Что такое подпись слушателя
Как электронная цифровая подпись ускоряет работу компании
Содержание статьи
Электронный документооборот, сдача отчетов через интернет и тендеры невозможны без электронной цифровой подписи. Рассказываем про виды ЭП, какие есть плюсы и недостатки, а также правила безопасного использования.
Что такое электронная подпись?
Это аналог подписи человека. Цифровые данные помогают идентифицировать владельца и подтвердить, что именно он подписал документы. Если раньше приходилось распечатывать бумаги, затем подписывать вручную, сканировать или отправлять почтой, то теперь это делается в электронном формате.
Предприниматели используют электронную подпись для значимых бизнес-процессов:
В России действует федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи», который регулирует применение ЭП.
Виды электронных подписей
Простая электронная подпись
Это обычный набор данных: код с логином и паролем. То есть подтверждения по Email, SMS, USSD — примеры этой подписи. Ее можно сделать самостоятельно, используя специальное программное обеспечение, правда юридической значимости у простой ЭП нет. Она не подойдет для участия в тендерах или отправки отчетов в налоговую. Обычно простую подпись используют для заверения внутренних процессов компании, в банковских операциях или на Госуслугах.
Усиленная неквалифицированная электронная подпись (НЭП)
Для создания используют программы криптошифрования. НЭП подтверждает личность владельца и показывает, что в документ не внесли изменения после подписания. Подпись можно сделать самостоятельно с помощью программиста или заказать в Удостоверяющем центре (по цене от 1000 рублей). НЭП хранят на USB-флешке с паролем, который доступен только владельцу. Подходит для обмена документами с контрагентами. Но перед этим участники ЭДО заключают соглашение, что НЭП имеет юридическую значимость.
Усиленная квалифицированная подпись (КЭП)
«Электронные цифровые подписи бывают облачные и на электронных носителях. Я рекомендую использовать защищенные электронные носители, например, рутокен. Рутокен самый распространенный носитель. Кроме защищенности, он еще прост в настройке и работе на компьютере. Необходимо скачать и установить «панель управление рутокен» (это драйвер), без нее ваш компьютер просто не увидит КЭП»
Усиленная квалифицированная подпись дает больше возможностей и автоматом придает юридическую силу. Поэтому опытные предприниматели советуют выбирать КЭП. Перед тем как обратиться в удостоверяющий центр — проверьте аккредитацию на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Вениамин Бакалинский, генеральный директор Бюро переводов iTrex:
«Электронная цифровая подпись – это очень просто и удобно, никаких сложностей не было. Единственное, что могло у нас вызвать затруднения, — установка ПО и драйверов для работы ЭЦП, но эту работу берет на себя удостоверяющий центр. Сотрудник техподдержки удаленно подключился к одному из наших компьютеров, установил и настроил ПО. Все работы по настройке заняли максимум 20 минут»
Плюсы электронной подписи
Процессы становятся быстрее
Предприниматели подписывают акты или договоры, а контрагент сразу их получает. Значит, поставки и продажи совершаются быстрее.
Вениамин Бакалинский рассказывает про свой опыт использования ЭП:
«Сейчас около 70% всех наших клиентов обмениваются с нами организационными и отчетными документами в электронном виде. Особенно это помогает с новыми клиентами: раньше обмен подписанными договорами, выставление первых счетов, оформление первых ТЗ занимало много времени и иногда было серьезным поводом для беспокойства менеджеров на стороне клиента. Если менеджеру нужно было оперативно запустить проект в работу, и мы со своей стороны готовы были приступить немедленно, но юристы клиента требовали сначала полностью оформить все документы и обменяться оригиналами. Это логично, но очень мешает в ситуации, когда даже несколько часов влияют на выполнение работы в срок.
С переходом на ЭЦП такие ситуации перестали возникать. Также есть некоторая экономия за счет расходов на курьеров и печать документов»
Удобно работать с контролирующими органами
Не надо ехать в ФНС, чтобы сдать отчеты или декларации. Все данные отправляют из офиса или дома в любое время суток.
Минусы использования электронной подписи
Затраты на оформление и установку
Главный минус — это затраты на оформление подписи, настройка браузера и установка ПО для работы электронной подписи. КЭП обойдется для предпринимателя в 1500-6000 рублей (зависит от политики Удостоверяющего центра).
Тимур Алексеев, коммерческий директор Сервиса электронной подписи Sign Me
«Из-за разнообразия технологий реализации электронных носителей ключей электронной подписи, не существует «универсальной» подписи, которая была бы у человека одна и для всего (ну, или максимум две: как у физического лица и как у представителя юридического лица).
В настоящий момент многие сервисы, используемые бизнесом, «заточены» только под одну определенную технологию реализации электронной подписи, а это значит, что столкнувшись с сервисом с отличающейся технологией, придется выпускать еще одну новую подпись. В результате, у активного пользователя цифровых сервисов может наплодиться большое количество разных подписей, что увеличивает риск потери контроля доступа владельца к своим ключам»
Ограниченный срок действия
Например, он часто заканчивается во время сдачи отчетов в ФНС. И если удостоверяющий центр перевыпустит КЭП за пару часов, то на стороне налоговиков ее могут подтверждать пару дней. В итоге предприниматель сдает отчет позже срока, а это приводит к штрафу.
«Срок действия КЭП ограничен (как правило, год), нужно перевыпускать подпись на генерального директора, если он сменился (актуально для ООО). Кроме этого, возможны сложности для выпуска квалифицированной подписи, если заявитель является иностранным лицом»
Скоро электронная цифровая подпись понадобится почти всем
К 2024 году правительство планирует ввести обязательную маркировку для широкого круга товаров, а со следующего года введут обязательный электронный документооборот для тех, кто уже использует маркировку. Также ЭП используют для работы с онлайн-кассами: регистрация, замена фискального накопителя, заключение договора с ОФД. Поэтому оформить цифровую подпись в ближайшее время придется большинству предпринимателей.
Юрий Спирин, сооснователь магазина «Ячей»:
«У нас магазин, и нужно обязательно использовать онлайн-кассу, а торгуем мы одеждой и обувью, которые нужно маркировать. Поэтому давно используем электронную подпись. Конечно, это дополнительные затраты, но не такие большие. С другой стороны, это удобно: обмен документами происходит быстро. А если вы хотите взаимодействовать с крупными поставщиками, то придется внедрять ЭДО, а там без ЭП не обойтись»
Могут ли подделать электронную подпись?
Когда все процессы переходят в электронный вид, появляется угроза, что мошенники взломают систему и похитят данные. Но подделать усиленную квалифицированную подпись невозможно.
Михаил Александров, Руководитель представительства удостоверяющего центра «ИжТендер» в Санкт-Петербурге:
«Подделать электронную цифровую подпись невозможно, но бывают случаи, когда подпись используют без ведома владельца. Основные способы несанкционированного использования — это кража ключа и подмена подписываемой информации. Это делают с помощью шпионских программ или через кражу PIN-кода от токена»
Еще есть некоторые правовые сложности с оформлением без личного присутствия. По закону в удостоверяющем центре должны идентифицировать заявителя и после этого выдать КЭП, но бывают исключения.
Дмитрий Соломенников, генеральный директор ООО «Туртехнологии»:
«У меня несколько ЭЦП. Да, безусловно, это удобно. Сейчас регистрация на многих сервисах, связанных с бизнесом, идет по ЭЦП. Однако технология выдачи в России заставляет задумываться о безопасности выпуска подписи. Так, при аренде кассового аппарата у Сбербанка, сотрудник Сбера выпустил электронную цифровую подпись на меня даже без моего личного визита в удостоверяющий центр, только на основании представленных сканов. Как такое может быть? Я узнал об это только постфактум»
Скорее всего, в банке идентифицировали пользователя как клиента, внутренний регламент это разрешает. Михаил Александров считает, что подобные ситуации возникают из-за недоработанного законодательства:
Правила безопасности
Чтобы защитить себя от воровства электронной цифровой подписи, нужно соблюдать несложные правила. Их сформулировала эксперт в сфере закупок Дарья Опарина:
Практикум по ТК РФ: чем отличается подпись от росписи
В Трудовом кодексе РФ есть два термина: «подпись» и «роспись».
Первый в тексте встречается 20 раз, второй — 17.
«Подпись» — это собственноручное написание лицом собственной фамилии, имени, инициалов или их частей (элементов), как правило содержащее индивидуальные особенности, позволяющие визуально отличить подпись одного человека от подписи другого.
Термин используется для указания на собственноручную подпись работника (представителя, опекуна и др.) в каком-либо документе, который должен быть этим лицом подписан.
А что тогда понимается под словом «роспись» в Трудовом кодексе? Является ли «росписью» собственноручная подпись работника?
Термин «роспись» применяется для подтверждения факта ознакомления работника с какой-либо информацией или документом, уже составленным и подписанным другими лицами.
Кто должен делать «роспись»? Работник или работодатель? Является ли эта «роспись» каким-либо документом, например, журналом проведения инструктажей или журналом ознакомления с приказами? Или это не документ, а некая запись в документе? Где эта «роспись» должна в таком случае быть сделана? В приказе, в журнале, в ведомости?
Например, будет ли соблюдено требование статьи 22 ТК РФ, если представитель работодателя в ведомости напишет: «С приказом № 1 от 01.01.2019 года машинист Иванов И. И. ознакомлен. Делопроизводитель Петрова А.А.»?
Автор несерьезно предполагает, что требование об ознакомлении «под роспись» будет формально соблюдено, ибо статья 22 ТК РФ, как и другие цитируемые статьи, не указывают на собственноручную подпись работника.
Роспись
Подпись
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На онлайн-практикуме осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>
Роспись, подпись, факсимиле: чем они различаются и когда бывают нужны?
Одно и то же ли понятие обозначают слова подпись и роспись? Когда использовать факсимиле и доступна ли простому человеку электронная подпись?
Читает Яков Кульнев
Обратившись к толковому словарю, мы узнаем следующее:
Подпись. Фамилия, собственноручно поставленная под чем-либо.
Расписаться. Поставить свою подпись в документах в подтверждение чего-нибудь.
Роспись. 1 и 2 значение связано с живописью на стенах, потолках, предметах быта. Приступить к росписи Владимирского собора. Античная р. Третье значение — письменный перечень, список чего-либо. И только четвертое, с пометкой Разг. =Подпись.
Таким образом, если мы хотим оставить в документе свидетельство, что мы его читали, проверили, заверили, правильно говорить о нем — подпись. Фото: pixabay.com
В законодательстве выражение «под роспись» применяется в значении действия по глаголу «расписываться»: «Приказ о приеме на работу объявляется работнику под роспись». (ст. 68 Трудового кодекса РФ).
К сожалению, в действующем законодательстве России нет четкого и строгого определения, что такое подпись, подходящего под все ситуации значения термина.
Гражданский кодекс РФ содержит требования о необходимости подписи в ряде случаев, о том, что сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку (п. 1. ст. 160 Гражданского Кодекса РФ); о подписи лица как необходимом реквизите чека (ст. 878 Гражданского кодекса РФ).
Без подписи документ недействителен.
Согласно требованиям ГОСТ Р 6.30−2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», в состав реквизита «Подпись» входят: наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке документа, и сокращенное — на документе, оформленном на бланке); личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия).
Причем не стоит забывать о требованиях ст. 19 Гражданского кодекса РФ о том, что гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.
То есть — любимая, долго придумываемая нами закорючка должна стоять рядом с разборчиво читаемыми Ф.И.О. Подпись В. В. Путина
Фото: ru.wikipedia.org
Часто на практике, когда начальника нет на месте или надо подписываться и подписываться, применяют факсимиле или способ под названием «косая черта».
Последнее, сразу скажу, недопустимо.
К примеру, в Регламенте Правительства Москвы указано (ранее такое требование было установлено в приказе от № 33 Главархива СССР): «Если должностное лицо, правомочное подписать документ, отсутствует, то документ может подписывать лицо, исполняющее его обязанности, или его заместитель. Не допускается подписывать документы с предлогом „за“ и проставлением косой черты перед наименованием должности. Если должностное лицо, правомочное подписать документ, отсутствует, то документ может подписывать лицо, исполняющее его обязанности, или его заместитель». Факсимиле
Фото: Источник
Факсимиле (лат. «делай подобное»). Согласно ст. 160 ГК РФ, использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из чего следует вывод, что применять факсимиле можно, но только не в финансовых документах (платежное поручение, счет-фактура), а в письмах, запросах и др., если об этом у вас есть соглашение с лицом, принимающим от вас документы с факсимильной подписью.
С развитием электроники появилась и электронная подпись. Вопросы ее применения регулируются федеральным законом «Об электронной цифровой подписи». ЭЦП — это программно-криптографическое средство (попросту — программа), которое обеспечивает:
Причем электронное сообщение (документ), подписанное электронной цифровой подписью, признается, если не устанавливается или не подразумевается требование о составлении в рассматриваемом случае документа на бумажном носителе.
Применять ЭЦП может даже обычный человек. Официально — при пользовании услугами Интернет-банкинга, и неофициально — при обмене писем с друзьями и др.
Варианты использования ЭЦП юридическими лицами при подписании писем и договоров, подаче заявок при проведении электронных торгов предусмотрены вышеуказанными положениями Гражданского кодекса РФ.
Как получить электронную подпись
И в каком случае какой вид пригодится
Электронная подпись (ЭП) — то же самое, что обычная подпись, но в электронном виде. Она приравнивает любой электронный документ к бумажному оригиналу.
Что такое электронная подпись
По сути подпись — это специально сгенерированный файл с цифрами, который крепится к электронному документу. Этот файл отвечает на три главных вопроса:
Раньше еще использовали термин «электронная цифровая подпись», но сегодня он устарел — в законе теперь пишут «электронная подпись»
Электронная подпись гарантирует, что документ подписал владелец электронной подписи. А неквалифицированная и квалифицированная подписи покажут, изменился ли документ после подписания.
Зачем нужна электронная подпись
Электронная подпись понадобится тем, кто собирается использовать в работе электронные документы, сдавать отчетность и получать услуги в интернете.
Вот как используют электронную подпись юридические лица:
А вот что могут сделать с электронной подписью обычные граждане:
Обычно физлица делают электронную подпись, чтобы передавать документы госслужбам — например, удаленно подают заявление на регистрацию по месту жительства или отправляют иск или доверенность в суд. Но на самом деле электронная подпись может заменить рукописную в любых случаях. Вот как, к примеру, ее можно использовать:
О том, как еще обычный человек может использовать электронную подпись на практике, мы рассказывали в другой статье.
Как устроена ЭП
Просмотреть подпись можно с помощью сертификата открытого ключа — электронного документа, в котором есть следующая информация:
Программа СКЗИ проверяет хэш-сумму и сравнивает ее с содержанием документа. Если все совпало, документ не меняли и подпись цела. Несовпадения означают, что документ изменили после того, как подписали. Тогда подпись автоматически считается недействительной и документ теряет юридическую силу.
Виды ЭП и их отличия
В законе описаны несколько видов электронной подписи: простая, неквалифицированная и квалифицированная.
Простая электронная подпись самая доступная. Это логин и пароль, которые подтверждают, что пользователь авторизовался в системе. C помощью этой подписи можно подтвердить обращение в органы власти или подписать заявку на услугу. Еще ей можно пользоваться во внутреннем документообороте компании и подписывать служебные письма.
Например, вы заходите в мобильный банк при помощи логина и пароля или подтверждаете оплату в интернете кодом из смс. По условиям договора с банком такая подпись равнозначна обычной подписи.
Простая электронная подпись уязвима, поэтому ее применяют не везде. Если вы работаете с имущественными и финансовыми документами, то лучше ее не использовать. Она подтвердит, что документ подписали, но не гарантирует, что его не меняли и что его подписал нужный человек. Это будет проверять арбитражный суд, если возникнет спорная ситуация.
Эту подпись используют в электронном документообороте. Ей подписывают договоры, контракты и агентские отчеты, но только если стороны заключили соглашение о доверии таким подписям и электронным документам.
Неквалифицированные подписи можно генерировать внутри компании или сервиса с помощью бесплатных инструментов. Государство не может контролировать неквалифицированную подпись: ее может выдать кто угодно, ей может владеть кто угодно и она не защищена средствами, которым доверяет государство. Именно поэтому в судебных инстанциях не принимают такие подписи.
Целостность подписи проверяют двумя способами:
Так определяют, что подпись не была утеряна, украдена или просрочена, когда ее использовали.
Сертификат квалифицированной подписи необходимо обновлять каждый год: помнить, когда она перестает действовать, и вовремя заказывать перевыпуск.
У квалифицированной подписи есть два важных преимущества.
Взломать квалифицированную подпись практически невозможно — это потребует слишком больших вычислительных ресурсов. Если вы потеряете закрытый ключ, по вашему сигналу удостоверяющий центр отзовет сертификат — подписывать документы с его помощью будет нельзя.
Ее можно использовать в любых операциях с электронными документами. Ей доверяют арбитражный суд и налоговая служба, поэтому чаще всего ей подписывают электронные счета-фактуры, налоговые декларации и договоры.
Где можно использовать электронную подпись
Простая | Неквалифицированная | Квалифицированная | |
---|---|---|---|
Внешние и внутренние электронные документы | + | + | + |
Документооборот с физическими лицами | + | + | + |
Госуслуги | + | — | + |
Документы для ИФНС в личном кабинете налогоплательщика | — | + | + |
ПФР и ФСС | — | — | + |
Арбитражный суд | — | — | + |
Как начать работать с квалифицированной электронной подписью
Чтобы начать работать с электронной подписью, необходимо подготовить свое рабочее место и приобрести сертификат подписи. Сертификат выдают быстро — в течение часа.
Еще для работы с квалифицированной подписью надо будет установить программу для криптозащиты информации (СКЗИ). Самые распространенные средства криптозащиты в России — это «Криптопро CSP», Signal-com CSP, «Лисси CSP», Vipnet CSP. Все они примерно одинаковые.
Какое конкретно СКЗИ потребуется и какие настройки будут нужны, вам скажут в удостоверяющем центре или МФЦ.
Как приобрести подпись юридическому лицу и ИП
Юридические лица получают квалифицированные сертификаты подписи в удостоверяющем центре или МФЦ.
Найти удостоверяющий центр можно в списках аккредитованных центров на сайте Минкомсвязи или на сайте e-trust.gosuslugi.ru. Выбирайте тот центр, у которого есть филиал в вашем городе. Удаленно электронную подпись получить нельзя, придется идти за подписью лично.
Чтобы получить электронную подпись, вам потребуются следующие документы:
Если подпись получает представитель, ему дополнительно потребуются:
Когда вы подпишете заявление, надо будет оплатить счет. Лучше платить наличными или банковской картой. Если будете платить банковским переводом, вам придется ждать, когда оплата пройдет. Срок ожидания зависит от того, как быстро банк обработает платеж: можно прождать несколько минут, а можно и несколько дней.
Как приобрести подпись физическому лицу
Обычные граждане могут пользоваться любой подписью — простой, неквалифицированной и квалифицированной. Как правило, простая подпись используется для авторизации на госуслугах, где можно заказывать информационные услуги в электронном виде. Неквалифицированной подписью можно пользоваться по договоренности для обмена документами с юридическими лицами. А с помощью квалифицированной подписи получают госуслуги, связанные с имущественными операциями. Например, ею можно подписать договор купли-продажи квартиры и подать его на государственную регистрацию. Или оформить юрлицо без посещения налоговых органов, назначить его директора и других должностных лиц.
Физическим лицам проще всего получить подпись в ближайшем МФЦ: рядом может не быть удостоверяющих центров, а МФЦ найдется всегда. Для этого надо записаться на прием и подготовить следующие документы:
Расходы на электронную подпись в Москве для физических лиц — 2150 Р
Токен | 1200 Р разово |
Электронная подпись | от 950 Р в год |
Программа СКЗИ | 0 Р |
Расходы на электронную подпись в Москве для юридических лиц — 2700—3600 Р
Токен | 1200 Р разово |
Электронная подпись | от 1500 Р в год |
Программа СКЗИ | 0 Р или коммерческая СКЗИ на выбор от 900 Р |
Как подписать документ электронной подписью
Например, так работает процесс подписания с помощью программы « Крипто-АРМ »:
Документы « Микрософт-офис » подписать еще проще:
Инструкция по установке ЭП на сайте поддержки Микрософт
Документы можно подписывать в электронной почте и облачных хранилищах — например, в «Дропбоксе» и на «Яндекс-диске». Для этого нужно установить специальное расширение для браузера. Такое расширение добавляет в интерфейс вашего файлового хранилища кнопку «Подписать».
В « Гугл-докс » плагины для электронной подписи можно найти во вкладке «Дополнения».
Как проверить подлинность подписи
Чтобы проверить подлинность подписи и неизменность документа, воспользуйтесь любым из бесплатных сервисов:
Можно ли передать подпись другому
Теоретически можно. По закону вы должны не допускать того, чтобы подпись попала в чужие руки без вашего согласия. Получается, другой человек может использовать вашу подпись, если вы согласились на это. Но ответственность за любой подписанный документ все равно несет владелец подписи.
Что делать, если потеряли электронную подпись
Если вы потеряли ключ от подписи или его украли, сразу обратитесь в удостоверяющий центр или МФЦ, который выдавал вам сертификат. Центр отзовет ваш сертификат, чтобы его не могли использовать мошенники. Еще обязательно сообщите об этом контрагентам, чтобы они знали, что вашей утерянной подписью могут воспользоваться злоумышленники.
Восстановить утерянный сертификат или ключ ЭП невозможно. Нужно получать новый: собирать документы и идти в удостоверяющий центр.
Как перевыпустить сертификат
Срок действия сертификата электронной подписи — год. Когда он подойдет к концу, выпустите новый сертификат. Для этого обратитесь с заявлением в удостоверяющий центр или МФЦ. Если в документах ничего не изменилось, нести их снова не нужно. Если какие-то документы поменялись, нужно принести оригиналы только этих документов.
Минутка технического занудства (слабонервным лучше сразу в конец пролистать, там чуть веселее):
> «В итоге она создаст уникальное сочетание данных документа — хэш-сумму. Уникальным оно будет благодаря закрытому ключу — особой последовательности символов, которая формирует файл подписи.»
Теперь немного про ключи и зачем нужны:
(Увы, весь пост не влез, продолжение ниже)
Итак, как все таки работает электронная подпись?
Parmigiano, это самое понятное описание принципов криптографии открытого ключа, которое я видел. Спасибо огромное!
Parmigiano, отличный сторителлинг. И спасибо за разъяснение! Немного поправим текст в части описания закрытого ключа. А то в ходе редакторских правок и попыток написать все понятным языком чуть упустили техническую точность.
Павел, да вы жёстко всё упустили. После этого начинаешь сомневаться, а корректны ли статьи ТЖ по другим тематикам, где я не специалист. Умилительно наблюдать столь скромную оценку труда Parmigiana, который является лучшим описанием принципов работы ключей для шифрования и контроля целостности простыми словами 😐