Что такое поэзия 4 класс
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: «Поэтическая тетрадь»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: «Поэтическая тетрадь»
Ход урока.
1. Организационный момент
Доброе утро (руки в стороны)
Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И тогда весь день будет веселее.
Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)
А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Будьте все здоровы! (руки в стороны)
Урок сейчас пойдёт,
В мир знаний поведёт.
— Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.
— Долгожданный дан звонок,
Пусть нам всем пойдёт он впрок.
Тихо сядут девочки, мальчики.
Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем хорошего настроения и плодотворной работы.
— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:
внимательно слушай учителя и своих товарищей,
не перебивай других, уважай их мнение!
Работа со скороговоркой:
На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
— О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?
-Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!”
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?
— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.
2. Речевая разминка.
— Ребята, вспомним главное правило.
Дети: Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
• Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.
— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)
— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
— Отгадайте загадку.(слайд 3)
Гостьи к нам пришли: Седая,
А за нею — молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвёртая рыдает.
— Отгадайте. Обоснуйте свой ответ.
— Рассмотрите иллюстрацию-отгадку. (слайд 4)
— Сколько времён года вы увидели?
— Какое задание вы выполняли при подготовке к уроку?
1) Найти книгу одного из авторов по рекомендательному списку.
3) Выучить по желанию 1 стихотворение.
4) подготовить краткое сообщение об авторе.
(Готовиться к уроку можно индивидуально, в паре, группой)
Подумать!? Почему этих поэтов называют родными?
Рекомендательный список к уроку:
(Е.А.Баратынский, К.Д.Бальмонт, А.А.Блок, В.Я.Брюсов, И.А.Бунин, С.А.Есенин, А.В.Кольцов, М.Ю.Лермонтов, А.Н.Майков, Н.А.Некрасов, А.С.Пушкин,Ф.И.Тютчев)
— Рассмотрите выставку книг. (Приложение № 3)
— Произведения каких поэтов вы прочитали?
— Какой общей темой они объединены?
4. Постановка цели и задач урока
— Какую цель поставим на уроке? Чему будем учиться? (предположения учащихся) затем (слайд 5)
· Наблюдать за картинами природы через поэтические произведения, созданные авторами данных книг.
· Самостоятельно определять интонацию, которая соответствует лирическому произведению.
· Сопереживать с автором.
· Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.
— Лексическая работа. (слайд 6)
5. Работа над содержанием текста
— Учитель читает отрывок стихотворения Апполона Николаевича Майкова «Пейзаж» по сборнику стихов автора (слайд 7)
— Что такое пейзаж? (изображение картин природы в художественном произведении) (слайд 8)
— Кто обычно изображает пейзаж? (художник )
— Какими средствами? (красками….)
— Почему автор назвал своё произведение «Пейзаж»?
Ещё раз открыть (слайд 7)
— Какие картины природы он описал? О каком времени года пишет поэт? Как ему это удалось? (словесная картина) Что хотел сказать Майков своим произведением? (ответы учащихся )
Краткий анализ стихотворения учителем.
Стихотворение А. Н. Майкова «Пейзаж»
Современники называли Аполлона Майкова поэтом-живописцем, Но самым заметным среди всех «природных» стихов является «Пейзаж»,где главной темой произведения, безусловно, является русская природа. Первые строки погружают читателя не в красоту леса ранней осенью, а именно в настроение лирического героя. Желание прикоснуться к бесконечному, вечному лесному спокойствию — один из движущих мотивов стихотворения. Любовь к природе и уединению отражается в каждой строке, но именно в самом начале она особенно сильна.
Осень в данном поэтическом произведении предстает художником, который любовно раскрашивает холст-лес, добавляя на него новые яркие краски.
В стихотворении необычайно много олицетворений, поэт наделяет природу человеческими качествами: осень у него румянит клены, папоротник — дремлет. В достатке и необычных сравнений: палые листья Майков сравнивает с ковром, а обычные мухоморы — со сказочными существами-карлами.
В данном произведении Аполлона Майкова нашло отражение его любви к родине и подлинный талант поэта-пейзажиста. Словами он воссоздает картину тихого осеннего леса, живущего своей, отдельной от человека и в то же время неразрывно связанной с ним, жизнью.
По утрам морозы.
(Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх,)
В рощах желтый листопад.
(Плавные движения над головой влево-вправо)
Листья около березы
(Медленно приседают)
Золотым ковром лежат.
(делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)
В лужах лед прозрачно-синий.
(Встают, плавно разводят руки в стороны)
На листочках белый иней.
(Поднимаются на носочки, руки вверх)
6. Работа по теме урока
— Ребята, кто из вас тоже приготовил произведения А.Н.Майкова?
— Сейчас мы прослушаем произведения, которые вы приготовили к уроку.
Вспомните как нужно декламировать стихотворения.
· представить в воображении картины, которые описал поэт.
· произносить стихи медленнее, чем говоришь в жизни.
· соблюдать все знаки препинания.
Чтение произведений и краткое сообщение об авторе учащимися.
(Начинаем с А.Майкова) (слайд 9)
САМООЦЕНКА (после каждого выступления)
— В начале урока мы поставили вопрос. Почему этих поэтов называют родными? (ответы учеников)
Это русские поэты! Сегодня на уроке мы послушали, как авторы стихотворений писали о своей Родине, родной природе, как любили тот уголок земли, где они родились, творили, радовались и грустили.
Как через свою поэзию они выражали своё душевное состояние, настроение.
Вот о чём размышляли поэты в своих произведениях.
— Чтение 3 учащимися стихотворения А.Смирнова о бережном отношении к природе «В природе столько красоты» (слайд 10)
— Какова главная мысль стихотворения?
1. Что напомнил осенний лес Бунину? Как подчёркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса-терема? А какие эпитеты использует для этого автор?
Осенний лес напоминает Бунину расписной терем. Нарисовать образ леса-терема помогают сравнения: словно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, пестрой стеной стоит над поляной, как вышки, елочки темнеют, воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра.
Поэт использует эпитеты: расписной, лиловый, золотой, багряный, голубая лазурь, тихою вдовой, пестрый терем, широкого двора, солнечным теплом, мертвое молчанье, в синей вышине, над солнечной поляной, завороженной тишиной.
2. Почему слово Осень поэт пишет с большой буквы? Чего он достигает необычным изображением осени?
Слово «Осень» поэт пишет с большой буквы, так как хочет изобразить ее как живое существо — тихую вдову. Приемом олицетворения Бунин как бы оживляет осень, показывает, что природа живая.
3. Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины?
«Мертвое молчанье, тишина, листика шуршанье».
Когда в лесу очень тихо, слышен каждый незначительный шорох. Поэтому образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины.
4. Прочитай ещё раз последние восемь строк стихотворения. Какие согласные звуки повторяются?
Повторяются шипящие звуки, имитирующие шуршание листика.
5. Как можно догадаться, что красота осени недолговечна? Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово сегодня? Что хотел сказать Бунин своим читателям?
Недолговечность красоты осени показывают строки «Сегодня на пустой поляне, сегодня целый день играет, сегодня так светло кругом». Слово «сегодня» повторяется три раза, чтобы подчеркнуть, что это мгновение мимолетно. Бунин хотел сказать читателям, каждый миг неповторим и уникален, и нужно уметь поймать его и насладиться им.
6. Какое настроение ты передашь при чтении?
Восхищение мимолетной красотой осеннего леса и его тишиной.
1. Какие произведения ты прочитал в этом разделе? Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?
2. Стихотворения каких авторов ты читал раньше? Приготовься прочитать в классе те произведения, которые тебе нравятся.
Стихи Тютчева, Некрасова, Фета.
3. Прочитай строки из стихотворений. Знаешь ли ты их авторов? Назови их.
4. Расскажи о том, как один из этих поэтов изображает природу. Тебе помогут вопросы:
Какое время года описывает поэт? Есть ли разница в том, как авторы их изображают? Найди слова, которые подтверждают твою мысль.
Как эпитеты и сравнения помогают поэту нарисовать картины природы? Приведи примеры.
Всегда ли с одинаковым чувством изображает автор природу? Почему?
5. Найди олицетворение в текстах. Что оно помогает почувствовать и понять? Из каких стихотворений взяты эти строки?
Олицетворение: месяц огненным шаром встает, красным заревом лес обдает, ручей немеет. Олицетворение помогает почувствовать, что природа живая.
«Месяц огненным шаром встает» И.С.Никитин, «В синем небе плывут над полями» Е.А.Баратынский.
— Какую цель мы ставили в начале урока? Удалось достичь?
— Произведение какого автора вам особенно понравилось?
— Опишите своё настроение через акрослово – поэзия. (слайд11)
9. Домашнее задание
1. Продолжить выразительное чтение поэтических произведений.
2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
3. Проиллюстрировать выбранное стихотворение.
Учитель благодарит учащихся за урок.
Молодцы. Спасибо за урок.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Что такое поэзия и когда отмечают этот праздник? (для курса «блогинг»)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Существует ли ДЕНЬ ПОЭЗИИ?
Всемирный день поэзии отмечается 21 марта
Самые древние стихи-гимны были созданы в 23 веке до нашей эры. Автор стихов — поэтесса Эн-хеду-ана. Она была дочерью аккадского царя Саргона, завоевавшего Ур (территория Ирана). Эн-хеду-ана писала о лунном боге Нанне и его дочери, богине утренней звезды Инанне.
Каких русских поэтов и писателей вы знаете?
Агния Львовна Барто (1906 – 1981)
Сергей Владимирович Михалков (1913-2009)
Самуил Яковлевич Маршак (03.11.1887 г., Воронеж – 04.07.1964 г., Москва)
Корней Иванович Чуковский наст. имя Николай Васильевич Корнейчуков (1882–1969)
Виктор Юзефович Драгунский (1913— 1972)
Александр Сергеевич Пушкин ( 1799 г-1837 г)
Афанасий Афанасьевич Фет ( 1820-1892)
Фёдор Иванович Тютчев ( 1803-1873)
Антон Павлович Чехов ( 1860-1904)
Иван Сергеевич Тургенев ( 1818-1883)
Какие жанры поэзии вы знаете?
Домашнее задание для блогеров «Запуск флешмоба» Записать видео о русском поэте, чьи произведения понравились. Смонтировать можно через программу «Иншот»; 2. Можно сказать название стиха или сказки этого писателя; 3. Затем выложить в инстаграм; 4. Поставить хэштеги #БлогерСтерлитамак и #ВсемирныйДеньПоэзии 5. Дополнительно можно отметить в сториз аккаунт @centr_str
Презентация подготовлена для занятий по блогингу для 1-5 классов в целях ознакомления с русскими поэтами в связи с 21 марта, Всероссийским днём поэзии. Автор Юлия Юрьевна Астафьева, педагог ДО, рук. Творческого объединения журналистов «Детский Медиа-центр»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация не содержит большого текста. Она создана для того, чтобы дети смогли ответить на вопросы, озвученные в презентации. Лучше всего, если среди детей будет обсуждение, какие книги они читают, какой писатель для них любимый.
В конце обучающимся надо дать задание, где они могут на видео рассказать о любимых поэтах и выложить у себя на страницах.
Занятие рассчитано на 35-40 мин.
Номер материала: ДБ-1053063
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России
Время чтения: 1 минута
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературного чтения в 4-м классе на тему «Зачем нужна поэзия?»
Оборудование: тексты стихотворений для анализа, портреты поэтов, пейзажные картины.
Ход урока
1. Введение в тему
– Ребята, прочитайте слова на доске:
Рассказ, сказка, стихотворение, повесть, роман.
– Что общего между этими понятиями? (Это жанры литературных произведений.)
– На какие две группы их можно разделить? (Проза и поэзия.)
– Любите ли вы читать стихотворения? Скажите, чем стихотворения отличаются от прозы? (Ритм, рифма.) Для кого и для чего создаются стихотворения? Ведь в обыденной жизни, разговаривая друг с другом, мы не говорим в рифму. Зачем же нужна поэзия? (Ответы учащихся.)
– Чтобы лучше понять, зачем нужны стихотворения, мы совершим путешествие в удивительный мир – мир поэзии.
2. Изучение нового материала.
– Чтобы нам лучше понять мир поэзии, обратимся сначала к другому виду искусства – изобразительному. Рассмотрите репродукцию картины художника И. И. Левитана. (Перед учащимися репродукция картины И. И. Левитана “Золотая осень”.) Какой период осени на ней изображен? Почему вы так думаете? Какие краски использует художник для своей картины “Золотая осень”?
– А вот как поэты увидели и почувствовали осенние изменения в природе. Послушайте отрывок из поэмы И. А. Бунина “Листопад”.
– Какое настроение вызывает у поэта осень? (Ощущение красоты, торжественности, покоя и легкой грусти.)
– Перечитаем описание леса. С чем сравнивает поэт лес? Почему? Какие краски увидел поэт в осеннем лесу? Какие эпитеты создают радостное настроение?
– Может ли картина И. И. Левитана быть иллюстрацией стихотворения Бунина? Почему?
– Обратимся снова к стихотворению. Какие строки вызывают у нас чувство легкой грусти? Как вы думаете, почему поэт назвал осень тихой вдовой? (Вдова – женщина, потерявшая мужа. Она чаще всего немолода. Когда кругом праздник, она тиха, задумчива. Вот и осень – пора увяданья – напомнила поэту такую женщину. Но, несмотря на легкую грусть, осень в этом стихотворении яркая, праздничная.)
– Вспомните строки А. С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
– Современных поэтов красота осенней природы тоже не оставляет равнодушными. Послушайте стихотворение А. Дементьева “Нет ничего прекрасней русской осени…”.
Нет ничего прекрасней русской осени,
Когда сентябрь и солнечен, и тих.
Давно скворцы дома свои забросили
И где-то с грустью вспоминают их.
Ступает осень тихо по земле.
Кружатся листья, как воспоминанья.
Как искры в остывающей золе,
На небе звезд спокойное мерцанье.
От злых ветров реку бросает в дрожь.
И сбились в стаю лодки на причале…
И только лес божественно хорош
В цветах любви, надежды и печали.
– Понравилось ли вам стихотворение? Какое настроение передает поэт? С помощью каких художественных средств передается настроение торжественности и грусти? (Учащиеся находят эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.)
– В каких строках выражена главная мысль стихотворения? Согласны ли вы с поэтом? Нравится ли вам золотая пора осени?
– Проходят дни, месяцы. Наступает зима. Мороз сковывает землю, закрывает ее белым пологом. Деревья в лесу стоят по колено, а то и по пояс в снегу. Зимнее солнце не согревает землю, а, кажется, еще больше холодит ее, и снег ярко блестит под его лучами. Совсем как на картине И. Грабаря “Февральская лазурь”. Рассмотрите репродукцию картины. Что на ней изображено? Какое настроение создает картина? Почему?
– А сейчас обратимся к поэтическому слову. (Ученик читает стихотворение Ф. И. Тютчева “Чародейкою Зимою…”).
– Понравилось ли вам стихотворение? Уже в первой строчке начинается сказка. Как поэт называет зиму? Подберите синонимы к слову чародейка.
– Чародейка Зима однажды взмахнула своей ледяной волшебной палочкой, и вот лес стал… Найдите эпитеты, которые передают его состояние. (Околдован, очарован, опутан, окован.)
– Какие звуки повторяются в этих словах? Как называется это изобразительно-выразительное средство? Для чего поэт использует звукопись? (Усиление ощущения колдовского покоя.)
– Почему автор говорит о лесе не мертвец и не живой? Какие слова, стоящие рядом, помогают ответить на этот вопрос? Это слова сном волшебным. Лес безмолвен, неподвижен, он спит до весны, когда его разбудит солнце.
– Какие метафоры использует поэт для описания зимнего леса? (Под снежной бахромой, легкой цепью пуховой.)
– Чем картина Грабаря созвучна стихотворению Ф. И. Тютчева?
– А какой русский поэт тоже называл зиму волшебницей? (А. С. Пушкин: “Идет волшебница-зима…”).
– Послушаем стихотворение А. С. Пушкина “Вот север, тучи нагоняя…”. (Ученик читает стихотворение.)
– Неистощима фантазия поэтов в описании волшебной русской зимы. Сегодня мы познакомимся с творчеством нашего вятского поэта Константина Владимировича Дрягина (1891 – 1950).
Константин Владимирович Дрягин родился в Вятке в семье священника. Начальное образование получил в Вятском духовном училище. В 1911 году сдал экзамены в Петербургский историко-филологический институт. После учебы К. В. Дрягин преподавал в Вятском учительском институте. В 1934 году ему было присвоено звание профессора по кафедре русской литературы. К. В. Дрягин известен как поэт, участник нескольких поэтических сборников.
– Послушайте стихотворение К. В. Дрягина “Падают, падают бабочки снежные…”
– Чем необычно описание зимней природы в стихотворении К. В. Дрягина? Какие новые эпитеты, метафоры, сравнения он использует для создания прекрасного и волшебного образа русской зимы?
– Поэты любуются красотой зимней природы и учат нас замечать эту красоту. Чуткой душой они ощущают малейшие изменения в природе, раньше других чувствуют приближение весны. (Ученик читает стихотворение Ф. И. Тютчева “Еще земли печален вид…”)
– Как вам кажется, о каком месяце идет речь в стихотворении? Вероятно, о марте. Весны еще нет. Но какие приметы ее скорого прихода называет поэт? Как вы понимаете строку “А воздух уж весною дышит”? (Воздух слегка нагревается под теплым солнышком, налетает легкий ветерок. Лес оживает.)
– Перечитаем конец стихотворения:
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась.
– Как вы понимаете последнюю строку? Какую картину представляете себе? (Весеннее солнце на ярко-голубом небе. Природа радуется наступлению зимы.)
– Как называется это изобразительно-выразительное средство? (Олицетворение.)
– Просыпается природа от зимнего сна. Появляются первые весенние цветы. Какие из них вы знаете? Вы, конечно, видели прекрасный весенний цветок ландыш. Опишите его.
– На что похожи цветочки ландыша. С чем бы вы их сравнили?
– Попросим помочь нам поэта, ведь в стихотворениях поэт часто обращает наше внимание на скрытую красоту, подмечает загадки природы. Послушаем стихотворение
– О чем это стихотворение? Какова его главная мысль?
– Найдите слова, которыми С. Маршак рисует ландыш. (“Жемчужины”, “круглые бубенчики”, “колокольчики весны”.)
– Как называются эти средства? (Метафоры.)
– Найдите в стихотворении строки, в которых говорится, что цветок живет и даже растет.
– Какие эпитеты использует поэт?
– Как вы понимаете: счастливая тоска? Что это значит?
– Мы познакомимся с еще одним выразительным средством оксюморон. Подберите синонимы к слову счастливая (радостная), к слову тоска (грусть). Счастье – грусть (антонимы). Что хотел сказать автор словами: “И всю счастливую тоску он отдал первому цветку”? Почему тоска? (Природа истосковалась по первому цветку, счастье переполняет лес.)
– Оксюморон – соединение противоположных по смыслу слов. Например: “пышное природы увяданье”.
– Какое чувство, настроение выражено в стихотворении “Ландыш”? (Восхищение красотой цветка, радостное удивление перед чудом природы.)
– Если вы увидите в лесу ландыш, вспомните это прекрасное стихотворение, и будем надеяться, что ваша рука потянется не за тем, чтобы сорвать его, а чтобы защитить, спасти.
– Видите, как прекрасна природа в любое время года. И человек, который умеет видеть ее красоту, радоваться ей, каждый день открывает в ней что-то новое. Поэт хорошо знает жизнь птицы и зверя, понимает их душу и умеет по следам в лесу представить и рассказать целую историю.
– Послушайте такую историю в стихотворении И. А. Бунина “Густой зеленый ельник у дороги…” (Чтение стихотворения.)
– Что вас более всего взволновало при слушании стихотворения?
– Какая картина представляется при чтении первой строфы? (Темный ельник, белоснежная равнина снега, на котором видны глубокие следы, и самого оленя.)
– Представьте себе оленя. Какие слова особенно помогают его описать? (Могучий, тонконогий, к спине откинув тяжкие рога.) Очень красив олень, как прекрасна природа, которая его окружает.
– Внимательно перечитаем последнюю строфу. Какие слова заставляют верить, что олень уйдет от погони? (Легко, бешено, в избытке свежих сил, в стремительности радостно-звериной.) Олень красив и могуч, и мы верим, что сильный и красивый зверь не может не спастись.
– Какое чувство звучит в этой строфе? (Радость.)
– Найдите строку, в которой выражена главная мысль. (“Он красоту от смерти уносил”.) Как вы понимаете эти слова?
– Прекрасен олень, как прекрасна вся природа, как прекрасна жизнь. Поэт и мы радуемся, что красота ушла от смерти. Но, кроме радости, в последних словах чувствуется и тревога: ведь иногда красоте не удается спастись! Убитый зверь, сорванный цветок, загубленное деревце, растоптанный муравейник – разве это не уничтожение красоты? И не всегда природа может постоять за себя. Часто она нуждается в нашей защите, нашей помощи. Вот какие мысли вызывает маленькое стихотворение.
3. Подведение итогов урока.
– Итак, ребята, зачем нам нужна поэзия?
Поэзия учит людей видеть красоту окружающего мира, открывает им души других людей, цветов и деревьев, делает человека добрее и красивее, передает ему чувства любви и сострадания ко всем живым существам.
Поэзия – великое чудо. Но открывается оно, как и чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому, внимательному. Постараемся же стать такими.