Что такое погосты в древней

Древние кладбища Руси: погосты и курганы

Что такое погосты в древней. Смотреть фото Что такое погосты в древней. Смотреть картинку Что такое погосты в древней. Картинка про Что такое погосты в древней. Фото Что такое погосты в древней

В наши дни места захоронений обозначают привычным словом «кладбище». Однако само понятие заимствовано. Гораздо более характерным для древнего русского языка считаются определения «погост» и «курган». Помимо самого места погребения они также означают соответствующие способы упокоения. В чём различия и особенности каждого будет рассказано ниже.

Виды погребальных курганов на Руси

Изначально курганами именовались большие насыпи над могилами. Согласно антропологических исследований установлено два варианта древних курганных захоронений. В первом случае подготовительные работы заключались в возведении земляной ограды 1-4 высотой. Диаметр кольцевого сооружения порой достигал 140 м. Тело умершего обряжали в одежды, клали в центр круга с личными вещами, а затем всё вместе поджигали. Пепелище засыпали землёй, нагромождая большой холм. Чем выше насыпь – тем значительнее был прижизненный социальный статус покойного.

Во втором варианте жертву богу Огня приносили на одном устоявшемся расчищенном участке. Прах каждого почившего затем собирали и предавали земле в ином месте.

Что такое погосты в древней. Смотреть фото Что такое погосты в древней. Смотреть картинку Что такое погосты в древней. Картинка про Что такое погосты в древней. Фото Что такое погосты в древней

Как сжигали умерших на Руси

В более поздние времена тело усопшего стали класть в ладью или на сани. Таким образом родственники желали умершему быстрее достичь чертогов Царства Мёртвых, где обитают остальные души. Вместе с покойным надлежало «уходить» в мир иной домашней утвари, деньгам, крупам и прочим необходимым бытовым вещам. Бывало, что на погребении закалывали любимого коня или собаку почившего, а то и младшую жену.

Формы древнеславянских погребальных курганов

Для крепости курган засыпали землёй с камнями. Холму придавали форму полусферы. Примечательно, что никаких памятных знаков сверху не водружали.

Как древние славяне отличали захоронения от природных курганов?

Для распознавания курганов захоронения обносили остатками каменных пород. Таким образом искусственная насыпь не расползалась и не оседала со временем. Иногда вблизи таких погребений можно увидеть остатки глубокого рва. Рылся он для воспрепятствования разграблению и надруганию над могилой.

Христианизация Руси

После Крещения Руси обычай курганного погребения ещё оставался. Но сжигать сами тела перестали. Запрет на предание огню умерших основан на строках Библии, в которых сказано про Воскресение во плоти. Отказавшись от кремации, люди стали разжигать костры поверх могил. Сюда же в огонь кидали остатки «тризны» – поминального ужина. В различных уголках нашей страны можно найти отголоски давнего обряда. Одни посыпают пеплом кладбищенскую землю, другие – сыплют золу на тело умершего. При чём делается это в процессе отпевания.

Погосты

Если словом «курган» во все времена называли насыпь над захоронением, то с понятием «погост» не было всё так однозначно. Синонимом «кладбища» он стал не так давно. Существует несколько версий возникновения слова «погост»:

Погосты – сёла с церквями

Позднее возле центровых постоялых дворов и торжищ стали строить церкви. Здесь же славили Господа за удачный выторг, испрашивали милости на дальнюю дорогу, отпевали умерших. Так понятием «погост» уже начали обозначать Храм и земляной надел возле него. Вплоть до 16-го века слово употреблялось в этом значении. Подтверждение вы можете найти в толковом словаре Даля.

Почему погосты стали кладбищами?

Захоронения вблизи Церкви почитались осенёнными благодатью Божиею. На прежних торговых площадях стали проводиться погребения по христианскому обряду. Вскоре понятие «погост», как кладбище, вытеснило определение постоялого двора. Произошла своего рода подмена. Старое слово с отменой в 1775 году территориального деления на погосты стало забываться. В 19 веке уже повсеместно «погост» обозначал место погребения.

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Источник

Значение слова погост

Словарь Ушакова

пог о ст, погоста, муж.

1. Сельское кладбище. Снести на погост (похоронить).

2. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и омом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (устар.).

4. Постоялый двор вдали от селений, на дороге (обл.). (первонач. место торга, куда съезжались купцы, называвшиеся в др.-рус. языке гостями.)

Фразеологический словарь русского языка

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

1. В Древней Руси община, селение.

2. Место, где стоит сельская приходская церковь, при которой есть кладбище.

* Я ушел и наткнулся как раз на тяжелую сцену. Везли на погост чей то вохрой окрашенный гроб. // Некрасов. Стихотворения // / *

Уральская Историческая Энциклопедия

Энциклопедический словарь

первоначально центр сельской общины на северо-западе Др. Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.

Словарь Ожегова

ПОГОСТ, а, м. Кладбище, обычно сельское (в старину церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). Снесли на п. когон. (похоронили). Мёртвых с погоста не носят (посл. о том, что невозможно возвратить или поправить).

| прил. погостный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

м. новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем, в нижнем заволжье и новг. село, хотя тут нет ни одной крестьянской избы, а приход раскинут деревнюшками вокруг; о таком погосте говор. лежит деревенька на горке, а в ней хлеба ни корки, или: Звону много, а хлеба нет.

Кладбище с церковью вообще; яросл. орл. всякое кладбище, божья-нива; церковный двор или место огороженное при церкви;

оренб. подворье, заезжий, постоялый двор на отшибе, вдалеке от селений, одинокий;

Большая Советская Энциклопедия

[от др.-рус. погостити ≈ побывать в гостях; первоначальное значение П. ≈ постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (гости)],

сельская община и её центр в Русском государстве 11≈18 вв. Постепенно П. стали называться административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры. С распространением на Руси христианства в П. строились церкви, близ которых находились кладбища. Название П. обычно получали двойное ≈ по селению и церкви. По П. зачастую раскладывались различные повинности. Дольше всего П. сохранялись в северных уездах Европейской части Русского государства, где было много чёрных (государственных) и дворцовых земель. Разделение на П. было официально прекращено в 1775.

Небольшие поселения с церковью и кладбищем в центральных уездах Русского государства в 15≈16 вв.

Кладбище, чаще всего сельское. В этом значении слово «П.» в 19 ≈ начале 20 вв. получило распространение в устном народном творчестве и художественной литературе.

Источник

Погост

Что такое погосты в древней. Смотреть фото Что такое погосты в древней. Смотреть картинку Что такое погосты в древней. Картинка про Что такое погосты в древней. Фото Что такое погосты в древней

Что такое погосты в древней. Смотреть фото Что такое погосты в древней. Смотреть картинку Что такое погосты в древней. Картинка про Что такое погосты в древней. Фото Что такое погосты в древней

Пого́ст — административно-территориальная единица на Руси. Впервые административно-территориально деление на Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты, установив для них уроки, погост тем самым ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).

В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку, после распространения христианства, на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать село — деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, — что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Также погостом именуют центр поселения, с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 г., когда было отменено.

В центральной России в XVIII—XIX веках погост — небольшое поселение, центр прихода, с церковью и кладбищем, с домами попа и причта. Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом.

Начиная с XVIII века, слово используется в значении «сельское кладбище».

Литература

Что такое погосты в древней. Смотреть фото Что такое погосты в древней. Смотреть картинку Что такое погосты в древней. Картинка про Что такое погосты в древней. Фото Что такое погосты в древней

Полезное

Смотреть что такое «Погост» в других словарях:

ПОГОСТ — муж., новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем, в нижнем заволжье и новг. село, хотя тут нет ни одной крестьянской … Толковый словарь Даля

погост — кладбище, некрополь, место вечного упокоения, буй Словарь русских синонимов. погост см. кладбище Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

ПОГОСТ — ПОГОСТ, погоста, муж. 1. Сельское кладбище. Снести на погост (похоронить). 2. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и омом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (устар.). 3. На севере название деревни … Толковый словарь Ушакова

ПОГОСТ — сельский податной округ в Древней Руси слово, встречающееся в русских летописях ещё в языческие времена. В 947 г. великая княгиня Ольга Мудрая устанавливала Погост по р. Мсте. Самоё слово «П.» происходит от слова «погостина», т. е. съезжее место … Юридическая энциклопедия

ПОГОСТ — первоначально центр сельской общины на северо западе Др. Руси. Позднее центр административно податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище … Большой Энциклопедический словарь

ПОГОСТ — ПОГОСТ, а, муж. Кладбище, обычно сельское (в старину церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). Снесли на п. кого н. (похоронили). Мёртвых с погоста не носят (посл. о том, что невозможно возвратить или поправить). | прил.… … Толковый словарь Ожегова

ПОГОСТ — на плече стоит у кого. Яросл. Об очень старом человеке. ЯОС 8, 19. Выводить/ вывести к погосту кого. Кар. Выдавать замуж девушку в деревню с церковью. СРГК 4, 613. Выходить/ выйти к погосту. Кар. Выходить замуж в деревню с церковью. СРГК 4, 613 … Большой словарь русских поговорок

ПОГОСТ — распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась «гостьба»… … Русская история

погост — а; м. Сельское кладбище (в старину рядом с церковью). Снести на п. кого л. (похоронить). ◁ Погостный, ая, ое. П ые кресты. * * * погост первоначальный центр сельской общины на северо западе Древней Руси. Позднее административно территориальная… … Энциклопедический словарь

Погост — Sp Pahòstas Ap Пагост/Pahost baltarusiškai (gudiškai) Ap Погост/Pogost rusiškai L C ir R Baltarusija … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

Источник

Древние кладбища и могилы Руси – погосты и курганы

Сегодня нам привычно называть места захоронений людей «кладбищами», но это слово, и стоящий за ним способ организации захоронений пришли в русский язык совсем недавно. Гораздо более древнее происхождение у таких понятий как «курганы» и «погосты». Эти слова далеко не так синонимичны, как может показаться на первый взгляд, и за каждым из них стоит своя история.

2 вида погребальных курганов древней Руси

Курганами называют большие холмы для захоронений. Историки выделяют курганы двух разных типов. На одних тело покойного сжигали в одежде и с вещами и здесь же захоранивали останки, в других погребали прах человека, умершего и сожженного в другом месте, а затем привезенного на родину.

Для тех курганов, на которых сжигали тело, требовалось сначала возвести земляную насыпь от 1 до 4 метров высотой и от 35 до 140 метров в окружности. Анализ древесных остатков показывает, что погребальный костер делали из берёзовых, дубовых, сосновых и ольховых поленьев, скрепленных гвоздями. Костры достигали огромных размеров: в отдельных случаях толщина слоя пепла достигала 1-1,5 метра.

Как сжигали умерших на Руси

Формы древнеславянских погребальных курганов

Останки покойного засыпали землёй вперемежку с камнями, стараясь верхнюю часть кургана сделать как можно более округлой. Для славянских захоронений характерно, что сверху не водружали никаких могильных знаков.

Как древние славяне отличали погребальные курганы от природных?

Куда больше внимания уделялось основанию кургана – его обносили каменными глыбами и валунами, чтобы земляная насыпь не расползлась. Иногда даже выкапывались рвы шириной 1,5-7 м и глубиной до 3,5 метра. Они должны были помешать незваным гостям осквернить могилу или просто спутать её с природной насыпью или холмом.

Христианизация Руси

С приходом на Русь христианства, курган остался в качестве намогильной насыпи, но тела умерших сжигать прекратили. Запрет основывается на Писании, согласно которому усопшие воскреснут во плоти, и поэтому их тела надо хоронить нетронутыми. Однако древние обычаи держатся долго, и народ стал разжигать кострища на могилах.

Огню часто предавались остатки «тризны» – поминальной трапезы. Эхо этого ритуала сохранилось и поныне в разных уголках нашей страны: кто-то сыплет в свежую могилу золу, другие посыпают пеплом тело умершего, причём делают это и в процессе православного похоронного обряда.

Погосты

В то время как под словом «курганы» в наши дни подразумевается то же, что и тысячу лет назад, понятие «погосты» лишь недавно стало означать «кладбища». Есть несколько версий происхождения слова «погост»:

Погосты – села с церквями

Впоследствии погостами называли земельные области, объединявшие несколько сельских поселений, а также их административные центры. С принятием христианства в таких центрах стали строить церкви, и со временем погост стал ассоциироваться с церковью и участком вокруг нее.

В XV-XVI веках такое употребление было основным для слова «погост», и именно это значение приведено первым в толковом словаре Даля.

Почему погосты стали кладбищами?

Так как вокруг церквей устраивались кладбища, а «погост» в одном из значений подразумевал церковь с прилежащим участком, постепенно значение сузилось, и погосты начали ассоциироваться с кладбищами.

Когда в 1775 году официально отменили территориальное деление на погосты, старое значение слова, связанное с большими административными участками, стало постепенно забываться. С XIX века слово «погост» стало широко употребляется в значении деревенского кладбища.

Возможно, вам будет интересно:

Источник

Погост

Пого́ст – в древ­ней Руси место в посе­ле­нии, где оста­нав­ли­ва­лись и тор­го­вали купцы. Впо­след­ствии и сейчас явля­ется арха­ич­ным сино­ни­мом слову «клад­бище».

Что такое погосты в древней. Смотреть фото Что такое погосты в древней. Смотреть картинку Что такое погосты в древней. Картинка про Что такое погосты в древней. Фото Что такое погосты в древней

Транс­фор­ма­ция зна­че­ний

(по мате­ри­а­лам сло­ва­рей Фасмера, Пре­об­ра­жен­ского, Уша­кова, Оже­гова, Даля, Шан­ского)

Суще­стви­тель­ное погост про­изо­шло от др-рус. пого­стити «побы­вать в гостях», при­ста­воч­ное обра­зо­ва­ние от гостити. В древ­но­сти гостями име­но­ва­лись купцы (ср.: одно­ко­рен­ные слова: гости­нец, гостинцы, уго­стить, гости­ный (двор)), а место, где они оста­нав­ли­ва­лись в посе­ле­нии и тор­го­вали, и назы­ва­лось погост. Это был свое­об­раз­ный центр тор­говли и дере­вен­ской жизни.

Затем слово при­об­рело новое зна­че­ние в связи с адми­ни­стра­тив­ной рефор­мой кня­гини Ольги в Нов­го­род­ской земле. Она была раз­де­лена на пого­сты для уплаты дани. Вслед­ствие выгод­ного рас­по­ло­же­ния этих тор­го­вых мест на боль­шом пути они изби­ра­лись также кня­зьями для их ста­но­вищ во время осен­них и зимних объ­ез­дов по воло­стям, «в полю­дье» (по людям), для судо­про­из­вод­ства, соби­ра­ния дани и даров. Полу­че­ние этих даров, по обычаю того вре­мени, сопро­вож­да­лось обще­ствен­ными пирами («гоще­нье», «уго­ще­нье»). По этому месту и полу­чала назва­ние тер­ри­то­рия, с кото­рой упла­чи­ва­лась дань. В про­цессе хри­сти­а­ни­за­ции Руси на кня­же­ских пого­стах появ­ля­лись храмы с при­ле­га­ю­щим клад­би­щем. Само посе­ле­ние т.о. укруп­ня­лось и впо­след­ствии ста­но­ви­лось цен­тром опре­де­лён­ной обла­сти1.

Впо­след­ствии словом погост стали назы­вать адми­ни­стра­тивно-тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ницы, состо­я­щие из несколь­ких насе­лён­ных пунк­тов, а также сами насе­лён­ные пункты, явля­ю­щи­еся цен­трами таких адми­ни­стра­тивно-тер­ри­то­ри­аль­ных единиц.

Таким обра­зом, погост и цер­ковь в нём в про­цессе хри­сти­а­ни­за­ции Руси стали играть роль объ­еди­ня­ю­щего центра. Храм в глав­ном селе­нии пого­ста был сре­до­то­чием цер­ков­ной и обще­ствен­ной жизни. Это под­твер­ждает тот факт, что все другие церкви, постро­ен­ные в округе в разных посе­ле­ниях (выстав­ках) и других местах вместе со своими прич­тами под­чи­ня­лись церкви в глав­ном селе­нии, а именно пла­тили ей цер­ков­ную дань. Поэтому цен­траль­ный храм пого­ста во вре­мена его рас­цвета носил назва­ние «ста­но­вой», «старой» церкви, а прочие церкви погост­ского округа назы­ва­лись «выстав­ками», «выста­воч­ными» церк­вами.

Вся цер­ков­ная дань, уста­нов­лен­ная с пого­ста архи­ерею («подъ­езд и деся­тина») соби­ра­лась с при­ход­ской ста­но­вой церкви, кото­рая через насто­я­те­лей храмов рас­пре­де­ляла и соби­рала над­ле­жа­щие доли этой дани по всем выста­воч­ным церк­вам своего погост­ского округа, а затем, полу­чив «в пособь» от каждой церкви её долю, отсы­лала всю дань архи­ерею.

Ста­но­вая цер­ковь, говоря совре­мен­ным языком, была глав­ным храмом бла­го­чи­ния. Высшая цер­ков­ная власть все свои рас­по­ря­же­ния отно­си­тельно взи­ма­ния цер­ков­ных сборов, награж­де­ния или отлу­че­ния кли­ри­ков, а также бого­слу­жеб­ные ука­за­ния, инфор­ма­цию о собы­тиях в Церкви, празд­нич­ные посла­ния и иные цир­ку­ляры направ­ляла всегда по погост­ским церк­вам.2

Такое адми­ни­стра­тив­ное деле­ние на пого­сты и зна­чи­мость погост­ской церкви сохра­ни­лось на Севере Руси вплоть до област­ной реформы, про­ве­дён­ной Ека­те­ри­ной II в 1775 г., когда пого­сты были упразд­нены. Но несмотря на это слово погост сохра­ни­лось во многих топо­ни­мах по всей России (напри­мер, Ильин­ский, Дмит­ров­ский Погост в Мос­ков­ской обл., Мошин­ский, Илез­ский, Пят­ниц­кий, Кено­зер­ский, Падан­ский Погост в Архан­гель­ской обл.)3

Это же самое слово в очень близ­ком зна­че­нии мы встре­чаем в совре­мен­ном латыш­ском (pagasts) и в фин­ском языках (pogosta), что можно рас­смат­ри­вать как исто­ри­че­ское заим­ство­ва­ние из рус­ского

С этого вре­мени, по сви­де­тель­ству Даля, слово погост сна­чала прочно свя­зы­ва­ется с цер­ко­вью и, как след­ствие, с при­ле­га­ю­щим к ней клад­би­щем, нередко, только с клад­би­щем, в зна­че­нии кото­рого это слово дошло до наших дней. Однако до этого пого­стом могли назы­вать и просто сель­ский приход; и несколько дере­вень, под общим управ­ле­нием и одного при­хода; и цер­ков­ный двор; и цер­ков­ную тер­ри­то­рию с клад­би­щем, при­ход­скими построй­ками и домом причта.

Выра­же­ния со словом погост

У пого­ста (на, при пого­сте) живучи, всех не опла­чешь (не опла­кать).

Сидеть попу на пого­сте, когда не зовут в гости.

Мерт­вых с пого­сту (домой) не носят.

При­ме­ча­ния:

1 А.А. Папков. Пого­сты в зна­че­нии пра­ви­тель­ствен­ных окру­гов и сель­ских при­хо­дов в Север­ной России. Глава 1.

2 А.А. Папков. Пого­сты в зна­че­нии пра­ви­тель­ствен­ных окру­гов и сель­ских при­хо­дов в Север­ной России. Глава 2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *