Что такое поэтическая фонетика
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
Словесная форма произведений, по преимуществу стихотворных, часто обладает также той или иной степенью звуковой организованности. По аналогии с лингвистической «фонетикой» (гр. phone — звук) — звуковым строем того или иного национального языка — эту организованность можно называть «поэтической фонетикой» — звуковым строем художественной речи отдельных произведений.
Такая построенность поэтических текстов заключается часто в звуковых повторах, которые не связаны прямо с предметной изобразительностью произведений, но только усиливают их эстетическое совершенство. Это относится прежде всего к рифмам в стихах, из которых состоит произведение.
Но звуковые повторы возникают не только в окончаниях стихов, но и в их начале, и посредине. Они усиливают изобразительность и выразительность художественной речи и иногда создают ее благозвучие — эвфонию (гр. ей — хорошо, благо, phone — звук).
Это могут быть повторы гласных звуков, называемые ассонансами (созвучиями). При установлении ассонансов в поэтических текстах надо иметь в виду имен-
Как было сказано, русское стихосложение, особенно силлабо-тоническое и тоническое декламационное, основывается не на долготе и краткости гласных звуков, а на их ударности и неударности. Тем не менее при художественной декламации стихотворений, при выделении многих слов эмфатическими, а иногда и логическими акцентами, ударные гласные таких слов несколько мелодически удлиняются и в них «я», «ё», «ю» достаточно ясно слышатся как «а», «о», «у»).
Таковы ассонансы в стихотворении Пушкина «Не пой, красавица, при мне. »:
Увы! напоминают мне Твои жестокие напевы И степь, и ночь — и при луне
Черты далекой, бедной девы.
Я призрак милый, роковой, Тебя увидев, забываю;
Но ты поёшь — и предо мной Его я вновь воображаю.
Вот ассонанс в стихах Есенина:
Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной.
Седины пасмурного дня Плывут всклокоченные мимо, И грусть вечерняя меня Волнует непреодолимо.
Гораздо чаще возникают повторы согласных звуков, называемые аллитерациями (сходствами
букв). При рассмотрении сочетаний согласных звуков надо иметь в виду, что многие из них — звонкие, но не сонорные («б», «в», «г», «д», «ж», «з» и т. д.); если они стоят перед глухими согласными или в конце слова, то сами произносятся как соответствующие глухие согласные. Так, «б» перед глухим переходит в «п», «в» — в «ф», «г» — в «к»
п или в «х», «д» — в «т», «з» — в «с», «ж» — в «ш» («шубка»,
лоб», «лавка», «бровь», «снег», «легкий», «зодчий», «лед»,
«возчик», «воз», «рожки», «hoж».
Вот несколько примеров поэтических аллитераций:
А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!
Пастухи пустыни, что мы знаем!
Мы как сказки детства вспоминаем Минареты наших отчих стран.
Расстели же, Вечный, над пустыней На вечерней тверди темно-синей Книгу звезд небесных — наш Коран! (И. Бунин)
Но нежданно по портьере Пробежит вторженья дрожь. Тишину шагами меря, Ты, как будущность, войдешь. (Б. Пастернак)
Иногда словесные повторы бывают более сложными — представляют собой сочетание гласных и согласных звуков. Например:
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя.
В сто сорок солнц закат пылал, В июль катилось лето, была жара, жара плыла — на даче было это.
Все эти стихи производят впечатление звуковой организованности, но не заключают в себе звуковой изобразительности.
В лучших произведениях звуковые повторы не только усиливают эстетическое совершенство произведения, но в единстве с его семантикой и с его предметной изобразительностью сами получают в какой-то мере изобразительную функцию. Поэт живописует тогда не только значением слов, обозначающих те или иные предметные детали его образов, но и самыми звуками своей поэтической речи. Такая функция словесной изобразительности называется звукописью. Для нее еще более важны не отдельные звуки, но их сочетания. При декламации поэтических произведений они должны получать соответствующие, собственно фонетические акценты.
Вот картина лунной ночи, которой начинается стихотворение Державина «Видение мурзы»:
На темно-голубом эфире Златая плавала луна; В серебряной своей порфире Блистаючи с высот, она Сквозь окна дом мой освещала И палевым своим лучом Златые стекла рисовала На лаковом полу моем.
Здесь семантически-словесное изображение луны, ее света, его цветовых оттенков и эффектов усиливается звуковым изображением. Аллитерации сонорных звуков «л», «н», «м», «р», в связи с повторами гласного «а» создают впечатление яркости и, вместе, плавности и мягкости, могут вызывать, по ассоциации, соответствующие зрительные представления. Ассоциации эти усиливаются тем, что звук «л», наиболее часто повторяемый, является начальным звуком слова «луна». Звукопись здесь применена в пейзажно-бытовом описании.
Иногда звукозапись осуществляется и в повествовательном словесном изображении, она может усиливать не внешние, а внутренние, эмоциональные
мотивы. Вот грустный рассказ старого цыгана в поэме Пушкина «Цыганы»:
Они ушли на третью ночь. — И, брося маленькую дочь, Ушла за ними Мариула. Я мирно спал; заря блеснула;
Проснулся я, подруги нет! Ищу, зову — пропал и след. Тоскуя, плакала Земфира, И я заплакал.
Через весь рассказ проходит ассонанс звука «у». Но это не просто ассонанс — звук этот по своему фонетическому характеру легко ассоциируется со звуками плача, завыванием ветра. Он соответствует жалобному повествованию, усиливает его художественное впечатление.
Иногда звукопись применяется для усиления не зрительных и эмоциональных впечатлений, но впечатлений слуховых. Звуками своей поэтической речи поэт живописует звуки, возникающие в самой изображаемой жизни. Такой вид звукописи называется звукоподражанием.
Так, в поэме Пушкина «Медный всадник» бедный чиновник Евгений бросает отчаянный вызов «кумиру на бронзовом коне» и бежит от него по улицам столицы, а тот преследует его. Евгений —
Бежит и слышит за собой — Как будто грома грохотанье — Тяжело-звонкое скаканье По потрясенной мостовой.
Воспринимая это изображение, мы не только видим «медного всадника», но как бы слышим удары копыт его коня — аллитерации резких звукосочетаний: «гр», «тж»,
У Маяковского в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» словесно «инструментована» целая бытовая сценка:
Что такое поэтическая фонетика
Лекция 14. Синтаксические фигуры. Поэтическая фонетика.
Средствами художественной выразительности являются и способы сочетания слов, способы построения предложений. Поэтический синтаксис рассматривает так называемые обороты речи, при этом учитывается их выразительное значение. Они называются синтаксическими фигурами или средствами поэтического синтаксиса. Среди синтаксических фигур выделяются различного рода повторения слов. Повторение в художественном произведении иногда необходимо для усиления впечатления. В зависимости от места повторяемого слова в предложениях, стихах или строфах различают несколько видов повторений:
Анафора – повторение слов в начале предложений, стихов, строф.
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Например, в стихотворении Пушкина «Моя родословная» каждая строфа заканчивается словом «мещанин», и этот повтор передает горький юмор поэта, потомка знатного рода.
Стык – повторение слова или словосочетания в конце одного и в начале другого предложения, стиха, строфы. Например, «Была жара, жара плыла». (Маяковский)
Многосоюзие (полисиндетон) – повторение одинаковых союзов при соединении однородных членов предложения. Например, «И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы» ( А.Пушкин )
Эта фигура используется, когда необходимо создать впечатление некоторой замедленности и возвышенности речи.
Синтаксический параллелизм – это развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях. Чаще всего сопоставляются явления природы и душевное состояние человека. Синтаксический параллелизм – это древнейшая фигура поэтической речи. Она лежит у истоков поэтической образности.
Например: «Что затуманилась, зоренька ясная,
Пала на землю росой?
Что ты задумалась, девушка красная,
Кроме видов повторения выделяются риторические фигуры – это риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание.
Риторическим вопросом называется вопросительный оборот речи, не требующий непосредственного ответа и содержащий утверждение в себе самом. Например:
Что ты клонишь над водами,
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю? (Тютчев)
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля. (Некрасов)
Риторические вопросы имитируют фиктивный диалог.
Риторическим обращением называется обращение поэта к явлениям природы, к отсутствующим, умершим собеседникам, то есть к тому, кто не может дать отклика.
Смотри, как роща зеленеет,
И в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
И кто, в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений,
Самоубийство и любовь. (Тютчев)
Риторическим восклицанием называется оборот речи, который произносится выразительно, сильно, с заметной восклицательной интонацией.
Да здравствует солнце!
Да скроется тьма! (Пушкин)
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна. (Фет)
Градация или усиление – это предложение с однородными членами, в котором каждое последующее слово усиливает значение предыдущего, например:
«Я выйду, я выбегу, брошусь навстречу» ( И.Уткин );
«Не жалею, не зову, не плачу…» (Есенин)
«Я бежала, перил не касаясь, /Я бежала за ним до ворот…» (Ахматова)
Эллипсис или умолчание – это пропу ск в пр едложении или стихе одного или нескольких значащих слов (чаще всего глаголов). Например:
Серебро и колыханье
Эта фигура используется для передачи быстроты, стремительности действия, движения.
«Татьяна – в лес, медведь – за нею» (Пушкин)
Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги. (Жуковский)
Нарушение связи или согласования слов в предложении принято называть понятием «анаколуфа». Например, у Хлебникова: «Синий лен сплести хотят /Стрекоз реющее стадо».
«Скажу я да, она говорит нет: утром и вечером, ночью и днем она ворчит». Или: «Ты богат, я очень беден/ Ты прозаик, я поэт». ( А.Пушкин )
Поэтическая фонетика (эвфония)
В практической речи звуки, при помощи которых осуществляется речь, не задерживают на себе внимания, но в речи поэтической звуки приобретают большое значение. Звуковой строй художественной речи в литературном тексте соответствует созданным писателем художественным образам. Только это соответствие не обнаруживается сразу и не всегда ощущается читателем.
Каждый поэт и писатель интуитивно стремится к благозвучию художественной речи.
Часть стилистики, изучающая принципы звуковой организации речи, именуется эвфонией. Цель фонетического отбора – это достижение звуковой выразительности слов. Возникают звуковые ассоциации, сопоставления, которые вызываются поэтами и писателями различными способами, специальными фонетическими средствами художественной выразительности. Это аллитерация, ассонанс и звукоподражание.
Наступает серый вечер,
Или у Достоевского:
Ассонанс – это повторение одинаковых гласных звуков в стихе, предложении, строфе. Однако однообразное следование друг за другом гласных может нарушить отчетливость восприятия и произношения, как например, «расскажите про оазис», «Пророчества Исайи и Исуса ». Это так называемое «зияние», которое в русском языке к XIX веку было преодолено. Но в поэтической речи может быть создано благозвучное соединение одинаковых гласных:
«Как хорошо ты, о, море ночное» или «но кто с тобою равен красотою».
Звукоподражанием называется более четкое соответствие звукового строя речи созданному писателем образу. Многие звуки в природе имеют акустическое сходство со звуками языка. Так, раскаты грома напоминают звук «р», звук металла «з», свист «с», глухой шум «ш», поэтому слова «гром», «звон», «свист», «шум», «шелест», « шопот » и др. имеют выразительную звуковую окраску. Эти слова именуются ономатопеями. В сочетаниях «вьюга воет», « метель метет», «зверь ревет» имеет место элемент звукоподражания, т.е. соответствие между характером звуков и различными явлениями незвуковой природы.
Поэтическая фонетика (фоника)
ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Каждый вид искусства пользуется только ему одному свойственными средствами выражения. Эти средства принято называть языком данного искусства. Различают язык художественной литературы, язык скульптуры, язык музыки, язык архитектуры и т.д.
Язык художественной литературы, иначе говоря, поэтический язык, является той формой, в которой материализуется, объективируется вид словесного искусства,в отличие от других видов искусства, например, музыки или живописи, где средствами материализации служат звук, краски, цвет; язык хореографии – специфические выразительные движения человеческого тела и т.д.
Художественный образ в литературе создается как посредством слова, так и посредством композиции, а в поэзии еще и посредством ритмомелодической организации речи, которые в своей совокупности образуют язык произведения. Поэтому языком художественной литературы может считаться совокупность всех этих средств, а не одно из них. Вне совокупности этих средств произведение художественной литературы не может существовать. Однако слово – первоэлемент, основной строительный материал литературы, играет главную, решающую роль в языке художественной литературы.
Язык художественной литературы (поэтический язык) отличается от литературного (канонизированного, нормативного) языка, не допускающего отклонений, тем, что в художественном произведении присутствует использование элементов разговорного языка, просторечия, диалектных выражений и т.д.
Рассматривая язык как основное средство художественного изображения жизни в литературе, следует сосредоточить внимание на особенностях поэтического языка,которыйотличается от других форм речевой деятельности тем, что он подчинен созданию художественных образов. Слово в языке художественного произведения приобретает художественное значение. Образность художественной речи выражается в ее эмоциональной насыщенности, предельной точности, экономности и одновременной емкости.
Поиски самого нужного, единственно возможного слова в том или ином случае сопряжены с большими творческими усилиями писателя. Художественная речь не является набором каких-либо особых поэтических слов и оборотов. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.) не являются сами по себе, вне контекста, признаком художественности.
Всякое слово, кроме прямого, точного значения обозначающего основной признак какого-либо предмета, явления, действия, обладает и рядом других значений, т.е. оно многозначно (явление полисемии слов). Многозначность позволяет использовать слово в переносном смысле, например, железный молот – железный характер; буря – буря гнева, буря страсти; быстрая езда – быстрый ум, быстрый взгляд и т.д.
Употребление слова, выражения, фразы в переносном смысле называется тропом. Тропы основаны на внутреннем сближении, соотнесении двух явлений, из которых одно поясняет, уточняет другое. Тропы часто встречаются в разговорной речи, некоторые из них становятся настолько привычными, что как бы утрачивают свой переносный смысл (съел тарелку, потерял голову, бежит река, идет дождь, ножки стола). В художественной речи тропы раскрывают наиболее ярко и точно самую существенную черту изображаемого предмета или явления, усиливая тем самым выразительность речь.
Существуют различные виды тропов, так как принципы сближения многообразных предметов и явлений различны. ^ Простейшими видами тропа являются сравнение и эпитет.
Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Сравнение состоит из двух частей, которые соединяются чаще всего посредством союзов (как, точно, словно, подобно, будто и т.д.):
На закат ты розовый похожа, и как снег лучиста и светла; \точно огненные змеи; черной молнии подобный.
Довольно часто сравнение выражается при помощи творительного падежа: «Неслышно, серой волчицей идет с востока ночь» (М.Шолохов); «Морозной пылью серебрится / Его бобровый воротник» (А.С.Пушкин). Кроме прямых сравнений существуют сравнения отрицательные: «Не ветер гудит по ковыли, не свадебный поезд гудит, – родные по Прокле завыли, по Прокле семья голосит» (Некрасов). Нередко встречаются примеры, когда писатели прибегают к так называемым сравнениям, которые раскрывают ряд признаков явления или группы явлений: «Я помню чудное мгновенье / Передо мной явилась ты, / Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» (Пушкин).
Эпитет– более сложный вид тропа –художественное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета или явления (золотая голова, седое море, пламенная речь). Эпитет нельзя смешивать с логическим определением (дубовый стол) отделяющий один предмет от другого. В зависимости от контекста одно и то же определение может выполнять и логическую и художественную функцию: седое море – седая голова; дубовый стол – дубовая голова, а потому эпитет используется всегда только с определяемым словом, усиливая его образность. Кроме прилагательных эпитет может быть выражен существительным («золото, золото сердце народное» – Некрасов).
Метафора – один из основных видов тропа. В основе метафоры лежит скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу их сходства: «горит восток зарею новой», «звезда пленительного счастья». В отличие от сравнения, заключающего в себе два члена (предмет сравнения и предмет, с которым сравнивают), в метафоре существует только второй член. Предмет сравнения в метафоре не называется, но подразумевается. Поэтому любую метафору можно развернуть в сравнение:
«Парадом, развернув моих страниц войска,
Я прохожу по строчечному фронту…».
Разновидностью метафоры является олицетворение. Олицетворение – такая метафора, в которой предметы, явления природы и понятия наделяются признаками живого существа:
«Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана», «Горные вершины спят во тьме ночной»,
«Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют».
Олицетворение чаще всего встречается в устном народном творчестве, что было связано с тем, что человек на ранней ступени своего развития, не понимая законов природы, одухотворял ее. Позднее такое олицетворение переросло в устойчивый поэтический оборот, помогающий раскрыть наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления. Аллегория – это образное иносказание, выражение отвлечённых идей (понятий) посредством конкретных художественных образов. В изобразительных искусствах аллегория выражается определёнными атрибутами (например, аллегория «правосудия» – женщина с весами). В литературе аллегория чаще всего используется в баснях, где все изображение имеет переносный смысл. Такие произведения называются аллегорическими. Аллегорические образы условны, так как под ними всегда подразумевается нечто иное.
Иносказательность басен, сказок, пословиц характеризуется устойчивостью, за их персонажами закреплены определенные и постоянные качества (за волком – жадность, злоба; за лисой – хитрость, ловкость; за львом – власть, сила и т.д.). Аллегорические басенные и сказочные образы однозначны, просты, приложимы к одному понятию.
Метонимия – замена прямого названия предмета или явления переносным. Она основана на сближении не сходных, в отличие от метафоры, предметов, но находящихся в причинной (временной, пространственной, вещественной) или другой объективной связи. Например: «Скоро сам узнаешь в школе,/ Как архангельский мужик / По своей и Божьей воле / Стал разумен и велик».
Разновидности метонимии многообразны, как многообразны связи между предметами и явлениями действительности. К наиболее распространенным относятся следующие: 1) название имени автора вместо его произведений: (купил Пушкина, несут Гоголя, не достал Распутина ): 2) название орудия вместо действия («Его перо любовью дышит»); 3) название места, страны вместо людей и народа, находящихся и живущих там («Нет. / Не пошла Москва моя к нему с повинной головою»); 4) название содержащего вместо содержимого («Шипенье пенистых бокалов»); 5) название материала из которого сделана вещь, вместо самой вещи («фарфор и бронза на столе»); 6) название одного признака, атрибута вместо лица, предмета или явления («Все флаги в гости будут к нам»).
Особую разновидность метонимии представляет синекдоха, в которой значение с одного предмета или явления переносится на другое по принципу из количественного соотношения. Для синекдохи характерно употребление единственного числа вместо множественного:
«И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (Лермонтов),
и, наоборот, множественного вместо единственного:
«…что может собственных Платонов
и быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать» (Ломоносов).
Иногда употребляется определенное число вместо неопределенного («миллион казацких шапок высыпал на площадь» Гоголь). В некоторых случаях видовое понятие заменяет родовое («гордый внук славян» Пушкин) или видовое («Ну что ж, садись, светило!» Маяковский).
Перифраз – косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (напр., «ночное светило» – луна). Перифразом называется и замена собственного имени, название предмета описательным оборотом, в котором указаны существенные признаки подразумеваемого лица или предмета. Лермонтов в стихотворении на «Смерть поэта» называет Пушкина «невольник чести», раскрывая тем самым причины его трагической гибели и выражая свое отношение к нему.
В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, «пишущий эти строки» вместо «я» в речи автора, «погрузиться в сон» вместо «заснуть», «царь зверей» вместо «лев». Различают логические перифразы («автор „Мёртвых душ“» вместо Гоголь) и образные перифразы («солнце русской поэзии» вместо Пушкин).
Частным случаем перифраза является эвфемизм – описательное выражение «низких» или «запретных» понятий («нечистый» вместо «чёрт», «обойтись посредством носового платка» вместо «высморкаться»).
Гипербола и литота также служат средствами создания художественного образа. Переносное значение гиперболы (художественного преувеличения), и литоты (художественного преуменьшения) основано на том, что сказанное не следует понимать буквально:
«раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (Маяковский)
«Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить» (Некрасов)
Гипербола троп, основанный на явно неправдоподобном преувеличении качества или признака (например, в фольклоре образы богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и других олицетворяющих могучую силу народа).
Литота – троп, противоположный гиперболе и состоящий в чрезмерном преуменьшении признака или качества.
«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка» (Грибоедов)
Очень часто прибегали к гиперболе Гоголь и Маяковский.
Ирония (насмешка) – это употребление слов в переносном значении, прямо противоположном их обычному смыслу. Ирония основывается на контрасте её внутреннего значения и внешней формы: «… Ты уснешь, окружен попечением дорогой и любимой семьи», – Некрасов о «владельце роскошных палат», раскрывая в следующей строчке истинный смысл отношения к нему близких: «ждущей смерти твоей с нетерпением».
Высшая степень иронии, злая, горькая или гневная насмешка называется сарказмом.
Тропы способствуют в значительной степени художественной выразительности поэтического языка, но не определяет его целиком. Большее или меньшее использование тропов зависит от характера таланта писателя, от жанра произведения и его конкретных особенностей. В лирике, например, тропы используются значительно шире, чем в эпосе и драме. Таким образом, тропы являются лишь одним из средств художественной выразительности языка, и только во взаимодействии со всеми остальными средствами помогает писателю создать яркие жизненные картины и образы.
Поэтические фигуры– отступления от нейтрального способа изложения с целью эмоционального и эстетического воздействия.Художественная выразительность языка достигается не только соответствующим подбором слов, но и их интонационно-синтаксической организацией. Синтаксис, как и лексика, используется писателем для индивидуализации и типизации речи», являясь средством создания характера. Чтобы убедится в этом, достаточно сравнить речи героев из романа «Отцы и дети» Тургенева. Особые способы построения предложения, усиливающие выразительность художественной речи, называются поэтическими фигурами. К важнейшим поэтическим фигурам относятся инверсия, антитеза, повторение, риторический вопрос, риторическое обращение и восклицание.
Инверсия – (перестановка) означает необычный порядок расположения слов в предложении:
Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной. (А.К.Толстой)
Антитезой – (противоположение) называется сочетание резко противоположных понятий и представлений:
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой. (Пушкин)
Это сочетание контрастных по смыслу понятий сильнее оттеняет их значение и делает поэтическую речь более яркой и образной. По принципу антитезы могут быть построены иногда целые произведения, например, «Размышления у парадного подъезда» (Некрасова), «Война и мир» Л.Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского.
Сочетание двух или нескольких смежных строк стихов с одинаковой синтаксической конструкцией называется параллелизмом:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут. (Пушкин).
Параллелизм придает художественной речи ритмичность, усиливая ее эмоционально-образную выразительность. По поэтической функции параллелизм близок к сравнению:
И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный – все храм,
Кумир поверженный – все Бог! (Лермонтов)
Параллелизм является одной из форм повторения, так как он часто дополняется повтором отдельных слов в строке или стихе:
Он над тучами смеется, Он от радости рыдает! (Горький).
Повторение начальных слов в строке или в стихе, несущих основную смысловую нагрузку, называется анафорой, а повторение заключительных эпифорой:
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам… (Некрасов).
А я и тут. (Твардовский).
Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова. Например:
Увижу ль я твой светлый взор?
Услышу ль нежный разговор? (Пушкин)
Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы. (В.Брюсов)
Существуют и более сложные виды параллелизма, совмещающие различные фигуры речи. Пример параллелизма с анафорой и антитезой:
«Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог» (Державин)
Ана́фора (или единоначатие) – повторение звуков, слов или группы слов в начале каждого параллельного ряда, т.е. в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков)
Звуковая анафора – повторение одних и тех же сочетаний звуков:
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища (Пушкин)
Анафора морфемная– Повторение одних и тех же морфем или частей слов:
Чёрногривого коня. (Лермонтов)
Анафора лексическая – повторение одних и тех же слов:
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. (Есенин)
Анафора синтаксическая – повторение одних и тех же синтаксических конструкций:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам. (Пушкин)
Анафора строфическая – повтор каждой строфы с одного и того же слова:
Она бродит сама собой
На тыщи верст вперед,
Над нею жаворонок дрожит
Все краше и видней
И лучше счастья нет, – на ней
До самой смерти жить. (Твардовский)
Эпифора – повторение последних слов:
Милый друг, и в этом тихом доме
лихорадка пьёт меня,мне места в этом тихом доме
Возле мирного огня (Блок)
Риторический вопрос – это не требующий ответа вопрос, обращенный к читателю или к слушателю, что бы привлечь их внимание к изображаемому: Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном. (Лермонтов).
Риторическое обращение, утверждение и риторическое восклицание – так же служит для усиления эмоционально-эстетического восприятия изображаемого:
Москва, Москва. Люблю тебя, как сын… (Лермонтов).
Это он, я узнаю его!
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник. (Лермонтов).
Градация – фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, относящихся к одному предмету, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая. Во многих случаях ощущение нарастания эмоциональной содержательности и насыщенности связано не столько со смысловым нарастанием, сколько с синтаксическими особенностями строения фразы:
И где ж Мазепа? где злодей?
Куда бежал Иуда в страхе? (Пушкин)
В заботе сладостно туманной
Не час, не день, не год уйдет. (Баратынский).
Поэтическая стилистика.
Многосоюзие (или полисиндетон) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
«Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность» (В.Г.Короленко)
«Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду» (Чехов)
«И волны теснятся, и мчатся
И снова приходят, и о берег бьют…» (Лермонтов)
«Зато и внук, и правнук, и праправнук
Растут во мне, пока я сам расту…» (Антокольский)
Бессою́зие (или аси́ндетон) – такое построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены. Придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах. (Пушкин)
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет. (Блок)
Эллипсис – намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла, а часто – для усиления смысла и эффекта:
«Шампанского!» (подразумевается «Принесите бутылку шампанского!»).
День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
А ты?… Ты в меня! (Гейне)
Фигурой поэтической стилистики является и оксю́морон – сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта (светлые чернила, холодное солнце). Оксюморон нередко используется в названиях прозаических литературных произведений («Живой труп» – драма Л.Н.Толстого, «Горячий снег» – роман Ю.Бондарева), часто встречается в поэзии:
И день настал. Встает с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой. (Пушкин).
Поэтическая фонетика (фоника)
Поэтическая фонетика– это звуковаяорганизация художественной речи, основным элементом которой является звуковой повтор как орнаментальный прием выделения и скрепления важнейших слов в стихе.
Различают следующие виды звуковых повторов:
· ассонанс – повторение гласных звуков, преимущественно ударных («Стонет он по полям, по дорогам…», Некрасов);
· аллитерация – повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов («Пора, перо покоя просит…», Пушкин);
· звукоподражание (звукопись) – система звуковых повторов, подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. («Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…», Бальмонт).
(Выучить самостоятельно, используя Словарь литературоведческих терминов)
Подчеркивая своеобразие того или иного уклада жизни, быта, писатели широко используют различные лексические пласты языка, так называемый пассивный словарь, а также слова, имеющие ограниченную сферу употребления: архаизмы, историзмы, просторечия, жаргонизмы, вульгаризмы, варваризмы, диалектизмы, провинциализмы, славянизмы, библеизмы, профессионализмы, неологизмы.
Применение подобной лексики, будучи выразительным приемом, в то же время нередко создает трудности для читателя. Иногда сами авторы, предвидя это, снабжают текст примечаниями, специальными словариками, как это, к примеру, сделал Н.Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Автор мог сразу писать русские слова, но тогда его произведение в значительной мере лишилось бы местного колорита.
Важно не просто знать характеристику различных пластов стилистического и лексического своеобразия художественной речи (диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов, вульгаризмов и т.д.), образных слов и выражений (тропов), интонационно-синтаксических средств (словесных повторов, антитезы, инверсии, градации и т.д.), но уметь выяснить их изобразительно-экспрессивную функцию в исследуемом художественном произведении. Для этого необходимо каждое средство словесной выразительности рассматривать не изолированно, а в контексте художественного целого.