Что такое подвижническая жизнь

Подвижничество

Смотреть что такое «Подвижничество» в других словарях:

подвижничество — беззаветность, аскетизм, самоотверженность, самоотвержение, жертвенность Словарь русских синонимов. подвижничество см. самоотверженность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник … Словарь синонимов

Подвижничество — на языке христианской морали ряд особенных, духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование. Подвижничество составляло специальность аскетов, отличавшихся от монахов… … Википедия

ПОДВИЖНИЧЕСТВО — ПОДВИЖНИЧЕСТВО, подвижничества, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Образ жизни подвижника (см. подвижник в 1 знач.; церк.). 2. перен. Самоотверженная деятельность, героизм и самопожертвование в работе. «Так двадцать лет подвижничества цепи влачила ты,… … Толковый словарь Ушакова

ПОДВИЖНИЧЕСТВО — ПОДВИЖНИЧЕСТВО, а, ср. (высок.). Образ жизни, действия подвижника. Вся жизнь этого учёного п. | прил. подвижнический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

подвижничество — ПОДВИЖНИЧЕСТВО, а, ср Образ жизни человека, который самоотверженно борется за достижение высоких целей на каком л. трудном поприще. Подвижничество миссионеров … Толковый словарь русских существительных

Подвижничество — на языке христианской морали ряд особенных, духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование. П. составляло специальность аскетов (см.), отличавшихся от монахов… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Подвижничество — ср. 1. Поведение, поступки, образ жизни подвижника. 2. Самоотверженная деятельность, самопожертвование в труде, борьбе. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

подвижничество — подвижничество, подвижничества, подвижничества, подвижничеств, подвижничеству, подвижничествам, подвижничество, подвижничества, подвижничеством, подвижничествами, подвижничестве, подвижничествах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А … Формы слов

Подвижничество — ряд особых действий, основанных на самоотречении и имеющих целью духовное совершенствование … Православный энциклопедический словарь

Источник

ПОДВИЖНИЧЕСТВО

Смотреть что такое «ПОДВИЖНИЧЕСТВО» в других словарях:

подвижничество — беззаветность, аскетизм, самоотверженность, самоотвержение, жертвенность Словарь русских синонимов. подвижничество см. самоотверженность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник … Словарь синонимов

Подвижничество — на языке христианской морали ряд особенных, духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование. Подвижничество составляло специальность аскетов, отличавшихся от монахов… … Википедия

ПОДВИЖНИЧЕСТВО — ПОДВИЖНИЧЕСТВО, а, ср. (высок.). Образ жизни, действия подвижника. Вся жизнь этого учёного п. | прил. подвижнический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Подвижничество — (гр. – упражняющийся) – это особые духовные упражнения в самоотречении от мирских потребностей и желаний, направленные на достижение нравственного совершенства и общения с Богом. Подвижничество – это движущийся, меняющийся, подвигающийся человек … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

подвижничество — ПОДВИЖНИЧЕСТВО, а, ср Образ жизни человека, который самоотверженно борется за достижение высоких целей на каком л. трудном поприще. Подвижничество миссионеров … Толковый словарь русских существительных

Подвижничество — на языке христианской морали ряд особенных, духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование. П. составляло специальность аскетов (см.), отличавшихся от монахов… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Подвижничество — ср. 1. Поведение, поступки, образ жизни подвижника. 2. Самоотверженная деятельность, самопожертвование в труде, борьбе. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

подвижничество — подвижничество, подвижничества, подвижничества, подвижничеств, подвижничеству, подвижничествам, подвижничество, подвижничества, подвижничеством, подвижничествами, подвижничестве, подвижничествах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А … Формы слов

Подвижничество — ряд особых действий, основанных на самоотречении и имеющих целью духовное совершенствование … Православный энциклопедический словарь

Источник

Подвижничество

Подвижничество – это подвиг.

Семейная жизнь – определённый вид подвижничества в некоторых

случаях даже более суровый или по крайней мере не менее суровый,

чем тот, который совершают монахи.

К русскому приезжает в гости его друг — житель Средней Азии. Жена хозяина

предлагает гостю: — Махмуд, может, стаканчик водочки? — Вообще-то я

аскет — подвижник. — Ой, извини, Аскет, может, стаканчик водочки?

Подвижничество как качество личности – склонность к самоотверженной деятельности, направленной на достижение высоких целей; склонность к жизни подвижника.

Князь Дмитрий Иванович Донской начал открытую борьбу с игом Орды. В 1380 г. на Русь собрался совершить грабительский поход хан Мамай со своим стотысячным войском. Князь Дмитрий мучился сомнениями как бы ни потерять Русь. И отправился он за советом к великому подвижнику — Сергию Радонежскому. Князь с тревогой вглядывался в лицо преподобного: что он скажет? благословит ли? Преподобный сидел на скамье, опустив голову. После долгого молчания тихо молвил: – Много крови христианской прольется… Нельзя ли и на этот раз откупиться, выдать дани столько, сколько запросят? Только бы миром, только бы кровь не лилась… – Мамай хуже Батыя, – ответил Димитрий. – Он идет вырезать и выжечь Русь дотла. Преподобный глубоко вздохнул, поднял взгляд на Димитрия: – Отправил ли сторожей в степь? – Отправил. Сила на нас идет несметная. – Твоя рать велика ли? – Третьего дня в Коломне собралась рать, почитай, со всей Руси счетом в сто пятьдесят тысяч воинов. Такой рати Русь прежде никогда не собирала! – Одолеешь безбожных? – Великую веру имею к тебе, отче, – твердо ответил князь. – Вооружи благословением… Преподобный проводил князя в отдельную келью на ночлег, а келейнику своему велел собрать самых опытных старцев. До утренней зари держали старцы духовный совет. Решалась судьба земли Русской. Утром Божественную Литургию служил игумен. В храме Пресвятой Троицы стоял великий князь Димитрий, бояре, дружинники, иноки. Диакон с особым чувством произносил молитвенное прошение к Богу о христолюбивом воинстве… По окончании службы преподобный пригласил князя в трапезную; подал на деревянном блюде хлеб да соль; по вкушении окропил Димитрия, бояр и дружину святой водой, осенил крестным знамением и напутствовал: – Подобает тебе, господине, заботиться о врученном тебе от Бога христианском стаде. Пойди против безбожных – и с Богом, помогающим тебе, победишь и здрав в свое отечество с великими похвалами возвратишься! Затем подозвал двух иноков – богатыря Александра Пересвета и Андрея Ослябю – и сказал князю: – Это тебе мои ратники. Благословил еще раз князя и всех, кто был с ним, иконой Господа Вседержителя; и князь, посмотрев напоследок долгим взглядом в светлые глаза подвижника, почерпнув в них веры и решимости, вскочил на коня.

Подвижники – аскеты высоких целей. Обладая колоссальной целеустремлённостью и силой воли, они идут по избранному пути, не страшась трудностей.

Подвижничество всегда сопровождают аскезы, жертвенность, самоконтроль и самодисциплина. Умея управлять своими чувствами, подвижники готовы терпеть мучения во имя своей идеи.

Подвижники обладают мистической силой. Им трудно найти равных в контексте силы благословения, благочестия или проклятия. Сила подвижничества необычайно велика. Подвижники – необыкновенно могущественные люди.

Был такой мудрец Мандавья Муни. В его дом вошли разбойники, когда он соблюдал обет молчания. Мандавья ничего не сказал стражникам про разбойников, и его посчитали соучастником. Царь приговорил всех посадить на кол. Но подвижник обладал огромным аскетизмом. Когда его посадили на кол, он не смог умереть. И царь, когда понял, что перед ним подвижник, соблюдающий обет молчания, пришел в ужас от того, что наделал. Он понял, что совершил величайший грех – посадил на кол святого подвижника.

Между тем, Мандавью Муни мучил совсем другой вопрос: почему ему выпала такая судьба – оказаться на колу. За что? Он сошел с кола и с обломками в теле отправился к астрологу. Святой астролог сказал: — Такую судьбу ты заслужил за детские прегрешения. В детстве ты накалывал бабочек на иголку? Засушивал их? Мандавья спросил: — Ну, разве это равноценно? Я же был ребенком, я же был в неведении, я не знал всех этих суровых законов. И как же может быть такое суровое наказание мне? Раз я так страдаю, силой моего подвижничества провозглашаю: «Ни один ребенок не будет отвечать за свои поступки до 14 лет».

До 5 лет большую часть ответственности за всё, что происходит с ребенком, несет мать. И в тоже время в эти годы ребенок находится под защитой судьбы матери. У него можно сказать, не вполне проявлена своя судьба. И с 5 до 14 лет это судьба отца. За всё неблагоприятное, что делает ребенок в эти годы, отвечает отец. За последующие годы ребёнок отвечает сам. Родители несут лишь моральную ответственность. Эта планка поставлена одним из великих подвижников.

Теперь немного юмора о подвижничестве. Илья Криштул в «Смерти подвижника» пишет:

«На 29-ом году жизни скончался Ефимий Никодимский, автор книг «Как прожить до 100 лет», «О правильном питании», «Почему вредны алкоголь и табак», «Жить без болезней» и многих других, учёный, исследователь, подвижник и ярый популяризатор здорового образа жизни. Всё отпущенное ему время он исповедовал раздельное питание, в любую погоду ходил босиком, принимал ледяной душ и даже летом плавал в проруби. Ангина, простая ангина сгубила этого замечательного человека. Богатырский и закалённый (а не истощённый, как заявляют медики) организм не выдержал нервного напряжения последних месяцев. Развязавшая травлю учёного семья не понимала его, не принимала его учение, отказывалась вести здоровый образ жизни и выбрасывала пищу, приготовленную Ефимием, в мусорное ведро. Последней каплей стал запрет на растирание смесью из коровьего и конского навоза, которое Ефимий применял в последние дни, борясь со смертельной болезнью. Блестящий учёный ушёл из жизни непонятым родными людьми, но так и не предал своё учение, показав пример стойкости своим ученикам. Уже находясь на смертном одре, он отказался принимать из рук родственников так называемые «лекарства», хотя они, эти родственники, действовали грубым, силовым методом, с привлечением психиатров и милиции. И даже на похоронах эти варвары устроили скандал! Прадед покойного, 106-летний Илья Борисович, заметив группу последователей Ефимия и находясь под воздействием табака и тяжёлых алкогольных напитков, схватил всю группу (16 человек) и выбросил за забор кладбища. А ведь их всего на один час отпустили из больницы! Все они уже давно ведут здоровый образ жизни и недавно получили инвалидность 1 группы! Как потом выяснилось, Илью Борисовича возмутила попытка учеников Ефимия помянуть покойного, выпив при этом чайную ложку растительного масла и закусив корнями одуванчика. Пожилой человек, к сожалению, не читал книг правнука и не знал, что растительное масло, выпитое утром вкупе с корнями одуванчика, прекрасно выводит из организма шлаки, поднимает жизненный тонус и даёт положительный заряд на весь день! Сам ушедший от нас Ефимий в течении последних двух лет предпочитал именно такую пищу! Всё это пытались объяснить Илье Борисовичу ученики Ефимия, но старый и, по-видимому, смертельно больной и глухой человек никого не хотел слушать. Два санитара ещё в течении часа собирали плачущих от обиды последователей Ефимия, которых разметало ветром по огромному пустырю за кладбищем. Когда их грузили в багажник больничной «Нивы», один из последователей, собравшись с силами, пробормотал: «Дикая страна… Дикие люди…». Эти слова, произнесённые почти шёпотом, услышал Илья Борисович и, несмотря на сильную никотиновую и алкогольную интоксикацию, перевернул автомобиль вместе с пассажирами, тяжело больными людьми, исповедующими здоровый образ жизни. Действительно – дикая страна, дикие люди…»

Источник

Подвижничество

Подви́жничество — форма аске­ти­че­ской дея­тель­но­сти хри­сти­а­нина, харак­те­ри­зу­е­мая особо стро­гим, взыс­ка­тель­ным отно­ше­нием (подвиж­ника) к себе как к хри­сти­а­нину, направ­лен­ная на духов­ное совер­шен­ство­ва­ние, стя­жа­ние бла­го­дати Духа Свя­того, обре­те­ние Цар­ства Божьего.

По опре­де­ле­нию пре­по­доб­ного Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина: «Подвиж­ни­че­ство есть искус­ство или наука, име­ю­щая своей конеч­ной целью полу­че­ние Цар­ства Небес­ного, а бли­жай­шей зада­чей – дости­же­ние чистоты сердца, без кото­рого невоз­можно полу­чить первое».

По слову свт. Фео­фана Затвор­ника, пред­сто­я­щий хри­сти­а­нину подвиг есть боре­ние чело­века с собою, само­про­тив­ле­ние и само­при­нуж­де­ние. Хри­сти­а­нин должен пытаться про­ти­во­сто­ять дей­ствиям пад­шего чело­ве­че­ского есте­ства с его гре­хов­ными стра­стями, при­нуж­дать себя к испол­не­нию еван­гель­ских доб­ро­де­те­лей. В то же время победа над падшим есте­ством и дей­ству­ю­щими в нем стра­стями зави­сит не от одного чело­века. Она ста­но­вится воз­мож­ной только при помощи Боже­ствен­ной бла­го­дати, обнов­ля­ю­щей и исце­ля­ю­щей падшее чело­ве­че­ское есте­ство, дающей чело­веку духов­ные насла­жде­ния, без­мерно пре­вос­хо­дя­щие дей­ствие стра­стей.

Боже­ствен­ная бла­го­дать фор­ми­рует нового чело­века, живу­щего в Боге. Все­ле­ние Бога в чело­века назы­ва­ется Цар­ством Божьим, кото­рое и есть цель подвиж­ни­че­ства. «Бог осо­бен­ным обра­зом все­ля­ется в чело­века, видимо пре­ис­пол­няет его, соеди­ня­ется и обща­ется с ним, что и состав­ляет цель всего подвиж­ни­че­ства и всех трудов со сто­роны чело­века, и всего домо­стро­и­тель­ства спа­се­ния от лица Божия, и всего, что бывает с каждым чело­ве­ком в жизни насто­я­щей от рож­де­ния до гроба» (св. Феофан Затвор­ник).

Хри­сти­ан­ское подвиж­ни­че­ство осу­ществ­ля­ется силами тела и души. Поэтому подвиги хри­сти­а­нина обычно раз­де­ля­ются на два рода: телес­ные и душев­ные. Послед­ние также назы­ва­е­мые умными или сер­деч­ными по при­чине задей­ство­ва­ния в них ума и сердца как основ­ных сил души. В аске­ти­че­ской лите­ра­туре подвиги име­ну­ются телес­ным и душев­ным дела­нием.

Следуя свт. Фео­фану Затвор­нику, к телес­ным подви­гам отно­сятся воз­дер­жа­ние и пост, опре­де­лен­ная мера сна и бдения, телес­ная чистота, хра­не­ние уст (языка), телес­ная бод­рость, соче­та­е­мая с трудом и руко­де­лием, хра­не­ние телес­ных чувств (слуха и глаз) и др.

К душев­ным подви­гам отно­сятся чтение и слы­ша­ние слова Божия, писа­ний святых отцов и житий святых Божиих, вопро­ша­ние опыт­ней­ших духов­ных настав­ни­ков и жизнь по их руко­вод­ству, покор­ность воле Божией в судьбе своей жизни, при­сут­ствие на цер­ков­ных служ­бах, молитва, хра­не­ние ума и сердца и др. Душев­ное дела­ние подвиж­ника явля­ется важ­ней­шим дела­нием, поскольку именно в душе чело­века гнез­дятся стра­сти, про­ис­хо­дит борьба со страст­ными помыс­лами. Св. Вар­со­но­фий Вели­кий гово­рит: «если внут­рен­нее дела­ние с Богом, то есть, осе­нен­ное Боже­ствен­ною бла­го­да­тию, не помо­жет чело­веку: то тщетно под­ви­за­ется он наруж­ным, то есть, телес­ным подви­гом». Св. Исаак Сирин учит: «не име­ю­щий душев­ного дела­ния, лишен духов­ных даро­ва­ний». В то же время, само душев­ное дела­ние неосу­ще­ствимо без своего под­спо­рья в виде телес­ных подви­гов.

Наи­выс­шим и наи­важ­ней­шим душев­ным подви­гом свв. отцами при­знана непре­стан­ная молитва – молитва Иису­сова. Именно к ней по пре­иму­ще­ству при­ла­га­ется опре­де­ле­ние умного дела­ния. Душев­ный подвиг с помо­щью Божьей пере­хо­дит, в свое время, в духов­ный подвиг: «Духов­ный подвиг есть тот же душев­ный, но уже осе­нен­ный Боже­ствен­ною бла­го­да­тию» (свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов).

Источник

Значение слова подвижничество

Словарь Ушакова

подв и жничество, подвижничества, мн. нет, ср. (книж.).

1. Образ жизни подвижника (см. подвижник в 1 знач.; церк.).

Православие. Словарь-справочник

ряд особых действий, основанных на самоотречении и имеющих целью духовное совершенствование.

Православный энциклопедический словарь

ряд особых действий, основанных на самоотречении и имеющих целью духовное совершенствование.

Словарь Ожегова

ПОДВИЖНИЧЕСТВО, а, ср. (высок.). Образ жизни, действия подвижника. Вся жизнь этого учёного п.

| прил. подвижнический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— на языке христианской морали ряд особенных, духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование. П. составляло специальность аскетов (см.), отличавшихся от монахов неподчиненностью определенным внешним правилам. Прототипы христианского П. обыкновенно видят в апостолах Иакове, Марке и Павле, которые, проходя апостольское служение, всю жизнь сохраняли девство. О развитии П. между христианами обоих полов во II и III вв. говорят подробно Иустин, Афиногор и Тертуллиан; они свидетельствуют о множестве мужчин и женщин, которые, приняв христианство в детстве или юности, до самой смерти пребывали в строгом девстве, а также мужей и жен, которые, по принятии христианства, прекращали между собою супружеские отношения.

Н. Бв.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *