Что такое поликультурная среда
Поликультурная образовательная среда ДОУ
Галина Георгиевна Королева
Поликультурная образовательная среда ДОУ
Важнейшими принципами государственной политики в области образования являются: возрождение и развитие национальных языков, культур, духовно-нравственных, этнических ценностей народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В нашем детском саду хакасский язык преподается уже более 25 лет, эта работа велась по программе Боргояковой А,Е, и Сагалаковой Е. М., а теперь используется новая программа «Иркежек», разработанная на базе ХРИПК и ПРО группой авторов,одним из которых является воспитатель нашего детского сада Майнагашева И. Г. Параллельно нами осуществляется программа по национально-региональному компоненту «Хакасия – земля родная!»разработанная авторским коллективом: Асочаковой Л. В., Климовой Л. Д., Петелиной В. К. и другими, цель этой программы – помочь педагогам в ознакомлении детей дошкольного возраста с культурой хакасского народа, создание условий для развития личности ребенка а процессе взаимодействия с различными объектами окружающей его национальной культурой и материальной средой в ее многообразии. (3. пояснительная записка). Кадры у нас расставлены так, что в каждой группе хотя бы один воспитатель владеет хакасским языком, и в ходе режимных моментов или непосредственно-образовательной деятельности может общаться с детьми на родном языке.
Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре в своей работе тоже применяют национально-региональный компонент, это и слушание музыки, разучивание песен, инсценировки сказок, народные игры.
В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к поликультурной среде ребенка,формирующие у детей представления о человеке в истории и культуре:
1. Имеются подборки книг и открыток, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов.
2. Имеется уголок краеведения («изба», комната быта и прочее).
3. Имеются образцы народного быта
4. Имеются образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых).
5. Имеется художественная литература (сказки и легенды народов.)
6. Имеется атрибуты для народных и сюжетно-ролевых игр.
7. Имеется богатый материал для рукоделия.
Наш детский сад так же поддерживает связь с музеем и библиотекой.
Не смотря на все усилия
Педагогов детских садов и школ, хакасов владеющих родным языком становится все меньше. В. Я. Бутанаев писал «Хакасы к началу 20 века полностью (свыше 95%) сохранили свой язык. Однако в конце этого века, к 1989г., родным языком владело уже 76% (правда среди сельских жителей процент владеющих доходит до 84,5%»(4. стр. 12)
В наше время эти цифры намного меньше. Если взять детские сады с. Аскиз то в группах владеющих родным языком по 3-4 ребенка. Поэтому нами проводится большая работа с родителями о важности обучения детей родному языку. Нужно разговаривать с детьми на родном языке, в противном случае., ребенок на занятиях воспринимает его как иностранный язык, а ведь это язык его предков. Нельзя научить ребенка говорить на родном языке. Следовать национальным традициям, если этого нет в его родной семье.
Совместно с родителями мы проводим проекты такие как: «Моя семья-мой род.», «хакасские народные игры», «Хакасская кухня». В ходе реализации проектов родители совместно с детьми изготовили альбомы «Моя семья», составляли генеалогическое древо, рисовали герб семьи, знакомили всех с легендами своего рода, составляли меню.
После проведения проектов родные детей говорили нам спасибо. Они стали ближе друг к другу, осознали ценность родства. Очень важно чтобы родители, как часть образовательного пространства своего ребенка, осознавали необходимость изучения детьми родного языка. Ведь только посредством семейной, народной педагогики легче приобщить детей к национальной культуре, к заветам их предков, и тем самым вызывать у воспитуемых интерес к родному языку, и т, что главное, воспринимать его как духовную необходимость. Тогда родной язык станет родным, а точнее материнским.
1. Шишлянникова Ж. П. Поиск№4.-Абакан: Министерство образования и науки Республики Хакасия, 2004.-80с.
2. Асмарина О. Ю. Народная педагогика и современные проблемы воспитания и образования. Абакан, Министерство образования и науки Республики Хакасия, 1993.-142с.
3. Асочакова Л. В., Климова В. Д. и др. Программа по национально-региональному компоненту «Хакасия-земля родная»
Образовательная среда по ПДД С каждым годом увеличивается количество автомобилей на дорогах города, что создаёт опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Информационно-образовательная среда в ДОУ Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной.
Лучшая образовательная среда Здравствуйте уважаемые коллеги, друзья! Пересматривая, фотографии из своего архива, решила, что сегодня я расскажу и поделюсь с вам своей.
Образовательная среда. Уголки в детском саду Развивающая среда это необходимый фактор для развития ребёнка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда тем интересней и познавательней.
Образовательная среда Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного.
Образовательная среда Образовательная среда очень важна в развитии индивидуальных способностей детей. Все дети разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный.
Образовательная среда группы (фотоотчет) При организации образовательной среды придерживались требований, сформулированных С. Л. Новоселовой, Л. С. Выготским, Н. Н. Подьяковым.
Образовательная среда ко Дню космонавтики Образовательная среда ко Дню Космонавтики. МЫ ПОСТРОИЛИ РАКЕТУ УЛЕТАЕМ В НЕЙ СЕЙЧАС ПУСТЬ ВЫСОКО И ДАЛЕКО УНЕСЕТ РАКЕТА НАС! Одна из самых.
Образовательная среда средней группы Модель развивающей среды МБДОУ «Детский сад» №47 Средняя группа №4 Город Нижний Новгород Воспитатель Табунова Елена НиколаевнаОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.
Развивающая образовательная среда Уголок по правилам дорожного движения. Он представляет собой макет перекрестка, дорогу, сфетофор. Уголок по нравственной патриотическому.
Что такое поликультурная среда
Педагогические науки/6.Социальная педагогика
Беловолов В.А., Султанбеков Т.И.
Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России
Поликультурная образовательная среда: понятие, сущность, содержание
Современная картина мира отражает качественные изменения социокультурного пространства, смену общественно-экономической формации и мировоззренческой парадигмы. Развитие процессов глобализации и интеграции различных культур, взаимодействие между различными странами и народами обуславливает необходимость формирования в социуме согласия и взаимопонимания, толерантного отношения к культурным ценностям, традициям и обычаям представителей иных этнических общностей при одновременном развитии национального и культурного наследия народов, их этнической самобытности.
Жизнь в условиях культурного и этнического многообразия является одним из источников социальной напряженности. В Российской Федерации как в многонациональном государстве важнейшим стабилизирующим фактором является межэтническая толерантность. Именно она выступает основой межнационального общения, так как каждый народ имеет право на сохранение и развитие своей национальной культуры, с одной стороны, как основного фактора самобытности, с другой, как органической части общечеловеческой культуры с учетом сохранения баланса во взаимоотношениях между народами.
Всероссийская перепись населения 2010 года показала, что на территории нашей страны проживают более 142 миллионов человек и более 194-х национальностей, которые являются носителями 174 языков. Самые крупные этносы – русские (77,71 %), татары (3,72 %), украинцы (1,35 %), башкиры (1,11 %), чуваши (1,01 %), чеченцы (1,00 %). На остальные 14% населения приходится более 188 национальностей [18].
Как отмечает Н.М. Лебедева, на территории России много исторически сложившихся поликультурных регионов, где веками жили представители разных этнических и культурных групп. Такими регионами, в частности, являются Поволжье, Башкортостан, республики Северного Кавказа, Краснодарский и Ставропольский края и др. Живущие в этих регионах народы можно рассматривать как единую систему этнических групп, как некий надэтнический социальный феномен. В сходстве исторических судеб, образа жизни, менталитета народов поликультурного региона заложены мощные основы для мирного, межэтнического толерантного сосуществования [11].
Вопросам межкультурного социального взаимодействия, развития культуры межэтнических отношений, их гармонизации, формирования этнотолерантности, уважения самобытности народов, их традиций, умения вести диалог культур и т.д. являются приоритетными в области национальной политики государства.
Образовательная политика России находится в поиске эффективных механизмов решения вопросов планирования, функционирования, развития, взаимодействия культур и языков, определения их роли в обществе, так как одним из ведущих механизмов преодоления деструктивных процессов в социальной жизни, формирования гармоничных межкультурных отношений в обществе, толерантного взаимодействия с представителями других этносов и культур является система образования.
В этой связи свобода культурного самоопределения активно влияет на интеграцию этнических меньшинств в поликультурную образовательную среду. Важную роль среды в образовании отмечают многие философы, социологи, педагоги, психологи. В своем исследовании мы исходим из теоретико-методологического положения, что образовательная среда военного вуза обеспечивает эффективную профессиональную подготовку офицерских кадров к выполнению служебно-боевых задач в мирное и военное время с учетом высоких требований, предъявляемых к офицерам внутренних войск. Динамика развития современного общества, сложные социально-экономические преобразования, современные задачи внутренних войск, формирование их новой структуры диктуют необходимость адекватного совершенствования профессиональной подготовки военных специалистов, становления и развития военного профессионализма. Согласно Л.Н. Бережновой, поликультурная образовательная среда представляет собой особую форму человеческой практики, направленную на преобразование жизнедеятельности людей, проживающих в едином геоисторическом пространстве, с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему представляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образования, позволяющих человеку познавать мир и себя в мире. Автор отмечает важное качество поликультурной образовательной среды – соединение мира и культуры [4].
Категория «полиэтническая образовательная среда» на данный момент не является устоявшейся. Ее часто употребляют в узком значении: как среду, в которой взаимодействуют субъекты образования, принадлежащие к различным национальностям.
В основе содержания термина «образовательная среда» лежит понятие «среда». В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля понятие «среда» определяется как «середина», «середа» [7]. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова в Толковом словаре русского языка дают следующие определения понятия «среда»: 1) вещество, заполняющее пространство, а так же тела окружающие что-нибудь; 2) окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов; 3) окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а так же совокупность людей, связанных общностью этих условий [13]. Академический словарь русского языка рассматривает среду как: 1) совокупность природных или социальных условий, в которых протекает жизнедеятельность какого-либо организма; 2) социально-бытовую обстановку, в которой протекает жизнь человека; 3) совокупность людей, связанных общностью социально-бытовых условий существования, общностью профессии, занятий [17].
Научный анализ литературы в рамках нашего предмета исследования показал, что с конца ХХ века в педагогике четко обозначился средовый подход к образованию и воспитанию, к использованию потенциала среды для развития личности. Образовательная среда стала рассматриваться как педагогический феномен. Это позволило нам выделить следующие теоретические подходы к определению роли среды:
— среда – источник формирования человека;
— среда – фактор взаимодействия;
— среда обладает воспитательным потенциалом;
— среда – часть воспитательного процесса;
— среда – неотъемлемая часть процесса социализации.
В исследованиях Н.Е. Щурковой, Е.М. Сафроновой, Н.М. Борытко и др. образовательная среда определяется как своеобразная модель общества, отражающая многообразие жизни людей, проблемы общества, противоречия людей [21]. Образовательная среда сегодня отличается этническим, конфессиональным, социально-политическим и культурным разнообразием, отражающая поликультурное пространство жизни России и мира, что необходимо учитывать в процессе профилактической деятельности.
Поликультурная образовательная среда, по мнению Е.А. Пугачевой, определяется как духовно насыщенная атмосфера межличностных контактов, которая обуславливает поведение и мышление включенных в нее субъектов, а так же стимулирует в них потребность приобщения к национальным и общечеловеческим духовным ценностям. В более узком смысле – учреждение с многокультурным дифференцированным по возрасту, национальностям и конфессиям профессорско-преподавательским и студенческим составом, призванным удовлетворить образовательные и социокультурные потребности обучаемых [15].
Поликультурное образование с точки зрения О.В. Гукаленко – это процесс освоения подрастающими поколениями этнической, национальной и мировой культуры в целях обогащения и развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде [6].
Т.В. Поштарева рассматривает полиэтническую образовательную среду как часть образовательной среды учебного заведения, представляющую собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире о согласии с представителями иных национальностей.
В своем исследовании автор выделила некоторые особенности поликультурного образования:
1) Отражение в учебном материале гуманистических идей, содействующих взаимопониманию, диалогу между представителями различных этнических культур, усилению чувства солидарности и равенства между людьми, формированию гармоничных отношений как между отдельными гражданами внутри каждого государства, так и между народами.
2) Использование языков науки, культуры и искусства как средств формирования этнокультурной компетентности учащихся, развития их творческого потенциала, расширения кругозора, обогащения опыта, использование междисциплинарных связей, разнообразных средств учебной и воспитательной работы.
3) Сочетание основ национальной, русской и мировых культур в содержании образования (М.М. Бахтин и др.). Основными требованиями к отбору содержания полиэтнического образования являются наличие информации о самобытных уникальных чертах в культурах разных народов; раскрытие в них общих компонентов, традиций, императивов, которые позволяют существовать и действовать в мире и согласии, осмыслить и полнее изучить многообразие народов, живущих в мире, увидеть в этом многообразии общее.
4) Воспитание личности толерантной к этнокультурному разнообразию, с разными социально-ценностными потребностями в миротворческой, созидательной деятельности, личности с позитивными моделями поведения, которые выражаются в разрешении конфликтных ситуаций конструктивными способами; учете позиции, желания, потребности других людей, этнокультурно отличных; произвольном контроле своего поведения и управление им.
5) Формирование мультикультурной личности, осознающей себя как этнофора, гражданина, заботящегося о сохранении целостности российского государства, гражданина мира, стремящегося к диалогу и солидарности со всем человечеством.
6) Превращение образовательного учреждения в открытую социально-педагогическую систему, способствующую интеграции молодого поколения в поликультурную среду [14].
В последнее время бурный рост социально-политической активности привел к возрождению национального фактора как феномена межэтнических отношений, что, в свою очередь, способствовало актуализации межнациональных конфликтов. Образовательная среда наиболее уязвимая для возникновения межнациональной розни, так как она пополняется молодыми людьми — представителями разных этносов со своими представлениями о нормах жизни, но не всегда владеющими своими эмоциями и зачастую воспринимающими национальные обиды как личные оскорбления. В результате чего могут возникать социальные, межнациональные, межличностные и внутриличностные конфликты.
Из анализа научных источников можно сделать вывод, что назначение поликультурной образовательной среды заключается в реализации полиэтнического образования, в обеспечении взаимопонимания, а значит и эффективного взаимодействия между субъектами образовательного процесса. С этой целью важно создать такие условия, которые бы позволили курсантам понять культурные ценности, нормы и образцы поведения как своего, так и других народов, сформировать опыт конструктивного межэтнического взаимодействия, межэтнической толерантности, умения вести межкультурный диалог, и, как следствие, адаптироваться в подразделениях многонационального состава.
Поликультурная образовательная среда, представленная как система отношений субъектов образовательного учреждения, может создавать условия для развития личностных качеств обучающихся в совокупности с осознанием им этнической принадлежности, способствует диалогу между разноэтническими общностями и стремящаяся к эффективному межнациональному взаимодействию, общению и диалогу.
В своем исследовании мы опираемся также на теоретико-методологический вывод ученых (А.Г. Асмолов, И.Н. Афанасьев, П.А. Корчемный и др.) о том, что основой воспитания толерантности, формирования соответствующих качеств личности обучающихся выступают именно ценности культуры, которые формируются под воздействием восприятия, осмысления и принятия Другого, его ценности в культурном диалоге [1; 2; 9]. Воспитание толерантности понимается как взращивание новой культуры отношений в образовательной среде высшего учебного заведения, минимизация непримиримых межэтнических, межнациональных противоречий, добровольность выбора, отказ от насилия. Исследователи (Б.П. Бархаев, А.Г. Караяни, В.Ф. Перевалов, И.В. Сыромятников и др.) для совершенствования отношений субъектов в поликультурной образовательной среде военного вуза определяют решение ряда задач: развитие у умения эффективного взаимодействия с представителями различных этносов и культур; актуализация личностных смыслов толерантности в духе терпимости, мира, гуманного межнационального общения; создание представлений о многообразии культур, как в России, так и в мире; знакомство с культурой своего собственного народа и создание условий для формирования опыта приобщения к иным культурам; передача информации о культурных различиях и формирование у них положительного к ним отношения. Межэтническая толерантность рассматривается как позитивный фактор в профилактике межнационального конфликта, предполагает понимание субъективных и объективных трудностей в процессе межнационального общения, необходимости своевременной реакции на них, отказа от насилия, подчинения законам и правилам по доброй воле, ориентируясь на позитивные цели совместной деятельности и на право личностного выбора способов разрешения конфликта [3].
С.И. Юдакина в своей монографии отмечает, что проблема создания поликультурной образовательной среды и изучение ее влияния на формирование толерантной личности занимает одно из ведущих мест в современном образовании. Под поликультурной образовательной средой школы исследователь понимает систему взаимовлияний и условий для самореализации толерантности личности школьника, а так же возможности для ее саморазвития, содержащиеся в пространственно-предметном, социальном и духовном окружении. К основным свойствам среды исследователь относит целерациональность, культуросообразность, открытость и самоорганизацию. Автор отмечает, что для формирования толерантной личности в поликультурной образовательной среде первостепенно решение следующих задач: развитие физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов; воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом [23].
В диссертационных исследованиях М.В. Кибакина, А.А. Маркаряна, В.Г. Самойловой, М.С. Фомина и др. толерантность предстает социальным качеством, которое формируется за счет реализации личностью социальной нормы и выражается в свободном выборе способа взаимоотношения с другими людьми в конкретной ситуации [8; 12; 16; 20].
Исследователи (В.А. Кучер, Е.Ю. Устинов и др.) рассматривают межэтническую толерантность как профессионально значимое качество личности военнослужащего, формирование которого происходит в результате целенаправленного, специально организованного взаимодействия субъектов образовательного процесса в военном вузе [10; 19].
Из анализа представленных источников можно сделать вывод, что назначение полиэтнической образовательной среды заключается в реализации полиэтнического образования, в обеспечении взаимопонимания, а значит и эффективного взаимодействия между субъектами образовательного процесса. С этой целью важно создать такие условия, которые бы позволили обучаемым понять культурные ценности, нормы и образцы поведения как своего, так и других народов, а так же сформировать опыт конструктивного межэтнического взаимодействия и, как следствие, адаптироваться в многонациональной среде.
На основании вышеизложенного, мы можем заключить, что полиэтническая образовательная среда обладает свойствами образовательной среды и характеризуется этноориентированной спецификой структурных компонентов и функций.
Общим в теоретических подходах авторов является то, что формирование межэтнической толерантности в межличностном взаимодействии обучающихся обеспечивает переход от внешнего, формального исполнения требований нормативно-правовых документов, регламентирующих межличностные и межнациональные отношения, к внутреннему осознанному целенаправленному поведению на основе принципов межэтнической толерантности, межкультурного диалога, уважения самобытности и уникальности народов, их традиций, позволяющему не допускать грубых нарушений прав и законных интересов человека и гражданина, межнациональных конфликтов в образовательной среде российского вуза, которая является поликультурной.
1. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. 255 с.
2. Афанасьев И.Н., Петрова Т.Н. Этнический характер и проблема толерантности. М.: Чебоксары, 2005. 220 с.
3. Бархаев Б.П., Караяни А.Г., Перевалов В.Ф., Сыромятников И.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицеров. М.: Воен. Изд-во, 2006. 488 с.
4. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебное пособие / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. М.: Академия, 2007. 240 с.
5. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н. М. Борытко; науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001.– 181 с.
6. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. / О.В. Гукаленко. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2003. 512 с.
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т 4. М.: ОЛМА-ПРЕС, 2001. 576 с.
8. Кибакин М.В. Социальная терпимость российских военнослужащих: методология исследования, состояние, механизм формирования: автореф. дис. …д-ра социол. наук. М., 2004. 48 с.
9. Корчемный П. А. Военная психология: методология, теория, практика / под ред. П. А. Корчемного. М.: Воениздат, 2008. 280 с.
10. Кучер В.А. Педагогические условия формирования культуры толерантности курсантов в условиях ввуза: дис. …канд. пед. наук. Владикавказ, 2004. 203 с.
11. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 527 с.
12. Маркарян А. А. Педагогическое сопровождение развития толерантности в межличностном взаимодействии военнослужащих по призыву: дис. …канд. пед. наук. Астрахань, 2010. 230 с.
13. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук.; Российский фонд культуры; 3-е изд., стереотипное. М.: АЗЪ, 1996. 928 с.
14. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: дис. …д-ра пед. наук. Ставрополь, 2009. 393 с.
16. Самойлова Г. В. Личностные детерминанты динамики принятия других в условиях обучения в военном вузе: автореф. дис. …канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 21 с.
17. Словарь русского языка: в 4-х томах. Т. 4. / РАН, Институт лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стереотипное. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. 800 с.
18. Социально-демографический портрет России: По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года / Федеральная служба государственной статистики. М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. 183 с.
19. Устинов Е. Ю. Культура толерантности военнослужащих как инструмент социальной терпимости [Электронный ресурс] // Материалы Всерос. науч. конф. «Проблемы модернизации российской государственности: стратегии, институты, факторы». 2010. URL : http://naukaxxi.ru/materials/245/ (дата обращения: 15.11.2013).
20. Фомин М. С. Система духовно-нравственного воспитания военнослужащих российской армии, проходящих службу по призыву: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2010. 23 с.
21. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1988. 175 с.
22. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 354 с.
23. Юдакина С. И. Формирование толерантности школьников в поликультурной образовательной среде [Текст]: монография. М.: Перо, 2011. 198 с.