Что такое поэтический портрет

Жест как средство создания поэтического портрета в лирическом наследии Г.Н. Капранова

Литературный портрет как выражение принципа типизации и индивидуализации, важное литературоведческое средство создания художественного образа. Портрет в поэтическом наследии казанского поэта Г.Н. Капранова. Словесное описание портрета: жесты, мимика.

РубрикаЛитература
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления27.12.2018
Размер файла20,6 K

Что такое поэтический портрет. Смотреть фото Что такое поэтический портрет. Смотреть картинку Что такое поэтический портрет. Картинка про Что такое поэтический портрет. Фото Что такое поэтический портрет

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ЖЕСТ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА В ЛИРИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Г.Н. КАПРАНОВА

Божкова Галина Николаевна, к. филол. н.

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

Шабалина Ирина Геннадьевна

Средняя общеобразовательная школа № 10

Елабужский муниципальный район

Литературный портрет является выражением принципа типизации и индивидуализации, а также важным литературоведческим средством создания художественного образа. Словесное описание портрета усиливается при помощи жеста, мимики, поведенческих моментов, способных указать на характер, внутренний мир и внешние особенности лирического героя. Портрет в поэтическом наследии казанского поэта Г. Н. Капранова выполняет психологическую функцию, на что указывают симптоматические, кинетические жесты.

Ключевые слова и фразы: художественный портрет; лирический герой; коммуникативные и симптоматические жесты; карпалистический код; художественная деталь; эмотивная полярность.

капранов поэтический портрет образ жест

The literary portrait is an expression of the principle of typification and individualization, as well as an important means of literary image creation. A narrative description of the portrait is enhanced with the help of gestures, facial expressions, behavioural aspects that could indicate the nature of the inner world and the external features of a lyrical hero. The portrait of a poetic heritage of the Kazan poet G. N. Kapranov performs the psychological function, and symptomatic, kinetic gestures indicate it.

Key words and phrases: artistic portrait; lyrical hero; communication and symptomatic gestures; Karpalistic code; literary detail; emotive polarity.

Б. С. Михайличенко в монографии «Проблемы литературоведения: теория литературы» разделяет жесты на решительные, энергичные, выразительные и трусливые, флегматичные, бесцветные. Стоит отметить и указания на простейшие жесты «линейные» и жесты, приводящие в движение «кинетические» [4, с. 86].

…Люди! Братья! Сестры! Дорогие

Пусть я жизнь в себе укорочу,

Пусть на мне всё пробуют другие.

— Пользоваться этим не хочу!

Покажу, хоть с троекратным криком

— Пусть и добрый слышит, и злодей,

— Я с раскрытым сердцем,

Я люблю людей [Там же, с. 37-38]…

Пусть слишком слабы руки эти

— Кричу мирам и городам:

Ни за какую власть на свете

Я власть поэта не отдам [Там же, с. 19].

Так карпалистическая (жестовая) художественная деталь стала олицетворением внутренней состоятельности, которая всего лишь усиливалась в сравнении с физической слабостью;

…и ветерок ладошками знакомыми поглаживает мне лицо измученное, перебирает, как давно забытое, растрёпанные волосы торчащие, в глаза целует, в щёки непобритые и в губы никотинные/горчащие [Там же, с. 45].

Интересны симптоматические жесты, а авторский комментарий к ним выполняет психологическую функцию: «слабею я», «в припадке благодарности». Невозможно не обратить внимание на олицетворённый образ «ветерка», очерченного по-детски любовно: гладит он героя не рукой, а ладошкой.

Контрастен мужскому женский портрет, создаётся эмотивная полярность (противопоставление эмоций в пределах одного текста), поэтому нет единения и ощущения счастья: в стихотворении «В юности» двадцати двухлетний лирический герой вспоминает свою первую любовь:

Где оно, смеющееся спело, розовое яблоко лица? Яблоко смеющееся это я в глазах и в памяти хранил двадцать две весны, зимы и лета.

Двадцать две. И выбился из сил [Там же, с. 43].

…несчастному, кинув даяние счастья,

с радушной улыбкой сказала: «Возьми. »

…до глупости счастлив прелестною ложью твоих, обаяньем помазанных уст [Там же, с. 23].

Но долго ещё ищущий и чувственный лирический герой будет тщетно стараться забыть вспыхнувшие чувства:

Был мне мил лица овал, были губы розовы,

Ничего серьёзного [Там же, с. 89]?

Так в процессе изучения личности лирического героя мы пришли к выводу, что основной составляющей его портрета стали симптоматические жесты, которые выполняют психологическую функцию и раскрывают внутренний мир и лирического героя, и поэта, который всегда оставался патриотом, простым, добродушным, весёлым человеком, стремящимся обрести своё счастье, которое он видел в обычных, понятных многим вещах: сыновней любви, профессиональной обустроенности и во взаимном чувстве, которое постичь так и не удалось: поэт не был женат и лишь мечтал о семье и детях.

1. Божкова Г. Н. Объектно-субъектная организация лирики Г. Н. Капранова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 1. С. 30-33.

3. Капранов Г. Н. «Я чист, как родниковая вода. ». Казань: Идел-Пресс, 2008. 144 с.

4. Михайличенко Б. С. Проблемы литературоведения: теория литературы: монография. Самарканд: СамГУ, 2009. 182 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Роль художника в обществе. Роль «портрета-символа» в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Рассказ Э.А. По «Овальный портрет» как выражение художественного мышления писателя. Эстетическая теория Оскара Уайльда и ее воплощение в романе «Портрет Дориана Грея».

презентация [1,8 M], добавлен 11.12.2011

Особенности портретных зарисовок в творчестве Л.Н. Толстого. Роль портрета в художественном произведении. Исследование внешних портретных зарисовок Элен на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне. Анализ «примет» героини и деталей портрета.

курсовая работа [52,5 K], добавлен 24.05.2010

Портрет у мистецтві. Згубна дія мистецтва у романі Оскара Уайльда «Портрет Доріана Грея». Фатальна роль портрета у долі людини в повісті Миколи Васильовича Гоголя «Портрет». Фантастичний вплив портрету у поемі Олексія Константиновича Толстого «Портрет».

курсовая работа [44,4 K], добавлен 19.02.2014

Вдохновенный мастер поэтического слова Николай Васильевич Гоголь и сила его художественных обобщений. Портрет как средство характеристики внешнего и внутреннего облика персонажа в творческой практике и Н.В. Гоголя на примере поэмы «Мертвые души».

реферат [30,2 K], добавлен 30.12.2009

Творческий путь Г.Р. Державина. Переосмысление роли поэта в обществе. Формирование державинского автопортрета. Важная новаторская черта культурной и социальной сферы в XVIII в. Отход от классического образа поэта. Создание анакреонтических стихов.

статья [22,1 K], добавлен 14.08.2013

Источник

Тайна поэтического портрета

Начну с признания: мне выпала честь написать предисловие к новой книге Андрея Попова «Метель». Такая поэтическая книга в современной России сегодня, наверное, редкость. Автор пропустил через свою поэтическую душу и сердце весь выпавший на его долю историче­ский отрезок трагического периода России — от не случившегося в 80-х назначенного Хрущевым перехода к коммунизму до всех последующих вихревых событий, произошедших и происходящих в нашем Отечестве до сегодняшнего дня. Это не заимствованный, а приобретенный живущим по законам чести художником и аналитиком духовный и социальный опыт, который помог ему не просто написать образный портрет означенного времени, а сконцентрировать внимание на нас самих, так как почти каждое стихотворение решает ту или иную духовную или нравственную задачу, касающуюся каждого из нас:

День завершается — ляжет на самом дне

Памяти и непогоды. Совсем темно.

Это тоска по правде. Тоска по стране.

Жажда, насытить которую не дано.

Но почему ее имя опять — тоска?!

Как с нею сладить на узкой тропе песка?

В современной прозе мне довелось столкнуться, пожалуй, с единственным произведением, в котором автор так же попытался создать портрет современного общества. Это прошедший мимо серьезного внимания критиков роман-трилогия Василия Воронова «В Загряжске нет американцев». В поэзии же я не могу привести другого примера, кроме названной книги Андрея Попова.

Такому итогу способствовало много обстоятельств. Изначальная одаренность поэта, случайное его обращение к религии в ранней молодости… В газете «Заполярье» вместе со своим другом Алексеем Дейкиным он стал вести рубрику «Православные праздники». Кончилось это тем, что Андрей вступил на путь воцерковления и стал разносторонней личностью, открытой всем ветрам современности.

Я в зимний день без всякой цели вышел,

И был я рад, что снова одинок,

И свет дневной все тише был и тише…

Я шел без цели, но небесным знакам

Необратимо подступает срок –

И я учился понимать и плакать…

Это «храни вас Бог» может относиться и к конкретному человеку, и к каждому из нас, что придает смыслу особенную многозначность. Это тоже одна из авторских особенностей художественного почерка Андрея Попова.

Глубокое патриотическое начало, иронический, но не циничный склад ума, тонкий лиризм, совершенно неожиданный для поэта, занятого духовным состоянием общества и собственной души… Впервые Андрей Попов преднамеренно высветил в своей книге одну из ее главных сюжетных линий — линию любви. А одно из ранних стихотворений «Метель» легло в название сборника.

Метель, Марина… Небо упадет.

Путь занесет. Смятения эфира

Не разберет взыскующая лира,

Не разберет слова который год.

А город, постарев от непогод

И сотворив и разлюбив кумира,

От холода, декабрьской мглы и мира

Уйдет в монахи. Или все пропьет.

А где любовь? Я думаю, что рядом —

Когда застыли зимние часы,

Когда зодиакальные Весы

Раскачивает ветер, — до разлада

Всего один порыв… А верить надо,

Марина, в приближение Весны.

Книга Андрея Попова, выходящая в книжной серии золотой поэзии Республики Ко­ми «Звезды Севера», в которую вошли лучшие стихи из прежних изданий автора с добавлением стихов новых, отличается композиционным изяществом. Использование библейских символов заставляет предполагать, как глубоко художественно и философски автор подошел к формированию своего детища. Как если бы замыслив его пространством бытия, он начал по концентрическим кругам расширять свою творческую задачу, постепенно заполняя все секторы этой сферы. Будучи совершенно открытым в любой своей позиции, поэт нигде не демонстрирует исповедальности нараспашку, поскольку не забывает, что это и его исповедь перед Господом, которая требует таинства как никакая другая.

Читатель этой книги должен «собраться душой», но в результате он приобретает умного, одухотворенного собеседника на долгие годы, к которому можно обратиться в любую свободную минуту для ответа на многие вопросы. Многие стихи Андрея Попова признаны и любимы, но поэт как будто готовился к изданию своего избранного всю жизнь, чтобы наконец представить нам свое полное творческое «Я». Эта неторопливость автора заставляет склонить голову перед его талантом и характером…

Изумляет разнообразие тематики, жанров, мастерское владение диалогами, психологизм. Он часто обращается к притчам, взятым из библейских сказаний, но переносит сюжеты и героев на материал современности. В его подаче Книга Книг становится захватывающим духовным чтением, одушевленным и актуальным, доступным читателю через характеры современников. Еще в 80-е годы ХХ ве­ка многие его стихи казались претенциозными и чуть ли не предосудительными, а сегодня выглядят провидческими. Приходится признать, что потихоньку наша русская жизнь все-таки приближается к своей исторической предопределенности. Подкупает, что у автора нет ни одного необязательного сюжета, ни одной эмоции, не пережитой и не оплаченной его сердцем.

И напоследок несколько цитат — «из автора»:

И время молится ни о чем,

Меня ни за что любит Бог,

Которого я забываю.

Пишу стихи — одно умею дело.

Пишу стихи — сбываются они.

Терпела Русь. Ждала приход Ильи.

А у него как будто нет семьи…

В роковые минуты нельзя без жены,

Без божественной тайны и без благодати.

Мне ничего не надо от страны…

Провинция — это идея.

Которую не продают.

Если честно до последней пули

Жизнь прошла, то, значит, удалась.

И чем же мы так ненавистны?!

И чей потревожили нрав?!

Любовь к независимой мысли

Души изменяет состав.

А теперь хотя бы одно стихотворение на память о сегодняшнем разговоре.

Как будет жить мой тихий кабинет,

Когда пройдет лет сто, а то и двести? —

Пойду, взгляну — все сны мои на месте?

А, может, кабинета даже нет?

Увижу, может, только паука,

На книгах пыль, на книгах паутина,

Слова остались — не осталось сына.

И смысл уносит времени река.

Стихи, которым скоро двести лет,

Читают равнодушно чьи-то дети,

Им все равно, что нет меня на свете.

И сына нет. И, значит, внука нет.

Я новый мир не предаю суду,

У нас и не такое раньше было.

Пойду и посмотрю свою могилу.

А, может, и могилу не найду.

И если не пойму я этот свет,

То что с того? Став неземною тенью,

Не стоит долго думать о забвенье.

А может, и могилы даже нет.

И к лучшему. Кому следить за ней?

Кому следить, чтоб было справедливо,

Чтобы всплакнули незабудки с ивой

Над жизнью промелькнувшею моей.

Прощай, мой кабинет. Ты стал чужой.

Я сына пережил. И мы с ним вместе

В небесном доме лет, наверно, двести

Живем — не плачем. Я пойду домой.

Думаю, что Андрей Попов уже сегодня оставил свое имя в истории как знаковый русский поэт.

Источник

Исследовательская работа «Поэтический портрет моего города»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Поэтический портрет моего города.

(Тема малой Родины в лирике лесосибирских поэтов.)

Выполнила работу: Кукава Софико,

учащаяся 11 класса.

Руководитель: Гальян Юрий Юльевич,

учитель русского языка и литературы.

2. Основная часть. Результаты констатирующего и диагностирующего эксперимента……………………………………………………………..7

Каждый человек, если и не написал, то живо представляет нечто подобное в отношении своей малой родины. Сколько людей − столько впечатлений, рассказов, переживаний, и они не гаснут в любом возрасте, в любом краю.… Потому что субъективное восприятие малой родины формируется вполне объективными факторами, которым есть научные объяснения.

Известно: малая родина − местность, населённый пункт, где человек родился. Большой или маленький город, станица, хутор, аул − то единственное для каждого человека место, где он появился на свет, вдохнул первую порцию воздуха, глотнул первую каплю материнского молока, сделал свой первый в жизни шаг…

Большие поэты вообще не смущались «приземлять» свою крылатую музу, называя вполне конкретные географические объекты, подвигнувшие их на творческий всплеск, а порой создавали в стихах даже целые своего рода топографические карты мест. А как обстоит дело в нашем городке, казалось бы, не столь заметном? Да и что вообще такое город?

Город – сложное многоаспектное явление, которое представляет интерес для многих наук, в том числе гуманитарных. Так, город как место пребывания человека всегда интересовал литературу. С одной стороны, город формировал свой тип героя, с другой – являлся самостоятельным образованием, живущим и имеющим равные права со своими обитателями.

В творчестве поэтов и писателей города Лесосибирска отразились не только картины природы, но и образы людей, живших и живущих здесь, их обычаи и традиции

Тема Лесосибирска как малой Родины поэтов проходит красной нитью через все поэтическое творчество Василия Бурягина, Тамары Хакимовой, Нели Бирюк. Достаточно посмотреть на названия стихотворений, вошедших в сборники «Перезвон», «Перекресток миров» и т.д.

Эти люди своими произведениями воспитывают в нас патриотизм.

Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно хоть какому другому чувству, патриотизм обретается без помощи других и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Конкретно пробудить, а не привязать, так как в базе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Родная культура, как отец и мать, обязана стать неотъемлемой частью души дитя, началом, порождающей личность.

Сейчас к нам равномерно возвращается историческая память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, народному творчеству, в которых люд оставил самое ценное из собственных культурных достижений.

Россия XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, помогает, безусловно, литература. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования любви к Родине являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в произведениях наших поэтов. Они помогают нам приобщиться к нравственным традициям, способствуют узнаванию и укреплению самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей малой родины.

Целью исследования является составление поэтического портрета города Лесосибирска на основе анализа поэтических текстов.

Исходя из цели данной работы, были определены следующие

— познакомиться с творчеством поэтов нашего города.

— показать роль их творчества в отражении наших мест.

— выявить основные мотивы лирической поэзии о нашем городе.

— приобщить к чтению данной литературы моих друзей и одноклассников.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы;

диагностирующий и констатирующий эксперимент.

Актуальность и практическую значимость своей работы определяю, как стремление привлечь внимание к творчеству нашего города, и оставить память о нем для потомков.

Результаты констатирующего и диагностирующего эксперимента

Воспитание любви к своей Родине необходимо для полноценного развития личности. Уважение к историческому прошлому, понимание своеобразия природы, культурного наследия, знание достижений в области науки и искусства является основой для развития чувства собственного достоинства и уверенности в себе.

Исходя из этого, мы решили провести опрос, среди учащихся 9-11 классов.

Констатирующий эксперимент проводился в ноябре – декабре 2011 года. В нём приняли участие 198 учеников.

Целью констатирующего эксперимента стало выявление уровня сформированности знаний о родном доме, культурном наследии, и родном городе, в котором мы живем.

Индивидуально с каждым учеником было проведено анкетирование. Им были заданы следующие вопросы:

1. Знаете ли Вы поэтов нашего города? Назовите их.

2. Можете ли Вы назвать любимое произведение о нашем городе?

3. Как часто Вы используете литературу, повествующую о нашем городе?

4. Бываете ли Вы на встречах поэтов?

5. Какие мероприятия, посвящённые юбилею городу, вы посетили?

Количественный анализ выдачи сборников поэтов города Лесосибирска в центральной городской библиотеке показал, что за последние 3 года их книговыдача составила 5%, то есть читатели ими пользовались два раза в год.

Результаты анкетирования выявили, что из всех опрошенных смогли назвать поэтов нашего города 20%, затруднились ответить 80%.

Ответы на второй вопрос тоже оказались неутешительными: любимых произведений о нашем городе у анкетируемых нет.

Отвечая на третий вопрос, я узнала, что чаще спросом пользуется та литература, которая рассказывает об истории нашего города.

Анализируя ответы на четвертый вопрос, я выявила, что специально на встречи с поэтами города Лесосибирска учащиеся не ходят, но если они проводятся в Лицее, то учащиеся посещают. Например, 45 человек помнят встречу с поэтом Василием Бурягиным, состоявшуюся в апреле 2011 года.

Отвечая на пятый вопрос, выяснилось, что учащиеся знают только такой праздник, как День города.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Работа по патриотическому воспитанию данной группы сведена лишь к формированию у ребят знаний о стране, в которой они живут.

2. У подростков не сформированы интерес к истории и достопримечательностям родного города и края.

3. Слабо поставлена работа, направленная на воспитание и пробуждения в подростке чувства патриотизма, а также любви к малой Родине.

Источник

Типология и поэтика портрета в русской лирической поэзии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, доктор филологических наук Колосова, Светлана Николаевна

Оглавление диссертации доктор филологических наук Колосова, Светлана Николаевна

ГЛАВА I: ПОРТРЕТ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ

§ 1. Портрет в литературе и изобразительном искусстве.

§ 2. Проблема динамичности и статичности в лирическом портрете как аналоге живописного.

ГЛАВА II: ПОРТРЕТ ГЕРОЯ В ЛИРИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

§ 1. Женский портрет в русской лирической поэзии.

§ 2. Импрессионистические черты в лирическом портрете

§ 3. Романтическая традиция в портретах героев в лирической поэзии.

§ 4. Персонифицированный портрет эпохи в лирической поэзии.

§ 5. Лирический портрет в прозе.

ГЛАВА III: АВТОПОРТРЕТ В РУССКОЙ ЛИРИКЕ.

§ 1. Автопортрет в поэзии В.В.Маяковского дооктябрьского периода творчества.

§ 2. Портрет чувств: психологическое лирическое в портретах героини А.А.Ахматовой.

§ 3. Импрессионистические черты в портретах и автопортретах у М.И.Цветаевой.

§ 4. Автопортрет в индивидуальном стиле С.А.Есенина.

ГЛАВА IV: ТИПОЛОГИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА

§ 1. Принципы типологии портрета в лирической поэзии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Особенности индивидуального стиля Леонида Мартынова 2011 год, кандидат филологических наук Павлова, Наталия Дмитриевна

Типы портретных характеристик в художественной прозе И. А. Бунина: Лингвостилистический аспект 1999 год, кандидат филологических наук Родионова, Наталья Альбертовна

Эстетические версии женского портрета в рассказах 60-90-х годов XX века 2007 год, кандидат филологических наук Давлетова, Альбина Робертовна

Портрет в рассказах и повестях Л.Н. Андреева 2006 год, кандидат филологических наук У Чуньмэй

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типология и поэтика портрета в русской лирической поэзии»

1 Шапошников Б.В. Портрет и его оригинал.// Искусство портрета. Сб. статей под ред. А.Г.Габричевского. М., 1928. С.78.

Жинкин Н.И. Портретные формы.// Там же. С. 12-13.

Положенное в основу любого портрета изображение внешности человека имеет различные способы и формы реализации в различных видах искусства (изобразительном искусстве, литературе, музыке, фотографии и т.д.). Соответственно в литературе возникают словесные портреты, и в зависимости от жанро-видовых особенностей произведения целесообразно выделить термины: «литературный портрет», «портрет в прозе» и «портрет в лирике». Конечно, все эти понятия связаны с изображением человека в литературном художественном произведении и в основе своей имеют родство с портретом живописным, однако они имеют и принципиальные различия, и степень и свойства родства с живописью у них также отличаются.

Термин «литературный портрет» рассматривается в научной литературе в двух значениях:

1 Словарь литературоведческих терминов под ред. Л.И.Тимофеева и С.В.Тураева. М., 1974. С.275-276. (Ссылки на литературоведческие словари и энциклопедии важны для нас, поскольку они показывают устоявшиеся терминологические позиции в анализе художественных явлений словесности),

3 Краткая литературная энциклопедия под ред. А.А.Суркова. T.V. М., 1968. С.894-895; Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение от А до Я. М., 2001.С.264-267; Литературная энциклопедия терминов и понятий под ред. А.Н.Николюкина. М., 2001. С.162.

2. Другое значение термина «литературный портрет» употребляется в научных исследованиях, например, Габель М.О., как «изображение человеческой внешности»4 в литературном произведении, т.е. рассматривается как художественный прием, и тогда это понятие совпадает с понятием, которое дается в литературоведческих справочниках как «портрет в литературе». В книге А.И.Белецкого «Избранные труды по теории литературы» в главе «Изображение внешности лиц», написанной М.О.Габель, рассматривается вопрос о том, какие именно бывают портреты в художественных произведениях различных эпох и направлений. Автор, выделяет, в частности, портрет паспортных примет, отвлеченный портрет, портрет переходного стиля, живописный портрет, портрет с меняющимся выражением, пластический, архитектурный портреты5. Заметим, что в данной работе портрет рассматривается исключительно как прием и

2 Барахов B.C. Литературный портрет. Истоки, поэтика, жанр. Л., 1985.

5 Подробнее см. там же. С. 149-169. размежевания понятий «портрет в лирике» и «портрет в прозе» нет, хотя примеры портретов в лирике приводятся.

А.Г.Габричевский в статье «Портрет как проблема изображения» писал: «Проблема портрета делается проблемой стиля, наличие или отсутствие портрета, его характер, выбор и трактовка модели оказываются следствием или, в лучшем случае, выражением того или иного мировоззрения»3. На наш взгляд, философия живописного портрета как нельзя более гармонично раскрывает философию портрета в лирике, поскольку, в отличие от прозы, где портрет выступает часто как инструмент, как одно из средств создания героя, в лирической поэзии портрет (как и в

Конечно, с течением времени в литературном процессе портрет в лирике (да и не только в лирике) приобретает все большую значимость, большую смысловую нагрузку и философское наполнение. Во многом это объясняется тем, что слово приобретает все большую ассоциативную широту, «слово есть искусство»3, по словам А.А.Потебни. Портрет в этой связи постепенно становится своеобразным визуальным аналогом слова. Лирический портрет есть не только изображение какого-либо объекта, образа, но и, в первую очередь, отражение сложных душевных процессов самого поэта. Как писал Б.В.Шапошников, рассуждая о философии портрета в целом: «Индивидуальность же самого художника окрашивает все «идеи»,

1 Жинкин Н.И. Портретные формы.// Там же. С. 12-13.

Исследуя природу портрета, Ю.М.Лотман, замечал, что как бы ни казался портрет «наиболее «естественным» и не нуждающимся в теоретическом обосновании жанром живописи», в действительности «портрет вполне подтверждает общую истину: чем понятней, тем непонятней»2. Безусловно, портрет — интереснейшее явление в искусстве соединяющее внутреннюю сущность и внешнее воплощение, сходство с оригиналом и авторское видение объекта. « портрет по своей природе наиболее философский жанр живописи. Он в основе своей строится на сопоставлении того, что человек есть, и того, чем человек должен быть»3. Изучению понятия портрета посвящены ряд работ, в частности: М.Алпатова «Очерки по истории портрета»4, Ю.М.Лотмана «Портрет» 5, Н.Дмитриевой «Изображение и слово»6, Б.Галанова «Искусство портрета», «Живопись словом. Человек. Пейзаж. Вещь»7, Л.С.Зингера «Очерки теории и истории портрета»8, В.Фриче «Социология искусства»9 и др. О портрете в прозаических произведениях на сегодняшний день существует достаточно работ, в которых роль портрета эмпирически определена10.

8 Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. М., 1989.

Словари и справочники3 не выделяют портрет в лирическом произведении, лишь в Литературной энциклопедии терминов и понятий под ред. А.Н.Николюкина упоминается, что «в лирике и особенно в драматургии

2 Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. Поэтика и индивидуальность. М., 1997. С.208.

1 Литературная энциклопедия терминов и понятий под ред. А.Н.Николюкина. М., 2001. С. 762.

М.И.Цветаевой, А.А.Ахматовой, С.А.Есенина, Г.Иванова и др. В работе анализируются лирические стихотворные произведения, в которых портретное изображение оказывается в центре внимания автора. Сатирическую поэзию мы не рассматриваем, поскольку она соотносима с особыми «комическими» и сатирическими формами изобразительного искусства, а значит, представляет собой тему отдельной работы.

Предметом исследования являются приемы, способы создания, функционирование портретных изображений в русской лирической поэзии, а также роль портрета в формировании художественного мира поэта в целом.

В нашей работе мы преследуем цель определить, обозначить, охарактеризовать и дифференцировать столь значительное, многогранное явление в русской лирике, как портрет. Соответственно задачи исследования обусловлены поставленной целью и заключаются в следующем:

— раскрыть и теоретически обосновать понятие «портрет в лирике», не обозначенное в литературоведческих справочниках и словарях как особое явление, имеющее существенные отличия от терминов, близких по наименованию («литературного портрета» и «портрета в прозе»);

— показать принципиальные различия между лишенным развернутого описания, часто фрагментарном (но по фрагменту сохраняющим целостность портретного изображения) метонимичным «портретом в лирике» и эпически развернутым, многократно «рассыпанном» в тексте, нередко имеющим авторское комментирование, аналитичным «портретом в прозе»;

— определить функциональные проявления портрета в поэтическом тексте, который имеет больше аналогий с искусством живописи, более развернутое поле взаимодействия с общесодержательным аспектом произведения, чем портрет в прозе, а также позволяет в «сгущенном» виде представить авторскую философскую картину мира;

— обосновать аргументированность последовательного обращения к портрету в русской литературе, особенно в конце XIX века, когда скрупулезное исследование микромира Человека и его места в общей

11 картине мироздания приводит к разработке новых портретных форм, в том числе и в поэзии;

— охарактеризовать основные средства создания портрета в лирическом произведении, спектр которых существенно расширяется по сравнению с портретом в прозе, что обусловлено общеконструктивными особенностями стихотворных произведений, позволяющими вмещать в свернутом виде описательную фактуру портрета, сохраняя при этом необходимую динамику; на основе анализа художественных текстов выявить, систематизировать и обосновать типологию портрета в лирической поэзии;

— показать особенности портретного «живописания» в индивидуальном стиле русских поэтов.

Методология. В исследовании были использованы сравнительно-сопоставительный, культурно-исторический, структурно-типологический, историко-функциональный методы. Методологическую основу работы составили труды Ф.И.Буслаева, А.А.Потебни, А.Ф.Лосева, П.Н.Сакулина, М.М.Бахтина, А.Н.Веселовского, Ю.М.Лотмана, В.М.Жирмунского. Использованы приемы анализа и подходы к исследованию текста, разработанные А.А.Потебней, В.В.Виноградовым, А.Н.Веселовским, В.М.Жирмунским, Ю.М.Лотманом и др. Особое внимание при разборе художественного произведения уделялось внутренней форме слова и произведения как основному семантическому центру, формирующему наполнение художественного образа и соответствующие ассоциативные связи, позволяющие раскрыть содержание произведения как многомерную систему.

Учение А.Ф.Лосева о диалектике художественной формы художественная форма есть личность как символ или символ как личность» (курсив А.Ф.Лосева)) было положено в основу рассмотрения понятия «портрет», в котором преломилась проблема соотношения формы и содержания: внешность человека (героя) есть отражение глубинного содержание не только образа героя, но произведения и мировоззрения автора

12 в целом. Поэтому одним из основных в диссертации стало понятие индивидуального стиля, разработанное в трудах А.Ф.Лосева, П.Н.Сакулина, П.А.Николаева, Ю.И.Минералова. Так, П.Н.Сакулин считал, что «всякий большой стиль есть формальное выражение определенного мировоззрения»1, а А.Ф.Лосев называл стиль «подлинным ликом художественного произведения» 2.

В основу разработки типологии портретов в лирике были положены труды М.М.Бахтина об авторе и герое, Ю.М.Лотмана о портрете. В исследовании аналогий изобразительному искусству, живописи (иконописи) и лирической поэзии использованы труды М.В.Алпатова, Ф.И.Буслаева, Б.Галанова, Н.Дмитриевой, М.О.Габель, Е.Трубецкого и др. Положения, выносимые на защиту:

2. Под «портретом в лирике» следует понимать такое метафорически емкое поэтическое изображение внешности героя, в котором через детали внешности или впечатление от них воссоздается не только его образ, но проявленная, поэтически визуализированная авторская картина мира.

3. Взаимопроникновение прозы и поэзии, повлекшее обоюдное заимствование приемов построения произведений, приводит к тому, что в стихотворениях сюжетные элементы проявляются более активно, а в прозе наблюдается ослабление сюжетной канвы и усиления лирического плана, которое происходит в основном за счет широко используемой описательности, в частности, портретного изображения, то есть портрет становится проявлением лирического в прозаическом произведении.

4. Усвоивший традицию поэтов-романтиков второй половины XIX века, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, а также философию современного тому времени изобразительного искусства, в частности, импрессионистической живописи, направленной на передачу движения в пространстве картины, портрет героя в лирике начала XX века постепенно становится воплощением рождающегося и преображающегося авторского впечатления о герое, его внутреннем мире и взаимодействии с ним.

5. Обусловленная культурно-историческим развитием, связанным с идеей антропоцентризма, с повышенным интересом к исследованию микрокосма личности как макрокосма (в соответствии с неоромантической традицией) активная разработка портретных форм в литературе (в прозе, поэзии и даже драматургии1) на рубеже Х1Х-ХХ веков становится знаковым явлением эпохи, одной из основных ее черт.

6. Исходя из учения М.М.Бахтина о соотношении автора и героя, выделяется портрет героя произведения (если герой в соответствии с замыслом объективизирован, «удален» от автора) и портрет

7. В соответствии с характером проявления лирического «я» автора можно выделить три основные группы портретов: 1) портрет героя лирического произведения, выражающего лирическое «я» автора; 2)портрет героя-адресата в лирическом произведении; 3) автопортрет.

8. В лирическом произведении как малой художественной форме описательный ряд зачастую эллиптируется, оставляя вниманию читателя наиболее значимые детали (лица, фигуры, костюма, детали, сопровождающие героя, и др.), которые преподаются автором таким образом, что возникает и портретное изображение, и раскрывается авторская позиция. Деталь в лирике в большей степени утрачивает функцию описательности, становится более метафоричной, часто являет собой «свернутый»1 сюжет, который, раскрываясь, наполняет портрет героя, зачастую дополненный звукописной составляющей.

Философия портрета напрямую связана с выражением личности через конкретное изображение. Портрет как феномен культуры проявил себя в различных областях искусства. В литературе, в частности, в прозе портрет стал почти обязательным, хотя и факультативным или периферийным по своему назначению компонентом. В лирике портретное изображение не столь обязательно. Однако в случае, когда оно становится предметом внимания поэта, роль его существенно превышает по значимости исполнение в прозаическом тексте, поскольку портрет в данном случае не только оказывается содержательным центром, организующим лирический сюжет, но визуализирует метафорически выраженную идею данного текста и авторскую картину мира в целом. Портрет в лирике обладает значительно большей степенью обобщения, чем в прозе, в которой для выражения

Таким образом, новизна диссертации определяется тем, что в ней 1)обозначено и раскрыто специально не заявленное в современной науке понятие «портрета в лирике», которое по форме, значению и назначению существенно отличается от понятия «портрета в прозе»; 2) собран и систематизирован и теоретически обоснован историко-литературный материал, связанный с изучением портрета в лирическом произведении; 3) на основе комплексного, сопоставительного культурно-исторического анализа художественных произведений выявлена специфика лирического портрета; 4)разработана его типология, а также 5)продемонстрировано преломление этого явления в творчестве ряда поэтов.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты могут быть использованы и уже используются в чтении вузовских базовых курсов по истории русской литературы, курсах по выбору, факультативах, посвященных истории и теории стиля, а также вопросов, связанных с разработкой проблем лирики, жанров поэзии, образа героя и лирического героя, при выборе тем курсовых и дипломных работ студентов, а также в курсах повышения квалификации учителей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения. Общий объем 384 страниц. Библиография насчитывает 311 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Лиризм русской прозы 30-х годов XIX века: В.Ф. Одоевский, М.Ю. Лермонтов 2004 год, кандидат филологических наук Остапцева, Вера Николаевна

Жанр литературного портрета в русской литературе второй половины XIX века: генезис, поэтика, типология 2005 год, доктор филологических наук Уртминцева, Марина Генриховна

Импрессионистические тенденции в русской прозе начала ХХ века 1995 год, доктор филологических наук Захарова, Виктория Трофимовна

Поэтика лирической прозы Б. Зайцева 2003 год, кандидат филологических наук Курочкина, Анжелика Валерьевна

Художественный мир малой прозы К.Г. Паустовского 1940-1960-х годов 2010 год, кандидат филологических наук Летохо, Елена Васильевна

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Колосова, Светлана Николаевна

Традиционно в литературе портрет рассматривается как значимый, но факультативный компонент произведения, связанный чаще всего с обозначением тех или иных черт героя, отражаемых во внешности. Однако в лирическом произведении портрет чаще всего не ограничивается функцией художественного приема. Включение в поэтический текст описания или ссылки на внешность героя произведения или живописное полотно переносит на него смысловые акценты, и тогда портрет оказывается не просто приемом (хотя эта функция активно проявляется в произведениях с доминантным эпическим началом), но становится содержательным и структурным центром произведения, организует лирический сюжет, становится наглядным метафорическим отражением философских взглядов поэта. Так, являясь не только средством создания образа, но отражая мировоззренческую картину мира художника, портрет в произведении лирическом приобретает категориальное значение.

Заметим, однако, что если в XIX веке в поэзии наибольшее распространение получил портрет героя-адресата, создаваемый как правило в рамках жанра послания, сонета и др., априори предрасполагающих к поэтическому изображению облика героя, в эпоху рубежа Х1Х-ХХ веков в

337 поэтическом творчестве наблюдается повышенный интерес к портрету, и к форме как описательной фактуре, и к самой идее портрета как философскому понятию (и эта тенденция объясняется особенностями эпохи), то во второй трети XX века интерес к портрету (особенно в поэтическом творчестве) угасает. И это тоже вполне объяснимо. Смена времен влечет и смену эстетических и философских взглядов. Так, в последующие эпохи претерпело существенное изменение соотношение понятий Мира и Человека. На первый план выходят проблемы социального устройства, представления о Человеке как отражении модели Вселенной разрушаются.

Портрет в лирике, в котором изначально выбранный предмет исследуется как средоточие внутренней динамики, отраженной во вне, теряет свою актуальность. С наступлением иной эпохи, войн, мировых потрясений, социальных преобразований, человек как микрокосм оказывается потерянным во всеохватном потоке истории. Трагическое разрушение Человека как самоценного мира, «растворение» остро индивидуального во всеобщем привело и к «остыванию» интереса к лирическому портрету, в котором бы визуализировалось личностная неповторимость. Человек оказался потерянным, растворенным в новом мире, во вселенной. Приоритеты личного сменяются приоритетами социального.

В портретном искусстве С.Дали, пожалуй, особенно выразительно отражена эта тенденция. На портретах «Большой параноик» (1936), «Испания» (1938), «Лицо войны» (1940), «Взрывающаяся рафаэлевская голова» (1951) центральное изображение либо распадается на составляющие детали, либо, напротив, фигуры воюющих или бедствующих людей составляют единое изображение, символизирующее портрет эпохи (Приложение № 39).

В поэзии ярким примером подобного процесса является лирика Георгия Иванова эмигрантского периода, в которой ведущим мотивом стало разрушение («Допустим как поэт я не умру/ Зато как человек я умираю»1), мотив «Распада атома» («Уже не принадлежа жизни, еще не подхваченный пустотой. На самой грани.» ). Название одного из сборников, «Портрет без сходства», красноречиво заявляет об искаженном, разрушенном изображении героя, а значит, и его мира.

Следует выделить ряд особенностей портрета в лирической поэзии: он менее конкретен, менее «подробен», чем портрет в прозаическом произведении, ему свойственна меньшая описательность; зачастую он метонимичен; ^ портрет в лирике чаще не средство создания героя, а способ передачи идеи поэтического произведения; ^ портрет в лирике обладает большей степенью обобщения, чаще всего является философемой, отражающей мировоззрение автора; ^ портрет в лирике создается не столько перечислением собственно портретных деталей, сколько акцентированием периферийных деталей лирического сюжета, цветовым наполнением текста, стиховой организацией;

1 Иванов Г.В. Соб. Соч. в 3-х томах. Т.1., М., 1994. С.321.

2 Иванов Г.В. «Распад атома» // Соб. соч. в 3-х томах. Т.П., М., 1994. С.ЗЗ.

339 особое место в создании лирического портрета занимает стиховая организация, звукописный компонент, ведь ритмический рисунок и звуковые ассоциации, соединяющие в систему основные детали портрета, позволяют передать единую живописно-музыкальную картину человеческой души, реализованную в портрете. ^ лирический портрет может являться компонентом жанра, однако выделить его как самостоятельный жанр сложно, т.к. в лирике он не имеет характерных жанровых признаков (как например, литературный портрет).

340 котором бесконечное отчаяние, трагическое испытание, безвременное страдание, разрушающее душу человека. Портрет, как и зеркало, отражает облик, тем самым как бы увеличивая и увековечивая непроходящую тоску лирического героя. Время остановилось на портрете и в жизни в отчаянный момент, и в этом основной пафос творчества поэта. Так портрет становится для Георгия Иванова символом страдающей вечно человеческой души.

В поэзии В.Я.Брюсова портрет обладает импрессионистическими чертами, это «растворяющийся» портрет, в котором нет и не может быть ни малейшей очевидности и определенности, потому что суть мировоззрения поэта — вечный поиск, устремление к постижению недостижимой тайны, которая априори не может иметь конкретных изображений. И даже видимые и, казалось бы, очень реальные черты растворяются под взглядом поэта-символиста. Импрессионистичность в портретах, созданных И.Северяниным, другого рода. Если в поэзии В.Я.Брюсова «перетекаемость» черт связана с необходимостью передать неисчерпаемость и таинственность их содержания, то несколько иное содержание импрессионистического портрета И.Северянина сродни содержанию импрессионистического портрета в живописи: поэт стремится передать подвижность изображения и одновременно подвижность самого чувства, им вызываемого. В творчестве А.А.Ахматовой характерная ее творчеству «недосказанность» проявляется и в портретных зарисовках, демонстрирующих движение лирического чувства героини.

Степень «открытости» автора читателю, выбор героя, вытекающий из особенностей индивидуального стиля, определяют тип портрета, используемый поэтом в произведении. В стихотворении может быть создан портрет героя, максимально объективизированного, «удаленного» от автора временем, пространством, сюжетом (как, например, часто это происходит в творчестве Н.С.Гумилева), но при этом он выражает авторскую позицию. Автор остается в большей степени наблюдателем. Однако в поэзии присутствие лирического героя обуславливает создание им самим портретов героев, к которым он так или иначе выражает свое отношение.

Если же при создании портрета в произведении автор подчеркивает в лирическом герое автобиографические черты (как, например, в поэзии С.А.Есенина), активно использует исповедальные мотивы (как, например, А.А.Ахматова), то целесообразно говорить об автопортрете в лирическом произведении.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Колосова, Светлана Николаевна, 2012 год

2. Анненский И. Избранные произведения. Л., 1988. 736 с.

3. Апухтин А.Н. Сочинения А.Н.Апухтина. С-Пб., 1907.

4. Ахматова A.A. Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1998.

5. Батюшков К.Н. Сочинения в 2-х томах. М., 1989.6. Библия.

6. Баратынский Е.А. Полное собрание стихотворений. СПб., 2000. 528с.

7. Брюсов В.Я. Собрание сочинений в 7-ми томах. М., 1973.

8. Бунин И.А. Полное собрание сочинений в 13-ти томах. М., 2006.

9. Волошин М. Собрание сочинений. М., 2003.

10. Глинка Ф.Н. Сочинения. М., 1986. 352с.

11. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений в 14-ти томах. Л., 1938.

12. Горький М. Полное собрание сочинений в 25-ти томах. T.I. М., 1968.

13. Григорьев A.A. Сочинения в 2-х томах. М., 1990.

14. Гумилев Н.С. Сочинения в 3-х томах. М., 1991.

15. Есенин С.А.Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. 1995.

16. Жуковский В.А. Полное собрание сочинений в 20-ти томах. (1-8тт.) М., 1999-2011.

17. Иванов Вяч.И. Собрание сочинений в 4-х томах. — Брюссель, 1971.

18. Иванов Г.В. Собрание сочинений в 3-х томах. М., 1993.

19. Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений. М.-Л., 1966.

20. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1969.

21. Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в 13-ти томах. М., 1959.

22. Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений в 11-ти томах. М., 20032004.

23. Петрарка Франческо. Лирика. М., 1980.

25. Северянин И. Гармония контрастов. Стихотворения. М., 1997.343

26. Северянин И. Тост безответный: Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1999.

27. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. М., 1979.

28. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений и письма в 6-ти томах. М., 2002.

29. Фет A.A. Стихотворения. Поэмы. Переводы. М., 1985.

30. Цветаева М. Собрание сочинений в 7-ми томах. М., 1994.

31. Шекспир У. Полное собрание сочинений в 8-ми томах. М., 1960.

32. А.Ахматова и православие: Сборник статей о творчестве. — М., 2008. 527с.

33. А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский. Смоленск, 1998.

34. Абеляшева Г.Е. Проблемы поэтики портрета: (На материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Симферополь, 1997.

35. Айзенштейн Е.О. Построен на созвучьях мир. СПб., 2000.

36. Акбашаева A.C. Поэзия и проза Марины Цветаевой. Стерлитамак, 1999.

37. Алексахина И.В. С.Есенин и современность. Л, 1985.

38. Алпатов М. Очерки по истории портрета. М.-Л., 1937.

39. Альберт И.С. Бунин: завещанное и новое. Львов, 1995.

40. Альфонсов В.Н. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского. Л., 1983.

41. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980. 250с.

44. Анискович Л.И. Марина Цветаева. Благоуханная легенда. М., 2008, 365с.344

45. Арефьева Н.Г. Максимилиан Волошин и античность. Астрахань, 2000, 168с.

46. Арнхейм Рудольф. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.392.

47. Арьев А.Ю. Жизнь Георгия Иванова: документальное повествование.-СПб: Звезда, 2009,485с.

48. Ашукин Н.С. Брюсов. М.: Молодая гвардия, 2006, 689с.

49. Б.В.Лушников, В.В.Перцов. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства. М., 2006.

50. Барахов B.C. Литературный портрет (Истоки, поэтика, жанр) Л., 1985.

52. Басинова Д.А. Искусство портрета в прошлом и настоящем. СПб., 1992.

53. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

54. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 424с.

56. Беленький Е.И. Павел Васильев. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1971, 74с.

57. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М., 1964.

58. Белкина М.О. Скрещение судеб. М., 1999.

59. Вельская В.И. Песенное слово: Поэтическое мастерство С.Есенина. М., 1990.

60. Бенуа А. История русской живописи в XIX столетии. М., 1999. 448с.

62. Благасова Г.М. Иван Бунин. М.; Белгород, 1997.

63. Благасова Г.М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики. — М.; Белгород, 2001.

66. Бодрова H.A. «Еще не раз Вы вспомните меня и весь мой мир, волнующий и странный.» Самара, 1998.

67. Бочарникова JI.A. Портрет как картина. С.-Пб.: издательство РГПУ им. А.И.Герцеена, 1998. 45.с.

68. Бродский И. О Цветаевой. М., 1996.

76. Велиев И.О.Литературный портрет: его функция и типология. Баку: Элм, 1986, 159с.

77. Венок поэту. Таллинн: 1987, 86с.

78. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 2008. 648с.

79. Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978.

80. Викулина Л.А. Творчество Марины Цветаевой: проблемы поэтики. М., 1998, 94с.

81. Виноградов В.В. История слов. М., 1997.

82. Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой. Стилистические наброски.

83. Труды Фонетического практического изучения языков. Л., 1925.

84. Владимир Маяковский и его традиция в поэзии. Исследования. — М.,г2005.215с.

85. Волошин М.А. Я к нагорьям держу свой путь: Стихотворения и акварели: Крым в акварелях Максимилиана Волошина. Феодосия, Коктебель, 1998, 15с.

86. Воронова О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура. Рязань.2002. 520с.

87. Воспоминания о Максимилиане Волошине. М., 1990.

88. Воспоминания о Марине Цветаевой. М., 1992.

89. Вронский А.К. Литературные портреты // Вронский А. К. Искусство видеть мир.- М, 1987.

90. Всехсвятская Т. Годы странствий М. Волошина. М., 1993.

91. Высотский О.Н. Николай Гумилев глазами сына; Воспоминания современников о Н.С.Гумилеве. — М., 2004. 633с.

92. Выходцев П.С. Павел Васильев. Очерк жизни и творчества. М.: Советская Россия. 1972, 141с.

93. Вяч. Иванов Прижизненные издания. РВБ. 2010. http://vyww.rvb.rU/ivanov/2 НГе^ше/ЬогогёуДос.Мт

94. Габель М.О. Изображение внешности лиц.// А.И. Белецкий Избранные труды по теории литературы. М., 1964.

95. Галанов Б. Живопись словом. Человек. Пейзаж. Вещь. М., 1972.

96. Галанов Б. Искусство портрета. М., 1967.

97. Гаспаров М. Л. Владимир Маяковский // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. — М., 1995. — С. 363-395.

98. Геворкян Т.М. На полной свободе любви и дара: индивидуальное и типологическое в литературных портретах Марины Цветаевой. М.,2003, 383с.

100. Гольдштейн П.Ю. Дом поэта. — Иерусалим, 1980.

101. Гончарова Н.Г. «Фаты либелей» Анны Ахматовой. М.-СПб, 2000. 677с.

102. Городницкий Л. О бессмертье своем не забочусь. Hannover. 1999.

103. Грабарь Н.Э. Моя жизнь: Автобиография. Этюды о художниках М., 2001.495с.

104. Грачева Д.С. От «тени» к «пальме»: Проза Николая Гумилева: монография. Воронеж, 2008, 259с.

105. Гумилевские чтения. Материалы международной конференции филологов-словистов СПб., 285с.

106. Гумилевские чтения: материалы международной научной конференции 14-16 апреля 2006 года. Санкт-Петербург, 2006, 345с.

108. Давидсон А.Б. Николай Гумилев. Смоленск, 2001. 109.Давлетова А.Р. Эстетические версии женского портрета в рассказах60.90-х годов XX века. Канд. дисс. М., МПГУ, 2007.

109. Данилович Т.В. Культурный компонент поэтического творчества Георгия Иванова: функции, семантика, способы воплощения. Минск, 2000.

110. Дефье О.В. Проза М. Горького о художнике и искусстве. М., 1996, 121с.

111. Дмитриев Е.В. Фактор адресации в русской поэзии XVIII — начала XX вв. Докт. дисс. М., 2004.

112. Дмитриева Н. Изображение и слово. М., 1962.

114. Добин Е.С. Поэзия Анны Ахматовой. Л., 1968.

115. Домогацкий В.Н. Теоретические работы. Исследования, статьи

118. Егорова О.Г. Единство в многообразии (о книге И.Бунина «Темные аллеи»). Астрахань, 2002.

119. Жарких В.Б. Максимилиан Волошин. Постижение тайн. 2008, 95с.

120. Жарких В.Б. Умозрение в словах и красках: Максимилиан Волошин. 2007, 239 с.

121. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. М., 1973. 183с.

122. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. JL, 1977.

124. Зайцев Б. Литературные портреты.

125. Занковская Л.В. Творчество Сергея Есенина в контексте русской литературы двадцатых годов XX века. М., 2002. 215с.

126. Занковская Л.В.Новый Есенин. М., 1997.

132. И.А.Бунин: pro et contra: Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных исследователей. Антология. СПб., 2001.

133. Игнатьев В.А. Счастье в поэзии и в жизни С.А.Есенина. М., 2002.

134. Искусство портрета. Сборник статей под ред. А.Г.Габричевского. М., 1928.

135. Кантор K.M. Тринадцатый апостол. М., 2008.

136. Капитонова H.A. Поэтическая

139. Кац Б.А., Тименчик Р.Д. Анна Ахматова и музыка. Д., 1989.

140. Кашпур O.A. Жанр литературного портрета в творчестве Б.К.Зайцева. Канд. дисс. М., МПГУ, 1995.

141. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994. 608с.

143. Клинч O.A. поэтический мир Марины Цветаевой. М., 2001, 112с.

144. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990.

145. Ковтунова И.И. Живопись и графика в поэзии Максимилиана Волошина. Владимир: изд-во А.Корзуна, 2005 35с.

146. Козлова Л.Н. Безумие всех тысячелетий: К истокам М.Цветаевой. М., 1994, 189с.

147. Колобаева Л.А. Проза И.А.Бунина. М., 1998.

148. Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Иваново, 1998.

149. Копалинский В. Словарь символов. — Калининград, 2002. 267с.

150. Косенко П.П. Павел Васильев. — Алма-Ата, 1967, 152с.

152. Краткая литературная энциклопедия под ред. А.А.Суркова. М., 1968.

153. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1961. 190с.

155. Кричевская Л.И. Портрет героя. М., 1994.

156. Кудрова И.В. Версты, дали.: Марина Цветаева: 1922-1939. М., 1991, 368с.

157. Кузнецова Г.Н. Грасский дневник. — М., 2001.

158. Культура и искусство России XIX века. Новые материалы иисследования. Сборник статей. Л., 1985. 174с.350

159. Куняев С.С. Русский беркут. М.: Наш современник, 2001, 464с.

160. Куняев Ст.Ю., Куняев С.С. Сергей Есенин. М., Молодая гвардия. 2006. 595с.

161. Купченко В.П. Жизнь Максимилиана Волошина. СПб., 2000.

162. Купченко В.П. Труды и дни Максимилиана Волошина. СПб., 2002, 494с.

163. Кутьева JI.B. Моя Цветаева: монография. М., 2008, 150с.

164. Кучеровский Н.М. И.Бунин и его проза (1887-1917). Тула, 1980, 319с.

165. Лаврова Е.А. М.Цветаева: основополагающие принципы бытия: монография. Горловка, 2007, 399с.

167. Лаврова Е.Л. Поэтическое миросозерцание М.И.Цветаевой. — Горловка, 1994.

168. Латыпова И.Ю. Миф о поэте в художественном мире М.И.Цветаевой. Канд. дисс. Самара, 2008.

169. Лекманов O.A. Концепция «Серебряного века» и акмеизма в записных книжках А.Ахматовой. Новое литературное обозрение. М., 2000, № 46.

170. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М.: Художественная литература. 1957, 519с.

171. Литературная энциклопедия терминов и понятий под ред.1. A.Н.Николюкина. М., 2001.

172. Литературный энциклопедический словарь. Под общ. ред.

173. B.М.Кожевникова и П.А.Николаева. М., 1987.

174. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.

175. Лосев А.Ф. Бытие. Имя.Космос. М., 1993. 958с.

176. Лосев А.Ф. Высший синтез. Неизвестный Лосев. М.: ЧЕРО, 2005.

177. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: из-во МГУ, 1982, 479с.

178. Лосская В. Марина Цветаева в жизни: неизданные воспоминаниясовременников. М., 1992, 348с.351

179. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972.

181. Лукницкая В.К. Николай Гумилев: Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л.: Лениздат, 1990, 301с.

182. Лушников Б.В. Рисунок. Портрет. М., 2004.

183. Лютова С.Н. Марина Цветаева и Максимилиан Волошин: эстетика смыслообразования. М., 2004, 190с.

184. М. Кузмин. Валерий Брюсов // Жизнь искусства. 1924. No 43. С. 2—3.

185. Макашева С.Ж. Творческая эволюция М.И.Цветаевой: онтология, концепция личности. Док. дисс. М., 2006, 378с.

186. Малая O.E. Эстетические взгляды Н.С.Гумилева: проблемы художественного творчества. Кострома, 2008,118с.

187. Малинкович И.З. Судьба старинной легенды. М., 1999.

188. Марина Цветаева в контексте культуры Серебряного века: материалы четвертых Международных Цветаевских чтений. Елабуга, 2008, 324с.

189. Марина Цветаева: Библиография. 1993.

190. Маркова О.В. Литературный портрет в системе биографических жанров. Монография. Хабаровск: изд-во ДВГУПС, 2007, 116с.

191. Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. М., Советский писатель, 1989-304с.

192. Маслова М.И. мотив родства в творчестве Марины Цветаевой. Орел, 2001, 151с.

193. Мейкин М. Марина Цветаева: поэтика усвоения. М., 1997.

194. Менделевич Э.С. «Пойми простой урок моей земли.». Орел, 2001, 157с.

196. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. Поэтика и индивидуальность. М., 1997.

197. Минералова И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. М., 1999, 225с.

198. Миркина З.А. Невидимый собор. СПб., 1999.

199. Мифологический словарь под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1991.

200. Михайлов О.Н. И.А.Бунин: Жизнь и творчество. Тула, 1987.

201. Молчановская Н.И. Интерпретация художественного текста. Из поэзии и прозы М.И.Цветаевой. М., 1997.

205. Мусинова Н.Е. Художественная форма в аспекте целостности: творчество Н.С.Гумилева: монография. Кострома, 2007, 167с.

206. Мухонкин М.Ш. Литературные портреты в прозе М. Горького 18901920-х гг. Канд. дисс., М., МПГУ, 2007.

208. Наумов Е. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. Л., 1969.

209. Неверова И. А. Художественный портрет как форма постижения человека в истории культуры. Канд. дисс. СПб., 2008.

210. Невинская И.Н. «В то время я гостила на земле.» (Поэзия Анны Ахматовой). М., 1999. 237с.

211. Нефедов В.В. Бунин как художник. Минск, 1992.

213. Нинов A.A. М.Горький и Иван Бунин: История отношений. Проблема творчества. Л., 1984, 559.

215. О Игоре Северянине. Череповец, 1987.

216. Образ поэта. Феодосия-М., 1997.

217. Осипова Н.О. Творчество М.И.Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века. Киров, 2000, 271с.

218. Оцуп H.A. Николай Гумилев. СПб.: Logos, 1995,197с.

219. Павел Васильев. Омск, 2002.

220. Павел Васильев. Материалы и исследования. Сборник статей. — Омск: издание ОмГУ, 2002, 118с.

221. Павел Васильев. Стихотворения и поэмы. JL, о. издательства «Советский писатель», 1968, 627с.

222. Павловский А.И. Анна Ахматова: Очерк творчества JL, 1982. 174с.

223. Павловский А.И. Куст рябины: О поэзии М.Цветаевой. JL, 1989, 350с.

224. Пайман Аврил. История русского символизма. М., 1998. 415с.

226. Пахарева Т.А. Художественная система Анны Ахматовой. Киев, 1994. 137с.

227. Петров В.М. «В мире круга земного.» Липецк, 2000.

228. Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство. М., 1966. Письма художника. М., 1984.

229. Пинаев С.М. Максимилиан Волошин, или Себя забывший бог. М.: Молодая гвардия, 2005, 659с.

230. Писарев Л.В. Высокой тяги лирические провода. М., 1998.

231. Полехина М.М. Прерванный полет в «огнь-синь». М., 2000.

232. Полехина М.М. Художественные искания в русской поэзии первой трети XX века. М.Цветаева и В.Маяковский. Художественная космогония: монография. М., 2002, 304с.

233. Полунин В.Л. Николай Гумилев: жизнь расстрелянного поэта. М., 2006, 749с.

234. Полянская М., «Брак мой тайный.» М., 2001.

235. Портрет в художественной прозе. Межвузовский сборник научных трудов. Сыктывкар, 1987.

237. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М., 1976. 614с.

238. Проблемы портрета. Материалы научной конференции.- М., 1973.

239. Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. М., 1975.

240. Пружан И.А. Князева В.А. Русский портрет конца XIX-XX вв. М.: Изобразительное искусство, 1980.

241. Разумовская М. Марина Цветаева: миф и действительность. — М., 1994. 573с.

242. Раскина Е.Ю. Поэтическая география Н.С.Гумилева. М., 2006.

243. Розенталь Э.М. Планета Макса Волошина. М.: Вагриус, 2000, 238с.

244. Русский литературный портрет и рецепция в XX веке: Концепция и поэтика: Сб. статей и материалов. СПб.: СПбГУ, 2002, 149с.

246. Русское искусство. Составители: Е.Е.Тагер, М.Н.Райхинштейн и А.И.Зотов. Под редакцией Н.И.Соколовой. M.-JL: Искусство. 1938. 195с.

247. Рыжкова Т.В. Встреча с Цветаевой. СПб., 2000.

248. С.П. Залыгин. Просторы и границы (О поэзии Павла Васильева)// Павел Васильев. Стихотворения и поэмы. JL, о. издательства «Советский писатель», 1968.

249. Саакянц A.A. Марина Цветаева. Жизнь и творчество М., 1999.

250. Савченко Т.К. Сергей Есенин и его окружение. М., 1990.

251. Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990. 240с.

252. Салимова Д.А. Время и пространство как категории текста: теория иопыт исследования: (на материале поэзии М.И.Цветаевой и

253. З.Н.Гиппиус): монография. М., 2009,196с.355

255. Сергей Есенин. Проблемы творчества. Сборник статей. М., Современник, 1978. 351с.

256. Серова М.В. поэтика лирических циклов в творчестве марины Цветаевой. Ижевск, 1997, 157с.

257. Сивоволов Б.М. Валерий Брюсов и передовая русская литература его времени. Харьков, 1985, 135с.

258. Скрябина Е.В. Дорогами Киммерии. Феодосия, 2001, 34с.

259. Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни»: Мир Ивана Бунина. М.: РГГУ, 2004.-268с.

260. Слободнюк С. Н.С.Гумилев. Душанбе, 1992.

261. Словарь литературоведческих терминов под ред. Л.И.Тимофеева и С.В.Тураева. М., 1974.

262. Словарь поэтического языка Марины Цветаевой. В 4-х тт. М., 1996.

263. Смелова М.В. Онтологические проблемы в творчестве Н.С.Гумилева: монография. Тверь, 2004,126с.’

265. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание чудотворных ее икон. М., 2010. 640с.

267. Спесивцева Л.В. Творчество М.И.Цветаевой 1910-1920-х годов: традиции символизма и авангардизма: монография. Астрахань, 2008, 231с.

268. Спивак P.C. Русская философская лирика, 1910-е годы. И.Бунин, А.Блок, В.Маяковский. М., 2005.

269. Стасевич В.Н. Искусство портрета. М. 1972.

272. Тарасова И.А. Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте: На материале поэзии Г.Иванова и И.Анненского. Докт. дисс. Саратов, 2004, 484с.

273. Творогов О.В. Древнерусские хронографы. JL: Наука, 1975, 320с.

274. Творческое наследие И.А.Бунина и мировой литературный процесс. — Орел, 1995.

277. Творчество Н.Гумилева и А.Ахматовой в контексте русской поэзии XX века. Материалы региональной научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Анны Ахматовой. Тверь, 2002. 115с.

278. Топоров В.Н. Об «эктропическом» пространстве поэзии// Русская словесность. Антология. М., 1997.

279. Тресиддер Д. Словарь символов. М., 1999. 448с.

280. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. Умозрение в красках. Два мира в древне-русской иконописи. Россия в ее иконе. М.: Инфо Арт, 1991, 111с.

281. Трыков В.П. Французский литературный портрет XIX века. М. 1999.

282. Тэн И. Философия искусства. М., 1996. 351с.

283. Уртминцева М.Г. Говорящая живопись. (Очерки истории литературного портрета). Монография. Нижний Новгород: издательство Нижегородского госуниверситета, 2000. 121 с.

284. Уртминцева М.Г. Литературный портрет в русской литературе второй половины XIX века: генезис, поэтика, жанр. Монография. Нижний Новгород. 2005, 225с.

285. Федосеева Л.Г. Марина Цветаева. Путь в вечность. М.: Знание, 1992, 63с.

286. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996.

287. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.

288. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Библиотека «Вехи» 2000. http://www.vehi.net/florensky/vodorazd/index.htm

289. Фразеологический словарь современного русского литературного языка. Под ред. А.Н.Тихонова. Справочные издания в 2-х томах. М., 2004.

290. Франк И.М. Портрет слова: опыт мифологемы. М.: ACT, 2008, 221с.

291. Фриче В. Социология искусства. М.-Д., Государственное издательство. 1930, 205с.

292. Хадынская A.A. Экфразис как способ воплощения посторальности в ранней лирике Георгия Иванова. Канд. дисс. Тюмень, 2004, 170с.

293. Хван A.A. Метафизика любви в произведениях А.И.Куприна и И.А.Бунина: Монография М.: Ин-т худож. творчества, 2003 103с.

295. Цветаева М.И. Проза. М., 1996.

298. Швейцер В.А. Быт и бытие Марины Цветаевой М., 1992, 536с.

299. Шевеленко И.Д. Литературный путь Цветаевой. М., 2002.

300. Шевченко С. Будет вам помилование, люди. Повесть о Павле Васильеве. Павлодар, 1999, 234с.

301. Шелковников А.Ю. Интегральная поэтика Н.С.Гумилева. Семиотика акмеизма. Барнаул, 2002, 137с.

302. Шеллинг Ф. Философия искусства. СПб., 1996. 496с.

303. Шетракова С.Н. С.А.Есенин. Художественный образ идействительность. — Рязань. 2004. 128с.358

304. Шмид В. Проза как поэзия. СПб., 1994.

305. Штерн М.С. В поисках утраченной гармонии. Омск, 1997.

306. Эйхенбаум Б. Анна Ахматова. Опыт анализа. Пг., 1923.

307. Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение от А до Я.-М., 2001.

308. Эфрон A.C. О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери. М., 1989.

310. Юдкевич Л.Г. Лирический герой Есенина. Казань, издательство Казанского университета. 1971. 210с.

311. Юлий Айхенвальд. Силуэты русских писателей. Том III: Новейшая литература. Издание четвертое, переработанное. Берлин, 1923. С. 128146.

312. Якобсон P.O. Работы по поэтике. М., 1987.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Digital Science & Education LP, 85 Great Portland Street, First Floor, London, United Kingdom, W1W 7LT

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *