Что такое поговорка 2 класс литературное чтение
Литературное чтение. 2 класс
Конспект урока
Литературное чтение. 2 класс.
Урок 6. Пословицы и поговорки. В. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Что надо знать о пословицах и поговорках русского народа.
2) В. Даль – собиратель пословиц русского народа.
3) Выполнение упражнений по теме урока.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что надо знать о пословицах и поговорках русского народа
Первое. Автор пословиц и поговорок – это душа русского народа, умный, богатый образами и меткий на острое словцó русский язык.
Пословицы и поговорки –
два жанра устного народного творчества.
Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
Поговорка – меткое образное выражение, «окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, это одна первая половина пословицы» (В. Даль).
«Не в бровь, а в глаз»
Третье. В пословицах и поговорках всегда присутствует воспитательное значение.
Пословица – самоценное высказывание. Она несёт в себе безусловную истину, некий нравственный закон, безусловный для любого человека. Её действие распространяется не на конкретное событие, а на весь срок человеческого существования. Это народная «заповедь», которой должны следовать все люди.
Поговорка же, наоборот, высказывается для характеристики обстоятельства, человека или его поведения. Она воспринимается как реплика диалога и содержит иронию, даже сатиру.
И в нынешнем веке пословицы и поговорки – наши помощники, проверенные временем ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности.
Пословицы и поговорки есть на все случаи жизни.
Одной из главных является тема труда:
«Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто».
«Кто рано встаёт, тому Бог подаёт».
Огромное количество пословиц сложено о земле, крестьянской работе:
«Труд человека кормит, а лень портит».
«Труд всё побеждает».
«Без дела жить – только небо коптить».
«Зерно в колоске – не валяйся в холодке».
Очень распространены пословицы и поговорки о приметах природы, календаре крестьянских трудов:
«В зимний холод всякий молод».
«Вешний день целый год кормит».
«Ласточки низко летают – дождь обещают».
«Пляшут, гуляют – зиму провожают».
А как много пословиц и поговорок на бытовые темы: отношения в семье, сиротство, вдовья доля, родство, дружба, счастье.
«Насильно мил не будешь».
«На что и клад, когда у мужа с женой лад».
«В сиротстве жить – слезы лить».
«Много выбирать – женатым не бывать».
«В добром житье сами кудри вьются, в худом – секутся».
Русский народ уважает честность, верность дружбе:
«Старый друг лучше новых двух».
«Нет друга – ищи, а нашёл – так береги!»
В народе всегда высоко ценился человеческий ум и стремление к знаниям:
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
«Век живи – век учись».
«Ученье – свет, а неученье – тьма».
«Ум без книги, что птица без крыльев».
«Учёный водит, а неучёный следом ходит».
«Человек неучёный, что топор неточёный».
«Мир освещается солнцем, а человек – знанием».
«Корень учения горек, зато плод сладок».
«Книгу читаешь – на крыльях летаешь».
Четвёртое. Как много изобразительно-выразительных средств использует русский язык, чтобы точнее раскрыть смысл пословиц и поговорок! Вот некоторые из них.
Примеры пословиц и поговорок
«Незваный гость – хуже татарина»
«Делу – время, а потехе – час»
«Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто»
«Смелому горох хлебать, а несмелому
и щей не видать»
Пятое. Может показаться, что пословицы и поговорки создавали люди, которые жили давным-давно. Их советы нам не ко времени. А вот и нет! Русский язык живёт по своим собственным законам. Вот доказательство, что пословицы и поговорки прекрасно себя чувствуют и в наш век:
«Люди пашут, а он по клаве машет».
«Комментов бояться — посты не писать».
«Смайлик без причины — признак дурачины».
«Как твитнется, так и откликнется».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание «Русские народные пословицы и поговорки».
Подставьте в пословицы пропущенные слова.
1) Худо овцам, где в пастухах.
5) Для быка не тяжесть.
6) Каждая лиса свой нахваливает.
волк ноги пенёк рога серёжках хвост
Подсказка: неверное слово не приклеивается к послвице.
1) Худо овцам, где волк в пастухах.
2) Зайца ноги носят.
3) Добрый конёк не навезёт на пенёк.
4) Курочка в серёжках, кочеток в сапожках.
5) Для быка рога не тяжесть.
6) Каждая лиса свой хвост нахваливает.
Задание: «Пословицы про щи».
Выпишите из словаря пословицы, в которых есть слово «щи».
Подсказка: на этой странице три пословицы со словом «щи».
Щи да каша – пища наша.
Отец родной надоест, а щи никогда не надоедят.
Пословица – что это такое простыми словами, для чего нужны пословицы и чем они отличаются от поговорок
Краткое изречение, в котором выражена мудрость.
Пословица – это краткое изречение, в котором обычно не более одного предложения. Ее отличительная особенность – наличие «мудрости» – то есть какой-то яркой мысли, совета. Например: «тише едешь – дальше будешь» или «не говори «гоп», пока не перепрыгнешь».
В поговорках такой «мудрости» нет. Это просто выражение, которое можно применить в определенной ситуации. Например: «как собака на сене», «ни рыба, ни мясо».
Отличительные черты пословиц
Пословицы могут быть применены к огромному количеству разных ситуаций. Поэтому они так закрепились в языке. Например, «Был бы лес – соловьи прилетят» – это выражение можно применить в отношении любой сферы деятельности.
Пословицу можно адресовать любому человеку. То есть к человеку любого пола и возраста. Поэтому пословицы в русском языке рассматриваются как особый тип предложений – обобщенно-личные. Лицо в них «обобщено», им может быть мужчина, женщина, старик, ребенок. Пословицу «Сделал дело – гуляй смело» можно сказать каждому, кто ленится что-то делать или долго это откладывает.
Они могут быть синонимичными и антонимичными. Синонимичные – это такие, значения которых совпадают (как у синонимов). То есть в них одинаковые поучения, схожие мысли: «Был бы лес – соловьи прилетят» и «Была бы водица, а сено зародится». Другой пример: «Поспешишь – людей насмешишь» и «Тише едешь – дальше будешь».
В антонимичных пословицах значения прямо противоположные (как у антонимов): «Сделал дело – гуляй смело» и «Работа не волк – в лес не убежит».
Поэтому когда мне учитель математики говорила: «Не болтай! Слово – серебро, а молчание – золото!» – я всегда отвечал: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
Противоположные значения характерны далеко не для всех пословиц. Например у пословиц типа «Родная земля – мать, а неродная – мачеха» не бывает антонимов. Потому что создавались они русским народом и таких понятий, как «эмиграция» в пору их создания не было. Их просто не было.
Два типа пословиц
Они бывают повествовательными и побудительными. В побудительных используются глаголы повелительного наклонения, например: «Не зная броду – не суйся в воду».
В повествовательных пословицах, наоборот, глаголы изъявительного наклонения. Они как будто констатируют определенный факт: «И комар лошадь свалит, если волк пособит».
Еще можно было бы выделить условные пословицы, которые сообщают об условии успеха какого-то дела, например: «Не поклонясь до земли, грибов не поднимешь» – но большинство филологов такой подтип не выделяют и относят подобные изречения к повествовательным пословицам.
С помощью чего создаются пословицы
С помощью рифмы. «Не зная броду – не суйся в воду» – вполне богатая рифма, рифмуются не только конечные гласные, но и два предшествующих им звука: «оду» – «оду».
Есть в пословицах и более простые рифмы, глагольные: «Неразумного учить – в бочку-кадку воду лить».
Ритм. Рифмы может не быть, но произноситься пословица будет ритмично. Посмотрите на ударные слоги в этой пословице: «тИше Едешь – дАльше бУдешь» – ударение падает на каждый второй слог.
Параллелизм. То есть расположение членов предложения (или частей речи) в одной части пословицы параллельно их расположению в другой. Смотрите: «Земля родная – колыбель золотая»: подлежащее с определением, сказуемое с определением. Если посмотреть на части речи, то параллельность будет еще более заметная: существительное с прилагательным – существительное с прилагательным.
Аллитерация. Когда в пословице повторяются одни и те же согласные звуки: «Не бей по роже – себе дороже».
Ассонанс – когда повторяются гласные. Ассонанс часто сочетается с аллитерацией. Например, вот в этой пословице повторяются и гласные «о», и согласные «р»: Сорока скажет вороне, ворона борову, а боров всему городу.
Связь русских и зарубежных пословиц
Некоторые пословицы, очевидно, пришли в русский язык из-за рубежа. Например, у выражения «капля камень точит» есть латинский аналог, который переводится точно так же: «Gutta cavat lapidem». Или: «Не место красит человека, а человек место»: «Homo ornat locum, non locus hominem».
Но их мало. Зато можно часто наблюдать синонимию между русскими пословицами и зарубежными. Сравните: «На вкус и цвет товарищей нет» – «His olus, his oleum sapit, ergo vasta fit esca» (одни любят овощи, другие – масло, поэтому еда такая разная).
Полезные материалы по теме
Наша статья подошла к концу. Надеюсь, я смог объяснить вам, что такое пословица, и дал достаточно материала для развернутого ответа на уроке. У меня выходило еще несколько статей по литературе и лексике русского языка, посмотрите их:
Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю вам на почту будут приходить лучшие статьи рубрики Образование.
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, в комментариях, используете ли вы в речи пословицы. Если да, то какая из них вам нравится больше всего. Моя любимая пословица (не знаю почему, возможно, мне ее часто говорила в школе учительница русского): «Не спеши коза в лес – все волки твои будут».
Презентация по литературному чтению на тему «Пословицы и поговорки»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Пословицы
и поговорки
Урок литературного чтения во 2 классе
Описание слайда:
Описание слайда:
Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости
Описание слайда:
Пословица
это краткое выражение с поучительным смыслом «Любишь кататься – люби и саночки возить».
Признаки пословицы:
краткость;
меткость и точность мысли;
законченность предложения.
Пословицы обычно состоят из двух частей:
«Делаешь наспех – сделаешь насмех»; «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются.
Описание слайда:
Описание слайда:
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПОГОВОРОК
Про бедного человека и сейчас говорят
«Ни кола, ни двора».
Откуда же пришла эта поговорка?
Оказывается, в старину крестьяне владели: узкими полосками земли, по форме похожими на кол. Поля нарезали на такие полоски, и у каждой был свой хозяин. Но у кого-то не было дажe такой узкой полоски земли. Про таких бедняков и говорили: ни кола, двора (дома).
Описание слайда:
Описание слайда:
ИГРЫ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ
Найди в тексте «Голова и язык» спрятанную пословицу
Голова сказала:
— Ты, язык, как заведенные гусли, с утра до вечера без умолку говоришь и позоришь меня.
Язык ответил:
-Ты, голова, сама заставляешь меня так много говорить: ведь что на уме, то и на языке.
Описание слайда:
ИГРЫ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ
Соотнеси
русскую народную пословицу и зарубежную пословицу
Язык до Киева доведет. Тот не заблудится, кто не спрашивает.
В гостях хорошо, а дома лучше. Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь. Один утренний час лучше двух вечерних.
Утро вечера мудренее. Бесполезно плакать над пролитым молоком.
Описание слайда:
ИГРЫ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ
Вставь рисунки в пословицу
Описание слайда:
ИГРЫ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ
Собери пословицу
Ум хорошо, а два лучше.
Труд человека кормит, а товарища выручай.
Не спеши языком, а лень портит.
Сам пропадай, от того и наберёшься.
Глаза боятся, торопись делом.
С кем поведёшься, а руки делают.
Описание слайда:
ИГРЫ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ
Назови пословицу по предметам
Описание слайда:
ИГРЫ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ
Узнай пословицу по рисунку
Описание слайда:
ИГРЫ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ
Узнай пословицу по рисунку
Описание слайда:
СДЕЛАЛ ДЕЛО,
ГУЛЯЙ СМЕЛО!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
«Контрольная работа по литературному чтению»
Тематическое планирование по литературному чтению
Презентация викторины по литературному чтению «Народные сказки» (2 класс)
КИМ по литературному чтению 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс «Школа России» 21-22
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5430115 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по литературному чтению «Пословицы и поговорки»(2 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Пословица – мудрость народная. Пословица недаром молвится. Как вы понимаете смысл данных высказываний? Когда, в каких случаях уместно употребить пословицу (поговорку)?
Пословицы обычно состоят из 2 частей. Часто эти части рифмуются. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Поговорка-это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным.
Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему – то поучают И от беды нас берегут. Пословица вовек не сломится- Ведь с ней и горе, и беда. И наша речь красна пословицей: Давайте вспомним их, друзья.
Гречневая каша- матушка наша.
Сколько не думай, а лучше хлеба и соли не придумаешь.
Волков боятся – в лес не ходить.
Поскорее подрастай да к работе поспевай.
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок.
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
Ты меня, работушка, не бойся, я тебя не трону.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Чтобы рыбку съесть — надо в воду влезть.
Найти в стихотворении пословицы и поговорки. Подсчитайте, сколько их там встретится. Ну, кто из вас не согласится, Что без труда мечта мертва; Что дело мастера боится; Что жизнь дана нам для добра; Что друг не тот, кто медом мажет, А тот, кто правду прямо скажет; Что долог день до вечера, Коли делать нечего; Что сам себя лишь тот погубит, Кто других совсем не любит? Где растяпа да тетеря, Там не прибыль, а потеря И, конечно, без труда Не вытащить и рыбку из пруда. Помни! Тот, кто хочет много знать, Тот не должен долго спать. Согласитесь: лень, и плут до добра не доведут.
О зиме: Зимой без шубы не стыдно, а холодно. Мороз не велик, да стоять не велит. Зимой льдом не дорожат.
Люди с давних времен упражняли свой ум и сообразительность. Придумать загадку непросто, но и не меньше мудрости надо, чтобы разгадать её.
Заря-заряница, Красная девица, По лугам ходила, Ключи обронила. Брат встал, Ключи подобрал.
Что нового узнали на уроке? Что такое пословица? Что такое поговорка? Что такое загадка? Можно ли объединить несколько пословиц и поговорок в одну группу?
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-155854
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по литературному чтению «Пословицы и поговорки», 2 класс, Школа России
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по литературному чтению
Цель урока: формирование умения определять малые формы фольклора: пословицы, поговорки.
Тема урока: «Пословицы и поговорки»
Тип урока: усвоение новых знаний
— осознанно, правильно читают целыми словами;
— называют малые жанры фольклора;
— дают определение слову «загадки»;
Планируемые метапредметные результаты
— устанавливают причинно – следственные связи;
— ставят цель урока при помощи учителя;
— устанавливают доброжелательные отношения в группе.
Планируемые личностные результаты: стремятся к совершенствованию собственной речи;
Оборудование урока: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, конверты с пословицами, ватман, клей, проектор, экран, ПК.
формулирование заданий (деятельность учителя и учащихся)
планируемые способы оценивания
комментарии руководителя практики
У: Доброе утро, дорогие читатели! Сегодня отличный день, чтобы начать его со слов «Ученье свет, а неученье тьма». Поэтому мы начинаем свой урок. Присаживайтесь на места.
У: На прошлом уроке мы с вами познакомились с одной из малых форм фольклора. Кто мне поможет вспомнить?
Д: На прошлом уроке мы познакомились с загадками.
У: Дайте определение слову «загадки».
Д: Это когда пред мет не называют, а рассказывают о нем, описывают его признаки так, чтобы можно было догадаться о ком или о чем идет речь.
У: Что было задано на дом?
Д: Сочинить одну или две загадки.
У: Сейчас начнем проверку домашнего задания на оценку.
Д: Демонстрируют навыки составления загадок.
— дают определение слову «загадки»;
— стремятся к совершенствованию собственной речи;
3.Постановка цели и задач урока.
У: Давайте вспомним, что такое фольклор?
Д: Фольклор – это устное народное творчество.
У: Какие жанры фольклора вы знаете?
Д: Русские народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки.
У: Отлично! Сегодня мы познакомимся еще с одним жанром устного народного творчества. Тема нашего урока «Пословицы и поговорки». Попробуйте поставить цель на урок.
Д: Узнать какие есть пословицы и поговорки.
— называют малые жанры фольклора;
— ставят цель урока при помощи учителя;
4.Первичное усвоение новых знаний
Практический: работа с книгой
У : История возникновения пословиц и поговорок берет свое начало еще в глубокой древности. В давние времена народ выражал свое творчество, мудрость, используя яркие, меткие высказывания, зачастую очень короткие, но емко, глубоко выражающие суть.
Д: Варианты детских ответов.
У: У пословиц есть характерные особенности, которые отличают ее от других жанров фольклора.
· меткость и точность мысли;
Пословицы обычно состоят из двух частей:
«Делаешь наспех – сделаешь насмех»; «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются.
У: Есть еще интересный жанр – это поговорки.
· меткое народное выражение;
· краткое по форме; острое по смыслу;
· не законченность высказывания;
· самостоятельно не употребляется.
“За двумя зайцами погнался” – делаешь много дел сразу.
Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой
художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.
У: (слайд 4) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого — работает, засучив рукава.
Какое отношение к работе имеют рукава?
Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать – засучивать.
У: Откройте учебник на странице 26. Прочитайте первые три строчки.
У: Как вы понимаете высказывание «Поговорка – цветочки, пословица – ягодки»?
Д: У растений сначала появляются цветочки, а потом ягодки. Так появляется пословица, потому что поговорка — это часть пословицы.
У: Хорошо. Кто-то еще хочет высказаться?
У: Давайте поиграем. Сейчас на экране будут появляться картинки. Вам необходимо отгадать, о какой пословице идет речь.
Что изображено на первом рисунке? (слайд 5)
Д: Один мальчик катится с горки. А второй тащит сани в горку.
У: Какая пословица здесь спряталась?
Д: Любишь кататься, люби и саночки возить.
У: Молодцы! Какая пословица спряталась за следующим рисунком? (слайд 6)
Д: Ученье свет, а неученье тьма.
У: Отлично! У вас отлично получается. Давайте попробуем еще. Какая пословица зашифрована на рисунке?(слайд 7)
Д: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
У: Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Д: Ничто не может быть достигнуто без усилий.
У: Приведите примеры из жизни.
Д: Вспоминают и подбирают ситуации, раскрывающие смысл пословицы.
— относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству;
— осознанно, правильно читают целыми словами;
— устанавливают причинно – следственные связи;
(Пальцы рук переплести (рукопожатие)). Потянулись, потянулись, потянулись.
(Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться). Стали дружно умываться.
(Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание). Полотенцем вытираться.
(Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев). Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем.
(Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук)).
Дружно делаем зарядку!
(Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад.
Пальцы расслаблены, взмахи кистями).
Пришли в школу. (Руки на парте согнуты в локтях.)
И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку).
5.Первичная проверка понимания
Практический: работа с книгой
У: Давайте почитаем пословицы и поговорки в учебнике на с. 26-27.
Д: Читают пословицы и поговорки.
У: Как вы понимаете смысл первой пословицы?
Д: Необходимо защищать свою Родину.
У: Обратите внимание, что пословица нам подсказывает, указывает на то, как нужно поступить в какой-либо ситуации. Можно сказать, что пословица – это народная мудрость.
У: Как вы понимаете смысл второй пословицы?
Д: Нужно проявить смелость, чтобы достичь победы.
У: Молодцы! Теперь объединитесь в пары, прочитайте остальные пословицы на странице 26. Обсудите смысл.
Д: Читают и обсуждают смысл пословиц и из учебника.
У: Закончили работу в паре. Всем ли удалось понять смысл пословиц? Покажите мне «+», если все получилось и не возникло трудностей. «-» если появились сложности.
При появление вопросов, необходимо обсудить смысл пословиц всем классом.
— осознанно, правильно читают целыми словами;
— взаимодействуют в паре;
— выполняет действие самооценки;
У: Сейчас мы поделимся на команды. У каждой команды будет лист и конверт с заданием. В этом конверте будут лежать пословицы. Но к сожалению, они порвались пополам и перепутались. Ваша задача, восстановить пословицы.
Д: Делятся на команды. Готовят клей.
У: К концу работы, группа, которая выполнит задание без ошибок, получит награду в виде значка «Познайка». На работу в группе у вас 7 минут.
Д: Анализируют и сопоставляют части пословиц. Работают в группе.
Пословицы для работы в группе
Поспешишь – людей насмешишь.
Терпенье и труд всё перетрут.
Делу время — потехе час.
Труд человека кормит, а лень портит.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Учись смолоду – пригодится в старости.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Добрый человек добру и учит.
У: Время подошло к концу. Давайте проверять. Первая группа к доске.
Обсуждение работ групп. Группа, которая сделает все правильно или же наибольшее количество пословиц, получает знак «Познайка»
У: Отличная работа! (награждение победителей)
— устанавливают доброжелательные отношения в группе.
Награда: знак «Познайка»
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1 мин
1. Ответить на вопросы на с. 27.
2. Подобрать и записать в тетрадь еще по одной пословице в каждую группу, обозначенную в учебнике.
8.Рефлексия (подведение итогов занятия)
У: Что нового узнали сегодня на уроке?
Д: Выполняют анализ деятельности.
У: Давайте вспомним цель урока.
У: Как определить пословицу?
· меткость и точность мысли;
У: Молодцы! Что такое поговорка?
У: Почему пословицы и поговорки относятся к устному народному творчеству?
Д: Потому что их придумал народ.
У: На столах у вас лежит смайлик. Но у него нет рта. Вам необходимо его нарисовать. (слайд 8) Сейчас я прошу вас оценить свое состояние на уроке. Если смайл улыбается – значит вам было комфортно и все понятно.
Если у смайла рот виде прямой линии, значит, у вас есть некоторые моменты, которые нужно уточнить.
Если смайл грустный, значит возникли большие трудности и ваше настроение плохое.
Д: Оценивают свое настроение.
У: Ребята, хочу с вами попрощаться пословицей: «Сделали дело – гуляйте смело!» (слайд 9)
— стремятся к совершенствованию собственной речи;
— относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству;
— выполняет действие самооценки;
Оценка настроения «Смайл»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Технологическая карта урока чтения 2 класс «Легенда о матерях» И. Панькина
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Презентация на тему «К.Г. ПАУСТОВСКИЙ»
План-конспект урока литературного чтения «К. Бальмонт «Осень»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Рабочая программа «литературное чтение 2 класс»
План конспект урока по литературному чтению на тему : » Честное слово»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5430115 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.