Что такое поэтический синтаксис
Поэтический синтаксис
Изобразительные средства в поэтическом синтаксисе называют фигурами поэтической речи.
Повтор – основная разновидность стилистических фигур прибавления.
Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах:
Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки:
Многосоюзие ( полисинтетон ) – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры: «И блеск, и шум, и говор волн» (А. С. Пушкин).
Бессоюзие (асиндетон) – построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов:
Параллелизм – развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях:
Перенос ( анжанбеман ) – несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку или строфу и занимает часть следующей:
Над вороным утесом –
Ногу – уже с заносом
Бега – с трудом вкопав
В землю, смеясь, что первой
Встала, в зари венце –
Макс! мне было – так верно
Инверсия – необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок:
Белеет парус одинокий
«Обычный» порядок слов в приведенном предложении должен быть таким: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Но тогда это уже перестанет быть стихотворением.
Антитеза – противопоставление образов и понятий:
Они сошлись : волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости:
Все грани чувств, все грани правды
Риторический вопрос – это такой вопрос, который ставится для привлечения внимания к какому-либо явлению, а не для получения на него ответа:
Риторическое обращение тоже используется не для того, чтобы получить на него отклик, а чтобы обратить внимание на изображаемое:
Татьяна! Милая Татьяна!
Поэтический синтаксис
Вы будете перенаправлены на Автор24
Поэтический синтаксис – это совокупность специальных средств, которые используются для построения речи, характеризующейся усиленной образной выразительностью.
Поэзия
Поэзия представляет собой особый способ организации речи, который характеризуется привнесением в речь нетипичных для повседневного общения языковых элементов или нетипичным сочетанием слов в речи. Таким образом, поэзия является одним из видов творчества и искусства (в данном случае словесного).
Термин «поэзия» произошёл от греческого слова «ποίησις», которое переводится на русский язык как «творчество, сотворение».
Помимо выполнения непосредственно художественной и эстетической функций поэзия имеет прикладное применение: многие научные тексты (в частности, медицинские) облекались в стихотворную форму для их выделения как наиболее значимых текстов, а также в целях более простого заучивания объемистых и сложных произведений. В последнее время распространение получило использование в рекламе небольших, но легко запоминающихся стихотворных текстов.
Поэзия обогащает язык дополнительными мерами речи. К таковым относятся:
Готовые работы на аналогичную тему
Поэзия зарождалась ещё на заре человеческой цивилизации, когда выкрики первобытных людей осуществлялись в форме, близкой к музыкальной, и сопровождались активными движениями и жестикуляцией (схожими с танцами).
В современном мире, несмотря на растущий объем прозаических произведений, изменения общественного уклада и новейшие научные открытия, поэзия до сих пор играет значительную роль. Она позволяет человеку через естественно дарованный ему механизм описать сущность и характерные особенности человеческого бытия. Кроме того, благодаря располагающей эмоционально-экспрессивной окрасе поэзия способна обогатить и описать «сухие» факты действительности и, в частности, науки.
Синтаксические средства поэзии
Синтаксис представляет собой раздел грамматики и, соответственно, языкознания, предметом изучения которого являются словосочетания и предложения.
Основное предназначение синтаксиса заключается в разработке правил, которые упорядочивают структуру предложений.
Поскольку синтаксис занимается изучением связи между языковыми единицами, то с ним тесно переплетена стилистика. Это вызвано том, что признаки функциональных стилей и эмоционально-экспрессивные свойства языковых единиц в основном проявляются через особенности внутреннего устройства предложений. Для придания речи стилистических черт коммуникатор применяет определенные синтаксические средства.
Основными синтаксическими средствами, которые используются авторами при написании художественных произведений, являются:
Благодаря данным поэтическим средствам выразительной речи ученые-лингвисты получают возможность проанализировать стихотворные произведения художественной литературы. Этот анализ позволяет выявить особенности, характерные для конкретного автора и переходящие из текста в текст. Они объединяются под понятием «творческой индивидуальности», однако изучение авторского употребления синтаксических средств потеряло свою актуальность к середине прошлого столетия.
Современное языкознание выработало новое направление поэтического синтаксиса: изучение встречающихся в стихотворных произведениях явлений, которые находятся на стыке синтаксиса и различных сторон художественного текста (ритма, стихотворного метра, лексики и др.).
Что такое поэтичекий ситаксис?
Поэтический синтаксис
Изобразительные средства в поэтическом синтаксисе называют фигурами поэтической речи.
Повтор – основная разновидность стилистических фигур прибавления.
Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах:
Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки:
О других видах повторов (эпаналипсисе, анадиплосисе, симплоке) вы можете прочитать в специальной литературе.
Бессоюзие (асиндетон) – построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов:
Швед, русский колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет (А. С. Пушкин)
Параллелизм – развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях:
День – как трава расстилаюся.
Ночь – слезами умываюся. (Н. А. Некрасов)
Перенос (анжанбеман) – несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку или строфу и занимает часть следующей:
Над вороным утесом –
Ногу – уже с заносом
Бега – с трудом вкопав
В землю, смеясь, что первой
Встала, в зари венце –
Макс! мне было – так верно
Ждать на твоем крыльце! (М. И. Цветаева)
Инверсия – необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок:
Белеет парус одинокий
Антитеза – противопоставление образов и понятий:
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости:
Все грани чувств, все грани правды
Риторический вопрос – это такой вопрос, который ставится для привлечения внимания к какому-либо явлению, а не для получения на него ответа:
Риторическое обращение тоже используется не для того, чтобы получить на него отклик, а чтобы обратить внимание на изображаемое:
Татьяна! Милая Татьяна!
Поэтический синтаксис
Изобразительные средства в поэтическом синтаксисе называют фигурами поэтической речи.
Повтор – основная разновидность стилистических фигур прибавления.
Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах:
Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки:
О других видах повторов (эпаналипсисе, анадиплосисе, симплоке) вы можете прочитать в специальной литературе.
Бессоюзие (асиндетон) – построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов:
Швед, русский колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет (А. С. Пушкин)
Параллелизм – развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях:
День – как трава расстилаюся.
Ночь – слезами умываюся. (Н. А. Некрасов)
Перенос (анжанбеман) – несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку или строфу и занимает часть следующей:
Над вороным утесом –
Ногу – уже с заносом
Бега – с трудом вкопав
В землю, смеясь, что первой
Встала, в зари венце –
Макс! мне было – так верно
Ждать на твоем крыльце! (М. И. Цветаева)
Инверсия – необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок:
Белеет парус одинокий
Антитеза – противопоставление образов и понятий:
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости:
Все грани чувств, все грани правды
Риторический вопрос – это такой вопрос, который ставится для привлечения внимания к какому-либо явлению, а не для получения на него ответа:
Риторическое обращение тоже используется не для того, чтобы получить на него отклик, а чтобы обратить внимание на изображаемое:
Татьяна! Милая Татьяна!
Билет №19: Поэтический синтаксис
Билет №20: Фигуры и тропы.
В. Маяковский («Я», «Наполеон», «150 000 000»). В поэтической речи гипербола часто переплетается с другими художественными средствами (метафоры, олицетворения, сравнения и др.). Противоположность – литота.
сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.
Метафоры образуются по принципу олицетворения («вода бежит»), овеществления («стальные нервы»), отвлечения («поле деятельности») и т. д. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Метафора придает речи исключительную выразительность:
В каждый гвоздик душистый сирени, Распевая, вползает пчела. Вознеслась ты под свод голубой Над бродячей толпой облаков.
Театр уж полон, ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит.
В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи; так, когда В. Маяковский говорит о «стальном ораторе, дремлющем в кобуре», то читатель легко угадывает в этом образе метонимическое изображение револьвера. В этом отличие метонимии от метафоры. Представление о понятии в метонимии дается с помощью косвенных
признаков или вторичных значений, но именно это и усиливает поэтическую выразительность речи:
Ты вел мечи на пир обильный;
Все пало с шумом пред тобой; Европа гибла; сон могильный Носился над ее главой.
Когда же берег ада Навек меня возьмет Когда навек уснет Перо, моя отрада.
Здесь метонимия «уснет перо».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя…
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Обходит владенья свои.
В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча).
Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,
Дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу: сидят людей половины.
О дьявольщина! Где же половина другая?
Слуга влиятельных господ,
С какой отвагой благородной
Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот.
Без конца и без краю мечта!
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн…
Ты богат, я очень беден;
Ты румян, как маков цвет,
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная…
Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок.
Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено все произведение
…Как вдруг из лесу шасть
На них медведь разинул пасть …
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!
БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Всё будет так. Исхода нет.
Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность:
И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят, и о берег бьют.
И скучно и грустно, и некому руку подать…
Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Преданья старины глубокой
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням
ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.
В синем море волны плещут.
В синем небе звезды блещут.
Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы.
Выходит Пётр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Мы села — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги.
День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки. Признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении. Это свойство эпитета и используется при создании художественного образа:
Но люблю я, весна золотая, Твой сплошной, чудно смешанный шум; Ты ликуешь, на миг не смолкая, Как дитя без заботы и дум.
Свойства эпитета проявляются в слове лишь тогда, когда оно сочетается с другим словом, обозначающим предмет или явление. Так в приведенном примере слова «золотая» и «чудно смешанный» приобретают свойства зпитета в сочетании со словами «весна» и «шум»
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур, такое построение речи, главным образом поэтической, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность.
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур, такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие. Риторическое восклицание звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью:
Да, так любить, как любит наша кровь Никто из вас давно не любит!
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур. По форме, будучи обращением, риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д.:
А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов..
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 2311 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Шпаргалка для поэтов. Часть 2
ПОЭТИКА – изучение способов построения литературного произведения.
ПОЭТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА – имеет три раздела:
1. ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА.
Если мы соединяем слова по привычным ассоциациям, то получаем шаблонные фразы (хорошая погода, костёр любви. )
Употребление слова в необычной ассоциации, новизна словесных конструкций придаёт речи художественность.
Новизна исчезает, если её часто повторять. Подновление, освежение поэтической лексики достигается:
– перемещением слова в необычную лексическую среду;
– приданием слову необычного значения.
– заимствованием слова, выражения из другой лексической среды.
Ломоносов делил стиль на высокий, средний и низкий. «Высота» стиля зависит от подбора слов определённой лексической среды. При контрастном внедрении чужеродные слова привлекают внимание, придают смысловой вес. Пародия стиля передаёт комизм или сатиру. Лесков стилизовал речь Левши под «народную».
РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ.
а) ВАРВАРИЗМЫ (иностранные слова):
Как ДЕНДИ лондонский одет.
Сей неприятный ТЕТ-А-ТЕТ. (Пушкин)
МАКАРОНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – если много варваризмов:
Утро ясно ИЛЬ ФЕБО;
Дня светило, ЛЁ ФЛАМБО. (Мятлев)
ЭКЗОТИЗМ – создаётся варваризмами и собственными именами:
Барон д Ольбах, Морле, Гальяни, Дидерот –
Энциклопедии скептический причёт. (Пушкин)
КАЛЬКИ – буквальный перевод иностранных выражений: (имеет место, выглядит из себя, сделать знакомство. )
б) ДИАЛЕКТИЗМЫ – из нелитературных говоров того же языка:
ПРОВИНЦИАЛИЗМЫ – слова, характерные для какой-либо одной местности: шабёр (друг), дивчина (девушка).
МЕЩАНСКИЙ ГОВОР – исковерканные «культурные» слова:
Я хочу проминаж сделать (погулять). по-аглицки чего-нибудь. клеветон. (Лесков)
ЖАРГОНИЗМЫ – лексика отдельных групп (воры, улица, врачи, моряки. )
ВУЛЬГАРИЗМЫ – грубые слова (сволочь, стерва и т.д.)
Подобные слова «снижают язык» и допустимы только для передачи характеров персонажей, их бытовых условий.
в) АРХАИЗМЫ – устаревшие, библеизмы, славянизмы:
(юдоль, объемлет, виждь и внемли) – «высокий» стиль;
«приказной стиль» (препровождая при сем) – понижает.
Архаизмы, употреблённые в несоответствующей обстановке – источник комического, пародийного эффекта.
г) НЕОЛОГИЗМЫ – вновь образованные по законам русского словообразования слова, псевдоварваризмы:
(досадная укушетка, зуболомный, сникерсни. )
д) ПРОЗАИЗМЫ – разговорный синоним (вместо «очи» – глаза. ), научные и технические термины.
2. ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС.
Выражение можно сделать ощутимым путём подбора отдельных слов или целых фраз и предложений. Обычно слова располагают в определённом порядке: подлежащее (существительное), сказуемое (глагол), определение (прилагательное) перед определяемым.
Нарушение порядка слов вызывает ощущение необычности и требует особой интонации.
Мы произносим каждую группу слов, выделяя логическим ударением, делая паузы, разделяющие фразы, изменяя темп произношения, повышая или понижая голос – придаём ИНТОНАЦИЮ.
Интонация может не совпадать со знаками препинания.
Меняя логические ударения поочерёдно на различных словах одного и того же контекста, можно поменять смысл выражения:
ИВАН вчера был дома Иван ВЧЕРА был дома
Иван вчера БЫЛ дома Иван вчера был ДОМА
Как видите – получены четыре смысловых значения.
ИНВЕРСИЯ – перестановка слов, нарушение обычного порядка.
Инверсия вносит разнообразие и придаёт движение конструкции, «Дума тайная» звучит выразительнее, чем «Тайная дума».
Азартной ночи сыновья,
Кронштадтских дней наводчики
Держали поле по краям
И, штурма свежестью легки,
Их балагурили штыки. (Н. Тихонов)
ЭЛЛИПСИС – когда не хватает какого-либо члена предложения, обычно, глагола:
Ночь, улица, фонарь, аптека. (А. А. Блок)
ХИАЗМ (греч. хиазмос) – крестообразное расположение в виде греческой буквы Х (хи) – риторическая (стилистическая) фигура, заключающаяся в том, что в двух соседних предложениях крестообразно изменяется последовательность слов:
В России две напасти: Внизу – власть тьмы, а наверху – тьма власти. (Гиляровский)
Делить веселье все готовы: Никто не хочет грусть делить. (Лермонтов «Одиночество»)
Особо увлекаться «украшательством» не следует – всё должно подчёркивать смысл, а не затемнять его.
ФИГУРЫ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ – изобразительные средства в поэтическом синтаксисе.
Повтор – основная разновидность стилистических фигур прибавления.
АНАФОРА – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или в рядом стоящих фразах:
Как ни гнетёт рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины. (Ф. И. Тютчев)
ЭПИФОРА – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки:
Степям и дорогам
Не кончен счёт;
Камням и порогам
Не найден счёт. (Э. Багрицкий)
О других видах повторов (эпаналипсисе, анадиплосисе, симплоке) вы можете прочитать в специальной литературе.
МНОГОСОЮЗИЕ (полисинтетон) – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры:
И блеск, и шум, и говор волн (А. С. Пушкин).
БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов:
Швед, русский колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет (А. С. Пушкин)
ПАРАЛЛЕЛИЗМ – развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях:
День – как трава расстилаюся.
Ночь – слезами умываюся. (Н. А. Некрасов)
ПЕРЕНОС (анжанбеман) – несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку или строфу и занимает часть следующей:
Над вороным утёсом –
Белой зари рукав.
Ногу – уже с заносом
Бега – с трудом вкопав
В землю, смеясь, что первой
Встала, в зари венце –
Макс! мне было – так верно
Ждать на твоём крыльце! (М. И. Цветаева)
ИНВЕРСИЯ – необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (М. Ю. Лермонтов)
«Обычный» порядок слов в этом примере должен быть таким: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря».
Но тогда стихотворение станет прозой.
АНТИТЕЗА – противопоставление образов и понятий:
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой. (А. С. Пушкин)
ГРАДАЦИЯ – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь. (М. А. Волошин)
РИТОРИЧЕСКИЙ вопрос – ставится для привлечения внимания к какому-либо явлению, а не для получения на него ответа.
Знаете ли вы украинскую ночь. (Н. В. Гоголь)
Риторическое обращение тоже используется не для того, чтобы получить на него отклик, а чтобы обратить внимание на изображаемое:
Татьяна! Милая Татьяна! С тобой теперь я слёзы лью. (А. С. Пушкин)
ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
– повторение одинаковых звуков или их групп придаёт стихотворной речи благозвучие и музыкальность, подчёркивает то или иное настроение, помогает раскрыть поэтический замысел.
АССОНАНС – повторение одинаковых гласных наглядно демонстрирует красоту языка, благозвучность русского слога:
Дыша духами и туманами / Она садится у окна. (Блок «Незнакомка»)
Звуки различаются по их роли в системе человеческой речи. Чтобы слово зазвучало, нужно проделать определённую работу: напрягать мускулы гортани, изменять положение губ и языка.
БЛАГОЗВУЧИЕ РЕЧИ
– употребление звукосочетаний, приятных для слуха (акустическое благозвучие);
– построение речи, удобной в произношении (артикуляционное благозвучие).
ФОНЕМЫ – качественные типы звуков: гласные и согласные.
ГЛАСНЫЕ звуки: А – Я; О – Ё; Э – Е, И – Ы; У – Ю;
звук Й входит в Я, Ё, Ю, Е (йа, йо, йу, йэ – яма, ёлка, юг, если);
самый высокий (пронзительный, «белый») – звук И;
самый низкий (глухой, «тёмный») – звук У;
лабиализованные гласные О и У (сближаются губы).
В конце слов и перед глухими согласными звонкие согласные произносятся глухо:
столБ (столП), роЖЬ (роШ), Второй раЗ (Фторой раС);
Ш, Ж, Ц всегда звучат твёрдо – мыШ, ноШ, ЦЫрк;
Щ (сложный звук шч) и Ч всегда мягкие – (плоЩЯТка, меЧЬ).
* Неблагозвучная речь – когда много Ч, Щ, Ц, Ш, К или сталкиваются согласные в словах
(оТМЩение, меРЗКий). или стоят подряд (поеЗД МЧится).
* Благозвучная речь – когда гласные сменяются согласными:
приятно звучат ВЛ, ПЛ. по возможности следует избегать употребления Р.
* Фонемы, лёгкие для произношения (в порядке возрастания трудности):
– гласные;
– сонорные согласные (кроме Р);
– звонкие фрикативные (В, Ж, З);
– глухие фрикативные (Ф, Ш, С);
– взрывные;
– аффрикаты и звук Р.
ЗИЯНИЕ – несколько гласных подряд: «рекА И Озеро», особенно одинаковых –
«расскажите про оазис» (прАААзис), «пророчества Исайи и Иисуса» (пять И подряд).
ПОВТОРЫ – делают благозвучие ощутимым и лёгким, если ввести некоторые звуковые однообразия:
Утихает СВЕтлый ВЕтер.
Наступает СЕрый ВЕчер.
Ворон кАНУл на сосНУ,
ТрОНУл сОННУю волНУ. (А. Блок)
Подобозвучащие слова тяготеют друг к другу (звуковые ассоциации): «гул глухой», «ревущий зверь», «звёзды золотые».
* Звукоподражания:
Р – рычание, гром; З – дребезг; С – свист; Ш, Щ – глухой шум, шипение, шорох; Ж –жужжание; М –мычание.
Звук может передать цвет: «лилия» – И, белый; «буря» – У, тёмный.
Сонорные звуки – лёгкие, нежные, милые, юные.
Губные глухие – презрение (фу, подлый, плохо).
Высокие звуки – голоса детей, женщин, слабые, нежные.
Низкие звуки – голоса мужчин, сильные, грубые.
Осторожно! Звуковые ассоциации!
Я запретил бы «продажу ОВСА и СЕНА».
Ведь это пахнет убийством ОТЦА и СЫНА. (Н. Асеев)
ПОВТОРЫ по положению в стихе:
ЭВРИТМИЯ – звуковая организация речи, всегда связанная с интонацией. Именно она определяет эмоционально-смысловую выразительность стихотворных строк, задаёт ритм.
Стиховая речь ритмизированная, должна чётко делиться на повторяющиеся в определённом ритме речевые выражения (колоны), поэтому приходится их подгонять под заданный РИТМ.
КОЛОН – ритмико-интонационная единица звучащей речи. В каждом обособленном колоне имеется одно слово, на которое падает логическое ударение, а вокруг него объединяются примыкающие слова колона.
Колоны короткие – речь быстрая, резкая, отрывистая.
Колоны длинные – речь медленная, плавная, неотчётливая.
4. ИЗМЕНЕНЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
Значение слова определяется контекстом: «штука» может заменить любое существительное, «такой» – любое прилагательное. Нейтральные слова помогают при затруднении в выборе слова, заполняют пустое место и придают фразе законченный вид.
ГОРИТ восток зарёю новой, СЕДОЙ пень, СВИНЦОВАЯ мысль.
Перенос названия места на явления, связанные с этим местом:
«власть ВАТИКАНА» (папская власть), «происки ПЕНТАГОНА».
В противоположность эвфемизму применяются «огрубляющие», резкие выражения:
вместо «человек умер» – говорят «дал дуба».
СЮЖЕТ – художественно изложенный ИНТЕРЕСНЫЙ замысел.
ФАБУЛА – совокупность событий, связанная с личным отношением автора к выбранной теме.
Описание природы – бесфабульное: «птичка пролетела», «осень настала».
Построение фабулы:
–завязка (противоречивость ситуации);
–интрига (движение, развитие событий);
–кульминация (нарастание напряжения);
–развязка (интересы согласованы, добро победило).
Это – классический принцип построения любого художественного произведения.