Что такое подвижническая жизнь
Подвижничество
Смотреть что такое «Подвижничество» в других словарях:
подвижничество — беззаветность, аскетизм, самоотверженность, самоотвержение, жертвенность Словарь русских синонимов. подвижничество см. самоотверженность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник … Словарь синонимов
Подвижничество — на языке христианской морали ряд особенных, духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование. Подвижничество составляло специальность аскетов, отличавшихся от монахов… … Википедия
ПОДВИЖНИЧЕСТВО — ПОДВИЖНИЧЕСТВО, подвижничества, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Образ жизни подвижника (см. подвижник в 1 знач.; церк.). 2. перен. Самоотверженная деятельность, героизм и самопожертвование в работе. «Так двадцать лет подвижничества цепи влачила ты,… … Толковый словарь Ушакова
ПОДВИЖНИЧЕСТВО — ПОДВИЖНИЧЕСТВО, а, ср. (высок.). Образ жизни, действия подвижника. Вся жизнь этого учёного п. | прил. подвижнический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
подвижничество — ПОДВИЖНИЧЕСТВО, а, ср Образ жизни человека, который самоотверженно борется за достижение высоких целей на каком л. трудном поприще. Подвижничество миссионеров … Толковый словарь русских существительных
Подвижничество — на языке христианской морали ряд особенных, духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование. П. составляло специальность аскетов (см.), отличавшихся от монахов… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Подвижничество — ср. 1. Поведение, поступки, образ жизни подвижника. 2. Самоотверженная деятельность, самопожертвование в труде, борьбе. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
подвижничество — подвижничество, подвижничества, подвижничества, подвижничеств, подвижничеству, подвижничествам, подвижничество, подвижничества, подвижничеством, подвижничествами, подвижничестве, подвижничествах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А … Формы слов
Подвижничество — ряд особых действий, основанных на самоотречении и имеющих целью духовное совершенствование … Православный энциклопедический словарь
ПОДВИЖНИЧЕСТВО
Смотреть что такое «ПОДВИЖНИЧЕСТВО» в других словарях:
подвижничество — беззаветность, аскетизм, самоотверженность, самоотвержение, жертвенность Словарь русских синонимов. подвижничество см. самоотверженность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник … Словарь синонимов
Подвижничество — на языке христианской морали ряд особенных, духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование. Подвижничество составляло специальность аскетов, отличавшихся от монахов… … Википедия
ПОДВИЖНИЧЕСТВО — ПОДВИЖНИЧЕСТВО, а, ср. (высок.). Образ жизни, действия подвижника. Вся жизнь этого учёного п. | прил. подвижнический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Подвижничество — (гр. – упражняющийся) – это особые духовные упражнения в самоотречении от мирских потребностей и желаний, направленные на достижение нравственного совершенства и общения с Богом. Подвижничество – это движущийся, меняющийся, подвигающийся человек … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
подвижничество — ПОДВИЖНИЧЕСТВО, а, ср Образ жизни человека, который самоотверженно борется за достижение высоких целей на каком л. трудном поприще. Подвижничество миссионеров … Толковый словарь русских существительных
Подвижничество — на языке христианской морали ряд особенных, духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование. П. составляло специальность аскетов (см.), отличавшихся от монахов… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Подвижничество — ср. 1. Поведение, поступки, образ жизни подвижника. 2. Самоотверженная деятельность, самопожертвование в труде, борьбе. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
подвижничество — подвижничество, подвижничества, подвижничества, подвижничеств, подвижничеству, подвижничествам, подвижничество, подвижничества, подвижничеством, подвижничествами, подвижничестве, подвижничествах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А … Формы слов
Подвижничество — ряд особых действий, основанных на самоотречении и имеющих целью духовное совершенствование … Православный энциклопедический словарь
Подвижничество
Подвижничество – это подвиг.
Семейная жизнь – определённый вид подвижничества в некоторых
случаях даже более суровый или по крайней мере не менее суровый,
чем тот, который совершают монахи.
К русскому приезжает в гости его друг — житель Средней Азии. Жена хозяина
предлагает гостю: — Махмуд, может, стаканчик водочки? — Вообще-то я
аскет — подвижник. — Ой, извини, Аскет, может, стаканчик водочки?
Подвижничество как качество личности – склонность к самоотверженной деятельности, направленной на достижение высоких целей; склонность к жизни подвижника.
Князь Дмитрий Иванович Донской начал открытую борьбу с игом Орды. В 1380 г. на Русь собрался совершить грабительский поход хан Мамай со своим стотысячным войском. Князь Дмитрий мучился сомнениями как бы ни потерять Русь. И отправился он за советом к великому подвижнику — Сергию Радонежскому. Князь с тревогой вглядывался в лицо преподобного: что он скажет? благословит ли? Преподобный сидел на скамье, опустив голову. После долгого молчания тихо молвил: – Много крови христианской прольется… Нельзя ли и на этот раз откупиться, выдать дани столько, сколько запросят? Только бы миром, только бы кровь не лилась… – Мамай хуже Батыя, – ответил Димитрий. – Он идет вырезать и выжечь Русь дотла. Преподобный глубоко вздохнул, поднял взгляд на Димитрия: – Отправил ли сторожей в степь? – Отправил. Сила на нас идет несметная. – Твоя рать велика ли? – Третьего дня в Коломне собралась рать, почитай, со всей Руси счетом в сто пятьдесят тысяч воинов. Такой рати Русь прежде никогда не собирала! – Одолеешь безбожных? – Великую веру имею к тебе, отче, – твердо ответил князь. – Вооружи благословением… Преподобный проводил князя в отдельную келью на ночлег, а келейнику своему велел собрать самых опытных старцев. До утренней зари держали старцы духовный совет. Решалась судьба земли Русской. Утром Божественную Литургию служил игумен. В храме Пресвятой Троицы стоял великий князь Димитрий, бояре, дружинники, иноки. Диакон с особым чувством произносил молитвенное прошение к Богу о христолюбивом воинстве… По окончании службы преподобный пригласил князя в трапезную; подал на деревянном блюде хлеб да соль; по вкушении окропил Димитрия, бояр и дружину святой водой, осенил крестным знамением и напутствовал: – Подобает тебе, господине, заботиться о врученном тебе от Бога христианском стаде. Пойди против безбожных – и с Богом, помогающим тебе, победишь и здрав в свое отечество с великими похвалами возвратишься! Затем подозвал двух иноков – богатыря Александра Пересвета и Андрея Ослябю – и сказал князю: – Это тебе мои ратники. Благословил еще раз князя и всех, кто был с ним, иконой Господа Вседержителя; и князь, посмотрев напоследок долгим взглядом в светлые глаза подвижника, почерпнув в них веры и решимости, вскочил на коня.
Подвижники – аскеты высоких целей. Обладая колоссальной целеустремлённостью и силой воли, они идут по избранному пути, не страшась трудностей.
Подвижничество всегда сопровождают аскезы, жертвенность, самоконтроль и самодисциплина. Умея управлять своими чувствами, подвижники готовы терпеть мучения во имя своей идеи.
Подвижники обладают мистической силой. Им трудно найти равных в контексте силы благословения, благочестия или проклятия. Сила подвижничества необычайно велика. Подвижники – необыкновенно могущественные люди.
Был такой мудрец Мандавья Муни. В его дом вошли разбойники, когда он соблюдал обет молчания. Мандавья ничего не сказал стражникам про разбойников, и его посчитали соучастником. Царь приговорил всех посадить на кол. Но подвижник обладал огромным аскетизмом. Когда его посадили на кол, он не смог умереть. И царь, когда понял, что перед ним подвижник, соблюдающий обет молчания, пришел в ужас от того, что наделал. Он понял, что совершил величайший грех – посадил на кол святого подвижника.
Между тем, Мандавью Муни мучил совсем другой вопрос: почему ему выпала такая судьба – оказаться на колу. За что? Он сошел с кола и с обломками в теле отправился к астрологу. Святой астролог сказал: — Такую судьбу ты заслужил за детские прегрешения. В детстве ты накалывал бабочек на иголку? Засушивал их? Мандавья спросил: — Ну, разве это равноценно? Я же был ребенком, я же был в неведении, я не знал всех этих суровых законов. И как же может быть такое суровое наказание мне? Раз я так страдаю, силой моего подвижничества провозглашаю: «Ни один ребенок не будет отвечать за свои поступки до 14 лет».
До 5 лет большую часть ответственности за всё, что происходит с ребенком, несет мать. И в тоже время в эти годы ребенок находится под защитой судьбы матери. У него можно сказать, не вполне проявлена своя судьба. И с 5 до 14 лет это судьба отца. За всё неблагоприятное, что делает ребенок в эти годы, отвечает отец. За последующие годы ребёнок отвечает сам. Родители несут лишь моральную ответственность. Эта планка поставлена одним из великих подвижников.
Теперь немного юмора о подвижничестве. Илья Криштул в «Смерти подвижника» пишет:
«На 29-ом году жизни скончался Ефимий Никодимский, автор книг «Как прожить до 100 лет», «О правильном питании», «Почему вредны алкоголь и табак», «Жить без болезней» и многих других, учёный, исследователь, подвижник и ярый популяризатор здорового образа жизни. Всё отпущенное ему время он исповедовал раздельное питание, в любую погоду ходил босиком, принимал ледяной душ и даже летом плавал в проруби. Ангина, простая ангина сгубила этого замечательного человека. Богатырский и закалённый (а не истощённый, как заявляют медики) организм не выдержал нервного напряжения последних месяцев. Развязавшая травлю учёного семья не понимала его, не принимала его учение, отказывалась вести здоровый образ жизни и выбрасывала пищу, приготовленную Ефимием, в мусорное ведро. Последней каплей стал запрет на растирание смесью из коровьего и конского навоза, которое Ефимий применял в последние дни, борясь со смертельной болезнью. Блестящий учёный ушёл из жизни непонятым родными людьми, но так и не предал своё учение, показав пример стойкости своим ученикам. Уже находясь на смертном одре, он отказался принимать из рук родственников так называемые «лекарства», хотя они, эти родственники, действовали грубым, силовым методом, с привлечением психиатров и милиции. И даже на похоронах эти варвары устроили скандал! Прадед покойного, 106-летний Илья Борисович, заметив группу последователей Ефимия и находясь под воздействием табака и тяжёлых алкогольных напитков, схватил всю группу (16 человек) и выбросил за забор кладбища. А ведь их всего на один час отпустили из больницы! Все они уже давно ведут здоровый образ жизни и недавно получили инвалидность 1 группы! Как потом выяснилось, Илью Борисовича возмутила попытка учеников Ефимия помянуть покойного, выпив при этом чайную ложку растительного масла и закусив корнями одуванчика. Пожилой человек, к сожалению, не читал книг правнука и не знал, что растительное масло, выпитое утром вкупе с корнями одуванчика, прекрасно выводит из организма шлаки, поднимает жизненный тонус и даёт положительный заряд на весь день! Сам ушедший от нас Ефимий в течении последних двух лет предпочитал именно такую пищу! Всё это пытались объяснить Илье Борисовичу ученики Ефимия, но старый и, по-видимому, смертельно больной и глухой человек никого не хотел слушать. Два санитара ещё в течении часа собирали плачущих от обиды последователей Ефимия, которых разметало ветром по огромному пустырю за кладбищем. Когда их грузили в багажник больничной «Нивы», один из последователей, собравшись с силами, пробормотал: «Дикая страна… Дикие люди…». Эти слова, произнесённые почти шёпотом, услышал Илья Борисович и, несмотря на сильную никотиновую и алкогольную интоксикацию, перевернул автомобиль вместе с пассажирами, тяжело больными людьми, исповедующими здоровый образ жизни. Действительно – дикая страна, дикие люди…»
Подвижничество
Подви́жничество — форма аскетической деятельности христианина, характеризуемая особо строгим, взыскательным отношением (подвижника) к себе как к христианину, направленная на духовное совершенствование, стяжание благодати Духа Святого, обретение Царства Божьего.
По определению преподобного Иоанна Кассиана Римлянина: «Подвижничество есть искусство или наука, имеющая своей конечной целью получение Царства Небесного, а ближайшей задачей – достижение чистоты сердца, без которого невозможно получить первое».
По слову свт. Феофана Затворника, предстоящий христианину подвиг есть борение человека с собою, самопротивление и самопринуждение. Христианин должен пытаться противостоять действиям падшего человеческого естества с его греховными страстями, принуждать себя к исполнению евангельских добродетелей. В то же время победа над падшим естеством и действующими в нем страстями зависит не от одного человека. Она становится возможной только при помощи Божественной благодати, обновляющей и исцеляющей падшее человеческое естество, дающей человеку духовные наслаждения, безмерно превосходящие действие страстей.
Божественная благодать формирует нового человека, живущего в Боге. Вселение Бога в человека называется Царством Божьим, которое и есть цель подвижничества. «Бог особенным образом вселяется в человека, видимо преисполняет его, соединяется и общается с ним, что и составляет цель всего подвижничества и всех трудов со стороны человека, и всего домостроительства спасения от лица Божия, и всего, что бывает с каждым человеком в жизни настоящей от рождения до гроба» (св. Феофан Затворник).
Христианское подвижничество осуществляется силами тела и души. Поэтому подвиги христианина обычно разделяются на два рода: телесные и душевные. Последние также называемые умными или сердечными по причине задействования в них ума и сердца как основных сил души. В аскетической литературе подвиги именуются телесным и душевным деланием.
Следуя свт. Феофану Затворнику, к телесным подвигам относятся воздержание и пост, определенная мера сна и бдения, телесная чистота, хранение уст (языка), телесная бодрость, сочетаемая с трудом и рукоделием, хранение телесных чувств (слуха и глаз) и др.
К душевным подвигам относятся чтение и слышание слова Божия, писаний святых отцов и житий святых Божиих, вопрошание опытнейших духовных наставников и жизнь по их руководству, покорность воле Божией в судьбе своей жизни, присутствие на церковных службах, молитва, хранение ума и сердца и др. Душевное делание подвижника является важнейшим деланием, поскольку именно в душе человека гнездятся страсти, происходит борьба со страстными помыслами. Св. Варсонофий Великий говорит: «если внутреннее делание с Богом, то есть, осененное Божественною благодатию, не поможет человеку: то тщетно подвизается он наружным, то есть, телесным подвигом». Св. Исаак Сирин учит: «не имеющий душевного делания, лишен духовных дарований». В то же время, само душевное делание неосуществимо без своего подспорья в виде телесных подвигов.
Наивысшим и наиважнейшим душевным подвигом свв. отцами признана непрестанная молитва – молитва Иисусова. Именно к ней по преимуществу прилагается определение умного делания. Душевный подвиг с помощью Божьей переходит, в свое время, в духовный подвиг: «Духовный подвиг есть тот же душевный, но уже осененный Божественною благодатию» (свт. Игнатий Брянчанинов).
Значение слова подвижничество
Словарь Ушакова
подв и жничество, подвижничества, мн. нет, ср. (книж.).
1. Образ жизни подвижника (см. подвижник в 1 знач.; церк.).
Православие. Словарь-справочник
ряд особых действий, основанных на самоотречении и имеющих целью духовное совершенствование.
Православный энциклопедический словарь
ряд особых действий, основанных на самоотречении и имеющих целью духовное совершенствование.
Словарь Ожегова
ПОДВИЖНИЧЕСТВО, а, ср. (высок.). Образ жизни, действия подвижника. Вся жизнь этого учёного п.
| прил. подвижнический, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— на языке христианской морали ряд особенных, духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование. П. составляло специальность аскетов (см.), отличавшихся от монахов неподчиненностью определенным внешним правилам. Прототипы христианского П. обыкновенно видят в апостолах Иакове, Марке и Павле, которые, проходя апостольское служение, всю жизнь сохраняли девство. О развитии П. между христианами обоих полов во II и III вв. говорят подробно Иустин, Афиногор и Тертуллиан; они свидетельствуют о множестве мужчин и женщин, которые, приняв христианство в детстве или юности, до самой смерти пребывали в строгом девстве, а также мужей и жен, которые, по принятии христианства, прекращали между собою супружеские отношения.
Н. Б — в.