Что такое полидинамичный портрет

Новый существенный поворот в эволюции реалистического портрета литературоведы связывают с творчеством Л.Н.Толстого. Новаторство писателя в данной области было обусловлено, прежде всего, качественными изменениями в изображении внутреннего мира человека в его произведениях. В результате преобладающим у Толстого становится рассредоточенный или «ситуативный» портрет, то есть описание изменяющейся внешности человека в соответствии с каждым конкретным моментом изображения. Вместе с тем распавшийся «слитный портрет» не утратил в произведениях Толстого своей цельности. С.Е.Шаталов пишет: «Психологический анализ обусловливает «раскрепощение» концентрированного, завершённого, исчерпанного портрета и преобразование его. В подчинении глубокой психологизации всей совокупности деталей внешнего облика персонажа Тургенев и Л.Толстой пошли разными путями.

Портрет у Толстого, подчиняясь, в общем, целям анализа «диалектики души», максимально «рассредоточивается» на протяжении повествования, и детали его оказываются, по существу, знаками психического процесса, скрыто протекающего в глубине внутреннего мира и разнообразными средствами непрерывно представляемого «въявь» в каждом отдельном своём состоянии и, в особенности, в переходах между ними».

Приёмы психологической типизации Тургенева и Толстого сказались в неповторимом своеобразии их портретного рисунка. На сопоставлении мастерства словесной портретной живописи двух писателей построено не одно исследование по этой теме. Г.Б.Курляндская пишет: «Углубляясь в диалектику души, Толстой делает ощутимо близким поток бегущих мыслей и чувств с помощью сопровождающих этот поток портретных наблюдений. Тургенев, являясь противником непосредственного обнаружения психологии, тем не менее, дает характеры своих ведущих героев в движении. Не ограничиваясь статическим портретом, он использует поэтому и динамический портретный рисунок для раскрытия естественной жизненной подвижности героя, многогранности и сложности его человеческого характера».

Интересно проследить, как выстраивает Толстой «полидинамичный портрет» своей любимой героини романа «Война и мир». Читатель встречает Наташу Ростову впервые, когда ей тринадцать лет. Это «черноглазая», «с большим ртом», «некрасивая, но живая», «тоненькая», «грациозная» девочка. В пятнадцать лет в ней все еще много детского: встречая своего брата, «держась за полу его венгерки», «она прыгает, как коза, на одной ноге и пронзительно визжит». В восемнадцать лет она уже невеста Андрея Болконского. Анатоль сразу оценил «достоинство её рук, плеч и волос». В ночь свидания с умирающим князем Андреем «худое и бледное лицо ее было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны».

В двадцать лет Пьер сразу не узнал этого лица, это уже не девочка, а «дама в черном платье», она «действительно постарела», но сохранился ее «внимательный, ласково-любопытный взгляд», который помог Пьеру увидеть в ней прежнее «милое, доброе, славное существо». В двадцать пять она стала «сильной матерью», в которой «часто было видно лицо её и тело, а души вовсе не видно». Но иногда, в редкие минуты, когда она загоралась прежним пламенем, «она бывала ещё более привлекательной, чем прежде».

Итак, от тринадцати до двадцати двух – девять лет из жизни героини, и как тонко, внимательно и бережно показано изменение ее внешности. Этот эволюционирующий портрет героев Толстого стал безусловным открытием в русской прозе.

Психологизм образа во многом раскрывается через взгляд Наташи, это зеркало человеческой души. Интересно наблюдать, как меняется выражение глаз героини на протяжении повествования.

1) «эти отчаянно-оживленные глаза Наташи, увидев которые, Ростов опять вошел в тот свой семейный, детский мир…» (Николай Ростов вернулся из армии); 2) «глаза принимают серьёзное выражение» (Во время пения); 3) «испуганные и блестящие, в них застыло выражение готовности на величайшую радость и на величайшее горе» (Наташа на первом балу); 9) «радостно блестят» (Разговор с князем Андреем); 10)«удивлённо вопросительные» или «испуганные, широко открытые» (Разговор с Анатолем Курагиным); 6) «в её глазах светится довольство жизнью и признание того, что, кроме горя, есть и радости…» (После смерти жениха и брата).

Портретные изображения в романе Толстого оказываются тесно связанными с динамикой сюжета: из них «прорастают» узловые в смысловом отношении сцены и эпизоды. В структуру визуального образа, передающего впечатления персонажа, Толстой-художник закладывает информацию о характере героя, определяя его место в системе образов и общей композиции произведения.

Герои романа «Война и мир» делятся не на положительных и отрицательных, даже не хороших и плохих, но на изменяющихся и застывших. Всегда и всем одинаково улыбается Элен. Уже при первом её появлении «неизменная улыбка» упомянута трижды. «Маленькой княгине» Болконской не прощается её вполне невинное кокетство только потому, что и с хозяйкой гостиной, и с генералом, и со своим мужем, и с его другом Пьером она разговаривает одинаково капризно-игривым тоном. Берг всегда говорит очень точно, спокойно и учтиво, не расходуя при этом никаких духовных сил, и всегда о том, что касается его одного. Все любимые герои Толстого привлекательны по-разному, но всегда в меру своей способности к духовному изменению и нравственному росту. Именно поэтому «полидинамичный портрет» одних героев и застывший образ других являются своеобразным проводником идей Л.Н.Толстого: раскрывают сущность морально-нравственных идеалов писателя.

Источник

Полидинамичные портреты» и застывшие образы Л.Н.Толстого

Что такое полидинамичный портрет. Смотреть фото Что такое полидинамичный портрет. Смотреть картинку Что такое полидинамичный портрет. Картинка про Что такое полидинамичный портрет. Фото Что такое полидинамичный портрет Что такое полидинамичный портрет. Смотреть фото Что такое полидинамичный портрет. Смотреть картинку Что такое полидинамичный портрет. Картинка про Что такое полидинамичный портрет. Фото Что такое полидинамичный портрет Что такое полидинамичный портрет. Смотреть фото Что такое полидинамичный портрет. Смотреть картинку Что такое полидинамичный портрет. Картинка про Что такое полидинамичный портрет. Фото Что такое полидинамичный портрет Что такое полидинамичный портрет. Смотреть фото Что такое полидинамичный портрет. Смотреть картинку Что такое полидинамичный портрет. Картинка про Что такое полидинамичный портрет. Фото Что такое полидинамичный портрет

Что такое полидинамичный портрет. Смотреть фото Что такое полидинамичный портрет. Смотреть картинку Что такое полидинамичный портрет. Картинка про Что такое полидинамичный портрет. Фото Что такое полидинамичный портрет

Что такое полидинамичный портрет. Смотреть фото Что такое полидинамичный портрет. Смотреть картинку Что такое полидинамичный портрет. Картинка про Что такое полидинамичный портрет. Фото Что такое полидинамичный портрет

Новый существенный поворот в эволюции реалистического портрета литературоведы связывают с творчеством Л.Н.Толстого. Новаторство писателя в данной области было обусловлено, прежде всего, качественными изменениями в изображении внутреннего мира человека в его произведениях. В результате преобладающим у Толстого становится рассредоточенный или «ситуативный» портрет, то есть описание изменяющейся внешности человека в соответствии с каждым конкретным моментом изображения. Вместе с тем распавшийся «слитный портрет» не утратил в произведениях Толстого своей цельности. С.Е.Шаталов пишет: «Психологический анализ обусловливает «раскрепощение» концентрированного, завершённого, исчерпанного портрета и преобразование его. В подчинении глубокой психологизации всей совокупности деталей внешнего облика персонажа Тургенев и Л.Толстой пошли разными путями.

Портрет у Толстого, подчиняясь, в общем, целям анализа «диалектики души», максимально «рассредоточивается» на протяжении повествования, и детали его оказываются, по существу, знаками психического процесса, скрыто протекающего в глубине внутреннего мира и разнообразными средствами непрерывно представляемого «въявь» в каждом отдельном своём состоянии и, в особенности, в переходах между ними».

Приёмы психологической типизации Тургенева и Толстого сказались в неповторимом своеобразии их портретного рисунка. На сопоставлении мастерства словесной портретной живописи двух писателей построено не одно исследование по этой теме. Г.Б.Курляндская пишет: «Углубляясь в диалектику души, Толстой делает ощутимо близким поток бегущих мыслей и чувств с помощью сопровождающих этот поток портретных наблюдений. Тургенев, являясь противником непосредственного обнаружения психологии, тем не менее, дает характеры своих ведущих героев в движении. Не ограничиваясь статическим портретом, он использует поэтому и динамический портретный рисунок для раскрытия естественной жизненной подвижности героя, многогранности и сложности его человеческого характера».

Что такое полидинамичный портрет. Смотреть фото Что такое полидинамичный портрет. Смотреть картинку Что такое полидинамичный портрет. Картинка про Что такое полидинамичный портрет. Фото Что такое полидинамичный портрет

Интересно проследить, как выстраивает Толстой «полидинамичный портрет» своей любимой героини романа «Война и мир». Читатель встречает Наташу Ростову впервые, когда ей тринадцать лет. Это «черноглазая», «с большим ртом», «некрасивая, но живая», «тоненькая», «грациозная» девочка. В пятнадцать лет в ней все еще много детского: встречая своего брата, «держась за полу его венгерки», «она прыгает, как коза, на одной ноге и пронзительно визжит». В восемнадцать лет она уже невеста Андрея Болконского. Анатоль сразу оценил «достоинство её рук, плеч и волос». В ночь свидания с умирающим князем Андреем «худое и бледное лицо ее было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны».

В двадцать лет Пьер сразу не узнал этого лица, это уже не девочка, а «дама в черном платье», она «действительно постарела», но сохранился ее «внимательный, ласково-любопытный взгляд», который помог Пьеру увидеть в ней прежнее «милое, доброе, славное существо». В двадцать пять она стала «сильной матерью», в которой «часто было видно лицо её и тело, а души вовсе не видно». Но иногда, в редкие минуты, когда она загоралась прежним пламенем, «она бывала ещё более привлекательной, чем прежде».

Итак, от тринадцати до двадцати двух – девять лет из жизни героини, и как тонко, внимательно и бережно показано изменение ее внешности. Этот эволюционирующий портрет героев Толстого стал безусловным открытием в русской прозе.

Психологизм образа во многом раскрывается через взгляд Наташи, это зеркало человеческой души. Интересно наблюдать, как меняется выражение глаз героини на протяжении повествования.

1) «эти отчаянно-оживленные глаза Наташи, увидев которые, Ростов опять вошел в тот свой семейный, детский мир…» (Николай Ростов вернулся из армии);

2) «глаза принимают серьёзное выражение» (Во время пения);

3) «испуганные и блестящие, в них застыло выражение готовности на величайшую радость и на величайшее горе» (Наташа на первом балу);

4) «радостно блестят» (Разговор с князем Андреем);

5) «удивлённо вопросительные» или «испуганные, широко открытые» (Разговор с Анатолем Курагиным);

6) «в её глазах светится довольство жизнью и признание того, что, кроме горя, есть и радости…» (После смерти жениха и брата).

Портретные изображения в романе Толстого оказываются тесно связанными с динамикой сюжета: из них «прорастают» узловые в смысловом отношении сцены и эпизоды. В структуру визуального образа, передающего впечатления персонажа, Толстой-художник закладывает информацию о характере героя, определяя его место в системе образов и общей композиции произведения.

Герои романа «Война и мир» делятся не на положительных и отрицательных, даже не хороших и плохих, но на изменяющихся и застывших. Всегда и всем одинаково улыбается Элен. Уже при первом её появлении «неизменная улыбка» упомянута трижды. «Маленькой княгине» Болконской не прощается её вполне невинное кокетство только потому, что и с хозяйкой гостиной, и с генералом, и со своим мужем, и с его другом Пьером она разговаривает одинаково капризно-игривым тоном. Берг всегда говорит очень точно, спокойно и учтиво, не расходуя при этом никаких духовных сил, и всегда о том, что касается его одного. Все любимые герои Толстого привлекательны по-разному, но всегда в меру своей способности к духовному изменению и нравственному росту. Именно поэтому «полидинамичный портрет» одних героев и застывший образ других являются своеобразным проводником идей Л.Н.Толстого: раскрывают сущность морально-нравственных идеалов писателя.

Источник

Мастерство портретной характеристики в творчестве писателей XIX века (М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, Ф.

Толстовский метод, получивший в литературоведении своё определение как «диалектика души», обусловил новый взгляд на человека, показал изменчивость и текучесть

Мастерство портретной характеристики в творчестве писателей XIX века (М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, Ф.

Другие материалы по предмету

Интересно проследить, как создает автор свои портреты, пусть даже это совсем мелкий и незначительный персонаж. Например, в «Отцах и детях» буквально на мгновенье возникает старый взяточник: «Слуга вошел и доложил о приезде председателя казенной палаты, сладкоглазого старика с сморщенными губами, который чрезвычайно любил природу, особенно в летний день, когда, по его словам, «каждая пчелочка с каждого цветочка берёт взяточку». Внешний вид и впечатление, им вызванное, очерчены всего в четырех словах, но без этих деталей (возраст, выражение лица, глаза, губы) лишается предметной наглядности его «любовь» к природе и реплика-афоризм. Внутренний мир сладкоглазого взяточника-ханжи исчерпан до дна. Портрет становится как бы продолжением сюжетной линии, рассказывая нам о жизни героя, становясь своеобразным очерком его жизни, оставшимся как бы за кадром.

Портреты Тургенева обыкновенно включают в себя изображение не только внешности, но и костюма. Павел Кирсанов впервые появляется на страницах романа, и мы сразу же узнаем о том, что этот человек среднего роста был одет «в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки». Тургенев отмечает малейшие подробности костюма Павла Петровича: «На следующий день во время завтрака на нем был «изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно следует для утреннего туалета, с обычной неумолимостью упирались в выбритый подбородок». Тургенев неизменно связывает портрет действующего лица с его характером и положением, стремится показать внешность человека в зависимости от его социальной психологии. В романе «Отцы и дети» писатель даёт точные характеристики, в том числе и портретные, разным общественным типам: как уходящим в прошлое, так и совершенно новым, не совсем ещё понятным. В наибольшей степени это противостояние проявилось в конфликте Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. И портреты этих героев тоже очень разнятся.

Рассмотрим на примере образа Евгения Базарова, при помощи каких приемов Тургеневу удается создать такой противоречивый портрет главного героя.

Ритм авторского повествования о Базарове намечен уже во второй главе романа. Внешний облик героя передается автором в три приема. Сначала это общее впечатление Николая Петровича от фигуры приезжего: «человек высокого роста в длинном балахоне с кистями» с «обнаженной красной рукой». Смена субъекта высказывания мотивируется поступком Базарова, который, «отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу всё свое лицо». Затем следует уточнение собственно портрет героя, данный повествователем: в описании лица включается оценка: «оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». В третьей части портрета Николай Петрович высказывается об уме Базарова при помощи замечания о «тёмно-белокурых волосах, длинных и густых, которые не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Детали портрета, складываясь воедино, уже с первых строк помогли мне лучше понять внутреннее содержание этого умного и сильного духом человека.

Структура описания внешности персонажа выстраивается таким образом, что его нельзя изолировать от авторского комментария к нему, поскольку они выполняют одну и ту же функцию: представить читателю образ внутреннего мира героя. Если же рассматривать авторский комментарий как дополнение описания, то получится, что «обособление портрета от психологической характеристики приводит к тому, что он воспринимается как статичный». «Статичным» этот портрет может быть признан только потому, что он как центр «притягивает» все последующие зарисовки внешности персонажа, заставляя читателя увидеть в индивидуальном проявлении характера типичное. Автор постоянно отсылает читателя к этому первому описанию внешности героя, объясняя тем самым все последующие «факты» его биографии. А в этом портрете персонажа сосредоточена энергия исходной сюжетной ситуации, содержится мотивация будущих взаимоотношений героев романа.

Создавая образ Базарова, Тургенев пишет его как импрессионист, соединяя противоречивые черты его характера, проявляющиеся то в грубом материализме суждений о физиологической основе человеческих чувств, то в неожиданной мягкости в отношениях с матерью и Фенечкой. Осмеяние и резкая критика романтизма не становится препятствием для участия в дуэли, одном из наиболее ярко выраженных романтических способов выяснения отношений.

Тургенев позволяет читателю самому сделать вывод о сущности героя в разные моменты действия, суммируя впечатления о характере Базарова в финальном пейзаже. Автор на протяжении всего произведения меняет ракурс изображения героя. Визуальные образы, передающие индивидуальные черты облика героя в решительные моменты его биографии, накладываясь на собственную портретную характеристику, позволяют увидеть в Базарове не только тип, но и личность с присущей именно ей индивидуальностью и судьбой. Структура портрета Базарова отражает связи, существовавшие в системе образов персонажей романа, а также выполняет функцию параллельного сюжета, в котором предстает судьба героя и его характер. Эта характерная «сюжетность» портрета, когда детали изображения внешности несут в себе дополнительную информацию о жизни героя, и получила название «портрета-очерка» судьбы персонажа.

3. «Полидинамичные портреты» и застывшие образы Л.Н.Толстого

Новый существенный поворот в эволюции реалистического портрета литературоведы связывают с творчеством Л.Н.Толстого. Новаторство писателя в данной области было обусловлено, прежде всего, качественными изменениями в изображении внутреннего мира человека в его произведениях. В результате преобладающим у Толстого становится рассредоточенный или «ситуативный» портрет, то есть описание изменяющейся внешности человека в соответствии с каждым конкретным моментом изображения. Вместе с тем распавшийся «слитный портрет» не утратил в произведениях Толстого своей цельности. С.Е.Шаталов пишет: «Психологический анализ обусловливает «раскрепощение» концентрированного, завершённого, исчерпанного портрета и преобразование его. В подчинении глубокой психологизации всей совокупности деталей внешнего облика персонажа Тургенев и Л.Толстой пошли разными путями.

Портрет у Толстого, подчиняясь, в общем, целям анализа «диалектики души», максимально «рассредоточивается» на протяжении повествования, и детали его оказываются, по существу, знаками психического процесса, скрыто протекающего в глубине внутреннего мира и разнообразными средствами непрерывно представляемого «въявь» в каждом отдельном своём состоянии и, в особенности, в переходах между ними».

Источник

Лекция № 2. Поэтика портрета. Портрет в литературе

Портрет персонажа. Статический и динамический портрет. Развёрнутый и фрагментарный портрет. Приметы внешнего облика. Бытовой, пейзажный фон, предметный мир вокруг персонажа. Портретно-психологическая характеристика персонажа- психологический портрет. Портреты-описания и портреты-впечатления. Идеализирующие и сатирические портреты. Сложные литературные портреты. Мимика, жесты, формы поведения в литературных портретах.

Портретное описание соединяет в себе статический и динамический портрет. Статический портрет передает объективные, относительно устойчивые и неизменные признаки внешнего облика: указания на рост, особенности телосложения, цвет кожи, глаз и волос. Динамический портрет включает совокупность мимики (движение мышц лица) и жестов, особенности походки и пластики тела, речевую манеру(голос, интонации, характер дикции). Портретное описание может быть развёрнутым (подробным) и фрагментарным (кратким), сведённым к одной или двум деталям.

Портретное описание может быть дано сразу как цельное описание в момент первого знакомства с ним на страницах книги. Важную роль в портрете играет фон – обстановка, среда, окружение, на котором дан изображаемый персонаж. Писатель может соединить портретное описание с бытовым фоном, пейзажным фоном, предметным миром. Так, портрет Марии в поэме «Полтава» дан на фоне панорамы Полтавского края, а портрет Дуни в «Станционном смотрителе дан на бытовом фоне.

В портретном описании можно разграничить чистое описание примет внешнего облика и моменты психологической характеристики персонажа. Часто эти две стороны портретного описания называют «внешний портрет» и «психологический портрет». Переход от внешнего портрета к внутреннему происходит в художественном тексте часто совершенно естественно. Так, И.С. Тургенев в рассказе «Бежин луг», то чуть отстраняясь от своих героев и наблюдая их со стороны, то приближаясь к ним, подглядывая, запоминая жесты, оттенки выражений лица, дает читателю психологические этюды о внутренней жизни человека. Для того, чтобы понять психологический портрет персонажа, важно наблюдать за его жестами, которые называют «безмолвными знаками мысли». Жесты повелительные, вопросительные, жесты отчаяния, беспомощности, грубые, нежные, детские, порывистые помогают проникнуть во внутреннюю жизнь человека.

При внимательном рассмотрении можно выделить портреты-описания и портреты-впечатления, которые передают мнение смотрящего на человека. Считают, что портрет есть изображение не одной, а двух личностей – модели и художника. Эмоциональное, тендецнциозное авторское начало всегда вольно или невольно присутствует в портретном рисунке. Это может быть восхищение, любование, ирония, сожаление, презрение, антипатия, жалость, предупреждение. При воссоздании портретов персонажей авторы часто обращаются к сравнениям, метафорам, которые определённым образом сдвигают восприятие читателем отдельных черт внешности человека. (Портрет Марии в поэме Пушкина «Полтава»). Велика роль деталей в портретных описаниях. Это могут быть детали цветовые, телесные, детали поведения, мимические жесты, звуковые детали. Например, поющий, говорящий, плачущий, смеющийся голос, походка легкая, бесшумная, тяжелая, шумы платья, шуршание лент, стук каблучков. Художественные тексты поражают обилием разноречивых описаний глаз, волос, рук, талии, оттенка голоса и смеха, жестов, элементов костюма. Одежда литературного персонажа всегда значима. Писатель придумывает костюмы персонажей, как художник и костюмер в театре, которые создают эскизы костюмов и воплощают их в жизнь. Одежда выдает пол, возраст, национальность, профессию, общественное положение, вкус, отношение к моде и даже мировоззрение. Одежда часто и ситуативно значима: небрежность, неряшливость, отсутствие каких-то необходимых компонентов (шлема, галстука, украшений) всегда мотивированы внутренним состоянием личности (спешка, волнение, забывчивость, равнодушие, вызов). Особого внимания заслуживают в портретных описаниях детали одежды.

Особым объектом в портретном описании часто оказывается лицо персонажа. Художники обращают внимание на волосы, лоб человека, глаза(очи), нос, щеки(ланиты), губы(уста). Дается харктеристика правильных и неправидьных черт лица, его величины, формы, цвета кожи, национальной специфики (азиатское, славянское, китайское, монгольское), волосяного покрова, формы глаз, носа, рта и подбородка.

Важны для человека и эстетические характеристики (прекрасное, страшное, безобразное), социальные (мужицкое, бандитское, аристократическое, холуйское), интеллектуальные (умное, глупое)

Наряду с прямым проникновением во внутренний мир человека литература хорошо знает также формы его косвенного освоения, при которых черты наружности, позы, движения, жесты, мимика, интонации персонажей предстают как симптомы того, что творится в их душах. Иначе говоря: постигаемый писателями «внутренний человек» одновременно явлен вовне. Для традиционных высоких жанров характерны идеализирующие портреты. Вот строки о графе Гвенелоне из «Песни о Роланде»:

Он плащ, подбитый горностаем, сбросил.

Остался только в шелковом камзоле.

Лицом он горд, сверкают ярко очи,

Широкий в бедрах стан на диво скроен.

Подобного рода портреты нередко изобилуют метафорами, сравнениями, эпитетами. Вот что сказано о героине поэмы «Шах-Наме» персидского поэта XI в. Фирдоуси:

В подлунной не было стройнее стана

Ушные мочки, словно день, блистали,

В них серьги драгоценные играли.

Жемчужин полон ларчик нежный рта.

Идеализирующие портреты сохранились в литературе вплоть до эпохи романтизма. Так, героиня пушкинской «Полтавы» «свежа, как вешний цвет», стройна, «как тополь киевских высот», ее движения напоминают лебедя «плавный ход» и «лани быстрое стремленье», «звездой блестят ее глаза; ее уста, как роза, рдеют». А в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» о красавице полячке, в которую влюбился Андрий, говорится, что она была «черноглазая и белая как снег, озаренный утренним румянцем солнца», и что глаза ее, «глаза чудесные, пронзительно ясные, бросали взгляд долгий, как постоянство».

Совсем иной характер имели портретные живописания в произведениях смехового, комедийно-фарсового характера. Здесь, по словам М.М. Бахтина, внимание сосредоточивалось не на духовном, а «на материальном начале в самом человеке». Характеризуя образность повестей Ф. Рабле о Гаргантюа и Пантагрюэле, ученый говорил, что центром реальности для писателя было человеческое тело, подаваемое гротескно. Вот, к примеру, портретная характеристика Гаргантюа-ребенка: «мордашка была славная, число подбородков доходило едва ли не до восемнадцати»; «ляжки были очень красивые и всему его сложению соразмерные». В подобных портретах нет места ни стройности фигуры человека, ни выражению его глаз, зато присутствуют щеки, носы, животы и так далее.

Со временем (особенно явственно в XIX в.) в литературе возобладали портреты, раскрывающие сложность и многоплановость облика персонажей. Здесь живописание наружности нередко сочетается с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом. Вспомним характеристику внешности лермонтовского Печорина (глава «Максим Максимыч»), сообщающую о его фигуре и одежде, о чертах его лица, цвете и выражении глаз («глаза не смеялись, когда он смеялся Это признак-или злого нрава, или глубокой постоянной грусти»). А вот слова повествователя-автора об Обломове в начале романа И.А. Гончарова: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица Ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души Цвет лица у Ильи Ильича был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, быть может, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам».

Без примет. Белым пробелом

Весь. (Душа, в ранах сплошных,

Вороной, русой ли масти

Пусть сосед скажет: он зряч.

Часовщик я или врач?

Ты как круг, полный и цельный.

Цельный вихрь, полный столбняк.

Я не вижу тебя отдельно

От любви. Равенства знак.

Портреты запечатлевают не только статическое во «внешнем» человеке, но и жестикуляцию, мимику, которые динамичны по своей сути. При этом дает о себе знать интерес писателей-портретистов к тому, что Ф. Шиллер называл грацией, отличая ее от красоты архитектонической (красоты строения): «Грация может быть свойственна только движению», это «красота движимого свободного тела». Она возникает «под воздействием свободы» и «зависит от личности», хотя в то же время и безыскусственна, непреднамеренна: в мимике и жестах чувства и импульсы сказываются непроизвольно; узнав же, что человек «управляет выражением своего лица согласно своей воле, мы перестаем верить его лицу».

Обратим внимание на рассказ А.П. Чехова «Красавицы» (1888). Он построен на сопоставлении облика двух девушек. В первой из них героя-рассказчика поражают черты фигуры и лица: «Красоту армяночки художник назвал бы классической и строгой. Вы видите черты правильные волосы, глаза, нос, рот, шея, грудь и, все движения молодого тела слились вместе в один цельный, гармоничный аккорд, в котором природа не ошиблась ни на одну малейшую черту».

У второй же девушки правильные черты лица отсутствуют («глаза ее были прищурены, нос был нерешительно вздернут, рот мал, профиль слабо и вяло очерчен, плечи узкие не по летам»), но она «производила впечатление настоящей красавицы, и, глядя на нее, я мог убедиться, что русскому лицу, чтобы казаться прекрасным, нет надобности в строгой правильности черт». Секрет и волшебство красоты этой девушки «заключались в мелких, бесконечно изящных движениях, в улыбке, в игре лица, в быстрых взглядах на нас, в сочетании тонкой грации этих движений с молодостью, свежестью, с чистотою души, звучавшею в смехе и голосе, и с той слабостью, которую мы так любим в детях, в Птицах, в молодых оленях, в молодых деревьях». И о ней же немного ранее: «Стоя у окна и разговаривая, девушка то подбоченивалась, то поднимала к голове руки, чтобы поправить волосы, говорила, смеялась, изображала на своем лице то удивление, то ужас, и я не помню того мгновения, когда бы ее тело находилось в покое».

1. Каковы виды портретных описаний в художественном тексте.?

2. Что такое статический портрет?

3. Что такое динамический портрет?

4. Чем отличается портрет-описание от портрета-впечатления?

5. Какую роль играет деталь в портретной характеристике?

6. Являются ли жест и мимика элементами портретной характеристики?

7. Как соотносятся внешний и внутренний портрет персонажа?

8. Какую роль в поэтике портрета играет описание одежды образа-персонажа?

9. Какую роль в описании персонажа играет лицо и изображение деталей лица(глаз, губ, носа, лба)?

10. Можно ли считать характеристики человеческого голоса частью общего портрета?

11. Какую роль звуковые образы играют в портретных описаниях?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *