Что такое поликультурная среда школы
Статья на тему «Поликультурная образовательная среда»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Мы – школа,
Говоря о традициях, особенностях нашей школы, об опыте социального взаимодействия,
мы делаем акцент на том, что наше учебное заведение открыто для дружбы, сотрудничества со всеми,
кто разделяет наши идеи, основанные на развитии личности ученика, расширении области его интересов, возможности их реализовать.
Наше село многонационально, здесь проживают русские, башкиры, татары, марийцы, белорусы. Появились беженцы с Украины.
Все мы знаем, что поликультурная образовательная среда призвана помогать учитывать особенности учащихся, принимать во внимание их культурную самобытность, способствовать более успешной адаптации учащихся к инокультурным условиям посредством образования.
То есть все школьники, независимо от этнического происхождения, религиозных, языковых, образовательных и других культурологических характеристик, должны иметь равные возможности получать полноценное образование и воспитание, уважение и внимание, а также социальное развитие в соответствии со своими потребностями.
Но если образование и воспитание зависит от педагога, его компетентности, то уважение и внимание – это важнейшие составляющие достойных и комфортных отношений не только между учителем и ребенком, но и между детьми. Уникальность каждой культурной группы в школе принимает педагог, но, к сожалению, не всегда к иной национальной культуре с пониманием и уважением относятся дети (и их родители).
Противостоять предубеждениям, предвзятости помогает поликультурное воспитание.
Конечно, в различных учебных дисциплинах присутствует поликультурный компонент. Но хочется отметить, что внеклассные мероприятия создают особые условия и возможности по формированию поликультурного мировоззрения учащихся, т.к. приобщают учащихся к толерантности и поликультурному воспитанию ненавязчиво, ребенок сам проявляет активность, участвует, и готовится к мероприятию, испытывает духовное наслаждение от активного или пассивного участия. Ребенок переживает, остро ощущает все происходящее.
Разрешите поделиться опытом работы в области поликультурного воспитания детей во внеурочной деятельности в нашей школе, основные задачи которой
— формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
— осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;
— воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
— развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Одним из проектов в рамках данного направления стал видеоролик «Школа открытая Миру», представленного на Азиатско-Европейском форуме «Продвижение межкультурного общения и улучшения образовательной интеграции» в Китае в 2014 году.
Глазами детей из России делегаты из стран Европы и Азии увидели русскую глубинку с её колоритом и традициями с одной стороны и уверенным движением вперёд – с другой. Мы не только поделились своим опытом в воспитании поликультурной личности, но и познакомились с методическими подходами в решении вопросов межкультурного образования и успешными практиками других государств.
Мы понимаем, что п оликультурное воспитание – это процесс поэтапный. Прежде чем признать «другого», ребёнку необходимо познать характерные особенности его культуры.
Т
ак появился проект «Вокруг света без секретов», направленный на знакомство с культурами государств, чей национальный язык является одним из официальных языков ЮНЕСКО. Перед ребятами стояла сложная задача – познакомиться с культурой этих государств и представить гостям фестиваля самые интересные находки из истории, науки, национальных достопримечательностей. Свои работы учащиеся представили в виде экскурсионной программы.
Фестиваль объединил представителей всех школ Белоярского городского округа, городов Заречный, Ревда, Екатеринбург, делегацию из республики Башкортостан. Гости фестиваля были не просто зрителями, а активными участниками, представив на гала-концерт свои творческие номера, отражающие культуру разных стран.
Наш фестиваль стал своеобразным диалогом культур и религий, который ведёт к гармоничному, толерантному, мирному обществу.
Мы должны и готовы помочь подрастающему поколению из разных областей и регионов открыть свои сердца друг другу, расширить их кругозор, развить способность к установлению большего взаимопонимания между ними.
Фестиваль продолжает жить. В 2016 году наша школа вошла во Всероссийский сетевой образовательный проект «Я – гражданин Мира». Ребята оформляют свои материалы в слайдовые презентации, видеоролики и другие электронные материалы. Создают тематические интерактивные игры. Завершающим этапом нашего проекта в этом году станет виртуальная экскурсия-викторина. Участникам фестиваля необходимо будет внимательно изучить все материалы, чтобы найти ответы на все вопросы викторины. Таким образом, включается элемент игры, соперничества с одной стороны и сотрудничества (так как игра командная) – с другой. Игра несёт в себе большой потенциал для удовлетворения интересов, приобретения новых знаний, опыта самостоятельности и взаимодействия. Заключением нашей виртуальной экскурсии-викторины вновь станет концертная программа. Приглашаем всех желающих в наше путешествие «Вокруг света без секретов». Надеемся, у нас появятся новые интересные друзья.
Такие внешкольные мероприятия обладают большими воспитательными возможностями, так как учащиеся открыто воспринимают данные виды деятельности, испытывают наслаждение, переживают и надолго запоминают.
Шаг за шагом мы двигаемся к нашей цели – поликультурному воспитанию личности. От познания к признанию, заинтересованности и взаимодействию.
В этом году мы стали участниками акции по обмену новогодними открытками между клубами ЮНЕСКО России и клубами ЮНЕСКО Непала. Учащиеся нашей школы сделали новогодние поздравительные открытки для ребят из далекого государства Непал. В январе мы ждём ответ со стороны представителей клубного движения Непала.
Наши ученики готовы не только к виртуальному взаимодействию, но и к открытому диалогу. Нередкими становятся встречи с гостями из Австралии, Соединенных штатов Америки, Индии, Кипра.
Самые популярные вопросы наших ребят в беседе с иностранными гостями касаются образования и традиций.
А наша обязательная и любимая церемония на таких встречах – знакомство с русскими народными обрядами.
Наше сотрудничество основывается на солидарности и взаимной поддержке. Мы считаем, что так возникает подлинное партнёрство, которое отвечает интересам всех.
Поликультурная образовательная среда как основа формирования межэтнических отношений учащихся
Анастасия Ткаченко
Поликультурная образовательная среда как основа формирования межэтнических отношений учащихся
Одни из главных механизмов преодоления негативных процессов в жизни общества является формирования культуры межэтнических отношений в обществе в системе образования. Ведь именно в период обучения в школе формируются основы мировоззрения и миропонимания личности и происходит поликультурное развитие ребенка. Таким образом, целью школы является не только обеспечение общего образования, но и приобщение учащихся к родному языку, этнокультуре, истории, воспитание культурных межнациональных отношений у учащихся,
Межэтнические отношения – это хрупкий и деликатный материал. Соседство различных культур, традиций не только интересно, но и очень ответственно. Здесь важны согласованность и такт, высокий профессионализм, бережное и терпеливое отношение к людям различных национальностей, к их истории, культуре, обычаям. духовных ценностей.
Как отмечают многие ученые, что культура межэтнического общения закладывается не на генетическом уровне, а она социальном и должна быть воспитана. Если воспитывать с детства, учитывать сензитивные периоды, доброту, честность, умственные способности, трудолюбие, то нужно рассматривать культуру межэтнического общения как составляющую нравственности и формировать ее как базис личностной культуры. Исследования социологов показывают, что национальный фактор становится чувствительным для детей, начиная с младшего школьного возраста. У ребенка начинают появляться вопросы на счет его внешности, речи и поведения. В данный период начинают развиваться основы национального самосознания
В современной педагогике говорится, что в настоящее время уделяется большое внимание формированию культуры межэтнических отношений у учащихся, таким образом, необходима межэтническая толерантность- это принятие внутренней установки личности относительно ценностей, готовность к межэтническим контактам, культурных особенностей других народов. Межэтническая толерантность считается доминантой культуры межэтнических отношений. Формировать ее как направленность личности необходимо в образовательном процессе, создавая все необходимы условия для конструктивного взаимодействия с другими представителями различных наций.
Наблюдение за развитием у детей начальной школы межэтнических отношений,проводится в процессе разных видов деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, бытовой. Ведутся записи наблюдений за учащимися, записываются конкретные факты детских проявлений, после составляется план работы по развитию межэтнических отношений у учащихся.
Целенаправленные наблюдения за школьниками дают эффективные результаты,позволяющие показать общую картину: прививаются ли общекультурные и традиции народов в повседневной деятельности учащихся, интересуются ли школьники историей происхождения различных традиций, знают ли учащиеся такие понятия как межэтническая толерантность и поликультурность.
Именно поэтому очень важно, чтобы школа не только давала ребенку знания для успешной будущий жизни и карьерного роста, но также воспитывала школьников как личность, прививала любовь и уважение к семье, и учила любить своё Отечество и заботиться о его благополучии.
Главная цель поликультурного образования заключается в развитии у учащихся уважении к уникальности культуры разных народов, чувствительности к этническим различиям, терпимости к разным поведениям, готовности реагировать на изменения, а также гибкости в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с людими разных национальностей.
Содержание поликультурного образования должно отражаться на идеи гуманизма, демонстрировать то общее, которое позволит людям жить в мире, понимать взаимозависимости народов в современных условиях. Кроме этого, поликультурное образование о выступает в виде условия развития межэтнической толерантности личности, как условие сохранения разнообразия культур, религий, этносов, непохожесть, исторического права на отличие, знаковость этносов и народов.
Межэтнические отношения должны понимается учениками не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам, но и как принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его культуры очень разные. При этом каждая культура уникальна и неповторима. Школьники должны понимать, что только признание межэтнического и религиозного многообразия, понимать и уважать особенности культуры, присущих представителям других наций и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию межэтнической атмосферы жизни нашей страны.
Важную роль овладениями педагогическими навыками, знаниями играет учитель. Если между родителями и классным руководителем существует взаимопонимание, учитель может попросить родителей рассказать о результатах своих наблюдений за своими детьми, обеспечивая этим единство требований школы, классного коллектива и семьи. Поэтому именно такое взаимопонимание должно устанавливаться в работе учителя с родителями при развитии межэтнических отношений у школьников.
Ведь именно семья играет главную роль в развитии межэтнических отношений личности и личный пример родителей является важнейшим методом развития межэтнических отношений, то совместная работа учителя и родителей помогает добиться наилучших результатов в формировании нравственных качеств учащихся, в формировании межэтнических отношений личности, в увеличении знаний школьников о культуре своего народа и культуре других наций, а также, повышения уровня воспитанности учащихся, через включение школьника в какую-нибудь деятельность, направленного характера.
В формировании культуры межэтнических отношений является на сегодня одной из важных и главных задач в воспитании полноценной личности ребенка. В современных социальных, политических и культурных условиях люди очень мало стали интересоваться культурой и жизнедеятельностью людей других наций. Взаимоотношения разных национальностей и также стран мира, уже сложившиеся в человеческом сообществе эти социальные ситуации, оказывают важное воздействие на принятие общечеловеческих ценностей людьми и развитии культурных норм поведения. В условиях современного мира этот аспект не находит довольно достаточного развития и остается нереализованным. Главной составляющей частью культуры межэтнических отношенийявляется соблюдение всех нравственных требований: уважения, такта, доброжелательного отношения к представителям разных культур. Бестактность, грубость, равнодушие, пренебрежение теми или иными традициями разных наций и нравами приносят вред и тем, к кому они направлены, и, не в меньшей степени, тем, кто их проявил. Ведь именно видеть в другом человеке человека, в другом народе народ, в другом государстве государство со всеми положительными и отрицательными сторонами, любить и уважать других, тем самым, увеличивая любовью уважение к себе — вот основы гуманистической культуры межэтнических отношений.
Таким образом, главную роль в изменении будущего общества отводится классному руководителю. На учителя возлагаются огромные надежды в формировании личности учащихся. Он должен как можно быстрее выработать у школьников умение объединяться, учитывая все разнообразие мира, в котором мы живем. также нужно научиться работать и общаться с теми, кто совсем другой и не похож на отдельную личность, что необходимо для того, чтобы научиться жить в многоликом мире. Усвоение знаний межэтнической культуры разных народов, являться результативным средством формирования межэтнических отношений у учащихся. Способность, принимать людей другой нации и взаимодействовать с ними это и есть еще одно из качеств, определяющих выживание человека в современном мире.
Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: Монография / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. — М. — Ростов н/Д, 2004. — 576 с.
Селюкова, Е. А., Фокина, М. Н. Межэтнические отношения учащихся школы
Формирование толерантной личности в полиэтничеcкой образовательной среде. Учебное пособие / Под ред. В. Н. Гурова, Москва 2004.
Игры для формирования дружеских отношений Цели: Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толерантности; Развитие дружеских отношений; Формирование бережного и позитивного.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по реабилитации несовершеннолетних «Мир социальных отношений» Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по реабилитации несовершеннолетних. «Мир социальных отношений» Составитель :.
Духовно-нравственное воспитание в семье через чтение, как основа формирования личности Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности.
Образовательная среда ДОУ как фактор формирования компетенций здоровьесберегающего поведения дошкольников Авторы: Позднякова Я. Ю. заведующий,ГБДОУ 103 Фрунзенского района СПб Хороших В. В. руководитель ОЭР, ГБДОУ 103 Фрунзенского района СПб Буторина.
Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования,.
Педагогический опыт «Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников» Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников. Актуальность и перспективность опыта. В настоящее.
Развитие творческого потенциала учащихся посредством формирования навыков плетения кос. Развитие творческого потенциала учащихся посредством формирования навыков плетения кос Введение История парикмахерского искусства насчитывает.
Выступление на педсовете «Системный подход к здоровью — основа формирования всесторонне развитой личности» «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.
Электронная презентация как средство формирования информационной компетенции учащихся на занятиях по экономике В современном мире мало кто не знает, что такое электронная презентация. В общепринятом понимании «электронная презентация-это демонстрационные.
Школа как поликультурная среда. Технологии формирования основ толерантного сознания личности.
В данной ситуации школу можно рассматривать как общественный ресурс, направленный на формирование поликультурного взаимодействия участников образовательного процесса, на воспитание социально активных молодых граждан, адаптированных к современным условиям жизни в поликультурной среде.
В поликультурной ситуации образовательного процесса взаимодействие оказывается значимым в двух аспектах – как содействие образованию детей, имеющих культурные особенности, и как равное партнерское их взаимодействие. Такой диалог определен как диалог культур (М. Бубер). В ситуации классного общения он может рассматриваться как взаимообогащение ценностями разных культур в образовательном пространстве.
Организация поликультурной образовательной среды в этом случае может быть рассмотрена с двух позиций: среда школы как учреждения образования и среда ученика как субъекта деятельности в школе. В нашем исследовании поликультурная образовательная среда школы рассматривается как организация взаимодействия субъектов образовательного процесса. В этом процессе мы выделяем следующие компоненты:
1. Мотивационно-ценностный компонент предполагает формирование ценностей межкультурного взаимодействия, стремления старшеклассников к изучению культуры других народностей, чувства ответственности перед своим государством и его культурой, принятие межкультурных отношений как общественной ценности.
2. Эмоционально-чувственный компонент предполагает развитие интеллектуальных, эстетических и нравственных чувств, которые способствуют формированию положительных эмоций к другим культурам.
3. Когнитивный компонент включает в себя систему компетенций школьников в системе норм социального и личностного взаимодействия, культурных ценностей, разных языков, применения знаний в практических ситуациях общения и т.д.
4. Личностный компонент предполагает формирование таких значимых качеств личности, готовой к межкультурному взаимодействию, как толерантность, патриотизм, высокая гражданская ответственность и социальная активность и др.
5. Поведенческий компонент предусматривает создание условий для активной деятельности старшеклассников в сфере межкультурных отношений, приобретения коммуникативного опыта, совершения поступков в рамках межкультурного взаимодействия и др.
В основе исследования лежит осознание того факта, что социум находится в состоянии непрерывного изменения, а значит необходимости возможно более полной самореализации личности, достигаемой на основе самоидентификации, самоопределения в поликультурной среде.
30. Понятие «образовательная среда», типология и структура образовательной среды. Психологическая безопасность образовательной среды.
По мнению В.А. Ясвина, среда образования – это система влияний и условий формирования личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
1. Догматическая среда
Личность ребенка, воспитывающегося в догматической среде, по мнению автора, характеризуется прежде всего высокой степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешенность и апатию. Если же в такой среде оказывается уже сложившаяся сильная личность, то она, как правило, ожесточается в своем стремлении устоять против чужой воли, в частности, направляя свою энергию на какую-либо трудовую деятельность.
В идейной среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.
Именно идейная среда является, по существу, творческой средой.
3. Среда безмятежного потребления
В качестве характерного примера среды безмятежного потребления может служить образ жизни значительной части провинциального русского дворянства XIX века, каким он описан классиками русской литературы: «обломовщина», «маниловщина». Интересно отметить, что при обсуждении типологии среды на семинарских занятиях студенты часто приводят мир студенческого общежития как очевидный пример типичной среды безмятежного потребления.
По мнению Корчака, в подобной среде формируется личность, которая в принципе всегда довольна тем, что у нее есть. Основной чертой такой личности можно считать жизненную пассивность, неспособность к напряжению и борьбе. Встречаясь с трудностями и препятствиями, такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения, продолжая скрываться в своем иллюзорном мире.
4. Среда внешнего лоска и карьеры
При чтении этих строк книги Я.Корчака вспоминаются картины из жизни столичного дворянского салона Анны Павловны, богато представленные в «Войне и мире» Л.Н.Толстого. Слушатели наших семинаров часто отождествляют данный тип среды с жизнью «новых русских».
Так, С. В. Тарасов полагает, что образовательная среда имеет следующую структуру:
1. Пространственно-семантический компонент (архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства школьников, герб, традиции и др.).
2. Содержательно-методический компонент (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и методы организации обучения и др.).
3. Коммуникационно-организационный компонент (особенности субъектов образовательной среды, коммуникационная сфера, особенности управленческой культуры).
Социальная безопасность, в структуру которой входит и психологическая безопасность личности, означает эффективное выполнение социальными институтами своих функций, направленных на удовлетворение потребностей, интересов, целей населения страны.
Основываясь на исследованиях, посвященных межличностному взаимодействию, психологической защите, психологии конфликта и психологическому климату, можно выделить параметр психологической безопасности как фактор необходимый для формирования, развития и сохранения личности. Только при удовлетворении потребности в безопасности возникает тенденция к развитию личности. Отсутствие же условий безопасности приводит к возникновению оборонительной тенденции,порождают сопротивление, которое может быть внутренним или внешним. Внешним: когда нарушаются общепринятые нормы, когда совершаются так называемые нарушения дисциплины, непослушание, «акты неповиновения». Внутренним: когда есть уход от контактов, самообвинение, отрицательное отношение к самому себе, аутоагрессия. Это сопротивление осложняет систему межличностных взаимоотношений, разрушая личностно каждого из участников процесса. Длительное эмоциональное напряжение провоцирует поиск деструктивных выходов из психотравмирующей ситуации.