Что такое политическое учение
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ
Смотреть что такое «ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ» в других словарях:
Культурно-политическое устройство Древнего Рима — Для улучшения этой статьи желательно?: Добавить иллюстрации. Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Викифицировать статью … Википедия
коммунизм — политическое учение о равенстве состояний, общности владений и о правах каждого на чужое имущество, крайний социализм Коммуна. Ср. Viel richtiger als die kommunistische Forderung des gleichen Genusses ist die socialistische Forderung eines… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Аристотель — У этого термина существуют и другие значения, см. Аристотель (значения). Аристотель Ἀριστοτέλης … Википедия
Папство — Содержание: внешняя история папства. Папские выборы. Список пап. Развитие теории папской власти. Внешняя история. Титул Папа (греч. πάππας = отец) до конца V в. употреблялся как почетное наименование всех епископов; с конца V в. он относился,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Либерализм — (Liberalism) Либерализм это политическое и филосовское учение, которое выступает за снижение вмешательства государства в жизнь граждан Основы либерализма, происхождение, формы либерализма, развитие либеральной мысли, современный либерализм,… … Энциклопедия инвестора
Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора
Консерватизм — (Сonservatism) Понятие консерватизма в России, динамический консерватизм, идеология консерватизма История консерватизма, идеи консерватизма, консерватизм в странах мира, принципы консерватизма, философия консерватизма, Содержание Содержание… … Энциклопедия инвестора
Евразия — (Eurasia) Содержание Содержание Происхождение названия Географические характеристики Крайние точки Евразии Крупнейшие полуострова Евразии Общий обзор природы Границы География История Страны Европы Западная Европа Восточная Европа Северная Европа … Энциклопедия инвестора
Индия — (на языке хинди Бхарат) официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… … Большая советская энциклопедия
История политических учений
Исто́рия полити́ческих уче́ний (ИПУ) — гуманитарная наука.
История политических учений в России сложилась в рамках юриспруденции и до недавнего времени была предметом высшего юридического образования. Тем не менее это наука пограничная, она находится на стыке общеобразовательных и юридических дисциплин. Входит в состав политологии. Среди наиболее крупных научно-исследовательских центров, ведущих разработки в области истории политических учений в России выделяются Институт социально-политических учений РАН, Институт научной информации по общественным наукам РАН, факультет политологии МГУ (представленный кафедрой истории социально-политических учений [1] ).
Содержание
Предмет науки
Предметом истории политических учений являются вопросы государства, власти, политики, права и прежде всего политико-философские аспекты (теории, с помощью которых люди стремятся объяснить свое политическое поведение; ценности, формирующие отношение к нему; и механизмы (такие как закон), с помощью которых люди пытаются контролировать политическое поведение).
Периодизация
Сравнительный метод
Предметом сравнительного анализа служат политические идеи разных школ и народов в разные эпохи. Этот метод позволяет выявить специфику цивилизаций, национальных традиций и в то же время некоторые общие тенденции развития мировой политической мысли.
Значение ИПУ в формировании активной гражданской позиции
Роль исследования и преподавания истории политических учений в России велика. Считается, Россия вновь переживает переломный момент. Общество пока лишено четких координат и ориентиров. Ещё только выдвигается задача разработать концепцию национальных интересов. На смену официальной идеологии пришёл плюрализм. Но общество оказалось не готово к сознательному выбору путей дальнейшего развития. Для сознательного определения общественно-политической позиции зачастую нет базы, нет опыта, нет критической оценки предлагаемых и навязываемых вариантов. Политические и идеологические симпатии большинства россиян носят эмоциональный, спонтанный характер. При этом чрезвычайно характерны неустойчивость выбора и метание из стороны в сторону. Сказывается отсутствие стержня в массовом политическом сознании, неразвитость самостоятельного мышления, готовность с легкостью менять принципы и убеждения. Крушение официальной идеологии тоталитарного или авторитарного социализма привело не столько к осознанному новому выбору, сколько к идейному вакууму. И он быстро заполняется заимствованными из-за рубежа или взятыми из национального прошлого идеями, нередко противоречащими духу современной цивилизации и принципам гуманизма. Воспринимаются эти идеи некритично, крайне поверхностно, что не мешает им «овладевать массами». Воспитание общественного сознания превращается в этих условиях в важнейшую предпосылку выхода из кризиса, создания гражданского общества, укрепления демократических институтов и формирования активной гражданской позиции.
История политических и правовых учений. Краткий курс
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «История политических и правовых учений». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История политических и правовых учений. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2015
1. Предмет и содержание истории политических и правовых учений. Место и роль истории политических учений в системе юридических наук
1. Важнейшей задачей истории политических и правовых учений является формирование представления об особенностях теоретического осмысления процесса создания государственного устройства, его структуры, правовых норм. Иногда политические и правовые учения оказывались теоретическим фундаментом для социальной практики. История политических и правовых учений имеет мировоззренческую, образовательную, гуманитарную функции. Она затрагивает многие проблемы политики и права, а также ряд других вопросов, которые определяются междисциплинарным характером проблем истории политических и правовых учений.
2. К предмету истории политических и правовых учений относится возникновение и последующий процесс развития мировоззрений о политике, праве и государстве. Рассматривая политико-правовые учения в их историческом развитии, можно ознакомиться с попытками преобразовать существующие общественные отношения, освободиться от устаревших норм или откорректировать их. Необходимо отметить, что история политических и правовых учений представляет собой процесс последовательного развития теоретических представлений, идей, постулатов и часто догматов.
3. В предмет истории политических и правовых учений входит исторический генезис оформленных в виде целостных учений представлений о политике, праве и государстве. Каждое политико-правовое учение содержит три составные части:
1) теоретическую (философскую или религиозную). Теоретическое основание находится в зависимости от форм общественного сознания, имеющихся на данный момент в обществе. В феодальной Европе, например, политико-правовые учения имели ярко выраженный теологический характер, поскольку мировоззрение людей той эпохи было освящено религией;
2) категории и понятия, которые подразделяются на общепринятые и новые, введенные данным политико-правовым учением;
3) политико-правовую программу, в которой предлагаются пути реализации теоретических предложений, а также лучшего устройства анализируемых сфер общества. В этой части отражаются видение целей и задач государства, оценка существующего государственного механизма и права, а также интересы социальных групп общества, сословий и их отношение к вопросам права.
4. Теоретическая часть политических и правовых учений наиболее обширна. Это обусловлено потребностью в тщательном обосновании значимости определенных проблем и необходимостью их теоретического анализа.
5. Важнейшая черта любого политико-правового учения — зависимость от структуры конкретного государства, от специфики его правовой системы. Изменения в структуре государственного механизма и соответствующих ему правовых основ воздействуют на концептуальные изменения в учениях о политике и праве.
6. Политико-правовые доктрины интересны как новый взгляд автора на ту или иную проблему современного ему общества. Они представляют собой результат интеллектуальной деятельности, произведенный с учетом мировоззренческих позиций определенного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях. Политико-правовые учения выполняют необходимые социальные функции. Они помогают различным социальным группам осознать свои интересы, реализовать их, а также ускорить процесс изменения политических и правовых институтов в обществе.
7. История политических и правовых учений включает определенные идеи, концептуальные подходы и ученые труды. Она представляет собой последовательное развитие теоретических воззрений и демонстрирует историческую преемственность. Изучение истории политических и правовых учений помогает анализировать прошлое для того, чтобы лучше понять настоящее, чтобы стать истинными гражданами, хорошо ориентирующимися в вопросах власти, государства и права.
8. История политических и правовых учений — самостоятельная научная и учебная дисциплина в области юридических наук и юридического образования. Данная дисциплина исследует историю возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, а также занимается изучением политических и правовых теорий.
9. В современном политико-правовом знании огромное место принадлежит правовым и политическим учениям прошлого. Существует взаимосвязь политических и правовых явлений и понятий, которые составляют комплекс государствоведения и правоведения. Для разграничения предметов изучения в политологии и в юридической науке необходим юридический подход к истории политической и правовой мысли. Политические явления в их взаимодействии с правом, их существование в системе определенного правопорядка являются предметом изучения юридической науки в целом.
10. В разные эпохи и у разных авторов сущность терминов «политическое» и «государственное» различалась.
11. Аристотель, к примеру, считал, что люди умственно и нравственно развитые, будучи свободными, могут организовать совместную общественную жизнь на политических началах. Именно способность организовать общественную жизнь характеризует человека как политическое существо. Политией он называл лучшую, на его взгляд, форму правления. В древнеримских источниках большое внимание уделялось государственным аспектам общественного устройства, должностным лицам и их полномочиям, публично-правовым моментам политической жизни. Представление о более широком объеме «политического» по сравнению с «государственным» сохранилось до настоящего времени.
12. История политических и правовых учений освещает правовую мысль прошлого в виде теоретических концепций права и законодательства. В них раскрываются понятие, сущность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни, которые, в свою очередь, характеризуют правовое и политическое состояние общества в целом. История политических и правовых учений изучает не сами исторически возникающие политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. В этом состоит своеобразие предмета истории политических и правовых учений.
13. История политических и правовых учений занимается изучением закономерностей исторического процесса развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве. Она исследует историю политико-правовых теорий. Закономерности развития политической идеологии имеют общие основания с закономерностями развития государственно-правовой жизни, но они не идентичны. История политических и правовых учений учит сопоставлять различные взгляды и направления правовой и политической мысли, анализировать альтернативные взгляды и теории и уважать разную теоретическую мысль времен и эпох.
История политических учений
История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий.
Зачем нам надо знать историю политической мысли? Обращаясь к истории, мы познаем взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь на них, понимаем современные политические теории и проблемы.
Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений.
Попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности. В истории становления и развития политической мысли можно выделить следующие этапы:
Рассмотрим эти этапы.
1. Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти.
Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди людей, вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями.
У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности.
В 4 веке до нашей эры Шан Ян дал начало направлению, получившему название «легизм». Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали нравственное воспитание людей недостаточным, и упор делали на строгие законы и суровые наказания.
2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.
Характерные черты политических учений этого этапа:
Политические идеи Платона:
Аристотель, ученик и критик Платона:
· выделял: правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития, при которых целью политики является общее благо; неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих;
Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны.
В пределах Римской империи в первые столетия новой эры распространяется христианство, которое к середине 4 века становится государственной религией Рима.
Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.
3. Политические учения Средневековья. Средневековье характерно следующими политическими процессами:
Особенности политических учений этого этапа:
4. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения. Характерные черты политической мысли этой эпохи:
Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле «царства разума» путем распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности и пр.
В политической мысли это отразилось в виде концепций «просвещенного абсолютизма».
Немецкое просвещение было представлено работами С. Пуфендорфа, Х. Томазия, Х. Вольфа, Г. Лессинга. Представитель итальянского Просвещения Дж. Вико считается одним из родоначальников современной социологии.
5. Политические учения Нового времени. Началом Нового времени традиционно считается английская революция середины 17 в.
Характерные черты политической мысли Нового времени:
6. Современные политические учения. Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие периоды.
Этот период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ:
В этом периоде разрабатывались и развивались:
Современные политические теории и концепции можно классифицировать по следующим основаниям:
По уровню исследуемых объектов политики:
По политико-идеологической направленности:
По специфике предмета и объекта исследования:
В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы.
Таким образом, политическая мысль имеет многовековую историю.
Политология. лекции для студентов вузов
ПОЛИТОЛОГИЯ. Лекции для студентов вузов.
Содержание лекционного материала знакомит с основными идеями, понятиями, теориями и подходами в изучении политологии. Основополагающими принципами в построении лекционного материала являются комплексность, систематичность, последовательность.
Курс лекций представлен 9 темами. Каждая тема содержит информацию, позволяющую получить реальный объем знаний, в соответствии с требованиями стандарта.
ТЕМА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Литература
Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. 1997, №6.
Василик М. А., Вершинин М.С. Политология. М., 2001. Денкэн Ж.М. Политическая наука. М., 1993. Ч. 1. Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов-на-Д., 1996.
Краснов Б.И. Политология как наука и учебная дисциплина // Социально-политический журнал. 1997. № 3.
Мальцев В. А. Основы политологии: Учеб. для вузов. М., 2002.
Пугачев В.П. Политология: Справочник студента. М., 2001.
Политология. Учеб. для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2001.
Рогачев С.В. Предмет политологии и ее место в системе социальных наук/Государство и право.
ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
Литература
Антология мировой политической мысли: В 5 т. М.,1997.
Аристотель. Политика // Соч. в 4 т. Т. 4.1983.
Виноградов И.Б. Политические идеи современности // Социально-политический журнал. 1997. № 1
Владимиров М. Конфуций. М., 1992.
Гоббс Т. Левиафан. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1990.
История политических и правовых учений. М.,1991.
ЛоккДж. Два трактата о правлении // Соч. в 3 т. Т. 3. М.,1988.
Макиавелли Н. Избранные сочинения. М.,1982.
Мальцев В А. Основы политологии: Учеб. для вузов. М. 2002.
Монтескье III. Избранные произведения. М.,1965.
Основы политической науки. Учеб. пособие. 4.1. /Под ред. В.П. Пугачева. М.,1993.
Платон. Государь // Соч. М., 1994.
Политическая социология. Ростов-на-Д., 1997.
Политическая теория и политическая практика. Словарь-спра¬вочник. М., 1994.
ТЕМА 4 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
ТЕМА 5 ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И РЕЖИМЫ.
ГОСУДАРСТВО.
5.2.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМ
ТЕМА 6. ГОСУДАРСТВО
Законодательная власть на макроуровне представлена парламентом, который устанавливает законы, т. е. разрабатывает и утверждает новые, дополняет, изменяет или упраздняет уже существующие. При демократии парламент осуществляет и функцию принятия важнейших политических решений. Будучи избранным, непосредственно народом, он выступает выразителем народной воли и является по этой причине важнейшим легитимирующим органом.
Схема формирования парламента
Представим структуру государственного аппарата на примере Российской Федерации.
Вне зависимости от типа государство осуществляет следующие функции:
• защита государственного строя;
• предотвращение и устранение социально опасных конфликтов;
• ведение общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений (социальных, экономических, финансовых, культурных и т.д.);
• защита интересов страны на международном уровне (внешнеполитические функции) и т. д.
С точки зрения формы правления (т.е. способа организации верховной власти), различают две основные разновидности государства: монархию и республику.
— смешанные (полупрезидентские: Австрия, Португалия, Франция и др) В них существует сильная президентская власть, которая сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Позднее ответственно и перед парламентом, и перед президентом. К смежному типу, сочетающему в себе черты и парламентской и президентской республики, относится и Россия.
По признаку Территориального устройства различают:
унитарное государство, в котором имеют место одна конституция, единые системы высших органов власти, права и судопроизводства, единое гражданство. Административно-территориальные части такого государства не обладают политической самостоятельностью;
федерацию, т. е. союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Составные части федерации (республики, штаты, провинции, земли и т.д.) являются ее субъектами и имеют свое собственное административно-территориальное деление. Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, соответствующую союзной, издает законодательные акты, не противоречащие федеральным и т.д.;
конфедерацию, другими словами, союз государств, сохраняющих независимое (суверенное) существование и объединяющихся с целью координации своей деятельности по некоторым вопросам, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи и т.д. Обычно конфедерации недолговечны.
При характеристике демократического государства различают и такие понятия, как:
• правовое государство, в котором господствуют конституция, закон. Само государство и все социальные общности, равно как и отдельная личность, уважают право и находятся в одинаковом положении по отношению к нему;
В современной науке гражданское общество определяется как авто¬номная социально-экономическая жизнь. В совокупности оно представлено экономическими организациями, предприятиями, кооперативами, благотворительными организациями, культурными, этническими, религиозными объединениями, клубами по интересам. Гражданское общество выполняет функции «посредника» между государством и отдельным индивидом. Именно оно защищает личность от государства, обеспечивает гарантии прав человека, ставит под контроль деятельность государства. Оно же становится гарантом стабильности правового государства.
Предпосылками формирования гражданского общества являются: переход к рыночной экономике, появление специфических групповых интересов, повышение уровня и качества жизни, рост «среднего класса» образованной и социально активной части общества, создание правовых га¬рантий для свободной деятельности независимых общественных объединений, овладение общечеловеческими нормами и ценностями.
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996.
Бутенко А.П. От тоталитаризма к демократии: общее и сипицифическое //Социально- политический журнал. М., 1995. № 6.
Василии МЛ., Вершинин М.С. Политология. М., 2001.
Каменская Г.В., Родионов А.Л. Политические системы современности. М., 1994.
ЛедяевВТ. Формы власти: типологический анализ //Политические исследования. 2000. № 2.
Пугачев В.П. Политология: Справочник студента. М., 2001.
Соловьев Э.Г. Феномен тоталитаризма в политической мысли сии и Запада. М., 1997.
Сумбатян Ю.Т. Авторитаризм как категория политической науки // Социально-гуманитарные знания. М., 1999. № 6.
ТоквилъА. Демократия в Америке. М., 1992.
ЦиганковАЛ. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.
ТЕМА 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЛИЗАЦИЯ
ТЕМА 9 МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
9.2. СУБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Понятие «субъект» и «участник» не всегда тождественны.
Субъект — это активно действующий автор политического процесса, носитель предметно-практической политической деятельности, способный оказывать воз¬действие на объект политики.
Субъектом политики может быть индивид, общественная группа и организация, политическая организация и движение, политические институты и государственные структуры; социальная общность (класс, нация, этническая или конфессиональная группа, общество); политические элиты или контрэлиты; государство, группы государств, мировое сообщество.
Некоторые исследователи предлагают классифицировать субъекты политики по различным основаниям:
• Субъекты социального уровня: классы, этносы, группы, индивид, электорат, мафия, военно-промышленный комплекс, торговая буржуазия и т.д.
• Институциональные субъекты политики: государство, партия, профсоюз, парламент, президент, университет и т.п.
• Функциональные субъекты политики: армия, церковь, оппозиция, лобби, средство массовой информации, транснациональные корпорации и т.п.
Участники политического процесса — это индивиды, группы, организации, трудовые коллективы, социальные общности и др., принимающие участие в тех или иных политических событиях или политической жизни в целом.
Артемов Т.П. Политическая социология. М., 2002.
Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
Вяткин НС Лоббизм по-немецки // Полис, 1993. № 1.
Егоров Н Активнее управлять политическим процессом. Власть в России //Новости: Вестник РИА, 1996. №4.
Кабаненка АЛ. Политический процесс и политическая система: источники саморазвития // Вестник МГУ, Серия 12. Политические науки. 2001. №3. ЛебонГ. Психология масс. М., 2000.
Макаренко В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социс, 1996. № 11.
Политология и современный политический процесс. М.,1991.
Пугачев В.П. Политология: Справочник. М., 2001.
Политология: Словарь-справочник /М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. М., 2001. Политология. Учеб. для вузов / Отв. ред. В. Д. Перевалов. М., 2001. Политический процесс: Основные аспекты и способы анализа. Сборник учебных материалов / Под ред. Е.Ю. Мелешкиной.М., 2001.
Смирнов В.В., Зотов СВ. Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые проблемы // Государство и право. 1996.
Современный политический процесс в России. Учеб.-справочное пособие. Ч. 1.М., 1995.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ»
- Что такое полная теплота
- Что такое соматосенсорная рецепция