Что такое политическое господство
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО
Смотреть что такое «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО» в других словарях:
Политическое бытие общества — кратко Основные сферы жизни общества Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды… … Малый тезаурус мировой философии
ГОСПОДСТВО — – сложившаяся и узаконенная форма проявления особого вида власти, связанная с угнетением и сопровождаемая разделением социальных групп и индивидов на господствующих и подчиненных, соответствующей иерархией. Власть только в особых случаях… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
господство — см. господствовать; а; ср. Госпо/дство крупных монополий. Госпо/дство в воздухе. Политическое госпо/дство … Словарь многих выражений
Господство политическое — определенное структурирование в обществе отношений власти (управления) и подчинения, организационное и законодательное оформление разделения в обществе управленческой деятельности и обычно связанных с ней привилегий … Социологический словарь Socium
ГОСПОДСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ — закрепленный в государственно правовом устройстве политический порядок, при котором одни управляют, а др. подчиняются … Политология: словарь-справочник
Социально-экономическое и политическое развитие Германии в XVIII в. Борьба Пруссии и Австрии за гегемонию в Центральной Европе — Господство крепостного права Мекленбург, Бранденбург, Померания, Восточная Пруссия, Силезия оставались в XVIII в. главными районами распространения позднего немецкого крепостного права, наиоолее ярко характеризующего господство феодальной реакции … Всемирная история. Энциклопедия
Управление политическое — основная форма регулирования общественных отношений в классовом обществе, которая осуществляется публичным образом через власть государства. От всех остальных форм управления политическое отличается абсолютным характером в пределах политической … Политология. Словарь.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ тип отношений между субъектами политики, при котором они оказывают взаимное влияние друг на друга, происходит определение и переопределение символических значений его участниками. Политическое взаимодействие,… … Философская энциклопедия
Равновесие политическое — принцип, в силу которого державы стремятся не допускать такого усиления одной или нескольких из них, которое было бы опасно для других. Принцип этот является действующим и руководящим в международных отношениях начиная с XVII в., преимущественно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Культурно-политическое устройство Древнего Рима — Для улучшения этой статьи желательно?: Добавить иллюстрации. Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Викифицировать статью … Википедия
Политическое господство и легитимность
· Понятие политического господства
Для того чтобы упорядочить проявления власти, стабилизировать власть в обществе и сделать ее функционально способной, ее необходимо институциализироватъ, закрепить в форме политического господства.
Многие политологи, особенно европейские, считают категорию господства центральной, базовой для понимания политики, а изучение системы политического господства — одной из первейших задач политологии.
Политическое господство означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий — с одной стороны, и исполнительской деятельности — с другой.
«Господство, — писал Вебер, — означает шанс встретить повиновение определенному приказу».
Господство, неразрывно связано с властью, является формой ее организации в обществе. Политическая власть, опираясь на вооруженную силу, может возникнуть и до установления господства. Однако в этом случае она не сможет долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.
Научное понимание господства в отличие от его трактовки в повседневном языке этически нейтрально и не связано с такими негативными атрибутами, как эксплуатация, угнетение, подавление.
Господство — это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства.
· Политическая легитимность
Господство как институциализировавшаяся власть может по-разному оцениваться гражданами.
Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность.
Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с консенсусом общества в области основополагающих политических ценностей.
Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен. Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, может быть присуща и нелегитимной власти.
Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:
1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков.
Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами.
Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.
2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности.
Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства.
В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.
3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность.
Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур.
В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.
Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств.
Это преимущественно структурная или институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям.
Хотя нередко, особенно в молодых демократиях, легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны, руководителя государства.
В современном мире легитимность власти нередко отождествляют лишь с ее демократической легитимностью.
Легитимность власти не ограничивается ее тремя, ставшими классическими типами.
Существуют и другие способы легитимации и соответственно типы легитимности.
Один из них — идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической.
В странах командно-административного социализма была широко распространена классовая легитимность.
Во второй половине XX в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегают кнационалистической легитимации своей власти, нередко устанавливая этнократические режимы.
Идеологическая легитимация основывается на внедрении в сознание и подсознание людей определенной «официальной» идеологии с помощью методов убеждения и внушения.
· Соотношение легитимности и эффективности власти
Легитимность власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан.
Однако их отношение к власти может быть не только ценностным, но и инструментальным — оценивающим ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям.
Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности.
Эффективность власти — это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий (экспектаций) граждан и, прежде всего, наиболее влиятельных слоев — элит.
В современных условиях легитимность и эффективность власти — два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.
Легитимность и эффективность власти взаимосвязаны. Любые типы легитимности власти очень во многом определяются надеждами населения на ее эффективность, т.е. удовлетворение его требований.
Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности, например в Чили, Южной Корее, Бразилии, впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря, успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.
Однако достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно.
В наши дни большое число государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетийособенно остро он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных переворотов в «третьем мире».
В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальной для большинства посткоммунистических стран.
Это связано с разрушением там традиционных, идеологических и харизматических механизмов легитимации, с отсутствием многих зрелых предпосылок, необходимых для демократии, и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократическим процедурам.
Неспособность правящих режимов таких государств вывести свои страны из кризиса подрывает доверие населения к рационально-правовым способам легитимации.
Для большинства из них, относительно слабо укорененных в политической культуре демократических ценностей, укрепление легитимности власти возможно, прежде всего, на пути практической демонстрации способности решать острые экономические и социальные проблемы.
Политическая власть распределена в обществе неравномерно. В любой стране мира, как в древности, так и сегодня, большинство людей не принимает непосредственного систематического участия в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии, основанной на признании граждан, народа источником власти, реальными повседневными ее носителями являются политические элиты и лидеры.
Вопросы для самоконтроля
1. Как соотносятся понятия «власть» и «политика»? Почему власть является центральным элементом политики?
2. Важнейшие аспекты трактовки власти:
4. Что такое объект власти? Особенности его взаимодействия с субъектом власти.
5. В чем заключается сущность природы подчинения. Мотивации подчинения.
6. Объясните смысл понятия ресурсов власти. Типы ресурсов. Как они соотносятся между собой? Какие из них, на ваш взгляд, являются важнейшими?
7. Какие существуют способы и механизмы властвования?
8. Назовите виды власти. Чем отличается политическая власть от всех остальных ее видов?
9. Назовите признаки политической власти. Какие из них являются доминантными?
10. Особенность конфигурации отношений властей в обществе.
11. Сущность политического господства и политической легитимности. Макс Вебер о типах легитимности власти. Какое значение имеет она для обеспечения прочности позиций и эффективной деятельности государственной власти?
12. Соотношение легитимности и эффективности власти.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ
Отношения власти в обществе очень многообразны, изменчивы, зачастую очень незаметны, относительны. Для того, чтобы упорядочить эти отношения, стабилизировать власть в обществе, сделать ее способной к выполнению возлагаемых на нее функций, власть должна быть закреплена в форме политического господства.
Политическое господство – это организационное оформление и закрепление в обществе отношений властвования и подчинения, разделение управленческого труда и связанных с ним социальных привилегий – с одной стороны, и исполнительской деятельности – с другой.Политическое господство возникает тогда, когда власть институируется, превращается в устойчивые отношения, когда в социальной организации устанавливаются позиции, занятие которых позволяют принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать. Как писал М.Вебер, «господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу».
Господство неразрывно связано с властью; господство есть форма общественной организации власти. Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются.
Господство как институировавшаяся власть может по-разному оцениваться гражданами. Отношение граждан к власти определяется таким понятием как легитимность. Легитимность власти – это положительная оценка, принятие населением власти, признание им ее права управлять и согласие подчиняться.Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, верой подавляющего большинства населения в то, что существующий порядок является наилучшим для данной страны, с консенсусом в области системополагающих политических ценностей.
Легитимность власти следует отличать от ее легальности. Это два близкие, но не тождественные понятия. Легитимность носит оценочный, этический и политический характер, а легальность – юридический и этически нейтральный.
Любая власть, издающая законы, даже самые непопулярные, и обеспечивающая их осуществление – легальна. В то же время она может быть нелегитимной, т.е. не приниматься народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия. В обществе может существовать не только нелегитимная, но и нелегальная власть, например, власть мафиозных структур.
Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес М.Вебер. Он, в частности, выделил три типа легитимности власти, отражающих особенности мотивов подчинения.
1) Традиционная легитимность. Она приобретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, как считал М.Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственной монархии, подкрепляющей авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.
2) Харизматическая легитимность(от греческогоблагодать, дар божий). Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, который иногда даже обожествляется; создается культ его личности. Харизматический способ легитимации часто используется в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или демократически выраженную волю большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институт власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.
3) Легальная или рационально—правовая легитимность.Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Это институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам (персональная легитимность).
В современной политологии к трем, ставшим уже классическими, типам легитимности добавлены и другие. Один из них – идеологическая легитимность.Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обеспечивает соответствие власти интересам народа, нации, класса. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология, и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической.
В странах командно-административного социализма широко использовалась классовая легитимность. Во второй половине ХХ века многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения прибегают к усиленнойнационалистической легитимности.Этот вид легитимности в большей или меньшей степени присущ всем современным государствам. В тоталитарных странах он осуществляется специально созданной системой идеологической индоктринации, «промывания мозгов», в демократических государствах – механизмами социализации, действующими как стихийно, в ходе усвоения человеком господствующих в обществе политических норм и ценностей, так и целеустремленно – через систему общего и политического образования, а также через СМИ.
Идеологическая легитимность основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения. Однако, в отличие от рационально-правовой легитимности, апеллирующей к сознанию, разуму, она – однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, активного участия граждан в выработке идеологии.
Идеологическая и любая другая легитимность власти постепенно ослабевает, если не подкрепляется ее реальной эффективностью. Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею тех функций и ожиданий (экспектаций), которые возлагает на нее большинство населения и прежде всего наиболее влиятельные политические и экономические слои – элита.В современных условиях легитимность на основе эффективности – в конечном счете решающий фактор доверия к власти и ее поддержки гражданами. И рационально-правовая, и харизматическая, и другие типы легитимности связаны с надеждой населения на эффективность власти, т.е. удовлетворение его требований. Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности (например, в Чили, Южной Корее, Бразилии и других странах), впоследствии в значительной мере приобрели ее, благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.
В наше время большое количество государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий наиболее остро он проявлялся в формах политической нестабильности, частых государственных переворотов. В последнее время проблема легитимности власти крайне актуальна и для большинства посткоммунистических стран. Неспособность правящих в них режимов вывести страны из кризиса подрывают доверие населения к рационально-правовым способам легитимности.
Как легитимность власти, так и весь политический процесс в целом прямо зависят от субъектов политики, о которых речь пойдет в следующих темах.
Вопросы для самоконтроля: Модуль 1, вопросы 38-47.
Понятие политического господства
Для характеристики властных отношений часто используется термин «господство». Для того, чтобы власть выполняла общественные функции, была прочной и стабильной, она должна быть институциализирована, то есть закреплена в определенных институтах, учреждениях, формах. Тем самым воспроизводятся и закрепляются отношения властвования и подчинения, разделение управленческого труда и связанные с ними привилегии. Тем самым устанавливается определенная социальная иерархия, лестница, и занятие тех или иных ступенек этой лестницы позволяет принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.
Формой общественной организации власти является господство. Господство определяется как механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает деление общества на господствующие и подчиненные группы, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение особого аппарата управления. Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых.
Господство включает экономические, политические, идеологические аспекты. Многие политологи считают экономическое господство наиболее важным, ибо это власть собственников средств производства, денег, других общественных богатств. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных кампаний и итоги выборов, используются для подкупа политиков, для влияния на средства массовой информации и т.д. Политическая власть санкционирует экономическое господство. Потому государственная власть есть верховенство экономически господствующих сил. Идеологическое господство призвано обосновать этот порядок, оправдать его, представить как справедливый и гуманный.
В современных демократических государствах всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией, участием трудящихся в принятии производственных решений, в распределении прибыли, налоговой политикой государства и другими способами. В этих странах достаточно самостоятельна политическая власть, способная подчинить экономическую власть собственным целям, иметь первенство над экономикой. Политическая власть не допускает монополизации средств массовой информации в руках определенных лиц и группировок, а также правительства, ибо это может помочь определенной группировке длительное время сохранять свое господство, невзирая на неэффективность экономической и иной политики. Демократический строй предполагает разделение господства путем формирования множества центров экономического влияния, разделения власти между государством, партиями, группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, утверждения культурно-информационного плюрализма, доступности образования.
Политическое господство проявляется обычно как средство приобретения социального господства, то есть привилегированного положения в обществе. Высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к знаниям для себя и своих детей. Богатство, в свою очередь, повышает шансы на вхождение в политическую элиту, доступ к образованию, средствам массовой информации. Таким образом, происходит накопление власти, усиление господства. Альтернативой господству является самоуправление общества, однако оно возможно в небольших пределах и территориях, а не в рамках современных государств.