Что такое подразделение в полиции
Структура МВД
Служба в МВД требует мужества, подготовки, умения мыслись, сопереживать. Цена работы- человеческая жизнь. Служба в органах требует проявления положительных личностных качеств- сострадания, сопереживании и готовности прийти на помощь. Основная задача МВД – обеспечить права и свободы для гражданина, а также встать на его защиту.
Что такое министерство внутренних дел РФ?
МВД является исполнительным органом власти, который осуществляет защиту граждан. В обязанности органов входит осуществление административно-распорядительных функций, а также борьба с преступностью.
В состав МВД входят полицейские отделы. Их задача защищать жизни, здоровье, права и свободы граждан, а также вести борьбу с организованными преступными группировками, с экономическими преступлениями.
Органы проводят уголовные расследования, исследуют правонарушения и находят виновных. Кроме того, существует дорожная полиция, проводится борьба с нелегальной иммиграцией и контроль за наркотическими средства.
Граждане страны, иностранные граждане, лица без гражданства должны быть защищены полицейскими от преступлений. Обеспечивается охрана общественного порядка, собственности и проводится политика защиты гражданской безопасности.
Руководит деятельностью Президент. Вносятся поправки и через министра внутренних дел, руководителя подразделений и территориальных органов.
Какова структура министерства?
На вершине руководства — генерал полиции. После идет:
МВД состоит из главных управлений, касающихся вопросов обеспечения безопасности на дорогах, охраны общественного порядка, координации взаимодействия с другими органами, департаментов, управлений и центров.
Также на территории России действуют образовательные организации, территориальные органы и представительства за рубежом. Для осуществления своей деятельности Министерство внутренних дел должны иметь в установленном порядке в соответствии с правом управления здания, сооружения, помещения, оборудование и другие необходимые материалы.
Состав
В структуре есть подразделения. На их основе уже создаются административные структуры:
Какие подразделения входят в состав полиции РФ?
В состав входит управление по обеспечению безопасного дорожного движения, а также:
Отдельное место для борьбы с коррупцией и оборотом наркотических и психотропных веществ. Органы экологической полиции есть в Казани и Москве.
Кому подчиняется полиция в России?
Подчинение производится по рангу и по должности, то есть:
Каковы полномочия?
МВД орган ликвидируется и реорганизуется в порядке, установленном законодательством. Координацией деятельности МВД субъектов в пределах полномочий занимает главное управление министерства по округу.
В своей деятельности основой для руководства служат нормы международного права, договоров, федеральные законы, постановления и распоряжения.
Финансирование производится из средств федерального бюджета. Если управление производится на уровне субъектов, тогда из казны местных бюджетов.
Какие задачи ставятся перед министерством?
Для выполнения поставленных задач Департамент имеет право:
Следят за деятельностью полиции законодательные и исполнительные органы. При осуществлении этих полномочий государственные органы не имеют права вмешиваться в судебные разбирательства, предварительные расследования и административные правонарушения.
Сотрудник полиции — гражданин Российской Федерации, являющийся членом федеральной должности в МВД и получивший особый статус в установленном порядке.
Работники полиции формируют караульную полицию и криминальную. Это основные виды деятельности данного отдела. На данный момент в составе полиции более 780 тысяч человек.
Согласно законодательству, финансирование производится из бюджетных средств. Российская полиция — один из самых крупных органов по охране населения.
Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции
В соответствии со статьей 4 федерального закона «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы МВД России. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции»[8].
В состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:
1) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;
2) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;
3) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;
5) обеспечение безопасности дорожного движения;
6) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;
7) осуществление оперативно-разыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;
8) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;
9) обеспечение собственной безопасности;
10) осуществление лицензионно-разрешительной работы;
11) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;
12) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;
13) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;
14) сбор, анализ и хранение оперативно-разыскной информации;
15) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;
16) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;
16) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;
17) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.
Подразделениями полиции территориальных органов МВД России являются:
1) подразделения по оперативному управлению силами и средствами органов внутренних дел, в том числе дежурные части;
2) подразделения уголовного розыска, в том числе оперативно-сыскные подразделения;
3) оперативно-поисковые подразделения;
4) подразделения специальных технических мероприятий;
5) подразделения оперативно-разыскной информации;
6) подразделения собственной безопасности;
7) подразделения по противодействию экстремизму;
8) подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции;
9) подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
10) подразделения специального назначения и авиации;
11) экспертно-криминалистические подразделения;
12) подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола;
13) подразделения участковых уполномоченных полиции;
14) подразделения патрульно-постовой службы;
15) подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения;
16) подразделения по исполнению административного законодательства;
17) подразделения по содержанию лиц, подвергнутых административному аресту;
18) подразделения по охране объектов органов внутренних дел;
19) подразделения по делам несовершеннолетних, в том числе для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;
20) подразделения дознания;
21) подразделения охраны и конвоирования подозреваемых
и обвиняемых;
22) подразделения по содержанию подозреваемых и обвиняемых;
23) подразделения лицензионно-разрешительной работы;
24) подразделения по охране дипломатических представительств
и консульств иностранных государств;
25) подразделения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников полиции[9].
Перечень подразделений и служб полиции утверждается в центральном аппарате МВД России – Президентом Российской Федерации, а в территориальных органах МВД России – Министром внутренних дел Российской Федерации.
Подразделения и службы полиции создаются, реорганизуются и ликвидируются:
а) в центральном аппарате МВД России, территориальных органах Министерства на окружном и межрегиональном уровнях – Министром внутренних дел Российской Федерации;
б) в территориальных органах МВД России на региональном и районном уровнях – руководителями соответствующих территориальных органов Министерства на региональном уровне на основе типовых структур и в пределах нормативов штатной численности этих органов, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации;
в) в линейных отделах МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте – начальниками соответствующих управлений на транспорте МВД России по федеральным округам на основе типовых структур и в пределах нормативов штатной численности этих отделов, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Заключение
Органы внутренних дел создаются и функционируют в качестве государственных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере внутренних дел. Эти органы образуются Президентом России, органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и другими уполномоченными на то органами государственной власти, им подотчетны и подконтрольны.
Место органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти (органов управления) и их специфика определяются установленной законодательством компетенцией, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления, а также объемом конкретных обязанностей и прав того или иного органа внутренних дел. Компетенция определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе внутренних дел, а также специальными законодательными и иными нормативными актами, которые определяют обязанности и права ряда органов, действующих в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В своей деятельности все органы внутренних дел руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными и иными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами МВД России и других министерств и ведомств, положениями о соответствующих службах и органах внутренних дел, а также международными договорами Российской Федерации.
Система органов внутренних дел характеризуется следующими положениями:
— наличием элементов (подсистем); субординационными и координационными связями элементов;
— целостностью, качественным своеобразием и относительной самостоятельностью.
Вместе с тем она представляет собой сложную подсистему системы органов исполнительной власти. При выполнении своих функций система органов внутренних дел и ее звенья (элементы) вступают в управленческие и иные отношения (внутрисистемные и внешние, т.е. внесистемные) с различными государственными органами, общественными организациями, коллективами и отдельными гражданами. Эти отношения могут быть отношениями власти-подчинения, т.е. вертикальными, и сотрудничества-согласования, т.е. горизонтальными.
Система органов внутренних дел построена по территориально-объектовому принципу. Основная часть системных подразделений органов внутренних дел обслуживает территории страны в соответствии с административно-территориальным делением с сохранением вертикальной подчиненности каждого нижестоящего органа вышестоящему. Территориальным администрациям субъектов Российской Федерации (правительствам) органы внутренних дел не подчинены, но подконтрольны в пределах их компетенции. При осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-разыскную деятельность и в производство по делам об административных правонарушениях.
Система рассматриваемых органов проявляет себя в двух ролях: как управляющий субъект и как управляемый объект. Любые звенья их являются одновременно управляющей и управляемой системой. Например, территориальный орган внутренних дел по отношению к управлению внутренних дел края (области) является объектом управления, но он одновременно выступает в качестве субъекта управления, руководя подчиненными звеньями (службами, подразделениями, территориальными отделениями полиции и т.п.). Между субъектом и объектом управления существуют постоянные прямые и обратные связи. Прямая связь исходит от субъекта управления в виде команд, управленческих решений. Обратная связь поступает от объекта управления в виде информации о выполнении команд.
В основе взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих органов внутренних дел лежит принцип сочетания централизации и децентрализации. Первые направляют и контролируют деятельность нижестоящих органов, их решения обязательны для нижестоящих. Вместе с тем этот принцип сочетает единое централизованное руководство с инициативой и творческой активностью органов на местах, с ответственностью каждого органа за порученное дело. Предоставление нижестоящим органам широких прав в решении оперативных, текущих вопросов охраны общественного порядка и безопасности способствует развитию инициативы. Однако это не снижает ответственности вышестоящих органов за деятельность подчиненных органов. Деятельность всех органов внутренних дел носит творческий организующий характер, содействует реализации задач государства, упрочению правопорядка и законности.
Система органов внутренних дел динамична, она постоянно развивается и совершенствуется. Ее динамизм связан с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране. Комплексный подход к решению социальных проблем требует строго учитывать при построении системы органов внутренних дел все системообразующие и влияющие на систему факторы. Государство уделяет постоянное внимание улучшению деятельности органов внутренних дел, причем важнейшее место занимают меры по дальнейшему совершенствованию их организационных структур.
[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 07.03.2011, № 10, ст. 1334.
[2] Собрание законодательства Российской Федерации, 11.06.2001, № 24, ст. 2416.
[3] Собрание законодательства Российской Федерации, 07.03.2011, № 10, ст. 1335.
[4] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 28, 11.07.2011.
[5] Согласно перечню субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. № 707-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 23, ст. 2318.
[6] Согласно данным Федеральной службы государственной статистики.
[7] Согласно Перечню, утверждаемому нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
[8] Российская газета, № 43, 02.03.2011.
[9] Данный перечень подразделений полиции в территориальных органах МВД России определен Приложением № 1 приказа МВД России от 30.04.2011 № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».
Полиция России
Полиция России ( Полиция ) | |
---|---|
Нагрудный знак сотрудника Полиции | |
Общая информация | |
Дата создания | 1 марта 2011 года |
Предшествующее ведомство | Милиция |
Руководство деятельностью осуществляет | МВД России |
Вышестоящее ведомство | Правительство РФ |
Штаб-квартира | Москва |
Число сотрудников | 907 630 (2012) [1] |
Ключевой документ | Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» [2] |
Полиция — составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел. (Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»)
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции. [3] Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
Содержание
Современная структура
В структуру центрального аппарата МВД России входят следующие подразделения полиции:
История полиции России
Существовавшая система государственных служб по охране общественного порядка и борьбе с преступностью в Российской империи и вновь организованная с 1 марта 2011 года Российской Федерации [4] (за исключением структур, не относящихся к МВД, которые уже существуют или существовали ранее и именовались полицией).
XVI век
В 1504 году в Москве были установлены рогатки, при которых находилась стража. Стража содержалась местными жителями. Город был разделён на районы, между которыми были построены ворота с решётками. Запрещалось перемещаться ночью по городу, или без освещения. Великий князь Иоанн Васильевич учредил разъезды по Москве для соблюдения безопасности.
Судебник Ивана IV передал дела «о ведомых разбойниках» под юрисдикцию губных старост. До этого Губные грамоты носили характер пожалования, и давались по челобитью самого населения. Губная грамота давала разрешение местному обществу самостоятельно ведать в области Губное дело.
В городах полицейские функции исполняли городничие, введённые вместо огнищан.
Разбойный приказ впервые упоминается в 1571 году и с той поры непрерывно существовал до XVIII века. С 1539 года в письменных источниках упоминаются в Москве бояре, которым разбойные дела приказаны. Неволин полагает, что это была временная комиссия, учреждённая для уничтожения разбоев, которые тогда усилились. Но так как разбои не прекращались, то временная комиссия обратилась в постоянную и таким образом явилась разбойная изба, или разбойный приказ.
XVII век
По указу от 14 августа 1687 года дела разбойного приказа были переданы Земским приказам.
Алексей Михайлович в апреле 1649 года издал Наказ до городского благочиния касающийся. По наказу в Белом городе была создана команда под руководством Ивана Новикова и подьячего Викулы Панова. Им были преданы пять решеточных «прикащиков» (то есть приказчиков) и «один человек с 10 дворов» с рогатинами, топорами и водоливными трубами. Отряд наблюдал за пожарной безопасностью и порядком.
Полицейских служителей в крупных городах называли Земские ярыжки. Земские ярышки (по правилам современной орфографии — ярыжки) в Москве одевались в одежду красного и зелёного цвета. В других городах цвет одежды мог быть другим. На груди у них были нашиты буквы «З» и «Я».
История полиции в Российской Империи
XVIII век
7 июня 1718 года Пётр I учредил в Санкт-Петербурге Главную полицию. Генерал-полицмейстером был назначен генерал-адъютант Девиер. Первоначально штат полиции состоял из заместителя генерал-полицмейстера, 4 офицеров и 36 нижних чинов. Делопроизводство в Главной полицмейстерской канцелярии вели дьяк и десять подьячих. Полиция не только следила за порядком в городе, но и выполняла ряд хозяйственных функций, занималась благоустройством города — мощением улиц, осушением болотистых мест, уборкой мусора и т. п. Стараниями Девиера в 1721 году в Санкт-Петербурге были поставлены первые фонари и скамейки для отдыха. Была организована пожарная служба. Кроме того, полиция обладала полномочиями судебной инстанции и имела возможность назначать наказания по уголовным делам.
19 ( 30 ) января 1722 учреждена в Москве должность обер-полицмейстера, которая являлась высшей полицейской должностью Москвы и соответствовала V классу Табели о рангах. Обер-полицмейстер назначался императором из военных или гражданских чинов. В соответствии с инструкцией от 9 ( 20 ) июля 1722 [5] обер-полицмейстер руководил охраной общественного спокойствия в Москве, являлся руководителем Московской полицмейстерской канцелярии, а с 1782 года — Управы благочиния. В 1729—1731 и 1762—1764 годах руководитель Московской полиции именовался генерал-полицмейстером.
С 1775 года (после «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи») городничих начал назначать Сенат.
Московские обер-полицмейстеры
Ф. И. О. | Титул, чин, звание | Время замещения должности |
---|---|---|
Греков Максим Тимофеевич | полковник, бригадир | 11.04.1722—23.12.1728 |
Поздняков Иван Давидович | статский советник | 03.11.1729—1731 |
Греков Степан Тимофеевич | бригадир, генерал-полицмейстер | 17.02.1731—22.12.1732 |
Оболдуев Никита Андреевич | полковник | 11.01.1733—1739 |
Голохвастов Иван Мартынович | статский советник | 1749—1753 |
Дивов Иван Иванович | тайный советник, генерал-полицмейстер | 09.01.1762—1762 |
Юшков Иван Иванович | тайный советник, генерал-полицмейстер | 10.1762—17.04.1764 |
Арсеньев Тарас Иванович | полковник, статский советник | 17.04.1764—10.02.1765 |
Толстой Василий Иванович | граф, бригадир, статский советник | 1765—1770 |
Бахметев Николай Иванович | бригадир | 1770—1771 |
Архаров Николай Петрович | полковник (генерал-майор) | 1771—01.01.1781 |
Островский Борис Петрович | бригадир | 1781—1785 |
Толь Фёдор Николаевич | полковник (генерал-майор) | 1785—1790 |
Глазов Павел Михайлович | полковник, бригадир | 1790—02.09.1793 |
Козлов Павел Михайлович | бригадир, генерал-майор | 22.10.1793—1796 |
Каверин Павел Никитович | статский советник (действительный статский советник) | 31.03.1797—09.12.1798 |
Эртель Фёдор Фёдорович | генерал-майор | 09.12.1798—12.03.1801 |
Каверин Павел Никитович | действительный статский советник, генерал-майор | 12.03.1801—13.12.1802 |
Спиридов Григорий Григорьевич | бригадир, действительный статский советник | 13.12.1802—20.12.1804 |
Балашов Александр Дмитриевич | генерал-майор | 20.12.1804—24.11.1807 |
Гладков Иван Васильевич | генерал-майор | 29.11.1807—17.04.1809 |
Ивашкин Пётр Алексеевич | генерал-майор | 17.04.1809—08.03.1816 |
Шульгин Александр Сергеевич | генерал-майор | 08.03.1816—02.08.1825 |
Шульгин Дмитрий Иванович | генерал-майор | 02.08.1825—06.04.1830 |
Муханов Сергей Николаевич | полковник, флигель-адъютант | 06.04.1830—27.09.1833 |
Цынский Лев Михайлович | генерал-майор, Свиты Его Величества генерал-майор | 29.11.1833—01.02.1845 |
Лужин Иван Дмитриевич | полковник, Свиты Его Величества генерал-майор, флигель-адъютант | 13.12.1845—12.05.1854 |
Тимашев-Беринг Алексей Александрович | генерал-майор | 12.05.1854—31.12.1857 |
Кропоткин Алексей Иванович | князь, гвардии полковник, генерал-майор, флигель-адъютант | 01.01.1858—12.11.1860 |
Потапов Александр Львович | Свиты Его Величества генерал-майор | 12.11.1860—15.12.1861 |
Крейц Генрих Киприянович | граф, Свиты Его Величества генерал-майор (генерал-лейтенант) | 16.12.1861—03.01.1866 |
Арапов Николай Устинович | Свиты Его Величества генерал-майор, генерал-лейтенант | 03.01.1866—14.10.1878 |
Козлов Александр Александрович | Свиты Его Величества генерал-майор | 14.10.1878—13.08.1881 |
Янковский Евгений Осипович | генерал-майор | 13.08.1881—18.07.1882 |
Козлов Александр Александрович | Свиты Его Величества генерал-майор, генерал-лейтенант | 26.07.1882—11.01.1887 |
Юрковский Евгений Корншювич | генерал-майор | 11.01.1887—27.12.1891 |
Власовский Александр Александрович | полковник, исполняющий должность | 28.12.1891—18.07.1896 |
Трепов Дмитрий Фёдорович | полковник, генерал-майор | 12.09.1896—01.01.1905 |
XIX век
В 1862 году была проведена реформа полиции. Звание городничего было упразднено; городнические правления в тех городах, которые были подчинены уездной полиции, были присоединены к земским судам, переименованным в уездные полицейские управления, а в тех городах, которые сохранили свою, отдельную от уездной, полицию, они были переименованы в городские полицейские управления.
В 1866 году петербургский обер-полицмейстер Ф. Ф. Трепов направил Александру ІІ записку, в которой говорилось: «Существенный пробел в учреждении столичной полиции составляло отсутствие особой части со специальной целью производства исследований для раскрытия преступлений, изыскания общих мер к предупреждению и пресечению преступлений. Обязанности эти лежали на чинах наружной полиции, которая, неся на себе всю тягость полицейской службы, не имела ни средств, ни возможности действовать с успехом в указанном отношении. Для устранения этого недостатка и предложено учредить сыскную полицию».
Впервые в Российской полиции, специализированные подразделения по раскрытию преступлений и проведению дознания были созданы в Санкт-Петербурге, где в 1866 году была учреждена сыскная полиция при канцелярии обер-полицмейстера. До этого сыскные функции осуществляли судебные следователи и вся полиция в том виде, в котором она существовала на тот момент. Первоначально штат уголовного сыска Санкт-Петербурга был небольшой, отделение насчитывало кроме начальника его помощника, 4 чиновника по особым поручениям, 12 полицейских надзирателей (сыщиков) и 20 вольнонаёмных сыщиков (служащих, имеющих гражданские чины). Первым начальником Санкт-Петербургской сыскной полиции 31 декабря 1866 года назначен титулярный советник Иван Дмитриевич Путилин. Со временем, подобные подразделения были созданы в полицейском управлении Москвы и других городов. Так появилась служба уголовного сыска. К 1907 году они имелись в Москве, Киеве, Риге, Одессе, Тифлисе, Баку, Ростове-на-Дону и некоторых других крупных городах.
XX век
9 августа 1910 года министром внутренних дел П. А. Столыпиным была издана Инструкция чинам сыскных отделений, которая определяла их задачи и структуру. Каждое сыскное отделение состояло из четырёх структурных подразделений-столов:
По распоряжению П. А. Столыпина при Департаменте полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников сыскных отделений. На состоявшемся в 1913 году в Швейцарии Международном съезде криминалистов русская сыскная полиция была признана лучшей в мире по раскрываемости преступлений.
После февральской революции постановлением Временного Правительства от 10 марта 1917 года Департамент полиции был упразднён.
Один из ленинских «Апрельских тезисов» к докладу «О задачах пролетариата в данной революции» от 4 апреля ставил задачу «устранения полиции, армии, чиновничества».
Постановлениями Временного Правительства «Об утверждении милиции» и «Временном положении о милиции», изданными 17 апреля 1917 года учреждается «народная милиция». Народная милиция объявляется исполнительным органом государственной власти на местах, «состоящем в непосредственном ведении земских и городских общественных управлений».
Одновременно с государственной «народной милицией» советы рабочих депутатов организовывали отряды «рабочей милиции» и другие вооруженные формирования, которые находились под влиянием различных политических сил, а порой и вне их. При этом рабочая милиция не состояла в подчинении у комиссаров городской милиции.
Образованный 3 июня под эгидой большевиков Совет петроградской народной милиции вступил в конфликт с начальником городской милиции, выставив политические лозунги в связи с отказом дополнительно платить за службу в рабочей милиции рабочим, получающим полную зарплату на заводах. Разрушалась важнейшая государственная структура.
Принцип самоорганизации сил правопорядка реализовывался партией большевиков некоторое время и после октября 1917 года. В постановлении НКВД «О рабочей милиции» от 28 октября (10 ноября) 1917 года не предусматривались организационные формы государственного милицейского аппарата. Армия и полиция ликвидировались, а их функции переходили к вооруженному народу.
Рабочая милиция носила характер массовых самодеятельных организаций, формировалась на началах добровольных дружин, поэтому не могла остановить разгула преступности.
10 мая 1918 года коллегия НКВД приняла распоряжение: «Милиция существует как постоянный штат лиц, исполняющих специальные обязанности, организация милиции должна осуществляться независимо от Красной Армии, функции их должны быть строго разграничены».
Полиция в современной России
Налоговая полиция
20 мая 1993 года принят Закон «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым как правопреемник Главного управления налоговых расследований учреждён Департамент налоговой полиции России. Федеральным законом от 17 декабря 1995 года № 200-ФЗ в закон были внесены поправки, в соответствии с которыми департамент был переименован в Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП). Основной задачей самого молодого на тот момент правоохранительного органа, наделённого правом ведения оперативно-розыскной, экспертной и следственной деятельности, устанавливалась борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями, а также борьба с коррупцией в налоговых органах.
С 1 июля 2003 года указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 11 марта 2003 года № 306 Федеральная служба налоговой полиции упразднена без объяснения причин. Большинство функций ФСНП России и штат в 16 тысяч единиц переданы МВД. Материальная база и 40 тысяч штатных единиц переданы во вновь созданный Госнаркоконтроль.
Военная полиция
Наркополиция
Федеральная полиция (несостоявшаяся реформа МВД)
Реорганизация милиции в полицию (Реформа МВД 2011 года)
21 января 2010 на заседании ассоциации юристов России с участием главы МВД Р. Нургалиева С. Степашин заявил, не раскрывая сути нововведения: «Милиции общественной безопасности, насколько я знаю — её больше не будет. И наверное, создание профессиональной полиции — это решение абсолютно правильное».
Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ 14—15 августа 2010 года, 63 процента россиян считает, что переименование милиции в полицию ничего не изменит, и в работе ведомства всё останется по-прежнему. [15]
В целом, новый законопроект является продолжением политики, обратной той, которая проводилась в реформе 2002 года, то есть ещё большей централизации. Упраздняются институты милиции общественной безопасности и криминальной милиции. В отличие от милиции, частично подчинённой власти субъекта федерации, полиция с субъектом федерации (по законопроекту) не связана.
Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, но официально полиция в России вновь возродилась 1 марта 2011 г. [19] [20]
1 марта 2011 года закон о полиции вступил в силу, а с 1 января 2012 года вся символика милиции стала недействительной.
Положение полиции в Российcкой Федерации
В современной России полиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ. Задачи этой структуры регулируются Конституцией РФ, Федеральным Законом «О полиции», положением «О службе в органах внутренних дел», другими федеральными законами и международными договорами.
Структура
В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления [22] :
Подразделения
В состав полиции входят также:
В Казани и Москве существует также экологическая полиция