Что такое политическое образование

ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

О.п. позволяет приобщиться к таким важным, компонентам гражданской культуры, как: научные представления об отношениях между гражданами, гражданином и обществом; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, гражданский мир и согласие, государственное единство, любовь и уважение к Отечеству, вера в добро и справедливость и др.; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества.

Смотреть что такое «ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ» в других словарях:

ОБРАЗОВАНИЕ — ОБРАЗОВАНИЕ, образования, ср. 1. только ед. Действие по гл. образовать образовывать и образоваться образовываться. Образование общего революционного фронта против эксплуататоров. Образование государства. Образование горных пород. Образование… … Толковый словарь Ушакова

ОБРАЗОВАНИЕ — духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. При … Философская энциклопедия

Образование в Боснии и Герцеговине — Образование во время гражданской войны В 1990 1991 в школах страны обучались 720 тыс. человек. В первой половине 1990 х годов в результате военных действий сильно пострадали учебные заведения. С возвращением к мирной жизни правительство в первую… … Википедия

Политическое убежище — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

Политическое устройство Республики Сербской — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

образование в третьем рейхе — В течение многих столетий образовательная система Германии служила образцом для всего мира. Организация обучения, начиная с детского сада и кончая университетом, статус учителя, сущность учебного плана все это вызывало широкое восхищение. За 12… … Энциклопедия Третьего рейха

ОБРАЗОВАНИЕ — в соответствии с Законом РФ «Об образовании» это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством… … Профессиональное образование. Словарь

Политическое устройство Пакистана — Координаты: 29°24′00″ с. ш. 69°11′00″ в. д. / 29.4° с. ш. 69.183333° в. д. … Википедия

Образование гражданское — Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы … Официальная терминология

Образование империи Маурьев — К первой половине I тысячелетия до н. э. у большинства племён и народностей, населявших Северную Индию, уже сложилось классовое общество, и на большей части этой территории существовали многочисленные мелкие рабовладельческие государства. Первая… … Всемирная история. Энциклопедия

Источник

Политическое образование в России: цели, структура, содержание

Что такое политическое образование. Смотреть фото Что такое политическое образование. Смотреть картинку Что такое политическое образование. Картинка про Что такое политическое образование. Фото Что такое политическое образование

Исходя из того, что миссия политического образования заключается в обеспечении стабильности политической системы общества, особое значение приобретает проблема определения цели этого образования и ее деструктуризации на конкретные задачи.

Прежде всего, возникает вопрос: должно ли политическое образование быть частью элитарного образования, служить целям подготовки к политической деятельности представителей элитных групп? Или же главной, ключевой задачей политического образования в России на данном этапе является подготовка «политической личности» – «homo politicus» – человека, творящего политику своей активной политической позицией и участием в публичной политической деятельности. От того, какой вариант ответа мы выбираем, зависят содержание и модель политического образования.

Если элитарную модель политического образования можно определить в основном как «знаниевую», нацеленную на передачу соответствующих знаний об устройстве политической власти, ее механизмах, способах завоевания власти, системах ее организации и т.д., то вторую модель можно условно определить как «смысловую», нацеленную на трансляцию смыслов о сути «политического», раскрытие понятия «политического».

Совокупность указанных моделей политического образования способна охватить тех, кто обладает обыденным сознанием (а их в стране подавляющее большинство), тех, кто находится на переходном уровне, и тех, кто обладает научным сознанием.

В целях достижения своей цели – подготовки «политической личности» – человека, творящего политику своей активной политической позицией, политическое образование должно структурно состоять из трех уровней.

1. Базовый уровень, ориентированный на старшеклассников и студентов, обладающих обыденным сознанием, для которых политология и политические науки не являются основной дисциплиной.

2. Фундаментальный уровень, ориентированный на тех, кто находится на переходном уровне политического сознания и стремится к научному сознанию.

3. Высший уровень, ориентированный для тех, кто уже находится в сфере политики и стремится к специализации политической деятельности.

Было бы принципиально неверным бескомпромиссно навязывать аудитории (в том числе старшеклассникам и студентам) роль политолога или политического философа и достаточно сложный теоретический стандарт, включающий основные политологические понятия и сравнительный анализ различных теоретических моделей и их элементов. Этот стандарт не имеет ничего общего с индивидуальной практикой политической деятельности людей и приводит к потере интереса аудитории к политическому образованию, в частности, и к политологии в целом.

Массовое политическое образование, особенно ориентированное на старшеклассников и студентов, для которых политология не является основной дисциплиной, должно быть нацелено, прежде всего, на социализацию личности и воспитание гражданина, ориентировано на его индивидуальную практику, индивидуальные интересы и возможность воздействовать на политический процесс с тем, чтобы гражданин увидел и осознал свое место в политической системе, усвоил, как используя эту систему реализовать свои гражданские права и свободы.

Что касается второго уровня политического образования (для лиц, находящихся на переходном уровне политического сознания), то оно концентрирует внимание на фундаментальных основах «политического», включая различные политические теории устройства власти, политического поведения, политического участия и т.п. Фундаментальное политическое образование формирует широкое представление о сути «политического», лишенное догматизма и идеологической зашоренности, критическое отношение к современной политической действительности в сочетании с творческой личностной установкой на ее совершенствование. В этом видится главная цель фундаментального политического образования.

И, наконец, высший уровень политического образования подразумевает профессиональное образование, специализированное по видам деятельности. Например: государственное (административное) управление; парламентаризм и организация деятельности публичных выборных органов государственной власти; «третий сектор» и организация деятельности неправительственных общественных объединений и т.д. Перечень курсов (циклов, дисциплин), входящих в состав политического образования высшего (профессионального) уровня, обязан быть гибким, быстро откликающимся на запросы и проблемы реальной политической практики. Можно сказать, что этот уровень должен отвечать современным требованиям лиц, непосредственно принимающих политические решения, и лиц, вырабатывающих предложения для этих решений (политических советников, консультантов, помощников).

Иными словами, речь идет о необходимости нахождения оптимального соотношения теоретических и прикладных (инструментальных) аспектов политологического образования на каждом из его уровней.

Не менее важной с точки зрения обеспечения выполнения целей и задач, стоящих перед политическим образованием, является проблема соотношения политического образования и политического воспитания. В современной России они зачастую вступают в конкурентные взаимоотношения между собой, что ведет к возникновению противоречий между ними.

С одной стороны, мы наблюдаем разрыв между тем, чему мы учим, и тем, как воспитываем. Надо ли говорить о том, что такой разрыв «заживо хоронит» все благие цели политического образования.

Второй тип противоречия – это когда воспитание стремится подменить собою образование, взять на себя несвойственные ему функции «учить уму-разуму», навязывать человеку знание, рожденное чувством, переживанием, при этом прямо или косвенно выдавая его за знание, рожденное разумом (в данном случае – эмпирической наукой). Другими словами, тот, кто должен учить, вместо знаний дает своим слушателям субъективные политические оценки, а это уже не образование, это – политика. И прав был Макс Вебер, когда писал: «. Пророку и демагогу не место на кафедре в учебной аудитории. Пророку и демагогу сказано: «Иди на улицу и говори открыто»».

Ясно одно: для общества и индивидов нежелателен и контрпродуктивен как разрыв между образованием и воспитанием, так и подмена одного другим. Мы должны прочертить четкую грань между собственно политическим образованием, гражданским воспитанием и индоктринацией, когда образование не столько «образовывало», сколько воспитывало, «переделывало» человека, преследуя цель сформировать у обучаемого соответствующий политический идеал, представить окружающую действительность как производную от этого идеала.

В связи с этим, во-первых, было бы полезно профессиональному сообществу преподавателей, занятых политическим образованием, выработать нечто вроде «цехового кодекса чести», в котором определить, каким должен быть преподаватель, занятый политическим образованием, что он вправе делать, а от чего должен воздерживаться и т.п. (например, за основу можно было взять т.н. «Бойтельсбахское согласие», выработанное в Германии педагогическим сообществом в сфере политического образования).

Во-вторых, мы должны исходить из императива неразрывности исследовательской практики и преподавания. Необходимо избавляться от того положения, когда преподаванием занимаются «чистые преподаватели», не знающие актуальной политической реальности и не исследующие ее методами своей науки. Кстати, это положение содержится в Государственном стандарте по специальности 020200 – «Политология, должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью».

В-третьих, те учебные заведения и кафедры, а также преподавательские научные коллективы, которые ведут активную научную работу по наиболее актуальным направлениям изучения политических явлений и процессов, происходящих в нашем Отечестве, должны претендовать на государственный образовательный заказ и тем самым повышать свой статус как образовательного учреждения.

Обеспечению стабильности политической системы общества через развитие политического образование отнюдь не способствует ситуация, сложившаяся на российском рынке политических услуг. Сегодня разного рода политические комментаторы, располагающие каналами выхода на максимально широкую общественную аудиторию, влияют на политическое образование общества заметно активнее, чем институт академического политического образования. В целом, видно, что и власть, и, в какой-то мере, общество в современной России склонны отвергать неприятные истины, получаемые политической наукой, предпочитая иметь дело с мифами.

Не менее важным для понимания места и роли политического образования в современной России является вопрос о том, что вкладывается в понятие «стабильность». Вопрос далеко не праздный, он сущностный. От этого также зависит построение системы политического образования и его эффективность. Честно говоря, я бы вообще вел речь не о «стабильности», а об «устойчивости», поскольку вся российская история свидетельствует: у нас «стабильность» ассоциируется с застоем, «болотом».

В патерналистском смысле понятие устойчивости ассоциируется с «сохранением иерархии» (ценностей, целей, приоритетов, иерархии смыслов, а также фактического положения, т.е. статуса отдельных частей системы). Это совершенно иная ассоциация. Она сродни скорее выстраиванию пирамиды, в процессе проектирования и создания которой архитектор озабочен тем, чтобы она не рухнула. Пирамида должна расти строго вверх, не отклоняясь от вертикали. Всякое отклонение на каком-либо уровне от основания пирамиды угрожает ей разрушением. Иными словами, речь идет об «устойчивости вертикально ориентированной конструкции, которую можно достраивать, но рискованно перестраивать, поскольку это может угрожать разрушением всей конструкции или ее части».

Представляется, что вся наша система политического образования (не в смысле ее построения, а в смысле содержания) больше тяготеет ко второму пониманию устойчивости, формирует его у аудитории. Но жесткое иерархическое построение систем далеко не во всех случаях оказывается эффективным. Свидетельство тому – усложняющийся и мало предсказуемый современный мир, подверженный бифуркционным (скачкообразным) изменениям, расширению сетевых структур, успешно конкурирующих с жесткими иерархиями. Сможем ли мы учесть в политическом образовании эти противоречия и выработать подходы, адекватные складывающейся очень непростой ситуации? Вопрос остается открытым.

В целом проблему необходимо рассматривать шире – образование (а политическое образование в первую очередь) должно стать прорывной площадкой для развития всего российского общества. Это непростая задача. Необходимо выделить цели общецивилизационного развития и на этой основе – цели конкретных направлений социокультурных прорывов в различных сферах и отраслях России и спроецировать их на сферу политического образования. Созидательная миссия политического образования сможет быть выполнена при условии успешной реализации заявленных целей образования через более высокие темпы и качество обучения, более интенсивный способ жизни внутри самой системы политического образования, опережающие другие сферы российского общества.

Автор: Вячеслав Петров, кандидат философских наук, главный редактор сайта «Политическое образование»

Примечание: статья была подготовлена в декабре 2010 года для интернет-журнала «Политическое образование»

Источник

Политическое образование в России и его функции

Вы будете перенаправлены на Автор24

Политическое образование это:

При этом особенности политического образования зависят от сложившихся в обществе определённых стандартов политической культуры.

История политологии

Рассмотрим особенности политического образования в России на примере науки политологии.

Политология как отдельная научная дисциплина зародилась в Западной Европе и в США во второй половине XIXвека. В Российской империи наука о политике была развита слабо, а в советский период была под фактическим запретом, поскольку не соответствовала идеологическим и политическим задачам советского руководства.

Однако, в 1955 г. в Советском Союзе создается ассоциация политической науки, ставшая впоследствииРоссийской ассоциацией политологов, которая в 1961 г. вступила в Международную ассоциацию политической науки.

Отметим, что в Советском Союзе существовала система политического образования, однако её особенностью была подконтрольность и заданность правящей марксистско-ленинской идеологии. В результате с одной стороны учащиеся получали представления о политике и политической жизни советского государства и мира, а с другой все знания о политике были сугубо идеологического характера. И целью предоставления таких знаний было создание особого идеологического знания о политике и, следовательно, отсутствие объективного критического анализа тех или иных событий.

Всё это привело к противоречивой ситуации, когда идеологические знания входили в противоречия с реальностями жизни, что вело к разочарованию в идеологии, а впоследствии и самим государством.

Однако, начало перестройки изменило ситуацию и в 1989 году Высшая аттестационная комиссия ввела политологию как одну из научных дисциплин, а впоследствии Постановлением Правительства Российской Федерации политология была определена и как учебная дисциплина в вузах.

Готовые работы на аналогичную тему

В настоящее время в России отсутствует, какая либо правящая идеология, что способствует возможности преподавания в вузах и средних школах, не ангажированных знаний о политике и её структуре и свойствах. Также к положительным моментам современного преподавания политических дисциплин является использование мультимедийных технологий, привлечение к преподаванию молодых специалистов.

Негативным моментом преподавания является сокращение часов на ведение предметов, недостаток новой научной литературы из –за ограниченного доступа к ней, отрицательное нигилистическое отношение молодежи к предмету в частности и к политике в целом.

Цели и функции политического образования

Итак, целями политического образования являются:

К функциям политического образования относится:

Особенности политологии как науки

Политология – наука о политике, как о сложной взаимосвязанной системе политических отношений, институтов, взглядов и идей, направленных на управление обществом и государством или достижения власти.

Объектом политологии является политика и политическая сфера общества.

Предметом политологии является выявление закономерностей и особенностей политической власти, а именно её сущностей, видов, характеров политического первенства, политической элиты, партийной системы, политические процессы и политическую культуру соответствующего общества.

Функции политологии как научной дисциплины можно разделить на познавательные и рикладные

Познавательные функции: методологическая, теоретическая, объяснительная, описательная.

Методологическая функция предназначена для выработки способов и методов осмысления политических процессов и событий и их последующий анализ.

Теоретическая означает создание политической теории как систематизированного знания о связях и закономерностях политического процесса.

Объяснительная отвечает на те или иные вопросы касающиеся политической жизни и политических процессов в стране и мире.

Описательная служит для сбора, накопления определённой информации касающейся политических процессов с целью дальнейшей выработки и проверки специальных гипотез и теорий на основе собранного материала.

Источник

Вячеслав Петров: Политическое образование в России: цели, структура, содержание

1. Базовый уровень, ориентированный на старшеклассников и студентов, обладающих обыденным сознанием, для которых политология и политические науки не являются основной дисциплиной.

2. Фундаментальный уровень, ориентированный на тех, кто находится на переходном уровне политического сознания и стремится к научному сознанию.

3. Высший уровень, ориентированный для тех, кто уже находится в сфере политики и стремится к специализации политической деятельности.

Было бы принципиально неверным бескомпромиссно навязывать аудитории (в том числе старшеклассникам и студентам) роль политолога или политического философа и достаточно сложный теоретический стандарт, включающий основные политологические понятия и сравнительный анализ различных теоретических моделей и их элементов. Этот стандарт не имеет ничего общего с индивидуальной практикой политической деятельности людей и приводит к потере интереса аудитории к политическому образованию, в частности, и к политологии в целом.

Массовое политическое образование, особенно ориентированное на старшеклассников и студентов, для которых политология не является основной дисциплиной, должно быть нацелено, прежде всего, на социализацию личности и воспитание гражданина, ориентировано на его индивидуальную практику, индивидуальные интересы и возможность воздействовать на политический процесс с тем, чтобы гражданин увидел и осознал свое место в политической системе, усвоил, как используя эту систему реализовать свои гражданские права и свободы.

Что касается второго уровня политического образования (для лиц, находящихся на переходном уровне политического сознания), то оно концентрирует внимание на фундаментальных основах «политического», включая различные политические теории устройства власти, политического поведения, политического участия и т.п. Фундаментальное политическое образование формирует широкое представление о сути «политического», лишенное догматизма и идеологической зашоренности, критическое отношение к современной политической действительности в сочетании с творческой личностной установкой на ее совершенствование. В этом видится главная цель фундаментального политического образования.

И, наконец, высший уровень политического образования подразумевает профессиональное образование, специализированное по видам деятельности. Например: государственное (административное) управление; парламентаризм и организация деятельности публичных выборных органов государственной власти; «третий сектор» и организация деятельности неправительственных общественных объединений и т.д. Перечень курсов (циклов, дисциплин), входящих в состав политического образования высшего (профессионального) уровня, обязан быть гибким, быстро откликающимся на запросы и проблемы реальной политической практики. Можно сказать, что этот уровень должен отвечать современным требованиям лиц, непосредственно принимающих политические решения, и лиц, вырабатывающих предложения для этих решений (политических советников, консультантов, помощников).

Иными словами, речь идет о необходимости нахождения оптимального соотношения теоретических и прикладных (инструментальных) аспектов политологического образования на каждом из его уровней.

Не менее важной с точки зрения обеспечения выполнения целей и задач, стоящих перед политическим образованием, является проблема соотношения политического образования и политического воспитания. В современной России они зачастую вступают в конкурентные взаимоотношения между собой, что ведет к возникновению противоречий между ними.

С одной стороны, мы наблюдаем разрыв между тем, чему мы учим, и тем, как воспитываем. Надо ли говорить о том, что такой разрыв «заживо хоронит» все благие цели политического образования.

Ясно одно: для общества и индивидов нежелателен и контрпродуктивен как разрыв между образованием и воспитанием, так и подмена одного другим. Мы должны прочертить четкую грань между собственно политическим образованием, гражданским воспитанием и индоктринацией, когда образование не столько «образовывало», сколько воспитывало, «переделывало» человека, преследуя цель сформировать у обучаемого соответствующий политический идеал, представить окружающую действительность как производную от этого идеала.

В связи с этим, во-первых, было бы полезно профессиональному сообществу преподавателей, занятых политическим образованием, выработать нечто вроде «цехового кодекса чести», в котором определить, каким должен быть преподаватель, занятый политическим образованием, что он вправе делать, а от чего должен воздерживаться и т.п. (например, за основу можно было взять т.н. «Бойтельсбахское согласие», выработанное в Германии педагогическим сообществом в сфере политического образования ).

Обеспечению стабильности политической системы общества через развитие политического образование отнюдь не способствует ситуация, сложившаяся на российском рынке политических услуг. Сегодня разного рода политические комментаторы, располагающие каналами выхода на максимально широкую общественную аудиторию, влияют на политическое образование общества заметно активнее, чем институт академического политического образования. В целом, видно, что и власть, и, в какой-то мере, общество в современной России склонны отвергать неприятные истины, получаемые политической наукой, предпочитая иметь дело с мифами.
Не менее важным для понимания места и роли политического образования в современной России является вопрос о том, что вкладывается в понятие «стабильность». Вопрос далеко не праздный, он сущностный. От этого также зависит построение системы политического образования и его эффективность. Честно говоря, я бы вообще вел речь не о «стабильности», а об «устойчивости», поскольку вся российская история свидетельствует: у нас «стабильность» ассоциируется с застоем, «болотом».

В патерналистском смысле понятие устойчивости ассоциируется с «сохранением иерархии» (ценностей, целей, приоритетов, иерархии смыслов, а также фактического положения, т.е. статуса отдельных частей системы). Это совершенно иная ассоциация. Она сродни скорее выстраиванию пирамиды, в процессе проектирования и создания которой архитектор озабочен тем, чтобы она не рухнула. Пирамида должна расти строго вверх, не отклоняясь от вертикали. Всякое отклонение на каком-либо уровне от основания пирамиды угрожает ей разрушением. Иными словами, речь идет об «устойчивости вертикально ориентированной конструкции, которую можно достраивать, но рискованно перестраивать, поскольку это может угрожать разрушением всей конструкции или ее части».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *