Что такое политический социальный институт
Политические социальные институты
Политика как социальный институт – это совокупность организаций (органы власти и управления, политические партии, общественные движения), регулирующих политическое поведение людей в соответствии с принятыми нормами, законами, правилами. Каждый из политических институтов осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующиеся на реализации политической деятельности по управлению обществом. Для политических институтов характерны:
1) нормы, регулирующие отношения внутри политического института и между ними, и между политическими и неполитическими институтами общества;
2) материальные средства, необходимые для достижения поставленных целей.
Политические институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют социальный контроль за поведением граждан. В центре внимания политики – власть и управление в обществе. Носителем политической власти выступает государство, которое, опираясь на право и закон, осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения стабильного функционирования общества.
Универсальной структурой государственной власти являются:
1) законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т. д.);
2) исполнительные органы (правительство, министерства и т. д.);
4) армия и органы госбезопасности;
5) государственная система информации и т. д.
Политика должна способствовать решению общественных проблем, вместе с тем политикам свойственно стремление использовать государственную власть и представительные органы для удовлетворения тех или иных групп давления.
Государство как ядро социологической системыобеспечивает:
1) социальную интеграцию общества;
2) безопасность жизнедеятельности людей и общества в целом;
3) распределение ресурсов и социальных благ;
4) культурно-образовательную деятельность;
5) социальный контроль за девиантным поведением.
Основа политики – власть, связанная с применением силы, принуждения по отношению ко всем членам общества, организациям, движениям.
В основе подчинения власти лежат:
1) традиции и обычаи (традиционное господство);
2) преданность вождю (харизматическая власть лидеров);
3) сознательная убежденность в необходимости выполнения формальных правил.
Сложность политической деятельности связана с различиями в социальном положении, интересах, позициях людей и политических сил. Они влияют на различия типов политической власти. Типы государства: демократические и недемократические (тоталитарные, авторитарные).
В демократических обществах политические институты автономны (власть делится на независимые ветви – исполнительную, законодательную, судебную).
Демократические государства ассоциируются с представительной демократией, когда народ на определенный срок передает власть своим представителям на выборах.
Для этих государств, в основном западных, характерны следующие черты:
2) конституционная форма правления;
3) общее согласие тех, кем управляют;
4) лояльная оппозиция.
В авторитарных и тоталитарных обществах естественные функции политических институтов деформированы, политические партии и общественные организации в той или иной степени подчиняются правящей элите.
Социополитическая подсистема общества представляет собой спектр различных векторов власти, управления, политической деятельности. Переход границы меры в конкурентной борьбе ведет к девиантным формам власти в обществе:
1) тоталитарному с командно-административным методом управления;
2) олигархическому режиму, где власть принадлежит корпоративным группам, которые сращиваются с мафией;
3) относительное и временное равновесие противоборствующих сил и методов управления.
В советском и российском обществе можно найти проявление всех этих девиаций, особенно тоталитаризм при И. Сталине и застой при Л.И. Брежневе.
Политические общественные институты
Политика как социальный институт – это совокупность определенных организаций (органы власти и управления, политические партии, общественные движения), регулирующих политическое поведение людей в соответствии с принятыми нормами, законами, правилами.
Каждый из политических институтов осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующиеся на реализации политической деятельности по управлению обществом. Для этих институтов характерны:
Политические институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением.
В центре внимания политики – власть и управление в обществе.
Главным носителем политической власти выступает государство, которое, опираясь на право и закон, осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения нормального и стабильного функционирования общества.
Универсальной структурой государственной власти являются:
Социологический характер деятельности государства и других политических организаций связан с функционированием общества в целом.
Политика должна способствовать решению общественных проблем, вместе с тем политикам свойственно стремление использовать государственную власть и представительные органы для удовлетворения тех или иных групп давления.
Государство как ядро социологической системы обеспечивает:
Основа политики – власть, связанная с применением силы, принуждения по отношению ко всем членам общества, организациям, движениям.
В основе подчинения власти лежат:
Сложность социополитической деятельности связана с различиями в социальном положении, интересах, позициях людей и политических сил.
Они влияют на различия типов политической власти. Н. Смелзер приводит такие типы государств: демократические и недемократические (тоталитарные, авторитарные).
В демократических обществах все политические институты автономны (власть делится на независимые ветви – исполнительную, законодательную, судебную).
Все политические институты влияют на формирование государственных и властных структур, формируют политическое направление развития общества.
В авторитарных и тоталитарных обществах естественные функции политических институтов деформированы, политические партии и общественные организации в той или иной степени подчиняются правящей элите.
Демократические государства ассоциируются с представительной демократией, когда народ на определенный срок передает власть своим представителям на выборах.
Для этих государств, в основном западных, характерны следующие черты:
В советском и российском обществе можно найти проявление всех этих девиаций, но особенно ярко проявились тоталитаризм при Сталине и застойность при Брежневе.
Институты политической системы
Политический институт — определение
Политические институты – это система учреждений, целями которой являются организация и обслуживание процесса осуществления политической власти.
Традиционно к числу основных понятий институтов причисляют государство, организации и движения, сформированные обществом, и партии. Главные назначения институтов:
Те или иные неинституционализированные группы и общности создают политические институты. Системы отличаются от предшествующих структур оплачиваемым аппаратом управления, который функционирует на постоянной основе. Руководители разных уровней, лидеры, рядовые члены и другие участники обеспечивают активность субъекта политики. Взаимодействие политических институтов с социумом направлено на удовлетворение интересов конкретного, непрерывно меняющегося группового и индивидуального социально-политического характера.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Отечественная практика демонстрирует редкое признание независимой личности, как свободного и самостоятельного субъекта политики. Длительное время в истории роль субъектов политических процессов исполняли народные массы, объединения и общности. Участвовать в политике могла отдельно взятая личность в рамках официальных структур, функции которых были строго регламентированы.
Классификация политических институтов:
«Мера политики» — это потребности, цели и ценностные ориентации каждого гражданина, которые приводят в действие и способствуют социально-политической активности социальных групп, институтов и организаций, выражающих интересы каждого человека. Для того чтобы индивид, являясь потенциальным субъектом политики, стал таковым в действительности, от него требуется освоение собственного опыта на практике, определение собственной позиции в процессе, сознательное определение отношения к политическому миру и степени своего участия в нем.
Атрибуты институтов
Свойства политических институтов обеспечивают воспроизводство устойчивых политических отношений.
С помощью атрибутов институты приобретают объективность, способность к самовоспроизведению в формате образований социума, независимость от желаний и воли конкретных индивидов. Эти свойства побуждают членов общества ориентироваться в собственном поведении на регламентированные модели, предписанные правила и нормы.
Поддержание связи субъектов с проблемами, интересами
Устойчивость отношений в политической сфере обеспечивается с помощью формирования четких норм и правил, которые регулируют типы поведения граждан в процессе их взаимодействия. Например, для института парламентаризма характерно регулирование поведение депутатов. Последние обязаны вести законотворческую деятельность, общаться с избирателями, отстаивать публично собственную позицию и выполнять другие функции, предписанные регламентом. Если в процессе выборов персональный состав парламента меняется, то базовые нормы остаются неизменными.
Политические отношения возникают через действия и процессы в обществе
Представители общества регулярно контактируют друг с другом. Действия и процессы формируют политические отношения. Институциональное взаимное действие приобретает устойчивость с помощью постоянной поддержки санкциями, которые призваны предотвращать нарушения принятых норм и правил. Они применяются в виде общественных замечаний, порицаний, принимают форму принуждения по отношению к нарушителю.
Влияние на внешние и внутренние параметры существования людей
Институционный порядок формирует параметры жизни людей. Взаимодействуя, граждане рассматривают регламентированные правила, как необходимые, значимые и естественные. Нормы институтов усваиваются во время обучения и общения. Стремление формировать поведение таким образом, чтобы избежать столкновения с санкциями, является проявлением воздействия системы на общество. Принятые нормы становятся неотъемлемым атрибутом существования людей.
Признаки
Дифференциация власти и усложняющиеся политические отношения приводят к возникновению политических институтов. Они различаются на институты, которые относятся к комплексам нормативных ограничений, и организации, которые представляют собой группы людей с определенными целями и принимающими решения, разрабатывающими правила для их оптимизации. Основные признаки политических институтов:
Как и организации, институты характеризуются структурированными отношениями людей, построенными с помощью введения норм. Институты представляют собой определенные правила, на которых основаны политические процессы, а организации являются объединениями индивидов, чьи действия ограничены этими правилами.
Функции
Конкретные институты и нормы образуют систему. Формат структуры определяется деятельностью государства, формами правления, государственным устройством и политическим режимом. На функционирование институтов может оказывать влияние экономический строй общества, политическая воля правящих слоев и групп, политическая культура людей, исторические традиции государственного строительства. Эволюция политических институтов происходит за счет глубинных процессов развития общества, происходящих внутри системы или за ее пределами. Вместе с тем институты значительно влияют на жизнь общества.
Общие функции институтов:
Разновидности
В современном мире существуют разные политические институты. Каждый вид обладает рядом особенностей:
Институт парламентаризма
Институт парламентаризма формирует и контролирует отношения, которые возникают в современном обществе в процессе создания представительного органа государственной власти, выполнения им законотворческой функции. Система парламента состоит из устойчивых отношений, возникающих между людьми, которые обрели определенный статус. Функции института парламентаризма:
Нормативный контроль затрагивает вопросы компетенции парламента, порядок, согласно которому он формируется. Система определяет полномочия депутатов, характер их взаимодействия с конкретными избирателями и гражданским обществом страны в целом.
Институт государственной службы
Институт государственной службы создан для регулирования профессиональной деятельности людей, которые принадлежат к особой статусной группе. На примере России данный контроль осуществляется, согласно закону «Об основах государственной службы Российской Федерации». Регламент позволяет определить признаки правого статуса государственных служащих, упорядочить этапы прохождения госслужбы, определить систему поощрений и ответственности исполнителей, основания для прекращения их деятельности.
Институт главы государства
Институт президентства, или главы государства, необходим для обеспечения устойчивости при воспроизводстве общественных отношений. Лидер государства выступает от имени народа, формирующего гражданское общество. Глава системы управления играет роль высшего арбитра в спорных ситуациях, гарантирует целостность государства, незыблемость соблюдения прав граждан, дарованных им Конституцией.
Институты судопроизводства
Институты судопроизводства регламентируют отношения, которые складываются по причине необходимости урегулирования разных споров в обществе. Суд не предназначен для создания нормативных актов, распоряжений и управления в отличие от других институтов. Принять судебное решение возможно в условиях власти, которая обеспечивает обязательное подчинение конкретных граждан принятому решению.
Структура
Политические институты представлены многофункциональной структурой, которая состоит из следующих компонентов:
Каждый компонент системы обладает собственной индивидуальной структурой, формами внутренней и внешней организации, способами выражения. К основным подсистемам относятся:
Каждый компонент структуры обладает рядом особенностей. Составляющие политического института характеризуются определенной целью и ролью. Им отведено конкретное место в рамках единой политической системы.
Электронная библиотека
Политические институты являются основными элементами политической системы. Ими могут быть официальные органы власти, организации, политические структуры, системы. Стоит отметить, что политические институты являются одним из видов социальных институтов.
В свою очередь, социальный институт – это специфическое образование, которое обеспечивает относительную устойчивость социальных связей и отношений в обществе в целом. Данное образование можно охарактеризовать с двух позиций: с внешней структуры и внутренней.
Внешне любой социальный институт, с одной стороны, выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными ценностями и осуществляющих конкретную социальную функцию. С другой стороны, (с внутрен ней) – это определенная совокупность норм, стандартов поведения индивидов в каких-либо ситуациях. К примеру, институт религии с внешней стороны представлен культовыми сооружениями, соборами, храмами атрибутами церкви, а с внутренней стороны – это суть религии, смысловое значение обрядов, правила и нормы поведения священников и прихожан, статусно-ролевые установки.
Все социальные институты формируются строго по выполняемым функциям.
Социальные институты подразделяются на:
К безусловно политическим институтам относится, прежде всего, государство. При этом в качестве относительно самостоятельных институтов выделяют: парламент, институт президентства, систему органов государственного управления, систему правосудия, местные органы власти.
Также политическими институтами являются: монархия, избирательная система, политические партии.
Армия, полиция, службы безопасности лишь до определенной степени представляют собой политические институты, поскольку их главная функция – административно-исполнительная.
К политическим институтам относятся и многочисленные лоббистские организации, представляющие интересы различных общественных сил. Профсоюзы, объединения потребителей, защитники окружающей среды, средства массовой информации (СМИ), церковь играют важную роль в политике, и в определенной степени тоже могут быть отнесены к политическим институтам.
Частично политическими институтами являются различные компании, самостоятельно осуществляющие лоббистскую деятельность. Специфическим политическим институтом является военно-промышленный комплекс.
Следовательно, существуют явно политические институты, которые непосредственно входят в политическую систему общества и выполняют функции политического характера, а также частично политические институты, которые косвенно выполняют политические функции, не являющиеся их основным предназначением. Причем влияние последних на политическую сферу зависит от развития общества и политической системы.
К примеру, такой институт, как церковь, не являющийся полностью политическим институтом, в феодальном обществе играл основную роль в политике. Следовательно, характер института и его функциональные аспекты обусловлены свойствами системы, как единого целого.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
ИНСТИТУ́Т ПОЛИТИ́ЧЕСКИЙ
Том 11. Москва, 2008, стр. 410
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНСТИТУ́Т ПОЛИТИ́ЧЕСКИЙ, 1) устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий политич. отношения в обществе. Устойчивость И. п. достигается: за счёт установления норм, регламентирующих характер взаимодействия; применения санкций, препятствующих отклонению от нормативных моделей поведения; усвоения людьми сложившегося институционального порядка. При наличии этих условий И. п. становится объективным, самовоспроизводящимся социальным образованием, не зависящим от воли и желания отд. индивида и побуждающим его ориентироваться в своём поведении на предписываемые модели, нормы и правила. В совр. обществе принято выделять следующие И. п.: институт парламентаризма (регулирует отношения в сфере выработки осн. правовых норм, законов и представительства интересов разл. социальных групп в государстве); институты исполнит. власти (регулируют систему взаимодействий, которая складывается между органами, должностными лицами, осуществляющими текущее управление обществ. делами и населением страны); институт гос. службы (регулирует проф. деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе); институт главы государства (обеспечивает устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени всего народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституц. прав граждан); институты судопроизводства (регламентируют отношения в связи со спорами и конфликтами).