Что такое подражать человеку
Значение слова «подражать»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПОДРАЖА’ТЬ, а́ю, а́ешь, несов., кому-чему. Повторять, воспроизводить в точности чьи-н. действия. П. чьей-н. походке. П. петуху или пению петуха. || Брать пример с кого-н. Во всем он подражал своему воспитателю. || Следовать чужому образцу в своем творчестве. Многие поэты подражали Байрону.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
подража́ть
1. повторять, воспроизводить с возможной точностью какие-либо звуки, чьи-либо действия и т. п.
2. следовать примеру кого-либо
3. следовать чужому образцу, чужой манере в своём творчестве
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова этимологический (прилагательное):
ПОДРАЖАТЬ
Смотреть что такое «ПОДРАЖАТЬ» в других словарях:
ПОДРАЖАТЬ — ПОДРАЖАТЬ, подражаю, подражаешь, несовер., кому чему. Повторять, воспроизводить в точности чьи нибудь действия. Подражать чьей нибудь походке. Подражать петуху или пению петуха. || Брать пример с кого нибудь. Во всем он подражал своему… … Толковый словарь Ушакова
подражать — ПОДРАЖАТЬ, равняться, следовать, тянуться, разг., неодобр. обезьянничать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ПОДРАЖАТЬ — ПОДРАЖАТЬ, аю, аешь; несовер., кому (чему). Делать что н. по какому н. образцу; стараться воспроизводить то, что делается другим (другими). П. в игре известному артисту. П. чьей н. походке. Во всем подражает подруге. | сущ. подражание, я, ср.… … Толковый словарь Ожегова
подражать — голосу • непрямой объект, демонстрация, имитация … Глагольной сочетаемости непредметных имён
подражать — Заимств. из ст. сл. яз. Скорее всего, суф. преф. производное от драга «дорога». В таком случае подражать буквально «идти той же дорогой, что и кто л.». Ср. след следовать последовать последователь и т. д. Менее убедительно объяснение подражать… … Этимологический словарь русского языка
подражать — кому чему в чем. Отец подражал деду в обращении с братьями, с мамой, со мною (Горький). Для неге капитан был образцом, которому он хотел во всем подражать (В. Кожевников) … Словарь управления
подражать — ▲ копировать ↑ чужой (индивид), достоинства подражание стремление самому повторить то, что нравится у кого л; следование к л. примеру, образцу. подражательство. подражатель. подражать. подражательный. брать [взять] пример с кого. брать [взять] в… … Идеографический словарь русского языка
Подражать — несов. неперех. 1. Повторять, воспроизводить в точности чьи либо действия. отт. Брать пример с кого либо. 2. Следовать в своем образе жизни, поведении, деятельности чужому образцу. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Почему человек ищет пример для подражания: в чём суть процесса в психологии
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Поддержание – это процесс, в котором один человек следует во всем другому человеку, группе, образцу. Копирует его действия, внешний вид, даже его мысли.
Подражание – естественный процесс
Бывало ли такое, что ты оказываешься в неизвестной обстановке? На каком-нибудь мероприятии, где ты никого не знаешь и не понимаешь, как себя вести. Ты испытываешь чувство неловкости, даже тревоги, но не хочешь стоять как вкопанная и молчать, боясь показаться странной.
В такой ситуации, велика вероятность, что ты, даже не зная, как быть, начнешь делать то, что делают все окружающие. Все смеются, и ты рассмеешься. Все пошли на веранду – и ты пошла. Все держатся по-деловому строго – и ты выпрямишь спину, сделаешь серьезное лицо.
Сама того не замечая, ты «вольешься» в коллектив, и окружающие примут тебя за свою. Начнут с тобой разговаривать, охотно отвечать на вопросы, оценят твое остроумное замечание. Ученые долго изучали этот феномен и в рамках психологии толпы, и с эволюционной точки зрения, и даже поднимали эту тему, говоря о конформизме и силе воле. На деле все сводиться к одному – посредством подражания человек быстрее адаптируется к новой ситуации.
Посмотри, а затем повтори
Механизму подражания мы учимся с самого детства. Всем нам говорили: посмотри, а затем повтори. Во многом мы учимся именно благодаря подражанию. И учимся мы не только читать, писать или танцевать. Благодаря подражанию мы усваиваем большинство социальных норм.
Я хочу быть тобой! Подражание.
Как есть, как вести себя за столом, на концерте, на детской площадке. А еще подражание формирует наши духовные ценности. Большинство моральных норм, принципов и ценностей мы усваиваем именно с помощью механизма подражания.
Подражание – это один из механизмов интеграции группы
В процессе взаимодействия члены группы вырабатывают общие стереотипы поведения и эталоны. Подражание определяет принадлежность к этой группе, укрепляет человека в его статусе в этой группе.
На внешнем уровне это проявляется крайне ярко, особенно в одежде. Униформа военных, белый халат врача, деловой костюм бизнесмена – это внешние проявления принадлежности к группе. С помощью одежды мы показываем к какой группе принадлежим, какой доход имеем, какие разделяем установки и убеждения.
Подражание в одежде помогает нам определить кто «свой», а кто «чужой». Мы больше склонны доверять «своим» людям, считаем их мнение более авторитетным и правильным.
В свое время был проведен интересный социальный эксперимент. К людям, которые шли с работы и были одеты в деловые костюмы, подходил человек, одетый как байкер и просил у них помощи. Большинство из них отказались ему помогать. Когда к ним подошел человек, одетый в деловой костюм, почти 100% испытуемых ему помогли.
Тогда провели обратный эксперимент. К байкерам подошел человек, одетый в деловой костюм и просил помощи. Ему почти никто не помог. А когда к ним подошел человек, одетый как байкер – почти все откликнулись на призыв.
Мы охотнее вступаем в контакт с людьми, которые ближе к нашему социальному статусу.
Фото автора RODNAE Productions: Pexels
Подражание – это во многом бегство от одиночества. Желание быть частью определенной группы. Это не хорошо, и не плохо. Это нормально. Все мы боимся чувства изоляции. Мы хотим быть понятыми и принятыми, у каждого из нас есть потребность в признании.
Виды подражания
Подражание бывает осознанным, когда мы сознательно копируем поведение или внешность другого человека. А бывает неосознанным, когда на нас оказывает влияние группа. Тогда подражание выступает как часть мышления толпы. Мы невольно начинаем подчиняться правилам той или иной группы, начинаем разделять их мировоззрение, их образ жизни.
Фото автора Ivan Samkov: Pexels
Даже если у тебя нет определенного кумира, в той или иной степени ты постоянно подражаешь кому-то. Людям своей профессии. Авторитетным деятелями. Близким, которых ты ценишь и уважаешь. Друзьям и знакомым, чьи идеи и взгляды ты разделяешь. Полное или абсолютное подражание, как правило, зацикливается на определенном человеке, кумире.
Чем ниже индивидуальное сознание, тем сильнее выражается процесс подражания. Потребность находиться в группе, среди своих, снижает рациональное критическое мышление, зато повышает наше эмоциональное состояние, которое мы желаем разделить с единомышленниками.
В такой момент процесс подражания проявляется как никогда ярко. Мы начинаем неосознанно копировать паттерны поведения окружающих, которые находятся в похожем эмоциональном состоянии. Такое явление можно наблюдать, например, на концертах известных музыкантов или на спортивных соревнованиях.
В такие моменты происходит эмоциональное заражение, что усиливает эффект подражания, который доходит до пика. Затем следует спад. Подражание не может продолжаться бесконечно, энергия исчерпывается, а потребность признания и принадлежности удовлетворяется на какое-то время. Человек восстанавливает контроль над своим поведением.
Фото автора Galvão Menacho: Pexels
Подражание зависит от возраста
Механизмы подражания проявляются по-разному в зависимости от нашего возраста, поэтому разделяют подражание:
В детстве мы в большинстве своем подражаем родителям и другим значимым для нас взрослым. В школе подражание выступает как механизм адаптации к новой среде, принадлежности к определенной большой группе (учеников), и приобретении определенных навыков поведения.
В подростковый период – подражание определяет наше самосознание. Принадлежность к определенной группе (друзей, субкультуре и пр.) выступает как выражение индивидуальности и независимости от родителей. В подростковый период подражание наиболее значимо и наиболее опасно. Человек ориентируется на внешнюю идентификацию со значимым образцом поведения. К сожалению, этот образец не всегда положительный.
Фото Sara Kurfeß on Unsplash
У взрослого человека подражание, как правило, носит осознанный характер и основывается на мировоззрении, идеях и профессиональном росте. Мы подражаем значимым людям в своей профессии, а также тем, чьи ценности и взгляды близки к нашим. Тем кто, как и мы, стремится к определенному статусу или благам, или тем, кто уже достиг того, чего желаем достичь мы.
Взрослый человек не прекращает учиться с помощью подражания. Так, женщина, которая первый раз стала матерью, будет подражать своей матери или подругам, которые уже достигли успеха в этом статусе. Или, когда женщина впервые занимает руководящую должность, она основывается не только на своем опыте, но и подражает другим – своим предыдущим начальникам, например.
Таким образом, подражание – это важный процесс, который лежит в основе любого научения, он способствует сближению людей друг с другом и приводит к лучшей согласованности действий и более быстрому решению поставленных задач.
Явление подражания в психологии
Считается, что подражание в прямом смысле этого слова – непосредственное копирование чьих-либо действий, являющееся способом усвоить новую поведенческую форму.
В более широком понимании подражание – это такое воздействие на человека, при котором он самостоятельно, по собственному желанию начинает осуществлять те или иные поступки, подражая воздействующему на него субъекту, который зачастую может и понятия не иметь о подобном воздействии на кого-то. Такие случаи называют ненаправленным влиянием.
Повторяя любые действия другого человека, копируя его жесты, поступки, черты характера, интонацию и даже мимику, человек выбирает себе образец для подражания. Копирование поведенческих факторов может быть как произвольным, так и непроизвольным. Осознанная цель копировать другого человека в этом случае будет произвольным подражанием, а вот если делать это не задумываясь – это непроизвольное подражание.
В результате непроизвольных действий у объекта влияния появляются не присущие ему ранее виды активной деятельности, которые транслируются на него субъектом подражания. В случае, если такая активность полностью изменяет личностные категории человека, может возникнуть феномен так называемого идеального представления личности субъекта в человеке, на которого оказывается влияние.
Возрастные категории
В зависимости от возраста человека существуют разные периоды подражания. К примеру, в младенчестве ребенок попросту копирует внешние действия, звуковые реакции родителей и взрослых, а вот в более позднем детстве осуществляется уже более полная обработка получаемых извне образов.
В начальных классах школы начинается подражание личностным характеристикам взрослых; в средней школе субъектом копирования поведенческих факторов становятся сверстники. По мере взросления возникает такой феномен, как взаимное подражание, – когда группа людей берет необходимые признаки друг у друга, так сказать, групповое подражание. В юношеском возрасте главную роль в поведенческом подражании играют личные качества субъекта подражания, его жизненные ценности, характер.
Исходя из этого можно проследить, как меняется содержание, и сделать вывод, что в младшем возрасте человек берет пример со взрослых и приспосабливается к существованию в материальном мире, наполненном физически доступными вещами, а в более взрослом – перенимает социальные модели и поведенческие клише. Главную роль здесь начинает играть не внешнее копирование действий, движений и так далее, а социально значимые факторы, привычки человека, которого молодой человек избрал себе в качестве примера для подражания.
Подражание и его социальную значимость трудно переоценить в свете усвоения индивидуумом конкретного общинного опыта, который мы можем разделить на несколько этапов личностного развития человека. Как ни посмотри, влияние копирования как фактора общественного развития находит множество подтверждений. К примеру, когда на индивидуума воздействуют некие общественные каноны и границы, которые соблюдаются всеми другими членами социального окружения, человеку будет трудно не соблюдать их или действовать наперекор.
Такое поведение можно охарактеризовать как некий вид группового человеческого сознания. Человеку необходимо чувствовать и понимать, что он делает все правильно, в пределах социальной нормы. Копируя поведение большинства, их мышление, действия, даже кулинарные вкусы, человек начинает соответствовать своему окружению, чувствовать себя «своим среди своих». Ведь большинство делает именно так, значит, это правильно, – думает человек.
В психологии выделяют тот факт, что подражание вызывает страх быть изолированным от всех остальных. Каждый человек хочет быть как все, не выделяться разительно чем-то особенным, не принятым в данном конкретном социальном круге.
Вспомните, хотели вы быть в роли «белой вороны» в детском саду, в школе, в университете? Именно из-за страха оказаться «за бортом» человек перенимает все основные социально значимые поведенческие факторы – чтобы быть «как все» в своей социальной группе.
Устойчивость имитирования
Как ни странно, подражание кому-либо – относительно неустойчивое явление. Человек с легкостью может изменить свое поведение так же быстро, как и принял предыдущую информацию.
Так, к примеру, при смене работы, переезде, при любой резкой смене окружения человеку свойственно приспосабливаться, и в итоге, исходя из окружающих факторов, он снова начинает подражать уже новым людям, пришедшим в его жизнь на смену прежним. А все для того, чтобы влиться в общество. И это происходит как осознанно, так и на подсознательном уровне.
По механизму осуществления подражание разделяют на:
Отдельно стоит упомянуть, что особенностью подражания является снижение персонального осознания человеком себя самого. Необходимость быть «как все» не добавляет рациональности в действиях конкретно взятого человека, повышает уровень его эмоций и так далее. И именно это увеличение эмоциональной составляющей вызывает непреодолимое желание поделиться этими эмоциями с окружающими людьми.
При появлении благоприятных ситуативных предпосылок возможности для подражания становятся более актуальными. Одним из таких положительных факторов, которые могут актуализировать способность индивидуума к подражанию, может выступать наличие у него некоего ощущения близости с окружающими, которые готовы разделить с ним его радости и беды. Таким образом, подражание может стать главным механизмом поведения человека, ведь теперь оно становится конкретной способностью.
Копируя социальное поведение окружения, близкого к нему по эмоциональному состоянию, человек стремится к соблюдению предлагаемых ему образцов для регулирования своего собственного эмоционального состояния. В результате появляется огромная масса людей, которые подражают друг другу, создавая общество подражания.
Психология человека такова, что при длительном взаимодействии такой массы людей испытываемое ими состояние постепенно усиливается, закономерным является то, что такие ситуации достигают своего пика и на следующих этапах постепенно сходят на нет. Такие циклы повторяются регулярно.
Возможность подражать другому человеку или категории людей не бесконечна. Постепенно она исчерпывает себя, истощая эмоциональные ресурсы индивидуума, а затем его психика, перенасытившись, возвращается к способности регулировать подражание.
Психическое заражение
Охарактеризуем суггестию, которая представляет собой некий ряд факторов, происходящих из социально-экономической реальности, которая окружает человека. Предпосылкой для этого может выступить механизм имитации, а также некоего внушения.
Главным фактором психологического заражения представляется эмоциональная составляющая. Она выражается не в сознательном принятии какой-либо информации и даже шаблонного поведения, а как транслирование конкретного состояния. Массовость эмоциональной составляющей воздействует на окружающих как механизм, который увеличивает эмоциональную связь между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
В таком варианте ситуация вовсе не содержит преднамеренного организованного давления на индивидуума. Человек попросту усваивает пример иного мышления и мировосприятия, неосознанно следуя ему.
Психологическое заражение уже довольно хорошо исследовано и используется в качестве средства воздействия на человеческие массы. Сюда относятся различные фобии людей, религиозные секты, массовые психозы, веяния в культуре и, как ни странно, даже мода. Функции подражания в этом случае – сгруппировать массы людей по конкретному признаку.
Интересно отметить тот факт, что суггестия была известна и в давние времена и была многогранно представлена в обществе – это и азарт в физических состязаниях, и всеобщее погружение в транс во время ритуального действа, рефлексия, панические настроения масс народа и т.д.
Исследователи утверждают, что существует некая реакция заражения. Она проявляется сильнее всего тогда, когда группа лиц находится в просторном, ярко освещенном помещении, из-за чего воодушевленное состояние присутствующих в разы усиливается рефлекторно.
Наиболее заметно явление психического заражения в слабо слаженной толпе людей, где эмоциональная составляющая выходит на передний план. Необузданная толпа нагнетает собственное эмоциональное состояние, повышая «градус накала» до предела. Итоги нам известны – это массовые беспорядки, погромы и драки, несмотря на то что изначально ничего такого не предусматривалось.
Для того чтобы появилось эмоциональное заражение, нужно взять образец для подражания и установить всеобщую систему оценок. Пример такого заражения – когда в толпе кто-либо один начинает аплодировать или скандировать слоган, а остальная масса сразу же подхватывает за ним. Автор: Андрей Воробьев
Подражание Подражатель
Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой.
Подражание — высшая форма лести.
Геракл. Начало легенды
Подражая кому-то, мы только острее переживаем
собственную ущербность, неподлинность.
Хосе Ортега – и – Гассет. Бесхребетная Испания
Лучше небезупречно прожить свою судьбу, чем жить, подражая
другим, и достичь в этом деле совершенства.
Элизабет Гилберт. Есть, молиться, любить
Подражание как качество личности – склонность следовать чьим-либо образцам в поступках, поведении, творчестве, образе жизни; брать с кого-либо пример.
С тех пор, как Ребе достиг просветления, он жил очень скромно, ему нравилась простая жизнь. Однако он смеялся над учениками, которые решили вести скромный образ жизни, пытаясь подражать ему. — Какой смысл копировать мои поступки, не зная их мотивов? — спрашивал он. — Или сами мотивы, не зная, откуда они взялись? Разве козёл становится раввином оттого, что у него тоже есть борода?
Подражание – желание из неправды сфабриковать правду. Это попытка продемонстрировать то, чего на самом деле нет. Есть искреннее следование и подражание. Между ними пропасть — существенная разница. Искреннее следование – это тяжкий труд, это реализация целеустремлённости, это стремление к совершенству. Например, человек искренне хочет во всех своих поступках следовать Богу. Принимая какое-либо решение, он спрашивает себя: — А как поступил бы в этой ситуации Бог? Это нелегко – следовать Богу, но такое стремление приводит к личностному росту, самосовершенствованию, к утверждению в себе порядочности как ярко проявленного качества личности.
Подражание – это всего лишь игра, иногда лицемерная игра, это желание, бесплодная мечта встать на место своего кумира. Подражание – нерезультативно. Как всякая забава, оно только может услаждать ненасытные чувства человека и его беспокойный ум. В отличие от искреннего следования подражание безответственно, в нем нет серьёзности. Сегодня я президент, завтра – олимпийский чемпион, послезавтра – популярный артист. Между копией и оригиналом существует огромное психологическое различие. От оригинала исходит поток энергии искренности. Копия, как подражание, тускло мерцает неискренностью.
Стивен ванн Дайн пишет: «… В каждой подлинно творческой работе должно быть то, что критики называют энтузиазм и желание работать, а также свобода творческой мысли. Копия с произведения искусства или подражание ему утрачивает эту творческую печать — они слишком тщательно сделаны, слишком приглажены, слишком рабски соблюдены в них все правила…»
Живи, презирая подражание. Образец для подражания – это всего лишь штамп мышления, если он приводит к пустой забаве, игре ума и чувств. Образец для искреннего следования – это цель, к которой человек идет упорно и настойчиво, стремясь посредством преемственности позаимствовать у своего эталона всё самое лучшее – и добродетели, и мастерство, и образ жизни.
Пример для искреннего следования человеку, конечно, нужен. Когда перед вами человек, достигший вершин человеческого духа, полезно познать его опыт, постараться пообщаться с ним лично, либо через книги, статьи, лекции, выступления. В таком общении вы берёте у своего кумира часть «души». Это не фальшивое подражание. Это настройка на волну того, кому хочешь искренне следовать. Это попытка попасть в настроение того, кто достиг успеха, и жить с этим настроением. Вроде идёшь по стопам, но, тем не менее, своим путём.
Как ни подражай, всё равно своя натура вырвется наружу. «Человек, который пытается кому-либо подражать, всё равно делает это по-своему! Никто не может скрыть свою натуру и привычки!» — аниме «Тетрадь смерти».
Подражание – это и потворство, и лучший комплимент, и лучшая степень похвалы. Писатель Эли Визель утверждает: « — Видите ли, мне тоже хотелось бы научиться открывать иные двери. Он рассердился: — Этому научиться нельзя. Ты хочешь подражать мне? Ничего никогда ты не научишься открывать, если будешь подражать кому бы то ни было. Ключ нельзя купить, его надо выковать самолично. То, в чем моя сила, у тебя может стать слабостью. Долг ученика — следовать за учителем, а не копировать его».
Например, должны ли мы подражать святым? Нет. Почитать – да, подражать — нет. Святой Госвами пил всю жизнь кефир, больше ничего не ел. Это не значит, что мы теперь должны питаться одним кефиром. Мы можем восторгаться его отречением, но слепо подражать – значит встать на путь глупости.
Другой пример. Женщина начинает подражать мужчине, то есть старается проявлять мужские качества личности, ставит семью на второй план, а работу на первый. Чем оборачивается такое подражание? Женщина уходит от своей природы, теряет глубину, утрачивает истинное своё сокровище — женские качества личности. Думая, что найдёт счастье во внешнем мире, в работе, в бизнесе, она с хвостом годов разочаровывается и впадает в депрессию.
В цирк приходит человек:- Вам не нужны подражатели птиц?- Нет, что вы, у нас таких навалом.- А жаль, — сказал посетитель и выпорхнул в форточку.
В картинной галерее еврей спрашивает генерала (картавя):- Это кто, Сувогов? Генерал (передразнивая): — Да, это Сувогов, Сувогов. — Зачем вы мне подражаете? Вы бы лучше ему подражали!
«Подражание, обычай и привычка суть главные пружины большинства человеческих дел, — пишет Артур Щопенгауэр, — и редко кто поступает по собственному сображению и мнению».
Философ А.К Хакимов в контексте мыслей о нецелесообразности подражания говорит: «Это уникально, что каждый из нас имеет уникальную, неповторимую природу, никому подражать нам не нужно с вами, на самом деле. Хотя эта культура подражания – она могущественна в плане особенно культуры российской, потому что Россия подражала всегда Европе и Франции, и Англии, и Германии, и Америке сейчас подражает … То есть это сильное влияние и люди подражают какому-то материальному успеху, кому-то, чему-то и забывают тоже собственное Я. Радость, счастье исходит из природы человека, а не из подражания. То есть нельзя предавать свою природу, нельзя идти по чужому пути. Это влечёт серьезные несчастия и последствия, потому что человек следующей своей природе не совершает греха».
Если бы не тяга к подражанию, человек достиг бы небывалых вершин. Устойчивое подражание становится качеством личности. У каждого человека должен быть свой путь. Пути не пересекаются. Путь взывает к искренности. Искренность – это когда ты следуешь по пути своего жизненного предназначения. Если слукавил, поддался уговорам или сдался на милость конъюнктурным интересам и вступил на путь выгодного подражания, значит, предал самого себя, значит, разорвал мандат Бога, с которым ты прибыл на Землю. Подражание шепчет: — Стань кем-то. Жизненное предназначение говорит: — Будь самим собой. Найди ту сферу жизнедеятельности, где ты достигнешь оптимума, где полностью реализуются твои таланты, одарённость и добродетели. Нужно быть, а не казаться. Подражание неискренне. Оно приведёт тебя к разочарованию, скорби и куче комплексов. Идя своим путем, ты станешь уверенным, решительным, ответственным и целеустремлённым. Невольно мы перечислили четыре качества личности, которые больше всего ценят в мужчине женщины. Это ли не лучший стимул для мужчин расстаться с пустым подражанием и встать на свой путь – путь реализации своего жизненного предназначения?