Что такое поликультурная образовательная среда

Поликультурная образовательная среда ДОУ

Что такое поликультурная образовательная среда. Смотреть фото Что такое поликультурная образовательная среда. Смотреть картинку Что такое поликультурная образовательная среда. Картинка про Что такое поликультурная образовательная среда. Фото Что такое поликультурная образовательная среда Галина Георгиевна Королева
Поликультурная образовательная среда ДОУ

Важнейшими принципами государственной политики в области образования являются: возрождение и развитие национальных языков, культур, духовно-нравственных, этнических ценностей народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В нашем детском саду хакасский язык преподается уже более 25 лет, эта работа велась по программе Боргояковой А,Е, и Сагалаковой Е. М., а теперь используется новая программа «Иркежек», разработанная на базе ХРИПК и ПРО группой авторов,одним из которых является воспитатель нашего детского сада Майнагашева И. Г. Параллельно нами осуществляется программа по национально-региональному компоненту «Хакасия – земля родная!»разработанная авторским коллективом: Асочаковой Л. В., Климовой Л. Д., Петелиной В. К. и другими, цель этой программы – помочь педагогам в ознакомлении детей дошкольного возраста с культурой хакасского народа, создание условий для развития личности ребенка а процессе взаимодействия с различными объектами окружающей его национальной культурой и материальной средой в ее многообразии. (3. пояснительная записка). Кадры у нас расставлены так, что в каждой группе хотя бы один воспитатель владеет хакасским языком, и в ходе режимных моментов или непосредственно-образовательной деятельности может общаться с детьми на родном языке.

Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре в своей работе тоже применяют национально-региональный компонент, это и слушание музыки, разучивание песен, инсценировки сказок, народные игры.

В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к поликультурной среде ребенка,формирующие у детей представления о человеке в истории и культуре:

1. Имеются подборки книг и открыток, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов.

2. Имеется уголок краеведения («изба», комната быта и прочее).

3. Имеются образцы народного быта

4. Имеются образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых).

5. Имеется художественная литература (сказки и легенды народов.)

6. Имеется атрибуты для народных и сюжетно-ролевых игр.

7. Имеется богатый материал для рукоделия.

Наш детский сад так же поддерживает связь с музеем и библиотекой.

Не смотря на все усилия

Педагогов детских садов и школ, хакасов владеющих родным языком становится все меньше. В. Я. Бутанаев писал «Хакасы к началу 20 века полностью (свыше 95%) сохранили свой язык. Однако в конце этого века, к 1989г., родным языком владело уже 76% (правда среди сельских жителей процент владеющих доходит до 84,5%»(4. стр. 12)

В наше время эти цифры намного меньше. Если взять детские сады с. Аскиз то в группах владеющих родным языком по 3-4 ребенка. Поэтому нами проводится большая работа с родителями о важности обучения детей родному языку. Нужно разговаривать с детьми на родном языке, в противном случае., ребенок на занятиях воспринимает его как иностранный язык, а ведь это язык его предков. Нельзя научить ребенка говорить на родном языке. Следовать национальным традициям, если этого нет в его родной семье.

Совместно с родителями мы проводим проекты такие как: «Моя семья-мой род.», «хакасские народные игры», «Хакасская кухня». В ходе реализации проектов родители совместно с детьми изготовили альбомы «Моя семья», составляли генеалогическое древо, рисовали герб семьи, знакомили всех с легендами своего рода, составляли меню.

После проведения проектов родные детей говорили нам спасибо. Они стали ближе друг к другу, осознали ценность родства. Очень важно чтобы родители, как часть образовательного пространства своего ребенка, осознавали необходимость изучения детьми родного языка. Ведь только посредством семейной, народной педагогики легче приобщить детей к национальной культуре, к заветам их предков, и тем самым вызывать у воспитуемых интерес к родному языку, и т, что главное, воспринимать его как духовную необходимость. Тогда родной язык станет родным, а точнее материнским.

1. Шишлянникова Ж. П. Поиск№4.-Абакан: Министерство образования и науки Республики Хакасия, 2004.-80с.

2. Асмарина О. Ю. Народная педагогика и современные проблемы воспитания и образования. Абакан, Министерство образования и науки Республики Хакасия, 1993.-142с.

3. Асочакова Л. В., Климова В. Д. и др. Программа по национально-региональному компоненту «Хакасия-земля родная»

Что такое поликультурная образовательная среда. Смотреть фото Что такое поликультурная образовательная среда. Смотреть картинку Что такое поликультурная образовательная среда. Картинка про Что такое поликультурная образовательная среда. Фото Что такое поликультурная образовательная средаОбразовательная среда по ПДД С каждым годом увеличивается количество автомобилей на дорогах города, что создаёт опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Информационно-образовательная среда в ДОУ Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной.

Что такое поликультурная образовательная среда. Смотреть фото Что такое поликультурная образовательная среда. Смотреть картинку Что такое поликультурная образовательная среда. Картинка про Что такое поликультурная образовательная среда. Фото Что такое поликультурная образовательная средаЛучшая образовательная среда Здравствуйте уважаемые коллеги, друзья! Пересматривая, фотографии из своего архива, решила, что сегодня я расскажу и поделюсь с вам своей.

Что такое поликультурная образовательная среда. Смотреть фото Что такое поликультурная образовательная среда. Смотреть картинку Что такое поликультурная образовательная среда. Картинка про Что такое поликультурная образовательная среда. Фото Что такое поликультурная образовательная средаОбразовательная среда. Уголки в детском саду Развивающая среда это необходимый фактор для развития ребёнка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда тем интересней и познавательней.

Что такое поликультурная образовательная среда. Смотреть фото Что такое поликультурная образовательная среда. Смотреть картинку Что такое поликультурная образовательная среда. Картинка про Что такое поликультурная образовательная среда. Фото Что такое поликультурная образовательная средаОбразовательная среда Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного.

Что такое поликультурная образовательная среда. Смотреть фото Что такое поликультурная образовательная среда. Смотреть картинку Что такое поликультурная образовательная среда. Картинка про Что такое поликультурная образовательная среда. Фото Что такое поликультурная образовательная средаОбразовательная среда Образовательная среда очень важна в развитии индивидуальных способностей детей. Все дети разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный.

Что такое поликультурная образовательная среда. Смотреть фото Что такое поликультурная образовательная среда. Смотреть картинку Что такое поликультурная образовательная среда. Картинка про Что такое поликультурная образовательная среда. Фото Что такое поликультурная образовательная средаОбразовательная среда группы (фотоотчет) При организации образовательной среды придерживались требований, сформулированных С. Л. Новоселовой, Л. С. Выготским, Н. Н. Подьяковым.

Что такое поликультурная образовательная среда. Смотреть фото Что такое поликультурная образовательная среда. Смотреть картинку Что такое поликультурная образовательная среда. Картинка про Что такое поликультурная образовательная среда. Фото Что такое поликультурная образовательная средаОбразовательная среда ко Дню космонавтики Образовательная среда ко Дню Космонавтики. МЫ ПОСТРОИЛИ РАКЕТУ УЛЕТАЕМ В НЕЙ СЕЙЧАС ПУСТЬ ВЫСОКО И ДАЛЕКО УНЕСЕТ РАКЕТА НАС! Одна из самых.

Что такое поликультурная образовательная среда. Смотреть фото Что такое поликультурная образовательная среда. Смотреть картинку Что такое поликультурная образовательная среда. Картинка про Что такое поликультурная образовательная среда. Фото Что такое поликультурная образовательная средаОбразовательная среда средней группы Модель развивающей среды МБДОУ «Детский сад» №47 Средняя группа №4 Город Нижний Новгород Воспитатель Табунова Елена НиколаевнаОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

Что такое поликультурная образовательная среда. Смотреть фото Что такое поликультурная образовательная среда. Смотреть картинку Что такое поликультурная образовательная среда. Картинка про Что такое поликультурная образовательная среда. Фото Что такое поликультурная образовательная средаРазвивающая образовательная среда Уголок по правилам дорожного движения. Он представляет собой макет перекрестка, дорогу, сфетофор. Уголок по нравственной патриотическому.

Источник

Статья : «СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлен анализ по проблеме изучения понятия поликультурная среда в дошкольных образовательных организациях, анализируется роль поликультурной среды для детей дошкольного возраста. Рассмотрены основные понятия поликультурной среды, поликультурной образовательной среды и организация работы в дошкольной организации в поликультурной среде.

Ключевые слова: среда, поликультурная среда, поликультурная образовательная среда, дошкольные организации, поликультурная образовательная среда в ДОО.

Annotation. The article presents a study on the problem of studying the concept of «multicultural environment» in preschool educational institutions, analyzed the role of multicultural environment in the development of bilingual communication of children of preschool age. The basic concepts of a multicultural environment, a multicultural educational environment and the organization of work in a preschool institution on a multicultural environment are considered.

Keywords: environment, multicultural environment, education multicultural educational environment.

1. Богданова А.И. Поликультурная образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1. С. 113-115.

2. Буттаева А.М., Специфика духовного бытия человека в условиях бар поликультурной среды [Текст]: трос автореф. дис. на соиск. учен. канд. философ. наук / А.М. Буттаева, 09.00.11. Махачкала, 2003, 162 с.

4. Суровцова Е.И. Поликультурная образовательная среда как феномен современной духовной жизни общества [Текст] / Е.И. Суровцова / Педагогическое образование в России, 2014, № 7, с. 162- 164.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / под общ. ред. код Л.И. Скворцова. М.: Оникс: Мир и образование, 2007. с. 640

6. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. / И.П. слава Подласый, слава М.: ВЛАДОСпресс, 2004, с. 365.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

9. Gordon, Milton M. Assimilation in American Life: The Role of Race, Religion, and National Origins. 1964.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Проектирование и содержание поликультурного образования

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МБОУСОШ № 2 с. Фёдоровка Фёдоровского района РБ

Проектирование и содержание поликультурного образования.

Перемены в жизни общества, изме­нение экономических и идеологиче­ских ориентиров оказывают неизбеж­ное влияние на самосознание людей.

Сохранение и обогащение нравст­венного и социального идеалов тесно связано с историческим и культурным самосознанием народа. Возрождение национального самосознания опреде­ляется не желанием и интересами политиков, а теми событиями, которые характеризуют реальную обстановку в обществе.

Если у субъекта не сложилось соб­ственное мнение по проблеме межнационального взаимодействия, отсутст­вует представление о том, как следует вести себя по отношению к людям дру­гой национальности, нет позитивных примеров межнационального обще­ния, а также понимания необходимости «мирного сосуществования», то он легко заполняет «образ врага» предлагаемыми кандидатура­ми в виде целых наций и народов.

Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказы­вают огромное влияние на формирование личности подрастающего поколе­ния.

Известно, что лучшие образователь­ные учреждения мира имеют свою духовную среду, которая находит отраже­ние в этике взаимодействий, традициях, знаковых символах, особенностях архи­тектуры, построении обучающего про­странства, распределении времени и др. Мир школы — это система взаимосвя­зей, в которой материальная и духовная составляющие находятся в органичном единстве.

Состояние поликультурного простран­ства внутри современной школы и вокруг нее имеет важное педагогическое значе­ние. Воспитывает вся образовательная среда.

Человеческая цивилизация на совре­менном этапе вошла в качественно новую фазу развития, для которой характерны усиление интернационализации жизни, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудниче­ства. Интеграционные процессы способ­ствуют тому, что социальная среда под­час кардинально меняется уже при жизни одного поколения. Обособ­ленное существование народов и культур становится невозможным, так как рост миграционных и демографических про­цессов, увеличение числа этнически сме­шанных семей, образование многонаци­ональных коллективов в социальных ин­ститутах значительно расширяют рамки межкультурного и межэтнического обще­ния. Это означает, что идет сложный про­цесс взаимной адаптации людей, корре­ляция поведения личности в соответ­ствии с традициями и привычками ино­национального окружения.

Очевидно, что будущность России связана с ее полиэтничностью. В России проживают представители 147 нацио­нальностей, которые относятся к различ­ным этнолингвистическим семьям и группам, имеют разное вероисповедание, собственную культуру, свою, нередко сложную и драматичную, историю. Все это обусловливает вовлечение представи­телей разных национальностей в непре­рывное взаимодействие и непосредствен­ный обмен информацией между ними. И роль образования, а в более частном слу­чае — образовательного учреждения, в котором эти обмены начинаются еще до того, как ребенок сможет идентифициро­вать свою принадлежность к той или иной национальности или этносу, нельзя недооценивать.

Главной предпосылкой успешной социали­зации индивида сегодня является усвое­ние того, что человек — это высшая цен­ность независимо от национальной при­надлежности, вероисповедания, куль­турных предпочтений.

В науке процесс вхождения человека в культуру своего народа определяется тер­минами этническая социализация или ин­культурация.

Под этнической социализацией по­нимается «воздействие менталитета этноса на человека, приобщение его к ис­тории, культуре, родному языку, тради­циям своего народа, в процессе которо­го им осознается своя национальная принадлежность» (З.Г.Гасанов). Инди­вид осваивает присущие этносу миропо­нимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоцио­нальное и поведенческое сходство с чле­нами данной культуры и отличие от чле­нов других культур. Конечный результат этого процесса — человек, компетент­ный в культуре народа, в языке, ритуа­лах, ценностях и т.п.

В процессе этнической социализации человек усваивает нормы, установки, сте­реотипы, ценности своего народа, адап­тируется в этнической среде, взаимодей­ствует с другими культурами.

Помимо этого, людям, пребывающим в полиэтнической среде, свойственна большая интернациональная активность, у них больше друзей среди других нацио­нальностей, возрастает интерес к между­народным акциям, развиваются общи­тельность и доброжелательность по отно­шению к окружающим независимо от их национальной принадлежности.

Все это в совокупности может обеспе­чить условия для личностного роста ин­дивида. Члены полиэтнических обществ должны осознавать, что разнообразие культур как отражение многообразия пу­тей человеческого развития уже само по себе ценно, так как обогащает существо­вание человечества, предоставляет ему возможности для выбора в жизни и деятельности вариантов (многообразие внешнего облика, средств и форм обще­ния, способа ведения хозяйства, удовлет­ворения творческих потребностей, видов государственного устройства и т.д.). По­лиэтническому обществу присущи каче­ства: повышенная способность к адапта­ции; наличие здоровой конкуренции, не­обходимой для динамично развивающего­ся общества; широкие возможности для выбора жизненного пути.

Межэтническое взаимодействие можно признать эффективным, если оно способствует успешной этнокультурной адаптации человека, что предполагает «достижение социальной и психологической интеграции с еще одной культу­рой без потери богатств собственной» (Т. Г. Стефаненко).

Одним из феноменов, проявляющихся в таком взаимодействии, является взаимо­понимание, которое яв­ляется ключевым для достижения эффек­тивности данного процесса.

Межэтническое взаимопонимание дос­тигается в процессе совместного, взаим­ного познания образа жизни, ценностей, моделей поведения и специфики обще­ния, согласования норм-требований и ожиданий участников межэтнического взаимодействия. Межэтническое взаимо­понимание позволяет добиться совмести­мости, т.е. такого состояния, когда между представителями разных этносов нет преобладания одного над другими, напря­женности и недоверия.

Главным препятствием в успешном взаимодей­ствии служит восприятие и оценка других культур через призму своей. Поскольку один человек субъективно воспринимает и оценивает другого в контексте своей культуры, то такие проявления, как этно­центризм, негативные этнические стерео­типы и каузальная атрибуция (объяснение причин поведения и достижений индиви­дов их этнической принадлежностью), могут нанести существенный урон межэтническому взаимопониманию.

Ученые полагают, что функция поли­этнической образовательной среды как раз и заключается в обеспечении взаимо­понимания, а значит, и эффективного вза­имодействия между субъектами образова­тельного процесса. Для этого необходимо создать условия, позволяющие детям, во-первых, постичь культурные ценности, нормы, образцы поведения своего и дру­гих народов, во-вторых, сформировать опыт позитивного межэтнического взаимодействия и, как следствие, успешно адаптироваться в среде со смешанным эт­ническим составом населения.

Полиэтническая образовательная сре­да, с одной стороны, помогает становле­нию этнической идентификации детей, с другой — препятствует их этнокультурной изоляции, так как обеспечивает подготов­ку обучающихся к пониманию иной куль­туры, признанию и принятию этнокуль­турного разнообразия как данности.

Полиэтническая образовательная среда является частью образовательной среды образовательного учреждения, представ­ляя собой совокупность условий, способ­ствующих формированию личности, гото­вой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважаю­щей иные этнические общности, умею­щей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей.

Комплексный подход к форми­рованию воспитывающей образователь­ной среды позволяет решать не только общие задачи создания механизма разви­тия образования в конкретном образова­тельном учреждении, но и не менее значимые частные, такие как этнокультурное воспитание в условиях современной школы которой, на наш взгляд, по праву яв­ляется школа № 2 с. Фёдоровка Фёдоровского района.

В нашей школе обучаются дети 9 национальностей. Мы, опираясь на куль­турные, духовные, национальные тради­ции народов, представители которых учатся у нас, постарались создать для всех поликультурную образовательную среду, способствующую становлению социально активной творческой личности.

На это направлено решение следующих приоритетных задач:

1. Формировать у учащихся представ­ление о толерантности.

2. Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения об­суждаемых проблем.

3. Воспитывать терпимость к чужому мнению.

4. Создавать условия для возможности живого общения, формирования коммуникативных связей в образовательном учреждении, в семье, социуме.

5. Создавать условия для формирова­ния системы нравственных ценностей на основе этнокультурных традиций у всех участников образовательного процесса.

6. Содействовать этнокультурному се­мейному воспитанию, восстановлению этнокультурных традиций семьи.

С целью гармонизации межэтнических отношений, создания здоровой социаль­но-этнической и психологической атмо­сферы мы пытаемся вовлекать воспитан­ников в различные виды учебной и внеучебной деятельности.

В образовательном процессе также на­ходит применение модульная структура национально-регионального компонента. В нашей школе преподаётся пять родных языков. Отдельные темы, отражающие этнокуль­турное своеобразие, интегрированы в учеб­ные дисциплины, такие как: «Музыка» (народные песни); «Изобразительное искусство» (мотивы народных орнаментов); «Технология» (украшение костюма, резьба по дереву); «Физкультура» (народные игры, спортивные игры разных народов).

Регулярно мы проводим мероприятия, на которых дети независимо от националь­ности приобщаются к идеям добра и вза­имной приязни, а именно: празднование памятных дат исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев; фе­стивали, олимпиады, выставки по этни­ческой культуре, соревнования по наци­ональным видам спорта и играм; фольк­лорные концерты, вечера и театрализо­ванные представления; конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд; представителями различных этнических диаспор, дискуссии; экскурсии этнокуль­турного содержания.

В нашей школе, как мы считаем, имеются все необходимые пред­посылки для создания целостной воспи­тательной системы, которая спо­собствует повышению эффективнос­ти социализации школьников в услови­ях межкультурных и межэтнических коммуникаций.

Поколение, воспитанное на истинных ценностях, общечеловеческих и национальных, сможет отличить прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного, причём не только в произведениях искусства, но и в быту, в труде, в поведении людей.

Источник

Полиэтническая и поликультурная среда

Полиэтническая среда – это среда, в которой взаимодействуют субъекты образования, принадлежащие к разным этносам.

Основные задачи полиэтнической образовательной среды:

— ориентация на гуманистические ценности в развитии индивидуальности каждого обучающегося;

— защита прав обучающегося на образование;

— обеспечение свободы выбора образовательного пути для всех обучающихся;

— формирование у обучающегося готовности к сохранению и воспроизводству культуры — исполнению социального долга;

— раскрытие творческого потенциала субъектов образовательного процесса.

Полиэтническая образовательная среда — это специфическая форма человеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятельности людей, проживающих в едином геоисторическом пространстве, с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих человеку познавать мир и себя в мире.

Взаимное невмешательство в традиционную культуру разных народов позволяет заложить основы согласия, веротерпимость. Стремление к пониманию становится неотъемлемой чертой и направленностью развития полиэтнической образовательной среды. Множественные воздействующие факторы, оказывая комплексное влияние на качественные характеристики взаимодействия субъектов полиэтнического состава, хозяйственную деятельность, образ жизни, быт, общественные отношения, мировоззрение, культуру, предопределяют развитие нового самосознания — самосознания человека мира.

Отметим важное, на наш взгляд, качество полиэтнической образовательной среды — соединение мира и культуры. Культура предполагает интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в собственных поступках. Именно феномен человеколюбия выступает наиболее яркой, жизненной манифестацией общечеловеческой культуры в мире.

Особую значимость в полиэтнической образовательной среде приобретает «язык-сохраняюшая» функция гуманитарной образовательной среды, «ориентированная на реализацию важнейшей функции языка — быть средством организации представлений о мире и его понимания».

В полиэтнической образовательной среде должны реализовываться специфические функции.

В качестве специфических выделены следующие функции полиэтнической образовательной среды:

— предупреждение культурной депривации со стороны какого-либо одного этноса как преодоление отчуждения от родного языка и отчуждения в межэтнических отношениях;

— этнокультурное самосохранение этнических групп как взаимодействие на основе сотрудничества, взаимообогащения, поддержки, обеспечивающих предупреждение ассимиляции отдельных групп малочисленных народов;

— поддержание динамического стереотипа, обусловливающего установление сбалансированного отношения между человеком и средой, основанном на ощущении защищенности.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 6228 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *