Что такое подлый поступок
Подлость Подлец Подлый
Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все-таки ее докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы.
Осознанная непорядочность – уже подлость. Там, где непорядочность
в порядке вещей, подлость почитается за достоинство.
Когда ложь выдают за правду, рождается подлость
Тому, кто подлость совершил и не подумал о позоре, Тому придется испытать и неожиданное горе. А кто осознанно на подлости идет, Того возмездие заранее уж ждет
Это опасность надо встречать лицом к лицу, а подлость — лицом к морде.
Подлость наивысшей пробы — это низость самого последнего уровня.
Подлость как качество личности – склонность к, вызывающему у людей презрение, намеренному причинению вреда исподтишка, попирая доверие человека, его достоинство и безопасность.
Подлость как королева пороков произрастает из детской. Ее будущий приверженец, действуя продуманно, вечно выходит сухим из воды, в то время как его сверстники постоянно попадают в неприятные ситуации, следуя своим мыслям импульсивно и безрассудно. Будущий подлец испытывает тягу к действиям исподтишка, пока никто не видит, а его наивные товарищи так не умеют. «Исподтишковый» ребенок рано усвоил, что взрослым, как правило, некогда досконально разбираться в тонких нюансах проступков и наказанию подвергается «крайний», самый наивный и честный, первый, кто попадется под руку. «Исподтишковое» поведение, укореняясь в подсознании, становится нормой поведения, постепенно перерастая в такое ярко проявленное качество личности как подлость.
Полноценным обладателем подлости может быть только человек в невежестве. Человек в благости, ставящий интересы других выше своих собственных и живущий с желанием помочь людям достичь счастья, по определению не способен на подлость. Человек в страсти, балансирующий между желаниями жить для себя и жить для других, может быть лишь разовым, единовременным, случайным носителем подлости. Если он прочно становится на платформу подлости, значит, наблюдается переход на низшую стадию – жизнь человека в невежестве. Для истинного носителя подлости – человека в невежестве, она так же естественна, как порядочность гармонична для человека в благости.
Утратив голос совести, человек в невежестве, совершив подлый поступок, не испытывает никаких душевных мук и страданий. У подлости может болеть живот или зубы, но только не душа. Пострадавшие от его подлости люди охвачены эмоциями, которые пронизывают все их тело, рвут душу, помрачают разум, вызывают боль, презрение и негодование. Для них его поступок – воплощение вопиющей несправедливости и бессовестности, а для него такое же обычное занятие, как выкурить сигарету или сходить в туалет.
Голос совести взаимодействует с разумом, помогая человеку осознать «что такое хорошо и что такое плохо», поэтому человек в общении с другими людьми оценивает с помощью голоса совести, не переступает ли он черту, за которой его действия могут трактоваться им самим и окружающими как подлость. Человек в невежестве, уничтожив голос совести, кипит от желания удачи, ему глубоко наплевать на мораль и все нравственные ценности, на добро и доверие, проявленное к нему людьми. Ему надо, и он, пока мать была на работе, проникает в ее квартиру и крадет кольцо, которым она очень дорожила (подарок отца), вытаскивает у бабушки, которая с детства над ним дышала и любила его как ангела, из под матраца пакетик с деньгами и облигациями. Деньги эти бабушка копила себе на похороны. Все домашние в шоке, называют его подлецом, а он даже не понимает, о чем они говорят, и не считает свои действия подлостью.
Легче выдержать бурю морскую, чем подлость людскую. Подобно паразиту, человек в невежестве преспокойно высасывает душевные силы и материальные блага у людей всецело доверяющих, симпатизирующих и благожелательных к нему. Высосав все, что представляло интерес, он хладнокровно переключается на следующую жертву. Справедливое негодование брошенных и обманутых людей, он воспринимает как посягательство на свою свободу, которая означает для него право ни за что в жизни не отвечать, ни с кем не считаться и через все переступать.
Подлость недоговороспособна и нерукопожатна, все ее обещания, обязательства и клятвы не имеют никакой цены. Договорившись, к примеру, с подлостью о переходе из состояния нуль в состояние два, вы ожидаете при следующей встрече, что дальнейшие переговоры будут стартовать от цифры два. Это заблуждение. Глядя на вас чистыми, наивными глазами, подлость предложит вам начать переговоры с отметки минус два, сославшись на какие-то только ей известные причины. Это еще самый лучший исход, обычно подлость или бросит вас на полпути к цели или, обобрав и отобрав все, «кинет», как ненужный хлам.
Подобное притягивает подобное, только в обществе себе подобных подлость чувствует себя уютно и комфортно. С людьми в благости нужно, чтобы не проколоться, быть постоянно настороже, надевая на себя маску добропорядочности и открытости. В своей среде подлость может свободно посмеяться над преданными ею людьми и только получить одобрение за изощренность и изобретательность своих подлых деяний. Даже при полностью умерщвленной совести подлость желает изгадить, опорочить и подрыть корни того «дуба», желудями которого они питались все последнее время.
Подлость – удел слабых. Никчемные, сомневающиеся, неуверенные в себе люди посчитали себя неспособными обычными методами справиться с жизненными трудностями. Поставив на подлость, она расписались в своем нежелании усваивать уроки судьбы, подтвердили свою мелочность и непорядочность. «Маленький человечишка» понял, что только посредством подлости он может как-то противостоять и закрепиться в мире сильных и достойных людей.
Человек в невежестве как представитель подлости на Земле на самом деле является великолепным учителем, дающим людям знания, как противостоять своим многочисленным идеализациям. Так, где возникает избыточная значимость кого-то или чего-то, тут же появляется подлость, возвращающая человеку трезвый взгляд на размер своей доверчивости и на правильность представлений относительно любовных и дружеских отношений.
подлый поступок
Смотреть что такое «подлый поступок» в других словарях:
совершивший подлый поступок — прил., кол во синонимов: 2 • совершивший подлость (3) • сподличавший (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ПОДЛЫЙ — Слово подлый в современном русском языке имеет только оценочно этическое значение. Оно заключает в себе отрицательную оценку нравственных свойств чего нибудь: бесчестный, низкий, презренный ; напр., подлый поступок, подлый характер, подлая душа и … История слов
ПОДЛЫЙ — ПОДЛЫЙ, низкий, исподний, последнего качества, плохого разбора; | о человеке, сословии: из черни, темного, низкого рода племени, из рабов, холопов, крепостного сословья; | о нравственном качестве низкий, бесчестный, грязный, презренный. На… … Толковый словарь Даля
ПОДЛЫЙ — ПОДЛЫЙ, подлая, подлое; подл, подла, подло. Бесчестный, низкий, презренный. Троцкистско бухаринская подлая шайка убийц, провокаторов и шпионов фашистских разведок разоблачена и разгромлена. Подлая твоя душа! Подлый поступок. Подло (нареч.)… … Толковый словарь Ушакова
ПОДЛЫЙ — ПОДЛЫЙ, ая, ое; подл, а, о. Низкий в нравственном отношении, бесчестный. П. человек. П. поступок. | сущ. подлость, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
поступок — При положительной оценке. Бескорыстный, бесстрашный, благовидный, благоразумный, благородный, богоугодный (устар.), великодушный, высоконравственный, героический, геройский, гражданский, гуманный, добрый, душеспасительный (устар.), замечательный … Словарь эпитетов
подлый — ая, ое; подл, а, о; подлейший. 1. Бесчестный, низкий. П. поступок. П. человек. Это подло. // Свойственный низкому, бесчестному человеку. П ые речи. П ая душа, натура. П. характер. // Выражающий низость, бесчестность. П ое лицо. П ая улыбочка. П… … Энциклопедический словарь
подлый — ая, ое; подл, а/, о; подле/йший см. тж. подло, подлость 1) а) Бесчестный, низкий. По/длый поступок. По/длый человек. Это подло. б) … Словарь многих выражений
по́длый — ая, ое; подл, подла, подло. 1. Низкий, бесчестный. Подлый поступок. Подлый человек. □ Обещать девушке жениться на ней… обмануть, украсть… Как вы не понимаете, что это так же подло, как прибить старика или ребенка! Л. Толстой, Война и мир.… … Малый академический словарь
Подлый
Слово подлый в современном русском языке имеет только оценочно-этическое значение. Оно заключает в себе отрицательную оценку нравственных свойств чего-нибудь: «бесчестный, низкий, презренный»; напр., подлый поступок, подлый характер, подлая душа и т. п. Те же значения выступают и в производных словах: подлец – «низкий, подлый человек», подлость – 1) «низость, бесчестность, гнусность». Подлость поведения; подлость характера; 2) «подлый поступок». Сделать подлость. В вульгарном просторечии основа подл- обрастает и другими экспрессивными суффиксами: подлюга, подлянка, подлятина и т. п. Нередко в словарях русского языка отмечается, что слово подлый, буквально «низший», «первоначально означало: принадлежащий к крестьянскому, податному сословию и употреблялось как термин, без бранного оттенка» (см. Ушаков, 3, с. 403). Это не так. Слово подлый в русском языке не было свободно от презрительной экспрессии, так как оно при своем появлении носило яркую печать классовой, дворянской, шляхетской оценки простого народа. Ср. в областных народных говорах подлый в значении: «бедный». Перм. Соликам. Черд. (Опыт обл. влкр. сл., с. 164).
Слова подлый нет в «Материалах» Срезневского. В русский литературный язык оно вошло в XVII в. из украинского, где укрепилось в XVI в. под влиянием языка польского (ср. польск. podły, podłosć). М. О. Коялович писал: слово шляхетство «перешло к нам при Петре из Польши и повлекло за собою и свой антитез – подлый народ» (Коялович, с. 343). И. В. Киреевский в своей статье «В ответ А. С. Хомякову» (1838) тоже указывал на то, что применение слова подлый к народу занесено в дворянский язык XVII–XVIII вв. с Запада: «Единовластие само собой рождается из аристократии, когда сильнейший покоряет слабейших, и потом правитель на условиях переходит в правителя безусловного, соединяясь против класса благородных с классом подлых, как Европа называла народ» (Киреевский, 1, с. 197). Ср. у Кантемира: «Гнусно дворянину завидовать благополучию подлейших себя» («На зависть и гордость дворян», 1729). В «Записках» кн. Н. Б. Долгорукой (1767): «С вами будут поступать, как с подлыми»; «ему казалось подло с нами и говорить» (см. Будде, Очерк, с. 116). У И. Н. Болтина в «Примечаниях на Историю Леклерка» отзыв о былинах, старинных песнях: «песнях подлых, без всякого складу и ладу. Подлинно таковые песни изображают вкус тогдашнего века, но не народа, а черни, людей безграмотных, и, может быть, бродяг, кои ремеслом сим кормилися, что слагая таковые песни, пели их для испрошения милостыни» (Болтин, 2, с. 60. См. также Сухомлинов, вып. 5, с. 247).
И. Г. Прыжов в своей «Истории кабаков в России в связи с историей русского народа» (СПб.; М., 1868, с. 245) относит распространение слова подлый к началу XVIII в. Он говорит о новом, модном в XVIII в. слове подлый, прилагаемом ко всему народному: народ – подлые люди, речь народа – подлая речь. Пьянство, – писал Болтин, – «вовсе истребилося у обществе людей благородных. Подлые люди и поныне пьяных напитков употребляют» (Примечания, 2, с. 243).
К концу XVIII в. под влиянием растущего интереса к народу, под влиянием либеральных идей в слове подлый постепенно ослабляется значение «социально низкий». Симптоматична отповедь реакционно-дворянскому журналу «Патриот» (издававшемуся В. И. Измайловым) со стороны «Северного вестника»: «Выражение подлый язык есть остаток несправедливости того времени, когда говорили и писали подлый народ;но ныне, благодаря человеколюбию и законам, подлого народа и подлого языка нет у нас! а есть, как и у всех народов, подлые мысли, подлые дела. Какого бы состояния человек ни выражал сии мысли, это будет подлый язык, как, напр[имер]: подлый язык дворянина, купца, подьячего, бурмистра и т. д.» (Северный вестник, 1804, ч. 3 [январь], с. 35–36). Однако, как указал проф. Е. Ф. Будде, возражая на статью Я. К. Грота «Карамзин в истории русского литературного языка» слово подлый в значении «низкого звания», «простого сословия» употреблялось еще до 20-х годов XIX в. Ср. в «Цветнике» (1810, ч. 5, с. 14): «вид заимствованный из подлейшей черни» (Будде, Очерк, с. 116–117).
В «Словаре Академии Российской» значения слова подлый определяются так: «1) говорится о роде низкого происхождения, худородный. Он произошел от подлых родителей; 2) нечестно поступающий, заслуживающий презрения. Подлые намерения, поступки, шутки.
Подлость. 1) говоря о роде: низкость, худородие; 2) свойство, качество или состояние того, кто подлую душу имеет, поступает низко, презрения достойно. В подлости воспитан и подлостиюпомрачает благородное звание» (1822, ч. 4, с. 1289– 1290).
В словаре 1847 г. эти значения переставлены. Активным, употребительным признается лишь морально-оценочное: «низкий, безчестный» (Клевета есть подлое дело. Подлые поступки). Второе же значение определяется так: «принадлежащий к черни, к простонародию» – и иллюстрируется выражением подлый народ (3, с. 262–263). Здесь же приводятся слова подловато, подловатость, подловатый, подлость, подлянка «подлая женщина».
Заметка ранее не публиковалась. В архиве сохранилась рукопись на 7 пронумерованных листках разного формата. На обертке рукописи рукою автора пометка «подл.[ый] кажется, с XVIII в. (Преображ., II, 87)».
Здесь печатается по рукописи с внесением некоторых необходимых уточнений и поправок.
Отдельные замечания о слове подлый см. в настоящем издании в статьях: «Слово и значение как предмет историко-лексикологического исследования», «Бытность» и «Подличать». – В. П.
О подлости
Если мы что-то и знаем о подлости, то только то, как она выглядит снаружи, то есть как проявляется подлость у других людей. Думается, есть несколько внешних проявлений подлости:
1. Подлый человек никогда не показывает своего истинного лица, он всегда скрывается под «маской», под личиной, под лицом. Отсюда и название «подлец».
2. Подлый человек заявляет что-то одно, но на деле делает что-то другое. Для того, чтобы скрыть свой истинный интерес ему и нужна личина, «маска».
3. Тайная цель, которую достигает подлый человек, разрушительна для того дела, в которое он вошел, и для тех людей, которые делают вместе с ним это дело. Иначе подлецу было бы нечего скрывать. И однажды он обязательно что-то подпортит или даже уничтожит.
4. Если тот, кого кинул подлец, станет возмущаться и говорить о подлости и предательстве, подлец заговорит о свободе, которую у него якобы отнимают. Подлец очень ценит «свободу», которая на самом деле является для него правом ни за что не отвечать и через все переступать.
5. Если подлеца призвать к ответу, он внезапно сделается тупым. Однако у него хватит способностей, чтобы вывернуться да еще и сделать виноватыми тех, кого он совсем недавно подло использовал для достижения своих целей. Более того, подлец уйдет обиженным на этих людей.
6. Когда деяния подлеца вскроются, люди увидят его истинное лицо, и не узнают прежнего человека.
7. После общения с подлецом, остается ощущение, что тебя использовали, а затем оставили в дураках. На душе противно, мерзко и хочется «смыть» с себя что-то липкое и неприятное.
8. В то время как ты корчишься от боли и предательства, подлец пляшет на твоих костях, называя тебя неадекватным.
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля о подлости говорит так:
подлый – «низкий, исподний, последнего качества, плохого разбора; | о человеке, сословии: из черни, темного, низкого рода-племени, из рабов, холопов, крепостного сословья; | о нравственном качестве низкий, бесчестный, грязный, презренный. На ярмарку привезен самый подлый товар, южн. низшего качества. Бедны, да не подлого рода: деды их были именитые купцы. У него жена взята из подленьких, вологодск. Простого рода, из бедного дома; в перм.-черд. Иногда подлый означает: бедный, нужный, или вовсе нищий. Подлое дело, бесчестное, заведомо безнравственное, лишающее уваженья.
Подлый человек, подлец, подлянка, готовый достигать целей своих низким искательством, в ком нет чувства чести и самоуваженья. Подленькие люди доходят до своих видов. Подловато сделано, подленько. | Подлянка, подлюха, подлюшка, бранно, женщина дурного поведенья. Подлость ж. свойство, качество подлого: | подлый поступок. Жить подлостями, пресмыкаться, пройдошничать, пролазничать. Подловатость, свойство всего подловатого. Подличать, поступать подло, особ. О низком искательстве. Подличанье, действие по глаг. Подлятина ж. все подлое».
Есть источники, где подлыми называли тех людей, который жили подле княжеского замка. То есть подлый люд – это люди прежде всего безродные. Те, которым нет места ни на троне, ни в княжеских палатах, ни в княжеском замке. Их место только подле тех, кто правит. Кажется странным, что русский народ каким-то образом связал безродность и низость, называя и то и другое одним словом «подлость»: «Подлый человек, подлец, подлянка, готовый достигать целей своих низким искательством, в ком нет чувства чести и самоуваженья».
Современный культурный и образованный интеллигент скорее проникнется сочувствием и жалостью к бедным безродным людям, вынужденным жить в нищете, работать на своих хозяев и переступать через собственное уважение. Внутри интеллигента неизбежно поднимается праведный гнев. Ведь практически все мы вынуждены так жить. Постоянно переступать через себя, сжиматься, терпеть, недоговаривать. Всегда в нашем окружении найдется гад, которого мы вынуждены терпеть, с которым приходится постоянно поступаться собой и которому ничего не скажешь.
Современные мысли современных людей о подлости
Опыт научил меня, что если люди делают что-то против тебя, в конечном счете, это пойдет тебе на пользу.
Окончательное поражение всегда терпят те люди, которые, ослепнув от своей злости, перестают замечать, как их откровенная подлость становится очевидна всем окружающим.
Самое важное после пережитой подлости – это не умение забыть, а умение продолжать верить, что не все люди одинаковы…
Не разбивай чужое счастье, если не хочешь, чтобы твоё тоже кто-нибудь разбил.
Нет предела человеческой подлости, как и нет предела человеческой доброте.
Не обязательно совершать подвиги, достаточно просто не делать подлости …
Никакие достоинства не перечеркнут подлость в характере, зато подлость легко перечеркнет все достоинства.
О подлости людской
Ничего на свете нету хуже
Подлости. Тут что ни говори –
Смелость города берёт снаружи,
Подлость их штурмует изнутри!
Подлостью на подлость
Ответить подлостью на подлость…
Есть прецедент и даже повод,
Удобный случай подвернулся –
Так пользуйся и не волнуйся,
Теперь вы будете в расчёте!
Возьму реванш – ну прям как в спорте!
Отвечу подлостью на подлость!
Откуда же такая робость?
Меня сковало что-то словно…
Нет, я на это не способна!
Грязные намерения, как правило, подаются под соусом чистых побуждений…
Никогда не мстите подлым людям. Просто станьте счастливыми. Они этого не переживут.
Вот соринка в глазу – царапает как бревно, а вытащишь – через лупу не разглядишь! Совсем как люди – какая-нибудь мелюзга паршивая, а гадости натворит – лопатой не разгребешь!
Вспомни про поцелуй Иуды – и предательство друга не удивит тебя.
Вспомни о том, что он был лишь одним из двенадцати апостолов, – и оно не доведёт тебя до уныния.
Не страшно, когда дурак считает себя умным. Страшно, когда подлец считает себя порядочным человеком.
Как жаль, что ветеринар не лечит свинство у людей …
Умение делать мелкие пакости за спиной, плести интриги и грациозно ходить по головам не делает человека крутым, и уж тем более не может характеризовать его успешность. Оно делает его подлецом, и полностью определяет его сущность, воспитание и уровень развития в целом. Жаль тех, у кого это умение – единственный адекватный способ существования.
Помните, если дьявол захочет лягнуть, он сделает это не своим конским копытом, а своей человеческой ногой.
ПОДЛЫЙ
Слово подлый в современном русском языке имеет только оценочно-этическое значение. Оно заключает в себе отрицательную оценку нравственных свойств чего-нибудь: `бесчестный, низкий, презренный’; напр., подлый поступок, подлый характер, подлая душа и т. п. Те же значения выступают и в производных словах: подлец — `низкий, подлый человек’, подлость — 1) `низость, бесчестность, гнусность’. Подлость поведения; подлость характера; 2) `подлый поступок’. Сделать подлость. В вульгарном просторечии основа подл- обрастает и другими экспрессивными суффиксами: подлюга, подлянка, подлятина и т. п. Нередко в словарях русского языка отмечается, что слово подлый, буквально `низший’, «первоначально означало: принадлежащий к крестьянскому, податному сословию и употреблялось как термин, без бранного оттенка» (см. Ушаков, 3, с. 403). Это не так. Слово подлый в русском языке не было свободно от презрительной экспрессии, так как оно при своем появлении носило яркую печать классовой, дворянской, шляхетской оценки простого народа. Ср. в областных народных говорах подлый в значении: `бедный’. Перм. Соликам. Черд. (Опыт обл. влкр. сл., с. 164).
Слова подлый нет в «Материалах» Срезневского. В русский литературный язык оно вошло в XVII в. из украинского, где укрепилось в XVI в. под влиянием языка польского (ср. польск. podły, podłosć). М. О. Коялович писал: слово шляхетство «перешло к нам при Петре из Польши и повлекло за собою и свой антитез — подлый народ» (Коялович, с. 343). И. В. Киреевский в своей статье «В ответ А. С. Хомякову» (1838) тоже указывал на то, что применение слова подлый к народу занесено в дворянский язык XVII—XVIII вв. с Запада: «Единовластие само собой рождается из аристократии, когда сильнейший покоряет слабейших, и потом правитель на условиях переходит в правителя безусловного, соединяясь против класса благородных с классом подлых, как Европа называла народ» (Киреевский, 1, с. 197). Ср. у Кантемира: «Гнусно дворянину завидовать благополучию подлейших себя» («На зависть и гордость дворян», 1729). В «Записках» кн. Н. Б. Долгорукой (1767): «С вами будут поступать, как с подлыми»; «ему казалось подло с нами и говорить» (см. Будде, Очерк, с. 116). У И. Н. Болтина в «Примечаниях на Историю Леклерка» отзыв о былинах, старинных песнях: «песнях подлых, без всякого складу и ладу. Подлинно таковые песни изображают вкус тогдашнего века, но не народа, а черни, людей безграмотных, и, может быть, бродяг, кои ремеслом сим кормилися, что слагая таковые песни, пели их для испрошения милостыни» (Болтин, 2, с. 60. См. также Сухомлинов, вып. 5, с. 247).
И. Г. Прыжов в своей «Истории кабаков в России в связи с историей русского народа» (СПб.; М., 1868, с. 245) относит распространение слова подлый к началу XVIII в. Он говорит о новом, модном в XVIII в. слове подлый, прилагаемом ко всему народному: народ — подлые люди, речь народа — подлая речь. Пьянство, — писал Болтин, — «вовсе истребилося у обществе людей благородных. Подлые люди и поныне пьяных напитков употребляют» (Примечания, 2, с. 243).
К концу XVIII в. под влиянием растущего интереса к народу, под влиянием либеральных идей в слове подлый постепенно ослабляется значение `социально низкий’. Симптоматична отповедь реакционно-дворянскому журналу «Патриот» (издававшемуся В. И. Измайловым) со стороны «Северного вестника»: «Выражение подлый язык есть остаток несправедливости того времени, когда говорили и писали подлый народ;но ныне, благодаря человеколюбию и законам, подлого народа и подлого языка нет у нас! а есть, как и у всех народов, подлые мысли, подлые дела. Какого бы состояния человек ни выражал сии мысли, это будет подлый язык, как, напр[имер]: подлый язык дворянина, купца, подьячего, бурмистра и т. д.» (Северный вестник, 1804, ч. 3 [январь], с. 35—36). Однако, как указал проф. Е. Ф. Будде, возражая на статью Я. К. Грота «Карамзин в истории русского литературного языка» слово подлый в значении `низкого звания’, `простого сословия’ употреблялось еще до 20-х годов XIX в. Ср. в «Цветнике» (1810, ч. 5, с. 14): «вид заимствованный из подлейшей черни» (Будде, Очерк, с. 116—117).
В «Словаре Академии Российской» значения слова подлый определяются так: «1) говорится о роде низкого происхождения, худородный. Он произошел от подлых родителей; 2) нечестно поступающий, заслуживающий презрения. Подлые намерения, поступки, шутки.
Подлость. 1) говоря о роде: низкость, худородие; 2) свойство, качество или состояние того, кто подлую душу имеет, поступает низко, презрения достойно. В подлости воспитан и подлостиюпомрачает благородное звание» (1822, ч. 4, с. 1289— 1290).
В словаре 1847 г. эти значения переставлены. Активным, употребительным признается лишь морально-оценочное: `низкий, безчестный’ (Клевета есть подлое дело. Подлые поступки). Второе же значение определяется так: `принадлежащий к черни, к простонародию’ — и иллюстрируется выражением подлый народ (3, с. 262—263). Здесь же приводятся слова подловато, подловатость, подловатый, подлость, подлянка `подлая женщина’.
Заметка ранее не публиковалась. В архиве сохранилась рукопись на 7 пронумерованных листках разного формата. На обертке рукописи рукою автора пометка «подл.[ый] кажется, с XVIII в. (Преображ., II, 87)».
Здесь печатается по рукописи с внесением некоторых необходимых уточнений и поправок.
Отдельные замечания о слове подлый см. в настоящем издании в статьях: «Слово и значение как предмет историко-лексикологического исследования», «Бытность» и «Подличать». — В. П.