Что такое податное сословие
ПОДАТНЫЕ СОСЛОВИЯ
Смотреть что такое «ПОДАТНЫЕ СОСЛОВИЯ» в других словарях:
ПОДАТНЫЕ СОСЛОВИЯ — ПОДАТНЫЕ СОСЛОВИЯ, в Российской империи в 18 1 й половина 19 вв. группы населения (крестьяне и мещане), платившие подушную подать, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности. Были ограничены в свободе передвижений … Современная энциклопедия
ПОДАТНЫЕ СОСЛОВИЯ — в России 18 1 й пол. 19 вв. группы населения (крестьяне и мещане), платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности. Были ограничены в свободе передвижения. Юридическая… … Большой Энциклопедический словарь
ПОДАТНЫЕ СОСЛОВИЯ — ПОДАТНЫЕ СОСЛОВИЯ, в 18 1 й половине 19 вв. группы населения (крестьяне и мещане), платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности. Были ограничены в свободе передвижения.… … Русская история
Податные сословия — (также податные состояния) в России XV первой половины XIX веков группы населения (крестьяне и мещане), платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности. Сословия, не… … Википедия
податные сословия — в России XVIII первой половине XIX вв. группы населения (крестьяне и мещане), платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности. Были ограничены в свободе передвижения.… … Энциклопедический словарь
податные сословия — в России XVIII первой половины XIX в. группы населения (крестьяне и мещане); платили подушную подать, подвергались телесным наказаниям, выполняли рекрутскую и другие натуральные повинности. Были ограничены в свободе передвижения … Большой юридический словарь
Сословия — Понятие С. по терминологии действующего законодательствавесьма неопределенно: в Своде Законов термин этот встречается всегонесколько раз и притом употребляется в разных значениях: иногда под С.разумеются юридические лица вообще (Св. Зак. том Л, ч … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Сословия — Понятие С. по терминологии действующего законодательства весьма неопределенно: в Своде Законов термин этот встречается всего несколько раз и притом употребляется в разных значениях: иногда под С. разумеются юридические лица вообще (Св. Зак. том X … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
СОСЛОВИЯ — в докапиталистич. обществ. экономич. формациях социально правовые группы, каждая из к рых отличалась своим юридич. положением, определенными правами и обязанностями в обществе; в развитом, сложившемся виде С. характеризовались наследственностью и … Советская историческая энциклопедия
Александр II (часть 2, XIII-XIX) — XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… … Большая биографическая энциклопедия
Новое в блогах
СОСЛОВИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
Сословия в Российской империи.
(Историческая справка).
В России а начале XX в. продолжает действовать Свод законов Российской империи, определявший положения сословий. Закон различал четыре главных сословия:
дворянство,
духовенство,
городское население,
сельское население.
Городское население в свою очередь делилось на пять групп:
почётные граждане,
купцы,
цеховые мастера,
мещане,
мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму
Дворянство.
На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе. Эти изменения проходили по нескольким направлениям. Первое из них заключалось во внутренней консолидации дворянского сословия, постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей “по-отечеству” (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.).
Следует признать, что эта служба была действительно тяжела. Иной раз дворянин на протяжении большей части своей жизни не бывал в своих имениях, т.к. находился беспрерывно в походах или служил в дальних гарнизонах. Но уже правительство Анны Ивановны в 1736 г. ограничивает срок службы 25 годами.
Петр III Указом о вольностях дворянских 1762 г. отменил для дворян обязательную службу.
Значительное число дворян покинуло службу, вышло в отставку и осело в своих имениях. Одновременно дворянство было освобождено от телесных наказаний.
Екатерина II при своем воцарении в том же году подтвердила эти дворянские вольности. Отмена обязательности дворянской службы стала возможной в связи и с тем, что ко второй половине XVIII в. основные внешнеполитические задачи (выход к морю, освоение Юга России и т.д.) были уже решены и больше не требовалось крайнего напряжения сил общества.
Духовенство.
Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по слову и делу государеву”).
Подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Опираясь на эти традиции, Петр 1 после смерти патриарха Адриана в 1700 г. не разрешил выборы нового патриарха, а сначала назначил рязанского архиепископа Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола с гораздо меньшим объемом церковной власти, а затем с созданием государственных коллегий, в их числе была образована Духовная коллегия в составе президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров для управления церковными делами.
После создания Синода, земли вновь были возвращены церкви и церковь обязали содержать из своих доходов часть школ, больниц и богаделен.
Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II. Указом 1764 г. церковь стала финансироваться из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года.
Городское населени.
Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным. На него распространялось “государево тягло” и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям.
Они платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности и телесному наказанию, не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся.
Для мещан была разрешена мелочная торговля, различные промыслы, работа по найму. Для занятий ремеслом и торговлей они должны были записываться в цехи и гильдии.
Принадлежность к мещанскому сословию была наследственной.
Почётные граждане подразделялись на потомственных и личных.
Звание потомственного почётного гражданина присваивалось крупной буржуазии, детям личных дворян, священников и дьяков, художникам, агрономам, артистам имперских театров и т.д.
Звание личного почётного гражданина присваивалось лицам, которые были усыновлены потомственными дворянами и почётными гражданами, а также окончившие технические училища, учительские семинарии и артистам частных театров. Почётные граждане пользовались рядом привилегий: они освобождались от личных повинностей, от телесных наказаний и т.д.
Крестьянство.
Крестьянство, которое в России составляло свыше 80 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д. Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли.
Крестьяне составляли основную массу населения, они подразделялись на: помещичьих, государственных посессионных и удельных принадлежащих царской фамилии.
В соответствии с новыми законами 1861 года крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда и крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами.
Крестьяне должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов, могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Земля на которой работали крестьяне принадлежала помещикам и пока крестьяне не выкупали её они назывались временнообязанные и несли в пользу помещиков различные повинности.
Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества. В целях управления и суда несколько сельских обществ образовывали волость. В сёлах и волостях крестьянам было предоставлено самоуправление.
К середине 19 века в городах кроме купцов, заводчиков, банкиров появилась новая интеллигенция(архитекторы, художники, музыканты, врачи, ученые, инженеры, преподаватели и т.д.). Предпринимательством стало заниматься и дворянство.
Крестьянская реформа открыла дорогу развитию рыночных отношений в стране. Значительную часть предпринимательства составляло купечество.
Промышленный переворот в России в конце XIX в. превратил предпринимателей в значительную экономическую силу страны. Под мощным напором рынка сословия и сословные привилегии постепенно утрачивают своё былое значение.
Временное Правительство своим Декретом от 3 марта 1917 года отменило все сословные, вероисповедальные и национальные ограничения.
Familio.Media
Как жили люди разных сословий в России
Сословия существовали во всей средневековой Европе. В России они появляются в IX веке, оформляются девять столетий и ко второй половине XVIII века получают законодательное закрепление. Грамоты, указы и своды законов подробно описывали права и обязанности сословий. В это время оказалось, что все население Российской империи разделилось на две категории: привилегированные сословия и податные сословия. Последние (крестьяне и мещане) подвергались телесным наказаниям и обязаны были каждый год платить налог (подушную подать) государству просто за свое существование. Публикуем первую часть — о крестьянах, дворянах и мещанах.
Сословия определяли не только то, какие права и обязанности есть у определенной группы людей, но подчас и экономическое положение и образ жизни. Сословный статус передавался по наследству, часто его было трудно изменить. Положение людей внутри сословия определялось обычаем или законом.
Крестьянство
От свободных работников к бесправным крепостным
История крестьянства начинается в XI-XII веках. Тогда бояре (приближенные к князю члены его дружины) получают имения, которые могут передавать по наследству. На этих имениях трудился люд.
«Люд» — первое название крестьян, которое было законодательно закреплено в Русской Правде. Рядом с ними в имениях трудились смерды и холопы. И если о смердах историки до сих пор ведут споры, то статус холопов и люда не подвергается сомнению. Холопы были рабами. Люд — свободными людьми, они были обязаны платить оброк (деньгами или продуктами) или барщину (работать на хозяина имения) за жизнь во владениях боярина и обработку его земли.
Положение люда начинает меняться в XV веке. Тогда получает распространение название «крестьянство», а работники лишаются права свободно переходить от одного землевладельца к другому. Теперь они могут сделать это только раз в году и обязаны заплатить долги предыдущему владельцу. В конце XVI – первой половине XVII века они теряют и это право, а в XVIII веке становятся отдельным сословием, и разница между людом и холопами пропадает.
Крестьяне делятся на крепостных (принадлежащих помещикам) и государственных (работающих на государственных землях). У крепостных крестьян пропадает право отправляться на заработки, владеть имуществом, переходить в другие сословия без разрешения помещика. Их могли наказывать телесно, ссылать в Сибирь или на каторгу, продавать другим хозяевам, разлучая семьи. Государственные крестьяне были лично свободны, однако должны были платить оброк за то, что пользовались государственными землями. При этом покинуть место жительства без разрешения общины и властей государственные крестьяне тоже не могли.
Реформы Петра I окончательно определяют положение крестьянства: теперь все крестьяне — и крепостные, и государственные — были обязаны платить подушную подать и поставлять рекрутов в армию. Для учета населения проводятся переписи, материалы которых называются ревизскими сказками.
В конце XVIII – начале XIX века крепостные крестьяне в Российской империи составляли в среднем 45% от всего населения. В XIX веке положение крепостных улучшилось, но незначительно. Даже отмена крепостного права не сделала их экономически независимыми: освобожденные крестьяне оказались обязанными выплатить государству огромную сумму за землю, которая им причиталась, а до оформления этой сделки продолжать работать на своего хозяина. Государство тоже брало свое — вновь освобожденное сословие платило 70% всех налогов, поступавших в имперскую казну.
Тем не менее к концу века крестьян в деревнях становилось все меньше — часть из них уходила на заработки в город или на фабрики, другая поступала в учебные заведения или на духовную службу. Правда, их сословный статус обычно не менялся: многие, живя десятилетиями в городе, так и писались в документах крестьянами. Некоторые крестьяне записывалась в мещане или, окончив учебные заведения, становились представителями других сословий.
Формально крестьян как сословия не стало в 1917 году — сразу после Февральской революции. Однако уже в конце двадцатых годов, вместе с коллективизацией, сельское население снова оказалось закреплено на земле и до 1974 года не имело права свободно перемещаться по стране и получать паспорта.
Дворянство
Первое привилегированное сословие
До Петровских реформ дворяне были самым низким звеном среди служилой знати, над ними возвышались бояре и князья. Бояре имели вотчину, которая передавалась по наследству, дворяне за службу могли получать в пользование поместья с крестьянами. В XVI веке дворяне стали постепенно уравниваться в правах с боярами и получили возможность передавать по наследству земли с крестьянами (окончательно различия между вотчиной и поместьем снял Указ о единонаследии 1714 года).
До XVIII века знатность фамилии и авторитет относившихся к ней определялись продолжительностью рода. Петр I круто изменил это положение: теперь авторитет дворяне зарабатывали на военной или государственной службе, что было закреплено в Табели о рангах. Благодаря ей появился и слой беспоместных дворян. Они заслужили статус потомственного дворянина, продвигаясь вверх по рангам. Принадлежность к сословию гарантировал чин 14-го класса на военной службе и 8-го на государственной.
С изданием Манифеста о вольности дворянства 1762 года с дворянства сняли обязательство работать на государство и платить налоги. Они превратились в привилегированное сословие: свободные от телесных наказаний и службы, имеющие право на занятия промышленностью и торговлей и возможность владеть землей и крестьянами, которой не было у других сословий. Кроме того, до середины XIX века дворяне собирали государственные подати со своих крестьян и решали их правовые споры.
К концу XIX века российское дворянство было очень неоднородным. Богатых княжеских родов в империи насчитывалось около 250. Обширнее был слой мелкопоместного дворянства, зависящих от должностей на государственной или военной службе. Случалось и такое, что дворяне вместе с крестьянами пахали землю, не имея других средств к существованию. Всего к 1917 году в Российской империи было около 1 300 000 человек потомственных дворян — меньше 1 % населения.
Мещанство
Второе податное сословие
Всё без исключения городское население стало называться мещанством только в XIX веке. Тех, кто жил на государственных землях в пределах Кремля или города, историки называют «посадские люди». С X по XVII века они занимались ремеслами и торговлей, объединялись в общины для самоуправления и сбора государственных налогов. Посадские люди имели право владеть недвижимостью, однако не могли покинуть своего города без разрешения общины. Это считалось побегом, и посадский человек возвращался властями на свое место и обязан был выплатить налоги за все время своего отсутствия.
Купцы, занимавшиеся оптовой и международной торговлей (их было немного — около 30 в XVII веке), назывались «гости». Они были привилегированной группой: могли свободно выезжать за границу, передавать земли по наследству, освобождаться от суда воевод, которые обычно ведали делами посадских людей. Кроме того, в городах жили служилые люди — стрельцы, казаки, пушкари.
Петр I называет посадских людей купцами, расширяет категории городского населения и запрещает им переходить в другие сословия. Все «купецкие люди» могли заниматься ремеслами и торговлей. В 1721 году они были разделены на две гильдии: «первостатейных граждан» и «подлых людей». В 1724 году в первую входили купцы, имеющие большую торговлю, доктора, аптекари и лекари, судовые промышленники. Во вторую — торговцы, занимавшиеся мелочной торговлей и продовольствием, и ремесленники.
При Екатерине II городское население стало называться мещанством. Императрица стремилась сделать мещан средним классом между крестьянами и дворянами, по образцу европейских государств. Купцами теперь звались те горожане, которые занимались крупной торговлей и владели фабриками и заводами. Такое деление сохранилось до начала XX века.
ПОДАТНЫЕ СОСЛОВИЯ
В первой четверти века выяснилось, что подворный принцип налогообложения не принёс ожидаемого увеличения поступления податей.
Переход к подушному обложению увеличил цифру прямых налогов с 1.8 до 4.6 млн., составляя более половины бюджетного прихода (8.5 млн.). Подать была распространена на целый ряд категорий населения, которые её до этого не платили: холопов, «гулящих людей», однодворцев, черносошенное крестьянство Севера и Сибири, нерусских народов Поволжья, Приуралья и др. Все эти категории составляли сословие государственных крестьян, и подушная подать для них была феодальной рентой, которую они платили государству.Введение подушной подати увеличило власть помещиков над крестьянами, так как представление ревизских сказок и сбор подати был поручен помещикам.
Итак, в конце царствования Петра Великого очень многое изменилось в жизни сословий. Дворяне стали иначе служить. Горожане получили новое устройство и льготы. Крестьянство стало иначе платить и на частных землях слилось с холопами. А государство продолжало смотреть на сословия также, как и ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом. Все подданные жили не для себя, а «для государева и земского дела», должны были быть послушным орудием в руках государства.
20.Итоги и последствия правления Петра I.
Особенность реформ Петра состояла в их обширности, в охвате своим влиянием всех сторон жизни каждого подданного и государства в целом: они внесли новшества в экономику страны, в социальную структуру общества, во внешнюю политику, в культурную жизнь, в быт населения, в систему управления государством, в строительство вооруженных сил. Эта широта новшеств позволила некоторым историкам, публицистам и журналистам назвать Петровские преобразования революцией. М.П. Погодин, например, так и писал: «…первый император России был и первым ее революционером…»[8].
Результат реформаторских начинаний Петра состоял в превращении мало кому известной Московии в Российскую империю. Становление Российской империи сопровождалось внедрением многих новшеств, позволивших России занять подобающее ей место среди государств Западной Европы.
Преобразования осуществлялись государственной властью, возглавляемой Петром Великим. Они еще раз подчеркивают колоссальную роль государства в истории нашей страны и специфические пути ее развития, обусловленные размерами территории и природными условиями.
Важнейшим итогом Петровских преобразований являлась европеизация страны. Под европеизацией следует понимать не только и не столько обрезание бород и укорачивание национального платья, а обширный комплекс мер, нацеленных на повышение культурного уровня населения, на его цивилизованное поведение в обществе, на внедрение современных форм промышленного производства и т. д. и т. п.
К европеизации России может быть отнесено и создание мануфактурного производства. Пересаженная на крепостную почву, мануфактура в России функционировала на крепостном труде, приобрела специфику, что, однако, не мешало ей процветать в металлургии, суконной и полотняной промышленности.
Под европеизацией подразумевается и распространение светского образования в форме Навигацкой школы, школ цифирных и гарнизонных в провинциальных городах, открытой Морской академии, в подготовке к открытию Академии наук.
В емкое понятие европеизации может быть вложено и создание современного административного аппарата, замена обветшалой и хаотичной приказной системы коллегиями, каждая из которых ведала точно очерченными функциями. Вместо архаичной Боярской думы, комплектовавшейся из родовитых людей, был учрежден Сенат: критерием для сенатора являлось не знатное происхождение, а способности, личные качества.
С появлением новых учреждений началось формирование в России бюрократии, связанное с появлением уставов, наставлений, инструкций, определяющих унифицированные для всей страны функции каждого учреждения и персонала, его обслуживающего.
Создание бюрократии отнюдь не является абсолютным злом — без бюрократии не может существовать ни одно цивилизованное государство. Петр знал об изъянах бюрократии и пытался преодолеть их доступными ему средствами: вместо общественного контроля он ввел практически бюрократический принцип надзора за деятельностью должностных лиц, поручив осуществлять его отдельным персонам — фискалам. Систему контроля венчал созданный царем институт прокуратуры: чиновник контролировал деятельность другого чиновника. Однако следует признать, что система контроля Петра Великого оказалась малоэффективной, а пороки бюрократии — неуязвимыми. Оказалась неудачной и предпринятая Петром I попытка отделить суд от административных органов.
Негативным следствием петровских преобразований стал очередной виток в развитии крепостного права. Оно действовало растлевающим образом не только на крестьян, но и на дворян. Петр принуждал дворян служить в казармах и канцеляриях, проливать кровь на поле брани. Но после его смерти дворяне шаг за шагом освобождались от повинностей, превращались из служилого в земледельческое сословие. Живя плодами чужого труда, дворянство приучалось к лености, лишалось предприимчивости, стремления к овладению знаниями.
Особенно же пагубно крепостное право отражалось на крестьянстве, приучая его к рабскому повиновению, безропотности, лишая способности отличить свое от чужого. Веками формировавшийся менталитет русского человека дает о себе знать и в наши дни.
Реформы Петра укрепили господствующее положение дворянства в феодальном обществе. Однако классовая направленность преобразований не исключает их громадной общенациональной значимости. Они вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития и вписали имя Петра — инициатора этих преобразований — в плеяду выдающихся государственных деятелей нашей страны.
Когда после Полтавской победы и Прутского похода военные действия стали менее напряжёнными, а настроение Петра более уверенным и спокойным, Петр принялся приводить в порядок всё, что было сделано им ранее торопливо и по частям. В последнее десятилетие жизни Петра (1716-1725) была достигнута некоторая система и налажен новый строй управления. В результате проведения преобразований тип государства, существовавший до Петра, не был изменен и в этом отношении Петр не совершил никакого государственного переворота. Все перемены должны были лишь совершенствовать старый строй, придавая ему более культурные европейские формы.
Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.
21.Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика.
Преобразования Петра I стали осью, вокруг которой вращалось колесо российской истории на протяжении XVIII века. Отношение к ним будет одним из главных вопросов для правителей России послепетровского времени.
К числу причин, вызвавших череду дворцовых переворотов в Российской империи, можно отнести наличие достаточно большого количества прямых и косвенных наследников дома Романовых, претендующих на престол.
Главной движущей силой дворцовых переворотов явилась дворянская гвардия, осознавшая свою военную силу и политическое значение. Поддерживая того или иного претендента на российский престол, дворянство получало высшие должности, привилегии и поместья.
По своей сути дворцовые перевороты не являлись государственными, т.к. не преследовали цели радикальных изменений политической власти и государственного устройства. Исключение, по мнению историков, составили события 1730 г., связанные с воцарением Анны Иоанновны.
Итак, можно выделить следующие особенности дворцовых переворотов:
· инициаторами их выступали различные дворцовые группировки, стремившиеся возвести на престол своего ставленника;
· важнейшим следствием переворотов явилось усиление экономических и политических позиций дворянства;
· смена правителей на российском престоле не означала серьезных политических потрясений, но оказывала определенное влияния на развитие государства и общества;
· главные заговоры перемежевывались с так называемыми «малыми переворотами», в результате которых опале подверглись высокие государственные чиновники;
· важным явлением данного периода стало процветание фаворитизма.
Внутренняя и внешняя политика в период «эпохи дворцовых переворотов».
Беззаконие вокруг российского трона началось сразу же после смерти Петра I (1725) так и не назвавшего себе преемника. Рассматривались две кандидатуры: Петр, сын царевича Алексея, которого поддерживала старая аристократия (Долгорукие, Голицыны, Салтыковы, Лопухины и др.) и вдова Екатерина I, которую хотела видеть в роли императрицы «новая знать» (А. Меншиков, П. Толстой, И. Бутурлин и др.), понимавшие, что Петр II не простит им гибели своего отца.
С помощью гвардии А.Д. Меншикову, бывшему фавориту Петра I, и его сторонникам удалось привести к власти Екатерину I (хотя все права оставались за сыном погибшего царевича Алексея Петром). С.М. Соловьев подчеркивал: «Гвардия была предана до обожания умирающему императору. Эту привязанность переносила она и на Екатерину, которую видела постоянно с мужем, и которая умела казаться солдату настоящею полковницею. Офицеры явились добровольно к императрице с уверениями в своей преданности». Она царствовала на троне с 1725 по 1727 годы. Как и рассчитывали поддерживавшие ее вельможи, Екатерина I оказалась совершенно неподготовленной к государственной деятельности. Фактическим правителем стал сам А. Меншиков.
Верховный тайный совет получил статус высшего учреждения в государстве, обладавшего широкими полномочиями. В его функции входило:
· назначение высших чиновников;
· решение финансовых вопросов;
· надзор за армией и морским флотом;
· контроль над органами политического сыска;
Таким образом, Верховный тайный совет возвысился над Сенатом и коллегиями. Более того, «верховники», имея высокое положение в государстве, подменяли и императрицу ( Указ от 4 августа 1726 г. делил право подписи всех законов Российской империи между императрицей и членами Верховного тайного совета), которая являлась главой этого органа. Екатерина I во всех делах доверяла своим «советникам», особенно ловкому и хитрому А. Меншикову. Именно в его руках была сосредоточена реальная власть в стране. Малограмотная Екатерина I не могла и не желала лично управлять государством.
Непоследовательная внутренняя политика Екатерины Алексеевны имела четко выраженную продворянскую направленность, что проявилось в расширении привилегий дворян. А именно, были облегчены условия их службы; расширены права в торговой деятельности (они могли торговать своими товарами в городах, портах и на ярмарках); получено разрешение на строительство мануфактур для переработки «домашних товаров» и др.
Однако некоторые задумки Петра I Екатерины смогла довести до конца. В 1725 г. в Петербурге была открыта Российская Академия наук, подготовка которой была осуществлена еще Петре Великом. Было исполнено и посмертное желание Петра направить морскую экспедицию к восточным берегам России. В 1725-1730 гг. в этой экспедиции, выясняя вопрос, соединяется ли Азия с Америкой, участвовали В.И. Беринг и А.И. Чириков. Это был научный подвиг, имеющий мировое значение.
В период правления Екатерины Алексеевны Россия не вела войн. Среди мероприятий в области внешней политике, способствовавших укреплению международных позиций России, можно выделить следующие:
· подписанием союзного договора с Австрией и Пруссией;
· попытку установления дипломатического и экономического сотрудничества с Китаем
В мае 1727 г. Екатерина I умерла в возрасте 43 лет от чахотки. Она была похоронена в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе.
Однако такое положение светлейшего князя сохранялось недолго. Представители старой аристократии в лице князей Долгоруких и опытного государственного деятеля А.И. Остермана подготовили заговор против А. Меншикова. В результате к осени 1727 г. Петр II вышел из под контроля Меншикова и объявил себя полноценным правителем. Венчание на царство произошло 24 февраля 1728 года. Падение Меншикова означало фактически дворцовый переворот. Власть оказалась в руках старой московской гвардии, которая пыталась забыть политическое и экономическое наследие Петра Великого и отвлечь мальчика-царя от государственных дел. Император отсутствовал на заседаниях Верховного тайного совета, в котором подавляющее большинство принадлежало богатейшей аристократии. Практически прекратилось финансирование флота, в упадок пришли вооруженные силы страны, столица государства была перенесена в Москву (1728), были расширены права дворянства, связанные с торговлей и мануфактурами.
Получили от императора высшие должности и Долгорукие, которые также добились обручения Петра II с Екатериной Долгорукой. Им удалось подчинить себе Верховный тайный совет, потеснив позиции А. Остермана, последнего из сподвижников Петра Великого.
Согласно «кондиций» Анне Иоанновне не было позволено выходить замуж, назначать себе приемника, объявлять войну и заключать мир, вводить новые налоги, жаловать и отнимать вотчины без суда, награждать подданных чинов выше полковника. Нарушение императрицей данных условий влекло за собой лишение ее короны.
Представители этих старинных родов стали выразителями недовольства всего русского дворянства политикой Анны Иоанновны и ее фаворита Бирона. Ярким проявлением этих настроений стал кабинет-министр А.П. Волынский, который вместе со своим окружением (архитектор Еропкин, горный инженер Хрущев, обер-прокурор Сената Сойкин, президент Коммерц-коллегии Мусин-Пушкин) составил «Проект о поправлении государственных дел», содержащий идеи национального патриотизма. В нем было выдвинуто требование о расширении привилегий для русского дворянства в государственном управлении, «чтобы свои природные министры со временем были». За свою деятельность в 1740 г. Волынский и его сторонники были арестованы и в результате быстрого следствия признаны виновными в государственной измене.
Анна Иоанновна не обременяла себя государственными делами, посещая заседания Кабинета министров всего два раза в год. В связи с этим неслучайно появление в 1735 г. указа, по которому подписи трех кабинет-министров приравнивались к подписи императрицы, что избавляло последнюю как от необходимости читать «эти скучные бумаги», так и от каждодневных забот о государственных делах.
Правительство Анны Иоанновны проявляло особую заботу о дворянском сословии. Был отменен петровский указ о единонаследии (1714), что дало право помещикам делить свои имения. Создание в 1731 г. Шляхетского корпуса привело к освобождению дворянства от обязанности начинать военную службу солдатами. В 1736 г. специальным указом воинская служба дворян была ограничена 25-летним сроком, а один из сыновей дворянской семьи вообще освобождался от военной службы.
Параллельно с ростом привилегий дворянства шел процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В этой связи особый интерес представляют следующие мероприятия царского правительства:
· запрещение крестьянам заводить фабрики и заниматься торговлей (1731-1732);
· предоставление помещикам права определять крепостным наказание за побег (1736);
· резкий рост повинностей крестьян в пользу помещиков.
По мнению исследователей, внешняя политика России в годы правления Анны Иоанновны в целом продолжала дело Петра Великого. Российская империя участвовала в двух войнах:
1. Совместно с Австрией в войне за «польское наследство» (1733-1735) на стороне Августа III. Это стоило России 3 тыс. солдат, погибших под Гданьском.
2. Война с Турцией (1735-1739) за выход к Черному морю и для пресечения набегов крымских татар.
Положительными результатами внешнеполитической деятельности правительства Анны Иоанновны следует признать продолжение курса Петра I в отношении укрепления южных границ империи. По мнению С. Соловьева, «закрепление окраин составляет одну из самых видных черт правительственной деятельности в царствование Анны».
1. Взаимовыгодная торговля с Англией привела к заключению в 1734 г. русско-английского трактата о торговле, который стал первым торговым договором России с европейской державой. Английские купцы привозили на судах главным образом шерстяные и шелковые изделия. Сукна, олово, свинец, краски и т.д., а вывозили в большом количестве пеньку, кожу, краски, лен, полотно, железо, ревень, воск, стекло и т.д.
2. Торговля с Китаем, обладавшим большими запасами золота и серебра, имела выгодное значение для России. В Китае наибольшим спросом пользовалась пушнина (соболь, лиса, горностай). В связи с этим правительство России подтвердило государственную монополию на продажу пушнины и запрет на частную торговлю этими товарами в Китае. Также уделялось большое значение казенной караванной торговле. Китайские купцы привозили в Россию ревень, табак, драгоценные камни, чай, серебряную и лаковую посуду.
Завершение царствования Анны Иоанновны увенчалось назначением на российский престол в обход дочери Петра I царевны Елизаветы, сына дочери племянницы императрицы Анны Леопольдовны 2-месячного Ивана (VI) Антоновича Брауншвейгского. Регентом грудного ребенка был назначен Бирон. Императрица умерла 17 октября 1740 г. в возрасте 47 лет.
Начало правления Анны Леопольдовны связано с активной государственной деятельностью. Об этом свидетельствуют документы ее правительства, доступ к которым историки получили сравнительно недавно. (Дело в том, что эти важные бумаги были арестованы и опечатаны по личному распоряжению Елизаветы Петровны). Современные историки получив возможность их исследования (И.В. Курукин), пришли к выводу, что имея опытных помощников в лице фельдмаршала Миниха и бюрократа А. Остермана, новая правительница уверенно занялась государственными делами. Первые мероприятия Анны Леопольдовны получили одобрение дворянского общества. Среди них:
· ликвидация официального звания придворного шута (произошло увольнение всех шутов, при этом каждый из них был награжден большими подарками);
· предоставление амнистии всем дворянским фамилиям, пострадавшим во времена репрессий Бирона (Волынские, Голицыны, Долгорукие и многие др.);
· подчинение своей власти Тайной Канцелярии;
· подтверждение основных указов прежнего режима, связанных с привилегиями дворянства (в том числе указ 1736 г. о 25-летней службе дворян) и др.
Внутренняя политика Елизаветы Петровны характеризуется следующими важными мероприятиями:
· упразднением кабинета министров (но права Сената не были восстановлены);
· облегчением рекрутской повинности (Россия была разделена на 5 округов, каждый из которых по очереди поставлял по рекруту со 100 ревизских душ);
· прощением крестьянам недоимок за 17 лет (1741), но одновременно повышением косвенных налогов;
· укреплением социально-политического и правового положения дворянства (винокурение стало дворянской монополией, был открыт заемный Дворянский банк, дано разрешение только дворянам покупать людей с землей и без земли, и др.), результатом которого стало превращение дворян в привилегированное замкнутое сословие;
· ухудшением положения крестьянства (фактически была узаконена торговля людьми, т. к. крепостных можно было продавать для отдачи в рекруты (1747); ссылать неугодных крестьян в Сибирь без суда и судебного постановления (1760) и др.);
· ликвидацией таможенных пошлин (1753), что способствовало развитию всероссийского рынка;
· фактической отменой смертной казни (1744), хотя юридической ее отмены не произошло; но за время правления Елизаветы не было подписано ни одного смертного приговора (преступников клеймили и отправляли на каторгу с пожизненным заключением в ножные кандалы);
· расцветом архитектурной деятельности: в стили барокко и рококо были построены Зимний Дворец в Петербурге и Большой в Царском селе, дворцы Воронцова и Строганова, а также Аничков дворец, которые стали шедеврами мирового искусства.
Внешняя политика Елизаветы Петровны продолжала петровские традиции. К числу основных внешнеполитических задач данного периода следует отнести сохранение и упрочение позиций России на землях Балтики, а также борьбу с агрессивной Пруссией, стремившейся к гегемонии в Центральной и Восточной Европе.
Важное значение в череде внешнеполитических событий середины XVII в. имела Семилетняя война (1756-1763), в которой принимали участия крупные европейский страны: Австрия, Франция, Швеция, Саксония, а также Россия. Эти государства, встревоженные растущей мощью и агрессивной политикой Пруссии при короле Фридрихе II, заключили союз, нацеленный на уничтожение Пруссии как государства. Поддержка Пруссии была оказана Англией и Португалией. Война приняла широкий размах: 7 главных сухопутных кампаний проходили в Европе, а морские действия велись по всей Атлантике и Индийскому океану, Средиземному и Карибскому морям.
Участие России в Семилетней войне было обусловлено весьма вескими причинами: агрессивная политика Пруссии затрагивала интересы империи, поставив под угрозу влияние России в части Прибалтийских земель. Успешные военные действия Фридриха II в результате которых были разбиты саксонские, австрийские и французские войска, ускорили вступление в войну России (1757). Это резко изменило соотношение сил.
100-тысячная русская армия во главе с фельдмаршалом С. Апраксиным вторглась в Восточную Пруссию, где произошла битва при Грос-Егерсдорфе, в результате которой была одержана блестящая победа русских войск, открывшая дорогу на Берлин. Однако, понесенные армией Апраксина большие потери и отсутствие должного снабжения не позволили русским использовать эту возможность.
Возобновление наступления русской армии произошло в январе 1758 г., когда под командованием генерала В. Фермора русская армия попыталась прорваться в Восточную Пруссию, но была остановлена непроходимыми дорогами. Летом 1758 г. состоялась Цорндорфское сражение в котором несмотря на колоссальные потери русская армия смогла отойти к Кенигсбергу.
Летом 1759 г. в результате ряда неудач прусской армии в Западной Европе русская армия под командованием П. Салтыкова совместно с австрийской предприняли наступление Восточной Пруссии. Фридрих II потерпел сокрушительное поражение у Кунерсдорфа.
Его царствование началось с уничтожения результатов блестящих побед русской армии:
· была прекращена война с Пруссией;
· заключен союзный договор в мае 1762 г. по условиям которого:
а)Россия возвращала Пруссии все завоеванные территории;
б) Россия превращалась в союзника Пруссии в войне с Австрией.
· подписан Манифест (18 февраля 1762 г.) о вольности дворянской (дворяне получили право оставить военную или гражданскую службу и выйти в отставку, когда пожелают; возможность осесть в деревне и обязанность не только вести хозяйство, но и просвещать крестьян; отменялись телесные наказания для дворян; предоставлялось право свободно выезжать за границу);
· ликвидирована Тайной канцелярии (21 февраля 1762 г.), что, правда, не означало прекращение репрессивной политики, но признавалась пагубная роль тайных доносов);
· предпринята неудачная попытка вывести гвардию из Петербурга (лишить ее возможности воздействовать на политическую жизнь страны);
· приняты меры к секуляризации церковных земель и передачи управления ими из ведения Синода в руки вновь создаваемой Коллегии экономии;
· предпринята попытка урегулировать положение старообрядцев, преследовавшихся со стороны официальной церкви и государственной власти (запрет на преследование староверов по религиозным мотивам, что можно расценивать как шаг по привитию русскому обществу свобод совести) и др.
Анализ деятельности Петра III позволяет увидеть в нем весьма дальновидного политического деятеля. Согласно оценки современного историка А.Б. Каменского, «. Прогрессивный с современной точки зрения характер некоторых из его (Петра III) начинаний перечеркивается методами, которыми он пытался их проводить, указывающими на полное отсутствие у него такого важнейшего качества, как политический реализм» (цит. по: Каменский А.Б. Екатерина II //Вопросы истории. 1989. № 3. С.70).
По мнению историков, Петр III в большей степени осознавал себя голштинским герцогом, а не российским императором. Он хотел управлять Россией, но не смог, т.к. не только не знал ее, но и не хотел узнать. Но в качестве главной ошибки Петра III современные исследователи рассматривают его недальновидность относительно его жены-немки Екатерины II, которая в отличие от своего мужа оказалась горячей русской патриоткой.
Непопулярные меры внутренней и внешней политики Петра III привели к тому, что император стал жертвой 6-го переворота (28 июня 1762 г.), который возглавила его жена Екатерина II.
· усиление позиций дворянства;
· отход от петровских преобразований.
21. Просвещенный абсолютизм.
Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремленностью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими “сильную женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму. Ей был присущ особый талант завоевывать общие симпатии.
Однако, среди противников Петра III были влиятельные люди, которые считали более справедливым возвести на трон малолетнего Павла, а Екатерина II позволить править до совершеннолетия сына. При этом предлагалось создать Императорский совет, ограничивающий власть императрицы. Это не входило в планы Екатерины II. Чтобы заставить всех признать законность своей власти она решила как можно скорее короноваться в Москве. Церемония была совершена 22.09.1762 в Успенском соборе Кремля. По такому случаю народу было предложено богатое угощение. С первых дней царствования Екатерина II хотела быть популярной в самых широких массах народа, она демонстративно посещала богомолья, ходила на поклонение к святым местам.
Ни исторический склад русского государства, ни собственные политические виды не располагали Екатерину II к коренной перестройке центрального управления в духе усвоенных ею либеральных учений тогдашних французских публицистов; но она хотела дать этим теориям возможно широкое применение в местном управлении. Утвержденные ею 7 ноября 1775г. губернские учреждения с небольшими изменениями действовали до земской и судебной реформы 1864г., а некоторые действовали и до 1908г. Они составили довольно сложную систему административных и судебных мест общих и сословных. Россия была разделена на 50 губерний с населением от 300 до 400 тыс. душ в каждой, с подразделением на уезды в 20-30 тыс. душ. Губернии управляются губернаторами; иногда во главе 2-3 губерний ставился генерал-губернатор или наместник с обширными полномочиями. Недостатками учреждений 1775 г. можно признать излишнюю сложность и дороговизну управления и особенно суда, а также одностороннее основание нового областного деления. Россия была разделена без всякого внимания к пространству и к прежнему историческому делению страны, к местным бытовым связям и особенностям населения. Таким образом, уездный город эпохи Екатерины II имел следующую структуру управления:
В каждом губернском городе были установлены:
В каждом уездном городе находились:
Однако, будучи очень систематичны сами по себе, местные учреждения 1775 г. не привели в систему всего государственного управления. Они не затронули форм центрального управления, но имели на него косвенное влияние. Центр тяжести всего управления был перенесен в области, и в центре оставалась лишь обязанность руководства и общего наблюдения. Екатерина сознавала это. Но она не тронула первоначально ничего в центральном управлении, а между тем перемены в нем должны были произойти, потому что Петр именно на петербургские коллегии возложил главную тяжесть управления. Перемены и произошли скоро: за неимением дел, коллегии мало-помалу стали уничтожаться. За водворением стройной системы в местном управлении следовало падение прежней системы в управлении центральном. Оно. стало требовать реформы и, пережив окончательное расстройство при императоре Павле, получило ее уже при императоре Александре I (когда учреждены были министерства).
Таковы были главные меры Екатерины относительно управления. Новые учреждения, притягивая к себе силы местных обществ, вносили нечто новое в жизнь и отношения сословий. Легко заметить, что, за исключением двух учреждений (совестного суда и приказа общественного призрения), все остальные были органами какого-нибудь одного сословия. Самоуправление получило строго сословный характер: оно не было новостью для горожан, зато громадной новостью было для дворянства.
Учреждение 1775г. открыло дворянству широкое и влиятельное участие в местном управлении и суде. Жалованная грамота дворянству 1785г., образовав из дворян каждой губернии дворянское общество, точно определило и закрепило сословные права дворянства как личные, так и общественные.
Бюрократия в екатерининское время выросла в числе и усилила свое влияние. Злоупотребления властью, коррупция являлись приметами того времени. Екатерина II сказала об этом: «Меня обворовывают также как и других, но это хороший знак и показывает, что есть что воровать».
Жалованная грамота городам, изданная в одно время с дворянской, установила состав, управление и состав «градского общества». Она разделила городских обывателей на шесть классов: то были
1) настоящие городские обыватели, лица без всякого звания, владевшие какой-либо недвижимой собственностью в городе
2) купцы трех гильдий
3) ремесленники вписавшиеся в цехи
4) иногородние и иностранные гости, приписавшиеся к городу для промышленных занятий,
5) именитые горожане, лица занимавшие должности по городским выборам, ученые с академическими или университетскими аттестатами, художники и артисты, капиталисты с объявленным капиталом не менее 50тыс.руб. и т.п.
6) посадские, живущие каким-либо промыслом или работающие в городе, но не вошедшие в состав никакой другой группы городских обывателей.
Раз в три года городские обыватели всех шести классов созывались на общее городское собрание для выбора членов сословного суда (магистрата), городского головы и других должностных лиц городского выборного управления, а также для представления губернатору всех общественных нужд и пользах города. Но дворянского права «делать представления и жалобы» верховной власти городского общества не получили.
Хозяйство и благоустройство города ведали две городские думы, общая, состоящая из выборных гласных от всех званий городского населения, от каждой гильдии, каждого цеха и т.д., и шестигласная, состоявшая из 6 гласных, которых избирала общая дума из своей среды по одному от каждого из шести раз