Что такое политика государственного интереса история 8 класс
Что такое политика государственного интереса история 8 класс
Уже в XV веке необходимость государственного единства становится настолько очевидной, что «государственный интерес» начинает рассматриваться как высшее мерило в политике. Этот «государственный интерес» в конечном счете есть интерес господствующего класса в целом. Но он возводится на уровень «общего блага», которое должно осуществляться государством в случае надобности даже путем насилия.
Ради осуществления «общего блага» хороши все средства. Религия перестает играть заметную роль в политике. Политика перестает связываться с моралью. «. Начиная с Макиавелли, Гоббса, Спинозы, Бодена и т. д. и т. д., — говорит Маркс, — в новейшее время, не говоря уже о более ранних авторах, сила изображалась как основа права; благодаря этому теоретическое рассмотрение политики освободилось от морали. »
Раньше других и, пожалуй, наиболее последовательно эти новые взгляды на государство и политику были выражены у Макиавелли.
Макиавелли (1469 — 1527 гг.), один из замечательных политических мыслителей XVI века, вскрыл подлинные основы «реалистической» политики всех и всяких монархов — государей, укрепляющих и расширяющих свою власть всеми средствами, «дозволенными» и «недозволенными». С цинической откровенностью, не стесняемой никакими соображениями морального порядка, он нарисовал в своем сочинении «Государь» тип монарха, которому все дозволено ради одной цели — безграничного расширения своей власти. Но, освобождая своего государя от всяких моральных стеснений, Макиавелли мечтал использовать честолюбие и жадность итальянских властителей в интересах объединения Италии. С этой точки зрения теория дипломатического искусства подчинялась у Макиавелли принципу «государственного интереса».
«Следует иметь в виду, — говорит Макиавелли в своем «Государе», — что есть два рода борьбы: один — посредством законов, другой — силы. Первый свойственен людям, второй — зверям, но так как первый часто оказывается недостаточным, то приходится прибегать ко второму. Поэтому государю необходимо пользоваться приемами и зверя и человека. Если же государь принужден научиться приемам зверя, то он должен выбрать из числа зверей лису и льва, ибо лев не может защититься от змеи, лиса — от волков. Следовательно, надо быть лисой, чтобы распознать змей, и львом, чтобы расправляться с волками».
«Государю, — заключает Макиавелли, — необходимо обладать духом настолько гибким, чтобы принимать направление, указываемое веяниями и превратностями судьбы, и, как я отметил выше, не уклоняться от пути добра, если это возможно, но уметь вступать и на путь зла, если это необходимо».
О политическом реализме Макиавелли, выросшем из потребностей эпохи, свидетельствует то, что его идеи разделялись крупнейшими политическими деятелями и дипломатами позднего средневековья и нового времени.
Английский посол во Франции сэр Генри Уоттон так определял в XVI веке функцию посла: «Муж добрый, отправленный на чужбину, дабы там лгать на пользу своей стране».
Крупнейшему из дипломатов и политиков XVII века, кардиналу Ришелье, который правил Францией с 1624 по 1642 г., принципы Макиавелли не кажутся циничными. В глазах Ришелье они не лишены подлинного величия. «Государственный интерес» (raison d’etat) господствует у Ришелье в его взглядах и в его практике. «Государство» превыше всего. «Государство» есть ценность, во имя которой все средства хороши, — таков смысл рассуждений Ришелье в его замечательном «политическом завещании». «Быть суровым, — советует он королю, — по отношению к людям, которые хвалятся тем, что они пренебрегают законами и распоряжениями государства, это значит действовать во имя «общего блага». Христиане должны забывать об оскорблениях, наносимых им лично, но правители должны помнить проступки, которые наносят ущерб общему интересу. В самом деле, оставлять их безнаказанными значит совершать их дважды. Бич, который является символом правосудия, никогда не должен оставаться без применения».
Если «общее благо» и «государственный интерес» играют такую роль во внутренней политике, то еще большее значение имеют они для политики внешней. Ришелье это доказывал на каждом шагу. Будучи католиком и кардиналом римской церкви, он действовал против католической Испании и Австрии в союзе с протестантскими князьями Германии; являясь убежденным сторонником и красноречивым защитником абсолютизма, он в интересах Франции поддерживал мятежных немецких князей против их императора. Все это оправдывалось для него «общим благом» и «государственным интересом».
Понятие государственного интереса
Содержание статьи
Что такое государственный интерес
Вся деятельность по управлению любой страной направляется государственными интересами. Именно они приводят в действие мощные механизмы государственной машины. Политики всеми силами стремятся воплотить интересы различных групп, стоящих у власти, в нормы права и легализовать их. По этой причине государственные интересы находят свое отражение в международных правовых нормах.
В научных изданиях и практике политической деятельности используются и другие термины для обозначения государственных интересов: их именуют также национальными или национально-государственными интересами.
Государственный интерес является выражением каких-либо потребностей, а также путей и способов их удовлетворения. Иначе говоря, государственный интерес – это своего рода отношение к потребностям, которые испытывает государство.
Потребности нынешнего государства никак не получится удовлетворить без взаимодействия между разными странами. Поэтому основополагающий интерес государства состоит в том, чтобы принимать участие в межгосударственном общении, устанавливать и поддерживать разносторонние международные экономические связи.
Главной ценностью, которая ставится в центр сплетения государственных интересов, по-прежнему остаются разного рода ресурсы: они дают любому государству возможность обеспечить слаженную работу экономики, поддерживать национальное хозяйство. Именно вокруг ресурсов в последнее время разворачивается так называемая «борьба интересов», в том числе и государственных.
В условиях ужесточения борьбы за ресурсы один из центральных государственных интересов России состоит в том, чтобы направлять в свою сторону финансовые потоки и обеспечить стране постоянное присутствие в основных международных экономических системах: торговой, финансовой, инвестиционной. Объективно государство должно поддерживать стремление частных компаний осваивать мировое экономическое пространство.
Государственный интерес: история развития понятия
Категория «государственный интерес» давно стала частью общественного и политического лексикона. Однако она до сих пор остается предметом оживленных научных дискуссий.
Сложность научного анализа этого понятия связана с тем, что трактовка его во многом отражает взгляды исследователей, его классовую позицию, представления о политическом устройстве в конкретной стране и в мире в целом.
Проблема национально-государственного интереса привлекала еще Н. Макиавелли и Д. Юма, она нашла отражение в трактатах средневековых мыслителей и общественных деятелей. Однако на подобающую высоту эти вопросы были подняты сравнительно недавно – в первой трети XX века.
Само понятие «государственный интерес» появилось в Оксфордской энциклопедии социальных наук лишь в 1935 году. Первыми к разработке этой проблематики приступили американские исследователи Ч. Бирд и Р. Нибур. Вспыхнувшая вскоре Вторая мировая война заставила ученых обратить более пристальное внимание на проблемы государственных интересов. В развитие разного рода концепций внесли свой вклад У. Липпман, Дж. Розенау, Р. Арон, Р. Дебре и другие ученые.
В лекциях зарубежных социологов и политологов, выпущенных ими монографиях и пособиях понятие национально-государственного интереса прочно увязывалось с концепцией государственности. Государство объявлялось высшим гарантом основополагающих ценностей общества. Приоритетной целью становилось выживание самого государства, которое наделялось правом самостоятельно выбирать средства для достижения такой цели. Крайней формой подобных взглядов стал так называемый национальный эгоизм, когда во главу угла ставится лишь собственный интерес, а другие не принимаются во внимание.
Ученые попытались выяснить содержательную сторону понятия «государственный интерес». Основой такого интереса названы объективно существующие потребности общества и их последующая трансформация в интересы государственной машины.
Постепенно в научной среде возобладала точка зрения, согласно которой под государственным интересом понимается комплекс взаимосвязанных мер, направленных на выживание самого государства как системы, управляющей всеми общественными институтами.
Со времен Макиавелли в понимании приоритетов деятельности государства многое изменилось. Теперь политики и государственные деятели все чаще приходят к выводу, что при формулировании национально-государственных интересов необходимо исходить из потребностей составляющих общество множественных социальных групп и их политических интересов.
Какими бывают государственные интересы
С позиции носителя интересов их подразделяют на:
Интересы государственные могут быть направлены на внутреннее развитие и на решение вопросов в области международных отношений.
Если рассматривать государственные интересы с точки зрения их предметной области, то их можно разделить на:
Если включить в рассмотрение временной фактор, то получится, что каждое государство имеет свои долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные интересы. По этому же критерию государственные интересы могут быть стратегическими либо тактическими.
Составляющие государственного интереса
С точки зрения развития социума в целом государственными интересами следует считать интересы всего общества, его отдельных институтов, классов и социальных групп. Такие интересы обладают высокой значимостью и необходимы для устойчивого развития. Общество делегирует государственным структурам права на осуществление национально-государственных интересов.
Лежащие в основе государственных интересов потребности национального сообщества касаются всех без исключения граждан страны, а также включают в себя интересы частных социальных групп и многочисленных социальных образований.
Общие государственные интересы определяются основными функциями государства. К ним относятся: обеспечение целостности государства и стабильности в обществе; сохранение в неприкосновенности территории страны; поддержание работы правовой системы; создание условий для функционирования всех основных сфер жизни гражданского общества; охрана законности и правопорядка; согласование потребностей и интересов разных социальных групп; определение направлений развития общества; обеспечение интересов страны на мировой арене; содействие научно-техническому прогрессу.
Определив основополагающие государственные интересы и их состав, можно задать область наиболее значимых групповых интересов. Ими будут интересы тех социальных групп, классов и слоев общества, которые в максимальной степени способствуют осуществлению общенациональных интересов.
Самые значимые социальные институты в любом классовом обществе: органы государственной власти; вооруженные силы; органы образования и здравоохранения. Из этого положения вытекает задача: необходимо всемерно обеспечить интересы тех граждан, которые включены в данные социальные структуры. Государственная служба, служба в армии, работа на ниве образования и в сфере здравоохранения должна быть престижной и высокооплачиваемой, а не бесплатной.
Область особого государственного интереса – армия. Поддержание на высоком уровне обороноспособности страны невозможно без повышения престижа военной службы и статуса военнослужащих. В противном случае власть рискует оказаться один на один с внешними или внутренними угрозами своему существованию.
Объективно высокую значимость в государстве имеет также сфера науки и образования. Эти социальные институты ответственны за поддержание высокого интеллектуального потенциала общества и за его способность к инновационной деятельности. К сожалению, в последние годы эта важная область государственного интереса остается вне поля зрения тех, кто отвечает за внутреннюю политику России.
Формирование государственных интересов идет в соответствии с параметрами геополитики и возможностями государства с точки зрения его ресурсной базы. Проблемы здесь могут накапливаться в узлах, где так или иначе пересекаются интересы разных государств, социальных групп или конкурирующих между собой общественных институтов.
Государственный интерес
Этимология
История
Учение об интересах отдельных государств было обосновано Макиавелли, обстоятельно развито в XVI-XVII вв. Джованни Ботеро и Жаном Боденом и к XVIII в. хорошо знакомо каждому действующему политику. Квинтэссенцией этого учения была найденная герцогом де Роганом формула «Князья командуют народами, но князьями командуют интересы». На протяжении столетий это чисто практическое учение вело духовно изолированное существование, не будучи связанным с господствующим в философии и историографии естественно-правовым учением. Пуфендорф в конце XVII века смог с помощью жесткого и одностороннего величия превратить учение о государственных интересах в принцип понимания политических действий в своих великих трудах по истории современности, материал для которых черпался из актов действующих лиц. Лучшим в несколько поверхностных «Письмах об изучении и пользе истории» (1735) Болингброка были обзоры новой политической истории, выдержанные в духе учения об интересах. Последней большой обобщающей работой, посвященной учению об интересах, стал справочник Руссе «Насущные интересы и притязания властителей Европы» (Les intérêts présents et les prétentions des puissances de l’Europe, первое издание — 1733, 3-е — 1741). В середине XVIII века оно было механически встроено в философию Просвещения: «Государственный интерес — вот суверенная мудрость королей» (Вольтер).
Категорию национального интереса в ее историческом аспекте глубоко и основательно исследовал Фридрих Мейнеке.
«Государственный интерес» как принцип политики.
«Государственный интерес» как принцип политики.
Уже в XV веке необходимость государственного единства становится настолько очевидной, что «государственный интерес» начинает рассматриваться как высшее мерило в политике. Этот «государственный интерес» в конечном счете есть интерес господствующего класса в целом. Но он возводится на уровень «общего блага», которое должно осуществляться государством в случае надобности даже путем насилия.
Ради осуществления «общего блага» хороши все средства. Религия перестает играть заметную роль в политике. Политика перестает связываться с моралью. «. Начиная с Макиавелли, Гоббса, Спинозы, Бодена и т. д. и т. д., — говорит Маркс, — в новейшее время, не говоря уже о более ранних авторах, сила изображалась как основа права; благодаря этому теоретическое рассмотрение политики освободилось от морали. »
Раньше других и, пожалуй, наиболее последовательно эти новые взгляды на государство и политику были выражены у Макиавелли.
Макиавелли (1469 — 1527 гг.), один из замечательных политических мыслителей XVI века, вскрыл подлинные основы «реалистической» политики всех и всяких монархов — государей, укрепляющих и расширяющих свою власть всеми средствами, «дозволенными» и «недозволенными». С цинической откровенностью, не стесняемой никакими соображениями морального порядка, он нарисовал в своем сочинении «Государь» тип монарха, которому все дозволено ради одной цели — безграничного расширения своей власти. Но, освобождая своего государя от всяких моральных стеснений, Макиавелли мечтал использовать честолюбие и жадность итальянских властителей в интересах объединения Италии. С этой точки зрения теория дипломатического искусства подчинялась у Макиавелли принципу «государственного интереса».
«Следует иметь в виду, — говорит Макиавелли в своем «Государе», — что есть два рода борьбы: один — посредством законов, другой — силы. Первый свойственен людям, второй — зверям, но так как первый часто оказывается недостаточным, то приходится прибегать ко второму. Поэтому государю необходимо пользоваться приемами и зверя и человека. Если же государь принужден научиться приемам зверя, то он должен выбрать из числа зверей лису и льва, ибо лев не может защититься от змеи, лиса — от волков. Следовательно, надо быть лисой, чтобы распознать змей, и львом, чтобы расправляться с волками».
«Государю, — заключает Макиавелли, — необходимо обладать духом настолько гибким, чтобы принимать направление, указываемое веяниями и превратностями судьбы, и, как я отметил выше, не уклоняться от пути добра, если это возможно, но уметь вступать и на путь зла, если это необходимо».
О политическом реализме Макиавелли, выросшем из потребностей эпохи, свидетельствует то, что его идеи разделялись крупнейшими политическими деятелями и дипломатами позднего средневековья и нового времени.
Английский посол во Франции сэр Генри Уоттон так определял в XVI веке функцию посла: «Муж добрый, отправленный на чужбину, дабы там лгать на пользу своей стране».
Крупнейшему из дипломатов и политиков XVII века, кардиналу Ришелье, который правил Францией с 1624 по 1642 г., принципы Макиавелли не кажутся циничными. В глазах Ришелье они не лишены подлинного величия. «Государственный интерес» (raison d’etat) господствует у Ришелье в его взглядах и в его практике. «Государство» превыше всего. «Государство» есть ценность, во имя которой все средства хороши, — таков смысл рассуждений Ришелье в его замечательном «политическом завещании». «Быть суровым, — советует он королю, — по отношению к людям, которые хвалятся тем, что они пренебрегают законами и распоряжениями государства, это значит действовать во имя «общего блага». Христиане должны забывать об оскорблениях, наносимых им лично, но правители должны помнить проступки, которые наносят ущерб общему интересу. В самом деле, оставлять их безнаказанными значит совершать их дважды. Бич, который является символом правосудия, никогда не должен оставаться без применения».
Если «общее благо» и «государственный интерес» играют такую роль во внутренней политике, то еще большее значение имеют они для политики внешней. Ришелье это доказывал на каждом шагу. Будучи католиком и кардиналом римской церкви, он действовал против католической Испании и Австрии в союзе с протестантскими князьями Германии; являясь убежденным сторонником и красноречивым защитником абсолютизма, он в интересах Франции поддерживал мятежных немецких князей против их императора. Все это оправдывалось для него «общим благом» и «государственным интересом».
Читайте также
Представляет интерес
Интерес к Тибету
Интерес к Тибету Карл Хаусхофер вошел в историю как один из самых известных теоретиков геополитики. Считается, что генерал Хаусхофер стал членом некоего секретного общества во время своего пребывания на Ближнем Востоке в качестве военного советника в правительстве
КНИГИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕРЕС
КНИГИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕРЕС Уилл Харт. «Состязание за генезис: наша внеземная ДНК и истинное происхождение видов»Кристофер Данн. «Электростанция в Гизе: технологии древнего Египта»Фрэнк Джозеф. «Выжившие атланты. Их воздействие на мировую культуру»Джон Гордон.
Новый интерес
Новый интерес В годы Второй мировой войны легенда о затерянном городе получила новое подтверждение: один из летчиков южноафриканских ВВС сообщил, что, пролетая над Калахари в районе нижнего течения реки Нособ, видел какие-то руины. А в 1943 году Борчердс получил от
Не утраченный интерес
Не утраченный интерес Уж сколько лет прошло с той поры, когда перестали существовать русские колонии на северо-западе Нового Света и совершилась знаменитая сделка — продажа Аляски и многих тихоокеанских островов Соединенным Штатам Америки, но интерес к этому давнему
Интерес к книгам
Интерес к книгам Есть люди, которые учатся всю жизнь. Кому-то для нормального образования достаточно десяти лет. Ивану Сытину вполне хватило трех. Становиться, по примеру отца, волостным писарем он не собирался. А хотелось ему пойти, как дядя, по торговой линии и торговать
1.4. Принцип уважения к информации или принцип сохранения раритетов
1.4. Принцип уважения к информации или принцип сохранения раритетов Рассмотрим какую-либо историческую эпоху (А, В) и летописца X, живущего в году M, где M много больше чем В, рис. 3.8. Описывая события эпохи (А, В), летописец X вынужден опираться на фонд См (1;) уцелевшей информации,
3. Алкмеон. Принцип нервизма. Нейропсихизм. Принцип подобия
3. Алкмеон. Принцип нервизма. Нейропсихизм. Принцип подобия Вопросы о природе души, ее внешней обусловленности и телесных основаниях ставились в древнее время не только философами, но также представителями медицины. Обращение древних врачей к этим вопросам побуждалось
ТЮРЬМА ВО ВЛАДИМИРЕ — ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС
ТЮРЬМА ВО ВЛАДИМИРЕ — ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС Особое внимание было уделено Владимиру. Причины в том, что многие-сокамерники Рауля Валленберга после осуждения поочередно пересылались в эту тюрьму, где были достаточно хорошие возможности для изоляции заключенных, и что
Интерес или иммунитет к образованию?
Интерес или иммунитет к образованию? Взгляд М. Раеффа, представленный в его обзорной работе, не был сфокусирован на «провинции». В свою очередь, понятие «провинция» хотя и связывается с неким образом, но с трудом поддается однозначному определению. Невольно
Общественно-политический интерес
Общественно-политический интерес Специалисты утверждают, что Украина – это единственная республика СНГ, где культура памяти стала важнейшим полем битвы между двумя политическими лагерями – посткоммунистами и национал-либералами. Таким «полем битвы» остается и все, что
Принцип концентрации ресурсов как ключевой принцип развития российского государства. Концентрация на внутренних и муниципальных проектах
Принцип концентрации ресурсов как ключевой принцип развития российского государства. Концентрация на внутренних и муниципальных проектах Одним из принципов тактики и стратегии в военном деле является сосредоточение сил и средств на направлении главного удара. Этот
II.2 Интерес к славянскому движению
II.2 Интерес к славянскому движению Но все же Масарик не был настолько отстранен от «публичной» жизни, как этого ему хотелось. Выявленные мной источники в виде мемуарных заметок о пребывании в Петербурге свидетельствуют об этом. Эти заметки на чешском языке были написаны в
II.5 Интерес Т.Г. Масарика к Холмскому вопросу
II.5 Интерес Т.Г. Масарика к Холмскому вопросу После возвращения в Петербург из Ясной Поляны Масарик не покладая рук продолжал сбор материалов для «России и Европы» и обсуждение концептуальных вопросов со своими российскими коллегами в области религиозной философии и
Дальнейший интерес мусульман к буддизму
Дальнейший интерес мусульман к буддизму Нет никаких свидетельств того, что на протяжении следующих столетий мусульманские учёные ознакомились с проблематикой, затронутой в текстах Калачакры, или обращались к ней. Однако, как следует из некоторых исторических работ, они
Понятие государственного интереса
ТЕМА 9. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ
Государственные интересы — это совокупность исторически сложившихся в едином государственном пространстве общих интересов.
Государственные интересы — это осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими его отношениями, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д.
Понятие государственный интерес вытекает и объединяет два других понятия, таких как интерес личности и интерес общества.
Интерес личности – это стремление лица к определенному благу, состоянию, к удовлетворению потребности при условии, что реализация данного стремления не запрещена законом и не обеспечена четко фиксированной юридической обязанностью других лиц содействовать такой реализации. Благо может выступать как материальное, духовное (моральное) и др.
Интерес общества (общественный интерес) – это общий интерес (стремление) всех членов общества либо его значительной части к достижению определенного блага, состояния, к удовлетворению потребностей.
Интерес государства (государственный интерес) – это комплекс сбалансированных потребностей личности и общества, реализация которых обеспечивается институтами государственной власти во взаимодействии с общественными объединениями. Таким образом, государственные интересы являются частью общественных интересов, реализуемых в основных сферах деятельности органов публичной власти: экономической, внутриполитической, социальной, международной, военной, пограничной и т.д. К числу приоритетных государственных интересов могут быть отнесены обеспечение суверенитета народа, территориальной целостности, развитее демократии, укрепление политической стабильности, совершенствование национальных и федеративных отношений и т.д.
Государство может содействовать реализации законных интересов личности, общества, государства, в том числе через ограничение прав и свобод человека и гражданина. Такие ограничения должны быть соразмерны ценности законного интереса.
Федеративная форма государственного устройства обусловливает наличие государственных интересов субъектов Федерации. Федерация эффективно функционирует только тогда, когда в ней одновременно и в полной мере обеспечиваются интересы государства в целом и его субъектов и, тем самым, интересы всего проживающего в ней населения. Учитывая это, общие интересы участников федеративных отношений в целях развития названных отношений могут иметь приоритет перед интересами отдельных субъектов Федерации по реализации принципа их «формального» равенства.