Что такое полиграфия в искусстве
Полиграфия, как часть культуры
Почему-то все мы привыкли рассматривать печатников исключительно, как представителей ремесла. Тем не менее, нельзя забывать, какой вклад в культуру и искусство внесли эти люди с момента появления первых печатных устройств.
Немного истории
Первые славянские типографии (по имеющимся источникам) появились на территории Польши и Черногории в 15 веке. Что интересно, в тройку входит также мануфактура, открытая в Венеции. Ею руководил Андрей Торесанский – известный печатник своего времени.
Представьте на минутку, что каждая книга существовала бы только в том количестве, какое может выдать автор в форме рукописей? Ведь без полиграфии книгоиздание переходит в разряд «хендмейда». Огромные фолианты в единственном экземпляре. Вы никогда бы не прочитали знаменитые произведения. Потому что каждое из них было бы доступно узкому кругу людей – знакомых автора.
С кинематографом схожая история. Ни афиш, ни буклетов, ни, тем более, артбуков по любимым франшизам. Каково? А первая афиша, созданная не руками, а при помощи печатных лигатур, появилась только 1836 году.
Не будь типографий, музыканты бы расчерчивали нотную бумагу от руки, писали бы на ней знаки. И не было бы разнообразных готовых тетрадей, и уж тем более, самоучителей игры на музыкальных инструментах.
Жители Саратова никогда бы не узнали о трудах Сократа и Аристотеля. Да что там Саратов – даже в удалённых населенных пунктах Греции бы не смогли их прочитать.
Большая часть литературного наследия канула в лету, либо сохранилась в виде цитат, переписываемых людьми.
Полиграфисты – люди, помогающие искусству существовать, развиваться, выходить на новые уровни.
Печатные компании и цифровые технологии помогли и развитию многих фото-мастеров. К примеру, сейчас любой фотограф может отправить по интернету архив со своими работами, и получить их распечатки на бумаге любого размера и качества. За сутки, без мучений с проявителями и закрепителями. Сегодня он сдал заказ, завтра днём уже может проводить выставку для своих поклонников. Представьте себе, что он бы сам проявлял сотни полторы кадров.
Еще одна небольшая деталь – открытки и почтовые марки. Как известно, без марки письмо, или ваше поздравление никуда не уйдёт. Но кто изготавливает марки? Сначала, естественно, их рисуют художники. А дальше макет передаётся в типографию, где его превращают в готовую массовую продукцию. С открытками история точно такая же. Они, как репродукции картин, размножаются и распространяются для всех желающих. Поздравить маму с днём рождения, жену с 8 марта, или ребёнка с Новым годом вам помогают люди, которых вы никогда не узнаете – профессиональные полиграфисты.
Разумеется, типографии появились, как ответ на существующий спрос. Они попросту не могли не появиться, как и любое другое явление, нужное людям.
Не меньше обязаны типографиям и предприниматели всех времён. Только представьте, что сегодня всю рекламу рисовали бы художники? Помните историю визитных карточек? А теперь подумайте, что нужно нарисовать огромный билборд кисточками и краской.
Сейчас совершенно не важно, кого благодарить за созданные удобства – китайцев, Гуттенберга, или первых славянских печатников. Тысячи и даже миллионы людей трудились веками для того, чтобы вы имели доступ к величайшим достижениям человечества в науке и искусстве. Многие из них умерли никому не известными, в отличие от Ивана Фёдорова и других популярных исторических персонажей.
Возможно, те печатные издания, что сегодня кажутся вам бесполезным хламом, станут ценными находками для наших далёких потомков, а типографии, что их создали, превратятся в такую же часть истории, как и мануфактура Гуттенберга.
Компью А рт
Предтечи
Все имеет свою историю. До изобретения книгопечатания делались надписи на камне, глине, дереве, бересте, коже, пергаменте, папирусе, ткани или на восковом слое дощечек. То были надписи. С изобретением и распространением технологии изготовления бумаги появились рукописные свитки и книги. Переписывание книги стало профессией. Появились хранилища рукописных изданий. Переписка и указы опечатывались, как правило, с помощью печаток царей, императоров, военачальников и государственных мужей высокого ранга. То были отпечатки на размягченном при нагревании материале, сохраняющие изображение после остывания.
Рождение книгопечатания и его революционная роль
Книгопечатание началось с того момента, когда красящее вещество нанесли на рельефную форму и сделали серию одинаковых отпечатков. Это был важный шаг в развитии средств информации, что способствовало развитию ремесел, промышленности, науки, техники и культуры [1]. Печатные издания стали средством коммуникации между людьми. Они обеспечивали сохранение информации от искажения переписчиком. Рукописные и печатные издания на первых порах соперничали между собой. Хотя изготовление печатной формы и требовало много времени, тем не менее процесс печати все равно оказывался более производительным, качественным и дешевым.
Период младенчества в книгопечатании
Единственным материалом для печати книг долгое время оставалась листовая бумага ручного изготовления. При производстве бумаги бумажную массу зачерпывали из больших чанов рамкой с натянутой на ней сеткой. Размеры рамки определяли формат бумаги, а мастерство ремесленника — ее качество. Поскольку печатная форма была основой всего и именно от нее зависело качество печати, то первоначально все усилия были направлены на изобретение новых формных технологий и материалов.
Этот период характеризуется сосредоточением всех процессов книгопечатания в одних руках. Издатель был гравером и литейщиком литер, изготовителем краски и печатником, занимался переплетом и был распространителем продукции. Печатный пресс состоял из двух плоских плит, на одну из которых устанавливалась печатная форма. Все процессы: накат краски, размещение бумаги и ее выравнивание, создание давления печати, снятие давления и удаление оттиска — выполнялись вручную. Из-за прозрачности и высокой пористости бумаги печатали только на одной стороне листа.
Изобретение литер и набора текста существенно ускорило изготовление текстовых форм и разделило формный процесс на два этапа: получение наборных текстовых форм и изготовление иллюстрационных форм. И это деление сохранилось в высокой печати до второй половины ХХ века, когда появились фотовыводные устройства и фотополимерные материалы. В плоской, глубокой и трафаретной печати такого деления не происходило.
Изначально печатали только черной краской, а цветные иллюстрации получали путем раскрашивания оттисков вручную.
Индустриализация полиграфии
Развитие ремесел, промышленности, науки и техники, зарождение капиталистического уклада экономики, а также развитие общественных связей требовали ускорения обмена и распространения информации. Старые оборудование и технологии уже не могли удовлетворить возросшие требования к тиражности и оперативности выпуска печатной продукции. Увеличение количества печатных станков без повышения их производительности было тупиковым путем. Рост производительности печатного оборудования стал особенно актуальным с появлением газет. Делать много одинаковых печатных форм и печатать на многих станках одновременно, чтобы получить большой тираж газеты за короткое время, было экономически невыгодно. В результате были изобретены однокрасочные листовые печатные машины с автоматическим накатом краски, позиционированием листа, созданием и снятием давления печати. Ручными остались только процессы подачи бумаги и приемки оттиска. Так создавалось промышленное производство печатной продукции — полиграфия.
Развитие производства бумаги и дальнейшее развитие полиграфии
По мере развития общества требования к скорости распространения информации постоянно росли. Для возросших тиражей требовалось все больше бумаги. В результате производство бумаги из ручного преобразовалось в промышленный отлив полотен, которые затем сматывались в рулоны. Это, в свою очередь, привело к созданию печатных машин нового типа.
Были изобретены плоскопечатные машины [3], сочетающие плоскую форму и цилиндрическую давящую поверхность. Величина давления при этом уменьшилась и появилась возможность увеличения формата печати.
При работе с формами глубокой печати для создания высокого давления бумагу зажимали между плоской печатной формой и пластиной соответствующего размера, после чего этот трехслойный «пирог» пропускали между двумя цилиндрами. Подобный механизм — первый шаг к ротационному принципу печати.
С созданием ротационных печатных машин стало возможно эффективно работать не только с листовой, но и с рулонной бумагой. Листовые ротационные печатные машины требовали участия человека в процессе печатания для подачи листов и приемки оттисков. С появлением рулонных печатных машин необходимость в этом отпала: человек должен лишь готовить машину к печати, контролировать ее работу и менять рулоны. Производительность первых рулонных печатных машин достигала 20 тыс. отт./ч. Для сравнения: листовые плоскопечатные и листовые ротационные машины с ручной подачей листов печатали в среднем 400-500 отт./ч.
Печатные машины и их значимость
Печатная машина — это еще не типография, но без нее типография не может обойтись. При использовании печатных станков печатная форма определяла как время подготовки издания и себестоимость продукции, так и технологию и качество печати. Печатник (он же и издатель) мог на одном станке использовать формы разных типов — все зависело от его понимания рациональности и выгоды, от его умения и желания.
Автоматические и полуавтоматические печатные машины, как правило, являются строго специализированными и связаны с конкретной технологией печати, что определяет тип печатной формы. Высокая скорость работы ротационных машин потребовала совершенствования печатных красок и другого уровня качества изготовления механизмов. В результате дерево из полиграфического машиностроения исчезло — все детали печатных машин стали делать из металла.
С разработкой самонакладов листов и автоматизированных приемных устройств появились листовые печатные машины-автоматы. Стали создаваться многокрасочные машины. Расширился спектр печатной продукции — помимо изданий полиграфисты стали производить промышленные изделия: упаковку, этикетки, обои, бумажные и пленочные покрытия для мебельной и строительной промышленности. Развитие рекламы создало новое направление в полиграфии — печатную рекламу. Бумажная индустрия стала производить все больше разнообразной бумаги высокого качества. Полиграфисты освоили новые запечатываемые материалы: ткани, пленки, пластик, фольгу, жесть, гофрокартон, стекло, промышленные изделия (ручки, осветительные тела, бутылки, майки, кепки), природные продукты — яйца, дерево.
Полиграфия стала тесно кооперироваться с другими отраслями промышленности. Возросла зависимость полиграфистов от производителей оборудования, расходных и запечатываемых материалов. Этот процесс достиг своего максимума в конце ХХ века.
Печатные машины, определяя капиталовложения, производительность, печатную технологию, качество печати и особенности готовой продукции, стали основным звеном в полиграфии. Печатные технологии теперь тесно связаны с определенными рыночными нишами. Чтобы поменять технологию печати, требуется не только заменить печатную машину — нужны колоссальные капиталовложения, затраты времени и проведение разнообразных мероприятий по замене структуры предприятия, специалистов и исполнителей.
Полиграфия — заложник рынка и чиновников
В ХХ веке полиграфия стала зависимой от машиностроительной, химической и бумажной промышленности. Раньше печатник (полиграфист в сегодняшнем понимании) был сам себе издателем, печатником, художником-оформителем, сам готовил печатную форму, часто сам занимался переплетными работами и реализацией продукции. Сегодня полиграфисты только производят печатную продукцию. Для печатных изданий содержание и форму определяют издатели, для упаковки, этикеток и декоративных изделий — производители потребительской продукции, а для печатной рекламы — рекламные агентства.
Полиграфия является заложником не только заказчиков, химиков, машиностроителей и бумажников, но и государственных чиновников, которые зачастую определяют направления развития отрасли. Так, в середине ХХ века для изготовления форм высокой печати уже применялись фотополимеры и пластмассы, которые постепенно заменяли свинец. Однако эксперты пришли к выводу, что использование свинца необходимо исключить полностью, в связи с чем было принято государственное решение о замене высокой печати плоской офсетной печатью. Машиностроители прекратили изготовление печатных машин высокой печати, потребность в расходных материалах для высокой печати пошла на убыль, и химики свернули соответствующие производства. Шрифтолитейные заводы прекратили свое существование. Учебные заведения свернули программы по подготовке специалистов для высокой печати. Так экологи и государственные чиновники в борьбе за производство без свинца фактически уничтожили и высокую печать. Полиграфия Америки, Европы и СССР после Второй мировой войны стала офсетной. Сегодня эта технология возрождается — прежде всего в этикеточном производстве.
В начале ХХI века агрессивный маркетинг привел к свертыванию изготовления фотоформ и к использованию прямого изготовления печатных форм: технология CtF была заменена технологией CtP [6]. В результате свертывается производство фотоматериалов и оборудования CtF, а полиграфисты вынуждены переходить на технологию CtP, хотя ресурс оборудования CtF отнюдь не исчерпан.
Таким образом, полиграфия является заложником производителей оборудования и расходных материалов, рынка и маркетинга, моды и рекламы, профессионализма экспертов и рвения чиновников.
Технологии, которые изменят ситуацию в полиграфии
История полиграфии возвращается к истоку, но на новом витке диалектики. Цифровые технологии управления и печати изменили основы полиграфии. Сегодня полиграфическая индустрия переживает революционные преобразования. Высокоскоростные печатные машины с цифровым управлением и с переменными изображениями на печатной форме при каждом обороте формного цилиндра (технология цифровой печати) сделали возможным выпуск изданий с внесением изменений в содержание (без изменения формы) печатной продукции в процессе печати тиража. Издания стали персонифицированными. Таким образом, полиграфические технологии, развиваясь, пришли к своей противоположности: от множества идентичных экземпляров издания к бесконечному разнообразию вариантов в тираже одного издания.
На заре полиграфии весь процесс изготовления печатных форм был сосредоточен в руках одного человека. Изобретение наборных литер явилось первым шагом в автоматизации подготовки текста для печати. Допечатная стадия разделилась на два потока: репродукционный — подготовка иллюстраций, и наборный — подготовка текста. Репродукционную и наборную подготовку к печати осуществляли специалисты разного профиля с использованием различных средств. Появились такие профессии, как наборщик ручного набора, линотипист, монотипист, корректор, метранпаж, стереотипер, верстальщик, копиист, травильщик, фотограф, ретушер, оператор фотонабора, оператор цветоделителя-цветокорректора, художник-иллюстратор, художник-шрифтовик, дизайнер, технолог, механик.
В конце XX — начале XXI века началась интеграция допечатных, печатных и послепечатных технологий. Лазерные и компьютерно-цифровые технологии теснят традиционные аналоговые технологии. Сегодня дизайнер сам набирает и даже пишет текст, подбирает изображения и проводит их подготовку к печати, а также верстает страницы издания. Он может напечатать тираж на принтере, плоттере или на печатной машине с использованием цифровых технологий печати. Ему не важен способ печати — он в этом не разбирается, да и нет производственной необходимости разбираться в этом. Ему важны качество печати и производительность. Цифровая печатная машина — это всего лишь периферийное устройство к большой компьютерной системе. Замена цифровой печатной машины не требует почти никаких изменений в структуре и организации производства, в замене специалистов и исполнителей. Сегодня можно безболезненно менять принтеры и плоттеры разных форматов и технологий печати, можно к компьютерной системе присоединять печатные машины цифровой печати или отправлять файлы по каналам связи и печатать тираж или единичные экземпляры издания в любой точке земного шара.
Эра вычислений
Начало ХХI века — время цифровых технологий и компьютерного «мышления» [4]. Цифровое управление, цифровые методы информационного обеспечения полиграфических процессов активно внедряются в технологический цикл «оригинал — оттиск». На объединение текстовой и изобразительной информации при подготовке издания к печати ушла почти половина ХХ века. Теперь круг развития полиграфических технологий замкнулся. Отдельные независимые технологии объединились в единое целое, создавая систему процессов допечатной подготовки печатной продукции, печати, послепечатной обработки и отчасти даже реализации.
Путь развития — улучшение или смена идеи
Инновационные технологии, объединяясь, создают новое направление, которое нарушает статус-кво. Сначала его применение ограничено, а затем оно становится нормой [5]. Прогнозируя перемены, самое важное понять, где незначительное улучшение или тупиковое направление, а где инновация — нечто отличающееся от прежнего настолько, что полностью изменяет ход вещей [6].
1. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981. 357 с.
2. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. М.: Искусство, 1971. 116 с.
3. Каган Б.В., Стефанов С.И. Словарь полиграфических терминов. М.: Репроцентр М, 2005. 588 с.
4. Пенроуз Р. Тени разума. М.; Ижевск, 2005. 687 с.
5. Романо Ф. Современные технологии издательско-полиграфической отрасли. М.: ПринтМедиа центр, 2006. 454 с.
6. Стефанов С.И. CtP — революция или эволюция? М.: Репроцентр М, 2004. 44 с.
7. Стефанов С.И. Технологии и цивилизации// Вестник технологии в области полиграфии и печатной рекламы. 2006. № 1. С. 2.
Презентация на тему: «Искусство полиграфии»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Специфика изображений в полиграфии
Специфика изображений в полиграфии Полиграфия— это отрасль промышленности, занимающаяся размножением печатной продукции: книжно-журнальной, деловой, газетной, этикеточной и упаковочной продукции.
Полиграфическая продукция: •Книги •Журналы •Плакаты •Афиши •Листовки •Проспекты
Книга — синтетическое произведение, над ней работают люди разных творческих профессий: писатели, редакторы, дизайнеры, художники. Книжная графика включает в себя конструирование книги, выбор компонентов ее оформления, изготовление макета, иллюстраций. Иллюстрации усиливают воздействие литературного содержания на читателя. Зрительные образы помогают читателю в осознании замысла автора.
Для многих поколений читателей «Робинзон Крузо» Д. Дефо неотделим от иллюстраций французского графика Гранвиля, а «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Приключения барона Мюнхаузена» Р. Распе — от иллюстрации тоже французского графика Г. Доре. Жан Гранвиль, иллюстрации к роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо»
Печальный Демон, дух изгнанья Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой. М. Лермонтов
А. Бенуа « Пиковая дама», «Медный всадник» В иллюстрациях А. Бенуа к произведениям А. Пушкина объединились большая эрудиция и безупречный вкус. Рисунки Бенуа к «Пиковой даме», «Медному всаднику», «Капитанской дочке» — явление высокой художественной культуры.
В XX в. жанр иллюстрации представлен не только в книжной графике. Уникальным явлением в истории русской музыкальной культуры стало создание иллюстраций к литературным произведениям в музыке. Это и «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова, и Симфонические гравюры «Дон Кихот» К. Караева к одноименному роману М. Сервантеса. Георгий Васильевич Свиридов «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского
Крутояров Иван. Свиридов. Метель. Романс
Метель». Художник А. Ванециан. 1947
«Метель». Побег Марьи Гавриловны. Художник В. Милашевский. 1971
«Метель». «Я женат». Художник Б. Косульников
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1378050
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое полиграфия и какие услуги предоставляет
Что такое полиграфия и какие услуги предоставляет? Давайте разбираться вместе. Полиграфические услуги — вещь необходимая, даже в цифровую эпоху. Мир невозможен без печатной продукции. Кроме этого, с помощью печатной продукции можно заявить о себе. Особенно это актуально для бизнеса. За данными услугами рекомендуем обращаться к профессионалам. Они решат эту задачу мастерски.
Современный мир трудно вообразить без печатной продукции, выпуском которой занимаются типографии. Хоть в настоящее время Интернет очень популярен, но полиграфические услуги остаются востребованными. Это объясняется тем, что многие организации хотят заказать для себя брошюры, листовки, логотипы и уникальные визитки. Благодаря этой печатной продукции организации находят новых клиентов и поддерживают интерес у постоянных. Печатная продукция необходима для продвижения бизнеса и создания лица каждой фирмы.
Полиграфия создаёт большое количество этой продукции с одинаковым её содержанием. Полиграфические услуги представляют собой действия, которые направлены на создание печатной продукции. К услугам типографии всегда прибегают люди — как частные лица, так и организации.
Полиграфические услуги появились давно — в то время, когда не было даже печатных машин. Исходя из этого, можно сделать вывод о пользе этих услуг. С течением времени продолжали своё развитие типографии. В настоящее время эти услуги включают в себя создание:
Этапы оказания полиграфических услуг
1.Создаётся макет. Этот этап очень важен — на нём происходит утверждение внешнего вида будущего изделия (дизайнерское решение, размер, форма и многое другое).
2.Подготовка перед печатью. На данном этапе макет проверяется и готовится к печати. Иногда в макет вносятся изменения.
3.Сам этап печати. На данном этапе макет наносится на выбранный материал. Благодаря современным возможностям изображения возможно наносить почти на любой материал — от одежды до чашек.
4.Обработка после печати. На данном этапе изделие принимает завершённый вид. К примеру, возможно оформить пригласительные билеты тиснением фольгой, бархатом или матовой ламинацией. Это сделает пригласительные более презентабельными и придаст им изюминку.
Весь процесс по разработке дизайнерского решения, как правило, не является длительным. Всё будет зависеть от общего уровня сложности проекта и сроков выполнения. Однако, возможности современного оборудования позволяют печатать большой объём продукции в короткие сроки.
Какая роль у дизайна в эффективности рекламы
Качественно выполненный материал всегда будет привлекать внимание к продукции, которую предлагает компания. Это может поспособствовать повышению узнаваемости фирмы и привлечению новых клиентов.
Благодаря игре с цветами и шрифтами в процессе составления дизайн-проекта в рекламной продукции можно грамотно расставить все акценты.
В настоящее время качественно оказанные полиграфические услуги помогают получать качественную продукцию. Эта продукция будет успешно работать на организацию — делая её имидж узнаваемым и неповторимым. Кроме этого, будет сохраняться интерес постоянных клиентов и будут обращаться новые.
Так что такое полиграфия?
Так что такое полиграфия? Полиграфические продукты являются имиджевым продуктом, носителем рекламной информации. Для эффективности рекламы — она должна быть заметной и запоминающейся. По этой причине крайне важно выбрать правильный дизайн. Для того, чтобы дизайн не разочаровал, лучше всего обращаться к грамотным специалистам. Они смогут успешно воплотить проект в реальность.
Мы в данной сфере работаем несколько лет и успели отлично зарекомендовать себя. Обращайтесь к нам за заказом полиграфической продукции — и вы останетесь довольны. Надеемся на успешное сотрудничество.