Что такое поликультурная образовательная среда
Поликультурная образовательная среда ДОУ
Галина Георгиевна Королева
Поликультурная образовательная среда ДОУ
Важнейшими принципами государственной политики в области образования являются: возрождение и развитие национальных языков, культур, духовно-нравственных, этнических ценностей народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В нашем детском саду хакасский язык преподается уже более 25 лет, эта работа велась по программе Боргояковой А,Е, и Сагалаковой Е. М., а теперь используется новая программа «Иркежек», разработанная на базе ХРИПК и ПРО группой авторов,одним из которых является воспитатель нашего детского сада Майнагашева И. Г. Параллельно нами осуществляется программа по национально-региональному компоненту «Хакасия – земля родная!»разработанная авторским коллективом: Асочаковой Л. В., Климовой Л. Д., Петелиной В. К. и другими, цель этой программы – помочь педагогам в ознакомлении детей дошкольного возраста с культурой хакасского народа, создание условий для развития личности ребенка а процессе взаимодействия с различными объектами окружающей его национальной культурой и материальной средой в ее многообразии. (3. пояснительная записка). Кадры у нас расставлены так, что в каждой группе хотя бы один воспитатель владеет хакасским языком, и в ходе режимных моментов или непосредственно-образовательной деятельности может общаться с детьми на родном языке.
Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре в своей работе тоже применяют национально-региональный компонент, это и слушание музыки, разучивание песен, инсценировки сказок, народные игры.
В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к поликультурной среде ребенка,формирующие у детей представления о человеке в истории и культуре:
1. Имеются подборки книг и открыток, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов.
2. Имеется уголок краеведения («изба», комната быта и прочее).
3. Имеются образцы народного быта
4. Имеются образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых).
5. Имеется художественная литература (сказки и легенды народов.)
6. Имеется атрибуты для народных и сюжетно-ролевых игр.
7. Имеется богатый материал для рукоделия.
Наш детский сад так же поддерживает связь с музеем и библиотекой.
Не смотря на все усилия
Педагогов детских садов и школ, хакасов владеющих родным языком становится все меньше. В. Я. Бутанаев писал «Хакасы к началу 20 века полностью (свыше 95%) сохранили свой язык. Однако в конце этого века, к 1989г., родным языком владело уже 76% (правда среди сельских жителей процент владеющих доходит до 84,5%»(4. стр. 12)
В наше время эти цифры намного меньше. Если взять детские сады с. Аскиз то в группах владеющих родным языком по 3-4 ребенка. Поэтому нами проводится большая работа с родителями о важности обучения детей родному языку. Нужно разговаривать с детьми на родном языке, в противном случае., ребенок на занятиях воспринимает его как иностранный язык, а ведь это язык его предков. Нельзя научить ребенка говорить на родном языке. Следовать национальным традициям, если этого нет в его родной семье.
Совместно с родителями мы проводим проекты такие как: «Моя семья-мой род.», «хакасские народные игры», «Хакасская кухня». В ходе реализации проектов родители совместно с детьми изготовили альбомы «Моя семья», составляли генеалогическое древо, рисовали герб семьи, знакомили всех с легендами своего рода, составляли меню.
После проведения проектов родные детей говорили нам спасибо. Они стали ближе друг к другу, осознали ценность родства. Очень важно чтобы родители, как часть образовательного пространства своего ребенка, осознавали необходимость изучения детьми родного языка. Ведь только посредством семейной, народной педагогики легче приобщить детей к национальной культуре, к заветам их предков, и тем самым вызывать у воспитуемых интерес к родному языку, и т, что главное, воспринимать его как духовную необходимость. Тогда родной язык станет родным, а точнее материнским.
1. Шишлянникова Ж. П. Поиск№4.-Абакан: Министерство образования и науки Республики Хакасия, 2004.-80с.
2. Асмарина О. Ю. Народная педагогика и современные проблемы воспитания и образования. Абакан, Министерство образования и науки Республики Хакасия, 1993.-142с.
3. Асочакова Л. В., Климова В. Д. и др. Программа по национально-региональному компоненту «Хакасия-земля родная»
Образовательная среда по ПДД С каждым годом увеличивается количество автомобилей на дорогах города, что создаёт опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Информационно-образовательная среда в ДОУ Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной.
Лучшая образовательная среда Здравствуйте уважаемые коллеги, друзья! Пересматривая, фотографии из своего архива, решила, что сегодня я расскажу и поделюсь с вам своей.
Образовательная среда. Уголки в детском саду Развивающая среда это необходимый фактор для развития ребёнка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда тем интересней и познавательней.
Образовательная среда Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного.
Образовательная среда Образовательная среда очень важна в развитии индивидуальных способностей детей. Все дети разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный.
Образовательная среда группы (фотоотчет) При организации образовательной среды придерживались требований, сформулированных С. Л. Новоселовой, Л. С. Выготским, Н. Н. Подьяковым.
Образовательная среда ко Дню космонавтики Образовательная среда ко Дню Космонавтики. МЫ ПОСТРОИЛИ РАКЕТУ УЛЕТАЕМ В НЕЙ СЕЙЧАС ПУСТЬ ВЫСОКО И ДАЛЕКО УНЕСЕТ РАКЕТА НАС! Одна из самых.
Образовательная среда средней группы Модель развивающей среды МБДОУ «Детский сад» №47 Средняя группа №4 Город Нижний Новгород Воспитатель Табунова Елена НиколаевнаОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.
Развивающая образовательная среда Уголок по правилам дорожного движения. Он представляет собой макет перекрестка, дорогу, сфетофор. Уголок по нравственной патриотическому.
Статья : «СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье представлен анализ по проблеме изучения понятия поликультурная среда в дошкольных образовательных организациях, анализируется роль поликультурной среды для детей дошкольного возраста. Рассмотрены основные понятия поликультурной среды, поликультурной образовательной среды и организация работы в дошкольной организации в поликультурной среде.
Ключевые слова: среда, поликультурная среда, поликультурная образовательная среда, дошкольные организации, поликультурная образовательная среда в ДОО.
Annotation. The article presents a study on the problem of studying the concept of «multicultural environment» in preschool educational institutions, analyzed the role of multicultural environment in the development of bilingual communication of children of preschool age. The basic concepts of a multicultural environment, a multicultural educational environment and the organization of work in a preschool institution on a multicultural environment are considered.
Keywords: environment, multicultural environment, education multicultural educational environment.
1. Богданова А.И. Поликультурная образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1. С. 113-115.
2. Буттаева А.М., Специфика духовного бытия человека в условиях бар поликультурной среды [Текст]: трос автореф. дис. на соиск. учен. канд. философ. наук / А.М. Буттаева, 09.00.11. Махачкала, 2003, 162 с.
4. Суровцова Е.И. Поликультурная образовательная среда как феномен современной духовной жизни общества [Текст] / Е.И. Суровцова / Педагогическое образование в России, 2014, № 7, с. 162- 164.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / под общ. ред. код Л.И. Скворцова. М.: Оникс: Мир и образование, 2007. с. 640
6. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. / И.П. слава Подласый, слава М.: ВЛАДОСпресс, 2004, с. 365.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
9. Gordon, Milton M. Assimilation in American Life: The Role of Race, Religion, and National Origins. 1964.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Проектирование и содержание поликультурного образования
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУСОШ № 2 с. Фёдоровка Фёдоровского района РБ
Проектирование и содержание поликультурного образования.
Перемены в жизни общества, изменение экономических и идеологических ориентиров оказывают неизбежное влияние на самосознание людей.
Сохранение и обогащение нравственного и социального идеалов тесно связано с историческим и культурным самосознанием народа. Возрождение национального самосознания определяется не желанием и интересами политиков, а теми событиями, которые характеризуют реальную обстановку в обществе.
Если у субъекта не сложилось собственное мнение по проблеме межнационального взаимодействия, отсутствует представление о том, как следует вести себя по отношению к людям другой национальности, нет позитивных примеров межнационального общения, а также понимания необходимости «мирного сосуществования», то он легко заполняет «образ врага» предлагаемыми кандидатурами в виде целых наций и народов.
Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказывают огромное влияние на формирование личности подрастающего поколения.
Известно, что лучшие образовательные учреждения мира имеют свою духовную среду, которая находит отражение в этике взаимодействий, традициях, знаковых символах, особенностях архитектуры, построении обучающего пространства, распределении времени и др. Мир школы — это система взаимосвязей, в которой материальная и духовная составляющие находятся в органичном единстве.
Состояние поликультурного пространства внутри современной школы и вокруг нее имеет важное педагогическое значение. Воспитывает вся образовательная среда.
Человеческая цивилизация на современном этапе вошла в качественно новую фазу развития, для которой характерны усиление интернационализации жизни, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества. Интеграционные процессы способствуют тому, что социальная среда подчас кардинально меняется уже при жизни одного поколения. Обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как рост миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межкультурного и межэтнического общения. Это означает, что идет сложный процесс взаимной адаптации людей, корреляция поведения личности в соответствии с традициями и привычками инонационального окружения.
Очевидно, что будущность России связана с ее полиэтничностью. В России проживают представители 147 национальностей, которые относятся к различным этнолингвистическим семьям и группам, имеют разное вероисповедание, собственную культуру, свою, нередко сложную и драматичную, историю. Все это обусловливает вовлечение представителей разных национальностей в непрерывное взаимодействие и непосредственный обмен информацией между ними. И роль образования, а в более частном случае — образовательного учреждения, в котором эти обмены начинаются еще до того, как ребенок сможет идентифицировать свою принадлежность к той или иной национальности или этносу, нельзя недооценивать.
Главной предпосылкой успешной социализации индивида сегодня является усвоение того, что человек — это высшая ценность независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, культурных предпочтений.
В науке процесс вхождения человека в культуру своего народа определяется терминами этническая социализация или инкультурация.
Под этнической социализацией понимается «воздействие менталитета этноса на человека, приобщение его к истории, культуре, родному языку, традициям своего народа, в процессе которого им осознается своя национальная принадлежность» (З.Г.Гасанов). Индивид осваивает присущие этносу миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Конечный результат этого процесса — человек, компетентный в культуре народа, в языке, ритуалах, ценностях и т.п.
В процессе этнической социализации человек усваивает нормы, установки, стереотипы, ценности своего народа, адаптируется в этнической среде, взаимодействует с другими культурами.
Помимо этого, людям, пребывающим в полиэтнической среде, свойственна большая интернациональная активность, у них больше друзей среди других национальностей, возрастает интерес к международным акциям, развиваются общительность и доброжелательность по отношению к окружающим независимо от их национальной принадлежности.
Все это в совокупности может обеспечить условия для личностного роста индивида. Члены полиэтнических обществ должны осознавать, что разнообразие культур как отражение многообразия путей человеческого развития уже само по себе ценно, так как обогащает существование человечества, предоставляет ему возможности для выбора в жизни и деятельности вариантов (многообразие внешнего облика, средств и форм общения, способа ведения хозяйства, удовлетворения творческих потребностей, видов государственного устройства и т.д.). Полиэтническому обществу присущи качества: повышенная способность к адаптации; наличие здоровой конкуренции, необходимой для динамично развивающегося общества; широкие возможности для выбора жизненного пути.
Межэтническое взаимодействие можно признать эффективным, если оно способствует успешной этнокультурной адаптации человека, что предполагает «достижение социальной и психологической интеграции с еще одной культурой без потери богатств собственной» (Т. Г. Стефаненко).
Одним из феноменов, проявляющихся в таком взаимодействии, является взаимопонимание, которое является ключевым для достижения эффективности данного процесса.
Межэтническое взаимопонимание достигается в процессе совместного, взаимного познания образа жизни, ценностей, моделей поведения и специфики общения, согласования норм-требований и ожиданий участников межэтнического взаимодействия. Межэтническое взаимопонимание позволяет добиться совместимости, т.е. такого состояния, когда между представителями разных этносов нет преобладания одного над другими, напряженности и недоверия.
Главным препятствием в успешном взаимодействии служит восприятие и оценка других культур через призму своей. Поскольку один человек субъективно воспринимает и оценивает другого в контексте своей культуры, то такие проявления, как этноцентризм, негативные этнические стереотипы и каузальная атрибуция (объяснение причин поведения и достижений индивидов их этнической принадлежностью), могут нанести существенный урон межэтническому взаимопониманию.
Ученые полагают, что функция полиэтнической образовательной среды как раз и заключается в обеспечении взаимопонимания, а значит, и эффективного взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Для этого необходимо создать условия, позволяющие детям, во-первых, постичь культурные ценности, нормы, образцы поведения своего и других народов, во-вторых, сформировать опыт позитивного межэтнического взаимодействия и, как следствие, успешно адаптироваться в среде со смешанным этническим составом населения.
Полиэтническая образовательная среда, с одной стороны, помогает становлению этнической идентификации детей, с другой — препятствует их этнокультурной изоляции, так как обеспечивает подготовку обучающихся к пониманию иной культуры, признанию и принятию этнокультурного разнообразия как данности.
Полиэтническая образовательная среда является частью образовательной среды образовательного учреждения, представляя собой совокупность условий, способствующих формированию личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иные этнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей.
Комплексный подход к формированию воспитывающей образовательной среды позволяет решать не только общие задачи создания механизма развития образования в конкретном образовательном учреждении, но и не менее значимые частные, такие как этнокультурное воспитание в условиях современной школы которой, на наш взгляд, по праву является школа № 2 с. Фёдоровка Фёдоровского района.
В нашей школе обучаются дети 9 национальностей. Мы, опираясь на культурные, духовные, национальные традиции народов, представители которых учатся у нас, постарались создать для всех поликультурную образовательную среду, способствующую становлению социально активной творческой личности.
На это направлено решение следующих приоритетных задач:
1. Формировать у учащихся представление о толерантности.
2. Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
3. Воспитывать терпимость к чужому мнению.
4. Создавать условия для возможности живого общения, формирования коммуникативных связей в образовательном учреждении, в семье, социуме.
5. Создавать условия для формирования системы нравственных ценностей на основе этнокультурных традиций у всех участников образовательного процесса.
6. Содействовать этнокультурному семейному воспитанию, восстановлению этнокультурных традиций семьи.
С целью гармонизации межэтнических отношений, создания здоровой социально-этнической и психологической атмосферы мы пытаемся вовлекать воспитанников в различные виды учебной и внеучебной деятельности.
В образовательном процессе также находит применение модульная структура национально-регионального компонента. В нашей школе преподаётся пять родных языков. Отдельные темы, отражающие этнокультурное своеобразие, интегрированы в учебные дисциплины, такие как: «Музыка» (народные песни); «Изобразительное искусство» (мотивы народных орнаментов); «Технология» (украшение костюма, резьба по дереву); «Физкультура» (народные игры, спортивные игры разных народов).
Регулярно мы проводим мероприятия, на которых дети независимо от национальности приобщаются к идеям добра и взаимной приязни, а именно: празднование памятных дат исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев; фестивали, олимпиады, выставки по этнической культуре, соревнования по национальным видам спорта и играм; фольклорные концерты, вечера и театрализованные представления; конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд; представителями различных этнических диаспор, дискуссии; экскурсии этнокультурного содержания.
В нашей школе, как мы считаем, имеются все необходимые предпосылки для создания целостной воспитательной системы, которая способствует повышению эффективности социализации школьников в условиях межкультурных и межэтнических коммуникаций.
Поколение, воспитанное на истинных ценностях, общечеловеческих и национальных, сможет отличить прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного, причём не только в произведениях искусства, но и в быту, в труде, в поведении людей.
Полиэтническая и поликультурная среда
Полиэтническая среда – это среда, в которой взаимодействуют субъекты образования, принадлежащие к разным этносам.
Основные задачи полиэтнической образовательной среды:
— ориентация на гуманистические ценности в развитии индивидуальности каждого обучающегося;
— защита прав обучающегося на образование;
— обеспечение свободы выбора образовательного пути для всех обучающихся;
— формирование у обучающегося готовности к сохранению и воспроизводству культуры — исполнению социального долга;
— раскрытие творческого потенциала субъектов образовательного процесса.
Полиэтническая образовательная среда — это специфическая форма человеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятельности людей, проживающих в едином геоисторическом пространстве, с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих человеку познавать мир и себя в мире.
Взаимное невмешательство в традиционную культуру разных народов позволяет заложить основы согласия, веротерпимость. Стремление к пониманию становится неотъемлемой чертой и направленностью развития полиэтнической образовательной среды. Множественные воздействующие факторы, оказывая комплексное влияние на качественные характеристики взаимодействия субъектов полиэтнического состава, хозяйственную деятельность, образ жизни, быт, общественные отношения, мировоззрение, культуру, предопределяют развитие нового самосознания — самосознания человека мира.
Отметим важное, на наш взгляд, качество полиэтнической образовательной среды — соединение мира и культуры. Культура предполагает интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в собственных поступках. Именно феномен человеколюбия выступает наиболее яркой, жизненной манифестацией общечеловеческой культуры в мире.
Особую значимость в полиэтнической образовательной среде приобретает «язык-сохраняюшая» функция гуманитарной образовательной среды, «ориентированная на реализацию важнейшей функции языка — быть средством организации представлений о мире и его понимания».
В полиэтнической образовательной среде должны реализовываться специфические функции.
В качестве специфических выделены следующие функции полиэтнической образовательной среды:
— предупреждение культурной депривации со стороны какого-либо одного этноса как преодоление отчуждения от родного языка и отчуждения в межэтнических отношениях;
— этнокультурное самосохранение этнических групп как взаимодействие на основе сотрудничества, взаимообогащения, поддержки, обеспечивающих предупреждение ассимиляции отдельных групп малочисленных народов;
— поддержание динамического стереотипа, обусловливающего установление сбалансированного отношения между человеком и средой, основанном на ощущении защищенности.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 6228 ; Мы поможем в написании вашей работы!