Что такое поэзия пушкина

Лирика А.С. Пушкина

Юный поэт ещё не создаёт ничего принципиально нового, обыгрывая готовые формы и идеи. Его лирика носит пока «исполнительский» характер. Особенность лицейской лирики Пушкина поэт Серебряного века Борис Пастернак выразил так: «Он уже может говорить обо всём, но говорить ему ещё не о чем». Стихотворения «К другу стихотворцу», «Лицинию», «Красавице, которая нюхала табак» представляют собой подражание античной поэзии. Ода «Воспоминания в Царском Селе», прочитанная на экзамене в январе 1815 года, написана ломоносовскими и державинскими строфами, слитыми в новое художественное целое. В более поздних стихотворениях «Пробуждение», «Желание», «Безверие» (1817) внимание поэта сосредоточено на собственной эмоциональной жизни, и эти стихотворения уже можно считать лирическими в полном смысле слова.

Что такое поэзия пушкина. Смотреть фото Что такое поэзия пушкина. Смотреть картинку Что такое поэзия пушкина. Картинка про Что такое поэзия пушкина. Фото Что такое поэзия пушкина И.И. Пущин в гостях у А.С. Пушкина в Михайловском (с картины Н.Н. Ге)

Социально-политическая тема начинает звучать в лирике Пушкина в петербургский период (1817-1820) и получает своё развитие в годы странствий (1827-1830).

Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъёмный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наёмной.

В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) любовь к свободе сливается с любовью к России, и призыв «отчизне посвятить души прекрасные порывы» сочетается с верой в то, что «Россия вспрянет ото сна». Как и в «Вольности», здесь звучит идея отказа от самодержавной власти: «И на обломках самовластья напишут наши имена».

Стихотворение «Деревня» (1819) строится на противопоставлении гармоничной, умиротворённой природы и деспотичного общественного строя. Вторая часть стихотворения контрастно противопоставлена первой: тон резко меняется от элегического к сатирическому, и в целом стихотворение содержит осуждение крепостного права.

В годы странствий написаны два стихотворения, посвящённых судьбе декабристов: «В Сибирь» и «Арион» (1827). Философское размышление о выборе между свободой и рабством составляет основу стихотворения «Анчар» (1828).

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. « (1836), являющемся переложением оды римского поэта Горация «Ad Melpomenen», Пушкин вслед за Ломоносовым и Державиным размышляет о своей роли в поэзии, о смертности поэта и бессмертии его творчества.

Самое известное пушкинское стихотворение о любви «Я помню чудное мгновенье. « посвящено Анне Петровне Керн, первая встреча с котрой произошла в 1819 году. Через шесть лет они вновь случайно повстречались в селе Тригорском во время михайловской ссылки, и тогда Пушкин написал это стихотворение и передал его Анне Петровне.

В стихотворении «Признание», посвящённом Александре «Алине» Осиповой, любовь представляется лирическому герою мучительным и в то же время сладостным обманом.

В стихотворении «Я вас любил. « грусть безответной любви сочетается с искренним пожеланием счастья любимой женщине.

Источник

Поэзия Александра Сергеевича Пушкина

Поэзию Александра Сергеевича Пушкина условно можно разделить на четыре тематические группы: патриотическая лирика (стихи о русской природе, о прошлом родной земли, вольнолюбивая лирика); интимная лирика (дружеские послания, стихи о любви); произведения о поэте и поэзии; стихи на философские темы. Будучи достойным сыном Отечества, Пушкин не мог оставаться равнодушным к событиям общественной жизни. Став свидетелем победы русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, поэт гордился простыми людьми, отстоявшими независимость

Пушкин, как и все передовые люди России, понимал необходимость реформ, выступал за отмену унизительного крепостного права. И хотя поэт не был членом тайного общества, он всеми своими помыслами был с теми, кто вышел на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. Стремлением к свободе проникнуты многие ранние произведения Пушкина, В стихотворении “К Чаадаеву” молодой поэт полон решимости изменить общественный уклад России, он верит, что новая жизнь не за горами:

Товарищ, верь: взойдет она, Звезда

В стихотворении “Деревня”, написанном годом позже, Пушкин не столь оптимистичен. Живя в Михайловском и видя “барство дикое, без чувства, без закона”, где “рабство тощее влачится по браздам неумолимого владельца”, поэт говорит о прогрессивных переменах с сомнением:

Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Тема свободы в лирике Пушкина тесно переплетается с темой дружбы. Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер… Именно с ними, друзьями по лицею, разделял молодой поэт вольнолюбивые мечты и надежду увидеть Россию обновленной. В то, что “святым братством” Пушкин очень дорожил, поверить нетрудно: всякий раз, на годовщину открытия лицея, когда позволяли ему обстоятельства, он приезжал в Царское Село, чтобы встретиться с друзьями.

Другое дело, что обстоятельства часто складывались неблагоприятно. Но даже в ссылке душой и мыслями в этот день Пушкин был вместе с друзьями. То, что хотелось сказать им, выливалось на бумагу – в стихи.

Так возникло стихотворение “19 октября” (1825) – поэтический шедевр, в котором тема дружбы раскрывается с особой полнотой.

Горечь одиночества, вызванная ссылкой в Михайловское, смягчается, когда в воображении поэта возникают образы милых его сердцу людей. Дружба спасает его от “сетей судьбы суровой” и дарит надежду на встречу в будущем:

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен…

В стихах Пушкин не раз обращался к теме места поэзии в жизни общества. Он считал, что художественное слово обладает необыкновенной силой воздействия на умы и сердца людей. В стихотворении “Деревня” поэт переживает, что не знает, как добиться отклика в народе, раскрыть ему глаза на унижающий человеческое достоинство порядок вещей, на социальную несправедливость:

О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Идея высокого предназначения поэта лежит в основе стихотворения “Пророк”. Автор использует сюжет библейской легенды, в которой посланник Бога серафим очищает избранного от скверны, поразившей мир, делает его посредником между Богом и людьми, проводником высшей воли. Герой стихотворения, поэт, находился в удрученном состоянии, но после появления посланника Божьего происходит чудесное превращение. Бог возложил на своего избранника невероятно трудную задачу:

Восстань, пророк, и вождь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.

Пушкин, таким образом, утверждает, что миссия поэта на земле подобна миссии пророка и что поэт, выполняя ее, должен быть свободен от всего суетного, “мирского”. Эта мысль подчеркивается в стихотворении “Памятник”:

Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца.

Ни один настоящий поэт не может обойти вниманием прекрасный мир природы. И Пушкин по-своему открывает нам ее неповторимую прелесть, заставляет увидеть и глубоко почувствовать то, чего часто мы, к сожалению, не замечаем. Природу поэт рисует с необычайной точностью и так естественно просто, что кажется, будто все эти картины: море, горы, зимнюю дорогу – мы видим собственными глазами.

У Пушкина все времена года прекрасны, но все же любимой порой была осень. Почему? Ответ можно найти в стихотворении “Осень”:

И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русский холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь: Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят – я снова счастлив, молод…

Поэта особенно трогает увядание природы. Пушкин подчеркивает богатство и разнообразие красок в этот период; насыщенные до предела, они завораживают взор поэта:

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса…

Природа у Пушкина – это волшебный мир, наполненный не только красками, но и чарующими звуками. Это могучая стихия жизни, способная пробуждать в человеке самые лучшие качества, в том числе и любовь. Кто знает, не на лоне ли природы пришли поэту на ум чудесные строки стихотворения “Я помню чудное мгновенье…”, которое он посвятил Анне Керн. На самом деле, трудно найти другие стихи, превосходящие эти по трепетности и нежности:

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.

Таков шедевр философской лирики – стихотворение “Если жизнь тебя обманет”; Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило.

Особенно поражает, как просто Пушкин говорит о сложных проблемах бытия, – эта черта характерна его философской лирике в целом, Конечно, невозможно даже упомянуть все проблемы, идеи, мотивы, которые воплотил в своем творчестве великий поэт. Но все их разнообразие послужило одной цели – созданию богатой национальной поэзии.

Белинский писал: “Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры; на этом основании общий голос нарек его русским национальным, народным поэтом…”. Поистине, Пушкин откликнулся на все, в чем проявляется жизнь, поэтому творения его так же бесконечно разнообразны, как и славный источник вдохновения поэта.

Related posts:

Источник

Напишите сочинение на тему «мир пушкинской поэзии».

Сочинение на тему мир пушкинской поэзии

Н. В. Гоголь утверждал, что лирика Пушкина — «явление чрезвычайное», поскольку ее предметом является все и «ничто в особенности». Для Пушкина любая из его тем важна и дорога, ко всему он относится трепетно. Потому-то литературные критики исписывают тома, исследуя творчество великого русского поэта. Потому столько литературы о нем. Он умер в тридцать семь лет, но оставил такое огромное литературное наследие, какого некоторые авторы не сумели оставить, даже дожив до глубокой старости. Пушкин не мог исчерпать свой талант, поскольку неисчерпаемо число предметов, вызывавших в нем вдохновение. И все-таки есть несколько тем, которые являются основными для Пушкина, «задают тон» его лирике. Конечно, своеобразным стержнем творчества поэта является свобода. Он без нее не мыслит ни своей жизни, ни творчества. Понятие это всеобъемлюще: это социальный, политический и нравственный идеал Пушкина. Широту этого понятия помогают осознать многочисленные стихотворения, посвященные свободе в различных ее проявлениях. Говоря о вольнолюбивой лирике Пушкина, прежде всего стоит вспомнить оду «Вольность» и стихотворение «Деревня». Оба эти произведения хрестоматийные и включаются во все сборники Пушкина. В них поэт смело и открыто выражает свои политические пристрастия и устремления. Идеи Пушкина близки к идеям декабристов — служение общественным идеалам и прямой вызов угнетателям народа: Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя, И над Отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря? Далее не просто к свободе призывает поэт, но к «свободе просвещенной». От этого рамки стихотворения раздвигаются, оно приобретает широкий, общечеловеческий смысл. Помимо общественной свободы, свободы как формы существования целого народа, для Пушкина важна и личная независимость. Об этом говорится в стихотворениях «Узник», «Птичка» и многих других. При этом, будучи не только гражданином и человеком, но и поэтом, Пушкин затрагивал и тему творческой свободы, как в стихотворении «Поэту»: Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум… Сам Пушкин жил по этому принципу — творил, не боясь осуждения, не оглядываясь на мнение толпы. Он говорил лишь то, что хотел сказать. Это одно из главных качеств поэта. Другая немаловажная тема в творчестве Пушкина — гражданственность и патриотизм. Эта тема, конечно, неразделима со свободолюбивой лирикой. Одна великая любовь прошла через всю жизнь Пушкина — это любовь к Родине, России. А поскольку поэту довелось жить в переломное для нашей истории время, то его патриотизм проявился не столько в мирных, пейзажных стихотворениях, сколько в мятежных, бунтующих («К Чаадаеву», «Кинжал», «Во глубине сибирских руд…»). В стихотворении «К Чаадаеву» поразительным образом слились любовь к свободе, к Родине и к другу. И родились незабываемые строки: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Кстати, тема дружбы также очень важна для Пушкина. Самые верные и любимые друзья поэта — это, конечно, товарищи лицейских лет. Про них он не забывал никогда, им посвящал лучшие свои стихотворения («19 октября», «И. И. Пущину», «Чем чаще празднует лицей…»). Союз этих людей действительно был «священен» (по выражению самого Пушкина), ибо остался так же крепок через много лет, как и в юности. Немалую роль в формировании взглядов молодого Пушкина сыграли декабристы, многих из которых он также причислял к своим друзьям. Самые известные стихотворения, посвященные декабристам, — «К Чаадаеву» и «Во глубине сибирских руд…» В них Пушкин открыто присоединялся к своим друзьям и признавался в том, что разделяет их идеалы. При мысли о друзьях Пушкина невольно вспоминаешь и его возлюбленных. Любовная лирика поэта имеет множество оттенков, но неизменно одно — восприятие поэтом любви, как чувства прекрасного во всех отношениях. Счастливы те женщины (а их немало), которым он посвятил и свои чувства, и свои стихи. Интересно, что лучшими любовными стихотворениями Пушкина признаются отнюдь не те, что посвящены Наталье Николаевне (за исключением, может быть, «Мадонны»). Самые известные произведения поэта на эту тему «Я помню чудное мгновенье…» и «Я вас любил: любовь еще, быть может…» К каждой женщине автор обращался как к единственной, желанной, чистой и светлой, даже если вдохновение было вызвано всего лишь мимолетным увлечением. Однако все земные увлечения не могли отвлечь поэта от гораздо более серьезных мыслей. Так, немало стихотворений посвящены Пушкиным размышлениям о предназначении поэта и поэзии. Пушкин с полным основанием считал, что творчество играет немалую роль в жизни общества. Поэт — это выразитель народных взглядов, певец свободы, борец за высокие идеалы. Идея назначения поэта звучит во многих стихотворениях Пушкина. Наверное, нет смысла их перечислять. Стоит лишь упомянуть самое выдающееся: «Я намят-ник себе воздвиг нерукотворный…» Здесь Пушкин прямо определил миссию поэта: пробуждать «чувства добрые», «восславлять свободу» и призывать милость к «падшим». Наконец, свою нишу в творчестве Пушкина занимает и его философская лирика. Поэт много размышлял на вечные темы: о жизни и смерти, о добре и зле («Дар напрасный, дар случайный…», «Анчар», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия»). Поиски смысла жизни, а иногда и разочарование в ней — удел практически всех поэтов. Но если Пушкин и называл в минуты отчаяния жизнь «даром напрасным», он все же любил ее без памяти. Это жизнелюбие чувствуется в каждой его стихотворной строчке, в каждом слове. Конечно, лирика Пушкина далеко не исчерпывается вышеперечисленными темами. Сколько прекрасных стихов посвятил он природе, временам года, сколько обращался к няне, какие сказки писал! Все это вместе — одно гармоничное целое. Все темы, мотивы, идеи существуют неразрывно, неотделимо одни от других, переплетаются, перекликаются друг с другом, создавая светлый и солнечный мир — мир пушкинской поэзии.

То Пушкин, наш поэт великий, Задумчиво явился к нам И утешеньем, и уликой Наставшим смутным временам.

В.Сологуб.

Каждый человек живёт в своём отрезке времени. Александр Сергеевич Пушкин для меня—поэт вечного пространства. Он посвятил Жуковскому строки: Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль… Я отношу их к самому автору. У меня нет самых любимых стихов Пушкина. Весь мир его поэзии бесконечно дорог и близок мне.

Первая встреча с поэтом произошла в детстве. Затаив дыхание, забыв о невыполненном домашнем задании, о других важных детских делах, я погружалась в завораживающую музыку и простоту стиха пушкинских сказок. Я плакала и смеялась. У меня возникало какое-то необыкновенное чувство радостного волнения от встреч с чудом. Там, на неведомых дорожках, следы невиданных зверей,— мысленно я повторяла таинственные строки и видела эти очень знакомые мне, едва заметные тропы, видела загадочные следы, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капли росы. Полнозвучные строки пушкинских сказок запоминались удивительно легко. я с радостью рассказывала их на всех детских новогодних ёлках. С годами я взрослела и открывала для себя нового Пушкина. В его стихах и поэмах я находила мудрость, улыбчивость, нравственную высоту, на которой нет места зависти, жадности, глупости, того, чем изобилует жизнь. Только добро и красота: Дана мне лира от богов, Поэту дар бесценный; И муза верная со мной: Хвала тебе,богиня! Тобою красен домик мой И дикая пустыня. Поэзия Пушкина настолько вливалась в меня, что моё мироощущение стало до удивительного совпадать с настроением поэта. Я очень полюбила осень, и уединение на природе стало для меня необходимостью. Уйдя в осенний парк, я погружалась в строки, омыающие душу чистотой и прозрачной печалью: Унылая поря!Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса— Люблю я пышное природы увяданье,— В багрец и в золото одетые леса… Я часто думаю, в чём тайна мира поэзии Пушкина? Может быть, в том, что за его сочинениями, ясными и глубокими по смыслу, остаётся ещё что-то большее, что пока ещё не открыто. Наверное, я духовно не доросла и поэтому не могу подняться до самых нравственно-эстетических высот, достигнутых его гением. Я только чувствую необыкновенное напряжение поэта и неистощимость его души. Истина, красота, глубина и тревога—всё удивительным образом совпадает в его стихах.

Пушкин влюблялся, но взаимности не было, и мучительные переживания претворялись в едва ли не самые лирические строки: Я вас любил; любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем.

В этом и жестокая ясность чувств, и истинное достоинство человека, умеющего глядеть горькой правде в глаза, способного преодолеть бесконечную боль разрыва. Если бы в нашей современной жизни было такое благородство чувств! От произведений Пушкина исходит оптимизм, возвышенный облагороженными образами и красивыми отношениями. Я выросла на этих произведениях и, когда, повзрослев, столкнулась с реальной жизнью, была потрясена равнодушием, лицемерием и несправедливость. Но Пушкин помогал мне не ожесточаться. Пороки человеческие существовали во все времена и эпохи, может быть, не с таким размахом, как сейчас. Но при любых невзгодах важно подняться над суетой и обыденностью, как это делал поэт. Несмотря на удары судьбы, он был натурой необыкновенно крепкой, мужественной и волевой. О нет, мне жизнь не надоела, Я жизнь люблю, я жить хочу, Душа не вовсе охладела, Утратя молодость свою. Был момент в моей жизни, когда я пыталась отойти от Пушкина. Стало искать близкое мне в творчестве других поэтов, более современных, читала Цветаеву, Блока, Пастернака и многих других. Но мир поэзии Пушкина крепко держал меня в своей власти. Ведь по своему духу я русская, а Пушкин был и остаётся русской весной, русским утром. Он много страдал ещё и потому, что был первым, потому что его чудесный, пламенный, благоухающий гений расцвёл в суровой, почти зимней, почти ночной ещё России. На протяжении веков поэт овладевал душами лучших людей, покорял пером властным, умелым и нежным. А с какой полнотой, певучестью и грацией выразил Пушкин основное в человеческой природе! В его стихах вера в будущее России. Он показывал силу торжества над настроениями, упадком, бесцельностью и безнадёжностью. Это выразилось в нескольких поэтических строках: …в искушеньях долгой кары, Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, куёт булат. По-моему не воспринимать поэзию Пушкина—значит быть бездуховным человеком. Его невозможно читать, не чувствуя силу пушкинского пророческого слова. Оно будет озарять своим светом века пока существует человеческая цивилизация. Погибнет пушкинское Слово—погибнет Духовность, защита от зла, которое способно превратить Землю в мёртвую чёрную глыбу, бессмысленно бороздящую космическое пространство. Пушкин для меня—пророк Отечества. Современная жизнь отличается невероятной жестокостью, цинизмом, голым практицизмом. Мир полон человеческих трагедий и катаклизмов. Пришло время задуматься, что же и на каком этапе истории со всеми нами произошло и стали ли мы счастливее. По-моему, выход только один—мы должны прозреть и вернуться к Истине, к Правде, к Свету, к Богу. К этому призывает нас великий гений земли Русской Александр Сергеевич Пушкин: Творцу молитесь; он могучий; Он правит ветром; в знойный день На небо насылает тучи; Даёт земле древесну сень. …да притечём и мы ко свету; Да и спадёт с очей туман…

Особенности художественного мира Пушкина

Особенности художественного мира А.С. Пушкина

Лирический мир А.С. Пушкина необычайно богат и разно­образен. «Что же было предметом его поэзии?» — спрашивал Гоголь и восторженно отвечал: «Все стало ее предметом… Неме­ет мысль перед бесчисленностью его предметов».

«Все волновало нежный ум», — заметил о себе поэт. «Весь красочный, пестрый, живой человеческий мир Пушкин носил в своей душе. Он сделал его своим, близким. Нет, пожалуй, ни одного значительного этапа всемирной истории, который бы не отразился в лирике поэта. При этом Пушкин оставался европей­цем русской национальности. В его лирике высокая человеч­ность, «лелеющая душу гуманность», по выражению Белинско­го, питалась соками народной нравственности, исконного сво­бодолюбия русского народа».

Характерные черты пушкинской поэзии — это универсаль­ность тем; гуманистической пафос; изящество, чувство красоты, гармония формы и содержания. Лирический герой Пушкина ориентирован на античное мировосприятие — он обладает це­лостностью сознания, оптимистичностью мироощущения, жиз­нелюбием и внутренней свободой. При этом ему свойственно смирение. Правда, добро и красота — вот нравственные ориен­тиры поэта.

Для Пушкина-поэта характерна ориентация на классицизм в ранней лирике, затем — период увлечения романтизмом, в по­зднем периоде творчества — опора на реалистические традиции. Элегия, ода, послание, эпиграмма, мадригал — стихотворные жанры, которые наиболее часто встречаются в пушкинской по­эзии.

Пушкин-прозаик вошел в историю русской литературы как мастер композиции. Лаконичность, краткость в портретных, пейзажных и интерьерных описаниях, стройность и четкость композиции, симметричность в расположении частей произве­дения — характерные черты пушкинской прозы. Для этой прозы свойствен особый психологизм, когда характер раскрывается в действии, внутренний мир героя характеризуется в основном через его поступки, а не через внутренний монолог или авторс­кий комментарий. В стиле пушкинской прозы мы находим син­тез стилистических элементов различных стилей.

В творчестве поэта исключительно полно воплощена его бо­гатая духовная жизнь, красота его внутреннего мира. А.С. Пуш­кин осмысливал свою судьбу как «часть русской истории и со­временности. Собственный духовный рост был осознан им на фоне неостановимого обновления жизни — вечного, закономер­ного, мудрого и прекрасного закона. Благодаря этому лирика поэта полно запечатлела и его личный мир, и внутренний мир его современников. Пушкин стал лирическим голосом эпохи».

Здесь искали:

referat5vip.ru

Похожие материалы:

Более новые статьи:

Мои размышления о поэзии А.С.Пушкина

И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…! А.С. Пушкин А.С. Пушкин… Его поэзия, сказки входят в наше сознание, едва мы начинаем понимать слова. Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка в нем живёт ручная, Да чудесница какая! – читала мне мама, а я всё шире распахивала глаза и всё крепче сжимала кулачки в предчувствии волшебства. С тех пор прошло десять лет. Но стоит мне подойти к книжному шкафу и взять в руки томик А. С. Пушкина, как хочется читать и читать, просто для себя, забыв обо всём. И вновь испытать те же чувства волшебства и счастья. В них звучит музыка души поэта, которую хочется понять и полюбить. Хочется окунуться в этот чудесный мир пушкинской поэзии, чтобы вновь и вновь почувствовать необыкновенную красоту и прелесть пушкинской лирики: Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря… Среди стихотворений Пушкина много таких, в которых поэт с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Поэт воспринимает её горячим сердцем патриота своей родины. Осень… В поэзии она обычно связана с настроениями грусти, однако из всех времён года А.С.Пушкин больше всего любил именно её. Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой… « Осень… пора моих литературных трудов»,- говорил он. Ни одно время года не вызывало в поэте такого очарования, как осень. В одноимённом стихотворении он посвятил ей чудесные строки: Унылая пора! очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… Я закрываю глаза и стремительно перемещаюсь в осенний лес, вдыхаю прелый аромат грибов. А под ногами — разноцветный шуршащий ковёр из листьев. И тишина, такая, что от неё звенит в ушах, а вверху — синь небес. Где — то далеко протараторила сплетница — сорока, цвиркнула синичка и опять — тишина. Я, как и А.С. Пушкин, очень люблю осенний лес за буйство красок и тишину, в которой так легко думается и мечтается. В стихотворениях Пушкина осень — это могучее проявление жизни: « она шумит в дубравах опустелых», «слышится мгновенный ветра свист», «дохнул осенний хлад». Поэт утверждает: И с каждой осенью я расцветаю вновь… Но в поэзии Пушкина не всегда звучат такие радужные ноты. Читаю стихотворение « Бесы» и представляю такую картину: ночь, метель, чистое поле, какие-то завывания, то ли вьюги, то ли зверя, огоньки похожие на чьи-то глаза… Страшно, тревожно, даже жутко и в то же время весело от ощущения опасности и необыкновенности всего происходящего. И вслед за Пушкиным я вижу как «…духи собралися средь белеющих вершин» и Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне… Шуршат одна за другой страницы, и в моём сознании появляются один за другим образы. Зимний вечер. На дворе воет метель. В комнате тепло, потрескивает затопленная няней печь. Няня сидит на скамейке, прядёт свою пряжу. Пушкин подходит к окну. Там, за окном, также беспросветно и одиноко, как в душе поэта: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… Он садится рядом с любимой няней Ариной Родионовной, верным другом и спутницей в самые трудные его годы, обнимает хрупкую старушку за плечи. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла,- тихо просит он. Няня грустно смотрит на своего воспитанника. Весь вечер под завывание вьюги она будет петь ему старинные русские песни и рассказывать сказки, а Пушкин – слушать, положив на её колени свою курчавую голову, как маленький мальчик. Закрыта последняя страница. Но пройдёт совсем немного времени, и я подойду к книжному шкафу и возьму с полки свою любимую книгу – томик А.С.Пушкина в стареньком переплёте. В ней всё так трепетно, так чисто, Так полно тайного родства, Что хочется сверять с ней мысли, Дела, и чувства, и слова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *