Что такое политика новых рубежей
Политика Джона Кеннеди (1960-1963 годы)
В 1960 г. молодой и энергичный сенатор-демократ Джон Кеннеди обошёл на выборах кандидата Республиканской партии. Кеннеди прельстил избирателей не только молодостью, но и обещаниями сделать американскую внешнюю политику активнее и жёстче, а внутри страны — ускорить экономический рост и осуществить крупные социальные реформы. Миллионы американцев, затаив дыхание, слушали слова первой речи нового главы США: «Не спрашивайте, что страна может сделать для вас, — спросите, что вы можете сделать для своей страны!»
Внутренняя политика «новых рубежей» Джона Кеннеди
Президент предложил программу «новых рубежей»: были увеличены государственные расходы и социальные программы, новые деньги в карманах американцев должны были работать на экономику страны. Правительство впервые в истории США задумалось о необходимости переобучать работников, теряющих работу. Расширение жилищного строительства сократило стоимость новых домов. Но на этом Кеннеди пришлось остановиться — государственная казна могла не выдержать столь широких трат. Белый дом предоставил крупным предпринимателям ряд льгот, надеясь, что те вложат больше денег в производство. В парламент был внесён закон о снижении подоходного налога и налога на прибыли корпораций.
Внешняя политика Джона Кеннеди
Уже в первый месяц пребывания у власти президент Кеннеди пообещал сделать Америку «мировым лидером» и твёрдо отстаивать идеалы «свободы и рынка». США начали стремительно увеличивать свой ракетно-ядерный арсенал. Но лобового столкновения с советским блоком американцы уже не планировали, теперь они говорили не о «массированном возмездии», а о «гибком реагировании». Кеннеди публично признал возможность мирного соревнования капитализма и социализма.
Американцы выделили несколько миллиардов долларов на помощь странам Латинской Америки — для проведения аграрных реформ и модернизации производства. Но довольно скоро США вновь вернулись к хорошо знакомой им политике использования силы против неугодных правительств.
Убийство Кеннеди
35-й президент США стал жертвой покушения 22 ноября 1963 г. в штате Техас. Это «преступление века» до сих пор не расследовано до конца. Обвинявшийся в убийстве бывший военный Ли Харви Освальд своей вины не признал, а вскоре был застрелен прямо в полицейском участке. Многие американцы сомневаются, что им сказали правду об убийцах главы государства.
«новых рубежей» политика
Смотреть что такое ««новых рубежей» политика» в других словарях:
Разрядка (политика) — Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ II), Вена, 18 июня 1979 г. Разрядка международной напряжённости (в средствах массовой информации часто просто разрядка) политика, направленная на… … Википедия
Манна доктрина — Манна доктрина, экспансионистская доктрина правящих кругов США, сформулированная в 1964 (на секретном совещании послов США в Латинской Америке и в выступлении в Университете Нотр Дам штата Индиана) помощником государственного секретаря США по… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ — США (United States of America, U. S. A.), гос во в Сев. Америке. Tepp. США состоит из 3 несмежных частей: двух материковых районов собственно США (осн. часть США) и Аляски, и Гавайских о вов в Тихом ок. Осн. часть США граничит на С. с Канадой, на … Советская историческая энциклопедия
Экономика США — (U.S. Economy) Экономика США это крупнейшая экономика в мире, локомотив мировой экономики, определяющая ее направление и состояние Определение экономики США, ее история, структура, элементы, периоды роста и краха, экономические кризисы в Америке … Энциклопедия инвестора
Разрядка международной напряжённости — У этого термина существуют и другие значения, см. Разрядка (значения). Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегичес … Википедия
КЕННЕДИ Джон — (полн. Джон Фицджеральд Кеннеди, John Fitzgerald Kennedy, JFK) (29 мая 1917, Бруклин, Массачусетс 22 ноября 1963, Даллас, Техас), американский государственный деятель, 35 й президент США (1961 1963, от Демократической партии (см. ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ… … Энциклопедический словарь
Соединённые Штаты Америки — (United States of America), США, государство в Северной Америке. Около 9363,2 тыс. км2. Население 265,3 млн. человек (1996). Городское население 76,2% (1995). Расовый состав (1995, %): белые 84, афроамериканцы 12, прочие (выходцы из стран Азии и… … Энциклопедический словарь
Ленинградская стратегическая оборонительная операция — Вторая мировая война Великая Отечественная война … Википедия
Что такое политика новых рубежей
Новые Рубежи Джона Кеннеди
В 1960 году перед Америкой встал выбор: оставить все как есть, проголосовав за вице-президента в администрации Эйзенхауэра, известного антикоммуниста и консерватора Ричарда Никсона, или предпочесть перемены, движение к “новым рубежам”, отдав свой голос Джону Кеннеди — молодому харизматичному кандидату в президенты от Демократической партии. Учитывая достигнутый к этому времени большинством американских семей уровень благополучия, выбор был совсем не прост. К тому же, против Кеннеди играл его католицизм — никогда раньше католик не становился президентом США, отношение американских протестантов к католической церкви в чем-то напоминало отношение к коммунизму, и то, и другое воспринималось как нечто совершенно враждебное американским ценностям: “Белый дом при президенте-католике перейдет в подчинение папе римскому”.
Однако Кеннеди все же победил, хотя и с очень небольшим перевесом. Быстро выяснилось, что большинство, завоеванное Демократической партией в конгрессе, будет очень трудно использовать для реализации плана реформ: демократы-южане показали себя еще большими консерваторами, чем республиканцы. Противостояние с консервативной фракцией внутри собственной партии прошло красной нитью через все президентство Кеннеди, и, возможно, стало причиной его убийства: во всяком случае именно эту версию традиционно отстаивали в своих трудах советские историки-американисты. Именно из-за сопротивления конгресса Кеннеди не удалось реализовать масштабные планы реформ в области здравоохранения и образования (в частности, создать систему государственного медицинского обслуживания для пожилых американцев — Medicare).
Кеннеди с первых же месяцев пребывания в Белом доме оказался погружен в многочисленные внешнеполитические проблемы, в основном связанные с развитием “холодной войны” с Советским Союзом. Руководство СССР во главе с Н. Хрущевым рассчитывало воспользоваться молодостью и неопытностью нового американского лидера для разрешения в свою пользу ключевых вопросов: берлинской проблемы, политической ориентации стран “третьего мира”, судьбы кубинской революции. Кеннеди, действительно, совершил несколько серьезных ошибок. Он не решился отменить задуманную еще при Эйзенхауэре операцию ЦРУ по свержению правительства Фиделя Кастро на Кубе — итогом стало позорное для США фиаско в заливе Свиней в апреле 1961 года. Еще более трагические последствия имело решение Кеннеди отправить во Вьетнам несколько десятков тысяч “военных советников” для оказания помощи сайгонскому режиму в его борьбе со сторонниками Хо Ши Мина.
Однако общие итоги внешней политики Кеннеди оказались довольно впечатляющими. Его стойкость в ходе личной встречи с Хрущевым в мае 1961 года в Вене привела к “замораживанию” берлинской проблемы: в Москве решили отказаться от практикуемой в 1950-е годы политики ультиматумов и соорудили в августе 1961 года стену между западным и восточным Берлином. В долгосрочной перспективе, это оказалось выгодным для США решением, т. к. берлинская стена на несколько десятилетий превратилась в символ советского империализма в Европе. Карибский кризис в октябре 1962 года также разрешился, скорее, в пользу США — советские ракеты были с Кубы убраны, а данное Кеннеди Хрущеву обещание не нападать на “Остров свободы” не сильно связало Америке руки.
В борьбе за влияние на страны “третьего мира” Кеннеди также переиграл Хрущева, если не тактически, то стратегически. Именно Кеннеди создал систему правительственных ведомств, занимающихся распределением американской помощи зарубежным странам, самые известные из которых — “Агентство международного развития” и “Корпус мира”. Эти организации существуют до сих пор, и довольно успешно занимаются распространением американского влияния в глобальном масштабе.
Июнь 1963 года стал для Кеннеди важнейшим этапом в развитии его внутри- и внешнеполитической стратегии. Огромный фурор произвела речь президента о необходимости мирного сосуществования с СССР: для Америки это означало окончание эпохи “пещерного антикоммунизма” 1950-х. Не менее сенсационными оказались заявления Кеннеди о моральной поддержке движения за гражданские права чернокожих и о разработке серии соответствующих законов (именно в поддержку этой инициативы был организован знаменитый “марш на Вашингтон” в августе 1963 года). Даже во враждебно настроенной советской печати во второй половине 1963 года в адрес американского президента начали звучать немыслимые ранее комплименты. К сожалению, все надежды на лучшее пришли к внезапному и печальному завершению 22 ноября 1963 года в Далласе, штат Техас. Джон Кеннеди был убит, подлинные мотивы этого убийства не установлены до сих пор.
Что такое политика новых рубежей
КОНЦЕПЦИЯ «НОВЫХ РУБЕЖЕЙ»
В этом предисловии, озаглавленном «Всемирный вызов», Джон Кеннеди дает оценку внешней политике США в послевоенный период и формулирует ее основные задачи на будущее. Он подчеркивает, что, по его мнению, США в своей внешней политике идут от кризиса к кризису. Он отмечает, что в США не разработана «стратегия мира» и что они не платят той цены, которой требует эта стратегия.
Следует оговориться, что «стратегия мира», как ее понимал в то время Кеннеди, имела мало общего с действительным миролюбием. Его представления о «стратегии мира» были во многом отягощены оценками в духе «холодной войны». И в этом заключался парадокс политики Джона Кеннеди, совмещавшего в своих высказываниях как реалистическую критику курса внешней политики правительства Эйзенхауэра, так и требования о принятии таких новых мер, которые могли сделать международное положение лишь еще более напряженным.
Эта противоречивость в подходе Кеннеди к вопросам войны и мира наложила большой отпечаток и на его деятельность на посту президента. Кеннеди-практик, опирающийся на свою противоречивую теоретическую программу, так же как и президент Эйзенхауэр, долгое время сам шел при проведении внешней политики от кризиса к кризису.
Отмечая, что народы Азии, Африки и Латинской Америки, «прозябавшие в течение длительного периода колониальной власти, сейчас впервые пришли в состояние брожения» и что это «представляет собой величайшую революцию», Кеннеди призывал США «возглавить (?!) эту всемирную революцию».
«Американская демократия», провозглашал Кеннеди, должна бороться «за свободу человека» в Азии, Африке и Латинской Америке. По сути дела, это был призыв к правящим кругам США еще более настойчиво бороться за сохранение и укрепление своих позиций в молодых развивающихся странах.
Были у Кеннеди в его предисловии к «Стратегии мира» и высказывания в ином духе, более или менее реалистичные и свободные от демагогии. Так, например, он выступал за конструктивные обмены и переговоры с Советским Союзом, за обмен визитами глав правительств СССР и США. «Гораздо лучше встретиться на совещании в верхах, чем на грани войны»,- заявлял он в одной из своих речей. Однако ценность подобных высказываний Кеннеди резко снижалась от того, что они были, как бы из-за боязни перед американской реакцией, густо насыщенны антисоветскими и антикоммунистическими заявлениями.
Политика «новых рубежей» Кеннеди в целом сводилась к требованию разработать для США «национальную стратегию», основывающуюся на широкой серии тщательно подготовленных долгосрочных политических решений, ставящих целью усиление мощи капитализма. Основные направления политики «новых рубежей» были намечены Кеннеди в его речи «Время решений», произнесенной в сенате США в июне 1960 года. Вот какие мероприятия он рекомендовал осуществить:
вновь «обрести способность» вмешиваться в любую ограниченную войну, «в каком бы месте мира она ни возникла», увеличивая и модернизируя обычные вооруженные силы; превратить НАТО в «жизнеспособную и сплоченную » вооруженную силу, расширив ее политические функции;
создать «свободную мировую экономику», преодолеть ведущее к расколу экономическое соперничество между «общим рынком» и Англией, между «шестеркой» (ЕЭС) и «семеркой» (КАСТ);
защитить «международные валютные резервы», проводить «более последовательную политику» в области таможенных тарифов по обе стороны Атлантики;
объединить «помощь» западных держав развивающимся районам мира. Совершенно заново разработать программу «помощи» США иностранным государствам, основанную на долгосрочных обязательствах;
в сотрудничестве с Западной Европой и Японией значительно увеличить приток капиталов в Азию, Африку и Латинскую Америку;
перестроить отношения США со странами Латинской Америки, действуя через усиленную Организацию американских государств. Одного возвращения к «политике доброго соседа» недостаточно; нужен ряд новых установок;
сформулировать «новый подход» к Ближнему Востоку, укрепляющий позиции США; однако при этом нельзя допустить, чтобы у арабов «создалось впечатление, будто их нейтрализм и национализм находятся под угрозой»;
подготовить и держать «в состоянии готовности» гибкие и реалистические средства, которыми можно было бы использовать в Восточной Европе. Политика «освобождения», провозглашенная восемь лет назад, оказалась при сложившемся соотношении сил «ловушкой и заблуждением»;
пересмотреть политику в отношении Китая, но не признавать Китай и не давать согласия на его допуск в ООН; улучшить контакты с Китаем;
начать разрабатывать «новые реальные программы обеспечения мира и контроля над оружием», поскольку гонка вооружений обременяет весь мир фантастическими денежными тяготами, чрезмерно большими военными машинами; при гонке вооружений возможно случайное или безрассудное развязывание гибельной для всего мира войны; укреплять ООН, увеличивая ее роль в урегулировании международных конфликтов;
создать «сильную Америку» с «развивающейся экономикой», способной удовлетворять новые правительственные планы.
Такова была программа, выдвинутая Кеннеди. В ней в полной мере отразились экспансионистские настроения, господствовавшие в американских правящих кругах в конце 50-х годов. Но в этой программе явственно чувствовалось и беспокойство за позиции США на международной арене, забота о новой, «более гибкой» тактике в борьбе с «мировым коммунизмом» и национально-освободительным движением. В последних пунктах программы отдавалась определенная дань противникам дальнейшей безудержной гонки вооружений.
Речь Кеннеди вызвала одобрение сенаторов Мэнс-филда и Хэмфри. Что касается вице-президента Никсона, то он еще перед тем, как Кеннеди произнес речь, демонстративно покинул сенат и отправился раздавать своим поклонникам автографы.
Характерным моментом программы Кеннеди являлся явный приоритет, который он отдавал в ней проблемам внешней политики перед проблемами политики внутренней.
В период президентской избирательной кампании Кеннеди не раз, хотя и в общей форме, говорил о том, что нужно изменить устаревший курс политики и отбросить утратившие свое значение лозунги. Он требовал осуществления «новых идей» во внешней политике, отмечая, что у США нет никаких реальных предложений о том, как ликвидировать тупик по германскому вопросу, тупик в Западном Берлине, тупик в вопросе о «контроле над вооружением» и все остальные тупики, поскольку единственной американской «большой стратегией» является гонка вооружений и «холодная война». Однако, чем ближе становился день президентских выборов, тем реже звучала в речах Кеннеди тема необходимости изменения курса внешней политики США. А во время его инаугурации она оказалась почти полностью забытой.
При характеристике «новых рубежей» следует учитывать, что многое в них на самом деле было очень и очень старым. Например, по подходу к ряду проблем, порожденных «холодной войной», Кеннеди не отличался от Никсона и ультрареакционного крыла американских политиков. Так, например, он неоднократно выступал за проведение в США «недели порабощенных стран», призывал, противореча сам себе, к «освобождению» стран Восточной Европы.
Но было в высказываниях автора политики «новых рубежей» и немало такого, что существенно отличало Кеннеди от представителей лагеря крайней правой реакции в США. Можно, например, сослаться на следующее.
Для политики «новых рубежей» на первом этапе по ряду вопросов был характерен определенный реализм. Так, критикуя провокацию с У-2, Кеннеди в мае 1960 года прямо заявил, что если бы он был президентом, то «не допустил бы возможности инцидента» и «не разрешил бы такой полет». Кеннеди далее отметил, что провал совещания в верхах в Париже «был результатом инцидента с У-2». Такая позиция Кеннеди вызвала резкую критику по его адресу со стороны правительственных лиц, и в своих последующих выступлениях Кеннеди, опять-таки противореча сам себе, заявлял, что крах переговоров «был прямым следствием советской решимости (?!) сорвать переговоры».
Кеннеди предлагал правительству США выступить за «любое практическое соглашение о разоружении». Он высказывался в пользу соглашения о всеобщем разоружении и «демилитаризацию некоторых определенных районов напряженности», призывая правящие круги США не рассматривать проблему разоружения лишь как «средство ведения психологической войны», т. е. перестать подходить к этому вопросу только как к средству пропаганды.
Нетрудно заметить, что трезвые высказывания Кеннеди по проблеме разоружения противоречили его же концепции создания в США «длительной военной силы», т. е. наращивания их военной мощи. Подобных противоречий в теории и практике «новых рубежей» Кеннеди было немало, они отражали настроения самых различных слоев американского общества, часто диаметрально противоположные.
Так, провозглашая основные принципы политики «новых рубежей», Кеннеди положительно высказы вался в отношении переговоров как средства мирного урегулирования международных споров. В одном из своих интервью Кеннеди прямо заявил, что «нужно вести переговоры». Однако он тут же делал оговорку, что выступает за переговоры «с позиции силы».
Следует сказать, что до президентских выборов 1960 года концепция «новых рубежей» в первую очередь имела целью победу в избирательной кампании. Характеризуя Кеннеди и его «новые рубежи», известный американский политический обозреватель Уолтер Липпман за десять дней до президентских выборов следующим образом объяснял «секрет популярности Кеннеди». По мнению Липпмана, он «заложен в вызываемой им надежде, что страна вступит в новый период обновления и возрождения, надежды и энергии, новых интересов и новой уверенности». Кеннеди, продолжал Липпман, «не намерен отвести государственный корабль в сторону и реконструировать его. Он намерен снабдить его капитаном и офицерами, которые знают, куда идут, и обладают волей для этого». Тем самым Липпман подтверждал, что действительно больших перемен в американской внутренней и внешней политике Кеннеди делать не собирался. Но, стремясь к осуществлению многих старых целей, он хотел прибегнуть к новым методам и тактике.
Весьма любопытным было выступление влиятельного американского журнала «Форчун» за несколько дней до выборов. В опубликованной журналом статье говорилось: «Независимо от того, за что высказывается тот или иной кандидат или какую политику он сформулировал, прежде чем вступить в должность президента, он затем подвергается давлению, которое он вряд ли мог себе представить. На посту президента он должен приспосабливаться к обстоятельствам». Все это имело самое прямое отношение и к «новым рубежам» Кеннеди. Все то, что не удовлетворяло в них правящие круги США, так и осталось теорией без практики. Лишь малую толику своих позитивных мыслей удалось Кеннеди претворить в жизнь на последнем году президентства, да и то вопреки усилиям таких людей, как Рокфеллер, Никсон и Голдуотер.
Программа «новых рубежей» Кеннеди
Общие тенденции «политики новых рубежей». Начало политической карьеры Джона Кеннеди, основные тенденции его внутренней и внешней политики. Карибский кризис и выход из него, укрепление авторитета Кеннеди. Переговоры о прекращении ядерных испытаний.
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.05.2014 |
Размер файла | 33,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Общие тенденции «политики новых рубежей»
Карьера Кеннеди как политика началась в 1946, когда он провел энергичную кампанию и стал членом палаты представителей Конгресса от Демократической партии. Находясь три срока в палате представителей (1947-53), Кеннеди состоял членом Комитетов по труду и образованию.
В ноябре 1952 он успешно баллотировался в Сенат. В качестве сенатора (1953-61) Кеннеди постепенно склонялся (хотя его и обвиняли в попустительству маккартизму) к либеральным позициям, особенно по вопросу о гражданских правах и свободах. Он был членом сенатского Комитета по труду и общественному благосостоянию, а с 1957 влиятельного Комитета по иностранным делам.
В 1961 году Кеннеди становится 35- ым президентом США, от Демократической партии. В 1947-61 в конгрессе США, будучи президентом, выдвинул программу социально-экономических реформ. Выступал за укрепление военных блоков и вооруженных сил США. Вместе с тем склонялся к более реалистическому курсу в отношениях с СССР. Он был самым молодым американским президентом, а также единственным пока за всю историю США президентом-католиком. Кеннеди сумел преодолеть инерцию политики «холодной войны» и, проявив государственную мудрость, добился смягчения международной напряженности.
Предвыборная внутриполитическая программа Кеннеди намечала ряд социально-экономических реформ снижение налогообложения, законодательство о гражданских правах цветного населения, медицинское страхование престарелых, повышение минимума заработной платы и др., которые, однако, удалось реализовать лишь администрации Л. Джонсона. Новизна дипломатии «новых рубежей» заключалась в обновлении и расширении диапазона как мирных, так и военных методов защиты интересов США в глобальном противоборстве с СССР. Особое внимание уделялось странам «третьего мира». В марте 1961 был создан «Корпус мира» для работы американских добровольцев в развивающихся странах. После провала подготовленного ЦРУ вторжения антикастровских сил на Кубу в заливе Кочинос (апрель 1961) была создана программа социально-экономического развития стран Латинской Америки «Союз ради прогресса».
Военным аспектом политики новых рубежей явилась доктрина «гибкого реагирования», предусматривавшая наряду с ведением тотальной ядерной войны локальные и антипартизанские войны с применением ядерных и обычных вооружений.
Внутренняя политика в рамках «новых рубежей»
Администрация Кеннеди встала перед необходимостью проведения антикризисных мер. В основу «политики новых рубежей» была положена кейсианская идея использования дефицита госбюджета для стимулирования потребительского спроса, как средства поддержания стабильных темпов роста экономики (менее 5 % в г.).
Весной 1962 г. конфликт Кеннеди с «ЮС стил» закончился вынужденным отказом компании от объявленного ею повышения цен на сталь.
Курс администрации на увеличение федеральных расходов сменился ориентацией на налоговые льготы крупному бизнесу для поощрения частных инвестиций (закон 1962 г. о 7 % налоговой скидке на новые капиталовложения). В итоге был достигнут прирост промышленной продукции 5,6 % в год..
Предпринимались попытки провести через конгресс законопроект о гражданских правах негров.
Основные тенденции внешней политики Джона Кеннеди в рамках «новых рубежей»
При характеристике «новых рубежей» следует учитывать, что многое в них на самом деле было очень и очень старым. Например, по подходу к ряду проблем, порожденных «холодной войной», Кеннеди не отличался от Никсона и ультрареакционного крыла американских политиков. Так, например, он неоднократно выступал за проведение в США «недели порабощенных стран», призывал, противореча сам себе, к «освобождению» стран Восточной Европы. Но было в высказываниях автора политики «новых рубежей» и немало такого, что существенно отличало Кеннеди от представителей лагеря крайней правой реакции в США. Можно, например, сослаться на следующее.
Для политики «новых рубежей» на первом этапе по ряду вопросов был характерен определенный реализм. Так, критикуя провокацию с У-2, Кеннеди в мае 1960 года прямо заявил, что если бы он был президентом, то «не допустил бы возможности инцидента» и «не разрешил бы такой полет». Кеннеди далее отметил, что провал совещания в верхах в Париже «был результатом инцидента с У-2». Такая позиция Кеннеди вызвала резкую критику по его адресу со стороны правительственных лиц, и в своих последующих выступлениях Кеннеди, опять-таки противореча сам себе, заявлял, что крах переговоров «был прямым следствием советской решимости сорвать переговоры».
Кеннеди предлагал правительству США выступить за «любое практическое соглашение о разоружении». Он высказывался в пользу соглашения о всеобщем разоружении и «демилитаризацию некоторых определенных районов напряженности», призывая правящие круги США не рассматривать проблему разоружения лишь как «средство ведения психологической войны», т. е. перестать подходить к этому вопросу только как к средству пропаганды.
Нетрудно заметить, что трезвые высказывания Кеннеди по проблеме разоружения противоречили его же концепции создания в США «длительной военной силы», т. е. наращивания их военной мощи. Подобных противоречий в теории и практике «новых рубежей» Кеннеди было немало, они отражали настроения самых различных слоев американского общества, часто диаметрально противоположные.
Так, провозглашая основные принципы политики «новых рубежей», Кеннеди положительно высказы вался в отношении переговоров как средства мирного урегулирования международных споров. В одном из своих интервью Кеннеди прямо заявил, что «нужно вести переговоры». Однако он тут же делал оговорку, что выступает за переговоры «с позиции силы».
Следует сказать, что до президентских выборов 1960 года концепция «новых рубежей» в первую очередь имела целью победу в избирательной кампании. Характеризуя Кеннеди и его «новые рубежи», известный американский политический обозреватель Уолтер Липпман за десять дней до президентских выборов следующим образом объяснял «секрет популярности Кеннеди». По мнению Липпмана, он «заложен в вызываемой им надежде, что страна вступит в новый период обновления и возрождения, надежды и энергии, новых интересов и новой уверенности». Кеннеди, продолжал Липпман, «не намерен отвести государственный корабль в сторону и реконструировать его. Он намерен снабдить его капитаном и офицерами, которые знают, куда идут, и обладают волей для этого». Тем самым Липпман подтверждал, что действительно больших перемен в американской внутренней и внешней политике Кеннеди делать не собирался. Но, стремясь к осуществлению многих старых целей, он хотел прибегнуть к новым методам и тактике. политика кеннеди карибский кризис
Весьма любопытным было выступление влиятельного американского журнала «Форчун» за несколько дней до выборов. В опубликованной журналом статье говорилось: «Независимо от того, за что высказывается тот или иной кандидат или какую политику он сформулировал, прежде чем вступить в должность президента, он затем подвергается давлению, которое он вряд ли мог себе представить. На посту президента он должен приспосабливаться к обстоятельствам». Все это имело самое прямое отношение и к «новым рубежам» Кеннеди. Все то, что не удовлетворяло в них правящие круги США, так и осталось теорией без практики. Лишь малую толику своих позитивных мыслей удалось Кеннеди претворить в жизнь на последнем году президентства, да и то вопреки усилиям таких людей, как Рокфеллер, Никсон и Голдуотер.
Правительство СССР в ответ заявило, что нанесет «самый мощный ответный удар». В СССР были приведены в повышенную боевую готовность все Вооруженные силы. Кубинские войска сосредоточились на побережье, в местах возможной высадки десанта. Были взяты под охрану все важные объекты, мосты, электростанции. В Гаване на площадях были установлены зенитные орудия, открывавшие огонь при облетах американских самолетов. В тот же день был созван Совет безопасности ООН, на котором обсуждался вопрос вывоза с Кубы советских ракет в увязке с отказом от вторжения на остров. События развивались динамично. Обмен посланиями и заявлениями между главами США и СССР, сбитый американский самолет-разведчик У-2, облетавший Кубинские полевые позиционные районы ракетных войск, ультиматум США с угрозой начать боевые действия. Все же здравый смысл победил.
В результате достигнутого компромисса было принято решение вывести ракеты Р-12 с Кубы. 31 октября исполняющий обязанности Генерального секретаря ООН У Тан, прибывший на остров для урегулирования последствий конфликта, был проинформирован о демонтаже ракетных установок. С 5 по 9 ноября ракеты с Кубы были вывезены. 20 ноября СССР согласился вывести с Кубы советские бомбардировщики. 21 ноября США отменили морскую блокаду Кубы. 12 декабря 1962 года советская сторона завершила вывод личного состава, ракетного вооружения и техники. В январе 1963 года ООН получила заверения СССР и США о том, что Карибский (кубинский) кризис ликвидирован.
Кеннеди на посту президента
Подходил к концу 1962 год. Впереди начинали маячить новые президентские выборы 1964 года. Но деятельность Кеннеди на посту президента не дала еще заметного позитивного вклада в международную политику.
На исходе 1962 года в деятельности Кеннеди начинают, однако, проглядывать новые черты. Они становятся все более отчетливыми весной и летом 1963 года. В действиях презрздента проявляется все больше самостоятельности. Мрачный хор сторонников «холодной войны» в США стал время от времени нарушаться новой темой, которую развивал теперь президент. Ее лейтмотив состоял в том, что США должны отказаться от попыток проводить в отношении Советского Союза политику, построенную «на враждебности и предрассудках». Термоядерная война, признавал Кеннеди, была бы для американского народа катастрофой.
Весна и лето 1963 года были интересны не только тем, что президент США заговорил новым тоном. Еще более значительным было то, что Кеннеди оказался в состоянии от слов перейти к делу. 1963 год стал свидетелем заметного улучшения международного климата и положительного развития советско-американских отношений.
Есть все основания полагать, что Кеннеди стал разумнее в своих действиях под влиянием Карибского кризиса. Сказалось также, очевидно, и то, что сам президент не был непосредственно связан финансовыми узами с военно-промышленным комплексом. К тому же он вынужден был учитывать активное «мирное наступление» советской дипломатии по целому ряду международных проблем.
В американской политической литературе не раз делались попытки доказать, что положительный сдвиг в советско-американских отношениях летом 1963 года был якобы результатом неких «уступок» со стороны Советского Союза. Подобный подход не в ладах с истиной. Широко известно, что достижение соглашений, направленных на ослабление международной напряженности и улучшение советско-американских отношений, всегда оставалось одной из важнейших целей советской внешней политики. Но, само собой разумеется, эта цель может быть достигнута только на условиях мирного сосуществования и отказа США от «холодной войны» и агрессии, попыток навязать другим народам «американский образ жизни» и «свободу», как ее понимают нью-йоркские банкиры и техасские нефтепромышленники, пентагоновские генералы и сенаторы-диксикраты. Ослабление международной напряженности зависело от того, найдется ли в конце концов на американском политическом Олимпе достаточно здравомыслящая группа буржуазных деятелей, которая перестанет уделять все свое внимание опасной для человечества игре с огнем. Факты третьего года президентства Кеннеди говорят о том, что он стал склоняться к проведению акций, направленных на ослабление международной напряженности. Они также говорят о том, что в этом президент опирался прежде всего на свой авторитет и поддержку ближайших советников.
Авторитет Кеннеди после карибского кризиса упрочился. И хотя «бешеные», военщина и ЦРУ были недовольны «нерешительностью президента», большинство американских политиков в этот период считало, что Кеннеди поступил разумно и дальновидно, не переступив грань, за которой начиналась большая война. В этих условиях президент обретает уверенность в своих силах, что начинает сказываться на ряде его решений в области внешней политики.
Ничто так явно не свидетельствует о сдвигах в настроениях Кеннеди, когда дело касалось отношений с Советским Союзом, как его подход к проблеме мирного сосуществования. Эволюция его взглядов по этому вопросу была довольно заметной.
С первых дней президентства Кеннеди столкнулся с необходимостью определить свое отношение к принципу мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Перед ним стояла дилемма: или объявить принцип мирного сосуществования «коммунистической пропагандой», неприемлемой для США, или признать этот принцип и развивать его в области государственных отношений. Одним словом, Кеннеди предстояло решить, способствовать ли ему как президенту США процессу укрепления мирного сосуществования или тормозить его утверждение в качестве общепризнанного принципа международного права, продолжая проводить «холодную войну» и балансирование «на грани войны». Кеннеди поначалу выбирает второй путь. Он оставляет американскую внешнюю политику на старом курсе, который он сам до своего избрания президентом считал обанкротившимся.
Кеннеди старался облечь «новые рубежи» в либеральную и даже антиколониалистскую одежды. Однако сшиты они были наскоро и не могли скрыть агрессивную сердцевину внешнеполитического курса США. Вместе с тем, пропагандируя «новые рубежи», Кеннеди высказывал и ряд реалистических идей. Однако они оставались на заднем плане, как бы на задворках американской внешней политики.
На первых порах президентства Кеннеди не только забывает об уроках истории и необходимости оценивать явления, основываясь на фактах, но и идет на поводу у наиболее агрессивно настроенных кругов США. Под их влиянием администрация Кеннеди принимает решение преодолеть кризис американской внешней политики не путем ее изменения, а путем дальнейшей активизации сложившегося курса.
Таким образом, в первые два года президентства Кеннеди некоторые разумные политические формулы, которые он выдвигал до своего избрания в Белый дом, оказались лишь звонкими фразами, лишенными позитивного содержания. Декларировались «новые рубежи» во внешней политике, но она оставалась, по существу, старой недоброй политикой «холодной войны».
Мозг Кеннеди постоянно сверлила мысль о том, что капитализм на международной арене проигрывает в соревновании с социализмом. Не случайно в своем первом послании конгрессу США он откровенно заявил: «Время работает не в нашу пользу», т. е. не в пользу капитализма как социально-экономической системы. Вот эта постоянная сдача американским империализмом своих позиций больше всего и тревожила Кеннеди. Являясь представителем монополистической буржуазии, он, когда дело дошло до реальной политики, подгоняемый желанием как-то поправить дела капиталистических США, стал на путь активизации борьбы против стран социализма, разработки неоколониалистских методов политики в отношении развивающихся стран.
Вместе с тем Кеннеди на третьем году президентства больше, чем раньше, волнуют вопросы войны и мира. Он начинает более активно искать пути соглашения с СССР, осознав, очевидно, всю бесперспективность попыток основывать американскую внешнюю политику только на догмах «холодной войны».
Одним из наиболее сложных явлений периода 1963 года были взаимоотношения, сложившиеся между Белым домом и государственным департаментом. Практика показывала, что из госдепартамента в Белый дом не поступало предложений, которые могли бы способствовать смягчению международной напряженности. Более того, многие там с опаской наблюдали за деятельностью президента. Все это Кеннеди не нравилось.
Как уже упоминалось, после того как Кеннеди победил на выборах, он стал искать среди политических деятелей и ученых людей, которые бы с наибольшей отдачей сил, гибко и умело защищали интересы американского капитализма. Определенные надежды возлагались им и на Дина Раска. Однако, по свидетельству лиц, работавших с Кеннеди, в частности Шлезингера, Кеннеди после двух лет деятельности своего правительства не был доволен работой государственного секретаря. К осени 1963 года президент пришел к мысли, что Раек должен уйти. Наилучшим временем для этого Кеннеди считал надвигавшиеся выборы 1964 года.
Откровенные высказывания Шлезингера, сделанные им в 1965 году, об отношении Кеннеди к Раску были с раздражением встречены в правительственных кругах США, Шлезингера тут же обвинили в безответственности, ему бросили упрек в том, что он пишет историю, «подсматривая в замочную скважину», ставит под угрозу национальные интересы. В ответ на это Шлезингер заявил, что, «когда историк скрывает важные факты, которые могут повлиять на суждение его читателей, он идет на обман». Справедливости ради можно отметить, что сам Шлезингер, будучи буржуазным историком, не был до конца последователен. Он, например, опустил в своей книге «Тысяча дней» ряд любопытных оценок Кеннеди в отношении некоторых деятелей своего правительства.
Надо сказать, что Раек довольно спокойно выдержал укол Шлезингера. «Только два человека,- утверждал Раек,- знают о моих взаимоотношениях с президентом Кеннеди. Один из них мертв, а другой не хочет говорить». Но Раек выразил недовольство утверждением Шлезингера о том, что Кеннеди считал американскую политику во Вьетнаме «большим провалом».
По свидетельству некоторых очевидцев, Кеннеди не считал, что Вьетнам должен пользоваться каким-то особым приоритетом в американской внешней политике. Он отнюдь не придерживался точки зрения, что в джунглях Вьетнама решается судьба Америки. Накопив опыт в международных делах, Кеннеди, похоже, стал понимать, насколько авантюристичным было бы дальнейшее расширение американской агрессии во Вьетнаме.
Многое говорит о том, что к лету 1963 года Кеннеди стал лучше понимать необходимость мирного сосуществования стран капитализма и социализма. Он стал вести дело к тому, чтобы попытаться внести в американскую внешнюю политику позитивный элемент. Все это Кеннеди делал, разумеется, не потому, что симпатизировал Советскому Союзу. Он это делал в силу здравой оценки хода развития событий, изменения в соотношении сил на международной арене, которые диктовали реалистический подход к международным проблемам.
В этой связи особенно интересна речь, которую президент Кеннеди произнес 10 июня 1963 года в Американском университете. Работать над этой речью Кеннеди начал еще весной. Он сам готовил ее тезисы. Затем привлек «перо» Соренсека, а также Шлезингера и в какой-то степени М. Банди. Государственный департамент и Пентагон оставались в неведении о том, что речь вообще подготавливалась. Она была направлена в эти оба ведомства лишь за два дня до произнесения. Все это Кеннеди делал сознательно. Он не хотел, чтобы ему помешали.
Надо подчеркнуть, что в своем выступлении Кеннеди пошел против многих давно сложившихся в Америке политических догм. Последователи «холодной войны» утверждали, что достичь мира с коммунистами невозможно, что третья мировая война неизбежна Кеннеди охарактеризовал эти взгляды как «опасные и пораженческие». «Давайте,- призвал он,- пересмотрим свое отношение к самому делу мира. Слишком многие из нас считают его невозможным. Слишком многие считают его нереальным. Но это опасное, пораженческое убеждение. Оно приводит к выводу, что война неизбежна, что человечество обречено, что мы находимся во власти сил, которые мы не в состоянии контролировать.
Кеннеди наконец-то проявил политическое мужество, призвав американцев пересмотреть свое отношение к Советскому Союзу. Кеннеди заявил, что в случае войны с Советским Союзом США явились бы объектом опустошительной ядерной войны. Он призвал к прекращению «холодной войны» и решению проблемы разоружения.
В своем выступлении Кеннеди не обошелся без антисоветских и антикоммунистических выпадов. Это были стереотипные, дежурные фразы, и явно не на них президент делал акцент. Главное состояло в том, что Кеннеди посвятил значительную часть своей речи проблеме обеспечения мирного сосуществования. Но реализм и американская реакция постоянно находятся в ссоре по вине последней, и поэтому вряд ли стоит удивляться, что после своей речи в Американском университете Кеннеди стал объектом самых злобных нападок и угроз со стороны американской реакции. Ненависть к нему со стороны «ультра» росла с каждым днем.
Еще до переговоров в США вновь активизировались действия реакции, требовавшей не идти на заключение договора о запрещении ядерных испытаний. Правда, раздавались в США и другие голоса. В те дни был опубликован документ в поддержку договора, подписанный 21 крупным американским бизнесменом. В заявлении говорилось: «Эффективный договор о запрещении испытаний прогнал бы нависшую мрачную тучу, открыл бы дорогу для здравого смысла и тем самым породил бы надежду на конструктивный мир». Характерно, что заявление не было подписано ни одним представителем наиболее агрессивных групп американского монополистического капитала. Более того, Нельсон Рокфеллер показал себя открытым противником курса, взятого Кеннеди, заявив, что он-де вредит внешнеполитическим интересам США.
Договор, заключенный в Москве, стал памятной вехой в международных отношениях. Однако осень 1963 года явилась началом ухудшения внутриполитической атмосферы в США. Если раньше реакционеры всех мастей лишь опасались «необдуманных действий» со стороны Кеннеди, то осенью, после заключения Московского договора, они начали открытую атаку на президента.
Интересно, однако, что Кеннеди сумел противостоять яростным нападкам «ультра» и до конца дней считал договор о частичном запрещении ядерных испытаний своим главным успехом на международной арене. Московский договор пришелся по душе и американскому народу. В адрес конгрессменов шли тысячи писем от простых американцев, требовавших скорейшего одобрения этого договора. Под давлением общественного мнения сенат США 80 голосами против 19 ратифицировал Московский договор. Сенаторы, одобрившие договор, очевидно, учитывали, что не за горами были всеобщие выборы 1964 года. Надо было подумать о том, чтобы хоть в одном вопросе выглядеть перед избирателями в качестве поборников ослабления международной напряженности, а не подмастерьев «холодной войны».
19 октября 1963 года Джон Кеннеди скова выступил перед студентами одного из американских университетов. Кеннеди вновь говорил о путях дальнейшего развития внешней политики США.
«Американский орел,- сказал тогда Кеннеди,- зажал на президентской печати в своих когтях как оливковую ветвь мира, так и стрелы военного могущества. На потолке моего кабинета, построенного много лет назад, этот орел обратил свой взор на стрелы войны слева от него. Однако на более новом ковре, отражающем изменение, начало которому положил Рузвельт. этот орел уже смотрит в сторону оливковой ветви мира».
Однако сторонники «холодной войны», «бешеные» всех мастей в США не думали сдавать своих позиций. Для них новые тенденции во внешней политике Кеннеди оказались довольно неожиданными. Вскоре, однако, они оправились, перестроили свои ряды и с шумом ополчились на все разумное, что было сказано Кеннеди в Американском университете.
Да и миролюбивого запала у некоторых поддержавших Кеннеди американских деятелей и обозревателей хватило буквально всего на несколько недель. Если конец августа, сентябрь и начало октября 1963 года в США характеризовались довольно многочисленными высказываниями прессы и ряда политических деятелей в пользу мира, то уже в конце октября тон американской пропаганды резко изменился. Температура политического климата резко понизилась. Сторонники «холодной войны», словно сговорившись, выступили с призывами «не увлекаться», «не строить чрезмерных надежд на будущее», словом, не спешить с разрядкой международной напряженности. Уже в который раз американскому народу стали энергично «разъяснять», что за оттепелью обязательно последуют новые заморозки, а за ними и трескучие морозы.
Сам Кеннеди не проявил достаточной активности в отстаивании и развитии положительных тенденций во внешней политике США. Он, очевидно, считал, что с его стороны уже сделаны в достаточной степени необычные шаги и что ему не следует уж слишком искушать судьбу, восстанавливая против себя еще больше лагерь крайне правой реакции. Весьма характерны настроения членов его правительства, в том числе государственного секретаря Раска и министра обороны Макнамары. Они прохладно отнеслись к вашингтонской речи Кеннеди, предпочитая делать всякого рода «успокоительные заявления», в которых довольно тонко отмежевались от его наиболее реалистических высказываний. Не исключено, впрочем, что в данном случае они являлись к тому же исполнителями воли президента, решившего, так сказать, сбалансировать свою речь более «умеренными» высказываниями своих министров.
В Бонне с восторгом встретили речь государственного секретаря. Испытывали удовлетворение и американские «ультра». Вот как оценила речь Раска реакционная газета Херста «Нью-Йорк джорнэл америкен»: «Нынешние дипломатические перспективы предвещают, что прогресс на пути лучшего взаимопонимания между Соединенными Штатами и Россией не выдержит темпов, набранных после июля нынешнего года с подписанием договора о запрещении ядерных испытаний, заключением соглашений о космосе, введением в строй линии прямой связи»
В октябре 1963 года Никсон пребывал в раздраженном состоянии. Ему не удалось стать ни президентом США, ни даже губернатором Калифорнии. И вот бывший вице-президент, отбросив в сторону всякую сдержанность, предпринимает фронтальную атаку на политику мирного сосуществования с Советским Союзом, на робкие шаги Кеннеди в сторону реализма. Никсон демонстрирует отношение американской реакции к Московскому договору, называя его началом «самого опасного периода холодной войны за все восемнадцать лет ее существования». Он призывает американцев не поддерживать Кеннеди, так как последний «дает возможность коммунистам удержать то, что они имеют».
7 ноября 1963 года Нельсон Рокфеллер выступил с открытым требованием «отбрасывания» коммунизма из восточноевропейских социалистических стран. Рокфеллеру не терпелось кого-нибудь «освободить», а не искать какие-то там позитивные соглашения.
Но, пожалуй, наиболее истошный крик поднял в это время представитель ультрареакционного крыла сенатор Голдуотер. Сенатор буквально-таки кипел от гнева при одном лишь упоминании о реалистических шагах Кеннеди на международной арене. Голдуотер обвиняет Кеннеди в том, что его внешняя политика является ни больше ни меньше как «самой гибельной за всю историю страны».
Излишне говорить, что Никсон, Рокфеллер и Голдуотер были, конечно, неодиноки в своих яростных нападках на Кеннеди. Вокруг них объединились все крайне реакционные силы США. такой острой политической обстановке, осложнявшейся к тому же расовыми волнениями в США, приходилось действовать в последние дни своей жизни президенту Кеннеди. Его выступления в пользу принятия нового гражданского законодательства еще более разъярили расистов и «ультра». Над головой Джона Кеннеди сгущались тучи.
19 ноября 1963 года в Белый дом поступил еще один сигнал опасности для Кеннеди. Секретарь президента по вопросам печати Пьер Селинджер получил письмо от некой жительницы Далласа. Она предупреждала: «Не позволяйте президенту приехать сюда. Я беспокоюсь за него. Я думаю, что с ним случится что-то ужасное». Это письмо Кеннеди показано не было, так как Селинджер не придал ему никакого значения.
Накануне отлета Джона Кеннеди в Даллас, как рассказывает Селинджер, он зашел в кабинет президента, чтобы попрощаться и получить кое-какие инструкции. Часы в кабинете показывали 7.30 вечера. Кеннеди сидел за письменным столом и подписывал бумаги. Он работал в очках, которые никогда не надевал на людях. Ведь в них он выглядел бы куда старше, а это могло оттолкнуть от него кое-кого из избирателей.
«Я хочу сказать: до свидания»,- обратился Селинджер к президенту. Кеннеди окинул его медленным взглядом. И в этот момент Селинджер ясно увидел, что президент устал, очень устал. «Я бы хотел не ехать в Техас».- вдруг сказал Кеннеди. Попрощавшись затем со своим пресс-секретарем, он снова углубился в работу.
Впереди был Даллас.
1. Родович Ю. В. : История новейшего времени.
2. Роман Крамер: Джон Кеннеди: миф и реальность.
3. Дмитрий Королев: Мечта как фактор политики. Джон Кеннеди.
5. Громыко А. А. «1036 дней президента Кеннеди».
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Биография Д.Ф. Кеннеди и анализ его личности. Начало карьеры будущего президента США и его предвыборная борьба. Основные направления внутренней и внешней политики Д.Ф. Кеннеди. Политический курс тридцать пятого президента США. Версии смерти Д.Ф. Кеннеди.
курсовая работа [39,5 K], добавлен 22.04.2010
История жизни Джона Кеннеди, его семья, годы учебы, начало карьеры. Принятие в 1961 году присяги президента Соединенных Штатов Америки. Направления его внешней политики, отношения с СССР. Проведение экономических реформ в стране. Гибель Джона Кеннеди.
презентация [285,4 K], добавлен 25.11.2013
презентация [1,3 M], добавлен 21.11.2010
Исследование хода Карибского кризиса. Сравнительный анализ воспоминаний Н.С. Хрущева и Д.Ф. Кеннеди. Последствия кризиса для внешней политики СССР и США в 60-80 гг. Размещение и последующая эвакуация советских баллистических ракет на острове Куба.
курсовая работа [54,7 K], добавлен 25.08.2010
Джон Фицджеральд Кеннеди — американский политический деятель, 35-й президент США (1961—1963). Краткая биография, образование, старт политической карьеры. Предвыборная кампания и президентство. Основные направления внутренней внешней политики Кеннеди.
реферат [32,4 K], добавлен 02.02.2017
22 ноября 1963 года в Далласе был убит 35-ый президент США Джон Фицджеральд Кеннеди. Это покушение до сих пор остается одной из величайших загадок ХХ века. Кого только ни обвиняли в убийстве Кеннеди. В подозреваемых ходили и руководство ФБР, и ЦРУ, и КГБ
реферат [33,7 K], добавлен 08.10.2005
Описание событий, сопутствовавших трагическому факту американской истории – убийству Джона Кеннеди. Последовательность роковых обстоятельств убийства, обзор версий и причины произошедшего. Анализ наиболее вероятных сценариев убийства. Заговор банкиров.
курсовая работа [229,6 K], добавлен 25.05.2012