Что такое поэтические чтения
Художественное чтение
Полезное
Смотреть что такое «Художественное чтение» в других словарях:
Художественное чтение — Художественное чтение публичное исполнение литературных произведений. Художественное чтение жанр эстрадного искусства. Устным творчеством поэтов импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации культивировалось в Древнем … Википедия
ЧТЕНИЕ — ЧТЕНИЕ, чтения, ср. 1. только ед. Действие по гл. читать во всех знач., кроме 6 и 8. Чтение про себя. Чтение вслух. Учиться чтению и письму. Художественное чтение. Выразительное чтение. Чтение по складам. Книга для чтения. «Рая до чтения была… … Толковый словарь Ушакова
Чтение — … Википедия
Художественное творчество( детей) — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме. Х.т. составная часть системы эстетического воспитания и художественного воспитания, средство развития личности.… … Педагогический терминологический словарь
ЧТЕНИЕ — совокупность практик, методик и процедур работы с текстом. Возникает вместе с появлением письменности, письма как формы фиксации выражаемых в языке содержаний, знаковой системы коммуникации людей, отделенной от ситуации ‘здесь и сейчас’… … История Философии: Энциклопедия
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка худож. форме X т составная часть системы эстетич. и худож. воспитания, средство развития личности Проявлением X т могут быть отд работы… … Российская педагогическая энциклопедия
ЧТЕНИЕ — совокупность практик, методик и процедур работы с текстом. Возникает вместе с появлением письменности, письма как формы фиксации выражаемых в языке содержаний, знаковой системы коммуникации людей, отделенной от ситуации здесь и сейчас… … История Философии: Энциклопедия
Выразительное чтение — искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин В.ч. получил распространение в середине 19 в. и наравне с терминами декламация… … Педагогический терминологический словарь
Устное творчество — Художественное чтение публичное исполнение литературных произведений. Художественное чтение жанр эстрадного искусства. Устным творчеством поэтов импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации культивировалось в Древнем Риме.… … Википедия
Выразительное чтение поэзии – это своеобразная школа проверки творческого «я» каждого читателя. Поэзия специфическими средствами заостряет чувств, способствует эмоциональному познанию действительности.
Лирика занимает особое место в жизни человека. Она раскрывает перед слушателем реальную жизнь через переживания. Известный ученый И. Забелин настаивал на особенном влиянии поэзии даже на развитие науки: «Осознается это учеными или не осознается, но без предшествующего развития искусств невозможна была бы современная наука… Не потому, конечно, что ученый А не может жить без поэта Б, а потому, что современная наука не может развиваться без способности к образному мышлению, воспитывается это образное мышление поэзией и искусством» (Забелин И. О культуре мышления //Новый мир – 1961 – № 1.- С.165)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
Я – вождь земных царей / и царь, Ассаргадон.
Едва я принял власть, / на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг / и камень бросил в море.
Чтение стихотворных произведений зависит от вида лирики: гражданская лирика имеет сильное волевое начало, несет утверждение определенных нравственных норм, поэтому она требует активного влияния на слушателей;
пейзажная лирика сопровождается другой формой общения: чтец «делится» своими чувствами, которые возникли у него под влиянием увиденного; любовная лирика требует передачи гаммы чувств, тончайших изгибов человеческой души.
При чтении любого стихотворения исполнителю важно добиться, чтобы слушатели попали «на одну волну» с ним. Чтец всегда субъективен в своих чувствах, но он должен быть объективным в передаче мысли замысла автора. При таком условии слушатель воспринимает объективную оценку исполнителя и откликается мыслями и переживаниями. Происходит взаимное понимание и ощущение авторского замысла.
Капская А.Й. предлагает такой план исполнения поэтических произведений:
1. Определить жанровые особенности лирического произведения.
2. Раскрыть и прочувствовать настроение лирического героя и всего произведения.
3. Передать развитие переживаний лирического героя.
4. Определить отношение чтеца к герою, которое основывается на правильном понимании и ощущении его переживаний.
5. Сохранять во время чтения единство содержания и формы.
6. Обращать внимание на особенную роль «творческого видения» во время чтения.
7. Использовать соответствующую форму общения, учитывая вид лирики.
8. Обратить внимание на лаконизм и ограниченность в исполнении мимики и жестов.
9. Придерживаться пауз после каждой строчки.
Поэтические чтения: от выступлений у памятников до посиделок в пабах
Имена молодых московских поэтов сегодня на слуху, их выступления, как когда-то поэтические вечера «шестидесятников», собирают залы. Площадки для проведения поэтических чтений в столице сейчас самые разнообразные — от улиц и арт-площадок до клубов и пабов. Впрочем, как и форматы мероприятий. Сейчас это один из трендов, форма досуга и одновременно выражение социальной позиции. Корреспондент портала «В Москве» выяснил, где и когда в столице можно послушать современных «Маяковских», и какая у них аудитория.
Интеллектуальные шоу и поиск слушателя
Поэты Рита Саар и Михаил Безликий каждую среду проводят поэтические дуэли «Слово за слово» в клубе Zavtra.
«Слово за слово» — это, если можно так сказать, интеллектуальная феерия. То есть по форме наше мероприятие больше напоминает телевизионное шоу, но в то же время поэтическое содержание удерживает его на определённом культурном уровне, не даёт опошлиться», — отмечает Рита.
Известный в поэтических кругах Москвы поэт Арс-Пегас каждый понедельник устраивает поэтические чтения — «ЛитПоны» в арт-кафе «С утра».
«Изначально «ЛитПоны» ставили своей целью свести, познакомить между собой поэта и слушателя. Я думаю, ни для кого не секрет, что частенько поэтические вечера напоминают собой откровенные междусобойчики — стайка одних поэтов не особо-то и слушает стайку других поэтов. Когда я стоял у истоков «Литературных Понедельников», мне очень хотелось переломить эту незавидную тенденцию в столичной литературной тусовке. И, как мне кажется, «ЛитПонам» это отлично удалось и удаётся и по сей день», — говорит Арс.
На той же площадке, что и Арс-Пегас, но только каждый первый и третий четверг месяца, организуют поэтические чтения Наталья Втулкина и Антонина Антонова. Их проект называется «Вечер добрых стихов».
Литературно-музыкальный клуб «Поэтарий» проводит поэтические мероприятия каждую среду в ирландском пабе «Doolin House».
«Основной целью проекта «Поэтарий» является популяризация современной поэзии и прозы, развитие современной литературы и музыкального творчества, киноиндустрии и, как инструмент — качественно новая организация творческого досуга», — объясняет организатор Дмитрий Ерохин.
Молодые поэты Данни Берковский и Дмитрий Данильченко дважды в месяц в выходные дни устраивают поэтические чтения в инди-кафе «Геолог» (улица Моховая, дом 11, корпус 11). Их проект называется Rock da poetry.
«Мы преследуем одну цель — помочь молодёжи выйти на сцену и дать ей понять, что поэзия — это не скучно. Rock da poetry — это широкий круг людей, воспитанных на контркультуре», — так Берковский описывает это мероприятие.
«Раз в месяц по средам организуются поэтические вечера творческого объединения «исКОМЫе» в арт-пространстве «Среда обитания». Создававшийся с целью освещения и анонсирования московских, так сказать, андеграундных культурных мероприятий. Со временем из этого сложилось некоторое творческое объединение с девизом: «Выходите из вашей теле-радио комы. Открывайте глаза». Тогда и стали проводиться литературные вечера», — рассказывает организатор проекта Мария Нева.
Одной из старейших поэтических традиций Москвы стали чтения у памятника Маяковскому, которые возникли ещё во времена поколения «шестидесятников», а сейчас проходят каждое последнее воскресенье месяца. У чтений есть своя страничка в соцсетях. На Маяковских чтениях, как правило, звучат стихи социальной направленности.
Кто и зачем ходит на поэтические чтения
На первый взгляд, на поэтические мероприятия ходят в основном молодые люди. Но это далеко не так.
«Повсеместный культ успешности подталкивает поэтов читать свои стихи на публике, искать своего слушателя. Что касается зрителей, то они, скорее всего, ищут новые формы досуга, отличные от поднадоевшего культурного мейнстрима. По большей части, это студенты гуманитарных ВУЗов, но в последнее время часто приходят и люди старшего поколения», — утверждает организатор проекта «Слова за слово» Рита Саар.
Это мнение разделяет Арс-Пегас. «Не буду лукавить, молодёжь доминирует на вечерах. Но это совсем не означает, что «ЛитПоны» не посещают представители старшего поколения. На «Литературные Понедельники» ходят и школьники, и студенты, и так называемые менеджеры среднего звена, и даже пенсионеры — поверьте, это далеко не редкое зрелище на «ЛитПонах»! Причём пенсионерами этих людей язык назвать и не поворачивается — настолько они задорны и энергичны», — говорит поэт.
Как отмечает организатор проекта «исКОМЫе», желающих посещать мероприятия становится все больше и больше.
«И это касается не только «исКОМЫх», а любых поэтических чтений. Не знаю, с чем такая тенденция может быть связана, но после некоторого застоя поэзия снова популяризируется. Вроде как ещё совсем недавно было модно писать «приффет деффченки», а сейчас модно грамотно. Вот так и с поэзией», — говорит Мария Нева.
По словам одной из посетительниц таких поэтических чтений, в современной поэзии прослеживаются тенденции всего общества, «они в своих стихах показывают, куда все идёт».
Популярность уличной поэзии в Москве растёт и, не исключено, что в будущем поэты будут собирать целые залы, как когда-то Воскресенский, Евтушенко и Ахмадуллина.
Особенности выразительного чтения стихотворений
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Особенности выразительного чтения стихотворений
Овладение навыками и умениями выразительного чтения – профессиональная обязанность учителя начальных классов и воспитателя дошкольного учреждения, т.к. перед ними стоят три взаимосвязанные задачи:
овладеть умением самостоятельно готовить к чтению художественное произведение, чтобы выразительно прочитать его детям;
научить детей слушать литературные тексты;
освоить методику обучения выразительному чтению.
Средства выразительности речи
Те или иные средства выразительности выбираются в зависимости от цели высказывания. Педагог должен хорошо владеть и технической стороной речи (дыхание, голос, дикция, соблюдение орфоэпических норм), и интонацией (громкость, паузы, темпоритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр), и неязыковыми средствами выразительности (жесты, мимика, поза).
Техника речи – это система работы чтеца над своим речевым аппаратом. В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия. Специалисты советуют делать упражнения по технике речи ежедневно по 8 – 10 минут.
Начинать обучение следует с постановки дыхания. Без правильного дыхания невозможна хорошо звучащая речь. Во время чтения дыхание становится произвольным, сознательно управляемым и контролируемым: за глубоким вдохом следует короткая пауза, а затем медленный плавный выдох. Правильное дыхание сохраняет читающему здоровье, потому что согревает, увлажняет воздух и голосовые связки не сохнут и могут работать длительное время без напряжения и затруднения. Слушателю оно помогает лучше воспринимать текст, т.к. речь ясна, звонка и хорошо слышна.
Во время чтения вдох должен быть неслышным и спокойным, иначе он будет отвлекать внимание слушателей. Его необходимо делать только во время пауз, строго соблюдая смысловую связь слов. Воздух следует вдыхать через нос, т.к. при этом он очищается и согревается. Выдох производится спокойно, плавно, медленно.
Для развития правильного дыхания существуют специальные упражнения. (Кубасова О.В. Выразительное чтение: пособие для студ. – М.: «Академия», 1998, стр. 17- 19.)
Голос чтеца должен быть хорошо развитым, послушным, звонким и достаточно громким. Лучшим считается голос средней силы и высоты, т.к. он наиболее подвижен и гибок.
К своему голосу следует относиться очень бережно. Недопустимо после урока или выступления сразу же выходить на улицу в холодное время года, громко разговаривать (особенно в сырую погоду). Голосовые связки нельзя перенапрягать. Физиологическая норма голосовой нагрузки для учителя не должна превышать четырех академических часов в день с 10 – 15-минутными перерывами между ними. Отрицательно действуют алкогольные напитки и никотин.
Хорошая дикция – одно из важнейших условий выразительности речи. Она дает возможность отчетливо произносить и быстро понимать любое слово. Для выработки хорошей дикции, для исправления недостатков в произношении какого-либо звука необходимо знакомство с артикуляцией – правильным расположением органов речи полости рта при образовании нужного звука.
Под интонацией понимают разнообразные оттенки голоса чтеца, отражающие смысловую и эмоциональную сторону речи. В повседневной жизни она рождается непроизвольно, т.к. говорящий выражает свои мысли и чувства. При чтении художественного произведения интонация возникает вследствие ясного осмысления текста читающим, понимания им замысла и намерений автора, осознанного собственного отношения к описываемым событиям, героям, их поступкам и стремления верно передать все это слушателям.
Интонация складывается из нескольких компонентов.
Сила голоса – это степень работы речевого аппарата. Она выражается в общей громкости и в выделении наиболее значимых слов (логическое ударение). Ошибки в постановке логического ударения искажают смысл читаемого. Причиной таких ошибок является недопонимание смысла читаемого. Сила голоса помогает чтецу передавать различные настроения, переживания, размышления как героев произведения, так и автора.
Паузы (логические и психологические) – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Их наличие и длительность определяются смыслом. Они не означают остановки мысли. Психологическая пауза – это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли; в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Психологическая пауза может быть начальной; в начале фразы или перед каким-то словом; внутри фразы, между словами; в конце фразы; финальной.
Темп и ритм (темпоритм). Темп – это скорость речи, ее замедление или убыстрение. Темп чтения учителя начальных классов, воспитателя дошкольного учреждения не должен быть слишком быстрым, т.к. внимание детей в этом возрасте неустойчиво, умение сосредотачиваться не выработано, способность слушать чтение, речь, не отвлекаясь, только развивается. Лучший темп – средний, который может быть легко замедлен и убыстрен. Выбор темпа зависит от понимания читающим характера героев, их индивидуальных особенностей; от ясного представления чтецом поступков, действий, поведения героев; от того, какие чувства, переживания, настроения воспроизводит чтец. Несколько замедленным темпом следует читать начальную фразу любого произведения, чтобы привлечь внимание слушателя, а также последнюю, чтобы дать ему возможность почувствовать окончание чтения.
Ритм есть в любой, в т.ч. и прозаической речи. Однако особенно отчетливо он проявляется в чтении стихов. Обычно характер ритма стихотворения передается размером, которым оно написано.
Мелодика речи – это движение голоса вверх и вниз, его повышение и понижение. Она определяется содержанием произведения, чувствами и намерениями чтеца и может не совпадать со знаками препинания. Речь на одной высоте – монотон, иногда используется как средство выразительности.
Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношение к тому, о чем говоришь или читаешь.
Неязыковые средства выразительности.
Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, поза) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на читателя.
Педагогу целесообразно соблюдать правила использования неязыковых средств выразительности:
На уроке лучше читать стоя. Такое положение помогает овладеть вниманием учащихся, дает возможность наблюдать за аудиторией, держать в поле зрения всех детей.
Не следует расхаживать по классу: хождение отвлекает внимание детей и утомляет их.
Надо держаться прямо, собранно и вместе с тем непринужденно.
Следует избегать механических жестов, не оправданных психологически: не переступать с ноги на ногу, не раскачиваться из стороны в сторону, не подниматься на носки, не крутить ничего в руках, не поправлять волосы, не постукивать в такт чтения рукой по столу и т.д. такие жесты отвлекают внимание детей.
Мимика и жесты должны быть естественными, нужными и выразительными. Их не надо придумывать и злоупотреблять ими. Это приведет к гримасничанию, кривлянию, будет затруднять восприятие и раздражать слушателей.
При рассказе необходимо избегать употребления «слов-паразитов».
При подготовке к исполнению произведения рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.
Чтение стихотворений представляет наибольшую трудность.
Большое значение для правильного восприятия произведения имеет начало чтения. Задача учителя, воспитателя – сразу привлечь внимание детей, заинтересовать их.
Для стихотворной речи характерно деление на определенные ритмические отрезки (строки), в конце которых обязательно должна быть сделана ритмическая пауза. Длина ее зависит от смысла читаемой фразы. Если мысль не завершена, в конце строки необходимо повысить голос и сделать непродолжительную паузу, если же конец фразы совпадает с окончанием строки, то голос надо понизить и сделать более продолжительную паузу. Иногда необходима дополнительная пауза на строке – цезура.
Стихотворные строчки объединяются рифмой (звуковым повтором в конце строк). Ее необходимо сохранить при чтении. Но не следует делать нажим на рифмующиеся слова, если они не имеют важного смыслового значения.
Строфа как бы делит стихотворение на отдельные логически завершенные части, поэтому при чтении их следует отделять паузой.
Особенностью стихотворных произведений является использование аллитерации и ассонанса для более яркого воспроизведения того или иного образа, явления, действия – их надо уметь передавать при чтении, но в меру.
Но чтение не должно переходить в театрализацию, сопровождаться перевоплощением, игрой. Необходимо бережно относиться к языку произведения, правильно передавать речь не только действующих лиц, но и автора. Надо выделять наиболее яркие места, красочные выражения, слова, содержащие новые понятия. Между законченными эпизодами, частями необходимо делать длительные паузы, чтобы дети могли осмыслить и пережить прочитанное и психологически подготовиться к дальнейшему прослушиванию.
Должен быть постоянный контакт со слушателем; чтец как бы обращается к слушателю. Характеры героев следует передавать так, чтобы дети сразу понимали, каков этот персонаж, как к нему относиться. Эпизоды отделяются длительной паузой. Концовку надо читать замедленно, чтобы дети ощутили радость от счастливой развязки. Обязательно выделяются голосом повторы, устойчивые выражения, постоянные эпитеты, песенки, забавные прозвища героев.
Зачем нужна поэзия
Зачем нужна поэзия современным читателям? Ведь поэзия – одна из древнейших форм искусства. Возможно, в век цифровых технологий она и сама стала древностью? Так ли это? Давайте разберемся.
Зачем нужна поэзия
Стремление к творчеству было свойственно человеку с древности (вспомнить хотя бы наскальную живопись). Искусство служило развитию человечества и развивалось вместе с ним. Оно влияло на общество в той же степени, что исторические события и политика.
Поэзия же – не просто часть искусства, которая выражает эмоции через рифмованные строки. Она необходима для получения полного понимания мира и имеет много дополнительных преимуществ, о которых мы расскажем ниже.
Поэзия улучшает вербальные навыки
Вряд ли кто-то усомнится, что проговаривание стихов вслух – хорошая тренировка дикции и навыков вербального общения. Это достигается благодаря определенному ритму, темпу и рифме стиха. Например, следующее стихотворение Брюсова может служить прекрасным «тренажером» дикции:
Перекидываемые, опрокидываемые,
Разозлились, разбесились белоусые угри.
Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,
Расплетались и сплетались, от зари и до зари.
Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,
Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?
Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,
Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.
Брюсов, «Буря с берега» (фрагмент), 1914
Поэзия расширяет словарный запас
Поэзия знакомит читателя с новыми терминами, расширяя его словарный запас. Часто, чтобы понять стихотворение, требуется проанализировать значение отдельных слов и разобраться, почему автор употребил то или иное из них.
При этом чтение стихов вслух помогает улавливать языковые нюансы и смысловые акценты лучше, чем при чтении прозы. Дело в том, что фразы в стихах строятся (и звучат) по своим законам, и не всегда достаточно простых знаний грамматики, чтобы уловить смысл произведения.
Поэзия тренирует критическое мышление
Поэзия улучшает навык критического мышления, заставляет читателя думать. В великой поэзии смысл зачастую не очевиден и не одномерен. Принимая активное участие в расшифровке такой поэзии, читатель становится как бы ее соавтором. Поэтический язык формирует восприятие человеком окружающего мира.
Читатели поэзии чаще склонны анализировать информацию, оценивать точку зрения автора и степень её объективности. Этот навык полезен в повседневной жизни всем, кто хочет сформировать собственное непредвзятое мнение о чем угодно: новостях, рекламе или бизнес-процессах.
Поэзия открывает возможности языковой игры
Поэты добавляют новые слова в язык, подобно тому, как художники создают новые картины. Считается, что Шекспир за свою писательскую карьеру создал около 2000 новых слов, некоторые из которых используются в повседневном английском языке и сегодня. К «шекспиризмам», например, относятся: fashionable (модный), vulnerable (уязвимый), defeat (поражение) и даже advertising (реклама, продвижение).
Уильям Шекспир знал, зачем нужна поэзия
Простой подбор рифмы порой побуждает взглянуть на слова по-новому и совершать языковые открытия там, где иначе не пришло бы в голову искать их. Например, неочевидные и скрытые рифмы Маяковского:
ни угла ни одного
ни чаю,
ни к чаю газет.
Постепенно вживался небесам в уклад.
Выхожу с другими глазеть…
Маяковский, поэма «Человек» (фрагмент)
Поэзия помогает услышать музыку языка
Во многом эстетика стиха зависит от его звучания: от того, как сочетаются, чередуются и повторяются звуки и их комбинации в словах. Из этого рождается звуковой образ слова. Цветаева так писала о музыке поэзии: «Есть нечто в стихах, что важнее их смысла: их звучание».
Порой, вслушиваясь в звуки, мы можем понять то, что не сказано напрямую словами. Таким образом, музыкальность стиха рождает дополнительный контекст.
Для примера можно привести строки из стихотворения Бродского «Июль. Сенокоc»:
Стрекочет, как движок,
всю ночь кузнечик где-то в борозде.
Здесь аллитерация глухих и шипящих позволяет нам услышать стрекот сверчка.
Еще один показательный пример – начало стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»:
Били копыта. Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. —
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Чередование согласных «б», «п», «к», «гр» в начале стихотворения напоминает звук цокающих по мостовой копыт. Далее – «улица скользила», и звуковой ряд меняется: в сочетании «ли»-«ль»-«ил» уже ощущается текучесть, плавность, скольжение.
Поэзия помогает запоминать
Поэзия помогает нам помнить. Еще до изобретения письменности поэзия использовалась для передачи информации и идей в сферах философии, религии, истории и даже науки. Заучивание стихов давало людям возможность делиться мыслями.
Но и после появления письменности рифмы и ритмы поэзии помогают нам лучше запоминать всё: от слов и идей до полезных фактов и правил. Пример такого практического использования стихов – «запоминалки» для правил правописания:
СобИрать, стИрать, задИра –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!
Заучивание стихов наизусть способно улучшить память. Давно доказано, что люди, которые учат стихи наизусть, менее подвержены болезни Альцгеймера.
Поэзия служит лекарством для души
Время от времени мы испытываем гнев, разочарование, грусть или страх. Эти неприятные чувства мы часто держим в себе. Но загнанные внутрь негативные эмоции могут привести к психологическому перенапряжению, что чревато срывом.
Написание и чтение стихов помогает нам разобраться в себе, понять эти чувства и выпустить их наружу без ущерба для окружающих. Удивительно, но чтение грустного стихотворения может оказать терапевтический эффект и помочь развеять собственную грусть. Существует даже специальный термин для такого лечения – библиотерапия.
Стихи могут стать проводником или собеседником, подарить немного тепла и утешения, когда никого нет рядом.
Поэзия помогает преодолевать границы
Одним из замечательных качеств литературы – и поэзии в частности – является способность объединять читателя и писателя через временные и культурные границы. Поэзию можно назвать концентрированной литературой, а значит, ее вневременные свойства усиливаются в несколько раз.
Например, читатель может не иметь практического представления о том, какой была жизнь в Англии в эпоху Елизаветы I. Однако сонеты Шекспира, поднимающие универсальные темы любви, ревности, отчаяния, творчества могут преодолеть пропасть веков.
Поэзия способствует личностному росту
Поэзия может стать первым шагом на пути приобщения к искусству в целом. Стихи, как правило, не требуют много времени для чтения, их не трудно найти в интернете. Как только читатель начинает чувствовать себя комфортно в мире поэзии, он с большей вероятностью обратится и к другим видам искусства.
Поэзия часто вплетена в масштабные художественные движения. Например, от модернизма в литературе можно перейти к модернизму в изобразительном искусстве и архитектуре. Таким образом, поэзия является порталом в огромный мир культуры, служит отправной точкой для личностного роста.
Поэзия рождает новые идеи
Сталкивались ли вы когда-нибудь с творческим кризисом? Не так уж важно, занимаетесь ли вы творческой профессией или нет. Возможно, просто какая-то мысль носилась в воздухе, а у вас не получалось ее ухватить.
Чтобы написать стихотворение, порой необходимо перебрать сотни слов, прочесть уйму отрывков из сочинений классических поэтов. Все это помогает найти вдохновение и обрести новые идеи, о существовании которых вы даже не подозревали.
Чтение и написание стихов не только генерирует новые идеи. Оно также способно кардинально изменить восприятие старых идей, помочь по-новому взглянуть на прошлые переживания, опыт и эмоции.
Поэзия учит понимать других людей
Одна из трудностей нынешнего века – это неспособность понимать друг друга. Чтение и написание стихов способно развивать в нас эмпатию и возможность слышать мнение окружающих.
Автор должен уметь донести суть своего произведения до абстрактных читателей. Для этого ему нужно глубоко погрузиться в психологию читателя, заставить того понять и почувствовать похожие ощущения. Только если достигнуто взаимопонимание между писателем и читателем, стихотворение будет долго резонировать после прочтения.
В свою очередь читателя поэзия учит терпению, ведь нужно постараться заглянуть в чужой разум и развить сочувствие к другому человеку. Способность сопереживать равносильна уважительному отношению.
Поэзия помогает найти свой внутренний голос
В мире поэзии нет правильного и неправильного. Единственный по-настоящему важный вопрос, который мы должны задать себе при чтении или написании стихотворения: «Нравится ли мне, как это звучит?»
У нас всех в голове крутится множество мыслей, и поэзия – идеальный способ, чтобы дать им выход. Поэзия помогает нам изучить свои ощущения и настроить свой «внутренний компас».
Как мы видим, значение поэзии с течением времени не уменьшается. Она по-прежнему играет большую роль в жизни людей. Надеемся, что наша статья помогла вам ответить на вопрос «Зачем нужна поэзия?»