Что такое погодная запись в литературе

Формы летописного повествования. Еремин

Что такое погодная запись в литературе. Смотреть фото Что такое погодная запись в литературе. Смотреть картинку Что такое погодная запись в литературе. Картинка про Что такое погодная запись в литературе. Фото Что такое погодная запись в литературе Что такое погодная запись в литературе. Смотреть фото Что такое погодная запись в литературе. Смотреть картинку Что такое погодная запись в литературе. Картинка про Что такое погодная запись в литературе. Фото Что такое погодная запись в литературе Что такое погодная запись в литературе. Смотреть фото Что такое погодная запись в литературе. Смотреть картинку Что такое погодная запись в литературе. Картинка про Что такое погодная запись в литературе. Фото Что такое погодная запись в литературе Что такое погодная запись в литературе. Смотреть фото Что такое погодная запись в литературе. Смотреть картинку Что такое погодная запись в литературе. Картинка про Что такое погодная запись в литературе. Фото Что такое погодная запись в литературе

Что такое погодная запись в литературе. Смотреть фото Что такое погодная запись в литературе. Смотреть картинку Что такое погодная запись в литературе. Картинка про Что такое погодная запись в литературе. Фото Что такое погодная запись в литературе

Что такое погодная запись в литературе. Смотреть фото Что такое погодная запись в литературе. Смотреть картинку Что такое погодная запись в литературе. Картинка про Что такое погодная запись в литературе. Фото Что такое погодная запись в литературе

· Документы из княжеских архивов (литературного значения не имеют)

Летописное сказание – устно-поэтического происхождения. Сказание – устное историческое предание в «книжной», литературной переработке летописца. Его использовали при отсутствии более достоверного материала, когда излагали события, летописцу не современные. В этих случаях летописец имел один основной источник – устное историческое предание. (Предания об основании Киева, призвании князей, мести Ольги древлянам).

Все летописные сказания устно-поэтического происхождения, но не все – народного. Наряду с историческими преданиями, отражающими народное понимание событий (рассказ о юноше-кожемяке), летописец пользовался и преданиями княжеско-дружинного происхождения и содержания (биография Олега). В народных преданиях герой – простой человек, своей инициативой освобождающий Русскую землю от врагов.

Летописный рассказ – прямое отражение действительности, он документален. Но рассказчик описывает событие так, как сам его воспринял и понял. Летописный рассказ, как и погодная запись, всегда строго фактографичен, конкретен, производит впечатление делового отчета, военного донесения (рассказ о походе Изяслава Мстиславича на Путивль в 1146 году). Некоторые мелкие детали попадают в поле зрения летописца и отмечаются им наряду с остальными фактами. Эти детали дают представление о быте той эпохи.

Одна из характерных особенностей летописного рассказа – речи действующих лиц. Иногда обмен речами и монологи составляют все содержание.

Литературное своеобразие летописного рассказа – в появлении личности автора. В отличие от погодной записи он здесь ощущается – есть его оценки событий, попытки их комментировать, прямые характеристики действующих лиц, индивидуальная манера излагать рассказ. Автор рассказа об ослеплении Василька Теребовльского стремится точно отразить мельчайшие подробности фактов.

Древнерусский автор воспроизводил единичные факты во всей конкретности. Предметом его внимания было не общее, а частное. Он никогда не возвышался до обобщений, до изображения жизненных фактов в их типическом проявлении, только констатировал единичные факты в их поверхностной взаимосвязи.

Летописная повесть (термин условнее) – повествование о смерти князя, «некролог». От рассказа отличается тем, что выдержана в рамках определенного стиля – агиографического. События в ней приобретают новые очертания, далекие от документальности.

Повести выросли из погодных записей о смерти (когда умер, где похоронен, иногда упоминался плач). К погодному известию стала присоединяться «от автора» характеристика покойного князя как человека и как примерного христианина, и оно преобразовалось в рассказ особого типа – некролог. Процесс формирования повести как жанра закончился, когда к некрологу стал присоединяться рассказ о событиях, предшествовавших смерти и об обстоятельствах смерти. Умирают все герои, как того требовал агиографический канон. Повесть, как и житие, стремилась устранить все черты индивидуального характера.

Отдельные формы летописного повествования далеко не всегда строго следуют своему методу. Разнобой имеет место даже в пределах одного повествовательного ряда. Смешение различных литературных манер можно проследить на примере рассказа о крещении Ольги, в котором наблюдается два ее образа – народно-поэтический мудрой девы сказок и агиографический равноапостольной святой.

Источник

Формы летописного повествования

Летописное сказание – устно-поэтического происхождения. Сказание – устное историческое предание в «книжной», литературной переработке летописца. Его использовали при отсутствии более достоверного материала, когда излагали события, летописцу не современные. В этих случаях летописец имел один основной источник – устное историческое предание.

Летописное сказание – устно-поэтического происхождения. Сказание – устное историческое предание в «книжной», литературной переработке летописца. Его использовали при отсутствии более достоверного материала, когда излагали события, летописцу не современные. В этих случаях летописец имел один основной источник – устное историческое предание. (Предания об основании Киева, призвании князей, мести Ольги древлянам).

Все летописные сказания устно-поэтического происхождения, но не все – народного. Наряду с историческими преданиями, отражающими народное понимание событий (рассказ о юноше-кожемяке), летописец пользовался и преданиями княжеско-дружинного происхождения и содержания (биография Олега). В народных преданиях герой – простой человек, своей инициативой освобождающий Русскую землю от врагов.

Летописный рассказ – прямое отражение действительности, он документален. Но рассказчик описывает событие так, как сам его воспринял и понял. Летописный рассказ, как и погодная запись, всегда строго фактографичен, конкретен, производит впечатление делового отчета, военного донесения (рассказ о походе Изяслава Мстиславича на Путивль в 1146 году). Некоторые мелкие детали попадают в поле зрения летописца и отмечаются им наряду с остальными фактами. Эти детали дают представление о быте той эпохи.

Одна из характерных особенностей летописного рассказа – речи действующих лиц. Иногда обмен речами и монологи составляют все содержание.

Литературное своеобразие летописного рассказа – в появлении личности автора. В отличие от погодной записи он здесь ощущается – есть его оценки событий, попытки их комментировать, прямые характеристики действующих лиц, индивидуальная манера излагать рассказ. Автор рассказа об ослеплении Василька Теребовльского стремится точно отразить мельчайшие подробности фактов.

Древнерусский автор воспроизводил единичные факты во всей конкретности. Предметом его внимания было не общее, а частное. Он никогда не возвышался до обобщений, до изображения жизненных фактов в их типическом проявлении, только констатировал единичные факты в их поверхностной взаимосвязи.

Летописная повесть (термин условнее) – повествование о смерти князя, «некролог». От рассказа отличается тем, что выдержана в рамках определенного стиля – агиографического. События в ней приобретают новые очертания, далекие от документальности.

Повести выросли из погодных записей о смерти (когда умер, где похоронен, иногда упоминался плач). К погодному известию стала присоединяться «от автора» характеристика покойного князя как человека и как примерного христианина, и оно преобразовалось в рассказ особого типа – некролог. Процесс формирования повести как жанра закончился, когда к некрологу стал присоединяться рассказ о событиях, предшествовавших смерти и об обстоятельствах смерти. Умирают все герои, как того требовал агиографический канон. Повесть, как и житие, стремилась устранить все черты индивидуального характера.

Отдельные формы летописного повествования далеко не всегда строго следуют своему методу. Разнобой имеет место даже в пределах одного повествовательного ряда. Смешение различных литературных манер можно проследить на примере рассказа о крещении Ольги, в котором наблюдается два ее образа – народно-поэтический мудрой девы сказок и агиографический равноапостольной святой.

Что такое погодная запись в литературе. Смотреть фото Что такое погодная запись в литературе. Смотреть картинку Что такое погодная запись в литературе. Картинка про Что такое погодная запись в литературе. Фото Что такое погодная запись в литературе26.09.2016, 3909 просмотров.

Источник

Формы летописного повествования. Явление «литературного этикета» в летописи.

Краткость. Определенная дата – событие. Иногда одно предревнерусской литературыожение, иногда чуть большею большинство таких записей о военных событиях (1041 г. – пошел Ярослав на мазовшан в ладьях). Т.е. краткая, документированная запись (стремление летописца подчеркнуть достоверность записи).

Чтобы не нарушать хронологической последовательности, если нет источника, ставили пустое место.

2) Летописное сказание – отсылка к устному (фольклорному преданию (источнику). Например, сказание о мести Ольги древлянам (под 945 г).

1. Закопать живьем в ладьях

2. Велела сжечь в бане

3. 5 тыс человек порублены на куски по время тризны – поминального пира у могилы Игоря.

Каждая месть соответствует одному из элементов языческого погребального обряда. Этот рассказ о трех местях Ольги читался в начальном своде. В ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ была внесена 4 месть: Ольга не могла захватить Искоростень – по три воробья и три голубя с дома (маленькая дань) – зажженный трут в лапкам – сожгла город.

Свадебный обряд : Древляне – сваты (сватов звали «гостями») – функция жениха. Ольга – потенциальная невеста.

Покойников омывали в бане. Древнерусской литературыя данной эпохи характерно трупосжигание.

4ая месть с ними не связана. Все это форма летописного сказания. Ольга выступает как мудрая дева – фольклорный жанр.

Под 992 г. – летописное сказание о юноше Кожемяке :

— князь печенежский предревнерусской литературыагает поединок

— старый муж говорит о пятом, меньшом сыне, тот просит испытать его (разодрал быка).

— печенежский муж был велик и страшен – фольклорный элемент.

Фольклорная модель : поединок, сильный младший сын, большой противник

Эпическая модель : Владимир не как креститель, а как эпический (культурный) герой.

3) Летописный рассказ :

Еремин считает, что из погодной записи вырос летописный рассказ – описание событий. Содержание связано с военными походами.

Лихачев выделяет рассказы о княжеских преступлениях : 1097 г. рассказ об ослеплении Василька Теребовольского:

1) Сначала тема единства земли

1) 2 князя Давыд и Святополк. Дьявол был огорчен их любовью. Якобы Владимир объединился с Васильком.

3) Далее динамическое развитие: приезжает на княжеский двор, его вводят в избу, Василька Святополк уговаривает погостить, а Давыд сидит окаменев – он сам Оклеветал и сам страшится злоумышления. Когда Святополк выходит, Василько заговаривает с Давыдом, но тот будто не слышит (редкое явление, когда автор передает душевное состояние героя). Давыд выходит, врываются слуги. – описание борьбы – доска, на нее садятся – у Василька трещит грудь.

4) 5 ноября Василька запирают и «оковали его». Подчеркивается реакция Василька.

5) Игумены узнают о казни – братья сваливают вину друг на друга.

6) Ослепленного Василька везут на телеге. Он в беспамятстве. Сопровождающие снимает с него окровавленную сорочку, отдают ее постирать. Попадья, постирав ее, оплакивает его. Но он услышал и говорит : Зачем ее снимали с меня? Лучше б в кровавой предстал я пред Богом. Этот эпизод – воспоминание о страшной участи оклеветанного князя. Вызывает сочувствие к нему, а желание представть в окровавленной рубашке – напоминает о неизбежном возмездии.

Явление «литературного этикета».

Литература этого времени отличалась церемониальностью. Лихачев называет это явление литературным этикетом. ЛЭ определяет задачи литературы, ее темы, принципы построения сюжетов, сами изобразительные средства, выделяя круг наиболее предпочтительных речевых оборотов, образов, метафор.

В основе этого понятия лежит представление человека о незыблемом и упорядоченном мире. Предметом литературы по преимуществу должно стать изображение нормативных ситуаций: если пишется летопись, то в центре внимания описания восшествия князя на престол, битв, смерти и погребении князя.

При этом каждая из ситуаций должна была изображаться в сходных традиционных речевых оборотах : 1) о родителях святого обязательно говорилось, что они благочестивы, о ребенке – будущем святом, что он чуждался игр со сверстниками и тд. 2) о битве повествовалось в традиционных формулах типа : «и бысть сеча зла», «иных посекоша, а других поимаша».

Один и тот же летописец не только применяет различные формулы, но и по нескольку раз меняет стиль повествования : ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ – если автор писал о военном походе или княжеском преступлении, то выделяется летописный рассказ – 1097 – об ослеплении Василька, 941 – поход Игоря на греков. А если автор писал о смерти какого – либо князя, то это была уже летописная повесть : 1086 – о смерти Ярополка – князь канонизируется – он «кроток, смирен и братолюбив».

И в каждом из этих жанров автор меняет свой стиль изложения.

Ситуации, создаются именно такими, какие необходимы по этикетным требованиям: князь молится перед битвой, его дружина малочисленна, а войско противника громадно и тд. – ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ – 996 – перед битвой с печенегами Владимир молится в церкви. У Владимира небольшая дружина. «избегнув опасности, Владимир построил церковь (во имя святого Преображения)».

Если описываются поступки князя – летописец подчиняет их княжеским идеалам поведения : ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ – 988 – при описании Владимира используются глаголы – повелел, послушались.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Формы летописного повествования. Явление «литературного этикета» в летописи.

Формы летописного повествования. Явление «литературного этикета» в летописи.

Формы летописного повествования. Явление «литературного этикета» в летописи.

Источник

Словари

1. Запись по годам исторических событий, происходивших в стране, городе, местности, производимая современником (в Древней Руси).

2. Любая регулярная запись каких-либо событий; хроника, дневник.

3. Собрание записей, произведений, снимков и т.п., в которых нашли отражение какие-либо события истории.

ЛЕ́ТОПИСЬ, летописи, мн. летописи, летописей-летописей, жен. Погодная запись исторических событий древнего времени (возникла и велась первонач. в монастырях; ист., лит.). Новгородская летопись. Летопись Нестора. «Еще одно последнее сказанье, и летопись окончена моя.» Пушкин.

|| Всякая погодная запись событий, дневник, хроника (книжн.). Летопись моей музыкальной жизни (заглавие автобиогр. Римского-Корсакова).

1. Вид русской повествовательной литературы 1117 вв.: погодная запись исторических событий. Древнерусские летописи.

-и, мн. ле́тописи, ле́тописей, ж.

1) В Древней Руси: запись исторических событий по годам.

В числе татарских темников. перерезанных в Твери вместе с их войском, по словам летописей, будто бы за намерение обратить народ в магометанство. находился Рахмет (Чернышевский).

2) перен., чего или какая История чего-л., записанная в хронологической последовательности, регулярное изложение каких-л. событий.

Летопись гражданской войны.

Летопись Московского университета.

3) Наименование некоторых литературных, научных, политических, а также специальных журналов.

«Летопись изобразительного искусства».

От лет(а́) и писа́ть. Является древнерусской словообразовательной калькой греческого слова (← chronographos ‘летописец’).

Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, состоящее из погодных записей событий, происходивших в данной местности и стране.

Русские не торопились, стояли на своем, прочли полякам все летописи с начала крещения Руси (А. Н. Т.).

-и, ж. В древней Руси:

погодная запись исторических событий, происходивших в стране, городе, местности.

В маленькой старой церковке до сих пор хранятся старые летописи, в которых рассказана странная история села. Скиталец, Полевой суд.

|| обычно чего или какая.

Всякая регулярная запись событий; дневник, хроника.

Корабельная летопись. Летопись моей музыкальной жизни (название воспоминаний Римского-Корсакова).

|| перен.; чего или какая.

Совокупность, собрание каких-л. записей, произведений, снимков, кинолент и т. п., в которых нашли отражение отдельные моменты развития, хода чего-л.

На протяжении многих веков народы мира творили свои песни, творили их как дивную летопись своей жизни, оставляя в ней след всего, чем жили. Кабалевский, Про трех китов и про многое другое.

Он бы не только мог создать из собственных достовернейших снимков целую летопись войны, но ему к этой летописи не понадобилось бы автора текста. Симонов, С «лейкой» и блокнотом.

о том, кто хорошо помнит все современные ему события.

С летописи в летопись. Сиб. Постоянно, из года в год. ФСС, 105; СРНГ 36, 6.

Живая летопись. Разг. Шутл. О том, кто хорошо помнит современные ему события. БТС, 494.

Источник

Раннее русское летописание. Структура летописи. «Повесть временных лет». Формы летописного повествования и история формирования.

Среди жанров дрл летопись занимала центральное место.Цель летописи — стремление рассказать о прошлом русской земли и оставить память. Изначально первые летописи создавались как исторические энциклопедии для киевской знати. Создание летописей дело государственное.Время создания ученые определяют по-разному: Б.А Рыбаков связывал временные начала летописания с моментом зарождения государства, однако большинство исследователей считает, что летописание возникает только в 11 веке. 11 век- начало летописей, которые будут вестись систематически до 18в.

В основном летописи составлялись при монастырях и при дворах князей. Почти всегда летописанием занимались монахи — образованнейшие люди своего времени.Летописи создавались по специальному заданию. Основа летописного повествования — расположение исторического материала по годам/летам. Данный принцип был подсказан Пасхалиями. Летописцы рассказывали все исторические события Руси, располагая материал по годам. Летописец стремился пказать непрерыное течение самой жизни. Древнерусский книжник знал, что история имеет свое начало и свой конец(страшные суд). Древнерусские летописи отражали в том числе и эти эсхатологические мысли.

Источники русских летописей подразделяются на 2 типа:

Очень часто в научной литературе летописи называют летописными сводами, так как летписи соединяли в себе летпоиси предшествующего времени и летописные записи о событиях недавних или современных летописцу. Многие ученые пишут о фрагментации летописи. Погодный принцип расположения материала привел к тому, что летопись делалась на множество статей и фраментов. Отсюда такие черты как отрывочность и эпизодичность летописного стиля.

«Повесть временных лет» – произведение, над созданием которого

трудилось не одно поколение русских летописцев, это памятник коллек-

тивного творчества.Вначале, в первой половине 40-х гг. XI в., был составлен комплексстатей, который академик Д.С. Лихачёв предложил назвать «Сказанием ораспространении христианства на Руси». В него входили рассказы о крещении и кончине княгини Ольги, сказание о первых русских мучениках –варягах-христианах, сказание о крещении Руси, сказание о князьях Борисе и Глебе и обширная похвала Ярославу Мудрому.Следующий этап в развитии русского летописания приходитсяна 60–70-е гг. XI в. и связан с деятельностью монаха Киево-Печерского

монастыря Никона.Никон присоединил к «Сказанию о распространении христианства на Руси» предания о первых русских князьях и рассказы об их походах на Царьград, так называемую «варяжскую легенду», согласно которой киевские князья ведут свой род от варяжского князя Рюрика, приглашенного на Русь, чтобы прекратились междоусобные распри славян. Включение этой легенды в летопись имело свой смысл: Никон пытался убедить своих современников в противоестественности междоусобных войн, в необходимости всех князей подчиняться великому князю киевскому – наследнику и потомку Рюрика. Наконец, по мнению исследователей, именно Никон придал летописи форму погодных записей.

Около 1095 г. создается новый летописный свод, который А.А. Шахматов предложил назвать «Начальным». Составитель этого свода продолжил летописное изложение описанием событий 1073–1095 гг., придав своему труду, особенно в этой, дополненной им части, явно публицистический характер: он упрекал князей за междоусобные войны, за то, что они не заботятся об обороне Русской земли.

Летопись представляет собой свод: судя по всему, ее создатель мастерски работал с богатым арсеналом источников (византийские хроники, Священное Писание, исторические документы и др.),к тому же позднее переписчики могли вносить в созданный текст собственные изменения, делая его структуру еще более разнородной. По этой причине многие исследователи называют летопись компиляцией, а компилятивность считают отличительной чертой летописных текстов.Д.С. Лихачев сопровождает свой литературный перевод ПВЛ наименованиями летописных отрывков, в которых наряду с наименованиями событийного характера (правление Олега, второй поход князя Игоря на греков, месть княгини Ольги, начало княжения Ярослава в Киеве и др.)встречаются собственно жанровые наименования (предание об основании Киева, притча об Обрах,сказание о Белгородском киселе, повесть об ослеплении Василька Теребовльского и др.)

С точки зрения форм летописного писани Ереминым весь летописный материал был разделен на 5 групп : погодная запись(небольшая по объему документальная запись, лишенная художественной формы и эмоциональности), летописное сказание (устное историческое предание в литературной обработке летописца), летописный рассказ (фактографическое повествование, в котором проявляется личность автора: в оценке событий, попытках охарактеризовать действующих лиц, комментариях, индивидуальной манере изложения), летописная повесть (повествование о смерти князя,в котором дается агиографически просветленный образ идеального правителя), документы (договоры и грамоты).

Творогов же подверг критике разработанную Ереминым классификацию, построенную по характеру сочетания противопоставленных друг другу методов изображения действительности как не подтверждающегося летописным материалом и предложил типологию по характеру повествования.

Первый тип повествования — погодные записи(лишь информирующие о событиях), другой — летописные рассказы (рассказывающие о событияз с помощью сюжетного повествования ).

Твороговым выделяется 2 типа сюжетного повествования: характерные для «ПВЛ» летописные сказания и летописные рассказы. Отличительной чертой первых является изображение легендарного события. Летописные рассказы посвящены изображению событий современных летописцу. Они более пространны В них происходит совмещение фактографических записей, зарисовок эпизодов, религиозных рассуждений автора.

Сюжетное повествование «ПВЛ» построено с помощью худ. Приемов : акцентирование сильной детали, вызывающее зрительные представления, характеристика героев, прямая речяь персонажей.

В «ПВЛ» распространены сюжетные рассказы, но для летописания в целом характерен стиль монументального историзма.

Таким образом, на основании проведенного теоретического изучения трудов исследователей мы получили ряд жанров (форм повествования) с присвоенными им характерными признаками,которые стали основой для выделения типов изложения в русских летописях. На сегодняшний день в составе ПВЛ нами выделены следующие типы: агиографический, воинский, деловой,дидактический, документирующий, народно-поэтический, отсылочный. 1. Агиографический: в качестве главного предмета изображения выступают деяния святого или его жизненный путь в целом; предполагает использование определенных мотивов, например,мотивы учительства (наставничества), пророчества.

Пример: фрагмент о Феодосии Печерском (лл. 61 об.-63 об.).

2. Воинский: изображение исторического события, связанного с борьбой русского народа против внешних врагов (в основном печенегов и половцев), а также с княжескими усобицами;центральный герой — обычно реальная историческая личность, как правило, князь.

Пример: фрагмент о пленении Фракии и Македонии Семеоном (л. 10).

3. Деловой: тексты документов, включенные в ПВЛ.

Пример: фрагмент, содержащий текст договора русских с греками (лл.11-14).

4. Дидактический: содержится назидание, т.е. нравоучение (поучение)моральное/религиозное.

Пример: фрагмент о неправедной жизни князя Владимира до принятия им христианства (л. 25).

5. Документирующий: констатация факта того или иного события, заслуживающего упоминания, но не требующего подробного изложения; фрагменты этого типа отличаются протокольностью изображения, отсутствием художественной формы и эмоциональности.

Пример: фрагмент о времени царствования Леона и его брата Александра (л. 8 об.).

6. Народно-поэтический: повествование о реальных или возможных событиях, как правило,строящееся на одном ярком эпизоде, может содержать вымысел.

Пример: фрагмент о мести княгини Ольги (лл. 14 об.-16).

7. Отсылочный: фрагменты, взятые из авторитетных источников (византийских хроник,библейских текстов и т.д.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *