Что такое подать в древней руси
Категория собственно податей. К категории податей принадлежали: 1)дань, 2) полюдье, 3) истужница, 4) урок или оброк, 5)почестье, 6) вено, 7) повоз.
Дань была известна еще в первый период, но тогда она была не определена и собираласьс двора илис дыма. В настоящем же периоде она была определена и назначалась на целые общины. Правительство обыкновенно назначало только с какой области сколько следует дани, и общины уже сами собирали ее и доставляли правительству. Так, в Роетиславовой грамоте сказано: «В Торопки дани 400 гривен, а епископу с того взяти 40 гривен, а в Жижци дани 130 гривен, а с того епископу етти 13 гри вен, а в Каспеси 100 гривен, a us того епископу взяти 10 гривен. В назначении податей правительство отличало богатые области от бедных и налагало на бедные области меньшее количество податей, чем на богатые. Точно так же и сами общины производили разверстание податей между своими членами по животам и промыслам.
Истужницы. Этот вид податей встречается только в одной Роетиславовой грамоте, где сказано: «У Вержавленех у 9 великих погост дани 800 гривен, а предмера сто гривен; а на истижницех 100 гривен». Из этого свидетельства мы видим, что истужницы составляли особый вид податей, и что подать эта определялась князем заранее; но в чем состояла эта подать, на ком лежала и как собиралась — об этом мы не имеем никаких свидетельств, ни древних, ни позднейших.
Урок или оброк. Это был один из разнообразнейших видов податей, и притом древнейший; об оброках летопись упоминает еще при Ольге, которая, по словам летописи, установила оброки и дани по Луге. Оброком вообще назывались все виды повинностей и пошлин, когда они раскладывались или переводились на землю, т. е. когда вместо того, чтобы отправлять какую-либо повинность или службу натурой, правительство соглашалось брать вместо этого деньгами или произведениями промышленности, определяя заранее сумму, которую целая область должна платить вместо отправления службы или повинности, и предоставляя самим обшинам делать раскладку долям этой суммы по вытям общинной земли; то же, когда правительство обронило разные торговые и другие пошлины. Кроме того, оброком назывались подати, собираемые с разных угодий и промыслов, например, с рыбных ловель, с солеварен, с бортных ухожаев, с бобровых гонов и вообще с ловли зверей и других промыслов. Так, в Ростиславовой грамоте упоминается об оброке с рыбных ловель в Торопце, и там же об оброке с ловли куниц, лисиц и с бортных ухожаев: «А у Торопци урока 40 гривен и 15 лисиц и 10 черных кун., невод, бред ник, трои сани рыбы, две скатерти, три убрусы, берковеск меду. Здесь мы видим, что оброк собирался и натурой, и деньгами.
Почестъе. Так, кажется, назывался прибавок к оброку в виде дара. Так, по крайней мере, можно заключить из свидетельства Ростиславовой грамоты, где почестье именно показано, как пополнение оброка; вот слова грамоты: Се от Мстиславля 6 гривен урока, а почестъя гривна и три лисицы; от Копысы 6 гривен урока и две лисицы, а почестъя 36 кун; от Ростиславля три гривны, а почестья гривна и четыре лисицы. Из этого свидетельства мы еще видим, что почестье, так же, как и оброк, в количестве своем определялось заранее. Почестье, дар, пополнение при платеже оброков было решительно в духе тогдашнего русского общества. Лучшим свидетельством здесь служит дошедшая до нас древняя купчая, где почти постоянно к сторгованной цене покупщик или плательщик писал пополнку, почестье, дар. Почестье существовало долго на Руси; в московском периоде оно было уже определено в называлось данской пошлиной, которая была ни чем иным, как процентом, прилагаемым к дани. Так, например, в одной купчей XIV столетия сказано: Се купи Игнате село на Лукины береги и да Игнате на той земле 8 рублее и 20 со роков белке, а пополнка за телицу полтретьядцатъ бел; ИЛИ В другой купчей: «Се купи Филип лоскут земли и дал Филип на той земли 50 бел да полот мяса пополнка.
Вено. Об этом платеже в казну в первый раз упоминается в грамоте Мстислава Великого Юрьеву Новгородскому монастырю, где сказано: отдати Вуице се. Георгееи с данию и с вирами и с продажами и вено вотъское. Беном называлась пошлина, собиравшаяся в казну князя от браков; впоследствии она стала зазываться венечной пошлиной. Бе составляли две доли — выводная куница и повоженный убрус; первая доля платилась невестой, в вторая женихом. Вено или венечная пошлина была Различна, смотря по тому — была ли невеста из той же волости, из кото-Рой и жених, или были они из разных волостей и разных уездов. Если и невеста были из разных волостей, то венечная пошлина была втрое больше против той, когда невеста и жених были одной волости; если же они были не только из разных волостей, но и из разных уездов, то в таком случае платили втрое более, чем если бы они были т/олько из разных волостей. Причиной было то, что при таких браках то или другое общество, волость или уезд теряло одного из своих работников.
Повоз. Это собственно была подводная повинность, а не Бодать, т. е. жители уезда были обязаны доставлять подводы и проводников для казенных надобностей. Но так как эту повинность можно было и не отправлять натурой, внеся за нее наперед деньгами и разложив этот платеж по животам и промыслам на целую волость или уезд, то мало-помалу из повинности образовалась подать, сперва под именем «повоза, а потом: под названием «ямских денег», когда образовался особый класс повозчиков или ямщиков, которых правительство на собираемые деньги устраивало особыми слободами по большим дорогам. Ямское устройство уже принадлежит ко второй половине настоящего периода — по крайней мере, мы не встречаем о нем известий в памятниках первой половины.
Важнейшим также источником княжеских доходов были недвижимые имения, составлявшие частную собственность князей, приобретенные ими покупкой или другими средствами. С этих имений князья получали доходы, как частные собственники. Они заводили там разные хозяйственные заведения для извлечения больших выгод со своих имений.
Торговля также продолжала быть источником княжеских доходов. Подробностей об этом предмете нам не оставили тогдашние летописи; мы имеем только одно летописное известие о торговле князей в настоящем периоде, именно летопись говорит, что Владимир Василькович, князь Волынский, послал в лодьях по Вугу продавать жито в земле Ятвяжс-кой. Но нет сомнения, что торговля у княэей тогда была обильным источником доходов, потому что большая часть податей, собираемых в казну князя, вносилась разными произведениями; хлебом, медом, воском, звериными шкурами, рыбой, скотом и т. п. Этот сбор произведений, скапливавшийся у князей в больших размерах, и служил предметом княжеской торговли. Княжеская торговля производилась или княжескими приставами — купчинами, или выборными от общества купцами, на которых торговля княжескими товарами налагалась как служба или повинность.
Наконец, к княжеским доходам должно причислить разные угодья и промыслы, уступленные князю народом; таковы были рыбные промыслы в разных реках и озерах; солеваренные промыслы и разные лесные угодья, которые отдавались или на оброк, или состояли за княжескими людьми, доставлявшими князю добываемые ими произведения от угодий и промыслов. Так, например, в летописи под 1240 годом упоминается, что Даниил Романович ГИЛЯЦКИЙ приказал взять на себя всю добычу Коломийской соли. Впрочем, такие угодья и промыслы, как можно судить по дошедшим до нас грамотам, давались князьям только во временное пользование. Кроме того, и в самой торговле князья не имели монополий, а поэтому торговля их нисколько не стесняла частной торговли и промышленности. Так, Святополк-Михаил Киевский закупил было соль, чтобы возвысить цену, но явились конкуренты и князь вынужден был сбавить свою цену на соль.
ПОДАТИ
Смотреть что такое «ПОДАТИ» в других словарях:
подати — Подать подати (1) 1. Перен. Внушить, возбудить что л.: Олегъ и Святъславъ тъмою ся поволокоста и въ морѣ погрузиста, и великое буиство подасть Хинови. 25. Не бо своими страстьми помыслъ съвладаеть, нъ тѣлесьныими, рекъше, помысла не можеть никъто … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
ПОДАТИ — в России до сер. 19 в. название различных денежных налогов с зависимого населения (см. Подворное обложение, Подушная подать). Социальные группы населения, платившие подати, называют податными сословиями. Во 2 й пол. 19 в. подати были заменены… … Большой Энциклопедический словарь
податиѥ — ПОДАТИ|Ѥ (3*), ˫А с. 1.Подаяние: аще не таковоѥ извѣстиѥ прѣдълежало. многы лѣнивѣиши бы створилъ. ѡ мл(с)тни податиѥ. (δόσιν) ПНЧ 1296, 103 об. 2. Предоставление; дарование. Перен.: аще ли при(и)мъ [находящийся при смерти] причащени˫а. пакы къ… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
ПОДАТИ — ПОДАТИ, до сер. 19 в. название различных денежных налогов (см. ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ, ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ). Социальные группы, платившие П., назывались податными сословиями. Во 2 й половине 19 в. П. заменены системой налогов, охватывавшей всё население … Русская история
подати — ПОДА|ТИ (332), МЬ, СТЬ гл. 1.Вручить; дать, подать; поднести: и абиѥ подасть ѥдинъ ѿ прѣсто˫ащихъ прѣдъсто˫ащюмѹ лъжицю. УСт к. XII, 198 об.; тъгда же бл҃женыи призвавъ иконома подасть ѥмѹ гривьнѹ злата. ЖФП XII, 45б; по приключаю же не подаша… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
подати — в России до середины XIX в. название различных денежных налогов с зависимого населения (см. Подворное обложение, Подушная подать). Социальные группы населения, платившие подати, назывались податными сословиями. Во второй половине XIX в. подати… … Энциклопедический словарь
Подати — I. НА СВЯТИЛИЩЕ Самыми древними П. у израильтян были сборы на святилище. Добровольными были прежде всего пожертвования на изготовление скинии (Исх 25:1 9; 35:4 29; 36:4 7; 38:24 29), а также на сооружение первого (1Пар 29:2 9) и второго храмов… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Подати — Подать в средневековой Руси совокупность платежей в княжескую (позднее государственную) казну, то же что и «тягло», в этом смысле подать упоминается с начала XV века. В феодальное время от податей частично освобождалось население… … Википедия
подати — платить подати • действие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Подати — Под словом П. подразумеваются или все вообще прямые налоги, или же только некоторые личные. Последнее употребление слова наиболее правильное как в теории, так и в законодательстве. В т. V Св. Зак. П. названы только следующие налоги: а) подушная и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Словари
отт. Плата за что-либо.
2. Приношение, пожертвование; дар.
ДАНЬ, дани, жен. (книжн.).
1. Подать, плата, взимаемая победителем с побежденного народа (ист.). Русь платила дань татарам.
2. перен., только ед. То, что следует воздать, оказать кому-чему-нибудь, должное. Дань дружбе. Отдавая дань нашим предшественникам, мы всё же вынуждены действовать иначе. Принести дань уважения кому или чему-нибудь.
1. В старину: подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых.
2. перен., чего. То должное, что нужно воздать кому-чему-н. (книжн.). Принести д. уважения кому-н.
3. перен., чему. Вынужденная уступка чему-н. Д. моде. Д. традиции.
Отдать дань кому (чему) оценить в полной мере. Нужно отдать дань его находчивости (он очень находчив).
1) В старину: подать с населения или денежный либо натуральный налог, взимаемый победителем с побежденного народа.
Князь Игорь был убит древлянами при попытке вторично собрать с них дань.
2) перен., чего, книжн. То должное, что нужно воздать кому-л. или чему-л.
Принести дань уважения.
Дань сыновней любви.
Забуду ль гордую, мучительную деву, или к ее ногам, ее младому гневу, как дань привычную, любовь я принесу? (Пушкин).
3) перен., чему Необходимая или невольная уступка чему-л.
да́нник ист., да́нница ист., безда́нный
Исконно русское слово общеславянского происхождения. Производное от древнерусского дати (← о.-слав. * dati).
1. В Древней Руси и некоторых других странах: по́дать, налог, взимавшийся князем, военачальником со своих подданных или победителем с побеждённого племени, народа. Платить, собирать д. Обложить данью.
2. То, что следует воздать; должное. Заплатить д. уважения. Нести д. благодарности, памяти кому-л. Примите эту книгу как д. искренней любви и признательности.
4. Жарг. Сбор деньгами или натурой (в пользу вымогателей).
Подать с населения в древней Руси и некоторых других странах, взимавшаяся князем, военачальником или победителем с побежденного племени, народа.
С востока, из-за Волги, пришел чужой, иноязычный народ, и ханы его наложили тяжелую дань на вольные племена. Либединский, Горы и люди.
То, что следует воздать; должное.
Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал его перевес над окружающими людьми и сам принес ему полную дань уважения. Писарев, Базаров.
Необходимая или невольная уступка чему-л.
1) (кому-чему) воздавать должное, ценить в полной мере.
Росло души неясное желанье, Со счастьем грусть мешалась пополам; То юности платил, должно быть, дань я. А. К. Толстой, Портрет;
2) (чему) делать неизбежные уступки.
Не думайте, что одни ограниченные умы платят дань предрассудкам своей касты. Герцен, Письма об изучении природы.
подать, которую должны были платить побежденные победителю.
1. Дар, подарок, приношение:
Даже кто запъртить или тѹ дань и се блюдо. да сѹдить ѥмѹ б҃ъ Гр ок. 1130; сребро и золото. вина и медове. брашьна чьстьна˫а и быстрии кони. и домове красьнии и велиции. и имѣни˫а многа. и и дани и чьсти бещисльны. СкБГ XII, 9г; на поданиѥ прошениѥмь дань. зане же они приобрѣтаахѹ. УСт XII/XIII, 237 об.; ѥлико ѿ родитель своихъ. на ѹтварь и ч(с)ть дани быша имъ. МПр XIV, 179 об.; и ничтоже высокыхъ разѹмѣти могыи. но все стѩжаньѥ. и лихвы и дани и прибытъкы. и коръчемьства. (δανείσματα) ПНЧ XIV, 87в; вздадите кесарева кесареви. а б҃ь˫а б҃у. овому дань. оному же страхъ. (τὸ τέλος) ГБ XIV, 206в; первыи д҃нь ключи полатии цр҃ьковныхъ ѿ˫аста. и городъ е˫а и дани что бѩше далъ. цр҃кви тои кнѩзь Андрѣи. ЛИ ок. 1425, 211 (1175).
Се азъ мьстиславъ… повелѣлъ ѥсмь сн=ѹ своѥмѹ всеволодѹ ѿдати бѹицѣ ст҃мѹ геѡргиеви съ данию и съ вирами и съ продажами. Гр ок. 1130; а городискымъ попомъ. не пошло дани има на новгородь<с>комъ погосте. вдаи ѡпѩть. Гр 1270 (новг.); насильѥ творѩ. или дани бѣга˫а. КН 1280, 542в; иже береть н(а) людехъ ц(с)рьскы˫а дани. КР 1284, 126в; то же МПр XIV, 159 об.; бѩше да прѣданъ бѹдеть. рекше въ простыѩ люди дань даѩти въчтенъ бѹде(т) (παραδοθησόμενον) КР 1284, 235г; да утвердитсѩ селу проданье пре(д) су(д)ею. и да вдастьсѩ въ людьскую дань цѣна про(д)наго. и написанье цѣны. (τῷ δημοσίῳ) Там же, 292б; Тоі же зимы придоша нѣмци на водь с чюдью. і повоеваша и дань на нихъ възложиша. ЛН XIII-XIV, 128 (1240); ре(ч) бо ратиборъ ц(с)рю. новгородци тебе. не слѹшають. мы дани прошали тобѣ. і они на(с) выгнали. Там же, 149 (1270); дондеже свыше приимаше приѡбрѣтаниѥ, въ мирѣ и тихости пребываше, всѣхъ имѣ˫а повинѹющимъсѩ ѥмѹ и дани несѹще (δασμόν) ГА XIII-XIV, 96б; примѹчивъ Масана, ц(с)рѩ Моавьска(г), и бы(с) ѥмлѩ ѹ него дань по всѩ лѣ(т) ˫агнѩтъ тысѩщь ·р҃· а порозъ тысѩщь ·р҃· (φόρον) Там же, 116б; а за волокъ ти кнѩже своѥго мѹжа не слати. прода˫ати ти дань сво˫а новгородцю. Гр 1304-1305 (1, новг.); ненадобѣ имъ никоторая дань, ни ямъ, ни подвода, ни тамга, ни осмьничее, ни иныи которыи пошлины к городу, ни къ волостемъ. Гр 1361-1365 (твер.); не надобѣ ему нико-тора˫а дань н(и) ˫амъ ни подвода ни тамга Гр 1362-1374 (моск.); иже то. што жь. коли все землѩне. имуть давати. дань. ѹ Татары. то серебро. имѣють тако же тии люди. Гр 1375 (ю.-р.); а се суть инии ˫азыци. иже дань дають Руси. Чюдь. Мерѩ. Весь. Мурома. ЛЛ 1377, 4 об.; поиди кнѩже с нами в дань. да и ты добудеши и мы. <и> послуша ихъ Игорь. иде в Дерева в дань. и примышлѩше къ первои. да<н>и Там же, 14 об. (945); и ре(ч) Вѩтичемъ. кому дань даете. ѡни же р(ѣ)ша Козаромъ по щьлѩгу. Там же, 19 (964); и далъ мои братъ кн҃зь скирикгаило. ѹсю тую дань што нь есть дохода дань серебренаѩ. бобры белки и лукна всѩ и лю(д) ѹси Гр 1387 (1, з.-р.); А на Козловъ бродъ слати ти своего данщика, тѣмъ тѩ есмъ пожаловал. А что зберет, тому ити в мою казну, в го-родьскую дан<ь>. Гр 1389 (1, моск.); и которыи с҃нъ мои возме(т) да(н) на свое(м) ѹдѣлѣ. то тому и есть. Гр 1389 (2, моск.); да˫ати ѿ дани цр҃кви ст҃ою десѩтую часть. ЧтБГ к. XI сп. XIV, 39б; има||ти пискɤпомъ десѩтинѹ ѿ даниі и ѿ виръ. УСвят 1137 сп. сер. XIV, 630а-б; да не испросѩть перьси дани земны˫а ни въздушны˫а. ѹставивъ бо пришло ѥсть даньѥ. дани (φόρους) СбЧуд XIV, 133а; да преданъ будеть въ просты˫а лю(д) дань да˫ати. МПр XIV, 160 об.; силныхъ налога. ѿ лѣта бываѥмы˫а дани. ГБ XIV, 169в; гради твои могѹть большюю дань дати (ἐξόδους) Пч к. XIV, 46 об.; обиходѩше всю русьскую землю. дани і ѹроки ѹстав-лѩющи. ПрП XIV-XV (2), 185б;
Тъгда о мавританиискѣи странѣ ничьсо же заповѣдахомъ. занѥ подъ данию африкиискою быти ѥи. (διὰ τὸ εἰς τὰ τέλη τῆς ‘Αφρικῆς κεῖσθαι αὐτὴν) КЕ XII, 128а;
ц(с)рь же Леѡнъ съ Ѡлександро(м). миръ ств(о)риста съ Ѡльго(м). имъшесѩ по дань и ротѣ заходивше межи собою. ЛИ ок. 1425, 12 об. (907).
Брать/ взять (собирать/ собрать) дань с кого, с чего. Разг. Шутл.-ирон. Заниматься взяточничеством, поборами с кого-л. Мокиенко 2003, 22.
Отдавать (платить) дань. Разг. 1. кому, чему. Воздавать должное, оценивать в полной мере кого-л., что-л. ФСРЯ, 321; Ф 2, 23; АОС, 261. 2. чему. Следовать чему-л., поступать в соответствии с чём-л. ФСРЯ, 322. 3. кому, чему. Уделять внимание кому-л., чему-л. ФСРЯ, 322.
Отдать дань природе. Жарг. мол. Шутл. Сходить в туалет. Максимов, 101.
Облагать/ обкладывать данью кого. Разг. Шутл.-ирон. Заставлять кого-л. давать взятки. СП, 202.
Сбор средств с осужденных для нужд вора в законе.
История налогов. Часть 1: подати Древней Руси и ордынский «выход»
По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.
Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов
Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.
С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.
Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.
Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.
Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).
Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.
Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.
Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.
С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.
К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.
Не платишь своим, будешь платить чужим
Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.
Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.
Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.
Платить будем, а по головам считать не дадим
Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.
Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.
С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.
Выход собирали, а про себя не забывали
Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.
Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.
В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.
Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.
Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.
Читайте также:
Литература:
Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.