Что такое политика политология
Определения политики
ПОЛИТОЛОГИЯ
Определения политики.
— политические отношения соц.субъектов по поводу гос.власти
— установки, интересыц, цели соц.групп и полит.институтов
— д-сть по реализации моде6лей будущего об-ва
— влияние на гос.власть политических сил страны (партий, граждан)
— д-сть по управлению сферами жизни об-ва.
— по масштабам- внутренняя и внешняя;
— по приоритетам- нейтральная, открытых дверей, компромиссов, нацинального примирения;
— по содержанию и х-ру- прогрессивная, реакционная, волюнтаристская, научно обоснованная;
— по субъектам- государства, мирового сообщества, партии, банка, фирмы.
С политологией тесно связаны другие науки: политическая философия, политическая история, политическая социология, политическая психология, политическая антропология, политическая география, правоведение.
Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона(5-4 век до н.э.), изложенные в произведениях «Государство», «Законы». К порочным формам гос-ва он относил :
— тимократию – власть честолюбцев;
— олигархию – господство немногих богачей;
— демократию – власть большинства;
— тиранию – власть тирана.
Монтескье в работе «О духе законов». Свобода и равенство. «Разрешено все, что не запрещено законом». Теория разделения властей. (Идею смешанного правления разрабатывали еще Аристотель и Цицерон). Впервые эта идея нашла свое воплощение в Англии в период правления Кромвеля, хотя и стихийно.
Жан Жак Руссо а произведении «Об общественном договоре или принципы политического права» вводит понятие социальное равенство. Принцип народного суверенитета. Принцип республиканского стороя.
Идеи французских просветителей воплотились в Великой Французской революции 18 века.
Немецкая классическая философия.
Таким образом, основные доктрины политической мысли эпохи Возрождения и периода буржуазных революций:
— теория правового государства
— теория разделения властей.
Представители утопического социализма 16-19 века.
Этапы утопического социализма.:
— ранний (16-18) зарождение капитализма и буржуазных революций. Представители: Мор(Англия), Кампанелла(Италия), Уинстенли, Мабли, Мелье, Бабеф (Франция).
— третий этап 2-я половина 19 века. Русские революционеры-демократы: Чернышевский, Добролюбов, Белинский, Герцен и др. За революцию, демократическую республику, народовластие, крестьянская община.
Марксистская концепция политики. Маркс и Энгельс нем. фил. 19 века.
— базис первичен, а надстройка вторична;
— идеологически господствующий класс
— общественное бытие определяет сознание
— политика подчинена экономике, но и влияет на нее.
Политическая мысль России 19-20 веков.
Декабристы. Равенство. Гражданское общество. Прва человека. Республика.
Чаадаев.» Философические письма». Причины отсталости России от европейских стран.
Западники и славянофилы.30-40 гг.19 века.
Славянофилы. Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин. Самобытность России. Сохранение самодержавия.
Западники. Белинский, Грановский, Герцен, Огарев, Боткин. Россия идет по западному пути.
Герцен.50-60 гг. Идея «русского социализма». Через сельскую общину.
Чернышевский. Народно-крестьянская революция. Народничество.
Анархистско-бунтарское направление. Бакунин. Отрицание любого государства.
Неославянофильство. Религиозная философия. Соловьев. Бердяев. Милюков.
Современные политические учения Запада.
Гумплович. 19 век. «Социология и политика», «Основы социологии», «Борьба рас». Представитель социального дарвинизма. Теория завоевания.
Спенсер. 19 век. позитивистское направление. « Основания социологии». Общество эволюционирует. Социальная обусловленность власти.
Парето и Моска19-20 век. Итальянские ученые. Теория элит. Моска в работе «Элементы политической науки»- власть всегда должна находиться в руках меньшинства, элиты. Парето «Трактат об общей социологии». Элита и контрэлита ведут между собой борьбу.
Острогорский и Михельс к.19-20 века. Теория олигархизации (бюрократизации) политических партий.
Вебер.19-20 век, немецкий социолог. Теория демократии. Бюрократия.
Американские ученые 20 века. Лассуэлл, Даль, Тоффлер, итальянский Боббио, фр. Крозье. Вопросы власти в условиях перехода к постиндустриальному об-ву.
Политика как объект и предмет политологии.
Зарождение и становление науки о политике.
Политика как объект и предмет политологии.
Отрасли современной политологии.
Методы политической науки.
Функции и категории политологии.
1. Зарождение и становление науки о политике
Политология — это общая интегральная наука о мире политики во всех ее проявлениях, включающих весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую антропологию, политическую социологию, политическую история, политическую психологию, теорию международных отношений, геополитику, историю политических учений.
В узком смысле слова политология – это наука о политической власти и управлении, закономерностях и особенностях развития политических отношений и процессов, функционировании политических институтов и систем, о политическом сознании, коммуникации, поведении и деятельности людей в различных цивилизационно-культурных и временных измерениях.
Политология – относительно молодая научная дисциплина. Возникновение её как науки и как сферы профессиональной деятельности относится к концу XIX века.
Ее происхождение было обусловлено:
во-первых, развитием общества и усложнением его структуры; превращением политики в автономную, относительно самостоятельную и профессиональную сферу жизни; усилением ее роли в управлении общественными процессами;
во-вторых, необходимостью организации научных исследований политических феноменов с целью повышения эффективности осуществления политической власти;
в-третьих, накоплением политических знаний в рамках истории политических учений.
Появлению политологии способствовало также развитие ей родственных наук, в том числе – философии, истории, юридической науки, а ее методологической основой стала социология, представители которой стояли у истоков возникновения политической науки: О.Конт, М. Вебер, В. Парето, Г. Моска и другие социологи классического периода.
В своем развитии политическая наука прошла три этапа:
1 этап – институциональный (конец XIX- начало XX вв.);
2 этап – бихевиоралистский (20 – 70 гг. XX в.);
3 этап – постбихевиоралистский (с 70-х гг. XX в. по настоящее время).
Известный социолог и политолог К. Поппер в книге «Открытое общество и его враги» обосновал фундаментальный характер современной политологии как науки о политической власти. Он обратил внимание на то, что именно политика в современном мире контролирует экономическую мощь, все социальные, культурные и военные программы. К. Поппер подчеркивал: «Политическая власть и присущие ей способы контроля – это самое главное в жизни общества».
Политика как объект и предмет политологии.
Сущность «политического» заключается в том, что каждое общество едино, прежде всего, как политическое сообщество. Оно является своего рода социальным механизмом организации жизнедеятельности общества на основе института власти и выполняет функцию интегративного начала в условиях деления общества на различные, неоднородные социальные слои и группы, выражающие свои групповые интересы.
Политика традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, этносами, государствами. В определениях политики выделяются, прежде всего, регулирующая роль государства в жизни общества и функции властного управления.
Ю. Крижанич: “Политика – это, прежде всего, наука правления”.
М. Вебер: “Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которое оно в себе заключает”.
В.И. Ленин: “Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства”.
Д. Истон (политолог США): “Политика – властное распределение ценностей внутри общества”.
Политологический словарь (1994 года): «Политика – социальная деятельность… направленная, главным образом, на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти”.
Политика – это сфера человеческой деятельности, связанная с отношениями субъектов политики (люди, социальные группы, социальные и политические институты и организации) по поводу учреждения (или достижения, завоевания, применения) государственной власти с целью организации жизнедеятельности общества, управления общественными процессами, определения целей и направления развития общества, а также реализации социально значимых интересов общества.
В современной политической науке политика интерпретируется в институциональном, нормативном и процессуальном измерениях. В институциональном измерении политика определяется через взаимодействие и отношения политических институтов по поводу осуществления политической власти, ее завоевания и удержания, а также реализации конституции, системы разделения властей, участия партийных и электоральных систем в формировании государственной власти на основе института выборов. Нормативное (или содержательное) измерение политики связанно с описанием и объяснением целей, задач и содержания политики, осуществляемой различными политическими акторами. Процессуальное измерение политики характеризует ее как перманентный процесс, направленный на реализацию интересов различных общественных групп на основе института власти, а также выражения и защиты этих интересов с помощью формальных и неформальных процедур (митинги, собрания, демонстрации, выборы и прочее).
Политика как относительно автономная сфера человеческой деятельности и качественно определенное явление обладает целым набором присущих ей свойств и характеристик. А.И. Соловьев выделяет следующие её свойства:
Так, к онтологическим свойствам, раскрывающим существенные черты политики, относятся:
Понятие и сущность политики
Содержание:
↑ Понятие и сущность политики
В широком понимании политика — это создание, сохранение и обогащение наиболее общих правил общежития (Э. Хейвуд). Иными словами, политика – это неотъемлемая и насущно востребованная потребность государственно-организованного сообщества людей. Э. Хейвуд полагает, что широкое понимание политики объединяет несколько измерений: политика как искусство государственного управления; как публичный процесс; как разрешение общественных конфликтов через дискуссии и компромисс; политика как власть.
В узком понимании политика – это деятельность социальных групп и индивидов, направленная на осознание и представление своих коллективных интересов, на выработку обязательных для всего общества решений.
Таким образом, термин «политика» имеет несколько значений:
↑ Структура политики
Структуру политики составляют: участники (субъекты) политической деятельности и общественные явления, связанные с политическим процессом, а именно – политические отношения, политическая власть, политические организации, политическое сознание и политическая культура.
Субъекты политики вступают в политические отношения
Политические отношения – это отношения между различными классами и иными социальными слоями с целью осуществления политической (прежде всего государственной) власти. По своей сущности политические отношения представляют собой политическую борьбу, т.е. соперничество между различными общественными силами, цель которых – завоевать политическую власть. Политическая борьба может носить гармоничный характер, когда борьба за власть (соперничество) осуществляется в правовых рамках и если конституция предусматривает равные возможности всем общественным силам участвовать в политике и в политических отношениях. Однако политическая борьба может выливаться в политический конфликт.
Далее в результате осознания субъектами политики своих политических интересов формируется политическое сознание.
Политическое сознание — совокупность взглядов, идей, убеждений, отражающих коренные интересы различных социальных групп, возникающие в связи с осуществлением политической власти, участием в политической жизни общества. В политическом сознании получает отражение отношение различных социальных слоев к общественному строю, к системе власти, к государству и политическому режиму, партиям и общественным движениям.
Характер взаимодействия участников политической жизни зависит от уровня политической культуры.
Политическая культура — это воплощенное в жизнь политическое сознание, что выражается в характере и способах духовно-практической деятельности, направленной на закрепление, воспроизводство и развитие политических и социальных интересов.
Выражать интересы личности, группы и общества призвана совокупность государственных и негосударственных институтов или политическая организация.
Также одним из элементов политики является политическая власть.
Политическая власть – способность политических сил оказывать влияние на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса сил и интересов, подчиняя этому людей.
Объекты политики – непрерывно меняющиеся общественные проблемы, решение которых требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, принятия соответствующих управленческих решений.
↑ Типы политики
↑ Функции политики
Политика выполняет в обществе ряд значимых функций:
1) обеспечение целостности и стабильности общества;
Осуществление этой функции возможно благодаря способности политики формулировать общие цели, определять социальные ориентиры, разрабатывать проекты будущего в процессе общественного прогресса;
2) мобилизация и обеспечение эффективности общей деятельности;
Политика обеспечивает реализацию общих целей с помощью создания мотивационного механизма;
3) обеспечение общественного порядка и создание гарантий осуществления прав и свобод человека;
Политика создает гарантии прав и свобод личности, обеспечивает общественный порядок, гражданский мир.
4) предотвращение и регулирование социальных (этнических, региональных) конфликтов.
Политика обеспечивает взаимодействие различных групп общества, управляет социальными процессами и регулирует их.
Политика
Поли́тика (др.-греч. πολιτική «государственная деятельность», от греч. πόλις «город, государство» [1] ):
Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путём установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.
Политика определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.
Полис (греч. πόλις ) — самоорганизация городской общины (включая прилегающие владения), которая конституировала себя в качестве политической формации, общности, — особая форма самоорганизации общества, типичная для Древней Греции. Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю. С ростом государств и империи политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствования системы управления.
Политика, как понятие и методология (метод и порядок применения) сформировалась в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия, ремёсла, искусства и школы, в которых формировалась будущая элита. Поэтому политическая формация определяла политические отношения как долгосрочные права и обязанности сторон, позже определяемые как стратегические и реализуемые через функции стратегов.
В современную эпоху политика стала похожа больше не на управление, а на манипуляции со сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.
В узком смысле, политика — определённая часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определённых интересов для достижения определённых (субъектом политического процесса) целей в определённой социальной среде. Политикой также называют процесс принятия решений, а также поведение в общественно-государственных учреждениях. В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определёнными группами людей, как например, — в корпоративных, академических, религиозных учреждениях.
Содержание
Альтернативные определения
Основные подходы
Мыслители прошлого определяли политику по-разному: как «царское искусство» управлять всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т. д.) и умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон); как знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли); как лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), как борьбу классовых интересов (Карл Маркс). Современные политологи определяют политику как деятельность по поводу общественных интересов, выраженную в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти.
В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики — консенсусный и конфронтационный.
Консенсусное понимание
Консенсусное понимание политики исходит из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагает постепенное изживание конфликтов, что превратит политику в публичные акты, направленные на взаимное понимание и совместное действие ради достижения цели, в которой выражено высшее общественное благо.
Конфронтационное понимание
Конфронтационное понимание политики (Карл Шмитт и др.) [источник не указан 1312 дней] исходит из того, что политическое взаимодействие возникает в результате достижения определённой интенсивности противоположностей в отношениях между людьми. Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг».
Место науки
Жизненность и эффективность политики зависит от того, соответствует ли она объективным потребностям развития материальной и духовной жизни общества, учитывает ли реальные экономические возможности государства, его национально-этнических особенностей, условия политического и географического положения. Исходя из этого, политика может способствовать или тормозить поступательное движение общества.
Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчёркивается один из основных аспектов политической деятельности: институциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т. д.
В самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно-организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика). [источник не указан 1217 дней]
Политические процессы и общество
В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).
В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику (в частности монетарную политику), военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.
В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.
Политические системы и идеологии
На сегодняшний день известно 20 политических и идеологических систем:
Глава 1 Политика как объект политологии. Сущность концепта политики и политическое
1.1 Понимание политики. Сущность концепта.
В современные языки и культуру термин “политика” вошел как заимствование с древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства людьми и обществом: “полис” (город-государство), “политес” (гражданин), “политикос” (государственный деятель), “политейя” (конституция).
Политика традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями, государствами.
Она включает функционирование политических институтов и организаций, политические нормы и традиции, властно-управленческую и организаторскую деятельность людей, их социально-политические интересы и потребности, политические идеи и взгляды.
Политика неотделима от психических состояний и свойств человека, модифицирующихся в процессе взаимодействия с властью, от понимания и осуществления ее людьми.
Политика выступает как выдающееся культурно-историческое явление. Ее становление и развитие предстает как всемирно-исторический процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением и трансляцией политических ценностей, с критическим преодолением и становлением новых форм политических отношений, управления и опыта, со сложными системами корреляции многообразных проявлений политической деятельности человека в различных обществах. Она во многом зависит от своего времени, от конкретно-исторических и цивилизационных условий, от господствующих в обществе идеологии, моральных и религиозных норм, от уровня развития самого человека, его миропонимания и культуры [2]
Таким образом, можно сказать, что:
Во – первых, политика – это сфера деятельности и соперничества определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или же заинтересованных групп (А. Бентли, Д. Трумэн и др.). Важно при этом учитывать, что марксистские трактовки политики как борьбы между классами сегодня уже утратили своё влияние. Теория же заинтересованных групп, акцентирующая внимание на их соперничестве, получила широкое распространение в тех странах, где утвердилась плюралистическая демократия.
Во-вторых, политика – это деятельность, направленная на обретение, удержание и использование власти. Политика, писал М. Вебер, это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».
В-третьих, политика – это всё то, что связано с государством, партиями и общественно-политическими движениями. Именно с их помощью участвуют в политике различные общественные группы. Именно через них они оказывают влияние на власть, а сама власть претворяется в конкретные действия.
В-четвертых, политика – это сфера реализации интересов людей, обусловленных их материальными потребностями. Подобное определение опять-таки выходит на теорию заинтересованных групп, трактующую плюралистическую демократию как конкуренцию различных интересов, каждый из которых претендует на монопольное воздействие на власть. На деле же подобное соперничество обеспечивает определенный баланс, известное равновесие таких интересов.
В-пятых, политика – это деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов. Всякая политика по природе своей конфликтна, поскольку в её основе лежат противоречия, придающие ей внутреннюю динамику. Вместе с тем политика предполагает некоторый консенсус, включающий в себя признание легитимности власти, подчинение закону, соблюдение совместно выработанных «правил игры», возможность достижения компромиссов и согласия по отдельным принципиальным вопросам политической деятельности.
В-шестых, политика – это процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для общества решений. Подобная интерпретация политики позволяет выделить основные стадии её реализации. К таким стадиям относятся: определение целей политики, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов для осуществления этих целей; контроль и корректировка политической деятельности; анализ полученных результатов для определения новых целей политики и т. д.
Каждое из приведенных определений характеризует тот или иной аспект политики.
Лишь взятые вместе они позволяют составить о ней более или менее цельное представление, не исчерпывая, однако, всего многообразия её содержания.
Кроме того, политика в самом общем смысле является предметом политологии.
Но, об этом мы поговорим в параграфе 1.3. данной работы.
1.2 Понимание «политического».
Рассматривая политическое как характеристику, относящую к политике, мы одновременно очерчиваем и содержание политики, где протекают процессы и действуют институты, несущие на себе как политические, так и неполитические черты.
Политическое оказывается важным для того, чтобы не рассматривать социальные процессы и институты исключительно как политические и видеть в них неполитическое (или то, чему не следует быть политическим[3]). В то же время политическое невозможно расценивать вне связи с его конкретным содержанием (средствами), специфическими целями и ценностями.
Где проходят границы политического? Похоже, в современном мире они перестают ощущаться и понимание политического исчезает, замещаясь в головах мыслителей и граждан странной смесью повседневного цинизма и морализаторства.
Немецкий социолог Ульрих Бек пишет: «…непременно возникающее сегодня в любой публичной дискуссии пугающее слово “глобализация” говорит не столько о закате политики, сколько о том, что политическое вырывается за категориальные рамки национального государства и даже из ролевой схемы того, что считалось “политическим” и “не-политическим”»[4].
И здесь все вполне в духе постмодернизма, превратившегося из литературной экзотики в извращенную форму умствования. Политическое оказывается всюду и нигде, одновременно все и ничто.
Государствоцентричное определение политического идет от Платона, который видел политику как «царское искусство», как искусство управлять всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т.д.) и «уметь оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» («Политик», 297b).
Центральным понятием в платоновском понимании становится благо – только «знание блага» дает в руки властителю искусство политики. И это – истинная политика, в отличие от публичных споров софистов.
Причем речь идет только о государстве, которое присутствует всюду вне семьи-рода и храма. Чем и очерчивается область политического.
Аристотелевская линия, напротив, расширяет понятие политического – поскольку политика составляет человеческую природу, человек есть существо политическое. Вместе с тем, сущность раскрывается не сама собой, а участием человека в общественной жизни, где реализуются все его достоинства и достигается высшее благо.
Понятие политического не может увязываться с другим единственным понятием, что просто замещало бы его. Поэтому, когда древние греки вели речь о благе, они знали о процессах, препятствующих его утверждению.
Неконфронтационное понимание политического оборачивается выделением в политике определенной системы, в рамках которой объявляется достижение общих целей или общего блага. Подспудно предполагается, что есть нечто, препятствующее общим целям, есть другие общества, другие политические организмы. Но их признают участниками политики только если они готовы присоединиться к тем, кто уже достиг консенсуса.
Знаменательно, что свою работу «Понятие политического» Карл Шмитт начинает с вопроса об определении сущности государства, которое затрагивает все политические теории. И от этого вопроса о государстве переходит к более общему – о политическом:
Французский мыслитель Жак Эллюль также понимает политическое как предмет и сферу общественных интересов, созданных и представленных государством, а политику – как деятельность относительно этого предмета, выраженную в поведении общественных групп
К политическому мы должны отнести такие черты, которые объект нашего внимания приобретает в результате острого конфликта, непременно приобретающего публичное выражение, и доведенного до такой стадии, в которой этические претензии предъявляются уже не к идеям, а к личностям или политическим субъектам. Причем эти претензии выражаются на языке политических ценностей (национальное и антинациональное, государственное и антигосударственное; в ином идеологическом наборе – ксенофобия и солидарность, авторитаризм и демократия и т.д.), действующем в сюжетно оформленной политической парадигме – политическом мифе. Именно миф обеспечивает этическому противостоянию долговременность и системность. Но миф становится политическим только если проистекает из политического класса, который и определяет уровень политического сознания масс. Миф масс – ничто без магии вождей.
Понимание политического означает определенный выбор – требование не пустить политическое туда, где его заведомо не должно быть; регламентировать его проникновение туда, где оно может появляться от случая к случаю; наконец, не выпустить политического оттуда, где без него жизнь фальсифицируется и увядает. Последнее особенно важно в условиях кризиса, когда политическое иссякает там, где оно должно быть, прежде всего – в представлениях нации о самой себе и собственном государстве.
1.3 Понимание политологии.
Понятие «политология» образовано от двух греческих слов «politike» — государственные, общественные дела и «logos» — учение. Следовательно, политология — это наука о политике.
Политология как наука оформилась в середине XIX века, с этого же периода используется и сам термин «политология». До этого времени все исследования политических проблем проводились в рамках других наук: философии, юриспруденции, социологии, истории и т. д.
Однако зачатки развития политической мысли появились свыше двух с половиной тысячелетий назад. Первый всплеск исследований политики связан с развитием античной демократии, когда и были заложены основы научного анализа политических проблем. Период феодализма привел к длительному застою в этой области. И только с XVIII века можно говорить о бурном развитии политологических исследований.
Формированию политологии как самостоятельной науки способствовали следующие объективные факторы:
1. Эпоха буржуазных революций привела к быстрому становлению новой административной системы. Новый класс, пришедший к власти, нуждался в долгосрочных прогнозах политического развития, для чего создавались научно-исследовательские центры, ибо стремление к целенаправленному воздействию на общественное развитие требовало проведения систематических исследований в области политики.
2. Значительно изменились и сами условия существования людей, их права и свободы. Введение всеобщего избирательного права привело к активизации политической жизни в целом. Усиление борьбы за свои права и свободы создало предпосылки для формирования первых политических партий, которые стали самостоятельно участвовать в политике.
3. Переход от феодальной раздробленности к формированию национальных государств способствовал усилению политического взаимодействия. Появление новых форм политических связей и противоречий, активизация международной политики требовали своего теоретического осмысления и анализа.
4. Серьезные изменения произошли в социальной структуре общества. В результате буржуазных революций появляются новые классы — буржуазия и пролетариат. Буржуазия не наследственна, легка на подъем, ориентирована на новое государственное устройство. Пролетариат — первый угнетенный класс, начавший бороться за завоевание власти (ранее угнетенные классы боролись лишь за свои экономические интересы). Усиливающийся антагонизм между классами обусловил необходимость серьезных политических разработок. Изменение взаимоотношений между буржуазией и пролетариатом привело к формированию первых политических идеологий.
5. Огромное влияние на становление политологии как науки оказал процесс секуляризации общественной жизни. Отделение церкви от государства способствовало тому, что многие государственные вопросы получили политические гарантии вместо церковных санкций. Основные права и свободы граждан провозглашались и закреплялись не в церковных догматах и предписаниях, а в Конституциях.
6. Существенное влияние на изменение международных отношений оказали и процессы активизации национально-освободительной борьбы народов колоний. Это привело к изменению не только в мировой политике, но и вызвало ряд изменений в странах метрополиях.
С учетом этих условий во второй половине XIX века и формируется политология как самостоятельная наука.
Политология, как и любая наука, имеет свой предмет, свои специфические методы исследования и выполняет определенные функции в обществе. Сложность определения ее предмета обусловлена во многом многоплановостью объекта политологического исследования, которым является политика.
Поэтому предмет политологии можно определить в широком и узком смысле слова.
В широком смысле слова политология выступает как интердисциплинарная область знаний. Ее предметом в данном понимании будет все, что попадает под характеристику «политическое», охватывая весь мир политики.
Но такое широкое понимание политологии не раскрывает ее специфики. Специфика же предмета политологии как самостоятельной науки раскрывается в узком понимании слова и сводится к одному рассмотрению политики в соотношении с политической властью, поскольку именно власть служит средством реализации политики.
Определяя предмет политологии через такие универсальные понятия как «политическая власть» и «политика», мы выделяем специфику политологии как самостоятельной науки.
Поэтому в определении политологии как науки и учебной дисциплины и сегодня сохраняется несколько точек зрения:
— первая исходит из понимания ее как метатеории политики. Она включает все дисциплины, исследующие политику, и охватывает все политические связи и взаимодействия, существующие в обществе, включая и изучение механизмов власти. В этом случае в понятие «политология» вкладывается «собирательный» смысл по объекту исследования. По мнению немецкого исследователя П. Ноака, политология содержит четыре элемента: политическую философию (или политическую теорию); учение о политических институтах; политическую социологию; международную политику. При этом политическая философия служит основой для остальных дисциплин. Д. Берг-Шлоссер и Х. Майер в политической науке различают политическую философию, учение о политических системах и теорию международных отношений. Но здесь и возникает вопрос о собственно политической науке. Преобладает мнение, что подобная дисциплина может стоять лишь на перекрестке выше перечисленных дисциплин;
— согласно третьей точке зрения, политология является общей теорией политики. В этом плане ее отличает от других политических наук то, что она изучает политику как целое, как социальное явление, не ограничиваясь рассмотрением отдельных аспектов политики или анализом политики в ряду других, неполитических объектов. Данный взгляд на политологию исходит из того, что стремление к власти, борьба за власть и ее удержание и есть, собственно говоря, политика. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти ради нее самой, чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает.
Следовательно, политика является той областью общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические силы, стремящиеся к власти, а социальной организацией, обладающей «конечной» властью над людьми, выступает государство. Оно, как субъект управления, призвано сплачивать, объединять, интегрировать цели, интересы, индивидуальные, групповые воли и, по возможности, направлять их на реализацию единой общенациональной политики. Эта функция в той или иной степени присуща любому государству и его политике, полнота же ее осуществления в значительной степени зависит от уровня демократичности государственных структур.
Однако вряд ли можно отрицать, что политика есть особая сфера жизнедеятельности людей, связанных с властными отношениями, с государством и государственным устройством, социальными институтами, принципами и нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.
И здесь вполне четко просматриваются связи и отношения, носящие закономерный характер и являющиеся предметом изучения науки о политике. Она, как представляется:
— раскрывает природу, факторы формирования, способы функционирования и институционализации политики;
— определяет основные тенденции и закономерности, действующие в политической сфере общества, стратегические приоритеты и на этой базе способствует выработке долгосрочных целевых установок и перспектив развития политических процессов;
— показывает политику как борьбу за власть и ее удержание, как формы и методы властвования;
— вырабатывает методологию политического анализа, политических технологий и политического прогнозирования, базирующихся на теоретическом видении проблемы, а также на результатах эмпирических исследований.
1.4 Соотношение политики и политологии.
На первый взгляд кажется очевидным, что как различия между политикой и политологией, так и взаимоотношения между ними не составляют никакой проблемы.
Однако при более внимательном рассмотрении ситуация оказывается далеко не такой простой.
К примеру, в западных странах в названиях учебных и научных учреждений политологического профиля, а также в специальной литературе понятия «политика» и «политология» попросту отсутствуют, во всяком случае, не получают терминологического выражения.
«Академическую» дисциплину, которую мы называем политологией, англичане и американцы продолжают упорно именовать политикой. Существуют и другие серьезные признаки неразличения понятий «политика» и «политология». Достаточно назвать такие широко распространенные, в том числе среди профессионалов, выражения, как «политическая наука» и «политическая теория».
Нельзя сказать, что политология сегодня является самостоятельной эмпирической наукой. Это выражается в двух обстоятельствах:
— во-вторых, в том, что она часто подвергается воздействиям, далеко не всегда способствующим объективности исследований и, как правило, не осознаваемым самими учеными.
Разумеется, для обретения своей научной полновесности и эффективности политология должна отпочковаться от других наук. Однако главным препятствием на пути самоопределения политологии все-таки является второе обстоятельство.
Это, в сущности, и составляет основное объективное обстоятельство, препятствующее различению и разъединению политики и политологии. Естественно, между политологической теорией и политической концепцией есть немало существенных различий.
Главное из них состоит в том, что эта (как и вообще всякая научная) теория есть знание, то есть совокупность, а вернее сказать, система констатирующих положений о политике. Что же касается политической концепции, она является совокупностью (системой) оценивающих и рекомендующих положений.