Что такое поисковая деятельность

Сущность понятия «поисковая и исследовательская деятельность»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Сущность понятия «поисковая и исследовательская деятельность»

Современное общество нуждается в образованных и творческих молодых людях, которые умеют ставить и нестандартно решать поставленные цели и задачи, могут выбирать свой жизненный путь. Исходя из этого, целью современного образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Данная цель так же указана в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя помимо традиционного формирования предметных знаний, умений и навыков и программу развития универсальных учебных действий (УУД). Сейчас всё более актуальным становится использование в обучении таких приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно собирать необходимую информацию, добывать новые знания из различных источников, работать с источниками, выдвигать гипотезы, уметь отвечать и задавать вопросы, делать выводы и умозаключения т.е. поисковые и исследовательские умения.

Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не просто передает готовые знания, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности.

самостоятельно собирать необходимую информацию, добывать новые знания из различных источников, работать с источниками, выдвигать гипотезы, уметь отвечать и задавать вопросы, делать выводы и умозаключения.

Что же такое исследование?

Исследование – творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире.

Исследовательская деятельность (исследовательский метод) – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Данное определение кажется нам недостаточно полным, а так же трудным для восприятия, поэтому мы будет пользоваться другим определением.

Исследовательская деятельность учащихся — это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

В основе исследовательской деятельности умения:

Исследование как метод обучения возник еще в Древней Греции благодаря Сократу. Данный метод был назван эвристической беседой или сократовским диалогом, или беседой-исследованием. Сократ не давал своим ученикам готовых ответов, но своими вопросами подводил

собеседника на правильные выводы. Сократ считал, что вопросы стимулируют мышление.

Костюченко С.Г. отмечает, что традиционно исследовательская деятельность учащихся рассматривалась в контексте работы с одаренными, наиболее способными детьми. Однако именно в современных условиях быстро меняющегося мира, в условиях неопределенности исследовательская деятельность учащихся становится вновь актуальной, приобретает особый смысл, получает новый импульс развития и широкое распространение. Поэтому закономерен, вспыхнувший в последние годы к ней огромный интерес со стороны педагогической общественности.

На данный момент исследовательская деятельность является инструментом повышения качества образования и создание условий для увлечения всех учащихся интеллектуальной деятельностью.

Основой исследовательской деятельности является поисковая активность. Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов.

Мы выделим два, подходящих, по нашему мнению, определения:

Поисковая учебная деятельность – вид учебном деятельности, которая направлена на организацию учебного познания в контексте выработки самим учащимся нового собственного опыта.

Поисковая деятельность обучающихся – это самостоятельная деятельность учащихся, выполнение шагов поиска, необходимых для решения поставленной проблемы.

Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы многих ученых. Они выделяют их из обще-учебных умений, подчеркивают исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают их с такими мыслительными операциями, как сравнение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация.

Под исследовательскими умениями понимаем интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования (на доступном учащимся материале) и соответствующие этапам учебного исследования.

Благодаря использованию поисково-исследовательской деятельности у учащегося развиваются такие умения как:

· работать с текстом;

· формулировать и проверять гипотезы;

· давать определения понятиям;

· планировать и разрабатывать исследовательские действия;

· использовать методы исследования;

· делать выводы и умозаключения;

· доказывать и защищать свои идеи.

В современных условиях быстро меняющегося мира, в условиях неопределенности исследовательская деятельность учащихся становится актуальной, приобретает особый смысл, получает новый импульс развития и широкое распространение. Основой любого исследования является поисковая активность. Исходя из этого мы пришли к выводу, что исследовательская деятельность учащихся — это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

В следующем параграфе нашей работы мы рассмотрим возрастные особенности поисковых и исследовательских умений младших школьников.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Элементарная поисковая деятельность как форма организации природоведческой работы с детьми

Что такое поисковая деятельность. Смотреть фото Что такое поисковая деятельность. Смотреть картинку Что такое поисковая деятельность. Картинка про Что такое поисковая деятельность. Фото Что такое поисковая деятельность Оксана Колесникова
Элементарная поисковая деятельность как форма организации природоведческой работы с детьми

Элементарная поисковая деятельность как форма организации природоведческой работы с детьми.

Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения (о возможном течении явления природы и его причинах, отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста.

Методика организации поисковой деятельности. Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятельности, связанной с природой (труд, наблюдения, игры).

Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить. ее дети не могут. Необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний и способов действий. Незнание должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рассуждения. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает.

Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале — простые, содержащие однозвенные связи, затем — более сложные, содержащие цепочки связей.

Примерами познавательных задач могут быть следующие. Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идет дождь, а зимой — снег? Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает? И т. д.

Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин — часто? Почему рыба плавает? Почему заяц прыгает? Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти? Почему у синицы клюв тонкий, а у снегиря — толстый? Зачем черепахе панцирь? Почему гусеницу не видно на листьях капусты? Почему сначала прилетают грачи, а потом — ласточки? Почему изменяется жизнь зверей зимой? И т. д.

После принятия детьмипознавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее а н а л и з: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать все предположения детей, обратить внимание на их противоречивость. Необходимо учитывать каждое предположение детей; если они не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Возникший у детей в ходе анализа ситуаций и выдвижения предположений интерес к решению задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений.

Дети могут предложить разные способы проверки. Предлагает их и воспитатель. Ими могут быть кратковременные распознающие наблюдения, длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристические беседы. Распознающие наблюдения используются, как правило, когда необходимо установить свойства, признаки объектов. Например, при сборе ягод перед детьми ставится задача: определить, чем отличаются спелые ягоды от неспелых. Задача решается в ходе распознающих наблюдений. Сравнительные наблюдения могут быть использованы при сопоставлении 2—3 объектов для установления их своеобразия. Например, установить, какие животные передвигаются прыжками и почему.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются опыты. Приведем пример организации поисковой деятельности, когда познавательная задача решается с помощью опыта. В ходе усвоения системы знаний о растениях детей необходимо подвести к пониманию того, что для роста растений нужна влага.Перед ними ставится познавательная задача:, прорастут ли семена без воды? Обсудив с детьми высказанные ими предположения,воспитатель спрашивает: «А как проверить, кто из вас прав?» Для проверки предположений организуется опыт: на два блюдца дети кладут вату, а на нее — одинаковое количество семян. В одном блюдце вату смачивают водой. Ход опыта дети фиксируют в дневнике наблюдений в виде рисунков-схем. В первом рисунке показывают, что семена помещены в разные условия, в последующих отмечают появление изменений. В каждом рисунке обязательно выделяется, при каких условиях произошли те или иные изменения. В заключение, когда изменения хорошо видны, воспитатель предлагает детям сравнить семена и сделать соответствующие выводы. Если ребята сомневаются, опыт следует повторить, а затем продолжить обсуждение его результатов.

При наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать, можно использовать эвристическую беседу.Приведем пример: на одной из прогулок дети обратили внимание на то, что сосульки с разных сторон крыши неодинаковы по величине. Причина этого явления их заинтересовала.

«Как ты думаешь, почему так?» — спросил один из детей.

«Здесь капает с сосулек, а там — нет. Поэтому они здесь меньше становятся»,— ответил другой.

«А почему же там не капает, с другой стороны? —И тут же сам догадался:— А, знаю! Здесь солнышко греет, а на той стороне нет солнышка! Там только к вечеру будет солнышко и недолго. Поэтому сосульки медленно тают».

Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов. К самостоятельному формулированию выводов детей необходимо побуждать. Случается, что они делают неправильные выводы. В этом случае можно организовать дополнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый пришел к правильным выводам.

В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.

Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе.

В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению.

Клуб как форма организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Родители (законные представители) несовершеннолетних.

Что такое поисковая деятельность. Смотреть фото Что такое поисковая деятельность. Смотреть картинку Что такое поисковая деятельность. Картинка про Что такое поисковая деятельность. Фото Что такое поисковая деятельностьОбразовательный комплекс «Как стать Неболейкой» как форма образовательной работы с детьми по формированию ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Крепкое здоровье является предпосылкой к эффективному труду, творческой активности, к полному.

Консультация «Арт-терапия как форма работы с детьми в условиях реализации ФГОС до» Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование,.

Логопедическая ритмика как форма организации здоровьесберегающей работы С каждым годом, по наблюдениям специалистов, растет количество детей с различными патологиями и особенно речевыми нарушениями (ФНР, ФФНР,.

Лэпбук, как новая форма работы с детьми ЛЭПБУК- ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК С НИМ РАБОТАТЬ. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного.

Мотивация как форма работы с детьми при организации непосредственно образовательной деятельности Одним из залогов успешного занятия является мотивация. Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов.

Проектная деятельность как форма организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста Развитие познавательного интереса развивающей к различным постарались областям канун знаний представляли и видам знакомства деятельности.

Источник

Поисковая деятельность. Ее сущность и организация

Поисковая деятельность как форма совместной работы воспитателя и детей по формированию представлений о явлениях природы. Постановка познавательной задачи. Организация опыта для проверки предположений детей о влиянии температуры воздуха на состояние воды.

РубрикаПедагогика
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления28.04.2016
Размер файла14,9 K

Что такое поисковая деятельность. Смотреть фото Что такое поисковая деятельность. Смотреть картинку Что такое поисковая деятельность. Картинка про Что такое поисковая деятельность. Фото Что такое поисковая деятельность

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Поисковая деятельность. Ее сущность и организация

1. Понятие «поисковая деятельность» дошкольников

2. Организация элементарной поисковой деятельности в ДОУ

Список использованной литературы

Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям.

При ознакомлении дошкольника с окружающим миром на первый план выступает исследовательская деятельность, активность. Любознательность и желание познания ставятся во главу угла при реализации программ дошкольного воспитания. Исследовательская деятельность создает условия для психического развития, далее плавно переходя в саморазвитие, поэтому не следует мешать этому процессу, достаточно лишь направить его в нужное русло.

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков и др) показывают, что в ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Все вышесказанное показывает актуальность выбранной темы.

1. Раскрыть термин «поисковая деятельность» дошкольников.

2. Рассмотреть организацию элементарной поисковой деятельности в ДОУ

Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие «поисковая деятельность» дошкольников

Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятие детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения, отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста.

Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятельности, связанной с природой (труд, наблюдения, игры).

Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут. Необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа в такой ситуации носит поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний и способов действий. Незнания должны быть частичными, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать все предположения детей, обратить внимание на их противоречивость. Необходимо учитывать каждое предположение детей; если они не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Возникшие у детей в ходе анализа ситуаций и выдвижения предположений интерес к решению задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений.

Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов. К самостоятельному формулированию выводов детей необходимо побуждать. Случается, что они делают неправильные выводы. В этом случае можно организовать дополнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый пришел к правильным выводам.

В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.

Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе.

В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее появляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению.

поисковый дети природа познавательный

2. Организация элементарной поисковой деятельности в ДОУ

Элементарная поисковая деятельность как форма ознакомления детей с природой обеспечивает наиболее высокую степень активности и самостоятельности детей. Она позволяет сформировать у детей представления о явлениях природы, выявить их причины и взаимосвязи.

Поисковая деятельность проводится в определенной системе. Она начинается с анализа природного явления в связи с теми вопросами, которые возникают у детей в их разнообразной деятельности (игровой, трудовой и др.). В результате формируется познавательная задача, как правило, проблемная. Она требует установления причин явлений, связей и отношений между явлениями природы. Затем выдвигаются предположения о причинах того или иного явления или его результатах. Следующим этапом экспериментальной деятельности является обсуждение высказанных детьми предположений и выбор способов их проверки. Проверка предположений является важнейшим этапом поисковой деятельности. Заканчивается поисковая деятельность формулированием выводов.

Для усвоения объема знаний, определенного «Программой воспитания в детском саду», необходима организация активной познавательной и практической деятельности детей. Формируя систему знаний о природе необходимо отбирать из программы то содержание знаний, которое можно освоить методом поисковой деятельности. Воспитатель организует жизненные ситуации, направляя детей на выделение познавательных задач. В ходе анализа предлагаемых ситуаций у детей возникает необходимость соотнести имеющиеся знания с тем, что они непосредственно воспринимают. Поисковая деятельность и начинается с осознания того, что известно, а что нет.

Осознание проблемной ситуации заканчивается постановкой познавательной задачи: «Что происходит и почему так происходит?» Например, во время дежурства в уголке природы дети обратили внимание на то, что после выходных дней у бальзамина опустились листья, а алоэ выглядит совсем свежим. Используя эту ситуацию, воспитатель ставит перед детьми задачу: «Почему так произошло? Всем ли растениям нужно одинаковое количество влаги?»

В результате анализа проблемной жизненной ситуации и осознание познавательной задачи под руководством воспитателя выдвигаются предположения о возможных причинах наблюдаемых явлений.

Кратковременные наблюдения используются для установления свойств, качеств различных объектов природы, для их распознавания.

Например, при определении поливки растений и доказательства своих суждений дети отыскивают признаки состояния растений, позволяющие сделать вывод о сухости или влажности почвы, ее плотности, цвете, об изменении состоянии листьев.

Длительные сравнительные наблюдения, опыты, моделирование могут быть использованы для решения познавательных задач на установление причин природных явлений, связей и отношений.

Например, в конце февраля на прогулке воспитатель обращает внимание детей на то, что ветки кустарников унизаны каплями воды. Предлагает детям догадаться, куда делся снег, который утром они видели на ветках. Воспитатель своими вопросами направляет их на правильные высказывания. Дети догадываются, что причиной таяния оказалось общее потепление.

Организуя поисковую деятельность, воспитатель имеет возможность помочь детям усвоить не только общие закономерности природных явлений, но и видеть их конкретные проявления.

Заключительным этапом поисковой деятельности является формирование выводов на основании анализа полученных результатов наблюдений, опытов, моделирования. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель. Он не должен торопиться делать выводы сам. Необходимо выслушивать все высказывания детей, задавать дополнительные вопросы, которые могут им дать направление мысли.

Если дети делают неправильные или недостаточно четкие выводы, воспитатель помогает или осознать возникшие противоречия, добивается точных и конкретных выводов. Этому помогают дополнительные наблюдения, опыты или рассуждения. Важно, что бы дети были подведены к правильному пониманию существа того или иного явления.

Методика элементарной поисковой деятельности.

Элементарная поисковая деятельность обеспечивает наиболее высокую степень активности и самостоятельности детей. Пoисковая деятельность проводится в определенной системе. Она начинается с анализа природного явления в связи с теми вопросами, которые возникают у детей в их разнообразной деятельности. Из этого формируется познавательная задача, как правило, проблемная. Она требует установления причин явлений, связей и отношений между явлениями природы. Например, во время дежурства в уголке природы дети обратили внимание на то, что после выходных дней у бальзамина опустились листья, а кактус выглядит совсем свежим. Используя эту ситуацию, воспитатель ставит перед детьми задачу: «Почему так произошло? Всем ли растениям нужно одинаковое количество воды?»

— кратковременные наблюдения. Например, при определении необходимости поливки растений;

— длительные сравнительные наблюдения, опыты. Могут быть использованы, например, для выявления связи между способом передвижения животных (кузнечик, кролик, лягушка) и строением конечностей;

— демонстрацию моделей можно использовать для установления механизмов маскировки животных. Например, наблюдая гусениц бабочки-капустницы, дети замечают, что их трудно различить на листьях капусты;

— также для проверки предположений и решения познавательных задач используются эвристические беседы. Такая беседа предполагает установление причин разнообразных природных явлений с помощью рассуждений. Например, во время прогулки при оттепели воспитатель обращает внимание на то, что ветки кустарников унизаны гирляндами капелек воды. Предлагает догадаться, что произошло и почему, куда делся снег, который утром дети видели на ветках.

Используя все эти способы, воспитатель имеет возможность, организуя поисковую деятельность, помогать детям не только усваивать общие закономерности природных явлений, но и видеть их конкретные проявления.

В заключение поисковой деятельности происходит формулирование выводов на основании анализа полученных результатов наблюдений, опытов, моделирования, рассуждений. Воспитатель не должен торопиться делать выводы сам. Надо побуждать детей к самостоятельному формулированию выводов. Очень важно поддерживать увлеченность ребенка делом от начала и до конца эксперимента. На всех этапах ребенок должен почувствовать свою причастность к открытиям.

Ребенок не просто знакомится с разными свойствами материалов и веществ, он экспериментирует. Таким образом, он самостоятельно добывает ответы на многие вопросы. И здесь детям обязательно нужна помощь родителей. Экспериментирование поможет разнообразить семейный досуг. В совместной деятельности ребенка и взрослого отрабатываются способы организации безопасных опытов и экспериментов в квартире и на улице; формируется навык совместной работы с ребенком как партнером по серьезному, новому делу; появляется твердое знание индивидуальных особенностей ребенка.

Н.Н. Поддъяков утверждает: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Элементарная поисковая деятельность обеспечивает наиболее высокую степень активности и самостоятельности детей. Поисковая деятельность проводится в определенной системе. Она начинается с анализа природного явления в связи с теми вопросами, которые возникают у детей в их разнообразной деятельности. Из этого формируется познавательная задача, как правило, проблемная. Она требует установления причин явлений, связей и отношений между явлениями природы.

Можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Значение уголка природы в воспитании детей, требования к нему в детском саду в разных возрастных группах. Программное содержание работы. Деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого уголка. Организация наблюдения в уголке природы.

курсовая работа [112,4 K], добавлен 17.03.2016

Ознакомление с работой воспитателя, помощника воспитателя в первую и во вторую половину дня. Задачи помощника воспитателя. Роль и место самостоятельной деятельности в развитии ребенка. Самостоятельная организация деятельности детей в старшей группе.

отчет по практике [23,1 K], добавлен 15.10.2013

Теоретические основы развития детской познавательной деятельности. Организация работы по активизации процесса познания детей в процессе выполнения аппликации из природного материала. Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей детей.

аттестационная работа [21,8 K], добавлен 05.03.2012

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. Планирование и апробация системы работы по формированию пространственно-временных представлений у ребят данной категории через самостоятельную математическую деятельность.

дипломная работа [81,4 K], добавлен 07.08.2011

Физическое воспитание детей дошкольного возраста, валеологическая культура здоровья в их личностно-социальном развитии. Определение эффективности работы воспитателя и руководителя физвоспитания по формированию здорового образа жизни у воспитанников ДОУ.

дипломная работа [177,2 K], добавлен 08.11.2012

Этапы образовательного процесса. Модель педагогического опыта. Система работы по формированию экономических понятий и представлений у дошкольников через игровую деятельность. Критерии оценки сформированности понятий у детей старшего дошкольного возраста.

статья [349,8 K], добавлен 07.05.2013

Особенности формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Организация и содержание констатирующего эксперимента. Методика коррекционной работы с детьми с ЗПР по формированию пространственных представлений.

дипломная работа [152,7 K], добавлен 22.06.2012

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *