Что такое полифония в литературе
полифония
Полезное
Смотреть что такое «полифония» в других словарях:
полифония — полифония … Орфографический словарь-справочник
ПОЛИФОНИЯ — (греч.). Музыка, исполняемая многими голосами, многоголосность, в противоположность гомофонии, одноголосности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОЛИФОНИЯ в музыке, выполнение мотива многими голосами… … Словарь иностранных слов русского языка
полифония — полифонизм, контрапункт, многоплановость, многоголосие Словарь русских синонимов. полифония см. многоголосие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
ПОЛИФОНИЯ — (от поли. и греч. phone звук голос), вид многоголосия, основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Виды полифонии имитационная (см. Имитация), контрастная (контрапунктирование разных… … Большой Энциклопедический словарь
Полифония — многоголосная музыка, в которой каждый голос имеетсамостоятельное мелодическое значение. Начало П. относится к самымскромным попыткам в этой области, в начале Х столетия. Гукбальдупоминает в своих сочинениях об органе параллельном блуждающем,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
полифония — (не рекомендуется полифония; встречается в речи музыкантов) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ПОЛИФОНИЯ — (от поли. и греческого phone звук, голос), вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Различают полифонию имитационную (смотри Имитация), контрастную… … Современная энциклопедия
ПОЛИФОНИЯ — ПОЛИФОНИЯ, полифонии, мн. нет, жен. (от греч. poly много и phone звук) (муз.). То же, что многоголосие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
полифония — ПОЛИФОНИЯ, и, жен. (спец.). 1. Многоголосие, основанное на одновременном сочетании в произведении нескольких самостоятельных мелодий, голосов; соответствующий раздел музыки. Подголосная п. 2. Многоплановость художественного произведения. П.… … Толковый словарь Ожегова
Полифония — (греч. polys – многий, многочисленный + phone – звук, голос) – вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Полифония — (от поли. и греческого phone звук, голос), вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Различают полифонию имитационную (смотри Имитация), контрастную… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Термин «полифония» образован словами « поли » (многие) и « фония » (относительно звука, голоса).
Другими словами, полифония указывает на наличие работ или ссылок, которые появляются внутри другого.
Полифония и диалогизм Бахтина
В лингвистических исследованиях термин полифония был изобретен русским философом Михаилом Бахтиным (1895-1975). Эта концепция представляет собой множественность или множественность голосов, присутствующих в текстах, которые, в свою очередь, основаны на других.
В этом смысле полифония тесно связана с интертекстуальностью. По словам лингвиста:
«Везде пересечение, созвучие или диссонанс реплик открытого диалога с репликами внутреннего диалога героев. Повсюду определенный набор идей, мыслей и слов проходит через несколько несмешиваемых голосов, звучащих по-разному в каждом из них ».
Лингвист проанализировал несколько романов, в основном русского писателя Федора Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот» и др.), И представил различия между монофонией и текстовой полифонией.
В монофонии текст воспроизводится одним голосом, а в полифонии несколько голосов переплетаются.
В этом случае у персонажей полифонического романа есть своя точка зрения, голос и поведение, опосредованное контекстом, в который они вставлены.
Однако, когда текст монофонический, голос преобладает, поглощая речи других. С другой стороны, в полифонических романах персонажи действуют свободно, каждый имеет определенную автономию.
Обратите внимание, что в последнем случае (полифония) голоса, присутствующие в речи, не компенсируют друг друга, а дополняют друг друга. Таким образом, они образуют большую сеть мыслей, мнений и поз.
Согласно Бахтину, диалогизм представляет собой принцип языка, то есть речевого общения, которое может возникать в монофонических и полифонических текстах.
Читайте также Лингвистика и Достоевский: биография и аннотации основных работ
Типы полифонии
По сфере действия понятие полифонии делится на:
Полифония и интертекстуальность
Узнайте больше по теме и ознакомьтесь с некоторыми примерами, прочитав тексты :
ПОЛИФОНИЯ
Смотреть что такое ПОЛИФОНИЯ в других словарях:
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
полифония ж. Разновидность многоголосия, основанная на одновременном гармоническом сочетании ряда самостоятельных мелодий.
ПОЛИФОНИЯ
полифония ж. муз.polyphony
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
Полифония — многоголосная музыка, в которой каждый голос имеет самостоятельное мелодическое значение. Начало П. относится к самым скромным попыткам в этой области в начале Χ столетия. Гукбальд упоминает в своих сочинениях об органе параллельном блуждающем (см.). Затем является фобурдон дискант, и развивается теория многоголосного сочетания — контрапункт (см.). П. получила особое развитие в нидерландской школе XV в. Строгая полифония, основанная на строгом контрапункте, достигла своего совершенства при Палестрине, в XVI ст., а свободная П., основанная на свободном контрапункте (см.), — в XVIII ст., при Бахе и Генделе. Позднее полифоническая музыка уступает гомофонической, но все же встречаются замечательные образцы в области полифонической, как, напр., у Моцарта в реквиеме, у Бетховена в 9-ой симфонии и пр. Полифонические формы — имитация, канон, фуга (см.). Н. С.
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИ́Я (от греч. polýs многочисленный, и phōnē звук, голос), музыкальный термин (вид многоголосия в музыке), переосмысленный М. М. Бахтиным как литературоведческий и введенный в научный обиход в его книге «Проблемы творчества Достоевского» (1929).
Понятие П. у Бахтина связано с выявлением нового жанра полифонического романа и особого типа художественного мышления (раскрываемых прежде всего на материале творчества Ф. М. Достоевского), принципиально отличных от традиционного монологического типа. К последнему Бахтин относит все словесно-художественное творчество, особенно европейский и русский роман до Достоевского, в котором преобладает единый господствующий мир авторского сознания. Полифонический роман предполагает новую художественную позицию автора по отношению к его героям: это диалогическая позиция, утверждающая самостоятельность, внутреннюю свободу героя, его принципиальную непредопределимость, неподвластность окончательной и завершающей авторской оценке. Слово автора о герое организовано как слово о присутствующем, слышащем автора и могущем ему ответить. Слово героя (его точка зрения на мир) так же полновесно, как авторское слово; оно звучит как бы рядом с авторским словом и сочетается с ним и полноценными голосами других героев. «Не множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развертывается в его произведениях, но именно множественность равноправных сознаний с их мирами сочетается здесь [в романах Достоевского. Э. П.], сохраняя свою неслиянность, в единство некоторого события» (Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 4 изд., 1979, с. 67).
Полифоническая установка требует и героя особого типа. Он не просто сознающий герой он герой-идеолог (а не психологический субъект, как герой монологического романа), высказывающий не только слово о себе самом и своем ближайшем окружении, но и «слово о мире». Хотя изображение идеи занимает ведущее место в полифоническом романе, не она является его главным героем. Мир полифонического романа персоналистичен. Он не знает «безличной правды», идеи вне ее носителя: правда о мире неотделима от правды личности. Поэтому Достоевский изображал не идею в человеке, а «человека в человеке». Идея же в произведениях полифонического типа является или пробным камнем испытания героя, или формой его обнаружения той средой, в которой раскрывается человеческое сознание в своей глубочайшей сущности. Сфера бытия идеи, по Бахтину, не индивидуальное сознание, а диалогическое общение между сознаниями, идея это «живое событие, разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознаний» (там же, с. 100). Идеи в полифоническом романе интериндивидуальны и интерсубъективны, как и сознание, которое также не довлеет себе.
Диалогическую природу человеческого сознания Бахтин связывает с его открытостью, принципиальной незавершенностью и нерешенностью. Проблема незавершенности одна из центральных в П. Незавершенность личностей, диалогов, самой жизни приводит героев полифонического романа к последним вопросам человеческого существования и к истокам человеческой свободы, т. к. «живого человека нельзя превращать в безгласный объект заочного завершающего познания». Не совпадая с самим собой, человек всегда может выйти за свои пределы и тем самым опровергнуть предрешающую точку зрения на него, но это возможно только при диалогическом проникновении в сокровенную жизнь личности.
Каждое переживание, каждая мысль героя внутренне диалогичны, сопровождаются оглядкой на другого человека. Но и целое романа строится как «большой диалог», в т. ч. диалог с другими произведениями, целой эпохой. Полифонический роман, таким образом, сплошь диалогичен.
Проблема диалога как первостепенной онтологической и эстетической категории вместе с другими проблемами, выдвинутыми исследователем при создании теории полифонического романа, позволили в новом культурно-философском контексте решать такие важнейшие литературоведческие и общеэстетические вопросы, как образ автора и повествователя (см. Автора образ), соотношение позиций автора и героя (т. е. свободы героя и утверждения своей «правды» автором проблема до сих пор остро-полемической в современной науке), новый тип литературного героя и новая доминанта эстетического изображения (самосознание), жанрово-типологические особенности современного романа, диалогическая речь и монологическая речь. Оказав воздействие на философско-эстетическую мысль XX в. (русскую и зарубежную), концепция П. вместе с тем породила сколько широкое, столько и достаточно неопределенное, «размытое» употребление термина, когда под понятиями П. и диалога понимается всякое напряжение слова, мысли, воли автора или героя, обращенное к другому лицу (персонажу).
Концепция П. возникла на основе сложившихся в 20‑х гг. взглядов Бахтина на диалогическую природу слова и словесного творчества вообще. Тот материал (слово), который берет художественное произведение из становящейся действительности, оно находит уже идеологически (эмоционально или познавательно) оцененным и требующим, в свою очередь, диалогические отношения, ответной реакции читателя, слушателя (даже в обычной речи мы слышим не слова, а идеологические величины, такие, как правильно-неправильно, умно-глупо, т. е. улавливаем не «предметный» смысл, а оценку).
Новый жанр полифонического романа Бахтин исследует, обращаясь к его истокам, с точки зрения исторической поэтики. Жанр в представлении Бахтина своего рода мост между миром действительного и художественного, уже эстетически освоенного; отсюда его изменчивость и в то же время устойчивость основополагающих констант.
При этом существенным для жанровой традиции полифонического романа являются жанры, связанные с областью серьезно-смехового (см. Карнавализация).
Появление полифонического романа, означая новую и важнейшую ступень в художественном освоении действительности, не отменяет монологические формы романа. Полифонический роман изображает такие проблемы человеческого существования, которые, по мысли Бахтина, не могут быть окончательно решены, и такие сферы бытия человека и природы, которые в момент изображения еще не завершены, в то время как многим формам романа биографического, исторического, бытового и т. д. достаточно монологического, объектного и завершающего ви́дения мира.
Волошинов В. [Бахтин М. М.], Слово в жизни и слово в поэзии, «Звезда», 1926, № 6;
его же, Марксизм и философия языка, Л., 1929;
Медведев П. Н. [Бахтин М. М.], Формальныйметод в литературоведении. Критич. введение в социологич. поэтику, Л., 1928;
Луначарский А. В., О «многоголосности» Достоевского, в сб.: Ф. М. Достоевский в рус. критике, М., 1956;
Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 2 изд., М., 1963 (4 изд., М., 1979);
его же, Вопросы литературы и эстетики, М., 1975;
его же, Эстетика словесного творчества, М., 1979, с. 356;
Иванов В. В., Значение идей М. М. Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для совр. семиотики, в сб.: Труды по знаковым системам, в. 6, Тарту, 1973;
Кожинов В., Конкин С., [Вступ. ст.], в сб.: Проблемы поэтикии истории литературы, Саранск, 1973;
Hayman D., Au de lá de Bakhtine,»Poétique revue de théorie et l’analyse littéraire», 1973, № 13;
Hansen Lōve A., Der russische Formalismus, W., 1978, S. 456 und ff.;
Peuranen E., Bahtinin sosiologinen poetiika, «Kulttuunvihkot»,1980, № 1;
Todorov Tz., Mikhail Bakhtine, le principe dialogique, P., 1981;
Les Bulletins Bakhtine. The Bakhtin’s news letters, 1983, № 1 (заруб. библ.).
ПОЛИФОНИЯ
(от греч. polys многочисленный, phone звук, голос) понятие музыковедения, означающее вид многоголосия в музыке, основанный на гармоническом равноправии голосов. Переосмыслено М. М. Бахтиным (*Проблемы творчества Достоевского*, 1929), придавшим ему более широкое философско-эстетическое значение, характеризующее не только стиль литературного романа, но и метод познания, концепцию мира и человека, способ отношений между людьми, мировоззрениями и культурами. П. берется в тесном единстве с др. близкими понятиями *диалог*, *контрапункт*, *полемика*, *дискуссия*, *спор* и т. д. Концепция полифонического диалогизма Бахтина покоится, прежде всего, на его философии человека, согласно к-рой сама жизнь человека, его сознание и отношения с др. имеют диалогическую природу. В основе человеческого, по Бахтину, лежит межчеловеческое, интерсубъективное и интериндивидуальное. Два человеческих существа составляют минимум жизни и бытия. Бахтин рассматривает человека в качестве неповторимой индивидуальности и личности, подлинная жизнь к-рой доступна только диалогическому проникновению в нее. Что касается полифонического романа, то главную его особенность составляет *множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов*, чем он принципиально отличается от традиционного, монологического романа, в к-ром безраздельно господствует единый мир авторского сознания. В полифоническом романе устанавливаются совершенно новые отношения между автором и созданными им героями: то, что раньше делал автор, теперь делает герой, освещая себя самого со всех возможных сторон. Здесь автор говорит не о герое, а с героем, давая ему возможность ответить и возразить, отказываясь от монопольного права на окончательное осмысление и завершение. Сознание автора при этом активно, но эта активность направлена на углубление чужой мысли, на раскрытие всего заложенного в ней смысла. Бахтин остается верным диалогическому подходу при рассмотрении стиля, истины, др. проблем. Его не устраивает известное определение стиля, согласно к-рому стиль это человек. В соответствии с концепцией диалогизма для понимания стиля нужно по меньшей мере два человека. Поскольку мир полифонического романа не является единым, а представляет собой множество миров равноправных сознаний, постольку этот роман многостилен или даже бесстилен, ибо в нем народная частушка может сочетаться с шиллеровским дифирамбом. Вслед за Достоевским Бахтин выступает против истины в теоретическом смысле, истины-формулы, истины-положения, взятой вне живой жизни. У него истина экзистенциальна, она наделена личностным и индивидуальным измерением. Он не отвергает понятие единой истины, однако считает, что из него вовсе не вытекает необходимость одного и единого сознания, оно вполне допускает множественность сознаний и точек зрения. Вместе с тем Бахтин не становится на позиции релятивизма, когда каждый сам себе судья и все правы, что равносильно тому, что никто не прав. Единая истина, или *истина в себе*, существует, она представляет собой горизонт, к к-рому движутся участники диалога, причем никто из них не может претендовать на законченную, завершенную и тем более абсолютную истину. Спор не рождает, но приближает к единой истине. Даже согласие, отмечает Бахтин, сохраняет свой диалогический характер, никогда не приводит к слиянию голосов и правд в единую безличную правду. В своей концепции гуманитарного знания в целом Бахтин также исходит из принципа П. Он считает, что методами познания гуманитарных наук являются не столько анализ и объяснение, сколько интерпретация и понимание, принимающие форму диалога личностей. При изучении текста исследователь или критик всегда должны видеть его автора, воспринимая последнего как субъекта и вступая с ним в диалогические отношения. Принцип П. и диалога Бахтин распространяет на отношения между культурами. Полемизируя со сторонниками культурного релятивизма, к-рые в контактах культур усматривают угрозу для сохранения их самобытности, он подчеркивает, что при диалогической встрече культур *они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются*. Концепция П. Бахтина стала значительным вкладом в разработку совр. методологии гуманитарного знания, оказала большое влияние на развитие всего комплекса гуманитарных наук. смотреть
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ(греч.). Музыка, исполняемая многими голосами, многоголосность, в противоположность гомофонии, одноголосности.Словарь иностранных слов, вошедш. смотреть
ПОЛИФОНИЯ
Во 2-й пол. 18-19 в. П. как техника и способ формообразования оттесняется на второй план гомофонно-гармонич. письмом, хотя эл-ты старой полифонич. традиции, в целом скомпрометированной как «сухая» и «учебная» музыка, оживают (начиная с В. А. Моцарта и все более активно у романтиков) в полифонизации гомофонной фактуры. Однако с завершением в нач. 20 в. эры гармонии, имевшей «блестящую, но краткую историю» (И. Ф. Стравинский), полифонич. техника вновь возвращается на историч. авансцену, обогащаясь рядом муз.-языковых новаций (напр., у О. Мессиана, В. Лютославского, П. Хиндемита и др.).
ПОЛИФОНИЯ
(от греч. poly — много, многое и phone — звук, голос) — вид музыкального многоголосия, основанный на одновременном сочетании самостоятельных мелодических линий (голосов). П. логически противостоит гомофонии (от греч. homos—равный, общий, мелодия с сопровождением) и гетерофонии (от греч. heteros — другой), характерной для народной музыки и возникающей в результате одновременного звучания вариантов одного напева. В музыке последних столетий эти виды многоголосия часто сливаются, образуя смешанный лад. В отличие от гомофонии, расцветшей в новое время, предполагающая равноценность голосов П. господствовала в музыке средневековья (с IX в.) и Возрождения (хоровая П. строгого стиля), достигла вершины в творчестве И. С. Баха и сохраняет свое значение в наше время. Воспринимая полифоническую музыку, слушатель как бы погружается в созерцание всей музыкальной ткани. В сплетении множества голосов ему открываетсякрасота мироздания, единство в многообразии, противоречивая полнота сущностных сил человека, гармония импровизационно-свободного строения линий и продуманной упорядоченности целого. Соответствие П. наиболее глубоким свойствам человеческого мышления и мирочувствия обусловило употребление этого понятия в широком метафорическом и эстетическом смысле (напр., идея Бахтина о полифонической структуре романа). смотреть
ПОЛИФОНИЯ
Á сущ см. _Приложение II(в музыке: вид многоголосия)Сведения о происхождении слова:Слово происходит от греческого πολυφωνία и соответствует по ударен. смотреть
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
1) Орфографическая запись слова: полифония2) Ударение в слове: полифон`ия3) Деление слова на слоги (перенос слова): полифония4) Фонетическая транскрипц. смотреть
ПОЛИФОНИЯ
Полифония (греч. polys – многий, многочисленный + phone – звук, голос) – вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов. Большой толк. смотреть
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
-и, ж. 1. муз. Вид многоголосия, основанный на одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении. 2. иск. Худож. смотреть
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
(греч. poly — много и phony — звук) — вид многоголосия, представляющий собой гар-моничное сочетание и одновременное звучание двух и более мелодий. По соотношению полифонических голосов различают имитационную полифонию, подголосочную полифонию и полифонию, основанную на со-четании различных мелодий. Полифония, состоящая из отделенных друг от друга групп, называется антифоном. смотреть
ПОЛИФОНИЯ
полифонияרַבקוֹלִיוּת נ’, פּוֹלִיפוֹניָה נ’* * *רב קוליותСинонимы: контрапункт, многоголосие, многоплановость, полифонизм
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
Ударение в слове: полифон`ияУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: полифон`ия
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
ж муз polifonia fСинонимы: контрапункт, многоголосие, многоплановость, полифонизм
ПОЛИФОНИЯ
(1 ж), Р., Д., Пр. полифони/иСинонимы: контрапункт, многоголосие, многоплановость, полифонизм
ПОЛИФОНИЯ
ж. муз.polyphonie fСинонимы: контрапункт, многоголосие, многоплановость, полифонизм
ПОЛИФОНИЯ
Rzeczownik полифония f polifonia f
ПОЛИФОНИЯ
1. В лингвистике – описание отдельных графем, которые используются для представления многих различных звуков; например, английская буква s в словах sin, sure, treasure и lose. 2. В музыке – описание двух или более мелодий одновременно. смотреть
ПОЛИФОНИЯ
Олин Нпо Нло Нил Оля Оон Пилон Пиния Нии Пино Пион Пиф Пифия Пифон Ляп Плиния Плинф Лян Пол Полифония Пони Лоно Филин Филон Филя Лифо Фоно Линия Ионол Ион Иол Иня Иния Лион Лиф Фон Фолио Фол Флоп Флип Фин Фил Полон Полно. смотреть
ПОЛИФОНИЯ
сущ. жен. рода, только ед. ч.иск.поліфонія
ПОЛИФОНИЯ
Один из способов передачи чужой речи, отражающий многоголосие.Синонимы: контрапункт, многоголосие, многоплановость, полифонизм
ПОЛИФОНИЯ
Один из способов передачи чужой речи, отражающий многоголосие.Синонимы: контрапункт, многоголосие, многоплановость, полифонизм
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
ж. муз. polyphonie f
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
复调音乐对位法〔阴〕复调音乐. Синонимы: контрапункт, многоголосие, многоплановость, полифонизм
ПОЛИФОНИЯ
(см. МНОГОГОЛОСИЕ). Синонимы: контрапункт, многоголосие, многоплановость, полифонизм
ПОЛИФОНИЯ
полифони’я, полифони’и, полифони’и, полифони’й, полифони’и, полифони’ям, полифони’ю, полифони’и, полифони’ей, полифони’ею, полифони’ями, полифони’и, полифони’ях. смотреть
ПОЛИФОНИЯ
1. häälte meloodiline iseseisvus2. mitmehäälsus3. polüfoonia
ПОЛИФОНИЯ
полифонияСинонимы: контрапункт, многоголосие, многоплановость, полифонизм
ПОЛИФОНИЯ
См. polifonìa.Синонимы: контрапункт, многоголосие, многоплановость, полифонизм
ПОЛИФОНИЯ
ПОЛИФОНИЯ
ж. муз. polifonia Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: контрапункт, многоголосие, многоплановость, полифонизм
ПОЛИФОНИЯ
Основным примером полифонии Бахтина было Федор Достоевскийпроза. Бахтин утверждал, что Достоевский, в отличие от предыдущих романистов, не предлагал «единого видения» и не описывал ситуации «монологическим» авторским голосом. Вместо этого он стремился к полностью драматическим романы идей в котором противоречивые взгляды и персонажи развиваются неравномерно. [2] По словам Бахтина, главной характеристикой романов Достоевского является «множество независимых и несвязанных голосов и сознаний, настоящая полифония полностью достоверных голосов«. Его главные герои» по самой природе его творческого замысла не только объекты авторского дискурса, но и собственные субъекты, непосредственно обозначающие дискурс.«(курсив в оригинале) [3]
Содержание
Монологичность и диалогичность
Голос-идея
В полифоническом романе голоса «разобщены»: они «не могут содержаться в едином сознании, как в монологизме. Скорее, их обособленность важна для диалога: даже когда они соглашаются, они делают это с разных точек зрения и с разных смыслов. мира «. [9] Достоевский мыслил не мыслями как предложениями с поддающейся количественной оценке истинностной ценностью, а «точками зрения, сознаниями, голосами». [10] Носителем истины «является не утверждение, а целостная точка зрения, целостная позиция личности». [11] В идея не имеет существенного существования отдельно от личности персонажа: существует «художественное слияние» личности и идеи, которое создает непреодолимую духовную ориентацию, уникальную для этого персонажа, позволяющую им «означать напрямую». Таким образом, идея «живет» в мире: у Достоевского нет бестелесной («ничейной») мысли или идеи. Бахтин употребляет термин «голос-идея» для обозначения этого единства идеи и личности. В творческом процессе Достоевского композиционная структура романа спонтанно формируется вокруг взаимодействия этой множественности голосовых идей. Отсюда никакой абстрактной, монологической система может возникнуть только «конкретное событие, состоящее из организованных человеческих ориентаций и голосов». [12]
Позиция автора в монологическом романе
Положение автора в полифоническом романе
В полифоническом письме автор должен отказаться от монологического контроля над работой. В противном случае невозможно реализовать диалогическое ощущение мира, в котором автономные и незавершенные личности взаимодействуют на своих собственных условиях. Это возможно только в том случае, если персонаж действительно Другой сознание с равными правами на обозначение, а не просто «созданный» персонаж в навязанной автором реальности. Автор полифонического романа ставит своих героев на равных. Он не отказывается от своей идеологической позиции ради иллюзорной объективности: скорее, он помещает ее прямо среди равнозначных голосов-идей, которые расходятся с ним, и провоцирует их конфронтацию с этим и с другими голосами-идеями. Поскольку его собственный голос имеет не более или менее экзистенциальное значение, чем любой другой голос, сам автор не знает заранее, каков будет исход этих противостояний. Спровоцированные таким образом взаимодействия созрели с «потенциальным событием»: выводы не предопределены, ничто по-настоящему не заканчивается, и ни один персонаж не может быть окончательно завершен извне. Таким образом, роль автора в полифоническом романе двояка: «он создает мир, в котором многие разнородные точки зрения вступают в диалог, и, в совершенно особой роли, он сам участвует в этом диалоге. Он является одним из собеседников» отличный диалог, «который он сам создал». [17]