Что такое поэтическая тема

Какие стихи бывают?

Поэзия – это великое искусство. Само понятие «поэзия» – очень сложное: многогранное, многоуровневое, многомерное, многосущностное, и, в целом, не является предметом нашего исследования. Здесь речь пойдёт лишь об одном аспекте этого явления: о тематике стихотворчества – о тематической классификации в искусстве сочинения стихов.

Проще говоря, какие стихи бывают или о чём пишут авторы стихов?

Чтобы ответить на этот вопрос и получить на выходе тематический рубрикатор, надо сначала отделить жанры и формы стихов от их тематики.

При этом стоит подчеркнуть, что все ранее известные классификации не имеют единой и устоявшейся нормы и по-разному трактуются в многочисленных источниках. Часто жанры, формы и тематика стихотворчества перемешаны друг с другом таким образом, что читателю весьма затруднительно разобраться во всём этом сложном материале. К тому же некоторые жанры и формы давно устарели и к ним поэты не возвращаются уже несколько столетий.

Мы постарались во всём этом разобраться и представить читателям иную, более понятную картину тематики стихотворчества и показать универсальный тематический рубрикатор для литературных сайтов русскоязычного интернета.

Поэтический жанр, форма, тема

Поэтический жанр – совокупность эмоционально-смысловых особенностей и признаков литературного произведения, позволяющих причислить его к одной родственной группе.

Пример: поэма, стихотворение, былина, ода, баллада, элегия, басня, частушка, поэтический манифест

Поэтическая форма – совокупность технико-структурных особенностей и признаков литературного произведения, позволяющих причислить его к одной родственной группе.

Пример: стансы, белые стихи, дифирамб, верлибр, акростих, триолет, четверостишие, сонет, Онегинская строфа.

Поэтическая тема – это объект художественного изображения; круг явлений и событий, образующих основу произведения; это то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь внимание читателей; это то, о чём говорится в тексте (тема формулируется в виде слова или словосочетания).

Пример: «Человек и судьба», «Древняя Русь», «Так жить нельзя!», «Победа 1945 года», «Мой Бог», «Тайная любовь».

Тематический рубрикатор – это перечень тематических рубрик в иерархической классификации наиболее часто используемых авторами поэтических тем.

В нашем тематическом рубрикаторе мы обобщили и классифицировали наиболее типичные поэтические темы, которые используют авторы для своих произведений.

Сюда же вошли некоторые рубрики, выпадающие из тематический системы и больше относящиеся к жанрам или к иным видам поэзии, но часто используемые авторами.

Разновидности стихов

Философские стихи – отражение общечеловеческих вопросов о смысле жизни и смерти, о времени и возрасте, вечные темы бытия, добра и зла, мироустройства и цели нашего пребывания на земле.

Исторические стихи – отражение определенной исторической эпохи, определенных исторических деятелей и определенного исторического события в нашей стране и на всей планете.

Гражданские стихи – отражение личного отношения к прошлому, настоящему и будущему в политике, народных устремлений, любви к родине, борьбы с несправедливостью в обществе.

Военная поэзия – это стихи о войне, передающие переживания автора, связанные с годами смертельных испытаний как для всего народа, так и для отдельного человека.

Религиозная лирика и духовные стихи – произведения, где происходит осмысление души и веры, взаимоотношений с Богом, церковной жизни, религиозной добродетели, грехов и покаяния.

Мистико-эзотерическая лирика – отражение в стихах веры в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; здесь же сакральная религиозная практика; размышления о скрытой мистической сути объектов мира и человека, а также о процессах, происходящих во Вселенной и отражающихся в глубинах человеческой души.

Пейзажная лирика и стихи о природе – отображение отношения автора к природе и окружающему миру сквозь призму собственных мироощущений и чувств (земля и космос, явления и картины природы в любом географическом месте на планете, времена года, проявления красоты в течение дня и ночи).

Урбанистическая лирика (городская) – отражение в стихах индустриального и научно-технического прогресса, городского быта, образования и медицины, сферы услуг, инфраструктуры, транспорта и техники, а также взаимоотношений людей в городе.

Деревенская лирика – обращение в стихах к традиционным и консервативным ценностям в изображении прошлой и современной деревенской жизни.

Стихи о культуре, искусстве и творчестве – произведения о достижениях и проблемах культуры, искусства и творчества, о великих творцах, о создании произведений, о таланте человека.

Любовная лирика – это произведения о личной жизни автора или лирических героев, о любви мужчины и женщины, об отношениях между мужчинами и женщинами.

Стихи о семье и отчем доме – произведения о родном очаге, об отцах и матерях, о братьях и сестрах, о детях и предках, о родственниках и родственных связях.

Стихи о внутреннем мире человека – произведения о чувствах, настроениях, вдохновении, радостях, разочарованиях, наклонностях, слабостях, привычках, пороках, желаниях и мечтах человека.

Стихи о дружбе – отображение в произведении великого дара дружбы, умения дружить и быть другом.

Стихи к праздникам – произведения к праздничным датам, дням рождения и памятным событиям.

Стихи для детей – произведения для читателей детского возраста.

Стихи о животных – произведения о «братьях наших меньших», живущих рядом с нами дома и на природе.

Сатирические стихи – это произведения, обличающие и высмеивающие пороки людей и общества.

Юмористические и шуточные стихи – осмеяние недостатков и слабостей человека или явления с напоминанием о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств.

Подражания и пародии – произведения, имеющие целью создание у читателя комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения в специально изменённой форме.

Экспериментальная поэзия – это поэтические опыты в любой области стихосложения, начиная с рифм и ритма и заканчивая композиционными, фонетическими, визуальными, стилистическими, лексическими и другими аспектами текста. Эксперимент заключается в том, что автор создает какие-то совершенно новые, еще не классифицирующиеся формы, либо становится продолжателем необычных, нетрадиционных направлений в стихосложении.

Низовой жанр – это стихи, содержащие в себе ненормативную лексику, резкие и грубые выражения, но в то же время несущие в себе определенную смысловую нагрузку,

Поэтические переводы – это произведения, в которых поэтический текст, созданный на одном языке, получает новое воплощение на языке перевода.

Стихи на иностранных языках – это поэтические произведения на других языках мира.

Стихи вне рубрик – произведения, для которых подобрать какую-либо иную рубрику невозможно.

Источник

Занятие 7. Наиболее популярные темы поэзии

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

У Блока мы находим такие строки :

Бушует снежная весна
Я отвожу глаза от книги,
О страшный час, когда она,
Читая по руке Цуниги,

В глаза Хозе метнула взгляд!
Насмешкой засветились очи.
Блеснул зубов жемчужный ряд
И я забыл все дни, все ночи,

К.М. Симонов пишет о любви более современным языком:

Не понять, не ждавшим им
Как среди огня,
Ожиданием своим
Ты спасла меня.

А вспомните лирические стихи Н. Рубцова, воспевающие любовь:

Я буду долго
Гнать велосипед.
В глухих лугах
его остановлю.
Нарву цветов.
И подарю букет
Той девушке,
которую люблю.

Я ей скажу:
— С другим наедине
О наших встречах
Позабыла ты,
И потому
На память обо мне
Возьми вот эти
Скромные цветы.

У каждого большого поэта есть замечательные стихи о любви.

Почему же тема любви так волнует поэтов разных направлений, разных эпох? Наверное, дело в том, что любое творчество практически всегда основано на сильных, ярких эмоциях, а что может быть ярче, чем счастье и горечь любви? Особенно если автор молод. Тема любви неисчерпаема, и каждый поэт способен привнести в неё свою неповторимую ноту.

Другой важной темой, привлекающей поэтов, является тема гражданственности, патриотизма. Вспомним знаменитые слова Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Почему же так важно быть не просто поэтом? Почему во все времена осуждалась чрезмерная оторванность поэта от жизни? Очевидно, что истинный поэт должен быть связан с обществом, со своей эпохой.
Откройте стихи нашего современника большого российского поэта Николая Зиновьева:

У карты бывшего Союза
С обвальным грохотом в груди,
Стою. Не плачу, не молюсь я,
А просто нету сил уйти.

Под крики шайки оголтелой
Чужих и собственных Иуд
Тебя босой, в рубахе белой
На место лобное ведут.

И старший сын указ читает,
И средний сын топор берёт,
Лишь меньший сын ревмя ревёт
И ничего не понимает.

Мне кажется, трудно в наше время найти другого автора, который с такой силой отразил бы в своих стихах гражданскую тему, тему патриотизма и любви к Родине

Тема бренности бытия, смысла и ценностей жизни присутствовали в поэзии во все времена.
Человек, как известно, существо общественное. И если он, прожив жизнь, ничего не сделал для людей, то его существование можно считать бесполезным.

Ты был никем
Ты стал ничем,
Тогда на свете жил зачем?
(Г. Ужегов)

Пушкин в своё время сказал:

Источник

Стихосложение-21. Какие темы в поэзии особенно популярны?

Когда-то написал шокирующее эссе о том, что вся мировая литература построена всего на четырех сюжетах. В этом явном преувеличении есть зерно правды. Если прочтете несколько сборников лирики, то легко обнаружите темы, которые определенно превалируют над всеми остальными.

Что такое поэтическая тема. Смотреть фото Что такое поэтическая тема. Смотреть картинку Что такое поэтическая тема. Картинка про Что такое поэтическая тема. Фото Что такое поэтическая тема

Одним из лидеров является любовная тема, что и неудивительно, ведь влюбленность даже на физическом уровне приводит организм в состояние повышенной чувствительности. Всё вокруг наполняется светом любви, мир воспринимается ярче и обостренней. Кажется, что о любви шепчут звезды и поют соловьи, грудь наполняет смятение, тоска и счастье. Иногда для поэта состояние влюбленности даже важнее самого объекта любви.

С одной стороны, именно в этом состоянии поэтическое вдохновение проявляет себя наиболее мощно. С другой — именно частое обращение к любовной теме делает написание оригинального, ни на что не похожего, любовного стихотворения необычайно трудным. Наверное, такого количества плохих и избитых стихов, как на тему любви, мы больше нигде не найдём.

Любовь — одно из мощнейших, но далеко не единственное сильное чувство. Поэтому остальные эмоциональные стихи я бы объединил под условным названием «Стихи пограничных состояний». Сюда можно отнести состояния счастья, радости, отчаянья, одиночества, страха. Особо плодотворным является щемящее состояние просветленной тоски и грусти, то, что Пушкин описал словами: «Мне грустно и легко; печаль моя светла».
Что такое поэтическая тема. Смотреть фото Что такое поэтическая тема. Смотреть картинку Что такое поэтическая тема. Картинка про Что такое поэтическая тема. Фото Что такое поэтическая тема Анри Руссо, «Муза, вдохновляющая поэта», 1909 г.
Фото: artchive.ru

Иногда, когда чувства особенно сложны и смятенны, поэты пишут своеобразным методом «Потока сознания», позволяя рождающимся словам и образам вольно и причудливо сменять друг друга и самостоятельно диктовать направление стиха. Здесь главное — не логическая связь и осмысленность, а соответствие определенному настроению.

…Выдыхал неистово,
Вздрагивали искрами
Силы света.
Силы света белые,
Силы света чистые
Силы света.
Когда ногу за ногу,
Когда солнце за солнце,
Сила света всасывает,
От неё не спрячешься.
Что-то перепуталось,
Был по нитке спущенный
И в петле болтается…
Сила света всё.
С. Аксёненко

А вот как передал бред горячки Р. Киплинг (пер. М. Фромана):

…В утра свежем дуновенье
Видел я — верблюд ко мне
Вне законов тяготенья
Подымался по стене,
И каминная задвижка
Пела с пьявками, дрожа,
Распаленная мартышка
Сквернословила, визжа.

Я молил, ломая руки, —
Врач сидел как истукан, —
Что меня спасти от муки
Может только океан.
Он плескался подо мною,
Пену на берег гоня,
И понадобились трое,
Чтобы сбросить вниз меня…

Почти вровень со стихами о любви идут стихи о природе и ее явлениях. Я бы даже назвал их «стихами о пейзаже». Ведь человека могут восхищать не только облака и березки, но и каменные джунгли города, и терриконы шахт. Хотя наиболее благотворно влияют на поэта именно загородные прогулки, где тишина, красота, покой и ничто не отвлекает.

Природа и ее явления могут служить как объектом стихотворения, так и фоном для раздумий. Вечные, истертые, но продолжающие волновать природные темы — это, прежде всего, времена суток, небо с облаками и светилами, лес, сад, поле, дорога, дождь, ну и, конечно, времена года.
Что такое поэтическая тема. Смотреть фото Что такое поэтическая тема. Смотреть картинку Что такое поэтическая тема. Картинка про Что такое поэтическая тема. Фото Что такое поэтическая тема Фото: rolandmey, pixabay.com

Среди времен года, безусловно, лидируют осень и весна, когда в природе происходят особенно яркие изменения — увядание и расцвет. Следом за ними идет зима, которая, благодаря своей тишине, покою и домоседству, более стимулирует к творчеству, чем жаркое и шумное лето.

Стихи о природе нередко перекликаются с патриотическими стихами, в которых поэтом руководит чувство своей причастности к родной земле, стране, к своим соотечественникам, чувство гордости или горечи за свою Родину.

Патриотические стихи так часто бывают востребованы государством, что притягивают к себе внимание орды конъюнктурных стихотворцев. Некоторые из подобных творений создаются не без известной доли таланта, как, например, тексты А. Шаганова для песен группы ЛЮБЭ. Многие, наверно, помнят, что группа начинала с шуточных «люмпеновских» песен вроде «Батько Махно» или «Атас», а затем, уловив изменившийся дух времени, полностью перепрофилировалась на патриотическую тематику.

Не меньшую потребность официоз испытывает и в праздничных стихах, будь то Новый год, Рождество или Международный Женский день. Хороших стихов в этом жанре поэзии, по понятным причинам, написано крайне мало.

Прогулки на природе и ночные бдения часто стимулируют рождение так называемых «Размышлений о жизни», огромное место в которых занимает вечно волнующая человека тема смерти, быстротечности бытия, смысла жизни и тому подобных «проклятых» вопросов без четкого ответа.
Что такое поэтическая тема. Смотреть фото Что такое поэтическая тема. Смотреть картинку Что такое поэтическая тема. Картинка про Что такое поэтическая тема. Фото Что такое поэтическая тема Татьяна Матвеевна Громыко, «Молитва», 2014 г.
Фото: artchive.ru

К ним вплотную примыкают и религиозные стихи — молитвы, восхваления и обращения к Богу. В старые времена, когда религиозностью было пропитано всё общество, эти стихи были и популярнее, и подлиннее.

Среди стихов о людях, безусловно, превалируют посвящения, особенно матери и детям. Немало стихотворений посвящается людям какой-либо профессии — монтажникам-высотникам, морякам, учителям или себе любимым — поэтам и писателям.

Особенно выделяются в русской поэзии военные стихи, что неудивительно для страны, пережившей самую страшную войну в истории человечества. На этом, ценимом государством, жанре тоже подвизалось немало бездарей, но сама тема не позволила затеряться в графоманском потоке по-настоящему сильным стихам, многие из которых стали популярны в народе, благодаря песням:

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.

Стоит солдат — и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя — мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол, —
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел…»

Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.

«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам…»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.

Он пил — солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.
М. Исаковский

Особым жанром, включающим в себя понемногу все предыдущие, являются детские стихи. Часть из них носят игровой, развлекательный характер. Часть — познавательный и воспитывающий. Советской поэзии с этим жанром чрезвычайно повезло. Детские стихотворения К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера по качеству не уступают взрослой поэзии, в них нет глупого «сюсюканья» и заигрывания с детьми. Как нет и суровой дидактичности.
Что такое поэтическая тема. Смотреть фото Что такое поэтическая тема. Смотреть картинку Что такое поэтическая тема. Картинка про Что такое поэтическая тема. Фото Что такое поэтическая тема Агния Львовна Барто
Фото: ru.wikipedia.org

Разумеется, детская поэзия имеет свои особенности, отличающие ее от взрослой.

Во-первых, она не должна быть чрезвычайно сложной по языку, по форме и «темной» по смыслу. Верлибр ребенку будет и непонятен, и неприемлем, ведь он любит «складные» музыкальные стихи, которые хочется скандировать и напевать, под которые хочется прыгать и танцевать.

Во-вторых, не стоит касаться тем, которые ребенку скучны и неинтересны. Ребенок скорее получит удовольствие от страшилки про запертого в холодильник «маленького мальчика», чем от стихов о быстротечности бытия. А ведь такие ужасные детские стихи когда-то писали. Вот нравоучительное произведение XVIII века английского богослова И. Уоттса:

Как дорожит любым деньком
Малюточка пчела! —
Гудит и вьется над цветком,
Прилежна и мила.

…И я хочу умелым быть,
Прилежным, как она, —
Не то для праздных рук найдет
Занятье Сатана!

Пускай в ученье и в труде
Я буду с ранних лет —
Тогда и дам я на суде
За каждый день ответ!
пер. О. Седаковой

Ребенка надо учить, не только запугивая, но и развлекая. Даже нравоучительная до оскомины сказка К. Коллоди о Пиноккио до сих пор читается детьми именно из-за яркого увлекательного сюжета. Что такое поэтическая тема. Смотреть фото Что такое поэтическая тема. Смотреть картинку Что такое поэтическая тема. Картинка про Что такое поэтическая тема. Фото Что такое поэтическая тема Пиноккио. Первая иллюстрация 1883 г.
Фото: Enrico Mazzanti, ru.wikipedia.org

Описывая тематику поэзии, я касался в основном лирики. Эпические и повествовательные стихи ныне пишутся редко. Причина в том, что многие функции сюжетного повествования взяла на себя художественная проза. И написать талантливый, превосходящий по воздействию прозу сюжетный стих гораздо сложнее, нежели менее стесненную в выражении лирику. Зато тематика повествовательного стихотворения практически неисчерпаема, и писать о ней я смысла не вижу.

Источник

Анализ поэтического текста

Разделы: Литература

Анализ поэтического текста – это очень сложный вопрос, в решении которого испытывают затруднения не только ученики, но и учителя. Конечно, такое положение вещей можно оправдать ограниченным количеством часов, отводимых программой на изучение теории литературы и теории поэтической речи в частности. Однако существуют и другие причины. Прежде всего – нехватка вразумительных методических пособий, да и те, что имеются в наличии, представляют собой пространные трактаты для узких специалистов, либо набор схем, буквальное следование которым может высушить даже самые пронзительные лирические тексты.

Формула Колриджа гласит: «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке».

Привить школьникам поэтический вкус, любовь к стиху – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями-словесниками. Причём важно не просто ознакомить ребят с ритмическим рисунком того или иного стихотворения, научить определять их средства художественной выразительности, использованные поэтом, или ориентироваться в стилевом и жанровом разнообразии лирики, но дать им возможность услышать «живое» звучание стиха, глубже постичь его особенности.

Любое произведение необходимо воспринять сначала сердцем и только потом уже анализировать и обобщать его содержание. В.Г. Белинский настаивал на мысли о том, что произведение «надо сперва перечувствовать, чтобы потом понять мыслью».

Современная теория стиха находится в стадии большого оживления и вместе с тем – в процессе брожения. Насчитывается более 2000 работ по стиху. Большая часть их вышла в последние десятилетия. В них много противоречий, изысканий в чрезвычайно узких областях знаний.

Здесь предлагается схема анализа поэтического текста.

Но это только примерная схема, строго следовать ей было бы смешно. Пользуясь этой схемой, не надо забывать и о читательской интуиции и чутье, чтобы полностью не «поверять алгеброй гармонию».

Слагаемые анализа поэтического текста

1. Первоначальная реакция.

После прочтения стихотворения учащиеся могут говорить о впечатлении, которое произвело на них поэтическое произведение. Пусть их высказывания будут непосредственными, а форма выражения мыслей и чувств – произвольной.

2. Предварительные сведения.

Продолжить анализ можно в такой последовательности:

— время создания стихотворения;

— чем вызвано его появление на свет;

— кому или какому событию посвящено;

— с какими событиями в жизни поэта связано.

Часто смысл заглавия помогает понять суть стихотворения. Заглавие может быть соотнесено с содержанием стихотворения или противопоставлено ему, особенно в стихотворениях иронического, сатирического плана. Можно говорить также о прозрачности или завуалированности заглавия.

4. Жанровая специфика.

Определение жанра должно предшествовать идейно-тематическому анализу. Так как зная признаки лирических жанров, можно многое сказать о содержании стихотворения.

(Лирические жанры: баллада, песня, романс, элегия, дума, ода, послание и др.)

Политическая, философская, любовная, гражданская, пейзажная.

Такое деление весьма условно, так как в одном стихотворении могут быть слиты разные виды лирики.

6. Тема стихотворения.

В переводе с греческого «тема» означает то, что «положено в основу». В. И. Даль определил тему как «положенье, задачу, о коей рассуждается или которую разъясняют».

Кстати, в определении темы путаются даже учёные мужи. В лирической поэзии тему стихотворения определить подчас очень трудно, иногда – невозможно. Особенно это касается поэтов-модернистов. Надо помнить, что в лирике важно не описание (кого-то или чего-то), а чувство поэта. Значит, важно не что описано, а как и кем описано.

7. Образный строй произведения.

Здесь изучаются образы, которыми населено стихотворение.

«Образ – это целостная картина человеческой жизни». (Тимофеев).

«В настоящее время для обозначения этой картины употребляют термин «образ-переживание», который отражает человечески значимые, глубокие чувства и переживания, отдельные мгновения жизни человеческой души» (Лисовский).

8. Идея произведения.

Это обобщающая эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе стихотворения. Идея определяется особенностями мировоззрения поэта. Идея – это своеобразный ответ писателя на основные вопросы, проблемы произведения. Говоря другими словами, идея – это мысль, ради которой рука поэта «тянется к перу, перо – к бумаге».

Надо подсказать учащимся, что сформулировать идею чаще всего помогает отглагольное существительное: критика. протест. отрицание. утверждение. и др.

Если тема лежит на поверхности, то идею ещё нужно извлечь из содержания.

9. Пафос стихотворения

Это эмоциональное воодушевление, страсть, которая пронизывает стихотворение; сообщает ему единое дыхание; то, что можно назвать душой произведения; важнейшее условие воздействия на читателя.

В произведениях может быть героический, трагический, драматический, сентиментальный, романтический, юмористический, сатирический и другие виды пафоса.

10. Композиция стихотворения.

Это построение, архитектура произведения. Как сказано в одной из литературоведческих работ, «композиция – это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничего не вырывалось в сторону, а сопрягалось в целое. Её цель – расположить куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи».

Композиция имеет свои составные части: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку. Но в поэтическом тексте они слабо просматриваются, либо совсем не просматриваются. Практикуемое иногда составление плана стихотворения не целесообразно. Вряд ли следует планировать лирическое произведение. Рыбникова писала:»Каждое стихотворение должно быть прочитано и разобрано соответственно его природе». Сцепление частей поэтического текста подчинено не логическим, а ассоциативным связям.

11. Лирический герой – это условное литературоведческое понятие; один из способов раскрытия авторского сознания; художественный «двойник» поэта; образ, возникающий в сознании читателей на основе восприятия стихотворения. Это понятие впервые было употреблено Ю. Тыняновым по отношению к лирике Блока. Образ лирического героя часто бывает автобиографичным, но его нельзя отождествлять с автором, даже если повествование ведётся от первого лица.

Это понятие было введено в художественную литературу, чтобы не смешивать возникающий в лирике художественный образ поэта с автором как частным человеком.

12. Звуковой строй стихотворения.

Говоря о нём, надо рассматривать фонику (аллитерация, ассонанс) и ритмику (строение строфы, стихотворный размер, рифма).

13. Словесное строение текста.

Здесь говорят об особенностях лексики, морфологии, синтаксиса.

Особенности лексики и синтаксиса издавна изучались поэтикой как тропы и стилистические фигуры. Стилистические фигуры индивидуализируют речь, придают ей эмоциональную окраску.

Вот наиболее часто повторяющиеся фигуры: повторы («истина в вине»), удвоение («мечты, мечты, где ваша сладость?), анафора, эпифора, градация («не час, не день, не год уйдёт»), параллелизм, эллипсис («мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги»), инверсия, риторическое обращение, риторический вопрос.

Анализ тропа мало плодотворен, если он рассматривается изолированно. Троп понятен только в общей системе речи, в соотнесённости с идеей текста.

Можно говорить о «тучках небесных», выписывать эпитеты: «вечные странники», «степью лазурною», «цепью жемчужною», но если мы не откроем горького авторского чувства изгнанника, наш разбор не достигнет цели.

На уроках надо постоянно говорить, что тропы и стилистические фигуры содержат в себе оценочность. С их помощью автор оценивает то, о чём пишет. В тропах – позиция автора.

Тимофеев: «Сам по себе троп художественно нейтрален. Мы не можем сказать, хорош он или плох, не зная, к чему он относится, какой характер обрисовывает. Нам надо не только констатировать наличие тропов, а разъяснять, в чём смысл их появления, о каких особенностях авторской речи они говорят, какие моменты подчёркивают. «.

14. Ассоциативный фон.

В конце анализа возможно обращение к ассоциативным связям, возникающих при чтении стихотворения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *