Что такое поисковые каталоги
Поиск информации в сети Интернет
Что такое поисковые системы, и для чего они нужны
В глобальной сети Интернет можно найти информацию по любой интересующей теме. Но самое трудное в работе с сетью Интернет — найти нужную информацию. Т. к. Интернет не имеет четкой централизованной структуры, развивается хаотично, и в мире появляются все новые и новые серверы, вопросы поиска информации становятся очень актуальными.
Каждая из поисковых систем имеет какие-то свои достоинства и недостатки, которые определяются принципом работы поисковой машины, удобством использования, ее оформлением, сложностью языка запросов, наличием различных расширенных функций (управление форматом и ранжированием выводимой информации, исправление орфографических ошибок и ошибочной раскладки клавиатуры при вводе ключевых слов, перевод страницы на др. языки т. д.), скоростью работы, и др. параметрами. Выбор поисковой системы для конкретного применения определяется целью поиска, характером искомой информации, желаемым форматом выводимых данных и шириной охвата отслеживаемых адресов серверов в мире Интернет.
Наиболее популярные поисковые системы
За пределами России рейтинг поисковых систем также возглавляет Google, далее следуют bing и Yahoo!.
Поиск по ключевым словам. Язык запросов поисковой системы
Поисковая система обычно имеет поле для ввода ключевых слов, по которым она находит документы, содержащие эти ключевые слова. Чем лучше (качественнее) составлен запрос к поисковой машине, тем меньше общее количество найденных документов, и больше из них документов, соответствующих тому, что Вам требуется. Если запрос очень простой или составлен неграмотно, то поисковая машина может Вам выдать несколько миллионов документов, которые Вам не просмотреть за всю жизнь.
Используя язык запроса, содержащий логические операции (логические операторы AND, OR, NOT, скобки и др.), префиксы обязательности присутствия ключевых слов в документе «+» и «-» (при поиске по узкоспециализированным терминам — предпочтительней использовать), расположения ключевых слов в документе рядом или на определенном расстоянии и т. д.) и др. элементы, и большее количество связанных ими ключевых слов, можно значительно сузить область поиска и более качественно составить запрос к поисковому серверу. Следует учитывать, что разные поисковые системы могут иметь как различающиеся языки запросов, так и очень похожие.
На сайтах поисковых систем обычно есть ссылки на справочную информацию по использованию поисковых сервисов, языков запросов, рекомендации по поиску и т. д.
Некоторые поисковые системы дополнительно имеют функцию расширенного поиска, позволяющую пользователю более точно описать то, что ему конкретно нужно и без знания языка запроса. Функцию расширенного поиска имеют, например, поисковые системы Яндекс и Google.
Типы поисковых систем. Какой поисковой системой воспользоваться
Существует 2 основных типа поисковых систем Интернет: индексные и классификационные (каталоговые). Индексные поисковые системы (например, Яндекс, Google, Rambler и др.), работая в автоматическом режиме обновления своей информации, просматривают в Интернет содержимое серверов, индексируя информацию, содержащуюся в них и внося информацию о расположении слов на страницах сайтов в свои базы данных. Каталоговые системы поиска (например, Rambler, Yahoo! и др.) содержат тематически структурированный каталог серверов, и чаще всего пополняются вручную. Обычно на WWW-странице классификационной поисковой системы содержится и поле для ввода ключевых слов для поиска в собственной базе данных. В каталоговой системе поиска можно, начав с более крупной тематической рубрики, и постепенно спускаясь дальше по рубрикам, прийти к ссылке на нужный Вам сайт. В одних случаях бывает удобней воспользоваться первым типом поисковых систем, в других — вторым. Есть поисковые системы, сочетающие в себе оба принципа работы. В частности, большинство индексных поисковых систем имеют и каталоговую систему поиска. Также поисковые машины могут использовать и какие-то другие принципы методы поиска.
Многие поисковые системы преобразовались в Интернет-порталы, объединяющие в себе большое количество ресурсов и сервисов. На страницах таких порталов можно прочитать новости, ознакомиться с программой телепередач, узнать о погоде, курсах валют, воспользоваться картографическим сервисом и мн. др.
Для поиска по российским ресурсам Интернет рекомендуется пользоваться российскими поисковыми системами (например, Яндекс), ввиду наличия русскоязычного интерфейса, возможности поиска по русским словам, учета особенностей русского языка, близости расположения сервера и т. д. Для поиска по зарубежным ресурсам можно воспользоваться многоязычными поисковыми машинами, имеющими в т. ч. и русскоязычный пользовательский интерфейс, а также возможность перевода найденных страниц на русский язык (например, Google).
Для поиска одновременно в нескольких поисковых системах можно воспользоваться так называемыми поисковыми метамашинами, обращающимися сразу к нескольким поисковым средствам, например, MetaCrawler.
Как известно, поисковых систем в Интернете много и найти нужную информацию крайне непросто. Отсутствие единого стандарта на спецификацию задачи поиска в Сети приводит к тому, что на каждом узле предлагается собственный способ решения поставленной задачи. В результате пользователь, не искушенный в премудростях синтаксических конструкций запросов к поисковой системе, либо не полностью использует возможности поисковика, либо, изучив функции конкретной системы, постоянно обращается лишь к одной.
Мета-поисковая система имеет единый язык запросов, иногда даже возможность перевода ключевых слов на др. языки. Такие поисковые системы, получая результаты запросов от др. поисковых систем, фильтруют полученные материалы, убирая дублирующиеся ссылки, и сортируют их по релевантности (степени нужности). Для поиска зарубежных ресурсов можно пользоваться российскими поисковыми метамашинами, обращающимися к другим поисковым средствам (в том числе зарубежным). Это удобно, ввиду наличия русскоязычного интерфейса, возможности поиска по русским словам, учета особенностей русского языка, близости расположения сервера, имеющего в большинстве случаев доступ к скоростному каналу за рубеж и т. д. Для этого и существуют поисковые метамашины. Но в последнее время качество поиска наиболее популярных поисковиков Яндекс и Google существенно улучшилось, и надобность в метапоисковых машинах отпадает, и они проигрывают в конкуренции с популярными поисковиками, вследствие чего почти все метапоисковики прекратили свое существование.
Существуют также поисковые системы, специализирующиеся по поиску по одной какой-либо теме (например, по информационным технологиям, по музыке, по ресурсам, посвященные природе и т. д.)
В некоторых случаях можно обойтись и без применения поисковых систем. Так, например, большинство крупных зарубежных фирм имеют адреса типа http://www.название_фирмы.com (например, официальный сайт Microsoft Corporation — http://www.microsoft.com), а большинство крупных российских фирм — http://www.название_фирмы.ru, (например, сайт компании «Лукоил» — http://www.lukoil.ru).
Можно также найти нужный Вам WWW-сервер в так называемых «Желтых страницах Интернет» (Yellow pages), выпускаемых в печатном виде или размещаемых в сети Интернет (Yellowpages.com, Желтые страницы интернет и мн. др.) В «Желтых страницах» ссылки на WWW-сервера располагаются по рубрикам. Каждому серверу дается краткое описание и иногда небольшой снимок первой страницы.
Также, собираясь посетить какой-то зарубежный сервер (например, официальный WWW-сервер какой-либо зарубежной фирмы), можно учитывать и такие возможные варианты, как наличие зеркальных серверов на территории России (копии зарубежного сайта) или наличие официального российского сайта зарубежной компании (на русском языке), наряду со своим главным официальным сайтом (например, официальный российский сайт компании Intel Corporation — http://www.intel.ru). Конечно же, лучше воспользоваться именно этими вариантами.
Как заявить о своем WWW-сайте (WWW-странице) в Интернет
Если у Вас есть своя страничка в Интернет, и Вы хотите показать ее всему миру, можно добавить свой URL к списку обслуживаемых страниц в выбранных Вами поисковых системах и каталогах, нажимая на соответствующие ссылки на страницах поисковых серверов и заполняя соответствующие формы. Можно также воспользоваться сервисом, позволяющим добавить Ваш адрес сразу в несколько поисковых систем и каталогов. Среди них можно назвать, например, Студия Артемия Лебедева: Система TAU (регистрация в 12-х зарубежных и 8-и российских поисковых системах), Регистратура РУ (регистрация в 13-и российских и 15-и зарубежных поисковых машинах и в 13-и российских каталогах линков, а также регистрация 5-и счетчиков), NET-ADS Submission Station (регистрация в 24-х зарубежных поисковых системах) и др.
Для просмотра параметров своей страницы в наиболее известных поисковых системах и каталогах можно обратиться к сайту Инструмент оптимизатора.
Каталоги Rambler TOP100, Яндекс Каталог, каталог Aport, MSN, Google, Yahoo.
Яндекс-Каталог
В случае, если слова из поисковой фразы отсутствуют в тексте документа, но присутствует в названии или описании его в Яндекс-каталоге, в выдаче по этому запросу приводятся каталожное название и описание документа.
Существуют два варианта регистрации в каталоге (http://www.yandex.ru/advertising/catalog.html): бесплатная и платная «ускоренная»,
После августа 2007 на Яндекс каталог стало ходить на 40% меньше людей, в связи с тем, что на главной странице ему было отведено в 2.5 раза меньше места чем раньше.
Видимо, владельцы Яндекса справедливо решили, что чем меньше людей будут пользоваться Яндекс каталогом и перейдут на использование поиска, тем больше они получат доходы от контекстной рекламы. Кроме того, целая колонка была освобождена под собственные проекты Яндекса, рекламы Яндекс Директа и партнерской рекламной сети.
Имеет ли смысл регестрироваться в Яндекс каталоге?
Rambler Top100
Одно время примесь играла исключительно важную роль в ранжировании результатов поиска Рамблера, так как ей было отведено до 5 первых мест в результатах поиска. Так как на попадание в примесь довольно сильное влияние оказывала посещаемость ресурса, то это привело к тому, что многие владельцы стали посещаемость своих сайтов, ведь это, зачастую, это был очень эффективный путь попасть в первую пятерку результатов поиска по нужному запросу. Однако, с июня 2003 года жесткое закрепление за примесью первых пяти позиций было снято и она по всей выдаче, причем таким образом, что встретить на первой странице результатов поиска по довольно конкурентным запросам документ из примеси теперь очень сложно. Поэтому позиционирование ресурса в Рамблере через примесь практически потеряло свое прежнее значение.
Апорт-Каталог
Ресурсы могут заноситься одновременно в несколько категорий каталога, при условии соответствия их содержанию.
Ещё одной особенностью можно назвать тот факт, что в результатах поиска Апорта для главных страниц сайтов, присутствующих в каталоге, всегда выводится название и описание ресурса именно из каталога.
Регистрационные данные для каталога подаются одновременно с регистрацией в поисковой системе (http://catalog.aport.ru/rus/reg/add.ple). При включении ресурса в каталог на указанный при регистрации почтовый адрес высылается уведомление.
Каталог Google
У поисковой системы МSN (msn.com) никогда не было собственного паука или каталога. С 1997 года система МSN для выдачи результатов поиска использовала разные базы данных, такие как: Yahoo!, LookSmart, Altavista, DirectHit, Inktomi и RealNames. Сейчас результаты поиска берутся из Inktomi, LookSmart, Direct Hit.
Но, все-таки, MSN.com один из самых популярных порталов Интернета. Там же есть и поисковая система search.mns.com. Система МSN особенно важна, т.к. именно этот поисковик по умолчанию используется, когда пользователи Internet Explorer’а вводят в адресную строку поисковый запрос. Система МСН также является информационным узлом, и по данным MediaMetrix, является одним из наиболее посещаемых сайтов.
Поисковая система МСН (msn.com) локализована примерно для 30 стран, таких как: Великобритания, Дания, Бельгия, Новая Зеландия, Япония и др. Также эта система предоставляет пользователям возможность сортировать результаты поиска: по дате, по алфавиту, по релевантности.
Но, поисковик уже приобрел значительное влияние и, если верить слухам, MSN Search все-таки бросил вызов Google и Yahoo в борьбе за первенство на рынке.
Yahoo!
В 1994 году, студенты Стэндфордского университета, Джерри Янг и Дэвид Фило, готовились к защите диссертации в области компьютерного проектирования интегральных схем. Для этого им приходилось много времени проводить в сети Интернет, в поисках нужной информации и копить ссылки. Списки со ссылками росли, потом Янг и Фило забросили диссертацию и принялись исключительно коллекционировать ссылки. К середине 1994 года их стало много, они отсортировали ссылки по категориям, потом в категориях ссылок стало тоже много, появились подкатегории.
Следующие вложения в поисковик Yahoo! составили 560 миллионов долларов. Yahoo.com взрослеет и начинает действовать на рынке как самостоятельная акула капиталистического мира. Конкуренты, в лице America Online и Microsoft, сбиваются в различные корпоративные альянсы, чтобы укреплять свои позиции в бизнесе. Подсмотрев у «врагов» методы, Yahoo в 1999 году покупают поставщика бесплатной электронной почты rocketmail.com. В то время на просторах Интернета появляются различные сайты, претендующие на звание Портал. С конкурентами расправляются по-разному. Webring.com покупают, с остальными ведут войну на бирже.
В настоящее время аудитория интернет-портала Yahoo насчитывает 345 миллионов человек, из них 165 миллионов являются зарегистриованными пользователями. Более 30 представительств компании действуют в Северной Америке, Европе, Азии и тихоокеанском регионе.
Google (Гугл)
Поисковик Google был основан двумя аспирантами Стэндфордского университета Лари Пейджем (Larry Page) и Сергеем Брином (Sergey Brin), выходцем из Бывшего СССР. Их основной работой был поиск нужной информации в массивах данных.
В 1996 г. они начали сотрудничать с поисковым сервером BackRub, который работал по принципу «back links» (т.н. обратные ссылки). Эта формула определяла количество ссылок ведущих на заданный сайт. Создатели справедливо решили, что на популярный и интересный сайт ссылаться будут гораздо чаще, чем на скучный и полумертвый ресурс.
Уже в сентябре 1998г. Пейдж и Брин, собрав около одного миллиона долларов инвестиций, регистрируют поисковую систему Google как юридическое лицо. Даже в бета-версии поисковик Google обрабатывал 10 000 запросов в день, показывая высокую релевантность запросам. Дальнейшая история развития поисковой системы Google, по своей стремительности, напоминает взлет ракеты.
20 июля 2004 года бывший операционный директор Google Брайан Рид обвинил поисковую компанию в дискриминации по возрастному признаку. В феврале этого года Рид был уволен, как он утверждает, из-за того что не соответствует корпоративной культуре, главными элементами которой являются молодость и энергичность. Рид, которому сейчас 54 года, в эту картину не вписывался. Потеряв работу, менеджер лишился зарплаты в 200 тысяч долларов в год, а также 119 тысяч опционов, которые можно было превратить в акции из расчета по 30 центов за штуку. Учитывая, что цена акций Google на аукционе составит от 108 до 135 долларов за штуку, Рид лишился неплохого состояния, поэтому в своем гражданском иске он просит суд обязать Google возместить ему нанесенный материальный и моральный ущерб.
7 апреля 2004 года новый почтовый сервис Google, ещё не успев приступить толком к работе, столкнулся с претензиями на собственное имя. Бренд Gmail оказывается уже на протяжение 2 лет используется одной английской фирмой. Представители компании Market Age заявляют о том, что ещё в июне 2000-ого года они начали использовать брэнд Gmail. В связи с очевидным преимуществом на право владения имени, английская компания собирается отстаивать его вплоть до судебного разбирательства. Это обстоятельство, впрочем, нисколько не смущает юристов Google. Перед открытием почтового сервиса они тщательно изучили вопрос регистрации, и не обнаружили, что брэндом Gmail владеет какая-либо фирма.
В мае 2004 года иск к компании вчинили родственники американского математика Эдварда Казнера, который придумал термин googol, обозначающий число единицу со ста нулями. Именно от этого термина произошло название Google.
23 марта 2004 года жителю Калифорнии Майклу Брэдли придется предстать перед судом по обвинению в вымогательстве. Как сообщает Silicon.com, мужчина требовал от поискового гиганта Google выплаты 100 тысяч долларов США. В случае невыполнения требований подозреваемый угрожал разослать спамерам программу, генерирующую фальшивые клики на рекламных баннерах Google.
31 марта 2004 года малоизвестная компания Digital Envoy подала в суд на корпорацию Google, обвинив поискового интернет-гиганта в нарушении лицензионного соглашения от 2000 года. Соответствующее исковое заявление было зарегистрировано в начале этой недели в окружном суде северной Джорджии. Фирма Digital Envoy занимается разработкой и продажей программного обеспечения, посредством которого владельцы тех или иных веб-ресурсов могут по IP-адресу посетителей устанавливать их географическое местонахождение (термин Геолокация (geolocation)). Это позволяет динамично изменять содержимое страницы и отображать рекламу, соответствующую каждому конкретному региону.
29 января 2004 года. В США начато очередное судебное разбирательство, касающееся рекламной технологии поисковика Google, предусматривающей вывод рекламы в результатах поиска по определенным ключевым словам. На этот раз иск с целью защиты прав на торговую марку подал американский производитель обоев и жалюзи, компания American Blind and Wallpaper Factory. Эту компанию, как и другие в аналогичных судебных исках, не устраивает то, что в результатах поиска Google по ключевым словам Amеrican Wallpaper и American Blind выводится реклама конкурирующих фирм.
Сейчас поисковая система Google регистрирует ежедневно около 50 млн. поисковых запросов и индексирует около 8 168 684 336 web-страниц. Google может давать информацию на 101 языке. На конец августа 2004 года, компания состояла из 132 тыс. машин, расположенных в разных точках планеты.
Что такое поисковые каталоги
Итак, работа поисковой системы обеспечивается тремя составляющими:
— Программа «робот» (спайдер). Она анализирует ресурсы и производит их индексацию.
— Индексы поисковой системы. Они формируют создаваемые поисковой системой собственные БД.
— Программа, которая в соответствии с запросом пользователя готовит ему ответ на основе анализа индексов, то есть собственных БД.
Пользователь реально имеет дело только с последней из этих трех составляющих.
Мощные поисковые системы универсального типа созданы для работы на всех основных языках мира. Каждая страна старается создать хотя бы одну собственную поисковую систему. Познакомимся с основными отечественными и зарубежными поисковыми системами.
Rambler ( http://www.rambler.ru ) – одна из первых российских ИПС, открыта в 1996 году. В конце 2002 года была произведена коренная модернизация, после которой Rambler вновь вошел в группу лидеров сетевого поиска. В настоящее время объем индекса составляет порядка 150 миллионов документов. Для составления сложных запросов рекомендуется использовать режим «Детальный запрос», который предоставляет широкие возможности для составления поискового предписания с помощью пунктов меню.
АПОРТ ( http://www.aport.ru ). На сегодняшний день объем ее базы составляет более 20 миллионов документов. Система обладает широким спектром поисковых возможностей. АПОРТ обладает функцией встроенного переводчика, это дает пользователю возможность формулировать запросы, как на русском, так и на английском языках. Кроме того, АПОРТ имеет специальные режимы для поиска иллюстраций и аудио файлов.
Поисковая система компании Mail.ru начала работать в 2007 году. Объем индексного файла весной 2009 г. составлял более 1.5 миллиарда страниц, расположенных на русскоязычных серверах. Помимо разыскания текстов, системой осуществляется поиск иллюстраций и видеофрагментов, размещенных на специализированных «самонаполняемых» российских серверах: Фото@Mail.Ru, Flamber.Ru, 35Photo.ru, PhotoForum.ru, Видео@Mail.Ru, RuTube, Loadup, Rambler Vision и им подобных. Gogo.ru позволяет ограничивать область поиска сайтами коммерческой направленности, информационными сайтами, а также форумами и блогами. Форма «Расширенного поиска» также дает возможность ограничить разыскания определенными типами файлов (PDF, DOC, XLS, PPT), местом положения искомых слов в документе или
Наиболее популярными зарубежными поисковыми системами являются Google, Alta Vista, Scirus.
Google ( http://www.google.com ) — одна из самых полных зарубежных ИПС. Объем ее базы составляет более 560 миллионов документов. Отличительной особенностью ИПС Google является технология определения степени релевантности документа путем анализа ссылок других источников на данный ресурс. Чем больше ссылок на какую-либо страницу имеется на других страницах, тем выше ее рейтинг в ИПС Google.
AltaVista ( http://www.altavista.com ) – одна из старейших поисковых систем занимает одно из первых мест по объему документов – более 350 миллионов. AltaVista позволяет осуществлять простой и расширенный поиск. «Help» позволяет даже неподготовленным пользователям правильно составлять простые и сложные запросы.
Основные виды поиска
Поиск информации является одной из составляющих человеческой деятельности. В Интернете ежедневно появляется и исчезает огромное количество ресурсов. Необходимо уметь в них ориентироваться. Чтобы эффективно выполнить поиск, нужно умело составить запрос к поисковой системе. Если ответ ищется в каталоге, то особых сложностей при работе здесь нет. Создатели каталога и модераторы озаботились созданием разделов каталога. Пользователь должен только четко определиться с предметом поиска и затем воспользоваться структурой, которая ему предложена.
В основе полнотекстового поиска лежит умение удачно составить поисковый запрос. При прочих равных условиях следует выбирать для поиска наиболее суженное, мало распространенное слово. В то же время может случиться и так, что поиск по слишком узкому термину не дает результатов. Тогда надо переходить к более широким терминам.
Если поиск по узкому термину не дает результатов, то следует постепенно расширять поисковое понятие или же переходить к смежным терминам.
Поиск по возможности лучше вести по нескольким словам, их сочетаниям, а иногда и по конкретным фразам.
При проведении поиска и оценке его результатов необходимо помнить:
— Слепое доверие к результатам, размещенным в Сети, чревато ошибками.
— Остерегайтесь анонимных сведений, т. к. их источник установить очень трудно.
— В сомнительных случаях не ленитесь проверить найденные сведения запросом в Сети отзывов и мнений по поводу найденных сведений.
— Неожиданно появляющиеся и затем быстро исчезающие ресурсы не надежны.
— В сомнительных случаях необходимо обращаться к таким проверенным источникам, как сетевые энциклопедии, справочники и специальные учебные сайты.
Избегайте «сенсационных» данных, результатов с чрезмерно большой точностью, чисто полемических, рекламных и необъективных материалов.
Следует иметь в виду, что поисковые машины относятся к словам по-разному. Такие ИПС как «Яндекс» понимают слово во всех его грамматических формах и с учетом этого будут его искать. Им известна морфология русского языка, т. е. если в запросе написать и «человек» и «люди», то ответ будет одним и тем же.
При поиске в Интернете используются следующие логические операторы:
AND – и (и то и то – два термина вместе);
OR – или (или тот термин или тот);
NOT – не (не нужен такой-то термин).
Используя значок *, можно расширить запрос до всех слов, содержащих введенную часть. Например, если ввести электротехни* то в результатах поиска окажутся страницы, содержащие электротехника, электротехнический и т. п. Знак усечения * может быть подставлен в ключ справа, слева и внутри. В Yandex можно запрашивать конкретную форму слова при поиске (исключив другие словоформы), поставив перед ним знак «!».
Поисковые системы. Поисковые запросы. Полезные адреса Всемирной паутины
Урок 5. Информатика 7 класс (ФГОС)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Поисковые системы. Поисковые запросы. Полезные адреса Всемирной паутины»
На прошлых уроках мы узнали:
· Глобальная компьютерная сеть Интернет – самое большое хранилище информации, созданное людьми.
· Самая массовая служба интернета, Всемирная паутина (WWW), предоставляет пользователям доступ к информации в виде веб-страниц.
· Веб-страницы всемирной паутины связаны между собой гиперссылками.
· Веб-сайт – это несколько веб-страниц, которые связаны между собой по содержанию и имеют одного владельца.
· Поисковые системы и их разновидности.
· Полезные сайты всемирной паутины.
Итак, всемирная паутина связывает огромное количество информационных ресурсов по всему миру. Но как найти, среди этого огромного количества нужную нам информацию? Мы знаем, что для того, чтобы перейти к просмотру нужного сайта нам достаточно ввести его адрес в адресную строку браузера. Но допустим, что мы решили найти информацию о правилах игры в футбол, но не знаем ни одного адреса сайта, который содержит такую информацию. В этом случае нам нужно воспользоваться одной из поисковых систем.
Поисковые системы – это сервисы, которые предназначены для поиска веб-страниц содержащих необходимую информацию во всемирной паутине.
Из прошлого урока мы помним, что первый веб-сайт был создан создателем всемирной Тимом Бернерсом Ли в 1991 году. Чтобы пользователи могли наблюдать за ростом всемирной паутины и им было проще искать в ней информацию Бернерс Ли добавил на свой сайт раздел «What’s new…», что в переводе на русский язык означает «Что нового». В этом разделе публиковался список всех веб-сайтов, которые создавались во всемирной паутине, пока их было не много. Это раздел считается первым поисковым каталогом во всемирной паутине.
Рассмотрим, как устроен поисковый каталог сайта mail.ru. Допустим нам нужно найти информацию о коллекционировании почтовых марок (или филателии). Введём адрес поискового каталога в адресную строку браузера и нажмём клавишу «Энтер». Мы видим главную страницу поискового каталога. На ней изображены, категории, на которые разбита вся информация, содержащаяся в каталоге. Нам нужно найти информацию о филателии. Для этого выберем категорию «Отдых и досуг». Как видим в верхней части веб-страницы расположен список подкатегорий, которые содержатся в этой категории, а снизу – список сайтов этой категории. Выбираем подкатегорию хобби. И в ней выбираем подкатегорию «Филателия». Здесь мы видим список ссылок на сайты по интересующей нас теме.
Поисковый каталог list.mail.ru
Со времени создания первого поискового каталога количество веб-сайтов сильно увеличилось. Сейчас во всемирной паутине больше 1 млрд сайтов. Очевидно, что все их небольшому количеству людей просмотреть не под силу. Поэтому начали создаваться поисковые системы, которые пополняются без участия людей, компьютерными программами. Так появились поисковые указатели.
Для того чтобы найти нужную информацию с помощью поискового указателя, пользователь вводит некоторые слова в его поисковую строку. То, что пользователь вводит в поисковую строку, называется поисковым запросом. Поисковый запрос может состоять из одного или нескольких слов, или целой фразы. Кроме ключевых слов поисковый запрос может содержать и некоторые поисковые операторы. С их помощью можно задать один из режимов поиска:
· Поиск веб-страниц, в которых встречается хотя бы одно из ключевых слов запроса.
· Поиск веб-страниц, в которых встречаются все ключевые слова запроса.
· Поиск веб-страниц, содержащих целую фразу, указанную в запросе.
При помощи логических операторов можно задать логические связки для поиска. Рассмотрим некоторые операторы поисковых запросов для поискового указателя «Яндекс».
Оператор «логическое И» записывается между двумя словами. Если ввести в поисковую систему слова футбол и хоккей и поставить между ними оператор логическое И в виде &&, поисковый указатель будет искать веб-страницы в которых встречаются оба этих слова в любой форме не зависимо от расстояния между ними. Также есть похожий оператор, который содержит всего один знак &. Если его установить между словами, поисковый указатель найдёт те веб-страницы, в которых эти слова встречаются в одном предложении.
Диаграмма Эйлера-Вена для операторов «&&» и «&»
Оператор «логическое ИЛИ» обозначается |. Если поставить его между словами – поисковый указатель сначала найдёт те веб-страницы, в которых встречается первое слово, потом те, где встречается второе слово и выведет их все.
Диаграмма Эйлера-Вена для оператора «|»
Диаграмма Эйлера-Вена для оператора «-»
Для того, чтобы найти целую цитату на веб-странице, в поисковой строке она заключается в кавычки. Если заключить фразу в кавычки поисковый указатель будет искать веб-страницы в которых содержится эта фраза. При этом знаки препинания будут игнорироваться.
Сравним между собой поисковые каталоги и поисковые указатели. Так как поисковые каталоги пополняются людьми, информация в них отбирается более тщательно, они практически не содержат посторонних ссылок. В то же время людям не под силу просмотреть много сайтов. Поэтому они содержат мало ссылок на сайты. Поисковые указатели пополняются компьютерными программами. Они могут предоставлять много посторонних ссылок, потому что компьютерная программа не может точно определить тему веб-страницы. Поисковые указатели дают пользователю гораздо больше ссылок на сайты, чем поисковые каталоги, так как компьютерные программы обрабатывают информацию о веб страницах быстрее людей.
Как мы знаем во всемирной паутине можно найти веб-сайты на самые разные темы с самым разным содержанием. Рассмотрим некоторые сайты, которые могут быть нам полезны.
· Веб-сайт urokidoma.org предоставляет возможность улучшить свои знания по школьным предметам, пройдя целый ряд онлайн-курсов. Старшеклассникам этот сайт позволит подготовится к единому государственному экзамену, а учителям – почерпнуть нечто новое в преподавании. Курсы проводят опытные учителя, подготовившие множество участников и победителей международных предметных олимпиад.
· Сайт videouroki.net – образовательный портал для школьников и учителей. На сайте можно найти целый ряд видеоуроков, памяток и других учебных материалов по предметам для учеников любого класса и учителей. Изучение школьных предметов с помощью видеоуроков позволяет лучше запомнить и усвоить материал.
· Wikipedia.org – свободная интернет-энциклопедия. Она пополняется тысячами пользователей по всему миру и содержит миллионы статей на самые разные темы. Достаточно выбрать русский язык и ввести в поисковой строке название интересующей вас темы чтобы получить по ней информацию. Но так, как энциклопедия пополняется пользователями, не вся информация в ней может быть правдива, её стоит перепроверять с помощью других источников.
· Культурный институт Google (www.google.com/culturalinstitute) позволяет посетить множество исторических и культурных объектов, не выходя из дома. Доступно множество фотографий исторических объектов и ряд онлайн-экскурсий по многим музеям мира.
Кроме названных, существует ещё много полезных и интересных веб-сайтов. Каждый человек может найти во всемирной паутине, то что ему нужно.
· Поисковые системы – это сервисы, которые предназначены для поиска веб-страниц, содержащих необходимую информацию во всемирной паутине.
· Поисковые каталоги представляют собой списки веб-сайтов, разделённые на категории, они пополняются людьми.
· Поисковые указатели отвечают на запросы пользователей, они пополняются компьютерными программами.
· Поисковый запрос – это то, что пользователь вводит в поисковую строку поискового указателя.
· Всемирная паутина содержит множество полезных сайтов для людей разных возрастов и увлечений.