Что такое политическое прогнозирование

Прогнозирование политических процессов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Прогнозирование политических процессов

Политический процесс является одной из основных категорий анализа политической жизни. Он представляет собой определённые, связанные с друг другом моменты, направленные на совершение ряда запланированных действий, с целью получения необходимого результата.

Прогнозирование – выводы, основанные на научных наблюдениях и статистических и иных материалах которые позволяют выделять в далёком или близком будущем главные и неосновные варианты развития тех или иных событий.

Политическое прогнозирование – набор определённых методик, которые помогают определить возможные варианты развития политических событий.

Особенности политического прогнозирования

Цель прогнозирования не носит чёткого определённого характера. Целью политического прогнозирования является на основе текущей информации вывести возможные наиболее вероятные варианты развития политического процесса.

Перечислим особенности политического прогнозирования:

Методологической основой прогнозирования, в том числе и политического, является материалистическая гносеология, как знания, основанные, на конкретных фактах и доказательствах. При этом данная методология рассматривает существующий мир как объективный и познаваемый. Всё же, что ещё неизвестно будет рано или поздно раскрыто.

Готовые работы на аналогичную тему

Методы политического прогнозирования.

Исследование операций – метод заключается в поиске наиболее подходящего и верного решения. Первоначально этот метод использовался в военных стратегических разработках. В частности, при помощи этого метода разрабатывался американскими военными наилучший способ борьбы с японскими летчиками – камикадзе. Впоследствии метод исследования операций стал использоваться для расчетов и планирования деятельности в международной, политической и экономической сфере взаимоотношений. Современным примером использования такого метода в военном планировании могут выступать войны США против Ирака, окончившиеся полным поражением последнего.

Системный анализ позволяет на основе определённых фактов настоящего выявить возможные варианты будущего, учитывая разнообразные альтернативные пути развития событий. В политической деятельности использование метода помогает руководителю выбрать наиболее подходящий путь развития своей политической деятельности, партийной организации, государства. Данный метод вышел из среды математических наук, однако вскоре стали использоваться и военной сфере и политической сфере. Его применение позволяет на основе разнообразных данных различных специалистов более качественно различать как варианты развития событий, так и последствия их свершения.

Метод моделирования (или оптимизация решений) – является методом, с помощью которого создаются определённые модели возможных сценариев развития событий. Из созданных моделей развития политического процесса выбирается наиболее подходящий вариант заданным условиям.

К методам моделирования также относится методы линейного и динамического программирования. Плюсом использования таких методов является создание и рассмотрение большого количества вариантов развития событий.

К недостаткам относится невозможность четкого и ясного прогнозирования на большой период времени в будущем из-за отсутствия дополнительной информации.

Метод экстраполяции используется для создания определённых моделей развития основанных на статистических и логических данных. В данном методе используются современные достижения в области математики и кибернетики. Для более качественного расчета политического процесса метод экстраполяции используется в сочетании с системным подходом, который учитывает и логический анализ и оценки экспертов и нормативные данные.

Метод экспертных оценок – используется как сбор и анализ мнений и выводов ряда экспертов по определенным вопросам. Мнения и заключения экспертов могут служить важным источником информации для политического руководства и могут влиять на прогнозирование и развитие политического процесса. Качество и результат экспертных оценок зависит от компетентности и профессионализма специалистов, а также от выбора тех или иных экспертов заинтересованной стороной

Метод Дельфи – является разновидностью метода экспертных оценок. Своё название он получил от предсказателя из Древней Греции – дельфийского оракула и, потому, метод также называют методом дельфийского оракула. Данный метод основан на изучении того объекта, будущее которого необходимо спрогнозировать. При обработке ответов при этом используются математические методы, сами же эксперты остаются анонимными.

Итак, методы политического прогнозирования основываются на объективных данных полученных, в том числе путем построения математических, логических моделей и анализа мнений экспертов- специалистов.

Методы политического прогнозирования можно применять как в международных отношениях связанных с политикой и экономикой, так и на уровне региональном, что бы иметь возможность увидеть возможные политические и экономические последствия развития района, города, области, и по возможности, предотвратить, вероятные негативные последствия реформ и экономических кризисов.

Источник

Политическое прогнозирование

Политическое прогнозирование – это процесс получения научно обоснованных знаний о возможном состоянии политической жизни общества, политической ситуации, политики в будущем на основе уже известных знаний об их прошлом и настоящем.

Научное предвидение не может претендовать на абсолютно точное и полное знание будущего, на свою обязательную достоверность: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности. Следовательно, научное предвидение есть вероятное знание. Степень его достоверности зависит от ряда факторов:

1. Срок, который отделяет нас от предвидимого события, явления, процесса.

2. Знания соответствующих закономерностей, традиций, менталитета.

3. Сложность и динамичность прогнозируемого состояния общества или отдельного его компонента.

Всякое будущее таит в себе много неопределенностей. И естественно стремление человека заглянуть в это будущее, с тем, чтобы предсказать возможный ход событий, снизить уровень этой неопределенности. Непосредственная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что, заглядывая в будущее, он имеет возможность предвидеть последствия решений, принимаемых сегодня, корректировать эти решения с учетом их последствий в будущем. Кроме того, никогда, пожалуй, в прошлом будущее не было столь неопределенным, пугающим, как в наше время. Поэтому и такое стремление как можно в большей мере рассеять эту неопределенность, более ясно увидеть перспективу.

Политическое прогнозирование – вероятностное суждение о динамике важнейших характеристик политического рынка, о перспективах будущего состояния того или иного политического явления и их альтернативных вариантах при условии выполнения заранее сформулированных гипотез и предпосылок.

Целью политического прогнозирования является начертание картины вероятного будущего: определение возможных состояний политических событий, явлений и процессов, своевременное предвидение желательных и нежелательных событий. Хотя прогнозирование не только наука, но и искусство, применяемые для прогноза методы опираются на научные законы, используя прогностическую функцию научных теорий.

Объектом политического прогнозирования выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом – познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов.

Типы политического прогнозирования:

1. Внутриполитическое прогнозирование охватывает всю сферу внутренней политики и связано, с одной стороны, с оценками конкретных политических событий (эту работу выполняют государственные и политические органы), с другой – с оценками политических процессов в деятельности самих политических институтов общества.

2. Внешнеполитическое прогнозирование касается области международных отношений и внешней политики, оценок политической обстановки в мире, тенденций и факторов ее развития.

Методологической базой политического прогнозирования являются принципы научного предвидения: это результат исследования закономерностей развития политической жизни, анализа политических событий прошлого и настоящего.

Политическое прогнозирование – это часть практической политики. Оно должно учитывать обратное воздействие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может приводить к их политической активности или, наоборот, к пассивности и апатии.

Типология политических прогнозов:

1. Поисковый прогноз призван описывать возможное состояние того или иного политического явления, процесса, события в будущем, исходя из действующих тенденций с учетом управляющих воздействий.

Такой прогноз отвечает на вопрос, что вероятнее произойдет при условии сохранения существующих тенденций.

2. Нормативный прогноз связан с постановкой целей, описывает желаемое состояние, пути и средства его достижения.

Такой прогноз отвечает на вопрос, какими путями достичь желаемого.

3. Краткосрочный прогноз рассчитан на период до 1 года. Как правило, они относятся к перспективной оценке отдельных, частных событий, таких, как исход выборов, развитие того или иного политического кризиса.

4. Среднесрочные, на период 5 – 7 лет, связанные с развитием систем макроуровня (государства, системы международных отношений).

5. Долгосрочные прогнозы охватывают период до 20 лет, затрагивая чаще всего самые общие проблемы глобального политического развития.

6. Сверхдолгосрочный (дальнесрочный) выходит за пределы долгосрочных и рассчитан на далекую перспективу.

Долгосрочные прогнозы приобрели популярность лишь в последние десятилетия, они разрабатываются научными центрами, учреждениями ООН, занимающимися проблемами мирового развития, вопросами укрепления мира и безопасности между народами.

В практику политического прогнозирования все больше внедряется оперативный прогноз, охватывающий обычно ближайшие 1 – 3 месяца. На протяжении этого периода, как правило, не ожидается существенных изменений объекта исследования.

29.Прикладная политологи: политический менеджмент.

30.Прикладная политологи: политический маркетинг.

Источник

Что такое политическое прогнозирование

Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Кафедра политологии и социологии
П/р Колмаковой Н.Н.

Что такое политическое прогнозирование. Смотреть фото Что такое политическое прогнозирование. Смотреть картинку Что такое политическое прогнозирование. Картинка про Что такое политическое прогнозирование. Фото Что такое политическое прогнозированиеЧто такое политическое прогнозирование. Смотреть фото Что такое политическое прогнозирование. Смотреть картинку Что такое политическое прогнозирование. Картинка про Что такое политическое прогнозирование. Фото Что такое политическое прогнозирование

Что такое политическое прогнозирование. Смотреть фото Что такое политическое прогнозирование. Смотреть картинку Что такое политическое прогнозирование. Картинка про Что такое политическое прогнозирование. Фото Что такое политическое прогнозирование

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.

I. Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает предвидение, предсказание. Прогнозирование – это разработка прогноза.

Прогнозирование обычно понимают в широком и узком значении. В широком – это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.В узком – это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления. По выражению Б.И.Краснова «в самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности».

Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть своим интеллектом в будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.

Поэтому прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.

Прогнозирование в социальной сфере как научное предсказание, предвидение будущего состояния объекта требует информации о прошлом и настоящем состоянии этого объекта, о тенденциях его развития. Но даже при наличии исходных данных мы не способны сделать прогноз, если не понимаем социальных и экономических взаимосвязей внутри процесса, объекта, явления. Поэтому прогнозирование должно основываться на определенной теории. Без теории оно будет простым собиранием информации и разных предположений.

Прогнозирование практикуется во всех сферах жизни общества. Одним из его направлений является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика. Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю. Каждая из двух основных областей политики имеет свою специфику. Поэтому прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое.

Для выявления сущности политического прогнозирования необходимо охарактеризовать его особенности, специфику. Эта специфика прежде всего проявляется в своеобразии объекта прогнозирования, а затем связанных с ним особенностях целей и задач разработки прогнозов, а также подхода к выбору методов прогнозирования.

Объект политического прогнозирования очень широкий и сложный по структуре. Поэтому понятие «политическое прогнозирование» означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, социальной, духовной.

Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.

В целом в рассматриваемой сфере важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.

По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз – различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).
(к содержанию)

II. Каждый, кто разрабатывает научные прогнозы и применяет их в практической политике, так или иначе, вольно или невольно руководствуется принципом познаваемости действительности. Следовательно, методологической основой прогнозирования служит материалистическая гносеология.

Возможность существует объективно в самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития. Поэтому иного пути для прогнозирования будущего нет, кроме познания возможностей, тенденций, заключенные в настоящем состоянии политической системы. Таким образом, научный прогноз раскрывает будущее политическое событие как нечто объективно обусловленное предыдущим ходом вещей, то есть нечто детерминированное, предопределенное законами развития и функционирования политической системы.

Обычно считается, что за новыми явлениями, фактами и процессами развития настоящего стоит будущее, что в них имеется будущее. Однако утверждать это с достоверностью можно лишь с учетом действия вскрытых наукой законов развития объектов политического прогноза. Иначе говоря, важнейшей основой прогнозирования является действие объективных законов определенной области действительности, в данном случае политической.

Политическая жизнь представляет собой одну из сфер жизнедеятельности людей, общества. И ей так же, как и другим сферам, присущи существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи и отношения, то есть объективные закономерности.

Законы, действующие в социально-политической области, проявляются как тенденции или возможности, которые не всегда превращаются в действительность. Это, естественно, затрудняет разработку политических прогнозов.

Объективной основой прогнозирования является и системное строение политической сферы общества. Любая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность, единство. Свойства системы не сводятся к сумме свойств ее компонентов. Система активно воздействует на свои компоненты и преобразует их сообразно собственной природе. В то же время изменение каких-то элементов может привести к определенному изменению всей системы. Система иерархична по своей сущности: каждый ее элемент в свою очередь может рассматриваться как система, а сама исследуемая система представляет лишь один из компонентов более широкой системы. Все это необходимо учитывать при постановке целей и задач прогнозирования в рамках функционирования и развития политической системы, при разработке прогнозов и их использовании в практической политике.
(к содержанию)

III. Практика прогнозирования и ее теоретическое осмысление показали, что при осуществлении этой деятельности необходимо руководствоваться определенными принципами. Важнейшими из них являются принципы альтернативности и верификации.

Принцип альтернативности в данном случае означает, что при разработке прогноза должны быть предусмотрены, обоснованы все вероятные направления развития объекта, разные варианты превращения имеющейся возможности в действительность.

Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен. Верификация – это эмпирическая проверка теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами.

В настоящее время политическое прогнозирование располагает целым рядом методов. Среди них – экстраполяция, моделирование, экспертиза, коллективная генерация идей, построение сценариев, прогнозные графы, а также другие группы методов. Каждая группа содержит несколько способов разработки прогнозов.

Некоторые политологи подразделяют методы политического прогнозирования на объективные и спекулятивные. Объективные – это такие методы, которые основываются на существующих, установленных опытом тенденциях. В данном случае и решение принимается на этой же основе. К таким методам относятся экстраполяция, моделирование, экспертиза и некоторые другие. Спекулятивные – это такие методы, которые основываются на интуитивных рассуждениях, на осмыслении оснований науки и культуры. К подобным методам относятся коллективная генерация идей («мозговая атака»), написание сценариев, прогнозные графы и многие другие.

Рассмотрим кратко некоторые группы методов того и другого типа.

Одним из важнейших способов современного социально-экономического и политического прогнозирования является экстраполяция. Ее сущность заключается в том, что достоверные выводы по одной части какого-либо явления распространяются на другую часть, на явление в целом, на будущее данного явления. Экстраполяция – это ведущий метод прогнозирования будущего на основе существующих, действующих в настоящем тенденций.

Моделирование – это метод исследования объектов познания, то есть явлений, процессов, систем, на их моделях. Возможность моделирования, то есть переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает, воспроизводит, моделирует какие-либо его стороны. Прогнозирование методом моделирования базируется на том, что модель имеет теоретическую основу. При отсутствии теории, которая послужила бы основой для разработки предположения о будущих отношениях, одной информации о настоящем для этого недостаточно.

Конкретные методики, по которым ведется политическое прогнозирование, образуются путем сочетания ряда методов.
(к содержанию)

Источник

Политическое прогнозирование

Что такое политическое прогнозирование. Смотреть фото Что такое политическое прогнозирование. Смотреть картинку Что такое политическое прогнозирование. Картинка про Что такое политическое прогнозирование. Фото Что такое политическое прогнозирование Что такое политическое прогнозирование. Смотреть фото Что такое политическое прогнозирование. Смотреть картинку Что такое политическое прогнозирование. Картинка про Что такое политическое прогнозирование. Фото Что такое политическое прогнозирование Что такое политическое прогнозирование. Смотреть фото Что такое политическое прогнозирование. Смотреть картинку Что такое политическое прогнозирование. Картинка про Что такое политическое прогнозирование. Фото Что такое политическое прогнозирование Что такое политическое прогнозирование. Смотреть фото Что такое политическое прогнозирование. Смотреть картинку Что такое политическое прогнозирование. Картинка про Что такое политическое прогнозирование. Фото Что такое политическое прогнозирование

Что такое политическое прогнозирование. Смотреть фото Что такое политическое прогнозирование. Смотреть картинку Что такое политическое прогнозирование. Картинка про Что такое политическое прогнозирование. Фото Что такое политическое прогнозирование

Что такое политическое прогнозирование. Смотреть фото Что такое политическое прогнозирование. Смотреть картинку Что такое политическое прогнозирование. Картинка про Что такое политическое прогнозирование. Фото Что такое политическое прогнозирование

Политический процесс может быть представлен как смена различных политических ситуаций, через которые проходят в своем движении политическая система, ее отдельные институты и другие компоненты. В этом аспекте можно утверждать, что политика движется от ситуации к ситуации, а ситуация – элементарный «шаг» политического процесса. Под политической ситуацией понимается «состояние политической системы и комплекс взаимодействий между ее субъектами в определенный период времени»[350].

Политическая ситуация во всякой точке своего движения противоречива, а следовательно, проблемна. Любое политическое действие, движущее ситуацию, предполагает, как правило, выбор одного из «веера вариантов» сценария поведения, одного из способов решения проблемы.

Любая политическая система характеризуется некоторыми уже определившимися процессами и – одновременно – некоторыми зарождающимися, еще не выявившимися тенденциями. Эти последние процессы составляют как бы «поле неопределенностей», разобраться в котором предназначено политическому прогнозированию. В самом общем виде прогнозирование[351] – это опережающее отражение действительности. Исходя из природы общенаучного познания, можно сформулировать общенаучные требования к прогнозам. Это теоретическая и эмпирическая обоснованность; системность; адекватность; комплексность; верифицируемость.

Политический прогноз имеет своим объектом политическую систему и политический процесс, а предметом – познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов. Под политическим прогнозом понимают разработку научно обоснованных суждений о вероятных состояниях всей политической системы или отдельных ее субъектов в будущем и о возможных путях и сроках их достижения.

Одной из особенностей политического прогноза является парадокс «самоосуществления и самоопровержения». Суть его состоит в том, что создание прогноза и обнародование его результатов может послужить толчком к его выполнению, тогда как в случае выполнения прогноза, ситуация могла бы развиваться совершенно другим образом.– выяснить.

В политической науке выделяют следующие виды прогнозов:

Что такое политическое прогнозирование. Смотреть фото Что такое политическое прогнозирование. Смотреть картинку Что такое политическое прогнозирование. Картинка про Что такое политическое прогнозирование. Фото Что такое политическое прогнозирование

Политическое прогнозирование существует как в рамках теоретической, так и прикладной политологии. Теоретическая политология рассматривает прогнозы, как выстраивание политической мегакартины одной страны или даже всего мира, т. е. рассмотрение возможных путей развития одной или многих политических систем на достаточно длительный период. К. В. Симонов называет такого вида прогнозы «политическими проектами будущего»[353].

Такая традиция политического прогнозирования имеет давнюю историю (например, Платон «Государство», Т. Мор «Утопия»). Если в Древнем мире, Средневековье, Просвещении предпринимались попытки построения оптимальных моделей будущей политической системы, то в XIX веке появились объяснения путей ее достижения (например, марксизм). Политическое проектирование будущего осуществляется и в настоящее время. Стоит напомнить имена таких мыслителей как О. Тоффлер, С. Хантингтон, Ф. Фукуяма, вокруг работ которых ведутся жаркие споры.

Политический прогноз в прикладной политологии связан с тем, что суждения о вероятном состоянии политической системы или отдельных ее субъектов в будущем имеют четко обозначенный период упреждения, связаны с возможностью оперативной реакции на них в виде политических решений.

Ученые выделяют следующие принципы разработки прогнозов в прикладной политологии:

Принцип системности – это принцип прогнозирования, требующий взаимосвязанности и соподчиненности прогнозов объекта прогнозирования и прогнозного фона и их элементов.

Принцип согласованности – это принцип прогнозирования, требующий согласования нормативных и поисковых прогнозов различной природы и различного периода упреждения.

Принцип вариантности – это принцип прогнозирования, требующий разработки вариантов прогноза исходя из вариантов прогностического фона.

Принцип непрерывности – это принцип прогнозирования, требующий корректировки прогнозов по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования.

Процедура разработки прогнозов состоит из следующих элементов:

Выделим следующие методы прогнозирования.

Политическая ситуация может развиваться по нескольким сценариям.

Сценарий – это способ установления логической последовательности событий с целью определения альтернатив развития больших систем. Сценариями называют различные (воображаемые, но правдоподобные) последовательности действий и вытекающих из них событий, которые могут произойти в будущем с исследуемой ситуацией. Эти последовательности имеют общее начало (настоящее начало), но затем возможные состояния различаются все сильнее, что и приводит к проблеме выбора. Один из возможных сценариев развития России до 2015 года представлен в книге «Россия – 2015: оптимистический сценарий» (М., 1999) под редакцией академика Л.И. Абалкина.

При оценке прогнозирования выделяют, как правило, следующие виды верификации прогнозов:

Прогнозирование является одной из составных частей любого познания, любой науки, в том числе и политологии. Занимаясь составлением прогнозов, необходимо помнить о социальной ответственности аналитика за результаты своего исследования, которыми можно распорядиться по-разному.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «политические технологии»?

2. Выделите основные виды технологических приемов в политике.

3. Раскройте содержание понятия «политическое манипулирование».

4. Охарактеризуйте методы принятия политических решений (консенсус, компромисс, гегемония).

5. Проанализируйте структуру избирательных технологий.

6. Перечислите основные приемы и способы технологий связи с общественностью.

7. Дайте определение “PR-технологий”.

8. Выделите основные направления в развитии PR-технологий в современной России.

9. Каковы, на ваш взгляд, цели и задачи политического менеджмента?

10. Определите слагаемые политического маркетинга?

Литература

1. Галкина Е. В. Политический менеджмент: Учебно-методическое пособие / Под ред. доктора полит. наук, доц. Косова Г. В. – Ставрополь: ООО «Мир данных», 2005.

2. Дегтярев А.А. Принятие политических решений. – М., 2004.

3. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М., 2003.

5. Жуков В. И. Политический менеджмент. Учебное пособие.- М., 2004.

6. Кара-Мурза С. Манипулирование сознанием. – М., 2002.

7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2000.

8. Косов Г.В. Социология. Политология. – М.-Ставрополь, 2003.

9. Лисовский С. Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: история, теория, практика. – М., 2000.

11. Марков С. PR в России больше чем PR. Технологии и версии. – М., 2001.

12. Нежданов Д. В. Политический маркетинг: вчера, сегодня, завтра. – Спб.: Питер, 2004.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *