Приходя в музей, посетители сталкиваются с разными предметами. Некоторые из них сотрудники музея называют оригиналами или подлинниками, про другие говорят – копии, еще есть репродукции, бывают макеты или модели, могут встретиться подделки.
Подлинное художественное произведение автора (художника, скульптора и т.д.) называют оригиналом (лат. originals – первоначальный) или подлинником. Также этот термин используется для обозначения художественного произведения, служащего образцом для копии.
Копия (лат. copia – множество) – художественное произведение, повторяющее другое произведение с целью воспроизвести его как можно точнее. Копия может исполняться самим автором оригинала, например, несколько раз повторенная А.К.Саврасовым картина «Грачи прилетели». Такой повтор может быть абсолютно тождественным и называться дублетом (франц. doublet – двойной). Иногда автор может повторить свое творение с некоторым изменением размеров и второстепенных деталей. Такая копия будет называться репликой или повтором.
Копии создаются и другими художниками с целью имитации или замены для экспонирования в другом музее, на выставке, в коллекции, для изучения особенностей оригинала в учебных целях, как подсобный материал для последующих репродукций и т.д.
Копия может стать почти полным двойником оригинала, повторять его размеры, материалы, технические способы и приемы исполнения, даже имитировать повреждения (например, копия В.О.Кирикова с «Троицы» Андрея Рублева). Но известны копии с переменой материала (в античности римские мраморные копии греческой скульптуры), приемов и техники (копия, выполненная Тицианом с портрета работы Рафаэля), размеров (копии А.Иванова с картин Тинторетто, Тициана и др.).
Есть и вольные копии, которые художник делает с любимых произведений, переосмысливая их особенности (например, П.Пикассо так переосмысливал «Менины» Веласкеса). Иногда такая вольная копия выглядит пародией (как «Джоконда с усами» М.Дюшана).
В музеях для создания экспозиции используются также копии в виде слепков, моделей и макетов. Модели и макеты являются важной частью экспозиций музеев исторического профиля, научно-технических музеев.
Издавна копия была способом распространения шедевров, признанных публикой. Сегодня известно более 60 старых копий с «Джоконды» и более 40 — «Мадонны в скалах» Леонардо да Винчи.
С XVIII в. в России копирование было органичной частью деятельности портретистов, независимо от их профессионального уровня. Написание почти каждого портрета сопровождалось созданием одной или нескольких копий. Портреты членов царской семьи, государственных и военных деятелей, представителей аристократических фамилий воспроизводились также в гравюрах, пастелях, миниатюрах, рисунках. Благодаря гравюрам в России стали известны многие шедевры европейского искусства.
В 1830-е гг. в связи с развитием художественного образования был разработан проект Эстетического музея (опубликован за подписью З.А. Волконской). Он задумывался как собрание гипсовых слепков или мраморных копий с лучших образцов скульптуры от древнего Египта до современности, копий с наиболее известных картин художников различных школ, макетов выдающихся памятников архитектуры античности и эпохи Возрождения. Эта идея, выдвинутая в 1830-х гг. профессорами Московского университета С.Т. Шевырёвым и Н.П. Погодиным, отчасти была воплощена в жизнь только в 1912 И.В. Цветаевым в Музее изящных искусств в Москве.
Еще один термин, связанный с представлением произведений искусства – репродукция (лат. reproductio – воспроизведение), т.е. его воспроизведение средствами полиграфии или фотографии.
Потребность в репродуцировании живописи и рисунка возникла уже в XVI в. с появлением шедевров мастеров Возрождения. Сначала для этого использовали печатание с доски – репродукционную гравюру, в том числе цветную – кьяроскуро. Затем появилась гравюра на металле и более сложные техники цветной гравюры.
В XIX в. техникой массовой репродукционной печати становится литография (плоская печать оттиском под давлением с плоской поверхности камня или металлической пластинки).
Со II половины XIX в. утверждаются фотомеханические репродукционные процессы в полиграфии, вытесняющие ручные способы. Получили распространение как тоновые одноцветные, так и многокрасочные репродукции, в т.ч. очень точно воспроизводящие оригинал факсимильные репродукции. Появление фотомеханической репродукции способствовало выпуску многочисленных (выходящих сериями и отдельно) изданий по искусству, в том числе альбомов, посвященных творчеству отдельного художника, «историй живописи», «картинных галерей» и пр.
Особо высокое качество репродуцирования сложных оригиналов достигалось в технике гелиогравюры, фототипии, а в ХХ в. – в технике шелкографии и электронного гравирования на печатных формах.
Копия, репродукция, реплика, повтор — в чем разница в картинах?
Оригинал, репродукция, копия, реплика, повтор, картина по мотивам, их «смеси», и конечно же подделка.
Для начала разберемся в понятиях. Я нередко встречаю людей, которые путают эти термины, да и сама раньше воспринимала слово «копия» как стопроцентную схожесть. И ре-продукция вроде то же самое — повторная продукция. Как будто это одно и тоже.
Ханс Зацка. Письмо из-за речки.
Но, на самом деле, по-простому говоря репродукция — фотография, принт — это 100 процентная механическая схожесть, а вот копия — это ручная работа и степень схожести может быть разная. Вообще в этой теме существуют и другие понятия — оригинал, репродукция, копия, реплика, повтор, картина по мотивам, их «смеси», и конечно же подделка. Давайте разберем эти слова подробнее и по порядку и тогда вам будет легче ответить на вопрос, что же все-таки выбрать репродукцию или копию, а возможно, вы поймете, что ни то, ни другое для вас не годится.
Что такое оригинал картины?
Оригинал (он же подлинник) — тут много писать не буду, отмечу лишь то, что бывают музейные оригиналы и оригиналы современных художников (именитых, востребованных, начинающих).
Jules-Cyrille Cave. 1902 г.
Что такое репродукция картины?
Репродукция делается быстро и дешево, современные принтеры позволяют передать не только цвет, но даже имитируют мазки кисти. Особенно объмно получается по технологии «латексная печать». Поэтому, если у вас стоит задача по-быстрому и недорого оформить интерьер, или очень хочется иметь у себя точную-приточную 100 процентную копию мирового шедевра, то заказывайте принт. Художник в любом случае не передаст все тонкости и нюансы, все оттенки и особенности штриха автора оригинала. Копии бывают разные: максимально приближенные к оригиналу, вольные копии, авторские, ну и сюда можно отнести картины, написанные по мотивам работы другого автора.
Что такое копия картины?
Если вы хотите видеть на своей стене копию шедевра и чтоб она была ручной работы, то здесь важно найти опытного в этом деле мастера и понимать — чем ближе копия к оригиналу, тем дороже по деньгам и дольше по времени будет выполняться ваш заказ. И даже если вы готовы подождать и заплатить, вам еще надо понимать, что художник — не принтер. В любом случае будут погрешности и в картину «впишется» внутренний мир и душа художника, который делает для вас копию. Если вы это осознаете и принимаете, то вероятнее всего появится новый шедевр.
Если же для вас не важна большая схожесть, но нравится идея, сюжет шедевра, то почти у любого профессионального художника можно заказать вольную (не точную) копию по вполне приемлемой цене и срокам. Лучше найти такого художника, которому тоже нравится данная картина или тема, тогда он больше души в нее вложит и, возможно быстрее справится с работой.
Авторский повтор
Ну а если вам понравилась работа современного художника, но он ее уже продал, то закажите ему авторский повтор. Это будет не точная копия, а очень похожая картина. К тому же, обычно художник предлагает выбрать более подходящий для клиента размер будущего произведения.
Авторский повтор картины «Девятый вал». 1857 г. Картина «Девятый вал». 1850 г.
Реплика картины
Есть еще понятие — реплика, это тоже авторский повтор, но приближенный к оригиналу. Такой вариант могут заказать галереи или музеи именитым художникам. Есть мнение, что такие художники этого не любят (но это не точно), а вот обычные востребованные художники с удовольствием повторяют свои удачные картины для своих клиентов. Часто репликой называют любой авторский повтор или картину, созданную под наблюдением автора.
Василий Перов «Охотники на привале». 1871 г. Василий Перов «Охотники на привале». Реплика. 1877 г.
Картины «по мотивам»
Что касается картин, написанных по мотивам работы другого художника, то они могут быть как узнаваемыми, так и совершенно измененными. Например, если художник сделал легкую, вольную копию «9 вала», но в лодку посадил енотов, то опытный глаз зрителя Айвазовского все-таки узрит. А вот когда творец вдохновился чьей-то картиной, но в процессе все изменил, то внешне это выглядит как авторская работа, хотя в ней вполне может прослеживаться идея и замысел создателя оригинала. Вы тоже можете заказать художнику картину по мотивам, если у вас есть идея относительно шедевра, как написать его с другими элементами, или придать новый смысл. То есть вы можете подать идею, а художник перенесет ее на холст и добавит что-то свое. Бывает, попадаются «смеси» этих понятий. Не знаю как назвать эту продукцию — это и не живопись и не принт, не произведение искусства, а наверное, просто изображение или декоративное творчество. Тоже имеет право на жизнь, если без обмана. Просто приведу пример: принт + ручной докрас красками (от нанесения нескольких мазков до полного «раскрашивания» поверх напечатанного изображения)
Ну и коротко скажу о подделках. По сути все, что написано выше, очень даже может быть подделкой. Ну, к примеру, написал художник копию с картины, или вольную копию, или даже по мотивам, но узнаваемую и… подписался, но без указания оригинала. Бывает, что не возможно найти ссылку на оригинал, но ведь художник может написать, например: «по фото из интернета» и тогда это уже будет честно по отношению к автору идеи. Или другой пример — покрасили принт сверху масляными красками и продают, как авторскую картину итальянского художника. Про музейные подделки и обман коллекционеров писать не буду, так как я далека от этих кругов, а желтые сплетни вы и без меня почитаете.
Ну вот, теперь когда вы уже не путаетесь во всех этих терминах, стоит определиться зачем вам картина. Если вы уже знаете какую задачу она должна выполнять, то легко сможете разобраться, что из вышеописанного вам будет и по душе и по карману. Выбирайте для себя печать на холсте, декоративное творчество или произведение искусства, главное — не попадайтесь на подделки и не покупайте раскрашенные принты по цене живописи.
Чем отличается копия картины маслом от репродукции?
В этой статье предлагаю разобраться с терминами — что есть репродукция, а что копия картины маслом. Начнём с того, что украшать свой дом — желание, присущее человечеству на протяжении всей его истории, начиная с наскальной живописи. Картины в доме всегда были признаком хорошего вкуса, интеллигентности, духовности и причастности хозяев к миру искусства.
Нас восхищают и привлекают внимание множество шедевров живописи, но любоваться ими ежедневно у нас нет возможности: произведения искусства либо представлены в галереях и музеях и не продаются ни за какие деньги, либо находятся в частных коллекциях.
Однако выход есть, и не один!
Современный мир движется вперед и технологии проникли во все сферы жизни не обошли они и высокое искусство. Самый быстрый способ получить шедевр это заказать его репродукцию.
Рассмотрим плюсы и минусы. Методом репродукции живописи принято называть способ печатного воспроизведение картины. Для печати существует большое разнообразие материалов: бумага синтетическая имитация холста, натуральной хлопковой или льняной холст. Кроме того этот способ очень быстрый и воспроизводит картину со стопроцентной точностью деталей.
Примеры нанесения пигмента при печати.
К тому же этот вариант довольно бюджетный.
Из этого следует мысль — почему же до сих пор существуют профессиональные художники копиисты. Почему до сих пор на их ремесло существует спрос?
Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим второй способ заполучить шедевр — это ручная работа мастера: написание живописи с нуля маслом. Основное преимущество перед печатью — живой мазок краски, ведь чтобы добиться той глубины светотени, добиться объёма, который создал автор шедевра, необходимо нанести десятки слоев полупрозрачной масляной краски, просушивая каждый предыдущий. При печати же машина прокатывает один слой пигментов и как бы точно не была воспроизведена картина она будет плоская и не живая, свет не будет играть на ней. Она не несёт энергии рук мастера. Ведь живопись от слова живой, значит подлинный, настоящий.
Кроме того диапазон картин, которые можно напечатать лимитирован. Так как годных для печати файлов фотографий картин ограниченное количеств. А качественные музейные файлы не так просто раздобыть и, как правило, они также довольно дорого стоят.
При этом профессиональный живописец способен воспроизвести любую картину.
Мастер владеет техникой и, кроме того, проводит дополнительную работу, изучая другие произведения автора и его приемы. Безусловно, заказывая картину у художника-копииста, следует приготовиться ждать, так как это кропотливый труд, требующий времени не только на саму работу, но и на весь технологический процесс. Как правило написание картины на заказ занимает от трёх недель до полутора месяцев. Ну и такая ручная работа стоит дороже быстрой работы станка по печати репродукций.
О главных принципах, по которым определяют подлинность произведения русского авангарда, рассказывает коллекционер Валерий Дудаков
1. Провенанс
Поскольку изготовление произведений авангардного искусства не представляет такой сложности, как подделка произведений, скажем, классицизма или романтизма, первый принцип определения подлинности картины — это изучение провенанса, ее происхождения. История владения в идеале должна быть отслежена от момента создания до современного ее бытования: все движение через владельцев, коллекционеров или музеи, включая все выставки, публикации, пересылки и прочие перипетии. Есть ли упоминание картины у автора, зарисовки в дневниках, как, например, у многих художников, связанных с «Бубновым валетом», с кругом аналитического искусства или с филоновской школой.
Конечно, бывают случаи сочинительства провенансов. Именно поэтому коллекционеры или исследователи и разыскивают информацию о произведении среди друзей или знакомых родственников художника, у которых могла находиться работа, читают мемуары, работают в архивах.
Бывали случаи, когда путем таких бесконечных розысков и расспросов удавалось, например, установить, что вещь, которую предлагают купить, находится вовсе не у продавца, а в музейном запаснике. В конце 80-х — начале 90-х годов эта исследовательская часть была особенно детективной и даже опасной.
Розыски могут длиться годами. В моей собственной практике была такая история: у известного коллекционера Анатолия Смолянникова я приобрел прекрасную работу, которая была обозначена как работа Бориса Григорьева, хотя подпись как таковая у нее отсутствовала. (У нас, коллекционеров, есть шутливое выражение: «Несмотря на подпись, вещь настоящая».) На картине изображена парочка на скамейке в довольно пикантной ситуации, впрочем одетая — на дамочке красный шейный платок, типа пионерского.
Прошло несколько лет, у меня появились другие работы Григорьева, я лучше его понял, и этот галстук все не давал мне покоя: я сообразил, что не мог Григорьев написать такой платок, в его стилистике этого не существует. И только через семь лет мне удалось разыскать рисунок другого художника, который к этой вещи подходил, — ярчайшего художника Сигизмунда Видберга. Они очень близки по технике: та же брутальность, играющая мрачноватая темнота с яркими вспыхивающими красками. А все из-за одного лишь галстука, который мне показался странным для Бориса Григорьева, не имевшего никакого отношения к советской эстетике.
Именно эти люди, долго аналитически исследуя какую-либо тему, чувствуют форму мысли того или иного художника. Потому что написать работу Поповой, или Удальцовой, или какого-нибудь супрематиста-ученика витебской школы легко, а вот понять их способ мышления — нет.
Знаточество часто было свойственно и собирателям, поскольку, во-первых, они часто сами являлись художниками (как Илья Семенович Остроухов, Игорь Эммануилович Грабарь, Виктор Никитич Лазарев). Кроме того, знатоки-коллекционеры отвечали своими деньгами за то, что собирали, и поэтому право на ошибку имели минимальное. Они, как правило, и обладали таким «абсолютным глазом».
3. Сравнительный анализ
Примерно с 1918 по 1923 год левые художники имели подавляющую власть и могли не только «терроризировать» художников классической школы вроде Коровина или братьев Маковских, но и в большом количестве покупать в музейный фонд собственные работы. Поэтому обычно через месяц-полтора после написания картина поступала в музейное собрание с инвентарным номером, авторским указанием происхождения. И теперь малоизвестные произведения можно сравнивать с этими эталонами, находящимися в музеях (скажем, картины, поступившие в Институт художественной культуры или Санкт-Петербургскую академию художеств). Это особенно подходит для таких художников, как Владимир Татлин или Любовь Попова, поскольку момент между созданием вещи и передачей ее на инвентаризацию в музей был совершенно краткий, от нескольких недель до месяца. Более того, такие работы обязательно имеют описания — при каких обстоятельствах были созданы и переданы или проданы в музей.
4. Химико-технологический анализ
Возможность такого анализа связана с тем, что материалы — краски и холсты, которые использовали художники начала XX века (сложнее с бумагой, акварелью, темперой и гуашью), — появлялись и использовались в строго определенный период времени. Особенно масляная краска: определенная умбра, киноварь, зеленая краска, белила появлялись не раньше конкретного периода. Знания о материалах позволяют определять время написания картины. Однако поскольку практически любое произведение старше 70–80 лет раньше или позже подвергалось реставрации, при анализе вероятна ошибка. Поэтому соскобы делаются в разных местах полотна, и в целом химико-технологический анализ может дать объективный результат.
Но все технические способы не дают абсолютного знания. Как, например, сравнительно новый радиоуглеродный анализ, смысл которого заключался в том, что после атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года соответственно. определенным образом поменялся состав всех элементов на земле и что теперь можно точно определить дату производства чего бы то ни было — до 45-го года или после. Однако дальнейшие исследования показали, что этот метод может работать, только если проба находится в каком-то идеальном состоянии, не соприкасаясь с внешней средой.
Полезные советы: как отличить оригинал от копии или репродукции?
Важные моменты, на которые следует обращать внимание, покупая картину
Вы приняли решение о приобретении картины?
Запомните определяющее условие при покупке − только Ваш выбор, ориентировка на собственный вкус, и ни в коем случае рекомендация друзей или соответствие моде. Вообще-то при приобретении картины необходим эмоциональный подъем, и только тогда появится радость от покупки. Вам немалую часть своей жизни придется соприкасаться с тем пространством, которое создано на картине. С ней Вы будете отдыхать как телом, так и душой. Полотно, написанное известным художником, которое лично Вам не особо пришлась по вкусу, станет вызывать негативное отношение на уровне подсознания. Детали не будут иметь большого значения, хотя раньше они его имели, а также признание автора, год написания картины и ее цена. Когда у Вас появляются положительные эмоции, глядя на картину, и она наверняка понравилась … лишь тогда можно утверждать, что это именно тот выбор.
Такое правило распространяется и на бизнесменов, которые покупают картины с целью вложения или приумножения капитала. Мало кто стал бы держать работу в своем доме, которая не располагает к себе, несмотря на перспективного художника, написавшего ее.
Покупая картину, написанную маслом, стоит обратить внимание на грунт и краски, являются ли они качественными.
Вам помогут несколько простых правил. Сразу убедитесь, имеются ли на поверхности картины сколы краски. Вам совершенно не надо, чтобы этот слой через несколько лет осыпался. Потом следует перевернуть работу и посмотреть на нее с обратной стороны. Наличие мелких пор и трещин указывает на некачественный грунт.
Иногда художники, в частности начинающие, грунтуют полотно клеем ПВА, после чего через некоторое время на картине появляются трещины. Такую картину покупать не надо. А вот работы, выполненные на грунтованном холсте, изготовленном на фабрике, где добавляют синтетику, долговечны, потому что более устойчивы к влажности и перепадам температуры. Холст, который, провис не указывает на использование плохих красок и грунта. Провисание − это признак нарушенного климатического режима либо влажного подрамника. Данный изъян можно устранить, перетянув холст или же подбив клинья на подрамнике (при их наличии). Можно обратиться в багетную мастерскую за помощью, там опытный специалист все, что надо, поправит. В случае если меры приняты, а холст опять провисает, то необходимо изменить режим температуры и влажности.
В чем отличие оригинального живописного полотна от напечатанной репродукции?
Любители старины, не имеющие большого опыта, должны пользоваться следующим советом: будьте внимательны, если сомневаетесь, проконсультируйтесь у специалистов перед покупкой дорогостоящей вещи, ведь это может быть подделка.
Наш совет: посмотрите на обратную сторону полотна через свет. Большинство работ пишут в несколько слоев. Все слои имеют свой цвет и толщину. При осмотре картины на свету Вы увидите, что оригинал неоднородный. А у напечатанной репродукции вся площадь холста имеет одинаковый красочный слой. Причем рисунок с обратной стороны сквозь свет выглядит однородным. Еще можно использовать лупу. С помощью нее видна мелкая рябь пикселей.
Некоторые вместо оригинала картины покупают репродукции картин художников.
Картины-оригиналы − это произведения искусств. У них с течением времени увеличивается культурная, а также материальная ценность, то есть с годами они становятся дороже.
Такой плюс значим для тех, кто коллекционирует живопись. Рядовые покупатели, которые создают красивый интерьер, считают это минусом из-за большой стоимости.
Бывают случаи, когда у картины нет цифровой копии, следовательно, изготовить печатную репродукцию не получиться.
Современные художники предпочитают сами печатать репродукции собственных картин. Это называется «жикле». Жикле в отличие от простой репродукции на каждой копии имеет подпись автора, иногда он добавляет мазки от себя и выпускает небольшой тираж. Вот и все жикле, которое ничем другим не отличается от обычных репродукций. Ведь подпись на отпечатке, сделанном машиной, вряд ли каким-то образом улучшит изображение.
Жикле в чем-то схожи с гравюрами, считающимися работами автора. Репродукция картин Леонардо да Винчи тоже работа автора, только она не имеет сертификата соответствия (для обычного человека он не нужен). Такая грань очень тонка.
Можно пойти на местный рынок и приобрести картину любого художника. Иногда продают хорошие картины и репродукции. Это может быть копия картины «Подсолнухи» Ван Гога либо же работы, написанные Шишкиным, Васнецовым, Климтом, Дали. Приобрести оригиналы большинства картин не возможно, как и то, что принадлежит музеям или частным коллекционерам.
Купить же репродукцию можно в течение пары дней. Надо только определиться с выбором полюбившейся работы.
Также можно сделать заказ на копию картины известного художника местной знаменитости. Хотя такой вариант очень непонятен. Если Вам нравятся работы этого художника, то лучше купить его картину, а не приобретать копию кого-то другого.
Каждый художник, делая копию, обязательно вносит что-то от себя. При этом самое главное может быть не отражено. У репродукций таких недостатков нет. «Бесчувственный» принтер способен распечатать все. А вот от себя ничего не добавит. Будет воссоздано только то, что вложил в полотно сам автор. Качественная современная печать создает копии, неотличимые от оригинала, написанного маслом.
Выбор всегда будет за вами, только его надо сделать правильно.