Что такое подготовительно заключительное время кондуктора
Тема 1.7: Организация труда водителей и кондукторов
Требования к водителям (кондукторам)
2. Организация труда водителей (кондукторов)
3. Формы организации труда водителей (кондукторов)
График работы водителей
От водителей транспортных средств в основном зависят качество и надежность перевозке, безопасность движения. Работа водителя связана с большими нервными и физическими перегрузками, обусловленными непрерывно меняющейся дорожной обстановкой, интенсивностью движения, частыми остановками, значительным пассажирообменом и т.д. В связи с этим значительно возрастают требования, предъявляемые к психике человека, элементами которой являются: восприятие, внимание, память, эмоции, воля. Причиной ДТП в 90-95 %, является человек (водитель или пешеход). За ошибочными действиями водителя могут быть причины: недисциплинированность; недоученность или весьма ограниченные психофизиологические возможности, что сказывается именно в сложной, аварийной ситуации.
Способности человека к профессиональной деятельности водителя определяется качествами:
Ø Хорошим физическим развитием
Ø Ловкостью и хорошей координацией движения
Ø Легкостью получения и изменения двигательных навыков
Ø Высокой степенью развития органов чувств (зрения, слуха и мышечного слуха)
Ø Скоростью и точностью сенсомоторных реакций
Ø Быстротой, точностью определения скорости движения и пространственных отношений
Ø Широким распределением, быстротой переключения и устойчивостью внимания
Ø Хорошей зрительной памятью, высокой степенью готовности памяти
Ø Настойчивостью, решительностью, смелостью
Ø Склонность к технике, техническим мышлением, интересом к профессиональной работе водителя
Ø Эмоциональной устойчивостью, самообладанием, дисциплинированностью
Ø Инициативностью и сообразительностью.
При организации труда водителей (кондукторов) необходимо строго придерживаться установленного труда и отдыха, нормируемого в соответствии с постановлением об утверждении «Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобиля» от 25.08.1999 г., а также правильного чередования утренних, дневных и вечерних смен работы. Нормируемая продолжительность рабочего времени водителей (кондукторов) не должна превышать 40 часов в неделю. Время обеденного перерыва от 30 минут до 2 часов. Время обеда предоставляется в середине смены, но не позднее чем через 4 часа после начала работы; межсменный отдых водителя должен составлять не менее 12 часов. Переработка месячного баланса рабочего времени 10 часов. Количество выходных дней в месяце должно быть не менее количества недель этого месяца. После первых трех часов непрерывного управления автомобилями предусматривается остановка на кратковременный отдых водителя продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа и т.д. Продолжительность одной смены допускается не более 10 часов, а в исключительных случаях, по согласованию с профсоюзными органами не более 12 часов при соблюдении общего месячного фонда времени.
В состав рабочего времени водителя включается:
Ø Время управления автомобилем
Ø Время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах
Ø Подготовительно-заключительное время (0,38 часа за смену) для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию
Ø Время проведения медицинского осмотра водителя (до 5 минут в смену) перед выездом на линию и после возвращения с линии
Ø Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров
Ø Время простоя не по вине водителя
Ø Время проведения работ по устранению возникших в течении рабочей смены непредусмотренных неисправностей автомобиля.
Водители в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются правом на:
Ø Перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания
Ø Ежедневный отдых
Ø Еженедельный отдых
Ø Отдых в праздничные дни
Ø Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством РФ, коллективным договором (соглашением)
Ø Отдых в других странах, предусмотренных законодательством РФ.
На пассажирском автомобильном транспорте установлен следующий учет рабочего времени водителей (кондукторов):
1. Поденный учет – применяют в случае, если водители работают ежедневно одинаковое число часов в смену. Переработка сверх установленной продолжительности (7 часов при 6-ой и 8 часов 12 минут при 5-ой рабочей недели) рабочего дня не может компенсироваться недоработкой в другие дни и наоборот
2. Суммированный учет рабочего времени ведется по результатам работы за месяц, причем общее время работы за месяц не должно превышать месячного фонда
Системой организации труда водителей (СОТВ) – называют комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональную расстановку водителей (кондукторов) и регламентирующих время, сменность их работы на маршруте и время отдыха.
Наличие в маршрутном расписании выходов различной продолжительности и сменности, требует использования нескольких различных СОТВ, работающих на одном маршруте. Планирование времени работы водителей осуществляют с помощью графиков, которые составляются в виде таблиц с увязкой работы водителя по обеспечению ежедневного закрытия закрепленных за ними выходов. В практике работы АТП применяется несколько основных форм организации труда бригад (водителей и кондукторов):
1. Строенная форма организации труда – к одному автобусу прикрепляются три бригады, такую форму целесообразно применять для автобусов, начинающих и закрывающих движение на маршрутах.
2. Двухсполовинная форма организации труда водителей – закрепление за двумя автобусами пять бригад (в том числе одной подменной), используют для автобусов, имеющих раннее начало и непозднее окончания работы на маршруте. Целесообразно применять на маршрутах с резко выраженными «пиковыми» часами, с укороченной первой и удлиненной второй сменами, с дневным отстоем автобусов в маятниковое время.
3. Сдвоенная форма организации труда – закрепление каждого автобуса за двумя водителями, на каждые три автобуса необходимо иметь одного подменного водителя (кондуктора). Выходные дни бригадам предоставляются, соответственно, в субботу и воскресенье, автобус в эти дни работает в одну смену в дневные часы с небольшим размером пассажиропотока.
4. Спаренная форма организации труда – закрепление двух автобусов за тремя бригадами.
5. Одиночная форма организации труда водителей – закрепление одной бригады за каждым автобусом.
Полуторную, спаренную и одиночную формы организации труда наиболее целесообразно применять для автобусов, имеющих предусмотренный расписанием, внутрисменный отстой в часы дневного спада пассажиропотока, что позволяет использовать их для перевозки пассажиров в утренние и вечерние часы «пик».
Для рациональной организации работы водителей на АТП необходимо составлять графики работы водителей.
Алгоритм составления графика работы водителей:
1. Месячный плановый фонд рабочего времени водителей
ФРВ пл = (Дк – Дв – Дп)* Тсм – Дпп*1, час
Где: Дк – календарные дни месяца
Дв – выходные дни месяца
Дп – праздничные дни месяца
Дпп – укороченные рабочие дни, связанные с сокращением рабочего дня в предпраздничные дни (на 1 час)
Тсм – плановая продолжительность смены (при 40-часовой рабочей неделе Тсм=8 час)
2. Продолжительность смены водителя
Т н см = Тн + t п-з, час
3. Количество смен водителя
4. Автомобиле-часы работы водителя за месяц
5. Количество водителей на маршруте
Nв = , ед.
6. Фактический фонд рабочего времени
ФРВф = Тн см * n см, час
На основании полученных данных разрабатывается месячный график работы водителей, при этом месячная переработка или недоработка водителей не должна превышать 10 часов.д
Что такое подготовительно заключительное время кондуктора
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”
В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2020 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от 16 октября 2020 г. N 424
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей
4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учетом настоящих Особенностей.
5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
6. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10-12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.
Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.
При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
9. Рабочее время водителя включает:
время управления автомобилем;
время работы, не связанной с управлением автомобилем.
11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.
13. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.
14. Превышение времени управления автомобилем, указанного в пункте 13 настоящих Особенностей, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.
15. Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:
б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
г) время простоев не по вине водителя;
время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
16. Время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает:
перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены);
Время отдыха и перерывов водителей также может включать время перерыва между частями рабочего дня (смены), требования к которому установлены в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей.
17. Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.
18. Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.
сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;
разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.
Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.
Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.
19. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.
Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.
В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.
Обзор документа
На 2021-2026 гг. установлены новые требования к режиму работы и отдыха, условиям труда водителей автомобилей. Прежние правила отменяются в связи с реализацией механизма «регуляторной гильотины».
Новые нормы не распространяются на водителей служебных машин органов власти, автомобилей ведомственной охраны, для международных перевозок, оперативно-разыскной деятельности, оказания медпомощи, пожарной и спасательной служб, а также на водителей-военнослужащих.
Организация труда водителей и кондукторов
5.1. Требования к водителям (кондукторам)
От водителей автобусов существенно зависит на сколько качественно и надежно проходят перевозки, а также на сколько безопасно. Работа в зачастую тесно связана с большим нервным напряжением и физической перегрузкой, повлекшей из-за постоянно изменяющейся дорожной ситуацией, напряженностью движения, постоянными остановками, высоким пассажирообменом и т.п. Касательно этого существенно повышаются требования, предъявляемые к психике водителя, элементами какой являются: память, эмоции, восприятие, внимание, воля. Причиной ДТП в 85-92 процентах, является человек (водитель или пешеход). За неправильными действиями человека могут стать причины: недисциплинированность; неграмотность или крайне ограниченные психофизиологические возможности, что воздействует именно в трудных, аварийных условиях.
Способности человека к профессиональной деятельности водителя определяется качествами:
— хорошим физическим развитием;
— ловкостью и хорошей координацией движения;
— легкостью получения и изменения двигательных навыков;
— высокой степенью развития органов чувств (зрения и слуха) ;
— быстротой и точностью реакций;
— быстротой, точностью определения скорости движения;
— широким распределением, быстротой переключения и устойчивостью внимания;
— хорошей зрительной памятью, высокой степенью готовности памяти;
— настойчивостью, решительностью, смелостью;
-склонность к технике, техническим мышлением, интересом к профессиональной работе водителя;
-эмоциональной устойчивостью, дисциплинированностью, самооб-ладанием;
— инициативностью и сообразительностью.
5.2 Организация труда водителей (кондукторов)
При установки времени работы водителей (кондукторов) нужно жестко следовать установленного работы и отдыха, нормируемого в соответствии с постановлением об утверждении «Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобиля», а также верного чередования утренних, дневных и вечерних смен работы. Определение длительности рабочего времени водителей (кондукторов) не может составлять больше чем сорок часов в неделю. Количество времени выделенного на обеденный перерыв от получаса до двух часов. Обеденное время должно находиться в середине смены, но не позже чем через четыре часа от начала рабочего времени; между сменами водитель должен отдыхать не менее чем двенадцать часов. Месячная переработка баланса времени работы плюс минус десять часов. Количество недель этого месяца не должно превосходить количество рабочих дней. Спустя три часа беспрерывного управления автобусом предусматривается запланированное короткое время отдыха от дороги водителем протяженностью не меньше пятнадцати минут, последующие остановки той же длительности предусматривается не менее но и не больше чем через каждые два часа и т.д. Длительность смены допускается не более десяти часов, а в порядке исключения, не больше двенадцати часов при соблюдении общего месячного фонда времени.
В состав рабочего времени входит:
— время управления автобусом;
-кратковременный отдых в дороге и на конечных пунктах от управления автобусом;
— подготовительное и заключительное время (0,38 часа за смену) для выполнения работ до выезда на маршрут и после возвращения с маршрута в организацию;
— осмотра водителя занимающий по времени медицинского осмотра (до 5 минут в смену) до выезда на линию и по возвращению с линии;
-на остановках во время посадки и высадки пассажиров, во время стоянки в пунктах разгрузки и погрузки грузов;
— простой не по вине водителя;
-время работ по ликвидации появившихся в течении смены непредвиденных неисправностей автомобиля.
Водители в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются правом на:
— отдых в праздничные дни;
— перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания;
— ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством РФ, коллективным договором (соглашением);
— отдых в других странах, предусмотренных законодательством РФ.
5.3 Формы организации труда водителей (кондукторов)
На пассажирском автомобильном транспорте определен надлежащий учет рабочего периода водителей (кондукторов):
1. Поденный учет – применяется лишь в тех случаях, если водители работают ежедневно одно и то же количество часов в смену. Переработка более определенной длительности рабочей смены не возможно возмещать недоработкой в другие смены и наоборот.
2. По результатам работы за месяц ведется суммированный учет рабочего времени, при этом суммированное месячное время труда не должно превышать месячного фонда.
Системой организации труда водителей (СОТВ) – называется совокупность мероприятий, создающих условия рациональной расстановкой водителей (кондукторов) и регламентирующих время, на маршруте и время отдыха сменностью их работы.
Присутствие в расписании выходов на маршрут разной длительности и сменности, требует применения несколько разных СОТВ, действующих на одном маршруте. Распределение работы водителей по времени реализовывают при помощи графических таблиц или говоря иначе графиков, составляющиеся в табличной форме с координированием работ водителя при обеспечении каждодневного закрытия фиксированных за ними выходов. Практически работы авто транспортных предприятий используется несколько важнейших форм организации труда для водителей и кондукторов:
а) двухсполовинная форма организации труда водителей – закрепление за несколькими автобусами пяти бригад (в это же число входит и одна запасная), применяют для автобусов, располагающих раннем началом и непозднем окончанием работ на маршруте. Целесообразно использовать на линиях с четко проявленными «пиковыми» часами, с сокращенной первой и продленной второй сменами, с дневной стоянкой транспорта в маятниковое время ;
б)строенная форма организации труда – к одному транспорту прикрепляются три бригады, такую форму целесообразно применять для автобусов, начинающих и закрывающих движение на маршрутах;
в) сдвоенная форма организации труда – закрепление каждого автобуса за двумя водителями, на каждые три автобуса необходимо иметь одного подменного водителя (кондуктора). Выходные дни бригадам предоставляются, соответственно, в субботу и воскресенье, автобус в эти дни работает в одну смену в дневные часы с небольшим размером пассажиропотока;
г) спаренная форма организации труда – прикрепление нескольких автобусов за тремя бригадами;
д) одиночная форма организации труда водителей – закрепляется за каждым автобусом одна бригада.
Полуторную, спаренную и одиночную формы организации труда преимущественно применяют для автобусов, обладающих предусмотренным графиком работ, внутрисменный отстой во время дневного убывания пассажиропотока, что разрешает применять их для перевозки пассажиров в утренние и вечерние часы «пик».
5.4 График смен водителей
Для разумного осуществления работ водителей на авто транспортном предприятие необходимо составлять графики смен водителей.
Алгоритм составления графика работы водителей:
а) месячный плановый фонд рабочего времени (ФРВ) водителей
ФРВ пл = (Дк – Дв – Дп)* Тсм – Дпп*1, час
Где: Дк – календарные дни месяца
Дв – выходные дни месяца
Дп – праздничные дни месяца
Дпп – сокращенные рабочие дни, в связи с укорочением рабочего времени в предпраздничные дни (на 1 час)
Тсм – плановая длительность смены (при 40-часовой рабочей неделе Тсм=8 час)
б) длительность смены водителя
Т н см = Тн + t п-з, час
в) численность смен водителя
г) автомобиле-часы работы водителя за месяц
д) численность водителей на маршруте
Nв = , ед.
е) фактический фонд рабочего времени
ФРВф = Тнсм * n см, час
В основе рассчитанных данных разрабатывается график смен водителей на месяц, но переработка или недоработка водителей за месяц не должна превысить десять часов.