь, а также мы обращаемся к учебнику с.64 и читаем определение там.
— Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.
— Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)
— Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей.)
V I . Практическая работа. Проведение опытов.
— Проверить ваши предположения нам помогут опыты.
— Сейчас мы будем выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой вы будете записывать в таблицу. А таблица находится в рабочих тетрадях на с. 37
Учитель : Возьмём стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Учитель : Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
(Дети делают запись в таблицу)
(размешиваем почву в стакане с водой отставляют в сторону)
Учитель : Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?
Дети: В почве есть вода.
(Дети делают запись в таблицу)
Учитель : Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?
Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.
(Дети делают запись в таблицу)
Опыт № 4 (рассматриваем отстоявшую воду с почвой)
Учитель : Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?
Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.
Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?
Дети: Песок поверх которого осела глина.
Учитель : Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть песок и глина.
(Дети делают запись в таблицу)
Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?
Дети: Это похоже на соль.
(Дети рассматривают налет на стекле)
Учитель: Соли – это вещества, необходимые для роста и развития растения. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве.
Какие выводы можно сделать?
Дети: В почве есть соли, которые могут растворяться в воде.
(Дети делают запись в таблицу)
VII. Подведение итогов практической работы:
Учитель: Пользуясь таблицей, перечислите, из чего состоит почва.
Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.
(Включается фонограмма песни «Танец маленьких утят»)
Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.
Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.
(Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)
Учитель: (Экологический момент): Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага полностью разлагается в течение 100 лет. Стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.
2. Работа с учебником
Учитель: откройте страницу 64 учебника “Окружающий мир”. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы.
Дети: растения получают из почвы всё что в ней содержится, в почве обитают мелкие животные .
Учитель : Что вы знаете об этих животных?
Дети: Кроты приносят пользу, уничтожая личинки вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.
Дети: Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.
Общий вывод : все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
3.Самостоятельная работа в рабочей тетради с. 38 №5
Наш рабочий день подошел к концу :
Что нового каждый для себя узнал на уроке?
Почему землю называют кормилицей?
— На все ли пункты плана ответили? (Нет)
— Поэтому часть работы предлагаю взять домой и перенести на следующий урок.
— Из чего состоит почва?
— Назовите свойства почвы.
— Что особенно понравилось на уроке?
Подготовить сообщение «Как человек использует почву и ее охраняет? Виды почвы»
Анализ урока по окружающему миру по теме «Что такое почва?»
1.Для развития познавательных интересов и творческой активности на уроке учитель применяет активные методы обучения- обучение деятельностью. В процессе всего урока дети не пассивные слушатели, а активные участники учебного процесса.
Исходя, из поставленных задач урока на разных этапах учитель применяет различные методы обучения:
— наглядный метод : в виде наблюдения за ходом работы учащихся
— метод проблемного изложения учебного материала
5.Разнообразие форм и методов обучения на уроке способствуют формированию положительной учебной мотивации, стимуляции творческой деятельности учащихся, самостоятельного поиска путей реализации проблем, активности и самостоятельности мышления учащихся.