Что такое поэтическое выражение
Краткий словарь по эстетике
Первый круг, при бесконечном объеме которого нам пришлось довольствоваться немногими общими определениями, касался поэтического вообще, как содержания, так и восприятия и организации его в виде поэтического произведения искусства. Теперь вторую сторону составляет поэтическое выражение — представление в самой внутренней объективности слова как знака представления и музыка слова.
Какое отношение существует между поэтическим выражением вообще и способом изображения в других искусствах, это мы можем вывести уже из всего того, что было сказано выше о поэтическом. Слово и звучание слова — это не символ духовных представлений, не внешняя пространственность, адекватная внутреннему началу, как в телесных формах скульптуры и живописи, не музыкальное звучание всей души, а просто знак. Однако и эта сторона, будучи высказыванием поэтического представления, должна, в отличие от прозаического способа выражения, теоретически стать целью и выявиться в ее оформленности.
В этом плане можно с большей определенностью разграничить три основных момента.
Во-первых, кажется, что поэтическое выражение заключено только в словах и потому соотносится лишь с чисто языковым элементом. Однако поскольку сами слова представляют собой только знаки представлений, то подлинные истоки поэтического языка заключаются не в выборе отдельных слов, способе их связывания в предложения и развитые периоды, не в благозвучии, ритме, рифме и т. п., но в способе представления. Исходный момент для развитого выражения нам следует искать поэтому в развитом представлении, и первый наш вопрос будет относиться к той форме, которую должно принять представление, чтобы достигнуть поэтического выражения.
Во-вторых, представление, поэтическое в самом себе, становится объективным только в слове. Поэтому нам предстоит рассмотреть языковое выражение также и с его чисто языковой стороны, с точки зрения отличия поэтических слов от прозаических, поэтических оборотов речи от словосочетаний повседневной жизни и прозаического мышления, если для начала мы и будем абстрагироваться от слышания тех и других.
Наконец, в-третьих, поэзия есть действительная речь, звучащее слово, которое должно быть оформлено как со стороны своей временной длительности, так и со стороны своего реального звучания, нуждаясь в метре, ритме, благозвучии, рифме и пр.
Поэтическое выражение
Таким образом, Мукаржовский приблизился к пониманию Гавранека, который рассматривал поэтический язык в качестве одной из составных частей общенародного литературного языка, в частности в работах довоенного периода. Гавранек основывался на дихотомии „поэтический язык—информационный язык» (с тремя функциональными слоями—разговорным, деловым и научным), что было в несколько иной форме выражено еще в „Тезисах» 1929 г. В статье „О функциональном расслоении литературного языка» (1942 г.) Гавранек занял несколько иную позицию, не включив непосредственно поэтический язык в число функциональных слоев литературного языка. Поэтический язык, который мы часто именуем одним из функциональных языков литературного языкового целого, не подвержен отмеченному функциональному расслоению. Отношения поэтического языка и литературного языка более свободны, чем взаимоотношения названных слоев; в пределах соответствующего языкового целого оба языка сосуществуют параллельно. И хотя весьма изменчивая структура поэтического языка базируется на структуре соответствующего литературного языка, все же последняя служит основой только для „означающих» (signifiant); „означаемые» же (signifié) формируют в нем иные, специфические структурные отношения». Однако поэтический язык и „означающие» элементы берет не только из литературного языка; из этих источников нелитературные элементы в свою очередь могут проникать в литературный язык, „заменяя при этом, однако, ряд означаемых; больше того, часто именно они служат основой для построения литературного языка (в своем развитии именно поэтический язык бывает первичным, а литературный язык —вторичным), но это уже специальные вопросы». Здесь не ясно, что понимается под изменением в означаемом элементе; уж, конечно, не то, что, например, слово máj поэт, ‘май’, перейдя в публицистику, утратило бы значение květen, скорее всего, оно потеряло бы только свой экспрессивный оттенок.
70 поэтических фраз, полных чувствительности
Поэтические фразы, выделенные в следующих строках они являются прекрасными примерами того, как слова могут использоваться для выражения ощущений и эмоций, которые выходят далеко за пределы теоретических ограничений языка. И заключается в том, что если что-то характеризовало человека на протяжении тысячелетий, это его способность использовать самые простые ресурсы для связи с другими.
70 поэтических фраз, полных элегантности
Существуют ситуации, в которых важно не буквальное содержание сказанного, а умственное воздействие, которое это оказывает при чтении. Поэтические фразы, в которых есть не только красота, но и великие послания, выходящие за рамки логических и синтаксических правил.
Эта подборка поэтических фраз является примером того, как это возможно исследовать глубокие эмоции через использование слова.
1. Истинная щедрость к будущему состоит в том, чтобы отдать все настоящему (Альберт Камю)
Эта поэтическая фраза приглашает вас насладиться настоящими моментами.
Идеально подходит для описания свободных отношений, где ценится автономия.
3. Однажды, оглядываясь назад, вы поймете, что эти годы борьбы были самыми прекрасными в вашей жизни (Зигмунд Фрейд)
4. Проходят годы, они симулируют, что они останавливаются и бегут снова, но среди темной перспективы всегда есть кто-то, кто поднимает факел, который заставляет нас видеть интимную сторону часов (Марио Бенедетти)
У нас всегда есть кто-то, кто помогает нам замкнуть круг и дать нам полное видение.
5. Я не мог обсуждать это с кем-либо, потому что чувствовал, не имея возможности объяснить это, что мои причины могут быть справедливы только для меня (Габриэль Гарсия Маркес)
Приговор глубокой близости с самим собой.
Красивая фраза ценить каждый момент любви доставлено.
7. Она стала настолько искренней в обмане, что в конечном итоге утешала себя своей ложью (Габриэль Гарсия Маркес)
Когда мы жертвы наших собственных уловок.
8. Оптимистическая надежда найти проходимый мост между пределами и бесконечностью все еще ждет меня (Алехандра Пизарник)
Эта фраза сопровождает мучительную душу.
9. Никогда не упускайте возможность, которая делает вас счастливым, даже если другим это не нравится (Оскар Уайльд)
. так как ничто не удовлетворяет ваши истинные потребности.
10. Счастлив тот, кто не настаивает на своей правоте, потому что ее никто не имеет или у всех есть (Хорхе Л. Борхес)
11. Человеку свойственно ошибаться, Богу прощать (Александр Папа)
Очень известная фраза, которая никогда не теряет ту маленькую мудрость, которая требует размышлений.
12. Я хозяин своей судьбы, я капитан моей души (Уильям Эрнест Хенли)
Эта фраза может сопровождать мгновение.
13. Лес красивый, темный и глубокий. Но у меня есть обещания и мили, которые нужно пройти, прежде чем я усну. И много миль до сна (Роберт Фрост)
Очень аллегорический способ сказать, что важно дать достаточно места для отдыха.
14. Так кончается мир, но не взрывом, а плачем (Т. С. Элиот)
Интересное отражение фразы, которая может сопровождать это чувство разочарования.
15. Шагни осторожно, чтобы ты наступил на мои мечты. (В. Б. Йейтс)
Отличная фраза, чтобы подтвердить.
16. Стремиться, искать, находить и не сдаваться (Альфред лорд Теннисон)
17. Лучше любить и потерять, чем когда-либо любить (Альфред лорд Теннисон)
Всегда лучше ценить эмоции, которые мы собираем.
18. Поскольку я не мог остановиться из-за смерти, Он любезно остановился для меня (Эмили Дикинсон)
Поэтическая фраза, в которой много загадок.
19. Глаза моей дамы совсем не похожи на солнце (Шекспир)
Эта оценка имеет четкую лирическую силу.
20. Вкусности хорошие, но ликер быстрее (Огден Нэш)
Любопытный способ пригласить кого-нибудь на тост с нами.
21. Небольшое обучение опасно (Александр Папа)
Потому что так мы узнаем себя.
23.Быть или не быть: вот в чем вопрос (Шекспир)
Одна из самых известных поэтических фраз Безусловно, отвечает за одного из самых авторитетных и талантливых писателей в истории.
24. Красота это правда, правда прекрасна (Джон Китс)
Эта поэтическая фраза Китса обращается к оценке истины.
25. Я расстояние, которое вы проводите между всеми моментами, которыми мы будем (Леонард Коэн)
Эта фраза идеально подходит, чтобы сопровождать разбитое сердце перед невозможной любовью.
26. Не забывайте, что то, что мы сегодня называем реальностью, было вчерашним воображением (Хосе Сарамаго)
Очень интимное и интенсивное послание, чтобы закончить отношения.
Любопытны и замечательные аналогии Марка Твена.
Эта фраза используется многими смелыми людьми.
29. Я был счастлив почти каждый день своей жизни, по крайней мере, на некоторое время, даже в самых неблагоприятных обстоятельствах (Роберто Боланьо)
30. Я не знаю, как долго / существуют факты, которые не подпадают под общую меру времени (Хорхе Л. Борхес)
И в этом чувстве и интенсивности время делает его ценным.
31. Если ты собираешься покинуть мою жизнь, я прошу тебя только об одном: когда ты уйдешь и увидишь, что со мной все в порядке, не смей возвращаться (Марио Бенедетти)
Эта поэтическая фраза идеально подходит для замыкания циклов.
32. Бывают времена, когда человеку приходится так тяжело бороться за жизнь, что у него нет времени на это (Чарльз Буковски)
Эта поэтическая фраза сталкивает нас с присутствием времени во всем этом.
33. Легче обмануть людей, чем убедить их в том, что они были обмануты (Марк Твен)
Эта фраза заставляет нас задуматься о том, во что мы верим.
34. Ваши недостатки будут позже для других ваших качеств, если вы настаиваете (Жан Кокто)
Так как только постоянство может преобразовать их таким образом.
35. Тот факт, что вы ничего не ловите рыбу, не означает, что там нет рыбы (Том Уэйтс)
Если вы еще не решили сделать шаг, это не значит, что вы не можете ходить.
Способ понять нашу природу.
37. Когда наши идеи сталкиваются с реальностью, необходимо пересмотреть эти идеи (Хорхе Луис Борхес)
Ничто не может быть абсолютным.
38. Обычно мы видим только то, что хотим видеть; настолько, что иногда мы видим это там, где его нет (Эрик Хоффер)
Когда мы заставляем обстоятельства удовлетворять наши потребности с помощью чего-то, чего не существует.
39. Лечи иногда, облегчай часто, всегда слушай (Луис Пастер)
Эта поэтическая фраза содержит содержание, привлекающее внимание к общественным событиям.
41. Любопытство стало больше, чем страх, и я не закрывал глаза (Хорхе Л. Борхес)
Еще одна фраза для смелости.
42. Я никогда не верил, что мы можем изменить мир, но я верю, что каждый день все может измениться (Франсуаза Жиро)
43. Когда все ушли, а мы оба остались между пустыми стаканами и грязными пепельницами, как прекрасно было знать, что ты там (Хулио Кортасар)
Чтобы сохранить депрессивные сцены со сладостью и любовью был талант Кортасар
44. Я думаю, что у всех нас есть немного этого прекрасного безумия, которое заставляет нас двигаться, когда все вокруг безумно вменяемое (Хулио Кортасар)
О стихийных выражениях.
45. Внезапно / пока ты шел со мной / я прикоснулся к тебе / и моя жизнь остановилась (Пабло Неруда)
Неруда приносит нам волшебные места.
И это делает его неотразимым.
47. Даже если они заставят меня, я никогда не скажу, что все прошедшее время было лучше. Завтра лучше (Луис Альберто Спинетта)
Позитивное видение жизни.
48. Плохо в жизни то, что это не то, во что мы верим / но и не наоборот (A Pizarnik)
Фраза, которая сопровождает больше, чем фраза, на самом деле является поэтическим выражением.
49. В ощущении принимается то, что прибывает, в чувство вмешивается (Антонин Арто)
Способ начать революцию чувств.
50. Я слышу, как ветер проходит, и я думаю, что просто чтобы услышать ветер, стоит родиться (Фернандо Пессоа)
Когда мы ценим каждую деталь жизни.
52. Мы шли, не ища нас, но зная, что мы собираемся встретиться (Хулио Кортасар)
Для трудных моментов.
54. Я не могу заткнуться, когда мое сердце кричит (Fiódor Dostoievski)
Художественный способ уловить силу эмоций.
И это одно из самых сложных забываний.
56. Никогда не поддавайтесь идее, что то, что не приносит прибыли, не имеет ценности (Артур Миллер)
Иногда ценность заключается в малости нашего мужества.
57. Никогда так близко не набросился далеко (Сезар Вальехо)
И так или иначе это нужно было почувствовать.
58. Счастье осознает, что ничто не является слишком важным (Антонио Гала)
. и вычесть значение, которое им не нужно.
59. Когда мир рушится, лучше не привязываться ни к чему (Чарли Гарсия)
Так как вы становитесь стандартным носителем дела.
И это всегда стремится уничтожить.
61. Новые континенты не открываются, если не хватает смелости упускать из виду старые берега (Андре Жид)
Эта фраза побуждает нас перевернуть страницу.
62. Ведь ты единственная стена. Если вы не пропустите, вы никогда не сделаете ни одного шага (Л. А. Спинетта)
Можно быть препятствием, мешающим эволюции.
63. Поэзия не может быть найдена нигде, когда ее не носят внутри (Жозеф Жубер)
Один поэтичен и дает только ту ценность, которая нам нужна
64. Каждый день мне все меньше интересно быть судьей, и я предпочитаю быть его любовником (Хосе Ортега-и-Гассет)
Будьте частью фактов, которые должны играть.
65. Нужно быть осторожным при выборе врагов, потому что в итоге они выглядят как они (Хорхе Луис Борхес)
Почему-то наши враги похожи на нас.
66. Вы можете ласкать людей словами (Ф. Скотт Фицджеральд)
Нам всегда нужно сопровождать наши кампании.
68. Чем меньше сердце, тем больше ненависти к нему (Виктор Гюго)
Противоречивый, но верный аспект.
69. Наберись мужества, зная, что ты будешь побежден, иди и сражайся: это литература (Роберто Боланьо)
Это смелость ступить на заминированную дорогу и не жить вне ее.
70. После определенного момента нет возврата. Это точка для достижения (Франц Кафка)
Точка, которая равна трансцендентности.
Biblical Series VIII: The Phenomenology of the Divine (December 2021).
поэтическое выражение
Смотреть что такое «поэтическое выражение» в других словарях:
ПОЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — понятие, содержание которого фиксируется способ (стиль, тип) мышления, основанный на презумпции принципиальной недосказанности (неполноты) и метафоричности. В содержательном плане П.М. предполагает радикальный отказ от жесткого рационализма, не… … История Философии: Энциклопедия
ПОЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — понятие, содержание которого фиксируется способ (стиль, тип) мышления, основанный на презумпции принципиальной недосказанности (неполноты) и метафоричности. В содержательном плане П.М. предполагает радикальный отказ от жесткого рационализма, не… … История Философии: Энциклопедия
Поэзия — в ряду других искусств П. занимает совершенно особое место, в зависимости от того элемента, который принято называть ее материалом слова. Слово есть орудие человеческого общения, средство для выражения мысли; поэт пользуется им для того, чтобы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Поэзия — У этого термина существуют и другие значения, см. Поэзия (значения). Поэзия (греч. ποίησις, «творчество, сотворение») особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определенной потребностями… … Википедия
Стиль — 1. Понятие стиля. С. исторически обусловленное эстетическое единство содержания и многообразных сторон художественной формы, раскрывающее содержание произведения. С. возникает как результат «художественного освоения» определенных сторон социально … Литературная энциклопедия
ДИЛЬТЕЙ — (Dilthey) Вильгельм (1833 1911) нем. философ, историк культуры, представитель философии жизни, основоположник «понимающей психологии», один из основателей исторической герменевтики. С 1867 по 1908 проф. ун тов в Базеле, Киле, Бреслау и Берлине.… … Философская энциклопедия
Французская литература — Титул одного из первых изданий «Гаргантюа и Пантагрюэля» (Лион, 1571) … Википедия
Французская литература — занимает центральное положение в умственном и художественном развитии всей Европы. Ей принадлежало еще в XII в. то передовое значение, которого она не утратила и до наших дней. Песня о национальном французском герое Роланде властно заполонила… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — (см. также АМЕРИКАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ). Америку освоили англичане, ее языком стал английский, и литература уходила корнями в английскую литературную традицию. Ныне американская литература повсеместно признана как литература самобытно национальная.… … Энциклопедия Кольера
Мицкевич Адам — величайший польский поэт, начинатель польского романтизма, род. 24 дек. 1798 г. в с. Заосве, близ Новогрудка, Минской губ., где отец его Николай, родовитый средней руки шляхтич, обремененный многочисленным семейством, занимался адвокатурою.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Овидий — (Публий Овидий Назон) один из самых даровитых римских поэтов, род. в 43 г. до Р. Х. (711 по основании Рима) в городе Сульмоне, в стране пелигнов, небольшого народа сабелльского племени, обитавшего к востоку от Лациума, в гористой части Средней… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
литературные приемы
Аллегория – это выражение отвлеченных понятий через конкретные художественные образы.
Глупого и упрямого часто называют Ослом, труса – Зайцем, хитрого – Лисой.
Аллитерация (звукопись) – это повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). При этом большое значение имеет высокая частотность данных звуков на относительно небольшом речевом участке.
Однако если повторяются целые слова или словоформы, как правило, об аллитерации речь не идет. Для аллитерации характерно нерегулярное повторение звуков и именно в этом и заключается основная особенность данного литературного приема.
От рифмы аллитерация отличается в первую очередь тем, что повторяющиеся звуки сосредотачиваются не в начале и конце строки, а абсолютно производно, хотя и с высокой частотностью. Вторым отличием же является тот факт, что аллитерируются, как правило, согласные звуки. К основным функциям литературного приема аллитерации относятся звукоподражание и подчинение семантики слов ассоциациям, которые вызывают у человека звуки.
«Где роща ржуща ружей ржет».
«Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот и стих,
землю молодости».
Повторение слов, словосочетаний или сочетаний звуков в начале предложения, строки или абзаца.
«Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза»
Довольно часто анафора, как литературный прием, образует симбиоз с таким литературным приемом, как градация, то есть повышение эмоционального характера слов в тексте.
«Умирает скот, умирает друг, умирает сам человек».
Антитеза (или противопоставление) – это сопоставление слов или словосочетаний, резко различных или противоположных по смыслу.
Антитеза позволяет произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте стихотворения. Также в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.
Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем (М.Лермонтов).
Кто был ничем, тот станет всем.
Антономасия — выразительное средство, при употреблении которого автор использует имя собственное вместо имени нарицательного для образного раскрытия характера персонажа.
Он Отелло (вместо «Он большой ревнивец»)
Скупого часто называют Плюшкиным, пустого мечтателя – Маниловым, человека с чрезмерными амбициями – Наполеоном и т.д.
При употреблении этой фигуры автор напрямую обращается к читателю, Богу, либо какому-либо объекту. Обращение выделяется восклицательной интонацией и в первую очередь служит для привлечения внимания читателя к чему-либо.
Ассонанс – это особый литературный прием, заключающийся в повторении гласных звуков в том или ином высказывании. Именно в этом заключается основное отличие ассонанса от аллитерации, где повторяются согласные звуки. Существует два немного различающихся применения ассонанса.
1) Ассонанс применяется в качестве оригинального инструмента, придающего художественному тексту, в особенности поэтическому, особый колорит. Например:
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие макушки –
Французы тут как тут.
2) Ассонанс достаточно широко используется для создания неточной рифмы. Например, «город-молот», «царевна-несравненна».
Одним из хрестоматийных примеров использования, как рифмы, так и ассонанса в одном четверостишии является отрывок из поэтического произведения В. Маяковского:
Превращусь не в Толстого, так в толстого –
Ем, пишу, от жары балда.
Кто над морем не философствовал?
Вода.
Восклицание может появиться в любом месте стихотворного произведения, но, как правило, авторы используют его, интонационно выделяя особо эмоциональные моменты в стихе. При этом автор акцентирует внимание читателя на особенно взволновавшем его моменте, сообщая ему свои переживания и чувства.
Гипербола – это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.
Изменение традиционного порядка слов в предложении для придания фразе более выразительного оттенка, интонационного выделения какого-либо слова.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов)
Традиционной порядок требует иного построения: Белеет одинокий парус в голубом тумане моря. Но это уже будет не Лермонтов и не его великое творение.
Другой великий русский поэт Пушкин считал инверсию одной из главных фигур поэтической речи, причем нередко поэт использовал не только контактную, но и дистанционную инверсию, когда при перестановке слов между ними вклиниваются другие слова: «Покорный Перуну старик одному. ».
Инверсия в поэтических текстах выполняет акцентную или смысловую функцию, ритмообразующую функцию для выстраивания поэтического текста, а также функцию создания словесно-образной картины. В прозаических произведениях инверсия служит для расстановки логических ударений, для выражения авторского отношения к героям и для передачи их эмоционального состояния.
Ирония – сильное выразительное средство, имеющее оттенок насмешки, иногда легкой издевки. При употреблении иронии автор использует слова с противоположным по смыслу значением так, чтобы читатель сам догадался об истинных свойствах описываемого объекта, предмета или действия.
Игра слов. Остроумное выражение, шутка, основанные на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова.
Примеры каламбура в литературе:
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
(А.С.Пушкин)
И прежде служивший мне стих,
Струною оборванный, стих.
(Д.Д.Минаев)
Весна хоть кого с ума сведет. Лед – и тот тронулся.
(Э.Кроткий)
Противоположность гиперболе, образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.
Лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах. а сам с ноготок! (Некрасов)
Метафора – это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Метафора основана на подобии или сходстве.
Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства.
Чаще всего при использовании метафоры автор, раскрывая свойства одушевленного объекта, использует слова, употребление которых характерно для описания неодушевленных предметов, и наоборот.
При использовании метонимии автор производит замену одного понятия другим на основе сходства между ними. Близкими по смыслу в этом случае являются причина и следствие, материал и сделанная из него вещь, действие и орудие.
Все флаги в гости будут к нам.
(здесь флаги замещают страны).
Я три тарелки съел.
(здесь тарелка замещает кушанье).
При употреблении этой фигуры автор напрямую обращается к читателю, Богу, либо какому-либо объекту. Обращение выделяется восклицательной интонацией и в первую очередь служит для привлечения внимания читателя к чему-либо.
Нарочитое сочетание противоречивых понятий.
Смотри, ей весело грустить
Олицетворение – это перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также на животных.
Эти признаки подбираются по тому же принципу, что и при употреблении метафоры. В конечном итоге у читателя возникает особое восприятие описываемого предмета, при котором неодушевленный объект имеет образ некоего живого существа либо оказывается наделен качествами, присущими живым существам.
Призадумался,
Грустью темною
Затуманился?
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше…
Парцелляция – это синтаксический прием, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки и выделяется на письме как самостоятельные предложения.
«Он тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить» (Шукшин).
Автор для выразительности интонационно разбил на несколько частей одно предложение: «Он тоже пошёл в магазин купить сигарет».
Перифраза – это выражение, которое в описательной форме передает смысл другого выражения или слова.
Царь зверей (вместо лев)
Мать русских рек (вместо Волга)
Многословие, употребление логически излишних слов.
Примеры плеоназма в быту:
В мае месяце (достаточно сказать: в мае).
Местный абориген (достаточно сказать: абориген).
Белый альбинос (достаточно сказать: альбинос).
Я там был лично (достаточно сказать: Я там был).
В литературе плеоназм часто используется как стилистический прием, средство выразительности.
Углубленное изображение психических, душевных переживаний героя.
Повторяющийся стих или группа стихов в конце песенного куплета. Когда рефрен разрастается до целой строфы, он обычно называется припевом.
Предложение в форме вопроса, на который не ожидается ответа.
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Обращение, адресованное отвлеченному понятию, неодушевленному предмету, отсутствующему лицу. Способ усилить выразительность речи, выразить отношение к тому или иному лицу, предмету.
Русь! куда же несешься ты?
Сравнение — один из выразительных приемов, при употреблении которого определенные, наиболее характерные для предмета или процесса свойства раскрываются через аналогичные качества другого предмета или процесса. При этом проводится такая аналогия, чтобы предмет, свойства которого используются в сравнении, был более известен, чем описываемый автором объект. Также неодушевленные предметы, как правило, сравниваются с одушевленными, а отвлеченное либо духовное с материальным.
то жизнь моя пропела – провыла –
И проплакала сама над собой.
Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.
Символ заключает в себе переносное значение, и этим он близок метафоре. Однако эта близость относительна. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определенное явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины.
заря, утро – символы молодости, начала жизни;
ночь – символ смерти, конца жизни;
снег – символ холода, холодного чувства, отчуждения.
Замена названия предмета или явления названием части этого предмета или явления. Говоря короче, замена названия целого названием части этого целого.
Родной очаг (вместо «родной дом»).
Плывет парус (вместо «плывет парусная лодка»).
«…и слышно было до рассвета,
как ликовал француз. » (Лермонтов)
(здесь «француз» вместо «французские солдаты»).
Повторение другими словами того, что уже было сказано, а значит, не содержащее новой информации.
Автомобильные шины – это шины для автомобиля.
Мы объединились воедино.
метафора, аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония.
Умолчание – стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком, начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя; говорящий как бы объявляет, что не будет говорить о вещах, не требующих подробного или дополнительного объяснения. Нередко стилистический эффект умолчания заключается в том, что неожиданно прерванная речь дополняется выразительным жестом.
Баснь эту можно бы и боле пояснить –
Да чтоб гусей не раздразнить…
Здесь автор намеренно не заканчивает фразу, но явно подразумевается: «Лучше помолчим».
Градация (или усиление) – это ряд однородных слов или выражений (образов, сравнений, метафор и т. п.), последовательно нагнетающих, наращивающих или, наоборот, понижающих смысловую или эмоциональную значимость передаваемых чувств, излагаемой мысли или описываемого события.
Пример восходящей градации:
Не жалею, не зову, не плачу…
В заботе сладостно туманной
Не час, не день, не год уйдет.
Пример нисходящей градации:
Ему обещает полмира, А Францию только себе.
Нейтральное по смыслу слово или выражение, которыми в разговоре заменяют другие выражения, считающиеся неприличными или неуместными в данном случае.
Схожу попудрю нос (вместо Схожу в туалет).
Его попросили из ресторана (вместо Его выгнали).
Образное определение предмета, действия, процесса, события. Эпитет представляет собой сравнение. Грамматически эпитет чаще всего представляет собой прилагательное. Однако в его качестве могут использоваться и другие части речи, например, числительные, существительные или глаголы.
бархатная кожа, хрустальный звон.
Повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи. Противоположность анафоры, при которой слова повторяются в начале предложения, строки или абзаца.
«Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков. » (Н. В.Гоголь).