Что такое полевая дорога
Размещение полевых дорог. Понятие основных и вспомогательных полевых дорог
Полевые дороги – грунтовые дороги, расположенные на территории севооборота в общей системе с размещением полей, полезащитных лесных полос и других элементов устройства территории пахотных земель, предназначенных для их транспортного обслуживания.Полевые дороги проектируются в дополнение к существующей и проектируемой магистральной дорожной сети в целях обеспечения:
— подъездов к любому полю и рабочему участку;
— устойчивой связи полей с магистральной дорожной сетью, производственными и хозяйственными центрами;
— удобства выполнения технологических процессов в полях и обслуживания техники.
Полевые дороги подразделяются на основные и вспомогательные.
Основныевыполняют роль полевых магистралей, обслуживают весь севооборот или группу полей и предназначены для систематической перевозки людей, грузов и техники. Эти дороги являются постоянно действующими и должны иметь ширину 6-10 м. Как правило, они имеют твердое или переходного типа покрытие.
Вспомогательная дорожная сеть предназначена для временного, ограниченного использования: обслуживания сельскохозяйственной техники, вывоза урожая, подвоза удобрений и т. п. Так как интенсивность движения на этих дорогах небольшая, их проектируют шириной 3-4 м.
Густота полевой дорожной сети зависит от величины грузооборота, размеров и площади полей (рабочих участков). Дороги проектируют по границам полей, совмещая с лесополосами и другими элементами организаций территории.
По отношению к лесным полосам дороги проектируются с наветренной стороны, выше по рельефу, с южной, наименее затененной стороны. Это важно для того, чтобы дорогу меньше заваливало снегом и она быстрее просыхала, становилась проезжей для техники и транспортных средств. По этой же причине недопустимо размещать полевые дороги по тальвегам, вдоль осушительных каналов.
При сравнении вариантов размещения полевых дорог предпочтение отдается тому, где меньше их протяженность, требуется меньше затрат на прокладку и обслуживание, а также обеспечивается более надежная транспортная связь в неблагоприятных погодных условиях.
Полевая дорога
Вот лента дороги бежит змейкой, извиваясь и петляя среди полей, а потом резко спускается в балку и сразу же круто поднимается.
И плывет над землей головокружительная смесь из ароматов цветущих трав и созревающих хлебов, тепла земли и солнца. Такие запахи бывают только в нашей летней степи. Представляете?
Чуть дальше – открывается вид, где полевая дорога молчаливо уводит взор к полоске горизонта. Кажется, что даль степная плавно переходит в небесную. И что там все облака собираются в стаи и уплывают в неведомые края. Вечные странники – ветер и облака.
Такие поездки полевыми дорогами очень приятны в хорошую погоду, когда на небе солнышко, а дорога сухая. Но если надвигаются дождевые тучи, тут уже не до сентиментальных впечатлений ….
Пару недель назад возвращалась по знакомой полевой дороге домой. Очень люблю поездки именно по этим местам. Все родное с детства. И всегда тянет сюда. Настроение просто изумительное. Радуюсь прекрасной погоде. Любуюсь на окрестные пейзажи. Подмечаю разные изменения в летней природе.
Я быстро помчалась на своей «ласточке» среди полей. Только пыль столбом вилась вслед за машиной. Вдруг на половине пути мотор в машине как-то надрывно загудел, скорость стала снижаться …. Не тянет.
А туча надвигается еще быстрее. Уже ее темный силуэт закрыл часть неба. Раскаты грома раздаются все ближе и мощнее. Одна мысль в голове:– «Что делать?»
К счастью, мотор начал набирать обороты быстрее, моя машина ожила, рванула и понеслась, оставляя позади хвост невообразимой пыли. Только успевала притормаживать на поворотах. По дороге встречный трактор галантно шарахнулся на обочину, пропуская меня.
Успела… Даже машину поставила в гараж. Едва заскочила в дом, как первые крупные капли дождя с шумом прошлись по крыше. А потом полил дождь, как из ведра. Ливень!
Грунтовая дорога: содержание и ремонт. Проселочная дорога. Дороги России
Грунтовые дороги проходят по естественной почве и характеризуются отсутствием твердого покрытия. От продолжительных осадков или бурного таяния снега они расплываются и становятся непригодными к использованию. По таким дорогам безопасно передвигаться в сухую погоду или с наступлением заморозков, когда грунт основательно промерзнет.
Описание и особенности
Ширина грунтовой дороги должна составлять 4–5 метра. Этого достаточно, чтобы на ней свободно могли разъехаться две машины. Если дорога ведет на дачный участок и пользоваться ею будет только один хозяин и его редкие гости, достаточно ширины 2 метра. Грунтовые дороги бывают нескольких разновидностей:
Тяжесть от движения грузоподъемных машин грунтовые дороги не выдерживают. Утюжку (профилирование) нужно проводить систематически после ливневых или затяжных дождей.
Водостойкость грунта можно повысить при помощи минеральных добавок. В качестве вяжущего материала применяют цемент, битум, деготь. Больше всего профилирование требуется супесчаному грунту. Часто при ремонте грунтовых дорог их полностью покрывают щебенкой или гравием.
Содержание и ремонт
Для улучшения качества такого вида дорог и более комфортного передвижения по ним их укрепляют различными материалами. Отремонтированная дорога с добавлением к грунту гравия или щебня меньше размокает от дождя и даже мокрая не теряет своей несущей способности.
Оптимальным считается соотношение 50–75 % добавок к грунту, в большей степени состоящему из глины. При внесении различных примесей грунт необходимо тщательно перемешивать, профилировать и затем уплотнять. Грунтовые дороги ремонтируют на всю ширину, толщина нового слоя должна быть не менее 40 сантиметров.
Преимущества нового покрытия
Отремонтированные дороги обеспечивают наибольшую проходимость и при этом сохраняют свой первоначальный профиль. Хорошая проходимость грунтовых дорог – до 100 автомобилей в сутки. Если движение более интенсивное, поверхность дороги может деформироваться, ей потребуются более усиленные работы по профилированию. С дополнительными добавками грунты становятся более устойчивыми и могут выдерживать насыщенность движения до 500 автомобилей в сутки.
Гравийное покрытие
Это покрытие оборудуют там, где нет большого движения. Хорошее состояние дороги обеспечивает скорость движения машин до 80 км/ч. Для обустройства гравийной дороги выбирают наиболее плотный материал. Он содержит в своем составе мелкозем (глинистые частицы), которые при смачивании состава цементируют и уплотняют его.
Гравий накладывают на слой из песка. Толщина гравийного покрытия составляет до 30 сантиметров. Во время эксплуатации таких дорог им требуется хороший уход. Если появляются впадины или неровности, их профилируют грейдерами во влажном состоянии.
Щебеночное покрытие
Этот ремонт осуществляют на дорогах с небольшой интенсивностью движения (до 200 автомобилей в сутки). Применяется дробленый камень, чаще всего известняковый.
Щебеночное покрытие укладывают на песчаный слой, также для основания используют ракушку, шлак или гравий. Принцип ремонта заключается в следующем.
Щебень размером до 50 мм необходимо рассыпать на заранее подготовленном основании. Затем его выравнивают согласно заданной ширине дороги и утрамбовывают катками до состояния неподвижности камней.
Далее укладывают мелкий щебень для ровной укатки дороги. Во время укатывания щебенку поливают водой для того, чтобы материал лучше зацементировался, а покрытие было более качественным.
Недостатки щебеночного покрытия
При интенсивном автомобильном движении этот материал быстро разрушается, а покрытие изнашивается. Для повышения прочности и водонепроницаемости щебенки к ней добавляют битум или деготь.
Асфальтобетонное покрытие
Такие дороги относятся к капитальным с большим сроком эксплуатации. Для укладки используются горячая, теплая и холодная асфальтобетонная смесь, которую изготавливают в специальных установках.
В зависимости от состава смеси бывают щебеночные, гравийные, битумные. К основному материалу добавляют песок, минеральный порошок. Во все составы добавляют битум в разных пропорциях.
Асфальтовое покрытие бывает однослойным и двухслойным. Укладывают его на бетонную подложку, а для лучшего сцепления основание предварительно обрабатывают битумом или дегтем. По количеству и толщине слоев покрытие бывает разным, все зависит от конструктивных особенностей дороги и экономической ситуации в конкретном регионе.
Асфальтобетонной смесью покрывают дороги самоходные асфальтоукладчики, проводятся точные расчеты на прочность. Покрытие окончательно формируется через три недели после интенсивного движения автомобилей, которые движутся со скоростью 50 км/час. Асфальтобетонному покрытию придают шероховатую поверхность, обрабатывая их смесью с высоким содержанием щебня.
Недостатки асфальтобетонного покрытия
Несмотря на то что это качественное и долговечное покрытие, все-таки у него есть некоторые недостатки. Темный цвет асфальта может создавать аварийные ситуации при поездках в вечернее и ночное время, так как он сильно поглощает свет. Во время строительства асфальтобетонной дороги может применяться специальный осветлитель, который увеличивает яркость покрытия в вечернее время. Для этого в асфальтобетонную смесь добавляют естественный щебень, искусственные или синтетические материалы: термолит, дорсил, которые получают путем обжига и кристаллизации шлака и других минеральных материалов, имеющих белый цвет.
Строительство дорог в России всегда начинается с геологической разведки на местности. Учитывается состав грунта, перепады высот, экономические особенности региона и другие важные показатели. В зависимости от этого выбирается наиболее подходящий тип покрытия и подготавливается проектно-сметная документация.
Строительные работы начинаются с уплотнения грунта, подготовки и возведения наиболее подходящего основания. Затем укладывается смесь, уплотняется и обрабатывается верхнее полотно. Дорожная разметка на грунтовом полотне не проводится. Ремонт дорог в России или их отдельных участков должен осуществляться каждый год.
РАЗМЕЩЕНИЕ ПОЛЕВЫХ ДОРОГ
Полевые дороги проектируют в дополнение к существующим или вновь устраиваемым магистральным дорогам, с таким расчетом, чтобы сеть всех дорог на территории хозяйства обеспечило возможно удобные переезды людей, передвижение машин и перевозки грузов совершенных при полевых работах, а также обеспечить удобное обслуживание в поля тракторных агрегатов. Это достигается при определенной густоте дорожной сети на территории хозяйства.
Размещение дорог должно удовлетворять следующим основным требованиям:
Полевые дороги подразделяются на полевые и вспомогательные.
Основные полевые дороги имеют значение полевых магистралей. Они обслуживают значительную часть территории севооборотов и других угодий примыкающих к ним. Наилучшее расположение полевой магистрали такое, когда она размещается по середине обслуживающего земельного массива, идет по водоразделу или поперек верхней части склонов.
Вспомогательные подразделяются на транспортные и линии обслуживания.
Транспортные дороги используют для переездов, перевозки грузов с примыкающим к ним полей и участков и размещается по длинным сторонам полей.
Линии обслуживания предназначены для обслуживания тракторных агрегатов в полях рабочих участков (заправки сеялок семенами, тракторов водой и горючем, разгрузки комбайнов), а также холостых поворотов и заездов при выполнении различных полевых работ, размещают их по коротким сторонам полей.
Ширина основных дорог (полевых магистралей) – 6-8 метров.
Вспомогательных (линий обслуживания) 4-5 метров.
Транспортных (продольных) – 3-4 метра.
При размещении полевых дорог необходимо стремиться к минимальному отводу пахотных земель под дороги. При размещении дорог необходимо избегать естественных препятствий и участков со слабым грунтом, солонцами, глиной. Необходимо размещать дороги так, чтобы осуществить безопасный сброс стока воды от дорог. Особенно не желательно размещение дорог на склонах пересекающим горизонтали под углом 45° и перехватывающим при этом большую часть стока.
Размещение дорог следует осуществлять так, чтобы меньше производить перевозки грузов по стерне и мягкой пахоте. Затраты тяговой силы на перевозку грузов по мягкой пашне в 2,5-4 раза, а по стерне – 1,5-2 раза больше чем по удовлетворительным дорогам. При размещении дорог рядом с лесными полосами следует учитывать то, что здесь будет накапливаться снег и таяние его весной задерживается в среднем на 3-6 дней на наветренных и освещенных солнцем опушках лесных полос и 7-10 дней на подветренных и затененных опушках.
Увлажнение талой водой дорог делает их неудобными для переезда ранней весной.
При расположении полей, а, следовательно, лесных полос и дорог в направлении с севера на юг дороги в отношении лесной полосы размещают с наветренной стороны, а с запада на восток с южной стороны чтобы они быстрее просыхали.
Дороги на склонах размещают выше лесной полосы, чтобы сток талой воды из дороги попадал на лесную полосу, а не наоборот. Размещение полевых дорог дается по обеспеченности территории дорогами и соответствие их техническим требованиям. Условия для выполнения транспортных работ считается хорошими, если расстояния между полевыми дорогами по длинным границам полей не превышают 800-1000 метров, а по коротким сторонам 2000-2500 метров. Поэтому лучшим вариантом размещения дорог будет тот, по которому коэффициент обеспеченности дорожной сетью ближе к 1 (единице). Коэффициент дорожной обеспеченности равен соотношению оптимального расстояния между дорогами (800-1000 м) к расстоянию, полученному по проекту. Другим показателем может служить отношение протяженности дорог между хозяйственными центрами и полями севооборота к расстоянию между ними по прямой.
Для экономической оценки размещения полевых дорог можно использовать следующие показатели:
1) Затраты на перевозку грузов по дорогам;
2) Затраты на перевозку грузов по стерне и мягкой пахоте;
3) Потери продукции с площади занятой дорогами;
4) Потери на холостые проходы агрегатов при работе в поперечном направлении.
Чтобы получить 1) и 2) показателя, необходимо определить среднее расстояние перевозки грузов по дорогам, стерне и пахоте и их объемы.
Расчеты эти основываются на приведенных выше данных об увеличении затрат тягового усилия, а следовательно стоимости 1 т/км при перевозки грузов по стерне и мягкой пахоте.
Потери продукции с площади занятой полевыми дорогами рекомендуется определять по ведущей культуре данного севооборота. Потери на холостые проходы агрегатов при работах в поперечном направлении зависит от длины гона и определяются по ранее приведенным формулам.
Что такое полевая дорога
Разговоры на общие автомобильные темы всех участников форумов
Рейтинг: 13 555 |
Репутация: +7 |
Благодарил (а): 812 раз Поблагодарили: 220 раз
Являются ли лесные дороги дорогами общего пользования?
Сообщение Лесник » 27 дек 2019, 09:52
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги делятся на дороги общего пользования и дороги необщего пользования. При этом дороги общего пользования предназначены для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, а дороги необщего пользования используются для конкретных целей физических или юридических лиц (проезд может быть ограничен).
К автомобильным дорогам общего пользования относятся дороги федерального значения, дороги регионального или межмуниципального значения и дороги местного значения, в то время как к дорогам необщего пользования относятся технологические автомобильные дороги и частные автомобильные дороги.
Согласно указанному федеральному закону лесные дороги целесообразно относить к технологическим дорогам необщего пользования.
Но как на самом деле трактуют ГИБДДшники? Может кто сталкивался.
К примеру, куплю я снятый с учёта автомобиль. Ставить на учёт не стану. Буду раз в неделю-месяц в леса через луга-поля выезжать. Есть вариант лишь в одном месте конкретную дорогу пересекать, а дальше по дорогам луговым-лесным. На сколько это законно? Если ГИБДДшники остановят в полях-лесах, можно ли утверждать что ПДД я не нарушаю, ибо еду вовсе не по дороге общего пользования?