Что такое подготовка кадров высшей квалификации

Домашняя правовая энциклопедия. Образование. Подготовка кадров высшей квалификации

Подготовка кадров высшей квалификации

Гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, ассистентуре-стажировке и докторантуре, создаваемых в образовательных организациях высшего профессионального образования и научных организациях.

Аспирантом является гражданин, имеющий высшее профессиональное образование, обучающийся по программе подготовки научно-педагогических кадров и подготавливающий диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимаются граждане, имеющие высшее профессиональное образование (специалитет или магистратура).

Допущенным к вступительным испытаниям в адъюнктуру предоставляются отпуска продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы.

Лица, ранее прошедшие полный курс обучения в адъюнктуре, не имеют права вторичного обучения в адъюнктуре за счет средств бюджета.

К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование.

Программы ассистентуры-стажировки направлены на обеспечение подготовки творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям и реализуются в образовательных организациях высшего образования в области искусств, в очной форме обучения.

К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются на конкурсной основе лица, имеющие высшее образование в области искусств.

В докторантуру принимаются граждане, имеющие ученую степень кандидата наук. Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. Срок пребывания в докторантуре не может превышать 3 лет.

Источник

Подготовка кадров высшей квалификации

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.

Гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, ассистентуре-стажировке и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Аспирантом является гражданин, имеющий высшее профессиональное образование, обучающийся по программе подготовки научно-педагогических кадров и подготавливающий диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимаются граждане, имеющие высшее профессиональное образование (специалитет или магистратура).

Допущенным к вступительным испытаниям в аспирантуру предоставляются отпуска продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы.

Лица, ранее прошедшие полный курс обучения в аспирантуре, не имеют права вторичного обучения в аспирантуре за счет средств бюджета.

К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование.

Программы ассистентуры-стажировки] направлены на обеспечение подготовки творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям и реализуются в образовательных организациях высшего образования в области искусств, в очной форме обучения.

К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются на конкурсной основе лица, имеющие высшее образование в области искусств, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра.

В докторантуру принимаются граждане, имеющие ученую степень кандидата наук. Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. Срок пребывания в докторантуре не может превышать 3 лет.

Соискателями ученой степени кандидата наук могут являться лица, имеющие высшее профессиональное образование.

Соискателями ученой степени доктора наук могут являться лица, имеющие ученую степень кандидата наук.

Соискатели, работающие над кандидатскими диссертациями, прикрепляются для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям, имеющим аспирантуру, по соответствующим научным специальностям и располагающим научно-исследовательской, экспериментальной базой и научными кадрами высшей квалификации.

Соискатели, работающие над докторскими диссертациями, прикрепляются для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям, имеющим докторантуру по соответствующим научным специальностям и располагающими научно-исследовательской, экспериментальной базой и научными кадрами высшей квалификации.

Прикрепление соискателей для подготовки докторской диссертации может проводиться на срок не более 4 лет.

Лица, не полностью использовавшие срок пребывания в качестве соискателей, могут быть прикреплены к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям на оставшееся время.

С 1 сентября 2012 г. для аспирантов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций, подготавливающих диссертации по специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук, перечень которых устанавливается Министерством образования и науки РФ, стипендия выплачивается в размере 6 000 руб. Стипендия докторантам составляет 10 000 руб.

Работники, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения, имеют право на:

Работники, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), а также лица, являющиеся соискателями ученой степени кандидата наук, имеют также право на предоставление им по месту работы ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 3 месяца для завершения диссертации на соискание ученой степени кандидата наук с сохранением среднего заработка.

Аспирантам-заочникам при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у образовательной организации предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации.

Источник

Что такое подготовка кадров высшей квалификации

Статья 69. Высшее образование

1. Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

2. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

3. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

4. К освоению программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки на конкурсной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Поступающие на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются этими образовательными организациями при приеме в соответствии с порядком, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.

Для лиц, имеющих квалификацию «дипломированный специалист», окончание магистратуры не рассматривается как получение второго высшего образования (ч. 15 ст. 108 данного закона).

8. Обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования:

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 500-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

Источник

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

ГАРАНТ:

Об обучении в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней высшего профессионального образования см. пункты 2-6 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:

Информация об изменениях:

Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки, утвержденные приказом Минобразования РФ 13 мая 2002 г. N 1725

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ в пункт 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

Информация об изменениях:

7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Квалификация (степень) «бакалавр», квалификация (степень) «специалист», квалификация (степень) «магистр» при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.

Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 8 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1473

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ в пункт 9 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

ГАРАНТ:

См. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ в пункт 10 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Источник

Что такое подготовка кадров высшей квалификации

1. Цели высшего образования должны отвечать как интересам общества и государства, так и интересам личности. В качестве государственно-общественных интересов выступает обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности. Интересами личности продиктовано удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

Федеральный закон в ряду целей высшего образования как уровня образования называет исключительно подготовку высококвалифицированных кадров, в то время как в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» речь шла не только о подготовке, но и переподготовке специалистов соответствующего уровня. Указанное изменение обусловлено тем, что освоение программ профессиональной переподготовки Федеральным законом отнесено к дополнительному профессиональному образованию.

Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

2. Для освоения программ высшего образования необходимо иметь образование определенного уровня. Необходимым минимумом для допуска к освоению программ бакалавриата и специалитета является наличие среднего общего образования.

3. Структура уровней высшего образования, установленная Федеральным законом, с одной стороны, определяет самостоятельность каждого уровня высшего образования, с другой стороны, отражает зависимость указанных уровней и их иерархию.

Несмотря на то что специалитет не входит в вышеозначенную двухуровневую систему, лицо, получившее высшее образование на этом уровне, равно как и лицо, получившее высшее образование на любом другом уровне, имеет право в дальнейшем обучаться в магистратуре.

Обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки требует глубоких знаний не только прикладного, но и теоретического характера. В связи с этим лицу, желающему продолжить свое обучение на уровне подготовки кадров высшей квалификации, требуется получить высшее образование на уровне специалитета или магистратуры.

Полученная лицом специальность должна соответствовать специальности, по которой планируется дальнейшее обучение. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 сентября 2013 г. N 633н «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по программам ординатуры» несоответствие специальности высшего образования по программам специалитета (магистратуры) специальности высшего образования по программе ординатуры, на обучение по которой претендует поступающий, может служить основанием для отказа поступающему в допуске к вступительным испытаниям.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 сентября 2013 г. N 633н «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по программам ординатуры» // Российская газета. 23.05.2014. N 115.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» // Российская газета. 26.08.2009. N 158.

Из комментируемой нормы следует, что в отношении продолжения образования в областях, не связанных с искусством или медициной, не требуется наличие у поступающих определенного профильного образования. Данная позиция подтверждается судебной практикой. В решении Верховного Суда РФ от 21 апреля 2014 г. N АКПИ 14-115 «О признании недействующим абзаца второго пункта 4 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842, в части, устанавливающей требование о наличии высшего юридического образования, подтвержденного дипломом специалиста или магистра, для соискателей ученой степени доктора наук по юридическим наукам, имеющих степень кандидата юридических наук» указано, что по смыслу части 4 статьи 69 Федерального закона к освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по другим направлениям, в том числе юриспруденции, допускаются лица, имеющие высшее образование, независимо от направления полученного высшего образования.

Решение Верховного Суда РФ от 21 апреля 2014 г. N АКПИ 14-115 «О признании недействующим абзаца второго пункта 4 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842, в части, устанавливающей требование о наличии высшего юридического образования, подтвержденного дипломом специалиста или магистра, для соискателей ученой степени доктора наук по юридическим наукам, имеющих степень кандидата юридических наук» // Официальные документы в образовании. 2014. Октябрь. N 30.

5. Гарантия соблюдения права на образование и зачисления на обучение поступающих, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня, достигается посредством проведения конкурсного отбора. Комментируемая статья устанавливает, что прием на обучение по образовательным программам высшего образования по общему правилу осуществляется на конкурсной основе.

По различным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры прием на обучение может проводиться различными способами.

6. Специфика приема на обучение по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки заключается в свободе образовательной организации самостоятельно определять и проводить вступительные испытания, по результатам которых производится зачисление.

При формировании программ вступительных испытаний при приеме на обучение по программам магистратуры организация высшего образования руководствуется следующим:

— программы вступительных испытаний формируются на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам бакалавриата;

— для каждого вступительного испытания организацией высшего образования должна быть установлена шкала оценивания и минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания.

Вступительные испытания могут проводиться в письменной или устной форме, с сочетанием указанных форм, а также в иных формах, определяемых организацией. Отметим, что результаты выпускных экзаменов подготовительных отделений, подготовительных факультетов, курсов (школ) и иных испытаний, не являющихся вступительными испытаниями, не могут быть использованы при приеме на обучение.

Вступительные испытания проводятся на русском языке. Наряду с проведением вступительных испытаний на русском языке все или отдельные вступительные испытания, проводимые организацией самостоятельно, могут проводиться на языке республики Российской Федерации и (или) на иностранном языке. Необходимо учитывать, что языком, на котором в Российской Федерации гарантируется получение образования, является русский язык (ст. 14 Федерального закона), поэтому сдача вступительного испытания на языке республики Российской Федерации, а также на иностранном языке осуществляется только по желанию поступающего.

Сроки приема документов от поступающих и сроки приема вступительных испытаний на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре устанавливаются организацией самостоятельно.

Для поступающих на места в рамках контрольных цифр приема, а также по договорам об оказании платных образовательных услуг на определенное направление подготовки устанавливаются одинаковые вступительные испытания.

Поступающие сдают следующие вступительные испытания:

специальную дисциплину, соответствующую направленности (профилю) программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;

Программы вступительных испытаний формируются на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам специалитета или магистратуры.

Образовательная организация высшего образования может проводить вступительные испытания с использованием дистанционных технологий при условии идентификации поступающих при сдаче ими вступительных испытаний в порядке, установленном правилами приема или иным локальным нормативным актом организации.

Специальные условия для сдачи вступительных испытаний предоставляются лицам с ограниченными возможностями здоровья на основании заявления о приеме поступающего, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

Прием иностранных граждан на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется на основании результатов вступительных испытаний (кроме приема иностранных граждан на обучение в рамках квоты на образование). Исключительно в пределах квоты осуществляется прием иностранных граждан на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, содержащим сведения, составляющие государственную тайну.

Зачисление иностранных граждан, поступающих на места в рамках квоты, проводится в сроки, определяемые Министерством образования и науки Российской Федерации.

Федеральный закон не содержит понятия соискателя, которое в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» использовалось в отношении лиц, подготавливающих диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре (адъюнктуре). Тем не менее это не означает, что возможность самостоятельной подготовки диссертации перестала существовать.

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 сентября 2013 г. N 633н «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по программам ординатуры» // Российская газета. 23.05.2014. N 115.

Для поступающих в рамках контрольных цифр приема, на условиях целевого приема, по договорам об образовании по одной специальности устанавливаются одинаковые вступительные испытания.

Форма вступительного испытания (письменная, устная или иная) устанавливается образовательной организацией самостоятельно.

Прием иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется:

1) в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. N 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» ;

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. N 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 41. Ст. 5204.

2) на основании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ставших участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 ;

Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (вместе с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 26. Ст. 2820.

Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 22. Ст. 2670.

За исключением лиц, принимаемых в пределах квоты, прием иностранных граждан и лиц без гражданства по программам ординатуры осуществляется на конкурсной основе.

б) наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием;

в) осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности (если с даты завершения периода осуществления указанной деятельности до дня завершения приема документов и вступительных испытаний прошло не более четырех лет);

г) участие и (или) результаты участия поступающих в олимпиадах (не используемые для получения особых прав и (или) преимуществ при поступлении на обучение по конкретной совокупности условий поступления) и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности;

д) выставленная организацией высшего образования оценка за итоговое сочинение в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования (в случае представления поступающим указанного сочинения).

Учет индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения. Баллы начисляются поступающему, представившему документы, подтверждающие результаты индивидуальных достижений, и включаются в сумму конкурсных баллов, которая исчисляется как сумма баллов, начисленных за каждое вступительное испытание, а также за индивидуальные достижения.

Максимум баллов, которые могут быть зачислены при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета:

— не более 10 баллов за итоговое сочинение;

— не более 10 баллов суммарно за остальные индивидуальные достижения.

Методические рекомендации по учету индивидуальных достижений поступающих при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации 20 февраля 2015 г., N АК-10/05вн. СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

создать в рамках приемной комиссии специальную подкомиссию по учету индивидуальных достижений поступающих, к функционалу которой будет отнесено оценивание индивидуальных достижений поступающих и начисление баллов за них;

утвердить локальный акт организации, устанавливающий порядок учета индивидуальных достижений.

При определении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, Минобрнауки России рекомендует:

дифференцировать количество начисляемых баллов в зависимости от этапов проведения и уровня олимпиад, конкурсов и мероприятий и их профильности по отношению к направлению подготовки или специальности, на которую поступает абитуриент;

учитывать, помимо олимпиад, конкурсов и мероприятий, проводимых образовательной организацией высшего образования, осуществляющей прием, межвузовские, региональные и иные олимпиады, конкурсы и мероприятия.

Учет в качестве индивидуального достижения наличия серебряного и (или) золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне», рекомендуется производить в пределах начисления не более 1 балла, поскольку в настоящее время внедрение Комплекса ГТО носит организационно-экспериментальный характер.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 5 августа 2014 г. N 923 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» итоговое сочинение с 2014 года является обязательным этапом завершения среднего общего образования и допуском к государственной итоговой аттестации.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 923 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» // Российская газета. 27.08.2014. N 193.

С 2015 года итоговое сочинение служит также и формой индивидуального достижения поступающих, которое может быть учтено при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования.

Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24 ноября 2014 г. N АК-3761/05, направленным в подведомственные образовательные организации высшего образования, определены критерии, по которым возможно проведение оценивания итогового сочинения. Среди указанных критериев: соответствие сочинения теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция и логика рассуждения; оригинальность сочинения; качество речи и др. Критерии носят рекомендательный характер и могут быть использованы образовательной организацией высшего образования при разработке собственных критериев оценивания итоговых сочинений.

Для оценивания итогового сочинения образовательным организациям высшего образования предоставлена возможность получения тем и копий изображений бланков итогового сочинения поступающих на обучение, которой указанные организации могут воспользоваться посредством специализированного сервиса (http://vuz.ege.edu.ru). Для доступа к сервису получения копий изображений бланков участников итогового сочинения необходимо использовать учетные данные, выданные при регистрации в Федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования.

8. В Российской Федерации гарантируется на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч. 3 ст. 5 Федерального закона).

Решение вопроса о том, какое обучение за счет бюджетных средств является получением второго или последующего высшего образования, основано на определении образовательных программ, по которым лицо завершило обучение.

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в статью 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. N 6. Ст. 562.

Автор: Селиверстова О.И., кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства.

По состоянию на 1 сентября 2016 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *