Что такое подготовительный класс
Подготовительные курсы и их роль в формировании первоклассника
Ирина Круглова
Подготовительные курсы и их роль в формировании первоклассника
О подготовке детей к школе написано и сказано немало. Говорят психологи, говорят учителя, говорят родители, причем мнения их не всегда совпадают. В магазинах глаза разбегаются от количества книг, пособий,в названиях которых крупными буквами выделены все те же слова: «подготовка к школе«.
Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.
1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)
2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредото-читься, управление эмоциями)
3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться)
Ребенок должен учиться понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя.
1. Подготовка будет полезна в первую очередь для тех детей, родители которых не научили их читать и писать. В этом случае неподготовленный ребенок уже в первом классе остро почувствует, что отстает от своих более подготовленных одноклассников, может начать испытывать комплексы по этому поводу, замкнуться в себе. Чувство собственной неполноценности может быть настолько велико, что в дальнейшем ребенок просто не будет развивать свои способности, и так на всю жизнь «пропишется» в отстающих учениках. С этой точки зрения плюс дошкольной подготовки в том, что детей «подтягивают» до общего уровня.
3. Если ребенок никогда не ходил в детский сад, то подготовка к школе ему особенно нужна. Как бы прекрасно мама ни занималась со своим чадом сидя с ним дома, главное, чему научится ее ребенок на подготовительных занятиях – это общение в коллективе. «Домашний» ребенок не привык слушаться кого бы то ни было, кроме родителей, а тут надо беспрекословно выполнять просьбы учительницы. Такой ребенок мог всегда договориться с мамой на тему «хочу – не хочу», в школе же эта система не работает. Нельзя не хотеть в данный момент заниматься математикой, а хотеть – музыкой. Таким образом, даже если ваш ребенок читает на скорость русскую классику, подготовка для него явно не будет лишней.
Мною составлена развивающая мини-программа «Пчелка», разработанная для подготовки детей к школьному обучению в начальной общеобразовательной школе. Данная программа направлена на изучение готовности ребенка к школьному обучению, на выявление индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитив-ной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при подготовке к обучению в школе.
Задача моей программы – способствовать тому, чтобы возрастные особенности (или новообразования) не просто учитывались, но и активно формировались. Педагог, используя материалы, представленные в программе, в качестве перспективы видит сформированность у детей полноценной психологической готовности к школе. Основной его задачей является создание психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для развития ребенка.
В данной программе применяемые методы и формы воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями детей 6 – 7 лет, т. е. обуче-ние ведется в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической и изобразительной деятельности. Основной формой организации и проведения развивающих занятий с детьми является игра, ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятное условия для психического и личностного развития ребенка. Кроме того, следует иметь ввиду,что между развивающим влиянием разных видов детской деятельности существует широкая взаимная компенсация: например, развитию тонкой моторики руки способствует и лепка, и конструирование, и рисование, и раскрашивание, и шитье, и мозаика, и все это готовит руку ребенка к письму. Для развивающей программы были разработаны и использованы раз-личные методики, тесты, игровые задания, которые прилагаются к данной про-грамме.
Учитывая все вышеизложенное, не стоит забывать о том, что в ходе развива-ющих занятий у ребенка формируется и социальная зрелость – умение общаться со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детских групп, а так-же способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что подготовка к школе является важным этапом в жизни ребенка, от которого зависит его психологическая готов-ность посещать школу, социальная адаптация, уровень знаний и навыков, кото-рые облегчат ему учебу в школе.
1. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М. : ТЦ «Сфера», 1998 г.
2.Руководство практического психолога:Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И. В. Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М. : Из-дательский центр «Академия», 1998г.
Роль книги в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников «Роль книги в формировании духовно – нравственного воспитания дошкольников» «Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если.
Роль распевки в формировании певческих навыков Методическое сообщение преподавателя фольклорных дисциплин МБУ ДО «Краснознаменская школа искусств» Цыганковой Ольги Васильевны «Роль распевки.
Консультация «Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника». Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального.
Роль игр-драматизаций в формировании нравственных ценностей В современной дошкольной педагогике игры-драматизации относятся к разновидности творческих театрализованных игр. Театрализованные игры,.
Роль книги в формировании творческой личности учащихся «Обращение с книгами приготовляет к обращению с людьми. И то и другое равно необходимо» Карамзин Н. Современный мир информационных технологий,.
Роль музыки в формировании основ экологической культуры «Роль музыки в формировании основ экологической культуры» Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики.
Роль взрослого в формировании у дошкольников гуманных чувств РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ Е. Н. Вельгорецкая, Е. В. Смоловая, МБДОУ «ЦРР – Д/С №168» городского округа.
Статья «Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности» Роль семьи в формировании духовно- нравственной личности Семья – это колыбель не только физического, но и духовного рождения человека.
О работе подготовительных классов
Школа… Как много ожидания, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детских садов с этим словом. Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. “Почему это произошло? Что было упущено?” – не раз задают себе вопросы взрослые.
Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Для профилактики трудностей и создаются подготовительные классы при школе и в детском саду.
При школе МОУ СОШ № 15 уже 8 лет организуются подготовительные классы, в которые сначала принимались дети, не посещающие детский сад. С 1994 года школа активно сотрудничает с детскими садами, расположенными по соседству.
В наших подготовительных классах реализуются следующие программы.
Программа “Подготовка дошкольников к письму и обучению грамоте” предусматривает развитие у детей в процессе игровой деятельности внимания, воображения, мышления, формирование некоторых способов умственной деятельности: умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. В возрасте 5-6 лет предусматривается подготовка детей к обучению грамоте. Учитель подводит детей к звуковому анализу слов, учит их делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов – предложения, дает представление о слове, предложении.
Большое значение для развития речи детей имеет ознакомление с художественной литературой. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывать прочитанное взрослым, выразительно читать стихотворения.
В процессе чтения художественной литературы, осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости, эстетических вкусов, интереса к книге.
Для успешного усвоения школьного курса родного языка ребенку необходимо иметь значительный словарный запас, довольно хорошо развитый грамматический строй речи. Кроме того, совершенствование диалогической и монологической (связной) речи, практическое овладение различными средствами выразительности языка возможны лишь на основе осознания ребенком языковой действительности, элементарных практических наблюдений и обобщений в области родного языка, а также на основе отношения к речи другого человека как регулирующей его деятельность.
Установлено, что на эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе.
Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звук в слове, т.е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове. Всему этому детей учит логопед на занятии “Звуковая культура”.
Программа “Подготовка к обучению математике” предназначена для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста, развития школьно-значимых психофизиологических функций, развития познавательной активности.
Поэтому основными задачами развития дошкольников являются:
– формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
– увеличение объема внимания и памяти;
– формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);
– развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
– развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
– выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
– формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Занятия проводятся не только за столом над страничкой тетради. Чтобы переключить активность детей, не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий. Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. Обратная связь поможет взрослому в последующем скорректировать свою работу. Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, мы дифференцируем задания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них.
Работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:
– создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
– новое знание вводится через самостоятельное “открытие” его детьми;
– обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом;
– при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами явлениями окружающего мира;
– у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
– процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
– обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения.
Изложенные принципы отражают современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы для их нормального психофизиологического состояния. Этому способствует программа “Развитие”, занятия по которой ведет психолог школы.
Известно, что одной из трудностей обучения письму в первом классе является нарушение моторики. Чисто механическое выполнение самого процесса письма, осложняется тем, у детей 6-7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Программа “Развитие творческих способностей” направлена на раннюю диагностику и корректировку имеющих трудностей.
Программа предусматривает воспитание у детей эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Главные задачи данной программы:
– учить самостоятельно применять изобразительные навыки в рисовании, лепке, аппликации, используя выразительные средства;
– учить изображать предметы с натуры;
– учить передавать форму, величину и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм, цветовые сочетания, пластичность движения в лепке, выразительность силуэта в аппликации;
– учить последовательно выполнять все этапы работы;
– развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства;
– формирование у детей представления о видах изобразительного искусства и народного творчества, о средствах художественной выразительности.
Все выше описанные программы составлялись и изменялись педагогами школы в течение 8 лет работы подготовительных классов.
Занятия с дошкольниками продолжаются с середины сентября по май. В течение года для родителей будущих первоклассников проводятся открытые занятия, индивидуальные консультации после каждого занятия, а в заключение родителям выдается диагностическая карта “Портрет” будущего первоклассника” с тем, чтобы родители смогли обратить внимание на положительные стороны ребенка, так и на недостатки, которые можно исправить.
Все дошкольники из подготовительных классов автоматически записываются в школу, не проходя общепринятых собеседований.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ – ПЕРЕХОДНАЯ СТУПЕНЬ ОТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Автор: Лапина Ольга Владимировна
Ольга Владимировна Лапина,
Учитель начальных классов,
МБОУ «Школа № 20 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», г.Пермь, Пермский край
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ – ПЕРЕХОДНАЯ СТУПЕНЬ ОТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Внимание к этому периоду в последние годы особенно увеличилось, так как согласно Закону об Образовании учениками первых классов могут становиться шестилетние дети.
Большое значение имеет формирование психологической готовности, развитие у детей психических процессов и свойств личности, овладение знаниями и умениями, необходимыми для успешного обучения в начальных классах и адаптации к новым условиям жизни и деятельности.
Содержание психологической готовности определяется системой требований, которые предъявляет к детям школа.
Они связаны с изменением социальной роли ребенка, с новым местом, которое он стал занимать в обществе с поступлением в школу, а также со спецификой учебной деятельности. От первоклассника требуется значительно больше самостоятельности и организованности, умения управлять своим поведением.
В специальной (коррекционной) школе для решения поставленных задач подготовки ребенка к восприятию школьной программы отводится добукварный, или пропедевтический, период, продолжительность которого составляет полтора месяца.
Как показывает практика, этого времени умственно отсталым первоклассникам недостаточно, чтобы включиться в учебный процесс и усваивать программный материал на должном уровне.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида предусматривает организацию в школе подготовительного класса для детей с низким уровнем готовности к школьному обучению или детей неорганизованных.
Обучение в подготовительном классе строится по принципу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях. Название предметов, таких как чтение, письмо, математика, является условным. На этих предметах решаются задачи подготовки детей к восприятию школьной программы. На всех уроках большое внимание уделяется:
— овладению социально-бытовыми умениями, для повседневной жизни и навыками школьного поведения – формирование представлений об устройстве школьной жизни, развитие умения ориентироваться в пространстве школы;
Важно поддерживать и прививать интерес к учебной деятельности, вырабатывать положительную мотивацию, формировать нравственную и волевую готовность к обучению в школе.
Постановка данных задач обусловлена тем, что у большинства умственно отсталых детей, поступающих в школу, обнаруживается в разной степени недоразвитие целенаправленной деятельности, которая проявляется в несформированности навыков учебной деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной работы. Умственно отсталые дошкольники приступают к деятельности без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. Также они не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей.
Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, они меньше, чем нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. У них отмечается замедленный темп и меньшая дифференцированность восприятия. Отмечается также узость объема восприятия. Дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша важный для общего понимания материал. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса.
Все мыслительные операции у умственно отсталых дошкольников шести – семи лет недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Затруднен анализ и синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, дети не устанавливают связи между ними. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, учащиеся затрудняются проводить сопоставительный анализ и синтез, проводят сравнение по несущественным признакам.
У умственно отсталых детей выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Слабость произвольного внимания проявляется в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.
Эмоционально-волевая сфера у данной категории детей имеет ряд особенностей. Отмечается неустойчивость эмоций. Переживания неглубокие, поверхностные. Имеют место случаи внезапных эмоциональных перепадов: от повышенной эмоциональной возбудимости, до выраженного эмоционального спада.
По результатам коррекционной работы можно сделать вывод о том, что специально организованное обучение в подготовительном классе на базе специальной коррекционной школы приносит положительные результаты в формировании навыков учебной деятельности, помогает детям легче адаптироваться в школьной среде, подготовиться к овладению чтением, письмом, счетом, установить потенциальные возможности детей в усвоении знаний, формировать общеучебные умения и навыки.
Подготовительный класс в школе
Чтобы будущему первокласснику было значительно легче воспринимать новую учебную нагрузку, стоит ребенка направить в подготовительный класс в школе, где он постепенно ознакомится со школьными правилами и предстоящими задачками, ведь современная школьная программа начальных классов очень насыщенна и рассчитана на уже подготовленных учеников.
Задания для подготовительного класса школы
Перед тем, как начинать любое обучение, необходимо точно знать уровень развития и объем уже усвоенного материала, ведь, не имея необходимой базы знаний, невозможно их успешно «наращивать». Поэтому тестирование будущих первоклассников – необходимый и неотъемлемый этап успешного обучения.
Несмотря на то, что на сегодняшний день в продаже имеется очень много разнообразной литературы для подготовки ребенка к школе, остается актуальным и очень популярным посещение подготовительного класса в школе. Ведь не у всех родителей находится достаточно времени для полноценной и качественной подготовки ребенка к школе, при этом немалую роль играет специфика образования излагающего материал. Даже частые консультации у педагогов и школьных методистов не дают возможности получить значительных результатов при самостоятельной подготовке ребенка, как при посещении подготовительного класса.
Не стоит забывать, что обучение ребенка шести лет, из-за специфики его мышления, должно проходить в игровой форме – это одно из главных условий успешного освоения материала. Именно за счет импровизированной игры с легкостью усваивается гораздо большая часть материала, поэтому на «уроках» часто используют задания, где в качестве главных действующих лиц являются сказочные герои. Сами же занятия имеют чередование (смену) разной деятельности (рисование, чтение, разукрашивание, письмо и др.) и длятся не более 20-25 минут.
Подготовительный класс в школе обеспечивает построить занятия интегрированного характера, которые одновременно решают несколько задач:
Формирование общих понятий и знаний об окружающем мире в рамках программы детского сада.
Формирование графических навыков в письме, рисовании с пространственной ориентировкой на листе бумаге.
Развитие фонетического слуха с формированием навыков чтения, а также развитие речи. Основные задачи: умение различать звуки и буквы с возможностью группирования их, правильное построение предложения с умением четко говорить.
Формирование понятий о математических операциях в рамках программы детского сада: закрепление знаний и понятий о цифрах, группировании и сравнении предметов и цифр в пределах счета до десяти, изучение основных геометрических фигур и их особенностей.
Подготовительный класс в школе дает возможность не только сформировать необходимые знания, умения, навыки для первоклассника, но и научиться работать в коллективе с установленным распорядком дня, что упрощает дальнейшую адаптацию ребенка. Распорядок дня приближенный к учебному процессу и общение со сверстниками упрощает выработку необходимой усидчивости и внимательности.
Открытый урок в подготовительном классе школы
Бесспорно, каждая мама беспокоится о качестве подготовки своего ребенка к школе, даже при условии уверенности, что с ним занимается тактичный и компетентный педагог. Ей обязательно захочется ознакомиться с программой подготовки и, конечно, вживую увидеть проведение занятий в подготовительном классе школы. Поэтому в плане занятий всегда учтено проведение открытых уроков, на которых воочию можно убедиться в комфортности созданной атмосферы для успешного обучения.
Открытый урок в подготовительном классе школы – это не только знакомство родителей с методикой обучения ребенка, а возможность ощутить на себе сложившуюся рабочую атмосферу коллектива детей. Возможность пронаблюдать за своим ребенком в процессе обучения – первый шаг понимания того, как ваш ребенок воспринимает новый вид деятельности (обучение).
Побывав на открытом уроке в подготовительном классе, вы увидите насколько хорошо ваш ребенок «влился» в коллектив, насколько он активен на занятиях и с какой легкостью будущий первоклассник воспринимает новый материал. Увидев особенности методики обучения и восприятия ребенком новой информации, вы сможете самостоятельно продолжить дополнительное углубленное обучение, при этом, взгляд со стороны часто дает возможность выявить «пробелы» в знаниях и умениях будущего первоклассника.
Подготовительный класс в школе – это не только обучение на основе современных методик в игровом стиле с использованием красочного правильно подобранного дидактического материала, но и объективное оценивание уровня подготовки ребенка к первому классу и его способности легко и быстро усваивать новый материал на основе сравнительного анализа индивидуальных достижений в детском коллективе. Отправив ребенка в подготовительный класс, вы обеспечиваете для него постепенную учебную нагрузку, что избавит его от сильных стрессов в начале учебного процесса и позволит успешно «стартовать» в школьную жизнь.