Что такое политическая социализация
Политическая социализация — что это такое, как может быть определена
Термин «политическая социализация» в понятия социологии включил американец Герберт Хаймен, когда проводил психологические исследования возможных политических поступков человека. Ещё в 1959 году он пытался выяснить, как может влиять на выбор полит. взглядов процесс совместного сосуществования индивидов в современном социуме. В результате была заложена основа новейшей дисциплины в политологии.
Воздействие на личность в смысле политической социализации
Что такое политическая социализация (ПС)
Это процесс формирования в сознании человека взглядов и убеждений применительно к общественно-политическому строю страны, в которой он живёт.
Важно! Человек на протяжении всех жизненных этапов может выбрать определённые позиции по всем вопросам, касающимся норм политкультуры, становясь полноценным гражданином.
Ребёнок с трёхлетнего возраста, при поддержке родителей, начинает определяться со своими суждениями об окружающем мире.
Что играет определяющую роль
Определяющими институтами в ПС личности являются следующие:
Первичными являются семья и предшкольные учреждения, они закладывают фундамент ПС. Главным инструментом из этого набора, определяющим формирование у личности основных понятий ПС, является школа. Именно в ней должна идти целенаправленная работа над этим процессом.
Одним из средств, влияющих на развитие ПС, является предмет «обществознание», который позволяет школьникам изучать основы общественных наук.
Внимание! Функция обществознания, как школьной дисциплины, заключается в том, чтобы помочь молодёжи пройти социальную адаптацию, ознакомиться с гражданскими правами и обязанностями. Она помогает научиться жить в обществе и определить свою гражданскую точку зрения.
К вторичным институтам относятся СМИ, армия, место работы и само государство с его социальным строем.
Кстати. Существуют неполитические моменты, напрямую влияющие на развитие и поддержание в должном качестве уровень ПС.
Образец краткого перечня таких факторов может включать в себя следующее:
Примерами общественных обстоятельств можно представить такие ситуации, как:
К примеру, пенсионная реформа в России, начатая с 2019 года и рассчитанная на постепенное увеличение пенсионного возраста до 2028 года, принята вопреки мнению большинства россиян.
Функции ПС
Цель ПС – это воспитание гражданина своего государства. В результате чего должна получиться личность, имеющая стабильные цели и предпочтения в политике и применяющая их на практике.
Основные обязанности политической социализации – это такие функции, как:
Кроме того, СП помогает человеку составить своё представление о разумности и позволительных способах политических действий применимо к конкретной ситуации.
Критерии политической социализации
Не удаётся однозначно определить чёткие критерии ПС. Сложность заключается в том, что отдельные исследователи в этой области оперируют разными показателями.
Например, Н.Б Пугачёва в своей работе «Наличие собственных взглядов на политические события» рассматривает ПС личности, исходя из её сформировавшихся жизненных позиций. Опираясь на теоретические предположения, Пугачёва впоследствии доказывала их практически с помощью проводимых социальных исследований.
Кстати! В исследованиях и докладах по результатам работ таких социологов, как В.П. Пугачёва, В.Н. Иванов, Г.Ю. Семигин, нет чёткого и понятного указателя, позволяющего определить меру ПС. Однако существуют критерии политического развития человека, с которыми социологи и политологи успешно работают, сводя результаты к единому типу.
ПС личности как процесс введения в политику
Посредством вовлечения молодёжи в ряды определённой партии политики, стоящие у её руля, постепенно трансформируют ПС у молодых людей, при этом объясняя сущность своих политических притязаний и работая над усвоением личностью партийной политики.
Выборы как средство политической социализации
Избирательная кампания, как демократический способ привлечения граждан к политической жизни общества, является способом ПС населения. Как отмечает в своей статье «Участие в выборах как фактор политической социализации в нынешнем российском обществе» И.В. Денисова, на сегодняшний день состояние общества в России можно охарактеризовать, как переходное.
Важно! Такое состояние связано с тем, что институциональная система испытывает кризис в сформировавшихся политических отношениях. Сейчас актуальны две тенденции: свободный доступ к политическому движению и пребывание общества в политической апатии.
Процент участия граждан в выборах исполнительной власти (на всех уровнях) есть основной фактор, отражающий реальную ситуацию в ПС.
Как может быть определена ПС
Определение показателя политической социализации может осуществляться по пунктам, приведённым на рис. ниже.
Основные показатели политической социализации
Политическая социализация личности происходит на протяжении всей жизни человека. От того, каким образом государство и социум будут поддерживать, стимулировать и участвовать в формировании ПС в сознании личности, зависит степень личностной политической социализации каждого индивида.
Видео
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ» в других словарях:
Политическая социализация — Политическая социализация это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности»[1]. Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению… … Википедия
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения законов, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами. В соответствии со сказанным,… … Политическая психология. Словарь-справочник
Политическая социализация — см. Социализация политическая … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ — это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на ее основе государства, закрепленными в политической культуре. В результате формируется политическое сознание и поведение… … Глоссарий по политической психологии
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (political socialization) процесс в обществе, в ходе которого происходят приобретение и интериоризация политических норм, ценностей и убеждений; приобретение политической культуры. Изучение процесса, включая детскую социализацию, имело особое… … Большой толковый социологический словарь
Политическая социализация — [греч. politika искусство управлять и лат. socialis общественный] процесс включения индивида в политическую систему. По аналогии с процессом социализации П. с. понимается как оснащение индивида опытом предыдущих поколений, закрепленным в… … Психологический лексикон
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ — – процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности, социума … Терминологический ювенологический словарь
Социализация личности политическая — включение граждан государства в систему политических отношений. Политическая социализация выступает в качестве момента общей социализации, имея свою специфику. Особенность сферы политического обуславливает содержание предпосылок и… … Политология. Словарь.
Социализация — Социализация процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе … Википедия
Социализация политическая первичная — (первичная политическая социализация) приобретенная в детстве. Является определяющей прежде всего в создании у человека положительной политической установки, поскольку базовые детские чувства труднее вытесняются и изменяются, чем те, которые были … Политология. Словарь.
Политическая социализация
Сам термин “политическая социализация” был впервые введен в 1959 г. американским ученым Г. Хайменом [2]
Основные направления, по которым развивалась теория политической социализации в этот период, можно определить следующим образом: это, во-первых, анализ процесса политической социализации, во-вторых, изучение “агентов”, влияющих на процесс социализации, и в третьих, исследование продукта, который получается на “выходе” процесса политической социализации, то есть, политическое сознание, политические представления, ориентации, установки.
Процесс политической социализации, в рамках бихевиористской парадигмы, преобладавшей в политической науке в тот период, интерпретировался как воздействие политической среды на личность путем передачи определенных моделей поведения через систему организованных общественных институтов и ценностей. При этом социализируемые индивиды или группы являются пассивными объектами социализации, а сам процесс социализации предполагает “вертикальные” отношения между социализирующими и социализируемыми. Процесс политической социализации рассматривался как стадиальный, в частности, в нем выделялась латентная стадия (т.е. процесс неполитического научения, впоследствии влияющий на политическое поведение индивида) и стадия прямой политической социализации (процесс ретрансляции собственно политических ценностей и информации).
Среди агентов социализации на начальном этапе развития теории наибольшее внимание исследователей было уделено двум – семье и группе сверстников. Многие ученые, занимавшиеся в 60-70-е годы проблемой политической социализации, придерживались тезиса, что семья индивида является главным социализирующим агентом на этапе латентной политической социализации.
Теоретическим ответом на запросы изменившейся социальной и политической реальности стала предложенная в 1986 г. Ричардом Мерелманом [3] принципиально новая модель механизма усвоения и ретрансляции политических ценностей и установок. Согласно его идее “горизонтальной” (lateral) политической социализации, этот процесс представляет собой непрерывный выбор из широкого числа возможных и конкурирующих между собой образов мира и моделей поведения, количество которых постоянно увеличивается в результате взаимоотношений между “равными” участниками процесса социализации на “горизонтальном” уровне. В “горизонтальной” социализации отношения между объектом и агентами социализации добровольные, равные и временные. Личность социализируемого объекта становится центром модели, в отличие от модели “вертикальной” социализации, где личность оказывалась своеобразным “концом” цепочки влияний.
Филипп Васбурн [4] считает, что эти модели политической социализации следует рассматривать не как отдельные и противостоящие друг другу концепции, а как взаимодополняющие подходы. Он предлагает следующую модель процесса политической социализации: стадии жизненного цикла, на которой находится индивид (детство, подростковый возраст, юношество, зрелость и старость), и агенты социализации (семья, в которой воспитывался индивид, школа, церковь, СМИ, семья самого индивида, его работа и политический опыт) представляют собой интерактивные системы. Между агентами социализации существуют комплексные взаимоотношения на всех стадиях жизненного цикла, и относительная значимость каждого из агентов социализации может варьироваться от одного периода жизненного цикла до другого. Политические ориентации индивида в любой точке жизненного цикла определяются личными природными особенностями, периодом жизненного цикла, который переживает человек, его предыдущим опытом социализации, а также тем положением, которое он занимает в социальной структуре.
Научная электронная библиотека
5.3. Политическая социализация личности
Конституция государства не должна вредить конституции его граждан
Судьба любого общества в значительной мере зависит от того, какие социально-политические ценности, нормы и правила определяют прежде всего поведение и деятельность живущих в этом обществе людей. Разумеется, человек не рождается с какими бы то ни было политическими знаниями, как не рождается он личностью и уж тем более он не рождается гражданином и политиком. И гражданином и личностью его признают государство, общество, сформировав в нем необходимые качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе, для личности это соответствие требованиям-ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение. Процесс приобщения индивида к существующим в обществе социально-политическим нормам и ценностям осуществляется в ходе политической социализации.
С социально-психологической точки зрения, социализация – это процесс освоения и принятия индивидом сложившихся в обществе норм, правил, ценностей. А.В. Петровский определяет социализацию как приобретение и последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта [172]. Этот процесс, с одной стороны, решает проблемы индивида, помогая ему стать полноправным членом своей группы, с другой – обеспечивает жизнедеятельность общества и преемственность самой культурной традиции.
Политическая социализация – это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы, позволяющим индивиду стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественно-политических процессах, делать сознательный выбор в политике.
В процессе взаимодействия индивида с политической системой происходят два ряда процессов. С одной стороны, система воспроизводит себя, рекрутируя и обучая, приспосабливая к себе все новых членов. Политическая система в этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры индивидуальной психики, становятся политическими свойствами личности или, иными словами, свойствами личности как политической ипостаси индивида. В результате, политическая социализация формирует политическое сознание личности и ее политическое поведение, а в целом, в процессе политической социализации происходит становление личности гражданина – члена данной политической системы [по: 154].
Важную роль в осуществлении политической социализации играют ее механизмы, действующие на нескольких уровнях: общесоциальном, социально-психологическом и индивидуальном.
На общесоциальном уровне общества в целом и образующих его больших групп, на человека действует огромное число макросоциальных и макрополитических факторов, подлежащих человеческой оценке и на основе этой оценки вырабатывается соответствующее отношение к конкретному обществу и его политической системе.
На социально-психологическом уровне политические цели и ценности транслируются системой, как через большие, так и через малые группы, членом которых является индивид. На основе непосредственного общения и взаимодействия человек приобщается к элементам политической системы на житейском уровне, вырабатывая к ним свое отношение.
На индивидуальном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают индивидуально-психологические структуры, на основе которых постепенно и формируются те потребности, мотивы, установки и стереотипы, которые затем управляют сознанием и поведением человека в политике.
Политическая социализация, как и процесс социализации вообще, имеет стадиальный характер. Стадии или этапы политической социализации обусловлены возрастными изменениями в ходе созревания человека, в процессе персоногенеза.
Уже в первые годы жизни происходят основные изменения, закладываются основы политической социализации и формирования личности гражданина. Ребенок знакомится с конфигурацией властных отношений в семье, что впоследствии сказывается на восприятии им политической власти в государстве. В 3–4 года через семью, через средства массовой информации, ближайшее социальное окружение ребенок приобретает в достаточно доступных для него формах первые сведения о политике. Такая вполне доступная информация дает свои результаты, действуя на детское подсознание.
Позже, когда он идет в детский сад, происходит его знакомство с официальными политическими ценностями, транслируемыми через детскую литературу, песни, праздники. Происходит знакомство с государственными символами России, практически в любом детском саду можно увидеть стенды с Государственным гербом, Государственным флагом и текстом Государственного гимна России, портреты Президента и Премьер-министра страны. Различная информация, получаемая ребенком через СМИ, от воспитателей детского сада, от других источников дает свои результаты, действуя на подсознание.
В специальных экспериментах американским детям этого возраста предлагался набор «разноцветных картинок» – флагов государств-членов ООН. Экспериментатор просил выбрать из всего большого набора только две «картинки» – «самую приятную» и «самую противную». Подавляющее большинство американских детсадовцев в качестве «самой приятной» такой картинки совершенно неосознанно выбирало свой, американский флаг. Соответственно, наоборот: в качестве наиболее «противной» картинки фигурировал красный флаг теперь уже бывшего СССР.
Можно долго обсуждать специфические особенности детского зрительного восприятия, однако, дело совсем не в нем. Дело в той системе политической пропаганды, которая активно использует политическую символику для обозначения позитивных, с ее точки зрения, и негативных ценностей. Причем, символика эта используется настолько автоматически, что действует практически бессознательно. В действительности рядовые американцы не создают (как некоторые считают) особых церемоний вокруг поднятия и спуска национального флага перед своими домами – это просто вошло в привычку, стало обязательным элементом, атрибутом образа жизни. Вот дети и видят эту «картинку» над головой, ползая по лужайке, и запоминают ее, ассоциируя с чистым небом и ясным солнцем. Они еще не знают слова «флаг», но уже убеждены, что свой флаг – самый лучший [154].
Поступление в школу знаменует собой новый этап политической социализации. Будучи влиятельнейшим социальным институтом, школа оказывает мощное политическое воздействие на будущих граждан. Утверждения о том, что после распада СССР, деполитизации и деидеологизации системы образования школа якобы теперь вне политики и не оказывает какого-либо политического воздействия на учащихся – от лукавого. Именно в школьном возрасте начинает формироваться сознательное отношение к политике. Через учителей и учебники, детские и юношеские политические и общественные организации, через неформальные объединения учащиеся приобщаются как к официальным, так и к оппозиционным политическим взглядам.
В период юности включаются новые агенты политической социализации. На этом этапе усиливается влияние неформальной молодежной субкультуры со своими специфическими атрибутами, ценностями и ценностными ориентациями, нередко противоречащими ценностям и смыслам иных социальных групп, в том числе тех, которые поддерживают официальный политический курс.
Проведенное под нашим руководством исследование выявило ряд интересных феноменов, характеризующих процесс социализации личности в ранней юности. Мы поставили цель выявить тенденции политической социализации личности в старшем школьном возрасте в отношении формирования политической активности, готовности к политическому участию. Гипотеза эмпирического исследования заключалась в том, что процесс политической социализации в старшем школьном возрасте характеризуется тенденцией к формированию политической активности.
Политическое участие мы рассматривали как разнообразные формы непрофессиональной политической деятельности, показывающие степень реального влияния граждан на институты власти и процессы принятия политических решений [61]. Политическая активность представляет собой деятельность индивида или политических групп, связанную со стремлением изменить политический или социально-экономический порядок и соответствующие институты, как проявление интереса к политической жизни общества, либо как участие в ней в тех или иных формах (подробнее об этом будет сказано ниже). Политическая пассивность – безразличие к политике и нежелание граждан принимать участие в политической жизни [61]. Политическое отчуждение – это чувство неудовлетворенности, разочарования, безразличия, отстранения, безнадежности в отношениях к вопросам политической жизни общества, к политической власти [70].
В качестве испытуемых были выбраны старшеклассники, поскольку, как мы полагаем, этот возраст является наиболее важным для восприятия политически окрашенной информации, формирования установок, осознания своей роли в политическом процессе. В этом возрастном периоде происходит самоопределение, вырабатывается жизненная позиция и складывается своя картина мира. Выборку испытуемых составили 150 учащихся 9–11-х классов одной из гимназий г. Челябинска. В исследовании применялась модифицированная нами методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, а также разработанная нами специальная анкета, направленная на выявление у испытуемых уровня политических знаний, предрасположенности к политическому участию, вовлеченности в политический процесс и интереса к политике.
При анализе результатов анкетирования мы уделили особое внимание вопросам, наиболее значимым для понимания вовлеченности старшеклассников в политическую жизнь общества. Подавляющее большинство испытуемых проявляют в той или иной мере интерес к политике. Всего лишь 9,3 % опрошенных никогда политикой не интересовались и не интересуются. Практически все испытуемые в той или иной мере интересуются новостями в области внутренней и внешней политики. 17,3 % смотрят передачи такого рода ежедневно, одна треть – два-три раза в неделю и немногим более половины – от случая к случаю.
Более 40 % опрошенных старшеклассников считают, что гражданин страны должен знать о политических событиях, но в то же время половина испытуемых не считают важным в них разбираться, полагая, что это дело профессиональных политиков (рис. 5.1). Что же касается конкретных знаний испытуемых в области политической и общественной жизни общества, то результаты анкетирования показали, например, в целом правильное знание ветвей власти в России. В основном старшие школьники ориентируются в ведущих политических партиях.
Рис. 5.1. Мнение испытуемых о необходимости для гражданина страны знать о политических событиях и разбираться в них (в %)
В ходе опроса мы попытались выявить приоритеты испытуемых в понимании того, что значит для них быть гражданином своей страны, и что вызывает у них гордость за свою страну. Для большинства респондентов (56 %) быть гражданином своей страны означает любить и защищать свою Родину. Для каждого третьего – это участие в политической жизни страны. Для 39 % испытуемых – исполнение своих обязанностей согласно Конституции страны (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Приоритеты испытуемых в понимании того, что значит быть гражданином своей страны (в %)
Особый интерес, на наш взгляд, вызывают ответы старших школьников на вопрос: «Был ли в Вашей жизни случай (Вы узнали о каком-то политическом или ином событии), когда Вы испытали гордость за свою страну? Что это был за случай?». Результаты ответов представлены на рис. 5.3.
Рис. 5.3. Распределение ответов на вопрос «Был ли в Вашей жизни случай (Вы узнали о каком-то политическом или ином событии), когда Вы испытали гордость за свою страну? Что это был за случай или событие?» (в %)
Оказалось, что у каждого четвертого чувство гордости за свою страну вызывают достижения России в спорте и искусстве (опрос проводился до зимних Олимпийских игр в Сочи). Настораживает то, что всего лишь 11 % связывают это чувство с победой в Великой Отечественной войне. Еще более тревожный показатель заключается в том, что у 44 % старшеклассников такое чувство вообще не возникало; часть из них (16,6 %) заявили, что для этого у них не было повода, а часть (27,3 %) вообще затруднились ответить на данный вопрос.
В соответствии с целью нашего исследования, мы попытались выяснить готовность испытуемых к политическому участию. Им было предложено ответить на вопросы: «Будете ли Вы голосовать на выборах после того, как приобретете право голоса», «Если Вам предложат вступить в какую-либо молодежную общественно-политическую организацию, как Вы поступите?» и др. Ответы испытуемых, представленные на рис. 5.4, показали, что подавляющее большинство из них (около 86 %) будут или скорее всего будут участвовать в выборах, 8 % скорее будут голосовать, чем нет, 5,3 % заявили, что голосовать не собираются и около 1 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.
Рис. 5.4. Предположение испытуемых о том, будут ли они голосовать после приобретения права голоса (в %)
Относительно возможности вступления в общественно-политическую молодежную организацию, мы видим несколько иную картину. Всего лишь 4 % вступят в такую организацию обязательно, и в то же время более половины (60 %) заявили, что подумают, прежде чем принять такое решение.
Чтобы выяснить некоторые факторы, обусловившие ответы наших испытуемых при анкетировании, мы решили выяснить ценностные предпочтения старшеклассников. Данные, полученные с помощью модифицированной нами методики М. Рокича, демонстрируют, что респонденты отдают далеко невысокое предпочтение политическим ценностям. В полученном ранжировании терминальные ценности (в методике их 15, так же как и инструментальных), связанные с политической и общественной активностью занимают нижнее положение (выделены жирным шрифтом в табл. 5.1), а инструментальные – в основном среднее и нижнее положение (выделены жирным шрифтом в табл. 5.2).
Полученные данные позволяют отметить, что испытуемые старшеклассники проявляют интерес к политике, к отдельным политическим событиям, демонстрируют потребность в политическом знании. Больше половины опрошенных, по сути, являются потенциальными участниками общественных организаций и в будущем возможно активными избирателями. Старшеклассники готовы участвовать в политической жизни страны, если интерес, который сейчас имеется, будет поддерживаться и в дальнейшем.
Результаты ранжирования испытуемыми терминальных ценностей